х сов науки и образования (включая вопросы оформления комплекта документов); ^ • консультирование по правовым нормам авторско-2 го права на интеллектуальную собственность; < • регистрация (учет) электронных ресурсов науки и § образования;
Ц • каталогизация электронных ресурсов науки и об-ш разования;
2 • оказание помощи авторам и организациям-разработчикам в регистрации электронных ресурсов науки и образования в Национальном информационном фонде неопубликованных документов (ФГНУ «ЦИТиС»).
Пользователями Регионального отделения Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и
образование» — Санкт-Петербург являются:
• авторы и авторские коллективы — разработчики электронных ресурсов Санкт-Петербурга (СевероЗападного федерального округа);
• организации-разработчики электронных ресурсов Санкт-Петербурга (Северо-Западного федерального округа).
• РО ОФЭРНиО — Санкт-Петербург принимает на регистрацию разработки на основании письменного обращением организации-разработчика, авторов и авторских коллективов.
Регистрации подлежат:
• электронные учебники;
• электронные учебно-методические комплексы;
• учебные пособия и другие методические материалы;
• сборники задач, тестов;
• программные модули и системы, поддерживающие документооборот и инфраструктуру образовательных учреждений;
• разработки алгоритмов и программ, применяемых в учебных и научных целях;
• другие электронные ресурсы, имеющие научное и образовательное назначение. Немаловажным пунктом является то, что работы,
зарегистрированные в РО ОФЭРНиО — СПб., учитываются Всероссийской аттестационной комиссией (ВАК),
согласно Инструкции к действующему Положению о присуждении ученых степеней (Приложение 3, пункт б).
Особенностью реализации современных информационных, электронных услуг и ресурсов является использование и учет информационных пространств. Концепция интеграции информационного обеспечения приводит к необходимости создания единого информационного пространства в масштабах страны, отрасли и в масштабе конкретной организации.
В заключение хотелось бы дополнить, что использование интеллектуальной собственности позволит вузу и авторам получить дополнительные доходы от передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Поэтому документальное подтверждение прав собственности и правильное оформление прав на использование интеллектуальной собственности, а также получение официальных охранных документов позволяет обеспечить реальную возможность контроля соответствующей доли рынка.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Требования, основные положения и словарь.
2. ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
3. Дудкина М. Н. Формы коммерциализации интеллектуальной собственности наукоемких предприятий. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного технического университетата, 2009.
4. Костарев В. Е. Интеллектуальная собственность как неотъемлемая часть национальной экономики // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 1 (11).
5. Новосельцев О. В. Коммерциализация, оценка, учет и аудит интеллектуальной собственности в имуществе предприятия / О. В. Новосельцев. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. (Инновационная деятельность; Вып. 37.)
6. Кузьмина С. Н. Объекты интеллектуальной собственности как элемент инновационного потенциала современного высшего учебного заведения // Экономика и управление. 2010. № 5 (55).
7. Реализация процессного подхода при внедрении системы менеджмента качества в организации: Практическое пособие ООО «Конфлакс» / Сост. М. З. Свиткин. СПб.: ООО «Конфлакс», 2002.
Библиотека Академии в информационном обеспечении образовательного процесса вуза
Academy library in information support of educational process of high school _
027.7
Светлова Вера Алексеевна
директор библиотеки Санкт-Петербургской академии управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Svetlova Vera Alekseevna
190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A
В статье представлен опыт работы библиотеки Санкт-Петербургской академии управления и экономики по внедрению автоматизированной информационно-библиотечной системы «ИРБИС» и инновационных технологий в информационное обеспечение образовательного процесса.
The article presents the experience of library of Saint-Petersburg academy of management and economics with the introduction of automated information-library system "IRBIS" and innovative technologies in the information support of the educational process.
Ключевые слова: библиотеки вузов, информационное обеспечение, электронные библиотеки, инновационные технологии, автоматизация библиотек, электронные каталоги, веб-сайт библиотеки
Keywords: university libraries, information provision, electronic libraries, innovative technologies, automation of libraries, electronic catalogs, the Web site of library
«Современные вузовские библиотеки можно рассматривать как информационную базу интеллектуального развития, своеобразные „ворота" доступа к ресурсам»
Необходимость построения образовательного процесса на основе современных информационных технологий в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Уровень комфортности доступа к информации независимо от ее формата выступает важным показателем деятельности вузовской библиотеки и одним из условий успеха внедрения инновационных образовательных технологий в практику.
Сегодня современной считается та библиотека, которая имеет свободный оперативный доступ к максимальному объему информационных ресурсов для всех своих пользователей, может обеспечить качественную и устойчивую работу всего комплекса биб-лиотечно-информационного обслуживания на основе автоматизации всех библиотечных процессов и внедрения информационных технологий как в локальном, так и в удаленном режиме.
Быстрое реагирование на инновационные изменения в сфере образования и новые информационные потребности читательского контингента вуза влекут за собой активное изменение методов и форм информационно-библиотечного обслуживания и деятельности библиотеки. Информатизация библиотеки становится одним из приоритетных направлений усовершенствования деятельности Академии. Результатом этого процесса служит автоматизация технологических процессов, пополнение информационных ресурсов библиотеки документами на новых носителях, формирование электронной библиотеки, активное использование возможностей Интернета в информационной практике библиотеки. Данные тенденции обусловили необходимость формирования новой стратегии, которая выражается в создании нового имиджа библиотеки как информационно-образовательного центра Академии.
Библиотека СПбАУЭ приступила к компьютеризации библиотечных процессов в 2000 г. в АИБС «ИРБИС». Система автоматизации библиотек «ИРБИС» — это комплекс программных средств, обеспечивающих автоматизацию современных библиотечных технологических процессов, позволяющих предоставлять пользователям принципиально новые возможности для удовлетворения своих информационных потребностей.
Разработчиком и распространителем системы «ИРБИС» является Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий. Учредители Ассоциации: Государственная Публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России и др. В России и странах СНГ система «ИРБИС» является одним из признанных лидеров среди программных продуктов подобного рода. В настоящее время «ИРБИС» применяется в сотнях библиотек разного масштаба и разного профиля. Отличительной особенностью «ИРБИС» является то, что она ориентирована на пользователей, которые не являются специалистами высокого уровня
в вычислительной технике. Использование «ИРБИСа» х безусловно, многократно расширяет возможности в s обслуживании читателей библиотеки. «ИРБИС» об- ^ ладает широкими возможностями для адаптации к 2 условиям работы конкретной библиотеки, т. е. при пе- < редаче и установки системы может производиться ш настройка в соответствии со специфическими требо- Ц ваниями пользователя. ^
Первым этапом внедрения АИБС «ИРБИС» в биб- v лиотеке Санкт-Петербургской академии управления и экономики было создание Электронного Каталога (ЭК) на весь библиотечный фонд, который сочетал бы в себе возможности традиционных каталогов: алфавитного, систематического и предметного. К каждому изданию из книжного собрания библиотеки создавался поисковый образ документа, который помимо традиционных поисковых элементов (автор, заглавие, год и место издания) имеет дополнительные параметры для поиска или уточнения необходимой пользователю адресной информации, например: ISBN документа, страна издания, язык издания, вид носителя, аннотация или оглавление, количество свободных экземпляров, индивидуальный штрих-код и многое другое.
Следует сказать, что уже сегодня значительную долю в общем составе библиотечно-информационных ресурсов нашей библиотеки начинают занимать электронные информационные ресурсы, которые дают пользователю возможности качественно нового уровня: быстрый поиск, оперативный доступ, удобство в использовании, интерактивные возможности. В состав информационных ресурсов библиотеки СПбАУЭ входят: документный фонд библиотеки на различных носителях информации, как традиционных, так и машиночитаемых, который полностью отражен в электронном каталоге; справочно-поисковый аппарат; базы данных и информационные продукты библиотеки, как созданные библиотекой, так и приобретенные, или заимствованные.
К 2002 г. основная часть библиотечного фонда была введена в электронный каталог, что позволило приступить к следующему этапу модернизации: организации автоматизированной книговыдачи. На основе технологии штрих-кодирования был создан электронный каталог читателей. Каждому пользователю выдается электронный читательский билет, который является основным документом для получения книг на абонементе. Таким образом, к концу 2002 учебного года коллектив библиотеки освоил технологию автоматизированной книговыдачи, которая, по сравнению с традиционной, имеет массу преимуществ: электронный формуляр, в отличие от бумажного, не подвергается износу, легко редактируется; в минимальные сроки осуществляется процесс выдачи/сдачи литературы пользователям, считывание выдаваемого издания, производится сканером автоматически, поэтому исключаются ошибки, присущие человеческому фактору. Введение данной технологии позволило библиотеке получать объективные статистические данные по книговыдаче, посещаемости, рейтингам самых популярных учебных изданий; существенно повысить достоверность библиотечной статистики; создавать планы на перспективу.
Осуществив внедрение всего комплекса АИБС «ИРБИС»: комплектование, каталогизация, книговы-дача, библиотека в 2008 г. приступила к созданию собственного веб-сайта и Электронной библиотеки Академии. Общепризнано, что сегодня использование Электронных библиотек является одним из наиболее
! перспективных способов информационного обеспе-5 чения образовательного процесса. В понятие ЭБ ^ включается упорядоченная коллекция разнородных 2 электронных документов, снабженных средствами < навигации и поиска. Коллекции включают библиогра-ш фическую, реферативную или полнотекстовую инфор-Ц мацию. Целями создания ЭБ являются: повышение ^ качества информационного обслуживания; диверси-v фикация информационных услуг; доступность информации любых видов и тематики; увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам.
Изучение практики создания сайтов позволило нам сформулировать ряд общих требований, которым должно отвечать виртуальное представительство библиотеки. Все они базируются на общих критериях для веб-серверов. К ключевым показателям качества вебсерверов в настоящее время относятся:
• глубина содержания;
• простота навигации;
• стабильность информационных ресурсов;
• оперативность обновления информации;
• доступность для пользователей;
• единство дизайна всех разделов.
Для реализации этих целей библиотекой был приобретен веб-модуль АБИС «ИРБИС». На базе «ИРБИС-64» ведутся электронные каталоги полнотекстовых документов, правообладателями которых является Академия. Видовой состав документов представлен в основном электронными учебниками, сборниками научных конференций, ученых записок СПбАУЭ, монографиями преподавателей вуза, учебно-методическими комплексами по всем реализуемым дисциплинам Академии.
Кроме электронных полнотекстовых баз данных собственной генерации на сайте библиотеки (http:// library.ime.ru) представлен Электронный каталог библиотеки, работающий в режиме реального времени, представлены ссылки на информационные ресурсы удаленного доступа, словари, энциклопедии, справочники, а также коммерческие подписные Электронные библиотеки, доступ к которым осуществляется по IP-адресам Академии. Для работы с указанными ресурсами предусмотрена авторизация пользователя (номер электронного билета и фамилия читателя). Контент сайта имеет конкретную дифференцированную направленность по пользовательским группам: студенту, аспиранту, преподавателю. Работа над структурой и информационным содержанием сайта постоянно продолжается. С 2010 г. был реализован сервис предварительного бронирования (заказа) литературы, что существенно расширило возможности работы с электронным каталогом пользователям вечерней и заочной форм обучения. Также на сайте библиотеки представлена виртуальная справочная служба on-line, где любой читатель в свободной форме вопроса может получить информацию о наличии определенного издания в фонде, проконсультироваться о возможностях поисковых сервисов ЭК и многом другом.
Большое внимание уделяется виртуальным экспресс-опросам наших пользователей по вопросам полноты информационных ресурсов, их тематической направленности, удовлетворенности библиотечно-библиографическим обслуживанием.
Доступ к Электронному каталогу библиотеки и полнотекстовым базам данных электронных документов возможен как в локальной сети Академии, так и в удаленном режиме с веб-сайта библиотеки http://library.
ime.ru/. Это учебники и учебные пособия, монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, учебно-методические комплексы, видеолекции, «Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики» и другие документы, созданные преподавателями и сотрудниками Академии. В рубрике «Информационные ресурсы» в единой точке доступа представлены ссылки на крупнейшие библиотеки мира, образовательные и информационные порталы, по тематике образовательных программ Академии.
Собственные полнотекстовые информационные ресурсы дополняются приобретенными базами данных у наиболее известных поставщиков информации. С сентября 2010 г библиотека СПбАУЭ является участником «Национального Электронно-Информационного Консорциума» (НЕИКОН). НЭИКОН — это организация, основная цель которой обеспечить доступ российских библиотек, университетов, институтов к научной периодической информации в электронной форме. В рамках данного проекта нашей Академии предоставляется тестовый доступ к наиболее известным зарубежным информационным ресурсам:
• к международной новостной службе World News Connection (WNC);
• это электронная база данных периодических печатных изданий со всего мира: Европа, Азия, Африка и Латинская Америка. Тестовый доступ открыт до конца декабря 2010 г.;
• к коллекции электронных книг Books24x7. Электронный ресурс, содержащий более 27 000
книг и экспертных материалов по различным тематикам. Коллекции книг Books24х7 ориентированы на профессионалов всех уровней и различных областей знаний: IT-специалисты, инженеры, финансисты, аналитики, менеджеры, HR-специалисты, руководители высшего звена, работники сферы гостиничного обслуживания, пользователи офисных приложений и др. Материалы представлены на английском языке.
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2010 г. № 588 «О внесении изменений в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-ин-формационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса ...», существенно изменилась политика формирования и предоставления информационных образовательных ресурсов в высшей школе. Сегодня обязательность подключения вузов к электронно-библиотечным системам является одним из главных и наиболее актуальных отличий новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от ранее утвержденных.
Процитируем: «7.17. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет».
Для реализации данных требований библиотекой академии был существенно увеличен перечень под-
писных полнотекстовых информационных ресурсов на 2010/2011 учебный год. Сегодня на web-сайте библиотеки представлены следующие ЭБС и информационные базы данных:
1. http://grebennikon.ru
Библиотека научной периодики по маркетингу, менеджменту, финансам, управлению персоналом и др. Очень удобный поисковый интерфейс. Доступ осуществляется по IP-адресам Академии.
2. http://elibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 1900 российских научно-технических журналов, в том числе более 900 журналов в открытом доступе. Электронная научная библиотека «e-library» — это полнотекстовый доступ к научным журналам с глубиной архива 10 лет. Доступ осуществляется по IP-адресам Академии.
3. http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека online
«Университетская библиотека онлайн» — это электронная библиотечная система, специализирующаяся на учебных материалах, в том числе электронных учебниках для вузов. Это — образовательный ресурс, материалы которого охватывают фундаментальную базу знаний по гуманитарным дисциплинам и предназначены для использования студентами и преподавателями в учебном процессе. Библиотека включает более 12 000 книг Электронные издания сгруппированы в целостные тематические и издательские коллекции, сопровождены аннотациями, представ-
лены в едином издательском формате, адаптиро- | ванном для чтения с экрана и приспособленном к 5 целям научного цитирования. Доступ осуществля- ^ ется по 1Р-адресам. Данный ресурс представлен не 2 только в Академии, но и во всех региональных ин- < ститутах. ш
4. http://www.ivis.ru/ Центральная пресса России
База данных открывает доступ к полным текстам ^ более 60 центральных ежедневных и еженедельных ^ изданий. Более десяти центральных газет появляются на сайте «Ист Вью» за 8-10 часов до выхода из печати. Усовершенствованный поисковый механизм позволяет делать простые и сложные запросы по всем материалам, содержащимся в базе данных, а также по отдельным изданиям и выпускам. Содержит более двух миллионов статей и архивы, начиная с 1980 г
Перечень информационных ресурсов еще не окончательно сформирован. Ведутся переговоры о доступе к полнотекстовым ресурсам по юриспруденции, правовым базам данных «Нормативные документы системы образования и законодательство России», библиографическим БД ИНИОН.
Таким образом, использование в работе не только традиционных бумажных изданий, а также и электронных источников информации создает для библиотеки ряд новых возможностей, позволяющих добиваться высокого уровня информационного обеспечения пользователей, и открывает широкие перспективы для дальнейшего развития и совершенствования библиотечной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что использование электронных ресурсов в библиотеке академии с каждым годом будет возрастать, а спектр оказываемых с их помощью услуг — расширяться.
Партнеры Академии
Городской Университет Сиэтла (City University of Seattle)
Городской университет Сиэтла (City University of Seattle) — крупнейшее частное некоммерческое учреждение высшего образования на Северо-Западе США. В данный момент в нем и его отделениях по всему миру обучается более 40 000 специалистов. Миссия Университета, по мнению его Президента и ректора профессора Ли Горсача, состоит в том, чтобы максимально облегчить путь к качественному образованию человека в любом возрасте и социальном статусе, способствуя тем самым улучшению жизни человека вообще.
Миссия Университета основана на следующих философских принципах:
• образование — это процесс длиною в жизнь и оно должно быть действительно приоритетом обучающегося;
• образование должно соответствовать ожиданиям студента и должно быть организовано максимально удобно;
• любой желающий учиться должен иметь эту возможность.
Научные степени, академические достижения, общественный вклад выпускников подтверждают успех Сиэтлского городского университета как хорошо продуманного живого организма.
Основанный в городе Сиэтле в 1973 г. как Городской колледж (City College), городской универститет Сиэтла получил свое теперешнее название в 1982 г., по решению Губернаторского совета.
Ориентируясь на ранней стадии развития на доклады и рекомендации влиятельной Комисии Карнеги (Carnegie Commission) и Комиссии «Сиэтл 2000» (Seattle 2000 Commission), университет одним из первых откликнулся на потребности в образовании взрослого работающего населения.
Университет готовит дипломированных специалистов, предлагает последипломное образование и обширную программу дальнейшего образования во множестве академических областей по экономическим, юридическим, статистическим, общественным, финансовым, социальным, лингвистическим, высокотехнологическим направлениям. В университете успешно осуществляется международная программа заочного обучения.
Городской университет Сиэтла осуществляет образовательную деятельность в почти 20 своих представительствах по всему миру — в штате Вашингтон, на Гавайях, в канадских провинциях Британской Колумбии и Альберты, в Болгарии, Чешской республике, Греции, Румынии, Словакии, Китае и Мексике.
Дисперсия учебных центров и использование множества систем поставки информации помогает сделать образование удобным для всех. С момента принятия университетом стратегии пожизненного образования прошло уже много времени, и его цели уже давно приняты во всем мире. Идея постоянного образования вне зависимости от времени, места и существующих шаблонов получила общенациональное признание в США и сегодня считается чем-то само собой разумеющимся. Городской университет Сиэтла гордится ролью, которую он сыграл в авангарде этого движения. Ежегодно университет принимает более чем 350 международных студентов в США и Канаде. Каждый год тысячи студентов во всем мире получают доступ к качественному образованию очно и заочно (по материалам с сайта городского университета Сиэтла (City University of Seattle) — http://www.cityu.edu).