2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)
УДК 027.7 (571.16)
А. А. Коршунова (Толстова)
БИБЛИОТЕКА ИМПЕРАТОРСКОГО ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД1
В статье анализируется важный источник по истории Научной библиотеки Томского государственного университета в дореволюционный период «Известия Императорского Томского университета». Рассматриваются следующие вопросы: структура библиотеки; источники формирования и состав первоначального фонда; каталогизация и инвентаризация книг; деятельность библиотечной комиссии; кадровый состав; правила пользования библиотекой Императорского Томского университета. Ключевые слова: Научная библиотека Томского государственного университета, университетская библиотека, история.
Среди вузовских книгохранилищ за Уралом главенствует, безусловно, фундаментальная библиотека Томского университета - старейшего вуза Сибири - Научная библиотека Томского государственного университета. Основанная в 1880 г., она была открыта для читателей одновременно с университетом в 1888 г.
История Научной библиотеки Томского государственного университета неразрывно связана с историей университета и его деятельностью. Уже на первом этапе своего развития библиотека являлась структурным подразделением университета, обслуживая его учебные и научные запросы, получала от него постоянную помощь. Вся история ее существования свидетельствует о выполнении основной задачи - обеспечение информационной поддержки как образовательной, так и научно-исследовательской деятельности университета. В связи с этим актуальным является рассмотрение предпосылок возникновения, определяющих факторов и этапов формирования библиотеки Томского государственного университета.
Одним из важных источников по истории Научной библиотеки Томского государственного университета в дореволюционный период являются «Известия Императорского Томского университета» [1], которые выходили ежегодно с 1889 г. по мере накопления материала и содержали два отдела. Первый отдел заключал в себе ученые труды сотрудников университета, наблюдения, заметки и другие материалы; во втором помещались отчет о состоянии университета за истекший год; журналы заседаний Совета; программы и обозрения преподавания; рецензии о работах, представленных на соискание медалей; отзывы о диссертациях и другие данные, касающиеся внутренней жизни университета. Также в виде приложения в «Известиях» печатались более обширные оригинальные статьи и руководства.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 11-11-70001а/Т.
Ценным материалом по истории Научной библиотеки в дореволюционный период являются опубликованные в «Известиях» отчеты о деятельности факультетов, кафедр и библиотеки; журналов заседаний Совета университета и библиотечной комиссии. Выявление сведений о библиотеке университета, опубликованных в «Известиях», позволяют раскрыть более полно ее историю в дореволюционный период. Так, особый интерес представляют Правила пользования библиотекой, опубликованные в «Известиях Императорского Томского университета» в 1893 г.
На первых порах пользование главной библиотекой не регламентировалось никакими документами и представлялось на усмотрение библиотекаря, а единых правил пользования университетскими библиотеками в ту пору не было - каждая составляла свои. Поэтому уже 21 февраля 1889 г. Совет университета рассмотрел проект Правил пользования библиотекой, составленный В.М. Флоринским. Совет внес в проект ряд изменений и дополнений и отослал документ на утверждение в Министерство народного просвещения. Там Правила были рассмотрены и возвращены в университет на доработку. В 1892 г. Совет университета вновь рассматривал Правила с учетом замечаний министерства. После доработки специальной комиссией в составе профессоров М.Г. Курлова, Ф.Я. Капустина, Д.Н. Беликова и библиотекаря С.К. Кузнецова 15 июня 1892 г. Правила пользования библиотекой Томского университета были утверждены министром И. Д. Деляновым и вступили в силу [2. С. 29].
Правила пользования библиотекой Томского университета состояли из 9 разделов, в которые входило 99 параграфов с обширными примечаниями. В первом разделе «Общие постановления» определялась структура библиотеки, в которую входили три отделения: фундаментальная библиотека (основной фонд и выдача книг на дом), читальная комната и студенческая библиотека. Имелись также и специальные библиотеки, формирующиеся при профессорских кабинетах за счет кабинетских средств, дублетов фундаментальной библиотеки, а также частных пожертвований [3. С. 94].
Заведовал библиотекой Томского университета непосредственно библиотекарь, а в штате состояли также два его помощника. Кроме того, по представлению библиотекаря с его личной рекомендацией могли быть определены по вольному найму один-два канцелярских служителя для письменных работ. Для наблюдения за правильным ходом приобретения книг и записью их в каталог назначалась библиотечная комиссия из четырех человек, избираемых Советом университета, непременным членом которой являлся библиотекарь. В начальный период деятельности библиотеки должность библиотекаря Томского университета занимал С.К. Кузнецов (1888-1903 гг.), участвовавший также в составлении Правил пользования библиотекой 1892 г.
В ряде параграфов Правил давались подробные указания о порядке приобретения книг, их учете и каталогизации. Так, в библиотеке должны были быть инвентарный, алфавитный и систематический каталоги. В инвентарный каталог должны были вноситься все поступившие в библиотеку книги с точным их описанием. Алфавитный каталог разделялся на две части: для книг на русском и иностранном языках. Систематический каталог составлялся библиотекарем совместно с преподавателями университета и печатался по мере
подготовки в отделах [3. С. 97]. Так, в 1893 г. напечатано было: по медицинскому отделению библиотеки листы 57-67 (№ 39643-412100), всего 11 листов; алфавитного указателя к каталогу - листы 15-18, всего 4 листа; по русскому отделению библиотеки листы 45-49, всего 5 листов [4. С. 57]. Правда, не все книги, поступавшие в библиотеку, своевременно описывались и каталогизировались. Одной из причин этого была нехватка сотрудников. К 1892 г. систематический каталог был составлен на книги медицинского отделения, но работа над его совершенствованием продолжалась еще несколько лет. Систематический каталог на другие книги составлялся позднее, после открытия в университете в октябре 1898 г. юридического факультета [2. С. 36].
Согласно Правилам пользования библиотекой книги приобретались: 1) по непосредственному распоряжению Совета; 2) по представлению библиотекаря; 3) по заявлениям профессоров и преподавателей; 4) дарения от правительственных учреждений, ученых обществ, частных лиц [5. С. 97].
Одной из характерных особенностей пополнения фонда библиотеки Томского университета в дореволюционный период было также приоритетное внимание к той литературе, которая отражала специфику обучения в вузе. Поскольку первоначально Томский университет действовал лишь в составе медицинского факультета, библиотекой приобретались в первую очередь издания именно данной тематики.
Значительную часть поступлений по-прежнему составляли личные пожертвования. За первые пять лет после открытия библиотеки в ее фонд влилось несколько ценных коллекций медицинской литературы. Богатые коллекции книг по медицине были представлены в собраниях профессоров
В.А. Басова, В.М. Флоринского, доктора Пфейфера и др. Профессор и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский передал в библиотеку 3000 томов книг по истории медицины [5. С. 22].
В 1889 г. известный русский терапевт, общественный деятель и редактор журнала «Врач», заслуженный профессор Военно-медицинской академии в Петербурге В. А. Манассеин завещал в дар Томскому университету свою богатейшую библиотеку, насчитывавшую около 39 тыс. экземпляров книг, журналов, брошюр и оттисков. В составе библиотеки В.А. Манассеина имелась литература по многим разделам медицины, особенно полно были представлены диссертации, защищенные во второй половине XIX в. На многих книгах имеются дарственные надписи выдающихся русских ученных и общественных деятелей - В.М. Бехтерева, А.Ф. Кони, П.Ф. Лесгафта, И.М. Сеченова, Н.Ф. Склифосовского и др. [2. С. 33-34].
В дар университету в дореволюционный период были переданы также личные библиотеки медицинской литературы и других жертвователей. Это библиотека профессоров Петербургской медико-хирургической академии А.П. и П.А. Загорских, содержащая редкие и весьма ценные издания по анатомии и физиологии, собиравшиеся тремя поколениями Загорских. В это же время в фонд библиотеки поступили личная библиотека профессора Харьковского университета Лашкевича, коллекция книг главного врача Петербургской больницы для душевнобольных П.И. Дюкова и др.
Открытие юридического факультета привело к необходимости формирования соответствующего раздела фонда. Следствием этого была, например, покупка университетом в 1896 г. личной библиотеки венского профессора Рудольфа Гнейста, насчитывавшей свыше восьми с половиной тысяч томов. Покупка была осуществлена по постановлению совета юридического факультета университета [6. С. 87]. В 1897 г. книготорговая фирма «Густав Фок», через которую была проведена покупка, в дополнение к библиотеке Гнейста прислала еще свыше 1300 томов изданий юридической тематики. Тогда же университет закупил личную библиотеку министра внутренних дел Н.А. Неклюдова, которая включала свыше 4 тыс. томов книг и журналов по юриспруденции [2. С. 38].
Юридическая литература из приобретенных и дарственных коллекций поступала в библиотеку большими партиями, но студентам юридического факультета необходимы были документальные и справочные издания для практических занятий. Вследствие этого возникла необходимость создания специального юридического кабинета. В 1902 г. кабинет был открыт, и студенты получили возможность работать с литературой, которая приобреталась на специально выделяемые средства или бралась из фонда главной библиотеки.
Комплектование фонда библиотеки шло также за счет собственных изданий. Это были отдельно изданные курсы лекций: «Краткий курс минералогии и геологии: издание для студентов медиков» (Томск, 1903); литографированная рукопись «Записки по зоологии, составленные по лекциям профессора Кащенко, читанным студентам Императорского Томского университета в 1889/90 академическом году, студентами Гурьевым и Сасыкиным» (Томск, 1889-1990 ), составленная на основе источников из фонда библиотеки, и др.
Среди научно-практических и популярных работ можно отметить труды: «Современная гигиена и главнейшие задачи этой отрасли знаний» и «Проект организации санитарной статистики в Томске» А.И. Судакова, «Речь, произнесенная при открытии клиник Императорского Томского университета 1-го октября 1891 г.» Н.А. Роговича и др. [7. С. 34-35].
В зависимости от вида и содержания литературы книжный фонд делился на три части. В первую часть входили сочинения, запрещенные цензурой, и секретные издания. Этими книгами разрешалось пользоваться в исключительных случаях профессорам и только в библиотеке. Разрешение на пользование такой литературой выдавалась Советом университета, если указанные научные цели, для которых требовалось запрещенное издание, признавались уважительными. Ко второй части относились книги, которыми можно было пользоваться только в библиотеке без разрешения Совета. К этой категории относились рукописи, редкие и дорогие издания, эстампы, гравюры, рисунки, архитектурные чертежи, атласы. Третью же часть составляли книги и издания, которые выдавались на дом без каких-либо ограничений.
Правом получения книг на дом из фундаментальной библиотеки пользовались: попечитель учебного округа, ректор, почетные члены университета, профессора, находящиеся на действительной службе и отставные, штатные и нештатные преподаватели; стипендиаты, оставленные после университета для приготовления к профессорскому званию; студенты университета по особому листу, выдаваемому инспектором университета. Для посторонних
лиц, занимавшихся научными исследованиями, требовалось разрешение ректора и поручительство двух профессоров [3. С. 100].
В читальный зал допускались только те студенты, которые занимались научной работой под руководством профессора и по его рекомендации. В зале могли заниматься только лица мужского пола. Об этом прямо сказано в параграфе 58 Правил. Кроме того, заниматься в читальном зале могли лица, состоявшие на службе в Министерстве народного просвещения, врачи и местные чиновники, известные библиотекарю или его помощнику [3. С. 102].
Отдельный раздел Правил был посвящен студенческой библиотеке, которой могли пользоваться все студенты. Существовала она при доме общежития и содержала руководства, учебные пособия и учебники по тем наукам, которые преподавались в университете. Ведали библиотекой помощник инспектора и два или более студента, которые вели каталоги, выдавали книги и наблюдали за их сохранностью. В этом отношении Правила можно было назвать первым организационно-методическим документом библиотеки, который действовал на протяжении всего дореволюционного периода. 5 марта 1915 г. обсуждался вопрос об изменении правил пользования библиотекой. Новый проект Правил был утвержден Советом университета, но в действие был введен только в октябре 1917 г.
Таким образом, анализ Правил пользования библиотекой позволяет сделать вывод о том, что библиотека в дореволюционный период не являлась закрытым учреждением и была доступна не только профессорам Томского университета. Что же касается выдачи определенной литературы, то здесь, конечно, проявлялась сущность политики самодержавия [2. С. 31]. Власть в условиях роста активности общественного и революционного движения должна была проводить политику ограничения в области печати и образования. Тем более такое положение существовало не только в библиотеке Томского университета, а было присуще всем университетским библиотекам России того периода.
Кроме того, уже на начальном этапе своего развития библиотека Томского университета как его структурное подразделение выполняла такие возложенные на нее задачи, как содействие и поддержка учебного и исследовательского процесса университета. Профессиональная деятельность Научной библиотеки Томского государственного университета на современном этапе, ее особенности во многом определяются сложившимися традициями работы в составе классического университета, потенциалом и статусом самой библиотеки. Наличие же в библиотеке уникальных редких изданий позволяет по праву считать библиотеку «подлинной книжной сокровищницей Сибири» и высоко оценить ее роль в развитии культуры.
Литература
1. Известия Императорского Томского университета. Кн. 1-65. Томск, 1889-1917.
2. ФилимоновМ.Р. Книжная сокровищница Сибири. Томск, 1988. 198 с.
3. Правила пользования библиотекой Императорского Томского университета // Известия Императорского Томского университета. Кн. 5, отд. 1-2. Томск, 1893. С. 94-106.
4. Известия Императорского Томского университета. Кн. 5, отд. 1-2. Томск, 1893.
А.И. Коршунова (Толстова)
126 -----------------------------------------------------------------------------------
5. Некрылов С.А. История становления и развития научных школ и направлений в Томском университете в дореволюционный период. Томск, 2001. 124 с.
6. Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 2: Конец XIX - начало XX в. / С.А. Пайчадзе. Новосибирск, 2001. 386 с.
7. Эрлих В.А. Вузовские библиотеки Сибири и Дальнего Востока в дореволюционный период: Наука. Просвещение, духовность // Библиотека и духовная культура нации. Новосибирск, 2002. 264 с.