Научная статья на тему 'Библиографоведческий интеграл преподавания библиографии: генезис мировой универсальной библиографии'

Библиографоведческий интеграл преподавания библиографии: генезис мировой универсальной библиографии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
312
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОГРАФИЯ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ МОРФОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ РОЗА / ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / BIBLIOGRAPHY / BIBLIOGRAPHIC INFORMATION / INFORMATION SPACE / INFORMATION ENVIRONMENT / INFORMATION MODELING / BIBLIOGRAPHIC MORPHOLOGY / INFORMATION ROSE / CHRONOLOGICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куманова Александра Венкова

Дается комплекс понятий, бытующих в сфере гуманитарной библиографии, исходя из ризомно-ретикулярной концепции библиографоведения, утверждаемой автором на протяжении 20 лет. Исходное положение данной концепции заключается в том, что библиография является (III) вторично-документальным уровнем широкомасштабного информационного моделирования единого многомерного многоярусного информационного пространства (ноосферы), устанавливая связи (между миром документов и миром читателей). Гуманитарная библиография является гуманитарно-научным феноменом установления ретикулярных связей вторично-документального уровня инфосферы. Приведены основания историографии международной универсальной библиографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Куманова Александра Венкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bibliographic integral of teaching bibliography in high school: genesis of world universal bibliography

A complex of notions existing in the sphere of the humanitarian bibliography, according to the rizoma-reticular conception of the bibliographic science, approbated by the author during the last 20 years is given. The initial state of this conception consists in the fact that the bibliography presented a secondary documentary level (III) of a large scale information modeling of the global multi-dimensional information space (noosphere) establishing relations (between universe of documents and universe of readers). The humanitarian bibliography is a humanitarian and scientific phenomenon of determination of reticular relations of the secondary documentary level of the inforsphere. The bases of the historiography of the universal bibliography are given.

Текст научной работы на тему «Библиографоведческий интеграл преподавания библиографии: генезис мировой универсальной библиографии»

УДК [01:001.8](100):37

Александра Куманова

Библиографоведческий интеграл преподавания библиографии: генезис мировой универсальной библиографии

Дается комплекс понятий, бытующих в сфере гуманитарной библиографии, исходя из ризомно-ре-тикулярной концепции библиографоведения, утверждаемой автором на протяжении 20 лет. Исходное положение данной концепции заключается в том, что библиография является (III) вторично-документальным уровнем широкомасштабного информационного моделирования единого многомерного многоярусного информационного пространства (ноосферы), устанавливая связи (между миром документов и миром читателей). Гуманитарная библиография является гуманитарно-научным феноменом установления ретикулярных связей вторично-документального уровня инфосферы. Приведены основания историографии международной универсальной библиографии.

Ключевые слова: библиография, библиографическая информация, информационное пространство, информационная среда, информационное моделирование, библиографическая морфология, информационная роза, хронологический профиль

Alexandra Kumanova

Bibliographic integral of teaching bibliography in high school: genesis of world universal bibliography

A complex of notions existing in the sphere of the humanitarian bibliography, according to the rizoma-reticular conception of the bibliographic science, approbated by the author during the last 20 years is given. The initial state of this conception consists in the fact that the bibliography presented a secondary documentary level (III) of a large scale information modeling of the global multi-dimensional information space (noosphere) establishing relations (between universe of documents and universe of readers). The humanitarian bibliography is a humanitarian and scientific phenomenon of determination of reticular relations of the secondary documentary level of the inforsphere. The bases of the historiography of the universal bibliography are given.

Keywords: bibliography, bibliographic information, information space, information environment, information modeling, bibliographic morphology, information rose, chronological profile

Посвящается светлой памяти профессоров К. Р. Симона, И. В. Гудовщиковой, А. В. Мамонтова

В основе преподавания общего библиографоведения в Болгарии лежит генезис мировой библиографии. Генезис мировой библиографии выведен автором настоящей статьи на основе концепций ведущих историков библиографии Г. Шнейдера, Л.-Н. Маль-клес, К. Р. Симона, А. Тейлора, И. В. Гудовщиковой. В настоящее время предложенный генезис составляет библиографоведческий интеграл преподавания в гуманитарных вузах Болгарии. В настоящей статье раскрыта суть этих явлений и представлен сжатый итог более чем сорокалетнего опыта исследования генезиса видов библиографии. Данная осмысленная и сильно структурированная материя именуется гуманитарной библиографией. Все содеянное человеком (людьми) находит куль-туролого-феноменологическое отражение на вторично-документальном уровне многообразия гармонии мироздания. Гуманитарная

библиография - принципиально незаверши-ма: ее тектоническая ментальная суть - транс-форматизм - перестановка с п-элементами (отдельных видов библиографии). Выводы базированы на исследовании свыше 700 классификаций видов библиографии, библиографической информации, библиографической деятельности, библиографических пособий, которые охватывают около 5000 первично-и вторично-документальных источников на 20 языках.

I. Терминосистема

А на самом верху сиял, словно звезда, ослепительный белый цветок.

Г.-Х. Андерсен

Прежде всего еобходимо уточнение системы терминов.

Библиографическая информация - основной продукт библиографической деятельности, с помощью которого библиография осуществляет свои функции в информационном пространстве.

Информационное пространство - область функционирования (бытия) информационных реалий (в том числе и библиографических), их замысел, концептуальность, протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Информационное пространство - не готовая, законченная, статическая среда; оно -идеальное, ментальное, семантическое, интеллигибельное порождение ноосферы, постоянно трансформирующееся; в нем продолжается и развивается творческий и информационно-коммуникативный процесс посредством людей.

Информационное пространство - культурное сооружение. Следовательно, его реальность как культурного, ноосферически значимого, наблюдаемого объекта отличает его от так называемого парапространства, порождаемого наиболее характерным мотивом кибернетики -симбиоза человека и компьютера, генерируемого компьютерами параллельного мира, или парапространства1. В определенных ситуациях осуществления реального диалога-понимания (а не невостребованного говорения) кибернетическое парапространство - аналог культурного информационного пространства человечества. Информационное пространство не имеет не только географических, но и институциональных границ и регламента - принцип выборности и представительства; оно сохраняется в парадоксальной ноосферической форме культурного самовыражения как пространство публичности, диалога-понимания.

Информационное пространство в работе тождественно понятиям инфосферы = ноосферы = семиосферы, применяемых здесь с оттенками: информация (инфосфера), рациональность (ноосфера), знаковость, значение, смысл (семиосфера).

Информационная среда, в соответствии с обобщающей концепцией информатика-систе-молога С. Г. Денчева, фундированной наиболее современным когнитологическим сводом инфосферы, является совокупностью: информационных фондов (1); информационных технологий (2); интеракций между людьми и оборудованием, обеспечивающих социальную инфраструктуру для общественно-полезной реализации специфических информационных процессов в рамках определенной предметной области (3)2.

Информационное моделирование - свертывание (создание, поиск, хранение, распространение, фильтрирование, уплотнение, струк-

турирование...) информации; устанавливание связей между информационными феноменами, в том числе различной природы (материальной, идеальной) и различного порядка (реальности, сознания).

Библиография - вторично-документальный уровень (III) широкомасштабного информационного моделирования единого многомерного многоярусного информационного пространства (ноосферы) устанавливания связей (между миром документов и миром читателей) (ниже данного уровня расположены отражаемые им уровень фактов (I) и уровень первичных документов (II); выше него - рефлектирующие им уровень метасистем (IV) и уровень философских картин (V)); связи - результат ментального выстраивания пятиуровневого фрейма, обладающего срезами (по структурам: документальной (1), читательской (2), деятель-ностной (3), видовой (4), функциональной (5), содержательной (6), организационной (7), в рети-куле которых наблюдаемы культурологические ризоматические построения соединения и разграничения прошлого - настоящего - будущего гуманитарной библиографии) - одновременное сцепление проекций безграничного многообразия множественности трансформатизма семи-осферы, порождаемого точкой/точками зрения реципиента/реципиентов (исследователя/исследователей) и когнитологически интердисциплинарно измеряемого библиографоведением в виде картины в соответствии с парадигмой (трансформатизма, интердисциплинарности, гуманитаризации, метафизичности) постнеклас-сической науки в калейдоскопе многомерности реальности и сознания (библиографических потребностей (а), библиографической деятельности (б), библиографической информации (в), библиографических систем (г), библиографических потоков (д), библиографических ресурсов (е)). Изложенная ретикула - модель библиографии.

Сетка = решетка = фрейм = ретикула -структурная форма, носящая конструкция, костяк, интеллектуальный конструкт информационной ризомы в соответствии с концепцией системолога А. А. Любищева3 и ученого в области искусственного интеллекта М. Минского4.

Рассмотренные при первом приближении к сути вскрываемых ими феноменов вышеупомянутые термины употребляются как синонимы, однако между ними видны различия, которые связаны со следующими оттенками:

- «ретикула» - в целях фиксации самого принципа сетчатого строения;

- «ризома» - для описания более свободных сетчатых построений из связей («легких», горизонтальных конструкций);

- «фрейм» - для обозначения более жестких решеток (структур) представления знаний («тяжелых», вертикальных конструкций).

Ризома устроена так, что в ней каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой (другими) в соответствии с концепцией виднейшего представителя западноевропейской философии Ж. Делеза и его соавтора Ф. Гватта-ри5. Согласно концепции Ж. Делеза, настоящее, прошлое, будущее раскрываются в трех синтезах как повторение, но раскрываются очень по-разному: 1) настоящее - это повторяющееся; 2) прошлое - это само повторение; 3) будущее -это повторяемое.

Гуманитарная библиография - гуманитарно-научный феномен установления ретикулярных связей вторично-документального уровня инфосферы.

Информация - интеллигибельный реактив в информационном пространстве, т. е. информация - интеллигибельный реактив бытия и сознания Homo sapiens. Информация распространяется не только на культурном уровне реальности (редуцируема до уровня символа), но и на физическом (редуцируема до уровня атома), и на биологическом (редуцируема до уровня клетки) (Л. А. Уайт)6. Данная триада -физического, биологического и культурного уровня свертывания информации - признак ее (информации) космичности. Следовательно, рассмотренные в единстве, указанные уровни реальности и сознания - проявление интелли-гибельности мира, заложенной и в культуре, и в природе, что учитывается информационной наукой и находит отражение в библиографической информации о нем.

Таким образом, нами выявлены модификации терминов и понятий, применяемых на естественном и специально-научном языках для фиксации форм библиографической информации.

Квинтэссенция дедукции авторской рефлексии сути многоуровневого многомерного информационного моделирования представлена настоящим исследованием. Изложенное позволяет обобщить: библиографическая информация в любой форме - фундаментальный информационный ресурс, отличающийся упорядоченностью, уплотненностью, фильтри-рованностью, структурностью. Данная форма (вторично-документальная) организации информации - древнейшая среди прочих (видеосредства, Интернет, компактные лазерные диски; свободнотекстовые базы данных и др.). В условиях электронных информационных коммуникаций - вторично-документальная информация (библиографические указатели,

базы данных и т. п.) - главный источник уплотненной фильтрированной структурированной информации.

Для эффективного трансформатизма имеющегося вторично-документального уровня инфосферы и выявления релевантной информации в многообразных реальных информационно-поисковых ситуациях цифровым способом - необходимы специальные когнитологические библиографоведческие метанаучные исследования, основанные на ризоматических построениях связей, дефраг-ментирующих сфер и направлений информационного моделирования.

Системно-генетическое изложение информационных объектов инфосферы посредством культурного потока ноосферической вечности - информационной ризомой фиксирует синхронно длительность (время: прошлое - настоящее - будущее) по всем направлениям связей. Длительность есть происхождение (генезис) информационного мира, отсюда генезис - время в плане культуры, и, в качестве длительности -единого потока (прошлого - настоящего - будущего), оно (время) образует, посредством движения - трансформатизмом связей, - информационное пространство. Гуманитарная библиография - вторично-документальный след ноосферизма.

Настоящая работа - концептуально-практическая попытка в единстве с информационным пространством представить и предоставить историю и современность библиографической сферы посредством универсальной международной библиографии библиографии в единстве с библиографоведческой когнитологией гуманитарно-научной сферы, суть которой -форма библиографической информации, именуемая и трактуемая многообразно в различных концептуальных построениях.

Пространство (универсум: вселенная) соотносимо посредством информационной ризомы с универсальной библиографией: универсальная библиографическая информация - modus vivendi данного соотношения.

Существующие в электронном виде и сегодня библиографические базы данных - ценный информационный ресурс, но он опосредованно связан с имеющимся доэлектронным сводом вторично-документального уровня инфосферы. Только тогда человек в информационном пространстве будет пребывать в акте культуры, владея словно картой пройденными путями свертывания информации, вынесенными би-блиографоведением на стыке с философским науковедением, семиотикой и структурализмом в широкую информационную практику.

II. Источники: основания историографии международной универсальной библиографии

Я - океан, И зыбь развитья, И ткацкий стан С волшебной нитью, Где времени кинув сквозную канву, Живую одежду я тку Божеству.

И. В.Гете

Семиосферизм космичности - как целое, выстроенное из ряда уровней - культурологических построений широкомасштабного информационного моделирования - в работе основан на феноменологическом синтезе концепций трех выдающихся ученых с яркими идеями миролюбивого культурного объединения человечества, семиотиков-структуралистов с вкладом в широкий спектр интердисциплинарных областей знания - русского Ю. М. Лотмана, американского Т. А. Себеока, итальянского У. Эко. Запечатляя архитектонику информационного пространства как культурного построения ноосферы, в которой наблюдаем трансформатизм информации, не пренебрегая прочими идеями космизма (философско-религиозного, гуманитарного, литературно-художественного, естественнонаучного, натуралистического, теоретического, практического, научно-технического, библиографического, библиографоведческого), современный пользователь информации, обладая достижениями сверхразвитой технологической мощи, имеет на основе концепций указанных ученых и порождаемых ими школ и направлений, - ментальный способ порождения поистине космических построений для современного информационного моделирования, в которых прошлое, настоящее и будущее объединены культуролого-феномено-логическим ризоматизмом.

В отношении смысла, предвидений, интенцио-нальной сферы информационного моделирования, очевидно, работы Ю. М. Лотмана, Т. А. Себеока, У. Эко своей культурно-философской космичностью (интенционального) являются методологическим истоком для ризоматизма будущего.

В связи с применением в работе в целом культурологического подхода, рассматривающего библиографию в связи с формированием современной научной постнеклассической парадигмы знаний, отраженной в документальном потоке общества, воспринятой на завершительной стадии изложения в качестве общенаучного теоретико-методологического фундамента исследования, синтезирован обширный круг трудов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот не только библиографоведения,

но и науковедения в целом. Благодаря этому, библиография и библиографоведение обретают возможность быть описанными одновременно как культурологические феномены в современной системе знания и единого информационного пространства конца ХХ - начала XXI в.

Поднимаемые общенаучные вопросы философского характера, в связи с решением проблемы формы библиографической информации, потребовали обращения к таким проблемам, как:

- знание и междисциплинарность в концепциях и теориях;

- понятийно-категориальный аппарат научного знания;

- гуманитарное знание и его состав в контексте единой системы знания7;

- проблемы формализации знания, отраженного в документальной и вторично-документальной информации.

Специальным научным фундаментом исследования являются международные и национальные вторично-документальные источники информации, классификационные концепции и теории библиографии, имеющиеся в истории и бытующие в ХVШ-XXI вв. Для выявления структурных форм и ментальных установок отмеченных библиографических и библиографоведче-ских реалий понадобилось рассмотрение:

- семиотики языкового знака (именования библиографической реалии);

- структуралистических концепций в контексте философской идеи единства многоуровневого мира8.

Необходимо произвести некоторые обобщения.

1

Выработанный ризоматический синтез ряда международных библиографических источников в качестве единого вторично-документального фундамента информационных ресурсов ноосферы (картина гуманитарного знания) может быть осмыслен как предметный (содержательный) контур библиографоведческой картины библиографической информации международного охвата по гуманитарному знанию и вторично-документальный гомеостаз электронного образа инфосферы, который, через вскрытие его формы, соотносим с доэлектронным образом этой единой культурной сферы.

2

Выстроим ряд международных вторично-документальных источников по гуманитарному знанию и смежных областей (Х1Х-ХХ1 вв.):

- выходящие однотипные библиографические указатели литературы по гуманитарному знанию и общественным наукам международного значения:

- -.. .выходящие в США:

---в составе изданий фирмы Уилсона (Wilson): «American humanities index» (AHI) (1975- ); «Humanities index» (HI) (1974- ); «Social sciences» (SS) (1974- ); «Social sciences index» (SSI) (1974- ); «Social sciences & Humanities index» (SSHI) (19071974);

---выпускаемые Институтом научной

информации в Филадельфии, на базе которых выстроено множество автоматизированных информационных систем международного значения: «Arts & Humanities citation index» (AHCI) (1976- ); «Index to social science & Humanities proceedings» (ISS HP) (1976- ); «Social sciences citation index» (SSCI) (1974- );

- -.выходящие в других странах: ---.в Великобритании:

----«British humanities index» (BHI) (1915- );

---.в Великобритании и США по программе ЮНЕСКО, являющиеся международными по охвату смежных с гуманитарными областями знания общественных наук:

----«International bibliography of the social

sciences» (1951- );

---.в Швейцарии (Международной федерации обществ и учреждений по исследованию периода Возрождения): «Bibliographie international de l'Humanisme et de la Renaissance» (1966- );

---.в России (СССР): «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам» (1993- ); «Новая иностранная литература по общественным наукам» (1934-1992); «Новая отечественная литература по общественным наукам» (1934-1992);

---.в Испании: «Indice Espanol de Humanidades» (1976- );

---.в Японии: «Japanese periodicals index

(JPI): Humanity & Social science» (1948- );

---.в Индии: «Index Asia: Ser. in Humanities» (1965- ).

3

Библиографоведческая картина библиографической информации по подходу (= гуманитарной библиографии = интенсиональной библиографии) есть та, которая вскрывается на почве проникновения в форму библиографических реалий как неотъемлемая часть единого многоуровневого многомерного информационного пространства. Достигнута библиографоведческая картина гуманитарной библиографии (по

подходу); она вскрыта на почве формы рассматриваемых библиографических реалий в связи с инфосферой.

Для достижения данного синтеза понадобилось разработать теоретико-методологическую платформу ретикулярного выстраивания информационного моделирования.

Методология поиска, составления, хранения и распространения вторично-документальной информации показывает глубинное соответствие:

- формы библиографических реалий;

- философских картин связей между вещами.

Рассоединять указанные два феномена в информационном моделировании не следует; их интегральное объединение и порождает глубинную суть гуманитарной библиографии.

Гуманитарной библиографией по подходу дефрагментируем (в частности, по предмету -содержательной структурой библиографии) универсальный гомеостаз вторично-документального мира для многообразных целей реальной информационно-поисковой практики.

4

Собственно-гуманитарным в гуманитарной библиографии является вовсе не предметный (содержательный: даже гуманитарный по предмету) аспект вторично-документального знания, воплощаемый ею, а идеальное (реальное) сопряжение выявляемых в информационном моделировании ментальных структур информации (интеллектуально-духовные свойства информации).

Проблема дифференциации гуманитарной библиографии (по предмету, по подходу) в зеркале идеальных структур информационного моделирования - это вопрос о границах библиографии и ее метасистемных конфигурациях.

Проблема идеальных (ментальных) структур библиографической сферы (гуманитарной библиографии) в качестве (вторично-документального) уровня единого информационного пространства - проблема методологии моделирования инфосферы ризоматизмом, что рефлектирует в единстве с проблемой формы вторично-документальной информации.

5

Проблема идеальных (ментальных) структур библиографической сферы (гуманитарной библиографии).

Видные представители мировой библиогра-фоведческой мысли, в специальных обобщениях

которых интеллектуально-духовная, идеальная сторона концепции вторично-документального моделирования отличается чрезвычайной важностью: Ж. Ф. Нэ деля Рошель (1782 г.); А. Г. Камю (1798 г.); Э. Г. Пеньо (1802-1804 гг.); Ш. Ф. Ашар (1806-1807 гг.); Ф. А. Эберт (1821-1830 гг.; 1823 г.); Р. О. Гилд (1876 г.); Р. К. Дэвис (1886 г.); Г. Шнейдер (1924 г.); М. Н. Куфаев (1925 г.); К. Р. Симон (1963; 2010 г.).

Интеллектуально-духовная сторона библиографической информации интерпретировалась в библиографоведении в качестве витка ментальной природы вторично-документального информационного моделирования.

Рассматривая библиографоведческое многоголосие в контексте идеи выстраивания ментальной целостности библиографоведческого знания, которое в ХХ1 в. усиливается, в настоящем исследовании особое внимание уделено различным аспектам идеальных сторон библиографической информации и представлено в единстве семи наблюдаемых простым взглядом структур, складывающихся из единого свода связей: документальной (1); читательской (2); деятельностной (библиографической) (3); сущ-ностно-видовой (библиографоведческой) (4); функциональной (5); содержательной, или гуманитарной библиографии по предмету (6); организационной (7).

Ризоматическая ментальная целостность (гуманитарная библиография по подходу) использована в качестве прибора для гуманитарных измерений библиографической информации:

- истории библиографии (пособий);

- форм библиографической информации (видов библиографии, библиографической деятельности, библиографических пособий, библиографической информации) евро-американского ареала.

6

Проблема методологии моделирования инфосферы ризоматизмом (гуманитарной библиографии по подходу).

Ризоматика в корне своем присуща феномену библиографии как культурному образованию. Вопрос, перекликающийся с принципиальным системно-структурным (культуролого-феноме-нологическим, концептуально-текстологическим) способом объединения накопленных в библиографической и библиографоведческой областях знания, и в связи с вереницей выдающихся примеров применения формы таблиц в именовании вторично-документальных произведений старыми мастерами библиографии («Таблицы тех, кто прославился во всех областях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знания» Каллимаха Александрийского; исправления и дополнения к труду Каллимаха Александрийского «О таблицах Каллимаха», сделанные Аристофаном Византийским).

7

Изложенная методологическая постановка (ризоматизма) является фундаментом широкомасштабного объединения и разграничения явлений, наблюдаемых на вторично-документальном уровне инфосферы, представленных настоящей работой в качестве информационной ризомы, в которой наблюдаемы эмпирико-те-оретические средоточия третирования формы библиографии в следующих кадастрах:

а) истории библиографии: «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания» Каллимаха Александрийского (сер. III в. до н. э.); «Классифицированная библиотека (или типографский каталог)» Г. Драуда (1610-1611 гг.); «Новый указатель книг прежде всего католических теологов, а также и других знаменитых авторов по любой отрасли знания на любом языке, поскольку, однако, они не трактуют о вопросах религии...» (1614 г.) и др.;

б) концептуальных платформ ретроспективных универсальных библиографических указателей второй степени международного охвата: «Библиотека библиотек, крайне необходимая всем библиотекарям и любому любителю книг и наук» Ф. Лаббе (1664 г.); «Руководство по общей библиографии. Новая библиографическая библиотека» А. Стейна (1897 г.) и др.;

в) тектоничности универсальной ретроспективной библиографии второй степени международного охвата: «Библиографическая библиотека» Ю. Петцхольдта (1866 г.); «Путеводитель по справочникам» К. Хатано и М. Уайаоси (1934 г.) и др.;

г) первого ретроспективного библиографического издания, в котором учитываются текущие библиографические публикации о состоянии общей ретроспективной международной библиографии второй степени к 20-30-м гг. ХХ в. «Index bibliographicus» (с 3. изд. ЮНЕСКО) Т. 1. Естественные науки и технология; Т. 2. Общественные науки, образование, гуманитарные исследования (1951-1952) - дело английского библиографа, биографа и переводчика Т. Бек-термана. С данного издания обособляется гуманитарная библиография по предмету в качестве универсального комплекса знаний, что укоренено в структуре «British humanities index» (BHI) (1915- ).

Упор здесь сделан на соотношения классических концепций в библиографоведении

(Г. Шнейдера, Л.-Н. Мальклес, К. Р. Симона; А. Тейлора, И. В. Гудовщиковой). Стоящая в них в центре внимания проблема формы (международной универсальной библиографии) библиографии выступает в качестве глубинного ризоматического костяка связей и для ряда современных вторично-документальных источников информации международного охвата по гуманитарному знанию и смежных областей9.

Ill. Информационная роза международной универсальной библиографии

Ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало.

Г.-Х. Андерсен

1. Выводимые только в теоретическом плане вскрытия связей между информационными реалиями, структуры библиографии (документальной (1), читательской (2), деятель-ностной (3), видовой (4), функциональной (5), содержательной (6), организационной (7)) как ментальное построение, являющееся результатом применения комплексного подхода к рассмотрению библиографических реалий, дают возможность достигнуть ретикулярного раскрытия сущности библиографии, на базе которого объединяются и разграничиваются в единстве накопленные знания в области и увеличиваются максимально информационные каналы входа к ним («Исходный порядок - это как сеть или лестница» У. Эко).

2. Сущностно-библиографоведческой задачей является выявление отдельных структур вторично-документальной информации, которые имеют огромную эвристическую ценность для глубокого и тонкого поиска информации путем вскрытия связей и взаимоотношений в моделировании многомерного многоуровневого многоаспектного информационного пространства («Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» Апостол Павел).

3. Развитость библиографоведения как специально-научной области, изучающей всесторонне феномен библиографии, позволяет выявить связи каждой библиографической разновидности с любыми другими на естественном языке формулировки ее наименования по каждой выводимой структуре библиографии, благодаря чему устанавливаемыми оказываются взаимоотношения с другими разновидностями библиографии и другими ее структурами («Если мы с тобой наполним большой мешок доверху морским гравием и

бросим в него всего лишь один драгоценный сапфир, то, вытаскивая много раз из мешка, ты все-таки рано или поздно извлечешь драгоценность» А. И. Куприн).

4. Представленные структуры библиографии (названные красками светового спектра: 1 -К(расный: документальная), 2 - О(оранжевый: читательская), 3 - Ж(елтый: деятельностная), 4 - З(еленый: видовая), 5 - Г(голубой: функциональная), 6 - С(иний: содержательная), 7 - Ф(иолетовый: организационная)), как, возможно, и прочие ее структуры, являются структурной формой библиографии (гуманитарной библиографии), и чем осмысленнее происходит вскрытие этих структур, тем явственней становится сама форма библиографии (по И. Канту и Г. В. Ф. Гегелю: как внутренняя ее форма) («В мире обманчивой видимости. всякое тело -это форма, лишь на время полученная взаймы» Хун Цзычэн).

5. Структурная форма библиографии (гуманитарной библиографии) представляет собою интеллектуальный конструкт, находящий свое выражение в различных внешних проявлениях и приемах ряда традиционных перевоплощений -горизонтальный - собственно-библиографический - срез вторично-документального уровня структурированного единого многоуровневого информационного пространства («Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?» Н. А. Заболоцкий)).

Информационная роза мировой универсальной библиографии показывает включенность информационного моделирования, и библиографического в том числе, в современные процессы формирования планетарного мышления диалога культур - фактор взаимодействия Востока и Запада, Севера и Юга.

Информационной ризомой в образование входит когнитологическая информированность, которая обретает функции обучения: наблюдать информационные объекты в единстве многообразных когнитологических трансформаций («Знание делает человека тем, о чем он знает» Упанишады).

Ризоматическая модель устанавливания связей в ретикуле культуры (семиосферизма) - в смысле инструмента научного познания - формирует способность проникать к более глубокой сущности изучаемых информационных объектов многоуровневого мира реальности и сознания, быть в культурно-научном дискурсе ноосферы, соотнося свое видение с существующими проч.

Проблема образования как гуманитарная проблема понимания в широком, философском смысле укоренена в понимание человека в каче-

стве микрокосмоса: искать бытийное участие во всем и причастности ко всему, что есть в природе и истории миросущностного (а не стремиться лишь к случайно-наличному бытию): благоговение перед филигранностью вещей.

Информационная ризома - образец ретикулярного типа информированности библиографией о связях связей вещей и включенности в систему сущности знания в контексте бытийных отношений реальности и сознания.

Форма библиографии - фокус, благодаря которому мир библиографии мыслим архитекто-ничным. Исходя из факта, что зрительное восприятие преобладает над вербальным10, приведены рассмотренные здесь установки визуализации11.

Выделение библиографического уровня информационного пространства обосновано в нескольких взаимосвязанных планах настоящего исследования: философско-науковедческом, культуролого-феноменологическом, историко-культурном, библиографоведческом, собственно библиографическом, информационно-поисковом.

Ввиду того, что такие планы прежде не связывались в достаточной степени, понадобилось привлечение в арсенал библиографоведения ряда подходов, концепций и теорий, на базе которых:

1. Вскрыт феномен формы библиографической информации; дана дефиниция этого понятия.

2. Выявлены уровни единого информационного пространства.

3. Определены структуры этого пространства.

4. Показана корреляция формы библиографической информации с информационными реалиями других порядков.

5. Разработан механизм ризоматизма построения ретикулярных связей между информационными реалиями.

Многоступенчатый, в достаточной степени структурированный из-за ее ризоматизма в качестве адекватной формы интерпретации информационного трансформатизма, характер композиции настоящего исследования - итог полифоничности его адреса.

В заключение следует отметить, что генезис мировой библиографии является основой би-блиографоведческого интеграла преподавания дисциплины «общее библиографоведение» («библиографическая модель знания») в Государственном университете библиотековедения и информационных технологий в Болгарии. Университет является методологическим центром информатизации и имеет уникальные научные и профессиональные контакты во многих странах мира.

Примечания

1 См.: MacHale B. POSTcyberMODERNpunkISM, in storming the reality studio. Duke: Univ. pr., 1996. 991 p.

2 Денчев С. Г. Информационна среда за трансфер на технологии: глобални проблеми: анализ и управление: науч. моногр. София: З. Стоянов, 2003. Кн. 1. 167 с.

3 Любищев А. А. Понятия системности и организмен-ности // Тр. по знаковым системам. 9. Тарту, 1977. С. 134-141. (Учен. зап. Тартус. гос. ун-та; вып. 422); Любищев А. А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов: сб. ст. М.: Наука, 1982. 278 с.

4 Minsky M. A framework for representing knowledge // MIT-AI Laboratory Memo. 1974. Vol. 306, June. URL: http: // web. media. mit. edu (дата обращения: 07. 07. 2016); Его же. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.

5 Deleuze G., Guattari F. Rhizome: introduction. Paris: Minuit, 1976. 74 p.

6 White L. A. The evolution of culture: the development of civilization to the fall Rome. New York: McGraw-Hill, 1959. 378 p.

7 Крайне любопытно то, что в литературе «гуманитарное» обнаруживает наличие различных его толкований: 1) отождествление гуманитарного с человеческим вообще; 2) отождествление гуманитарного с субъективным; 3) взаимоотношение его с обществознанием, естествознанием и техноведением; 4) соотнесение и противопоставление «гуманитарно-научного» и «естественнонаучного»; 5) противопоставление гуманитарного теологическому и связывание его с понятием «светский» в широком смысле; 6) естественнонаучная сфера (медицина и др.) может быть интерпретирована в качестве частного случая гуманитарно-научной сферы познания.

8 См.: Куманова А. В. Введение в гуманитарную библиографию: филос.-науковед. картина гуманит. знания: библиографовед. исслед.: курс лекций. СПб., 1995. Ч. 1. 252 с.

9 Там же.

10 Heider E. R. Universals in color naming and memory // J. experimental psychology. 1972. Vol. 93. P. 10-20; Heider E. R., Olivier D. C. The structure of the colorspace in naming and memory for two languages // Cognitive psychology. 1972. Vol. 3. P. 337-355.

11 Узор, рисунок устанавливания связей занимал деятелей культуры в области так называемого аналитического искусства - школы в живописи. Взгляд П. Н. Филонова: «Рисунок - это характернейшие данные и свойства формы или комплекса, сумма форм во всей их членораздельности или единстве <...> Изображение объекта не через его внешнюю, видимую форму, но через реализацию внутренних функций и процессов, происходящих в объекте» (Pavel Filonow und seine Schule: материалы выст., 15 сент. 11 нояб. 1990 г., Дюссельдорф / сост. Е. Петрова, Ю. Хартен. Koln: DuMont Buchverlag, 1990. S. 54. URL: http: // prlib. ru (дата обращения: 07. 07. 2016)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.