Научная статья на тему 'Библиографическая составляющая информационной компетентности'

Библиографическая составляющая информационной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОГРАФИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ / BIBLIOGRAPHY / INFORMATIONAL COMPETENCE / BIBLIOGRAPHICAL MANUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садчикова А. Е., Смирнова Е. М.

Охарактеризовано основное средство информирования о профессиональной литературе указатель Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского. Показано соответствие методических решений читательскому адресу пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bibliographic component of informational competence

The main source of information about professional literature were characterizedList of Ushinsky State Scientific Pedagogical Library. Conformity of methodical solutions with readers' address of the manual has been determined.

Текст научной работы на тему «Библиографическая составляющая информационной компетентности»

КНИГОВЕДЕНИЕ

Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 214-218.

УДК 002.2

А.Е. Садчикова, Е.М. Смирнова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Охарактеризовано основное средство информирования о профессиональной литературе

- указатель Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинс-кого. Показано соответствие методических решений читательскому адресу пособия.

Ключевые слова: библиография, информационная компетентность, библиографические пособия.

Возможности компетентностного подхода интересуют специалистов разных областей знания и практической деятельности. В сфере образования его связывают с проблемами модернизации. Одна из ключевых профессиональных компетенций - информационная. Ее саморазвитие обуславливает необходимость наращивать знание библиографических ресурсов и умения ориентироваться в них.

Авторы преследуют две цели:

1. вооружить специалистов разных сфер педагогической деятельности знанием особенностей библиографического информирования, осуществляемого Государственной научной педагогической библиотекой им. К. Д. Ушинского (ГНПБ);

2. выявить возможности его совершенствования.

Постоянное чтение специальной литературы — необходимое условие профессиональной успешности. Его осуществление всегда было затруднено сложностями выявления релевантных документов. Например, появление новых статей непросто отслеживать по следующим причинам:

• частое «рождение» новых журналов;

• рассеяние публикаций в периодических изданиях (важная особенность функционирования любого отраслевого потока);

• быстрый рост общего объема потока и его тематических составляющих.

В связи с этим значение текущей библиографической информации увеличивается. Ее источники создают библиотечно-информационные центры разного уровня: Российская книжная палата (РКП), центральные отраслевые библиотеки и органы НТИ, региональные универсальные, вузовские и другие библиотеки.

Так, в Летописях РКП педагогическая литература представлена в разделе «37. Народное образование. Воспитание. Организация досуга». В указателе Российской государственной библиотеки и Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино

© А.Е. Садчикова, Е.М. Смирнова, 2009

«Библиотечное дело и библиография» в двух разделах отражена литература о среднем и высшем образовании, повышении квалификации, дистанционном образовании («Кадры библиотечных работников. Библиотечная профессия», «Кадры библиографов. Профессия библиографа»).

Многочисленные издательско-книготорговые библиографические пособия (БП) активно информируют о вышедших и/или подготавливаемых к выпуску изданиях по педагогике. Так, в электронном каталоге издательства «Педагогика-Пресс» есть сведения о литературе последних лет. На сайте издательства «Просвещение» представлены новые учебно-методические комплекты 2008 г. На сайте издательства «Высшая школа» в разделе «Новинки» описаны издания 2007-2008 гг.

Педагогические журналы выборочно сообщают об отдельных новых изданиях. Иногда особое внимание уделяется части отраслевого потока. Например, в 2007 г. специальный выпуск научно-методического журнала «Иностранные языки в школе» назывался «Учебно-методические комплекты по иностранным языкам издательства “Просвещение”». Приведены подробные характеристики и оценки отдельных элементов комплектов.

Многие библиотеки выпускают бюллетени новых поступлений в фонд.

В названных источниках отражена часть педагогической литературы и, как правило, это - непериодические издания.

БП РКП информируют об одном элементе потока отечественных изданий: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись рецензий» и так далее. В каждом из них точно сформулированы принципы отбора документов.

Так, «Книжная летопись», государственный библиографический указатель, предназначен для текущего информирования о книжных изданиях Российской Федерации на всех языках, по всем отраслям знания и практической деятельности... Кроме того, «Книжная летопись» информирует об отдельных выпусках сериальных изданий, имеющих тематические заглавия, а также о всех нумерованных книжных сериях» [3, с. 4].

Таким образом, мониторинг профессиональной литературы требует просмотра нескольких изданий разной периодичности: еженедельных, ежемесячных или ежеквартальных.

Конечно же, и студенту, и состоявшемуся специалисту удобнее использовать пособие, объединяющее сведения о разных видах документов. Таким является «родной» для педагогов указатель ГНПБ «Литература по педагогическим наукам и народному образованию». Библиотека выпускает его с 1950 г. В 1997 г. вышел экспериментальный выпуск пособия (№ 1 за 1996 г.), который был «впервые подготовлен к изданию полностью в автоматизированном режиме из электронной системы баз данных ГНПБ им. К.Д. Ушинского» [1].

К текущим БП издавна предъявлялись следующие требования: полнота отраже-

ния документального потока; оперативность его отражения; раскрытие содержания всех или большинства документов; наличие сводных вспомогательных указателей, облегчающих ретроспективный поиск.

Несоответствие последнему требованию рассматривалось как серьезный недостаток текущего указателя. В настоящее время в связи с формированием и регулярной актуализацией отраслевых библиографических баз данных это требование теряет свою актуальность. Вместо него правомерно добавить разнообразие поисковых возможностей в электронных БП.

Охарактеризуем основные методические особенности отраслевого пособия, знание которых поможет пользователю сформировать собственную «систему ожидания» - точное представление о том, в каких ситуациях информационного дефицита незаменимо именно это библиографическое издание.

Анализировались выпуски 2006-2007 гг., в отдельных случаях рассматривались и комплекты предыдущих лет.

Под одной обложкой существуют два библиографических указателя, информирующих отдельно об отечественной и иностранной литературе (далее 1 и 2 час-ти)1.

Количественная характеристика отраженного в пособии отраслевого документального потока представлена в таблице.

Количество библиографических записей в БП ГНПБ

В действительности, указатель предлагает пользователю сведения о значительно большем числе отечественных документов. Во многих библиотечных записях после описания сборника следует «Из содержания:...» с указанием автора и названий включенных в него статей, относящихся к тематике данного раздела (подраздела). Например, библиографическая запись 31 (2007, № 2):

«Институт теории и истории педагогики РАО (Москва). Теоретические исследования 2006 года: материалы ежегод. конф. / Рос. акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики; под науч. ред. В.А. Мясникова.

- М.: ИТИП, 2007. - 367 с.: ил. - Библиогр. в конце ст. - 1БВН 5-88-675-030-4. «Из содержания:...». Далее почти на целой странице пособия — авторы и названия примерно 50 статей данного сборника.

В предисловии («От составителей») кратко обозначено: «Указатель включает книги и статьи из журналов, газет, тематических сборников, сериальных изданий педагогических институтов, университетов, научно- исследовательских институтов педагогики, институтов повышения квалификации работников народного образования» [2].

Анализ наполнения БП позволяет конкретизировать принципы отбора документов.

Отражаются только традиционные опубликованные документы различного целевого и читательского назначений. В первой части это:

• научные (монографии, сборники, препринты, статьи);

• производственно-практические (методические и практические пособия и рекомендации, описание передового опыта, поурочные планы, книги для учителя, сценарии мероприятий, статьи);

• справочные (статистические сборники, атласы образовательных учреждений и т. д.);

• учебные для вузов (учебники и учебные пособия по педагогике, программы);

• официальные (законы, постановления);

• научно-популярные (раздел «Семейное воспитание»).

Во второй части пособия представлена преимущественно научная, производственно-практическая и учебная литература (в основном для общеобразовательной школы).

Как и в любом отраслевом потоке — преобладают статьи. «Список журналов и газет, педагогические статьи из которых включены в данный выпуск» в последнее время содержит 100-140 названий журналов и 3-6 газет. В первом перечне как давние научные и методические журналы («Педагогика», «Народное образование»,

«Иностранные языки в школе», «Математика в школе» и другие), так и появившиеся в последний 10-15 лет: «Педагогическая информатика», «Высшее образование сегодня», «Директор школы», «Методист» и другие.

Есть журналы и других областей деятельности - «Университетская книга», «Научные и технические библиотеки», «Школьная библиотека». Представлены статьи из следующих газет: «Первое сентября», «Учительская газета. Москва», «Педагогический вестник» и другие. Заметим, что их названия приведены то полностью, то сокращенно: «Учит. газ.» (2007, № 1). Во второй части - “Список...” включает 13-26 названий журналов.

Кроме информации о первичных документах есть сведения и о вторичных. Последний раздел называется «Библиографические пособия». В него включены записи на новые отдельно изданные библиографические указатели: научно-вспомогательные,

профессионально-производственные и рекомендательные; отраслевые тематические и персональные; поливидовые и указатели отдельных видов документов (авторефератов диссертаций); текущие и

Год Часть БП

1-я часть 2-я часть всего

а.ц. % а.ц. % а.ц. %

2001 8655 83 1705 17 10360 100

2002 9724 90,1 1066 9,9 10790 100

2003 7519 93,5 518 6,5 8037 100

2004 8234 82 1759 18 9984 100

2005 9166 90 1077 10 10243 100

2006 7441 85 1121 15 8562 100

2007 8494 84 1315 16 9809 100

ретроспективные; аннотированные, не аннотированные и обзорные.

Важность этого раздела очевидна. Аспиранту и дипломнику поможет готовое БП по актуальной теме. Дополнительное образование специалистов, Начальная школа, Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования, Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов и другие.

Во второй части раздел называется «Педагогическая библиография и информация». Он встречается редко, содержит сведения как о первичных, так и о вторичных документах. Название раздела в первой части представляется более правильным.

Уверенно можно констатировать не только видовую, но и тематическую полноту пособия. Изучение «Содержания» рассматриваемого издания убеждает, что представлена литература по всем направлениям развития педагогической науки и практики. Пользователь, занимаясь организацией образовательного процесса, желая обратиться к опыту коллег общеобразовательной или высшей школы, изучая проблемы специализированной отраслевой педагогики, семейного воспитания или педагогического образования, найдет информацию о необходимых документах.

Оперативность отражения потока. В сравнении с другими отраслевыми научно-вспомогательными пособиями этот указатель менее оперативен. Вместе с тем, в последнее время наблюдается сокращение информационного интервала. В пособии за 1996 г. он составлял 10-20 месяцев, за 2002 г. - 11-14, за 2007 г. - 6-12 месяцев.

Сведения о новых документах можно найти и на сайте ГНПБ в разделе «Базы данных. Новые поступления». Здесь представлен поток, аналогичный отражаемому в традиционном БП. Также есть информация об авторефератах диссертаций.

Содержание отечественных документов раскрывается с помощью библиографического описания и справочной аннотации (выборочно). Последняя реализуется в двух вариантах. Первый - скрытая аннотация, например: Богуславский М. «Педагогические среды» Шацкого: [Теория и практика воспитания в педагогической деятельности С.Т. Шацкого (1878-1934)] / М.

Богуславский / / Пед. вестник. - 2007. -1-30апр. (4). - С. 14. (2007. № 2. № 114).

Второй вариант аннотации - «Из содержания:...» - пример приведен выше, где идет речь о количестве отраженных в БП документах.

Во второй части указателя библиографическое описание дается, в основном, на языке оригинала. Документы, вышедшие в Беларуси, описаны на русском языке, в Украине - на русском или украинском.

Аннотации дополняют почти все библиографические описания. В редких случаях они не сопровождают описания изданий на русском языке, вышедших в странах ближнего зарубежья.

Объем аннотации - редко 1-2, чаще 4-12 строк. Они достаточно подробно представляют многие аспекты темы библиографируемого документа.

Пример аннотации.

140 Ackerman R. Uncovering teacher leadership / R. Ackerman, S.V. Mackenzie // Educational leadership: J. of the Assoc. for supervision and curriculum Development. - Alexandria, 2006. Vol. 63. № 8. P. 66-70.

Формирование нового поколения лидеров среди учителей американских школ. Добровольное принятие на себя обязанностей по реформированию учебного процесса, совершенствованию школы, повышению профессионализма учителей. Сложные взаимоотношения учите-лей-лидеров со своими коллегами, а иногда и с администрацией, преодоление консерватизма и изолированности учителей, но при этом большая популярность среди учащихся (2007, № 3, № 140).

Поисковые возможности. Во-первых, выявить документы нужной тематике помогает почти одинаковое в обеих частях «Содержание». Оно отражает систематическую группировку с большим количеством разделов, подразделов, рубрик и подрубрик. Благодаря системе ссылок между разделами не теряются многотемные документы, библиографические записи на которые представлены в одном разделе.

Классификационная схема стабильна, но, конечно, в ней находят отражение и микропотоки новой тематики. Так, в пособии 1997 г. в разделе «Специализированные отрасли педагогики» добавляется

подраздел «Пенитенциарная педагогика». Появился новый раздел «Гигиена детей и подростков. Школьная гигиена».

Значительно облегчает поиск система вспомогательных указателей к каждой части библиографического издания: алфавитный, персональный, предметный. Содержание предметного указателя шире его названия. Скорее это комбинированный указатель, весьма удобный для пользователя. Он объединяет предметный (названия предметов, их свойств и отношений), географический (наименования географических объектов - Австрия, Америка, Башкирия), названий народов (адыгейцы, алеуты, немцы, русские) и жанровый (постановления, руководящие материалы, словари, энциклопедии, учебники) указатели. Представляется, что вместо рубрики «учебники» уместнее была бы «учебная литература», так как отсылки идут и к учебным пособиям, и к методическим материалам.

Изменения в отрасли и, следовательно, в потоке обуславливают появление новых рубрик, новых формулировок. Так, в пособии за 1996-1998 г. отсутствуют рубрики со словом «Гендерные» («Гендерная...»). В № 4 за 1999 г. видим «Гендерные исследования», в № 2 за 2000 г. - «Гендерные установки». Рубрика «Группы риска» не встречается в пособии за 1996 г. Она появляется в № 3/4 за 1997 г.

В указателе за 1996-1998 гг. есть рубрика «Воспитание отрицательного отношения к наркотикам». В № 2, 3 за 1999 г. к ней добавляется рубрика «Воспитание антинаркотическое». А с № 4 за 1999 г. остается только последняя.

Вместе с тем ощущается недостаток подрубрик. Так, в № 2 за 2007 г. есть рубрики: «Антропология (154, 1449)» и

«Социальная антропология (1449)».

Из-за отсутствия подрубрик можно какую-то часть информации упустить. Покажем это на следующем примере (2007, № 2):

«Образование родителей 377 Родители 376, 393, 395 Образовательный стандарт 255, 294, 1146, 1171, 1355, 1604, 1619.

Стандарты 14, 1481».

Возможно, следует однозначно использовать инверсию. В предметном указателе № 2 за 2007 г. видим:

«Воспитание антиалкогольное; Воспитание на традициях;

Воспитание развивающее».

Но:

«Гендерное воспитание».

Большим преимуществом предметного указателя является то, что он составлен не только по библиографическому описанию. Так, рубрика «Стандарты» (2007, № 2) отсылает к библиографическим записям 14, 1481, в которых это слово отсутствует.

Анализ текущего отраслевого научновспомогательного указателя ГНПБ «Литература по педагогическим наукам и народному образованию» показал:

- как у состоявшихся педагогов, так и у студентов и аспирантов педагогических вузов есть надежное средство информирования о новой литературе по специальности:

- благодаря опытнейшим библиографам пособие совершенствуется, своевременно реагируя на изменения в отраслевом потоке и информационных потребностях педагогов.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Возможно, так и стоило бы обозначить их в указателе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] От составителей // Литература по педагогиче-

ским наукам и народному образованию. 1996. № 1. С. 1.

[2] От составителей // Литература по педагогиче-

ским наукам и народному образованию. 2007. № 1. С. 1.

[3] Предисловие // Кн. летопись. 2008. № 1. С. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.