Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 1. С. 99-110. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (1): 99-110.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 02:378
DOI 10.21510/18173292 2022 95 99 110
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ В ВУЗЕ
1 2 Анастасия Ивановна Порошина , Мария Викторовна Кустова
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия, [email protected],
ORCID0000-0003 -2619-0749 2 [email protected], ORCID 0000-0003-3277-4572
Аннотация. В статье рассматривается опыт преподавания в Челябинском государственном институте культуры в рамках профиля «Информационно-библиотечное обслуживание». Современное высшее библиотечно-информационное образование представлено в его неразрывной связи с практической деятельностью библиотек. Показано, каким образом развивается и углубляется тема библиотечного обслуживания в рамках изучения системообразующей обязательной дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание», написания курсовой работы по данной теме, освоения дисциплин по выбору, тесно связанных с актуальными потребностями библиотечной практики. Предложен содержательный анализ дисциплин из учебного плана, связанных с библиотечно-информационным обслуживанием, - «Культурно-досуговые технологии в библиотечной деятельности» и «Литературное и читательское развитие в условиях библиотек». Курсовая работа по библиотечно-информационному обслуживанию формирует у студентов навыки самостоятельного решения конкретных профессиональных задач. Дисциплина «Культурно -досуговые технологии в библиотечной деятельности» направлена на изучение основных культурно-досуговых технологий, умение проектировать и внедрять инновационные проекты и программы библиотечно-информационной деятельности. «Литературное и читательское развитие личности в условиях библиотек» дает представление о возможностях библиотек в сфере литературного развития личности, о методическом обеспечении литературного развития в условиях библиотек. Сделаны выводы о необходимости применения в профессиональном высшем библиотечном образовании интегративного и практико-ориентированного подходов. В разработке и реализации учебного плана следует выбирать приоритеты и направления, актуальные для современных библиотек. Высшее библиотечное образование должно реагировать на реальные потребности библиотечной практики, к которым, безусловно, сегодня относятся культурно-досуговые технологии и литературное развитие юных читателей.
Ключевые слова: библиотечное образование, библиотечно-информационное обслуживание, практико-ориентированный подход, культурно-досуговая деятельность, литературное развитие, читательское развитие, литературно-творческая практика
© Порошина А.И., Кустова М.В., 2022.
Для цитирования: Порошина А.И., Кустова М.В. Библиотечно-информационное обслуживание как предмет моделирования в образовательных программах в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 1. С. 99-110.
THEORY AND PRACTICE OF PROFESSIONAL EDUCATION
Original article.
LIBRARY AND INFORMATION SERVICE AS A SUBJECT OF MODELLING IN EDUCATIONAL PROGRAMS AT THE UNIVERSITY
1 2 Anastasia I. Poroshina , Maria V. Kustova
Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, [email protected], ORCID0000-
0003-2619-0749 2 [email protected], ORCID 0000-0003-3277-4572
Abstract. The article considers the experience of teaching at Chelyabinsk State Institute of Culture within the profile 'Library and Information Service'. Modern higher library and information education is shown in its continuous connection with libraries' activities. It encloses the development path; and the topic of library service is broadened in frames of studying backbone obligatory 'Library and Information Service' discipline; a course paper on the topic is provided, disciplines tightly bound with actual requirements of library practice are selected and mustered. The article offers the content analysis of curriculum disciplines connected with library and information service 'Culture and Leisure Technologies at Library Activities' and 'Literature and Reader Development in conditions of Libraries'. A course paper on library and information service forms skills of doing independent professional tasks by students. 'Culture and Leisure Technologies at Library Activities' aims at studying basic culture and leisure technologies, ability to create and implement innovative projects and programs library and information activities. 'Literature and Reader Development in conditions of Libraries' offers insights into opportunities of libraries at personality development from the view of literature and at methodological support of literature development under library conditions. The paper submits conclusions on necessity to apply integrative and practice-oriented approaches in higher librarian education. One has to set priorities and directions at curriculum development and implementation actual for modern libraries. Higher librarian education has to respond to actual requirements of library practices, which today for sure include culture and leisure technologies and young readers' development from the view of literature.
Keywords: librarian education, library and information service, practice-oriented approach, culture and leisure activities, literature development, reader development, literature and creative practice.
For citing: Poroshina A.I., Kustova M.V. Library and information service as a subject of modeling in educational programs at the university. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2022; 95(1) : 99-110. (In Russ)
Современные библиотеки переживают период активной трансформации. Значительное внимание в их деятельности уделяется социокультурным, культурно-досуговым практикам, развитию инновационных и гибридных форм работы. Библиотеки используют многие формы и подходы из социальной и социокультурной сфер: образовательно-педагогические, культурно-досуговые, социально-реабилитационные [1]. Важным актуальным аспектом является работа в дистанционном формате, который требует иного подхода к формам
обслуживания. Эти направления влияют на содержание профессионального библиотечного образования, которое напрямую обусловлено не только трансформациями системы высшего профессионального образования, но и спецификой функционирования библиотеки в современном обществе.
Характеризуя современное высшее библиотечное образование, И.Ю. Матвеева называет среди его приоритетов практическую направленность содержания программ, а также расширение традиционного круга занятий за счет интерактивных форм и научно-исследовательской работы. Практико-ориентированный подход воплощается в выделении профилей, включении работодателей в образовательный процесс, а также в определении круга дисциплин, отвечающих потребностям библиотечно-информационной деятельности [2]. И.Ю. Матвеева определяет роль вузов культуры во взаимодействии с библиотеками как инициирование профессиональных проектов, партнерство, организацию дискуссионных площадок для профессиональной коммуникации представителей теории и практики, как предоставление возможностей реализации научного и профессионального творчества студентов [3].
Содержательную базу высшего библиотечного образования определяют федеральные государственные образовательные стандарты [4]. В примерной основной образовательной программе ФГОС по направлению подготовки «51.03.06. Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат) среди базовых обязательных дисциплин присутствует «Библиотечно-информационное обслуживание». Это значимый курс, содержательно охватывающий большой объем информации и компетенций, необходимых будущему специалисту современной библиотеки. Но достаточно ли одного этого курса? Компетенции, предлагаемые в примерной основной образовательной программе, довольно узкие для дисциплины, отражающей основу профессиональной деятельности. Этот материал можно наполнить внутривузовскими компетенциями, но можно в рамках этих же компетенций уходить в более глубокую специализацию.
Представим опыт Челябинского государственного института культуры по подготовке библиотечно-информационных специалистов. Он отражает как современное состояние библиотечно-информационной сферы, так и перспективы ее развития, при этом ориентирован на региональный подход при определении целей, структуры и содержания образования [5]. На этапе перехода на стандарты 3++ наш институт сделал приоритетным профилем «Информационно-библиотечное обслуживание», многие дисциплины в рамках которого работают на формирование компетенций специалиста именно в сфере обслуживания. Естественно, что эта дисциплина, являющаяся не просто обязательной, но системообразующей для профиля, уточняется в вариативных дисциплинах - актуальных, новых, связанных с культурно-досуговыми практиками. Это, прежде всего, основы и теория обслуживания. Но, безусловно, данная тема настолько широка, что уместить исчерпывающий объем материала в одну дисциплину не представляется возможным.
В литературе предложены различные определения культурно-досуговой деятельности. Ю.В. Жегульская определяет ее как деятельность, направленную на освоение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры. Также автор отмечает органичность этого вида работы для библиотечной деятельности в целом и положительное влияние на разнообразные социальные связи, что, в свою очередь, способствует формированию социокультурной значимости библиотек. При этом Ю.В. Жегульская указывает, что для современного библиотечного специалиста обязательной компетенцией является способность внедрения комплекса культурно--досуговых мероприятий, ориентированных на привлечение потенциальных читателей, популяризацию книги, чтения и в целом на повышение качества библиотечного обслуживания [6]. Соответственно, и образование специалиста библиотечно-информационной сферы «требует специальной работы по овладению знаниями, умениями, формирования его готовности к осуществлению культурно-досуговой деятельности библиотеки» [7].
Г.А. Иванова дает следующее определение культурно-досуговой деятельности библиотек: это творческая работа, которая направлена как на организацию культурного досуга представителей разных групп населения, так и на развитие и удовлетворение духовно-нравственных потребностей человека, связанных с саморазвитием, совершенствованием личности [8].
Профиль подготовки 51.03.06 «Информационно-библиотечное обслуживание» ориентирован на непосредственную работу выпускников с пользователями библиотек, на практику библиотечного обслуживания. Эта ориентация находит свое отражение в содержании учебного плана. Рассмотрим дисциплины учебного плана, связанные с библиотечно-информационным обслуживанием. Сам предмет «Библиотечно-информационное обслуживание» студенты изучают на втором и третьем курсах. Цель освоения дисциплины определена как обеспечение профессиональной теоретической и практической подготовки специалистов библиотечного дела в области библиотечно -информационного обслуживания различных категорий пользователей библиотек. Для реализации этой цели в рамках курса решаются следующие задачи: сформировать представление будущих специалистов об основных этапах развития библиотечно-информационного обслуживания в разные периоды развития общества; ознакомить студентов с главными направлениями библиотечно-информационного обслуживания в новых условиях социально -экономического развития России; обучить студентов практическим приемам обобщения отечественного и зарубежного опыта работы библиотек по обслуживанию пользователей; сформировать у студентов практические умения и навыки библиотечно-информационного обслуживания пользователей, производства современных продуктов и услуг; сориентировать студентов в научных исследованиях, в осмыслении практики библиотечно-информационного обслуживания.
Содержание курса «Библиотечно-информационное обслуживание» состоит из четырех разделов. В первом разделе представлены теоретические
основы библиотечно-информационного обслуживания: цели, задачи и основные принципы обслуживания, характеристика участников процесса обслуживания, история и современное состояние изучения чтения и читателей. Второй раздел раскрывает сущность обслуживания как социокультурного процесса: особенности библиотечного общения, этику обслуживания, типологию читателей. В третьем разделе отражены организационные особенности библиотечного обслуживания разных видов (индивидуального, группового, массового) и форм (стационарного, внестационарного и дистанционного), а также правовое регулирование процесса обслуживания. Четвертый раздел посвящен технологической специфике предоставления библиотечно-информационных услуг. В него входит понятие библиотечно-информационных услуг, их классификация, оценка качества и эффективности обслуживания, его зарубежный опыт.
Получив базовые компетенции при изучении данной дисциплины, на третьем курсе студенты пишут курсовую работу по библиотечно-информационному обслуживанию. Цель курсовой работы - формирование у студентов соответствующих компетенций и навыков самостоятельного решения конкретных профессиональных задач: углубление уровня и расширение объема профессиональных знаний, умений и навыков; развитие навыков организации исследовательской работы; развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; стимулирование научно-исследовательской работы студентов, развитие их способности осуществлять исследование во взаимодействии с научным руководителем; подготовка материала для использования студентами в изучении последующих учебных дисциплин и прохождении практик.
Курсовая работа имеет нестандартную структуру, в которой четко отражены все этапы работы. Первая часть - реферативная. Студенты изучают источники по выбранной теме - форме обслуживания в библиотечной практике и обобщают собранный эмпирический материал. Второй раздел - понятийно-классификационный - имеет целью терминологическое изучение избранной формы библиотечного обслуживания и осмысление особенностей ее многообразия. Эта часть работы оформляется в таблице и предполагает включение в нее определений избранной формы библиотечного обслуживания из основных ГОСТов и выявленных студентом методических изданий различных библиотек. Третий раздел - организационно-сценарный. Это творческая работа, основанная на осмыслении эмпирического материала, собранного и проанализированного в первом разделе. Задача студента -определиться с темой мероприятия выбранной им формы библиотечного обслуживания и самостоятельно разработать его организационно-сценарный план. Таким образом, курсовая работа направлена не только на развитие аналитических умений студентов, но имеет важную практическую, творческую составляющую [9].
Практический творческий компонент является также неотъемлемым в реализованных в учебном плане Челябинского государственного института
культуры дисциплинах по выбору, углубляющих и развивающих направление библиотечно-информационного обслуживания, - «Культурно-досуговые технологии библиотечной деятельности» и «Литературное и читательское развитие в условиях библиотек». Изучение этих дисциплин предполагает практико-ориентированный подход и освоение технологий культурно-досуговой и развивающей деятельности в рамках интерактивных форм занятий.
Рассмотрим содержание названных дисциплин подробнее. Изучая «Культурно-досуговые технологии в библиотечной деятельности», студенты, уже овладевшие базовыми компетенциями в рамках изучения библиотечно-информационного обслуживания, осваивают профессиональную компетенцию, сформулированную как готовность к участию в информационно-технологическом, информационно-аналитическом и организационном сопровождении профессиональной деятельности и профессиональных коммуникаций. Цель дисциплины - освоение культурно-досуговых технологий библиотечной деятельности. Задачи заключаются в изучении ее основных культурно-досуговых технологий; умении проектировать и внедрять инновационные проекты и программы профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины представлено тремя разделами. В первом студенты знакомятся с основными понятиями теории культурно--досуговой деятельности, спецификой ее функций, историей развития в России и правовым обеспечением и регулированием видов досуга. Таким образом, первый раздел дает разносторонние сведения о предмете изучения. Во втором разделе рассматриваются основные составляющие культурно-досуговой деятельности (субъекты, типология технологий, возрастные технологии, типы и виды культурно-досуговых программ). Третий раздел представляет собой непосредственное изучение и освоение на практике этапов технологического процесса подготовки культурно-досуговых проектов и программ.
Мы уже отметили важную роль культурно-досуговой работы в профессиональной деятельности современного библиотечного специалиста. Она «...способствует духовно-нравственному развитию личности, поднятию уровня патриотизма и сохранению культурной самобытности, что сказывается на культурном развитии населения» [10, 126]. Владение технологией подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий способствует успешному включению выпускника-бакалавра в работу библиотеки. Для эффективного овладения этими технологиями необходимо понимание, которое не может опираться только на теоретические представления. В его основе лежат практические наработки по реализации культурно-досуговых мероприятий, полученные в рамках образовательного процесса. На занятиях по предмету студенты четвертого курса разрабатывают мероприятия, используя опыт, полученный, в том числе, в работе над организационно-сценарным планом в третьем разделе курсовой работы; формируют рабочие группы для их реализации, распределяют обязанности и осваивают все этапы разработки непосредственно на практике, включая создание афиш и информационную поддержку мероприятий. Целевой аудиторией проектов выступают студенты и
преподаватели не только факультета документальных коммуникаций и туризма, но и всего Челябинского государственного института культуры.
В рамках дисциплины студенты разработали и реализовали благотворительную акцию «Подари тепло» в поддержку приюта «Кошкин дом» (в рамках акции проводились мастер-классы и ярмарка), квест «Пропал декан», «Девичник ФДКТ» к празднованию 8 марта (для студенток всех факультетов института), «Библиотека vs стереотипы» в рамках «Посвящения в студенты», многочисленные конкурсы и мероприятия, приуроченные к праздничным датам, в том числе и проведенные в группе факультета документальных коммуникаций и туризма в социальной сети «В контакте». Самые яркие и запоминающиеся культурно-досуговые проекты связаны с профессиональным праздником - Общероссийским днем библиотек. К этому событию студенты провели игру «Литературная интуиция» и триллер-квест «Читающий во тьме». Помимо собственно обучающей функции, эти проекты реализуют и корпоративную функцию - то есть отрабатывается не только сама технология, но разработчики проекта видят, как культурно-досуговая деятельность влияет на имидж факультета, института, сплоченность коллектива, укрепление основ корпоративной культуры. Эти результаты в учебном аспекте дают понимание значимости культурно-досуговой деятельности в библиотеке. При этом важно отметить, что данная дисциплина не повторяет материал курса «Библиотечно-информационное обслуживание», она направлена на конкретную отработку студентами технологии подготовки, организации и проведения культурно-досуговых мероприятий.
Дисциплина «Культурно-досуговые технологии в библиотечной деятельности» напрямую дополняет курс «Библиотечно-информационное обслуживание», в то время как «Литературное и читательское развитие личности в условиях библиотек» является более узкой дисциплиной, раскрывающей специфику работы библиотек по литературному развитию личности. Цель дисциплины - дать представление о методическом обеспечении литературного развития в условиях библиотек. Задачи заключаются в изучении особенностей литературного развития детей разных возрастов; освоении навыков литературно-педагогической работы с детьми; совершенствовании профессиональных компетенций, связанных с работой с определенными группами пользователей (детьми и родителями); формировании знаний о различных аспектах и методах литературного развития; развитии умений в рамках профессиональной деятельности создавать условия для литературного развития детей.
Содержательно дисциплина представлена двумя разделами. В первом речь идет об основных понятиях и критериях, значимости литературного развития в структуре личностного развития, об особенностях семейного чтения. Второй раздел отражает непосредственно роль библиотек в литературном развитии, специфику библиотеки как развивающей среды. Отдельные значимые факторы, такие как семейное чтение, литературное творчество детей, социальные проекты библиотек, направленные на читательское развитие, роль
библиотеки в системе коммуникаций «читатель - автор», рассматриваются как в теоретическом плане, так и через призму практического опыта библиотек. Исследователи отмечают значимость читательской культуры в духовно-нравственном развитии человека и характеризуют ее как умение «выбирать литературу в соответствии с жизненным и читательским опытом, усваивать и творчески осмысливать информацию, обсуждать прочитанное с другими читателями» [11, 149]. Роль литературы в личностном развитии определяется тем, что она «способствует пониманию внутреннего мира человека, отношений людей в социуме, а также дает материал для размышления, воспитывает эстетические вкусы, раскрывает богатство языка» [12, 307].
В нашем понимании литературно-творческие практики в библиотеках -это не только возможность овладения родным языком как инструментом, его потенциалом, но и приобщение к опыту мировой литературы, воспитание компетентного читателя и развитой личности через восприятие произведений художественной литературы на ином уровне. Различные формы реализации литературно-творческой практики способствуют библиотекам в привлечении новых пользователей, воспитании творческих и вдумчивых читателей, создании общей литературно-культурной среды, центром которой также может стать библиотека [13].
На наш взгляд, развитие творческого начала личности ребёнка - это актуальное и значимое направление в работе библиотек, необходимое дополнение к традиционной системе знаний, которые может дать школа и система дополнительного образования. Всё больше авторских методик опирается на творческий подход в той или иной сфере, а педагоги и родители с охотой предлагают детям самостоятельно создавать нечто новое, нежели воспроизводить готовые формы. Занятия литературным творчеством не имеют цели во что бы то ни стало создать будущего писателя, их главный результат -это развитие личности ребенка. Опыт показывает, что навыки, приобретённые детьми в процессе литературного творчества, помогают их самореализации не только в гуманитарной деятельности, но и в областях технических и естественных наук.
В рамках дисциплины рассматриваются и на практике отрабатываются различные виды литературно-творческой деятельности, в том числе и игровые формы развития детского литературного творчества, предназначенные для аудиторий разного возраста, подробно разработанные в учебных пособиях Н.А. Ягодинцевой [14; 15]. Их можно использовать в работе с неподготовленной детской аудиторией, адаптировать к определённым возрастным группам, тематическим и иным целям. При помощи серии литературно-творческих игр, проводимых, например, в начальном или среднем школьном звене, легко создаются литературный кружок или студия, так как игры быстро выявляют наиболее заинтересованных, активных в словесном творчестве детей: для кого-то игра останется игрой, тренингом, а в ком-то проснется интерес к созданию собственных литературных произведений. Таким образом, различные формы литературно-творческой работы являются
продуктивным способом развития юного читателя через формирование художественно-ценностного, оценочного, сотворческого отношения к художественным текстам.
Выводы. Подготовка современных библиотечных специалистов в системе высшего профессионального образования напрямую обусловлена профилем. В профиле «Информационно-библиотечное обслуживание» доминирующее направление представлено как базовой, обязательной дисциплиной, так и курсовой работой по библиотечному обслуживанию и дисциплинами цикла, формируемого участниками образовательных отношений. Интегративный подход в образовании реализуется за счет того, что профильные компетенции обеспечиваются не одной, связанной с обслуживанием, дисциплиной, а распределены по нескольким дисциплинам. Это не только обеспечивает теоретическую, методологическую, технологическую подготовку студентов, но связано с курсовыми работами, имеющими практико-ориентированный характер, с дисциплинами, ориентированными на проектный продукт и конкретную реализацию мероприятий.
Преимущественно практическое значение имеют именно эти более узкие дисциплины. Таким образом, в разработке и реализации учебного плана имеет смысл выбирать приоритеты и направления, актуальные для современных библиотек. Высшее библиотечное образование должно реагировать на реальные потребности практики библиотек, к которым, безусловно, сегодня относятся культурно-досуговые технологии и литературное развитие юных читателей.
Список источников
1. Анульева, О.В. Социально-культурные технологии в библиотечной практике // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 39-44.
2. Матвеева, И.Ю. Библиотечное образование: глобальные и региональные проблемы (опыт Челябинского государственного института культуры) // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек: сборник докладов двадцать четвертой Международной конференции «Libcom-2020» / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственная публичная научно -техническая библиотека России. - Москва, 2020. - С. 92-96.
3. Матвеева, И.Ю. Влияние высшего образования на профессиональное сознание библиотечных специалистов // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 343-345.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г., № 1182 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2017. - 21 с.
5. Матвеева, И.Ю. Организационно-содержательные особенности подготовки библиотечных кадров в Челябинском государственном институте культуры // Научные и технические библиотеки. - 2017. - № 2. - С. 42-50.
6. Жегульская, Ю.В. Подготовка библиотечных кадров к осуществлению культурно-досуговой деятельности как элемент образовательных программ вузов культуры // Румянцевские чтения - 2020: материалы Международной научно-практической
107
конференции: в 2-х частях / сост. Е.А. Иванова; редколл.: В.В. Дуда (председатель), Ю.С. Белянкин, Е.Н. Гусева [и др.]. - Москва, 2020. - С. 282-287.
7. Жегульская, Ю.В., Савкина, С.В. Значимость компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности в подготовке современного библиотекаря // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 232-238.
8. Иванова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно-информационного образования / Г.А. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 5 (78). - С. 100-101.
9. Библиотечно-информационное обслуживание: метод. указания по подготовке и защите курсовой работы: программа бакалавриата «Информационно-библиотечное обслуживание» по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация: бакалавр / авт.-сост. З.В. Руссак, Л.В. Сокольская; Челяб. гос. ин-т. культуры. - Челябинск, 2019. - 30 с. - (ФГОС ВО версия 3++).
10. Плотникова, Г.Г. Педагогический потенциал социально-культурной деятельности // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2020. - № 1. - С. 125-126.
11. Морозова, А.Е., Равилова, Л.Р., Ахтариева, Р.Ф. Семейное чтение как инструмент формирования читательской культуры // Литературная педагогика и ее роль в развитии эмоциональной грамотности: материалы Международной научно-практической конференции. - Казань, 2021. - С. 147-152.
12. Маркова, В.Н., Сагитова, Л.К. Читательское развитие детей - акмеологический подход // Берковские чтения - 2021. Книжная культура в контексте международных контактов: материалы VI Международной научной конференции. - Москва, 2021. - С. 306311.
13. Порошина, А.И. Подросток-читатель: литературное развитие в структуре личностного развития // Крапивинские чтения. Подросток в мире и мир подростка: сборник материалов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 13-14 окт. 2021 г. / Российская библиотечная ассоциация; Министерство культуры Свердловской области; Свердловская областная библиотека для детей и молодёжи им. В.П. Крапивина; [сост. С.В. Кокорина; под общ. ред. Ю.В. Костроминой, С.В. Кокориной]. - Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2021.
14. Ягодинцева, Н.А. Организация литературной работы: методика, рекомендации, деловые игры / Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск, 2019. - 119 с.
15. Ягодинцева, Н.А. Речь как формула: литературно-творческий практикум / Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск, 2019. - 119 с.
References
1. Anulyeva O.V. Sotsialno-kulturnyye tekhnologii v bibliotechnoy praktike [Socio-cultural technologies in library practice]. In: Modern psychology and pedagogy: problems and solutions. Collected works based on the materials of the VIII International scientific-practical conference. 2018. Pp. 39-44. (In Russian)
2. MatveevaI.Yu. Bibliotechnoye obrazovaniye: global'nyye i regional'nyye problemy (opyt Chelyabinskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury) [Library education: global and regional problems (the experience of the Chelyabinsk State Institute of Culture)]. In: Information technologies, computer systems and publishing products for libraries: a collection of reports of the twenty-fourth International Conference 2020 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, State Public Scientific and Technical Library of Russia. Moscow, 2020. Pp. 92-96. (In Russian)
3. Matveeva I.Yu. Vliyaniye vysshego obrazovaniya na professional'noye soznaniye bibliotechnykh spetsialistov [The influence of higher education on the professional consciousness
Педагогицескиu wypHax EamKopmocmana. № 1 / 2022
of library specialists]. In: Pedagogical and sociological aspects of education. Materials of the International scientific-practical conference. 2018. Pp. 343-345. (In Russian)
4. Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's degree in the field of study 51.03.06 Library and information activities: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 6, 2017, No. 1182 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow, 2017. 21 p. (In Russian)
5. MatveevaI.Yu. Organizatsionno-soderzhatel'nyye osobennosti podgotovki bibliotechnykh kadrov v Chelyabinskom gosudarstvennom institute kultury [Organizational and content features of the training of library personnel at the Chelyabinsk State Institute of Culture] Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki=Scientific and technical libraries. 2017;(2): 42-50. (In Russian)
6. Zhegulskaya Yu.V. Podgotovka bibliotechnykh kadrov k osushchestvleniyu kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti kak element obrazovatel'nykh programm vuzov kul'tury [Preparation of library personnel for the implementation of cultural and leisure activities as an element of educational programs of higher education institutions of culture]. In: Rumyantsev Readings - 2020. Materials of the International Scientific and Practical Conference. In 2 parts / comp. by E.A. Ivanova; editorial staff: V.V. Duda (chairman), Yu.S. Belyankin, E.N. Guseva [and others]. Moscow, 2020. Pp. 282-287. (In Russian)
7. Zhegulskaya Yu.V., Savkina S.V. Znachimost kompetentnosti v sfere kulturno-dosugovoy deyatelnosti v podgotovke sovremennogo bibliotekarya [The significance of competence in the field of cultural and leisure activities in the training of a modern librarian]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2019; 74 (1): 232-238. (In Russian)
8. Ivanova G.A. Kulturno-dosugovaya deyatelnost v sisteme bibliotechno-informatsionnogo obrazovaniya [Cultural and leisure activities in the system of library and information education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya =World of science, culture, education. 2019; 78 (5): 100-101. (In Russian)
9. Bibliotechno-informatsionnoye obsluzhivaniye [Library and information services]: method. instructions for the preparation and defense of the course work: undergraduate program "Information and Library Services" in training program 51.03.06 Library and information activities, qualification: bachelor / ed. by Z. V. Russak, L. V. Sokolskaya; Chelyab. state in-t of culture. Chelyabinsk, 2019. 30 p. (FSES HE version 3++).(In Russian)
10. Plotnikova G.G. Pedagogicheskiy potentsial sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Pedagogical potential of social and cultural activities]. In: Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. Krasnodar, 2020. No. 1. Pp. 125-126. (In Russian)
11. Morozova, A.E.,. Ravilova L.F., Akhtarieva R.F. Semeynoye chteniye kak instrument formirovaniya chitatelskoy kultury [Family reading as a tool for the formation of reader culture]. In: Literary pedagogy and its role in the development of emotional literacy. Materials of the International scientific-practical conference. Kazan, 2021. Pp. 147-152. (In Russian)
12. Markova V.N. , Sagitova L.K. Chitatelskoye razvitiye detey - akmeologicheskiy podkhod [Reading development of children - an acmeological approach]. In: Berkov Readings -2021. Book culture in the context of international contacts. Proceedings of the VI International Scientific Conference. Moscow, 2021. Pp. 306-311. (In Russian)
13. PoroshinaA.I. Podrostok-chitatel': literaturnoye razvitiye v strukture lichnostnogo razvitiya [A teenager-reader: literary development in the structure of personal development]. In: Krapivin readings. A teenager in the world and the world of a teenager: a collection of materials of the III All-Russian (with international participation) scientific and practical conference. Oct 13-14 2021 / Russian Library Association; Ministry of Culture of the Sverdlovsk Region; Sverdlovsk Regional Library for Children and Youth named after V.P. Krapivin; [comp. by S.V. Kokorina; edited by Yu.V. Kostromina, S.V. Kokorina]. Yekaterinburg: UMC UPI, 2021. (In Russian)
14. Yagodintseva N.A. Organizatsiya literaturnoy raboty: metodika, rekomendatsii, delovyye igry [Organization of literary work: methodology, recommendations, business games] / Chelyab. State Institute of Culture. Chelyabinsk, 2019. 119 p. (In Russian)
15. Yagodintseva,N.A. Rech kak formula: literaturno-tvorcheskiy praktikum [Speech as a formula: literary and creative workshop] / Chelyab. State Institute of Culture. Chelyabinsk, 2019. 119 p. (In Russian)
Заявленный вклад авторов статьи:
Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.
The declared contribution of the authors of the article:
The authors contributed equally to the preparation of the article
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 15.01.2022; одобрена после рецензирования 17.02.2022; принята к публикации 15.03.2022.
The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 17.02.2022; accepted for publication 15.03.2022.