Научная статья на тему 'Библиомозаика: аннотированная избранная библиография'

Библиомозаика: аннотированная избранная библиография Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиомозаика: аннотированная избранная библиография»

КОНСТАНТИН ОГНЕВ: ПАМЯТИ МАСТЕРА

Библиомозаика: аннотированная избранная библиография

i

Данное издание соблюдает принципы лицензирования контента с помощью лицензии Creative Commons Creative Commons License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Non-Commercial-NoDerivatives 4.0 International License.

KONSTANTIN OGNEV: IN MEMORY OF THE MASTER

Bibliomosaics: Annotated Selected Bibliography

От составителей umW'

В этой подборке трудов прекрасно видны все те разнообразные роли и научно-публицистические жанры, в которых выступал и работал Константин Кириллович в прессе и научной литературе, в дискуссиях и монографических сочинениях. Здесь появляются его собеседники с разных точек Земли, представители разных поколений и кинематографических профессий. Константин Кириллович с тщанием и вдохновением составлял летописи и курировал многолетние проекты, был одним из лидеров непревзойденных «Киноведческих записок», изучал документальное кино и телевизионные фильмы, писал портреты коллег и брал интервью, занимался оперативной критикой. Существенное место занимают и его воспоминания о коллегах, поздравления и некрологи — все, что снова напоминает всем, кто знал Огнева, о его неравнодушной природе, темпераменте, энергии и оптимизме.

В этом подготовленном его учениками мозаичном библиографическом портрете читатель вспомнит или узнает киноведа, критика, педагога, Мастера.

Книги, диссертации (автор, соавтор, составитель)

Ирина Шевчук. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1978. 20 с.

Советское кино [Текст] = Soviet cinema: Альбом подгот. при участии Гос. ком. по кинематографии / [Авт.-сост. Л. С. Мосин, К. К. Огнев, В. Ф. Заика; Авт. вступ. статьи Ф. Т. Ермаш]. М.: Планета, 1979. [196] с.

Михаил Кузнецов. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1981. 16 с. Буклет о творчестве актера.

Антифашистской темы в документальном кино. М.: Знание, 1985. 48 с.

Рецензия на книгу: Березанская С. М. «Союзинформкино» представляет книги и статьи о документальном кино. М.: Союзинформкино, 1986. С. 29.

Звезды мирового кино. Ч. 1. М.: Знание, 1992. 56 с.

Брошюра кратко освещает историю американского кино, историю создания индустрии звезд. Из истории «Оскара». На материале, главным образом, фильмов США 1970-1980 гг.

К 50-летию киноведческого факультета / Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова, Каф. киноведения; Сост. и отв. ред. М. П. Власов и К. К. Огнев. М., 1995. 41 с.

Исторический очерк о киноведческом фак-те ВГИКа и список выпускников за всю историю фак-та (вкл. 1995 г.)

Паркинсон Д. Кино / Пер. с англ. Е. В. Комиссаров. Научный консультант К. К. Огнев. М.: Росмэн, 1996. 160 с. (Оксфордская библиотека).

ВГИК-2000: справочно-информационный альманах / Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова / Концепция и составление К. К. Огнева. Ред. М. А. Ростоцкая. М., 2001. 98 с.

В интервью декан факультета дополнительного профессионального образования о защите дипломов первого выпуска группы сценаристов и режиссеров монтажа, о судьбе выпускников и новом наборе по различным специальностям.

К истории ВГИКа: приложение к первой части (Всероссийский государственный институт кинематографии / Сост. К. Огнев, Н. Чертова. М.: ВГИК, 2001. 115 с.

1 Авторы выражают глубокую признательность начальнику Лаборатории источниковедения ВГИК Т. А. Симчевой,

неоценимую помощь в подборе материалов для >

библиографии работ К. К. Огнева.

стйнтинЮгн1ев\,- с

РЕАЛИИ ИСТОРИИ

В ЗЕРКАЛЕ ЭКРАНА

Биографический фильм: судьба человека или история страны /

Эйзенштейнцентр исследований кинокультуры. М., 2003. 51 с. Данная работа представляет собой киноведческое исследование проблем биографического фильма, затрагивает широкий спектр искусствоведческих, исторических и социологических вопросов.

Реалии истории в художественной системе фильма: Основные типологические модели на материале мирового кинематографа: диссертация... д-ра искусствоведения / К. К. Огнев. М., 2003. 353 л.

Реалии истории в художественной системе фильма: Основные типологические модели на материале мирового кинопроцесса: автореферат дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.03 / Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова. М., 2003. 48 с.

Реалии истории в зеркале экрана (Основные типологическим модели). М.: Регион. обществ. фонд «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2003. 286 с.

Книга посвящена истории киноискусства как истории отражения социальных и нравственных перемен в развитии человечества, смысл исторических перемен 20-го века. Раскрывается взаимодействие творчества художника и исторической реальности.

ВГИК: наград удостоены... [Справочник Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова; под общей науч. ред. К. К. Огнева.] М., 2004. 31 с. К 85-летию ВГИКа.

Все выпускники киноведческого факультета ВГИК / Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова. Каф. киноведения; сост. и отв. ред. М. П. Власов, К. К. Огнев. Под общ. ред. В. А. Утилова. 2-е изд., доп. М., 2004. 63 с.: ил. (К 85-летию ВГИКа). В предисловии об истории киноведческого фак-та. Списки выпускников. Указаны рук. курсов. Фото по материалам кабинета отечеств. кино.

Школа зрения: Вып. 1: Работы студентов-киноведов кавычка (набор 2000 г.) по курсу «Мастерство кинокритика». Эйзенштейн-центр исследований кинокультуры, ВГИК / Рук. Проекта К. К. Огнев, А. С. Трошин. М., 2004. 361 с.

46 и 6: Автобиографическая повесть. М.: Изд-во ИП Головко С. Б., 2014. 384 с.: ил.

Автор книги, основываясь на фактах своей творческой биографии, рассказывает о том, что происходило в отечественном кино и на телевидении за минувшие полвека, как развивалась научная школа ВНИИ киноискусства, с какими проблемами сталкивался ВГИК в девяностые и нулевые годы, какие перемены происходили в Ин-те повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, и как он стал Академией медиаиндустрии. О встречах с известными отечественными и зарубежными кинематографистами.

Из содерж.: «ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Текст этой книги создавался несколько лет и был завершен в конце 2013 года, что, собственно, и обусловило ее название. Затем начался подбор иллюстративного материала, что было совсем не просто, так как значительная часть моего архива в силу ряда причин не сохранилась. Что-то, правда, осталось в архивах моей семьи, и сестра Алена, мои дети и бывшие жены щедро поделились со мной необходимыми фотографиями, хотя и у них сохранилось далеко не все. Чем-то помогли друзья, о которых идет речь на страницах этой книги, поэтому я хотел бы назвать их имена еще раз — это Таня Алаева, Боря Андреев, Марина Бабак, Володя Виноградов, Лена Волкова, Света Галаган, Сережа Головко, Адель Петровна Громова (вдова Евгения Сергеевича), Нина Дымшиц, Саша Коваленко и Таня Симачева, Сережа Лазарук, Валера Лонской, Паша Огурчиков, Лёня Пожидаев, Наташа Чертова, Толя Шахов, Ксюша Шергова, Сеня Шорохов (сын режиссера ряда фильмов ЦСДФ, созданных по моим сценариям), а также сотрудники музея гимназии № 1522. (...) Перечитывая уже сверстанные страницы, я вспоминал еще какие-то имена людей, что меня окружали, дополнительные детали, которые были упущены в момент написания книги. Что ж, как я уже говорил, человеческая память избирательна. Что-то оставляет в ней яркий след, а что-то теряется в глубине прожитых лет. Но главное все же остается. И дело не только в моем личном жизненном и творческом опыте. Как мне представляется, этот текст дает материал для осмысления ряда процессов, которые происходили в культурной жизни страны за прожитые мною годы. Искренне ваш, Константин Огнев». С. 383.

Великая Победа: докум.-публицист. сб. / Академия медиаиндустрии; Б. М. Сапунов, Ю. П. Тюрин, науч. рук. и авт. предисл.

К. К. Огнев. М.: ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии», 2015. 250 с.: ил.

Сборник приурочен к 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Содерж.: Сапунов Б. М. На западном направлении; Саратовское танковое; Тюрин Ю. П. Парад; Парад Победы; Алексеев М. Н. Мой Сталинград: Война и русская православная церковь; Фомин В. И. Цена кадра.

Увщ 1 /

Щ/ду ¡>л<\ если Зды най(, втв время для ветре 1и со мной

7 шфе ля 2004 г.

Фуршт состоится в столовой ШШКа в 4§-00

К. К. Огнев

Статьи (в т. ч. в соавторстве), заметки, выступления (вкл. публикации о нем)

Гости из Бразилии: «Фестиваль объединяет людей»

// Спутник кинофестиваля. 1971. № 5 (24 июля). С. 7. Гости из Бразилии — продюсер Рива Нидес Фигейра де Фариа и актер, режиссер и продюсер Паулу Вентания Порту о бразильском кинематографе.

ДРВ // Спутник кинофестиваля. 1973. № 10 (20 июля). С. 6. Заметка о зарождении кинематографии демократические республики Вьетнам.

Фестивальная филателия // Спутник кинофестиваля. 1971. № 7 (27 июля). С. 8.

Кратко о новых марках, посвященных киноискусству.

Ринко Ёсинага — Тамара Макарова / Записал К. Огнев // Спутник кинофестиваля. 1971. № 9 (29 июля). С. 6. Разговор между профессором ВГИКа Тамарой Макаровой и молодой японской актрисой о преподавании актерского мастерства в СССР и Японии.

Харбаджан С. «Как мы живете» / Беседу вел К. Огнев // Спутник кинофестиваля. 1971. 10 (30 июля). С. 7; фото. Президент Всеиндийского совета редакторов кинематографических изданий и Гильдиии киножурналистов Дели о журнале «Фильм миро»; о совет. фильмах, о ММКФ.

Жизнь ее тревоги // Спутник кинофестиваля. 1973. № 9 (19 июля). С. 2. Рецензия на фильм «Зрелые вишни» (реж. Хорст Зееман).

Будни борьбы // Советский экран. 1974. № 7. С. 5.

Рецензия на художественный фильм «На маленькой станции», режиссер. Чакдаг, Ханойской киностудии.

Лев Прыгунов // Советский экран. 1974. № 20. С. 12. Статья о творчестве актера.

Дума о народном подвиге // Советский экран. 1974. № 9. С. 2. Беседа с Г. Левчуком о его фильме «Набат» о Ковпаке.

История — теория — современный фильм [Обзор книг по истории кино] // В мире книг. 1974. № 7 С. 68-69.

Джон Уэйн — человек, «сидящий в седле» // Лит. газ. 1975. 16 апр. С. 15. Об амер. киноактере.

Акимов В., Огнев К. Фронт зовет // На экранах мира / Сборник Вып. 5. М.: «Искусство», 1975. С. 66-71. Статья о фильме и сценарий по одноименной пьесе.

Верность идеалам социализма // Советская культура. 1976.15 июня.

Интервью с художественным руководителем киностудии «Монголкино» Ж. Бунтара.

Кугитанская трагедия, [Режиссер Каков Оразсахатови Язгельды Сеидова] киностудия Туркменфильм // Пресс информация. 1978. № 15 (278). С. 18-21.

Ермаш Ф. Т. Славный путь // Книжное обозрение. 1979. 24 августа. С. 1, 11.

Статья посвящена шестидесятилетнему юбилею советского киноискусства и выпущенному к этой дате альбому.

[Нонна Мордюкова:] Радости и горести женщин моего поколения // Советский фильм. 1979. № 3. С. 7-10. Беседа с Н. Мордюковой.

Мордюкова Н.: Если бы начать сначала... / Беседу вел К. Огнев // Экран. 1978-1979. М.: Искусство, 1980. С. 48-50. Беседа с актрисой.

Кровные узы // Советский экран. 1980. № 10. С. 17. Статья о фильмах Кореи.

Монголия // Советский экран. 1981. № 16. С. 16.

Информация о фильме «Пастушонок Найдан», режиссер Н. Нямдаваа.

Экран — зеркало жизни // Азия и Африка сегодня. 1981. № 2. С. 48 Статья о кино Корейской Народно-Демократической Республики.

Богатырь революции // Спутник кинофестиваля. 1981. № 6(12 июля). С. 2; ил.

Рец. на монгольский ф. «Хатанбатор» (реж. Г. Жигжидсурен).

Кино Монголии // Спутник кинофестиваля. 1981. № 5 (II июля). С. 6, ил. Заметка о становлении и развитии кино МНР.

Кино Монголии // Спутник кинофестиваля. 1981. № 5. С. 6.

Нерушимая творческая дружба // Советская культура. 1980. 26 декабря. С. 7. О кинематографии Монголии.

Богатырь революции // Спутник кинофестиваля. 1981. № 6. С. 2 Рецензия на фильм «Хатан Батор», реж. Г. Жигжидсурен, Монголия.

Время итогов // Советская культура. 1981. 16 июня. С. 4. О Неделе монгольского фильма в Москве.

В буднях созидания. Неделя монгольского кино // Советская культура. 1982. 13 июля. С. 8.

День за днем. Народный артист РСФСР, кинорежиссер Владлен и

а

&

о

Трушкин продолжает работу над летописью БАМа // Советская культура. 1983. 5 марта. С. 3.

Документальный фильм: идеология, политика и эстетика. Статья первая // Дон. 1983. № 9. С. 128-135. Статья вторая: документальный экран: политика, идеология и эстетика — Дон. 1984. № 4. С. 128-135.

Боль и надежда / Беседу вел К. Огнев // Спутник кинофестиваля. 1983. № 4. С. 6. Беседа с режиссером (НДРИ).

Антифашистская тема в кино ГДР// Документальный экран в борьбе. ВНИИК, М.: Искусство, 1984. С. 80-96.

Неуспокоенность. Фильмы и герои Бадрахына Сумзу // Советский экран. 1983. № 5. С. 16-17. Статья в монгольском режиссере.

Новые ленты «Монголкино» // Советский экран. 1982. № 5. С. 18.

Портрет человеческого мужества. Киноэпопея о беспримерном подвиге советского народа // Труд. 1979. 21 февраля. С. 3. О 20-серийном цикле «Великая отечественная».

Примите меня на фронт // Объектив. М.: В/о Союзинформкино. 1990. № 3. С. 23-24. О монгольском фильме.

Поэт и экран // Советский экран. 1979. № 15. С. 15. Статья о работе В. Маяковского в кино.

Солдатский труд // Советский воин. 1980. № 18. С. 42-43. К шестидесятилетию С. Бондарчука.

Становление // Советский экран. 1981. № 11. С. 16.

Статья о творчестве монгольского режиссера Г. Жигжидсурена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Станут достоянием миллионов. Фильмы, которые снимаются на главной студии страны // Советская культура. 1974. 12 февраля. С. 5.

Офильмах киностудии «Мосфильм».

Такие разные встречи // Советский экран. 1978. № 20. С. 14-15.

Статья об актрисе Ирине Шевчук.

Братья-фотографы // Спутник кинофестиваля. 1981. № 7 (14 июля). С. 2. Рецензия на фильм «Фотографии» реж. Майкла Блэка (Новая Зеландия).

Тенейшвили О., Огнев К. Герои фильмов — коммунисты. Пресс-информация. 1981. № 1 (336). М.: В/о Союзинформкино. 32 С.

Глузский М. «Не что, а как...» / Беседу вел К. Огнев // Экран 1982-1983. М.: Искусство, 1985. С. 58-63.

Монгольское кино вчера, сегодня, завтра // Спутник кинофестиваля (Ташкент'82). 1982. №1. С. 7. Развития монгольского кино.

Острый взгляд современника: О творчестве кинематографистов И. Свешниковой и А. Минаева // Молодая гвардия.

1982. № 7. С. 230-238.

Вьетнам. На экране история и современность //Азия и Африка сегодня. 1983. № 6. С. 47

Евгений Матвеев. Эпопея о народном подвиге / Беседу вел К. Огнев // Экран, 1980-1981. М.: Искусство,1983. С. 32. Режиссер рассказывает о своем фильме «Особо важное задание».

Бунт против сделки // КФ. 1983. № 9 (16 июля). С. 2.

Рецензия на аргентинский фильм «Сделка» (реж. Фернандо Айяло).

Мера ответственности // Советская культура. 1983. (20-е января). С. 5.

Огнев К., Шумаков С. Экзамен на зрелость // Советский фильм. 1982. № 6. С. 32-33. Репортаж о недельном смотре работ молодых кинематографистов в Минске.

Аттенборо Р. «Великая моя ненависть к колониализму» / Беседу вели А. Коток и К. Огнев // Советская культура. 1983. 19 ноября. С. 7.

Беседа с актером и режиссером.

Аттенборо Р. «Узнать все интересное» / Беседу вели А. Коток и К. Огнев // Спутник кинофестиваля. 1983. № 13. С. 5.

Де Ниро Роберт «Найти общий язык» / Беседу вели К. Огнев, А. Никишин // Спутник кинозрителя. 1983. № 11. С. 5. Интервью с актером.

Харви Дж. «Рассказать, что думают о политике США сами американцы» / Беседу вели А. Коток, К. Огнев // За рубежом.

1983. 15-21 июля. С. 22.

Беседа с режиссером кинофильма «Америка от Гитлера до ракет МХ».

Документальный экран: политика, идеология и эстетика // Дон. 1984. № 4. С. 128-135.

Догилева Т. «Самое главное—это талант» // Новые фильмы. Алма-Ата. 1985. № 6. С. 11. Беседа с актрисой.

Сафаров И. «И не прервется связь времен...» / Беседу записал К. Огнев // Спутник кинофестиваля. 1985. № 6. С. 4. Режиссер представляет свой фильм «25 апреля».

Пролог необъявленной войны (Монголия) // Искусство кино. 1985. № 12. С. 135-136. Рецензия на фильм режиссера Жигжидсурена.

Ради мира на земле // Советский фильм. 1985. № 2. С. 17-19. Портрет Т. Левчука.

Тхаммавонг Тхонг «Спомощью друзей...» / Беседу вел К. Огнев // Спутник кинофестиваля. 1985. № 5. С. 5. Министр культуры ЛНДР о развитии кинематографа в своей стране.

Рубеж // Фильмы молодых советских кинематографистов (80-е годы). Сб. научных трудов. М.: ВНИИК, 1986. С. 4-15. Статья о ЭМТО «Дебют».

Герасимов С. Мера ответственности / Беседу записал К. Огнев // Советский экран. 1986. № 9. С. 16. Интервью с режиссером.

Догилева Т. «Учиться ждать...» / Беседу вел К. Огнев // Экран 1983-1984. М.: Искусство, 1986. С. 77-80.

На экране — современность // Советская культура. 1986. 24 июля. С. 2.

Статья о монгольских фильмах в рамках месячника советско-монгольской дружбы.

Главный критерий — правда // Спутник кинофестиваля. 1987 (15-й МКФ). № 6 (11 июля). С. 6. Беседа с Монгольским кинорежиссером Ж. Бунтар, директором киностудии «Монголкино».

Ванесса Редгрейв / Беседу вел Огнев К. // Спутник кинозрителя. 1987. № 12. С. 18. Интервью с актрисой.

=8 N

2 ¿X

8 а

О &

Заметки о корейском кино. Когда пересекаются параллели... // Экран стран социализма. Взаимоотношения кино и литературы. М.: ВНИИК, 1987. С. 81-96.

Мера успеха // Экран 1987. М.: Искусство,1987. 272 с., ил. Портрет А. Ромашина.

Человек и история // Спутник кинофестиваля. 1987. № 10. С. 3. Рецензия на фильм «Тень», режиссер Б. Балжиннян, Монголия.

Золотухин Д. «Сомножители творчества...» / Беседу вел К. Огнев // Экран' 88. М.: Искусство, 1988. С. 78-82 Разговор об актерской профессии.

Михайлов А. «Я за эксперимент...» / Беседу вел К. Огнев // Экран' 89. М.: Искусство, 1989. С. 57-62. Беседа с актером.

Взгляд на процесс // Кино. Вильнюс. 1989. № 7. С. 4, 21. Размышления кинокритика литовской кинодокументалистики.

КНДР // Объектив. М.: В/о Союзинформкино. Сектор кино Социалистических стран ВНИИ киноискусства. 1989. № 2. С. 21.

Кинематограф МНР // Кинематограф социалистических стран. 1987. М.: ВНИИК, 1989. С. 58-70. ДСП. Рассматриваются вопросы взаимодействия кино и литературы Монголии.

Монгольский орнамент: эпос, лирика, сатира // Объектив. М.: В/о Союзинформкино. Сектор кино социалистических стран ВНИИ киноискусства. 1989. № 2. С. 43. Обзор фильмов последних лет.

Монголия. Цэвэнийн Зандраа: «Мы начинали так...» // Объектив. М.: В/о Союзинформкино, Сектор кино социалистических стран ВНИИ киноискусства, 1989. № 2. С. 24-25. Заметка кино Монголии о первом монгольском режиссере.

Андрейченко Н. «По особому счету» / Беседу вел К. Огнев // Экран' 90. Сб. М.: Искусство, 1990. С. 119-126.

Не бойся // Объектив. М.: В/о Союзинформкино. 1990. № 3. С. 40. О фильме «Не бойся». Режиссер Ю. Матуха (Чехословакия).

Не хнычь, белочка // Объектив. М.: В/о Союзинформкино, 1990. № 3. С. 39. О фильме «Не хнычь, белочка», режиссер В. Пливова-Шимкова (Чехословакия).

Материал и автор. Заметки о документальном фильме конца 80-х гг. // Киноведческие записки. 1990. № 6. С. 112-118. И содерж.: «Отрочество документального кинематографа ушло в прошлое, опыт, который им накоплен, может быть (и должен быть!) опорой для режиссера-личности, осваивающего новый материал. Примеры этому можно увидеть сегодня в документальных фильмах А. Сокурова, В. Семенюка, В. Оселедчика, А. Буковского, Р. Шилиниса и других, которые, какую бы локальную тему они ни избирали, непременно выходят на глубокие философские обобщения, одновременно развивая и обогащая своими поисками и открытиями язык документального фильма. Только используя эти накопления, наша историческая кинодокументалистика способна избежать кризиса и выиграть борьбу за мысль и образ». С. 118.

Вильчек В. Видео гид для человека с улицы / Беседу вел К. Огнев // Экран и сцена. 1991. 5 октября. № 36. С. 10. Интервью с редактором «Видеодайджеста».

Огнев. К., Трошин А. От «соблазнителей» // Тяни-толкай. № 1. [1993]. С. 2. Статья, открывающая новое киноведческое издание — журнал «Тяни-толкай».

Техника на службе творчества. Дискуссия по докладу К. М. Козинцева в ленинградском Доме кино, 1935 г. // Киноведческие записки. 1994/1995. № 24. С. 183-197. Стенограммы выступлений.

Четверть века спустя // Сквозь годы. М.: ВГИК, 1995. С. 140-151. Воспоминания о студенческих годах во ВГИКе.

Бакулев Г. Кабельно-спутниковое вещание. Мировой опыт. М.: ИПКработников телевидения и радиовещания. М., 1996.155 с. // Читальный зал. 1996. № 4. С. 311. Рецензия К. Огнева на книгу Г. Бакулева.

Дубровина И., Дубровина Т. Очерки истории русской кинодраматургии. М.: МГУ, 1996. 83 с. // Читальный зал. 1996. № 4. С. 307-308. Рецензия К. Огнева.

Знание дороже денег // Видео-Асс Известия. 1998. № 42. С. 88. О платном факультете дополнительного профессионального образования во ВГИКе.

Сезон кино в Индии // Искусство кино. 1999. № 10. С. 85-86. Статья о четвертом МЕФ в Керале (Индия).

[Постмодернизм] // В поисках Постмодернизма: книга мастерской киноведов Е. С. Громова. ВГИК. М., 2000. С. 221-225. Размышления киноведа о постмодернизме.

Учить только профессии. Быстро и хорошо! //СК новости. 2000. № 12 (24 март). С. 7.

Декан факультета дополнительного профессионального образования ВГИК об истории факультета и сегодняшнем положение дел; также интервью: Г. Полока, В. Чёрных, М. Бабак и др.

[Монголия] // Объектив. 1999. № 8. С. 27-30.

Власть и смерть // Киноведческие записки. 2001. № 51. С. 8.

Анализ фильма А. Сокурова «Телец» в контексте киноленианы, созданной в советское время.

Малое повторяет большое / Зап. К. Огнев // СК Новости. 2001. № 34-35 О впечатлениях члена оргкомитета 21-го фестиваля ВГИКа.

Александр Трошин // СК Новости. 2002. № 55 (4 ноября).

Поздравление с шестидесятилетием и выходом 60-го номера журнала «Киноведческие записки». Будрайтис Ю.: Никто не хотел забывать // Звезды нашего кино. М., 2002. С. 157-171.

Подробный творческий портрет актера, анализ работ в кино и поворотов творческой биографии. В частности о современном периоде: «Но здесь, в Москве, Юозаса Будрайтиса как бы заново открывает российский кинематограф. Он оказывается единственным из популярной некогда плеяды актеров, сыгравших в фильме «Никто не хотел умирать», кто оказался востребованным российским киноискусством. Примечательно, что его приглашают на роли не только режиссеры, с которыми судьба сводила его в советский период истории кино, как, например, А. Прошкин, предложивший ему сыграть в фильме «Русский бунт» (2000), но и новое поколение кинематографистов — Олег Фомин («Мытарь», 1997), Георгий Шенгелия («Классик», 1998), Роман Качанов («ДМБ», 2000, «Даун Хаус», 2001), Юрий Грымов («Коллекционер», 2002) и многие другие».

Награждение // Кинопроцесс. 2003. № 6. С. 183

Доценту ВГИКа К. Огневу присвоено звание Заслуженный работник высшей школы РФ.

Томберг В. П. В тылу и на фронте: воспоминания фронтового оператора / Лит. обработка И. Светловой, ред. К. Огнев; Регион. Обществ. фонд «Эйзенштейн-центр исслед. кинокультуры». М., 2003. 360 с. К. Огнев об авторе и тематике книги на 4 стр. обложки.

ВГИК: Размышления // Киноведческие записки. 2004. № 68. С. 320-323. Во всероссийском государственном институте кинематографии.

Зайцева Л. Киноязык: искусство контекста. М.: ВГИК, Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 2004. 242 с. Исследование выразительного языка немого кино, теории и практики его становления в России. На четвертой странице обложки — штрихи к портрету автора в исполнении К. Огнева.

[О Громове]. Был требовательным // СК Новости. 2005. № 12 (22 сентября). С. 12-14. Воспоминания о Е. С. Громове.

Громада тронулась... Куда ж нам плыть // Искусство кино. 2005. № 6. С. 90-103.

Стенограмма творческой дискуссии в рамках фестиваля анимации Таруса-Суздаль. Один из спикеров — К. Огнев.

История кинематографического образования в России // История художественного образования в России. Вып. 1-2. СПб., 2007. С. 417-489, 496-500.

Огнев К. К., Казючиц М. Ф. Экранный образ в контексте современной культуры: кино, телевидение, Интернет [РФФИ, № -гранта: 08-06-11520. 2009 г.]. URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/popular_science_articles/o_34441

Кино и телевидение—между вымыслом и реальностью // Экранная культура в 21-м веке. М., 2010. С. 48-69. О проблемах взаимодействия современного кино и ТВ.

«Плюс дополнительного профессионального образования — его гибкость и большая свобода от стандартов» / Записала А. Гудкова // Менеджер кино. 2010. № 1 (январь). С. 4-11.

Беседа с ректором Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания о проблемах второго образования и переподготовки в области экранных искусств.

Саша // Киноведческие записки. 2011. № 100/101. С. 26-96. Памяти А. Трошина. О создании журнала «Киноведческие записки».

Из содерж.: «...Появляется первый номер журнала "Киноведческие записки", объем которого составляет 20 авторских листов, предполагаемый тираж 2000 экземпляров. Журнал, который устанавливает высокую планку требований к статьям, публикующий интересные архивные материалы, но тем самым лишающий «площадки» ряд сотрудников ВНИИКа. (Легко понять, что один номер журнала такого объема сокращает институту два плановых издания, пусть не столь высокого качества.) Кроме того, журнал предполагает периодичность и долгосрочность существования, а в традициях института перманентное нарушение сроков подготовки материалов, изменение концепции задуманного, отказ от некогда привлекательного замысла, поскольку появилась иная, более интересная идея.

Плюс к этому проблема распространения. (...) Нужно отдать должное Адамовичу. Несмотря на отказ идти в ЦК за разрешением, он не запрещал нам самостоятельно решать возникающие проблемы. Вот тогда-то Саша и обратился ко мне. Дело в том, что в те годы для издания любой полиграфической продукции (вплоть до визитных карточек) необходимо было разрешение Мособлгорлита. Конечно, без решения ЦК КПСС Мособлгорлит никогда бы не подписал к печати издание первого номера нового журнала. Тогда я предложил Саше сделать из одного номера два и написать предисловие такого же размера, но другого содержания. С этими двумя книгами я и пошел в Мособлгорлит. Мои комментарии были простыми. Нам разрешено выпускать книгу не более 10 авт. листов, а у нас получилось 20 авт. листов, поэтому мы хотели бы издать книгу «Киноведческие записки» в двух частях. Посмотрите, не будет ли у вас возражений. Через положенные две недели я пришел в Мособлгорлит и получил обе книги с разрешающим штампом. (...)

О цифровом оборудовании тогда не мечтали. Поэтому полиграфический процесс, учитывая ручной набор, затягивался на несколько месяцев. Более того, типография печатала издания не на своей бумаге, а на той, которую мы самостоятельно привозили, получая ее на окраине Москвы за счет лимитов Госкино СССР В этом смысле мы были заложниками той или иной типографии. (...)

(...) Что касается газеты, то был подготовлен и отпечатан "пилот", но мы так и не сумели найти финансовую поддержку на издание газеты. А книги начали выходить. Пусть в скромном формате, по тем канонам, которые существовала для научной литературы, но тем не менее были изданы книги Иры Шиловой "И мое кино", "Видимый мир" Миши Ямпольского, "Хичкок/ Трюффо". Была задумана целая серия в качестве приложения к журналу. (...)

В 90-е годы в наш обиход вошло такое понятие, как креативность. Его часто употребляют и сегодня. Но у меня это понятие всегда вызывало отторжение. По одной простой причине. Мне представляется, что креативен каждый мыслящий человек, но проблема заключается в том, что не каждый способен довести свою идею до завершения. Саша относился к тем немногим, кто как раз и способен реализовать задуманное. (...) В реализации этого нового замысла [Эйзенштейн-центр исследований кинокультуры] он находит поддержку у Наума Клеймана, авторитет которого в научных кругах уже тогда был высок. Они удивительно дополняли друг друга — Саша и Наум.

(...) Не помню, кто из нас, но, думаю, что одновременно мы решили попробовать начать выпуск студенческого журнала. (...) Так появился журнал "Тяни-толкай", два номера которого с нашей помощью ребятам удалось выпустить. (...) Если мы привыкли к тому, что научная и педагогическая деятельность с начала 90-х годов практически перестала оплачиваться, что надо было постоянно искать приработок и мы не смотрели на журнал как на источник основного дохода». (...) Конечно, надежда умирает последней. Но наши постоянные читатели должны знать: мы сделали все возможное, чтобы сохранить единственный отечественный историко-теоретический журнал, придуманный и созданный группой людей, преданных своей профессии, лидером которых был и остается Саша Трошин».

[Рецензия] // СК Новости. 2012. 23 января. (№ 1). С. 18.

Рецензия на книгу Юрия Тюрина «Гибель венценосной Руси. Экран о гибели династии Романовых».

Будущее экранных искусств: от индустриального к информационному обществу // Известия уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. Екатеринбург. 2013. № 4 (120). С. 105-112.

Вопросы эволюции экранных искусств, прежде всего кинематографа, изменение вектора их развития, внедрение цифровых технологий.

[К 75-летию со дня рождения Ю. П. Тюрина] // СК Новости. 2013. 15 ноября. С. 3. Юбилейная заметка.

Экран сегодня и завтра // Средства массовых коммуникаций как инструмент модернизации общества. М., 2013. С. 107-118. Эволюция экранных искусств в свете ускоряющегося научно-технического прогресса, внедрения цифровых технологий.

Зачем нужны архивы? [Материалы круглого стола, 28января. 1997-й г. /Обл. Т. Сергеевой] // Кинофестиваль «Белые столбы». Сб. М., 2014. С. 23-66.

Выступления киноведов М. Черненко, В. Фомина, К. Огнева, Н. Зоркой, Е. Марголита и других. О киноархивах, об их роли в научной работе, о Госфильмофонде как научной организации, о контексте мирового архивного движения, о нехватке информации, о переводе фильмов на видео, о проблемах документального кино.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Друкаренко А. С., Огнев К. К. Организация кинофестивалей технических вузов России и стран ближнего зарубежья для формирования ценностных ориентаций молодежи // Ценностные трансформации современной молодежи государств-участников Содружества независимых государств. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. С. 213-218.

О поднятии престижа инженерного дела, о роли кино и телевидения. О фестивале студентов технических вузов «Телезачет».

Надежда. Любовь // Наверное, так любит людей Бог: Воспоминания о Надежде Львовне Горюновой / Академия медиаиндустрии; Сост. Мизеров С. Д., Каплан Б. С., Горюнова-Борисова А. Г. М., 2015. С. 5-9.

Воспоминания ректора Академии медиаиндустрии Константина Огнева о профессоре «Академии медиаиндустрии» Надежде Львовне Горюновой.

Памяти Александра Громова // СК Новости. 2015. 16 нояб. (№ 11). С. 20 Творческий портрет режиссера Александра Громова. 28 октября ему исполнилось бы 60 лет.

Параллели: панорама российского кинопроката начале двух десятилетий // Тенденции развития науки и образования. М., 2015. С. 93-95.

О некоторых тенденциях развития отечественного кинопроката.

Огнев К. К., Акопов А. З. Российский исторический телесериал: между искусством и массовой культурой // Известия уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург, 2016. 1(147). С. 22-29. О «постановочном» (у нас — костюмный боевик) фильме. О продукции телекомпании «Амедиа», «Бедная Настя», «Адъютанты любви», «Екатерина» и др.

«Если в 90-е гг. XX в. кинематограф и телевидение России развивались на фундаменте прямых, но слабых заимствований из зарубежных экранных работ, так как зритель отдавал свое предпочтение этим работам, то в первое десятилетие XXI в. российские кино- и телефильмы постепенно стали привлекать внимание аудитории, причем не только российской. Процессы глобализации позволили деятелям кино и телевидения освоить все жанровое многообразие современной экранной палитры, но именно российский исторический сериал заметно выделяется в этом контексте, так как именно на этой территории создателям удается широко использовать мировой кинематографический опыт, что позволяет рассматривать некоторые работы этого жанра как явления экранной (а не массовой) культуры».

Памяти Юрия Тюрина // СК Новости. 2016. 18 апреля. (№ 4). С. 21.

Огнев Константин: Некролог // СК Новости. 2021. Июль-авг. (№ 7/8). С. 30; фото. Некролог памяти талантливого советского и российского киноведа, доктора искусствоведения, профессора кафедры киноведения, проректора ВГИКа (2004-2007) и др. Константин Кириллович Огнев скончался 10 июля на 71-м году жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.