Научная статья на тему 'Библейское основание христианского учения об обожении'

Библейское основание христианского учения об обожении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
282
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обожение / грех / покаяние / спасение / соработничество Бога и человека / deification / sin / repentance / salvation / co-operation of God and man

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пастор Крис Баундз

В настоящей статье рассмотрено новозаветное учение о создании человечества для славы и чести творца. Проанализирована проблема греха и его вред для намерений Бога в отношении человечества и описан путь восстановления славы Господа за счет работы Святого Духа по обожению человека в настоящей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Biblical Basis for Christian Teaching on Divinization/Sanctification

In this article, the New Testament doctrine of the creation of mankind for the glory and honor of the creator is considered. The problem of sin and its harm to God’s intentions towards humanity is analyzed and the way of restoration of the glory of the Lord is described at the expense of the work of the Holy Spirit on the deification of man in real life.

Текст научной работы на тему «Библейское основание христианского учения об обожении»

УДК 232:291

Пастор Крис Баундз

БИБЛЕЙСКОЕ ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ОБОЖЕНИИ

В настоящей статье рассмотрено новозаветное учение о создании человечества для славы и чести творца. Проанализирована проблема греха и его вред для намерений Бога в отношении человечества и описан путь восстановления славы Господа за счет работы Святого Духа по обожению человека в настоящей жизни.

Ключевые слова: обожение, грех, покаяние, спасение, соработничество

Бога и человека.

Введение

Библейская основа христианского учения об обожении проходит через всё Священное Писание, начиная с первых его глав, посвящённых сотворению мира в Бытии, и приходя к своей кульминации в заключительном описании конца в Откровении Иоанна Богослова. По своей сути, библейское учение о канонизации признаёт, что человечество создано полностью по образу Господа (Бытие 1:26-27). Иисус, цитируя Псалом 82:6, признаёт, что призвание человечества - быть богоподобными, а апостол Пётр учит, что человечество через Христа становится частью небесной, святой силы (природы) (2 Пет. 1:4).

Это не значит, что люди становятся Богом; человеческая природа (сущность) не трансформируется в высшую силу, божественную природу. Человечество, однако, становится богоподобным с помощью божественного благословения на участие в божественной энергии, когда человеческая сущность становится пропитанной энергией (силой) Господа через Христа. Подобно тому, как огонь плавит железо, но железо при этом не становится огнём, но приобретает некоторые его свойства.

Прежде всего, Библия описывает обожение как человеческое участие в славе Господа; уменьшение славы из-за грехов, и её восстановление и воплощение во Христе.

Задачей данной работы исследование библейских основ обожения с точки зрения человечества, как выражения «Божественной славы». С этой целью, я начну с изучения новозаветного учения о создании человечества для славы и чести творца. Затем, мы рассмотрим проблему греха и его вреда

Пастор Крис Баундз, доктор богословия, профессор,

преподаватель университета Эзбери, США

для намерений Бога в отношении человечества. Потом, мы обратимся к восстановлению славы Господа за счёт работы Святого Духа по обожению человека в настоящей жизни.

Библейское видение (план) обожения

Апостол Павел в своём послании к Римлянам (3:23) объявляет, что «все согрешили, и все лишились Божьей славы». Многие представители Римской Католической и Протестантской церквей интерпретируют «Божью славу» в этом контексте как свод моральных правил, которые все евреи и не евреи не смогли соблюдать. Тем не менее, апостол Павел, скорее всего, имел в виду Псалом 8, как он приводится в Septuagint: «Что есть люди? По каким признакам вы их помните... На некоторое время вы считали их ниже ангелов. Все увенчали их славой и почитанием. Определили как высшее творение. Повергли всё к их ногам».

Этот отрывок из 8 Псалма играет значительную роль в творчестве ап. Павла и в его послании к евреям. Вместе они дают полную картину сотворения людей, их падения, искупления людских грехов Иисусом и полное соединение с Богом. Господь создал людей по своему образу и подобию (Быт. 1:2627), достойных славы и чести.

В Послании к Евреям говорится: «Бог всё покорил человеку, не оставив ничего непокоренным ему». (Евр. 2:8). Тем не менее, Адам согрешил, и все согрешили подобно ему, и «все лишились Божьей славы» (Рим. 3:23). Из-за неповиновения Адама, человечество не получило славу Господа, которую он людям хотел дать, и они стали смертными. Это и есть проблема. Как говорится в Послании к Евреям: «Но сейчас мы пока не видим, что человеку всё подчинено» (Евр. 2:8).

В ответ на падение людей, Господь послал своего бессмертного Сына, воплощение Божества восстановить, возродить людскую славу и честь. Автор «Послания к Евреям» свидетельствует: «Однако мы видим, что Иисус, который действительно был поставлен немного ниже ангелов, сейчас увенчан славой и честью, потому что претерпел смерть; по благодати Божьей к нам Он вкусил смерть за каждого человека» (Евр. 2:9). При повторном приходе Иисуса, Христос победит смерть навсегда. Апостол Павел свидетельствует: «Последний враг, который будет уничтожен, - это смерть. Ведь Бог «всё подчинил под ноги Его».

...и когда же всё будет подчинено Христу, тогда и Сам Сын будет подчинён Тому, Кто всё подчинил Ему (1 Кор. 15:26-27). В конце, человечество приобретёт славу, которую Господь хотел дать людям, но падение Адама помешало этому, однако она была реализована во Христе. Апостол Павел утверждает: «мы имеем мир с Богом через нашего Иисуса Христа. Через Него нам верою открыт доступ к благодати, в которой мы сейчас и стоим. И мы ликуем в надежде на то, что разделим славу Бога» (Рим. 5:2). В «Послании к Филиппий-цам» апостол Павел пишет: «Наша же родина на небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя Иисуса Христа. Ему дана сила покорить Себе всё, и действием этой силы Он изменит наши униженные тела так, что они будут подобны Его

славному телу» (Фил. 3:20-21). Автор «Послания к Евреям» признаёт, что Иисус является «зачинателем спасения» и Бог «приводящий всё множество своих сынов в славу, для Которого и благодаря Которому всё существует...» (Евр. 2:10).

Здесь, как отмечает в 8 псалме, всё будет трансформировано, когда человечество вкусит славу: «Я считаю, что наши нынешние страдания ничего не значат в сравнении с той славой, которая ожидает нас в будущем. Ведь всё творение с нетерпением ожидает откровения сыновей Божьих. Потому что творение было подчинено бессмысленности существования не по своей воле, а по воле Того, Кто подчинил его. Но у творения есть надежда на освобождение от власти тления, чтобы обрести ту же славную свободу, что и дети Божьи»(Рим. 8:18-21)

Проблема греха

Бог создал человека по своему подобию, коронованного славой и честью, а мир в его подчинении. Но грех задержал воплощение Божьих замыслов. Апостол Павел учит: «Все согрешили, и мы лишились славы Господа» (Рим 3:23). Если же всё человечество намерено реализовать своё высокое предназначение, славу Господа, тогда Бог должен пояснить проблему греха.

В Библии используется много образов для описания проблемы греха. но возможно наиболее широко известен, пример, основанный на Моисеевом законе. Грех - это нарушение закона Божьего (Рим. 4:15). Господь чётко даёт понять, что Он ожидает от людей. Он чётко проводит границу и предупреждает о наказании тех, кто её перейдёт. Бог сказал Адаму и Еве, что они могут вкушать плоды с любого дерева в Раю, но воздерживаться от дерева познания добра и зла, и смерть будет этому следствием (Быт. 2:17).

Апостол Павел учит, что Бог дал язычникам ясный внутренний код, а евреям письменный закон, который надо соблюдать; обе группы согрешили, проявив сознательное неповиновение, и теперь находятся под гнётом смертельного приговора. «Кто грешит не имея Закона, тот вне Закона и погибает, а кто грешит, зная Закон, тот по Закону и будет судим» (Рим 2:12-23; 3:23).

Другой образ является социальным. Грех - это нарушение отношений. «Бытие» описывает людей как социальную общность. Адам и Ева были близки к Богу, полюбили друг друга и прочувствовали на себе закон творца. Новый Завет учит от имени Иисуса, что основная задача людей, это их стремление любить Бога всем сердцем, душой и умом и любить ближнего как самого себя. Грех описывается как нечто, нарушающее социальные связи человека. Это больше, чем нарушение закона, это - замораживание отношений. Поэтому последствия греха описываются не только как вина, но и отчуждение, враждебность и разрыв. Из-за пагубных мыслей, слов и деяний люди подорвали связи, отношения, благодаря которым жизнь приобретает смысл. Они отдалились от Бога, друг друга и задуманного Господом плана.

Грех также встречается в еврейском храме: в нарушениях, заведённых законом о богослужениях. Грех - это нечистоплотная профанация, осквернение (Лев. 10:10). Во время жертвоприношения, по закону, все инструменты,

должны быть «чистыми», используемые исключительно по назначению. Исключалась нечистоплотность, допущенная преднамеренно или по незнанию любого характера - физическая, моральная или духовная. Любая из этих разновидностей приводила к тому, что они не могли быть допущены к использованию перед Богом, образцом абсолютной чистоты и святости. Детей Израиля называли «непорочной нацией», отделённой от греховного мира (Лев. 11:44-45).

В Новом Завете эти требования предъявляются также к Церкви (1 Пет.1:15-16). Таким образом проблема греха затрагивает саму сущность людей. Человечество было создано по образу и подобию Божьему для святости, как свят Сам Бог. Грех оскверняет человеческую природу и сам божественный образ его, делает людей недостойными Бога.

Все проблемы, связанные с грехом, объединяет сила, действующая в человеческой жизни. Священное Писание описывает людей как рабов греха. В случае его контроля в течение жизни, в конце концов грех всё же побеждает. Апостол Павел учит, что даже если люди знают, что они должны делать, и даже если хотят повиноваться Богу, слишком часто у них нет сил, чтобы воплотить что - то хорошее в жизнь: «То, что я хочу, я не делаю, а вместо этого делаю, то что ненавижу. я хочу делать добро, но не могу» (Рим 7:1425). Жизнь, достойная Бога, любовь к Господу и своему ближнему нелегко даются человеку. Что-то внутри человека служит тормозом тому, что требует Господь.

Божья воля встречается сопротивление, а воля человека говорит «я не желаю, не буду», или в случае, когда есть желание повиноваться, он заявляет во всеуслышание: «Я не могу». Так или иначе, человечество борется, чтобы внутренне или внешне соответствовать Божьей воле и воплотить Его слова в жизнь.

Случаи неправильного толкования греховности у христиан

В учении Нового Завета вопрос о месте греха в жизни христиан - это целая цепочка непонимания. Христиане слишком часто слышат, что не могут не грешить, что грех - часть человеческого существа. До какой-то степени, в определённом смысле это утверждение правдиво. Христиане никогда не станут абсолютно идеальными в своих поступках в реальной жизни. Например, многие, если не все, христиане иногда не делают то, что они должны были бы сделать. Существует также и грех незнания: большинство, если не все христиане непреднамеренно подводят других или не отдают Богу положенные почести так или иначе Ветхий Завет считает эти типы нарушений грехом, который требует искупления.

Но Новый Завет в большинстве случаев не относит эти типы греха к людской оплошности, не считает людей виновными. В Новом Завете проводится мысль о международной трансформации Закона Божия в отношении греха. Эта мысль проходит в Послании к Римлянам апостола Павла, в его учении. Он начинает своё послание с обращения к язычникам, невеждам: «С небес открывается гнев Божий на всякое нечестие и несправедливость людей, кото-

рые истину попирают злом. отношение Божье им известно - все, кто живёт такой жизнью, достойны смерти.» (Рим. 1:18-32).

Затем апостол Павел переходит к евреям. У них есть письменный закон, откровение. Но они преднамеренно, умышленно, нарушают его. Это приводит апостола Павла к суждению о том, что «все согрешили» (Рим. 3:23). И варвары, язычники, и евреи получили закон, он был им известен, но они преднамеренно не повиновались ему. И за это они осуждаются Богом (Рим. 5:13). Новый Завет учит, что все умышленно грешат (Рим. 3:23; 1 Ин 1:10), и поэтому Бог должен освобождать их от греха, чтобы восстановить свои отношения с ними, очистить из от разрушения (1 Ин 1:8).

Но, вместе с тем, здесь не проводится мысль о том, что христиане беспомощны перед грехом. Сын Господа стал воплощением добра, жил жизнью обычных людей в полном послушании Богу; победил там, где споткнулся первый Адам; умер на кресте; победил смерть и гроб; вознесся на небеса; и правит по правую руку от Отца. Совершив всё это, Иисус Христос несёт прощение грехов, примирение с Господом людей, и свободу от тирании греха. Всё это делает возможным исправление божественного образа и Его славы в людях, начиная это в текущей жизни и приводя к кульминации в последующей (2 Кор. 3:18; Кол 3:10; Эф. 4:24).

Спасение от греха в текущей жизни

Апостол Павел в своём Послании к Римлянам учит, что христиане в текущий момент жизни спасены от гнёта греха. Они могут соблюдать Божью волю. Он так говорит об этом: «Что же теперь? Продолжать грешить, чтобы умножить благодать? Ни в коем случае! Мы умерли для греха, как же мы можем продолжать жить в нём?» (Рим. 6:1). И затем он развивает эту мысль дальше: до крещения Христиане «были рабами греха» и «не имели контроля над неправедностью (Рим 6:20). Тем не менее, они «освобождены от греха и стали рабами Бога, и плодом этого будет святость, а концом - вечная жизнь» (Рим 6:22). Апостол Павел учит, что христианам грех не нужен (Рим 6:2-14) и они не должны продолжать грешить, потому что «плата за грех -смерть» (Рим 6:16-23).

Апостол Павел продолжает своё рассуждение в главе 7. Он исследует в ней, чем обернулись для христиан их согрешения. Он утверждает: «Когда мы жили сообразно своей грешной природе, то Закон пробуждал в нас греховные желания, в действовавшие в членах нашего тела, и плодом из была смерть. Сейчас же, когда мы умерли для того, что когда-то нас связывало, мы были освобождены от Закона, чтобы служить Богу по-новому, с помощью Святого Духа. (Рим 7:5-6). Затем в заключительной части 7 главы и первой части 8 он развивает две идеи: а) тело и Закон и б) жизнь в Духе.

А.Тело и Закон

Апостол Павел подробно излагает божественную сущность закона: люди должны знать, что такое грех, обнаруживать его, и понимать свою зависимость от греха (Рим. 7:7-13). Затем он наглядно иллюстрирует, что это значи-

ло для христиан - быть заложниками греха, используя историческое настоящее время в риторических вопросах и ведя повествование от первого лица (Рим. 7:14-25).

Этот отрывок наиболее широко известен и вызывает наибольшее количество споров в истории Церкви. Многие интерпретировали высказывание Павла о том, что христиане остаются во грехе. Более широкий контекст Послания к Римлянам делает такую интерпретацию невозможный. Когда апостол Павел провозглашает, что «закон духовен, я же телесен, продан в рабство греху» (7:14), он не может говорить о своём опыте, так как это противоречит полностью тому, что сказано в стихах 6-8. Ведь он уже ясно дал понять, что Христиане - и он тоже - более не являются «рабами греха», но «освобождены» (6:20,22; 7:5).

Это не может быть личным открытым признанием Павла, потому что противоречит сказанному в послании к Филипийцам (Флп. 3:4-6). Он свидетельствует здесь, что подвергся обрезанию на 8 день как еврей; рожденный в роде Вениамина; еврей до мозга костей; фарисей с точки зрения закона; безгрешный в своей праведности. Он чётко следовал букве закона.

Поэтому толкование Послания к Римлянам 7:13-15 как признание апостола Павла в несоблюдении закона ошибочно. Что же происходит в этом отрывке? О чём он? В более широком контексте Священного Писания глав 6 - 8 этого Послания. Апостол Павел поясняет, почему люди, придерживающиеся закона, не могут совершить благое, даже если захотят. По его мнению, христиане более не под гнётом закона. Этот отрывок повествует о человеке, страждущем творить добро, но он не имеет благодати Святого Духа, позволяющего ему реально делать это. Такой человек находится, по мнению Павла «в теле», то есть во власти греха, довлеющего над телом человека. Он говорит что-то подобное «я обнаружил, что здесь действует такой закон: когда я хочу делать добро, то зло уже тут как тут» (Рим 7:21).

Многие отцы ранней Церкви считали, что апостол Павел, используя обычный для Греко-Римского мира приём риторики, описывает человека, которому ещё предстоит пройти духовное перерождение за счёт крещения. Ориген в своём «Комментарии к Посланию к Римлянам» свидетельствует: «Когда Павел говорит, что он чувственен (склонен к плотским наслаждениям и продан в рабство греха, он выполняет роль учителя Церкви), принимая позицию слабого». Свт. Иоанн Златоуст в своих «молитвах о Римлянах» учит, что Павел «рисует здесь человека, каким он был при законе и до принятия закона». Диодор в своих «Комментариях к Павлу от Греческой Церкви» соглашается, что «Павел не осуждает себя здесь, но описывает обычных людей до прихода Христа». Даже ранний Августин в своём произведении «Думы о Римлянах» понимал, что Павел говорит о человеке в законе, но ещё не получившем благословение крещением.

Более подробно, апостол Павел описывает в главе 7:13-25 человека, который «телесен» , но не духовен. Далее, в главе 8, апостол Павел провозглашает: «Живущие под властью греховной природы не могут угодить Богу» (8:8). Что имеет здесь в виду? Тело для Павла - это человеческая природа под вла-

стью греха. Для Павла «быть во власти греха» означает, что люди беспомощны и не могут противостоять соблазнам, и являются рабами греха.

Б. Жизнь по Духу

В главе 8 апостол Павел возвращается к тому, что было сказано в главе 7, стихе 6: «Сейчас же, когда мы умерли для того, что когда-то нас связывало, мы были освобождены от Закона. чтобы служить Богу по-новому, с помощью Святого Духа». Он детально описывает, что это значит - быть освобожденным от власти греха. Эта свобода даёт возможность поступать праведно, «выполнять праведные требования закона» (Рим 8:4). Павел и другие авторы Нового Завета суммируют сущность закона, как любовь к Господу с полной отдачей и любовь к близким и недругам, как к самому себе (Мф. 5:44, 48; 22:34-40; Рим. 13:8-10). Апостол Павел в «Послании к Галатам» так говорит об этом: «Плод Духа - это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, доброта, верность, кротость, умение владеть собой» (Гал. 5: 22-23).

В контрасте с этим находится то, что христиане должны побороть: «Дела греховной природы известные: это разврат, нечистота, распутства, идолопоклонство, колдовство, вражда, споры, ревность, ярость, честолюбие, раздоры и разделения, зависть, пьянство, оргии и тому подобное»(Гал. 5:19-21). Подобно тому, где ап. Павел предупреждает христиан, что «плата за грех -смерть», здесь апостол Павел предостерегает, что «те, кто этим занимаются, не наследуют Божьего царства» (Гал. 5:21). Павел называет всё это происками плоти, он повелевает христианам жить по Духу: «. и тогда вы не будете идти на поводу у желаний вашей греховной природы» (Гал. 5:16).

До прихода Христа, сила греха была велика и даже использовала закон, чтобы победить человека, что приводило к ещё большей греховности (Рим. 5:20; 7:8-11; 1 Кор. 15:56). Всё изменилось благодаря Христу и освобождению силы Святого Духа в Троицын день. «То, что не в силах был сделать Закон, не способный перебороть нашу греховную природу, сделал Бог. Он послал Своего Сына в теле, подобном греховному человеческому телу, и осудил грех, сделав его Тело жертвой за наши грехи. Он сделал это для того, чтобы справедливые требования Закона были исполнены в нас, живущих не по греховной природе, а по Духу» (Рим 8:3-4). Эта жизнь по Духу связана с обновлением образа Божьего в людях, в которой христиане «одеваются» в новую природу, созданную по образу Бога, - в подлинную праведность и святость» (Еф. 4:24; Кол. 3:10).

Новый Завет даёт понять и в других отрывках, что христиане должны победить соблазны и жить в услужении Богу. В Послании к Коринфянам (9:27-10:13) ап. Павел использует образ атлета, который бежит, чтобы победить в забеге и получить корону, и побудить христиан жить дисциплинировано и не быть дисквалифицированным и не получить в награду вечную жизнь. Затем он приводит пример с израильтянами, которые получили спасение за счёт крещения в водах Красного Моря и приняли участие в евхаристии с опорой на Христа. Но они не получили обещанную им землю, так как им по душе были идолопоклонство, аморальность, сексуальная распущенность,

бесконечные жалобы и нетерпимость по отношению к Богу. Павел предупреждает Коринфян не идти по пути израильтян и уверяет, что Господь Благословляет их на преодоление любых искушений, которые они могут встретить на своём жизненном пути. Павел сообщает: «Все испытания, с которыми вам до сих пор приходилось сталкиваться, были ничем иным, как обычными человеческими испытаниями. Бог никогда не допустит, чтобы вы были испытываемы сверх сил, и Он верен своим обещаниям. Когда вас постигает испытание, он даёт вам и выход, так чтобы вы смогли его перенести» (Кор. 10:13).

Подобно Павлу, апостол Иоанн в своём первом послании свидетельствует: «Если мы заявляем о том, что мы безгрешны, то обманываем самих себя, и в нас нет истины. Если же мы признаём наши грехи, то Он простит их нам и очистит нас от всякой несправедливости, потому что он верен и справедлив (1 Ин. 1:9). Цель прощения грехов и спасения в следующем: «Всякий, кто был рождён от Бога, не любит грех, потому в нём заложено Божье семя. Он не может любить грех, потому что рождён от Бога» (1 Ин. 3:9).

Новый Завет учит, что нормой для христиан является борьба с искушениями и служение Господу. Как говорится в первом послании Иоанна: «... Бог - это свет, и в нём нет никакой тьмы. ... если мы ходим во свете, как и Он во свете, то мы имеем общение друг с другом, и кровь Его Сына Иисуса очищает нас от всякого греха. (1 Ин. 1:6).

Кирилл Александрийский хорошо описывает жизнь в духе: «Святой Дух самостоятельно работает в нас, действительно очищая и привлекая нас к себе; и за счёт Этого единения с ним, он делает нас теми, кто приобретает божественную природу, украшая человеческую сущность великолепием божества, а Господь при этом добавляет в нас свою собственную святость, безгрешность».

Христиане, не живущие в духе

Новый Завет учит, что христиане должны планомерно бороться и побеждать искушения, ведущие к греху. Однако очевидно, что не все христиане ведут подобный образ жизни. В первом послании Иоанна (1 Ин. 2:1-2) автор подтверждает этот факт: «Дети мои, я пишу вам это, чтобы вы не согрешали. Но если кто из вас согрешит, то у нас есть Праведник Иисус Христос, Который свидетельствует перед Отцом в нашу защиту, Он - умилостивление за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Сходные с этим мысли высказывает Павел: «Поэтому не позволяйте греху царствовать в вашем смертном теле и не идите на поводу у его похотей» (Рим. 6:12).

Нарушение известного закона Божия верующими остаётся возможным в современной жизни, даже если у них есть Дух. Коринфская Церковь приводит пример христиан, разрывающихся между «телом» и «духом». С одной стороны, Павел обращается к членам этой Церкви, как к «праведникам» (1 Кор. 1:2) - они поклоняются, служат Богу. Он говорит им: «.наше свидетельство о Христе прочно утвердилось в вас» (1 Кор. 1:6). Тем не менее, в тоже время, вы живёте в теле. Павел констатирует: «Так вот, братья, я не мог говорить с вами как с людьми духовными, но говорил вам как людям, находящимся

под властью старой греховной природы, как младенцам во Христе. Я кормил вас молоком, а не твёрдой пищей, потому что вы были ещё не способным принимать её, да и теперь ещё не способны, ведь вы по-прежнему находитесь под властью старой греховной природы» (1 Кор 3:1-3). В то время, как Коринфяне считали себя духовными, Павел легко заявляет, что они не таковы.

Какова же их жизнь в «теле»? Она отражает действия (поступки, качества характера), перечисленные апостолом в Послании к Галатам (5:19-21). «. Ведь вы по-прежнему находитесь под властью старой греховной природы. Пока среди вас существует зависть и споры, вы остаётесь прежними людьми и ведёте себя так, как люди этого мира» (1 Кор 3:3). Существовал большой диссонанс между тем, где находились Коринфяне. Павел в своём послании вдохновляет их «стать такими, какими они должны быть» и предостерегает против возможности потери Божьего благословения, если они не станут жить в Духе.

Исторически, различные христианские традиции по-разному подходили к вопросу «стать таким, каким ты есть» во Христе. Некоторые свидетельствуют о моменте, когда они почувствовали в себе силу, способную победить грех, время, когда после длительной борьбы с грехом они освободились от него. Другие свидетельствуют о постепенном процессе победы над своими желаниями и борьбе с ними, продолжавшейся в течение определённого времени. Так или иначе, цель ясна. Бог может и хочет дать христианам силы победить их грехи, каковы бы ни была их форма. Бог хочет, чтобы христиане жили жизнью, наполненной Духом, близкой к святой, и стали бы частью Божьей славы.

Бог едва ли сможет сделать эту работу, если верующие не будут полностью отданы Богу и Церкви. В конечном итоге победить грех и вести праведную жизнь - это то, что христиане не смогут сделать самостоятельно. С помощью Святого Духа Бог может способствовать тому, чтобы люди стали убеждёнными последователями Иисуса Христа. Бог благословляет на это, вовлекая в такую работу самих христиан.

Заключение

Священное Писание начинается с описания милости Господней, когда Он, полный надежд, создаёт мир. Он создаёт людей по своему образу и подобию, и это ему нравится: он наполнен славой и честью, гордостью за содеянное. Однако это длится не вечно. Из-за греха Адама человечество лишается предполагаемой славы Бога. Человеческий грех приводит к осуждению, отдалению от Бога и растлению. Созданное царство, включая людей, попадает в зависимость от силы греха и смерти.

Из-за великой любви Бога, тем не менее, и это его стремления спасти праведность Бог посылает Иисуса, своего Сына заняться проблемой людей. Иисус как гуманист живёт человеческой жизнью без греха, победив там, где Адам потерпел неудачу (2 Кор. 5:21; Евр. 4:15). Он освобождает людей от их греха, примиряет их с Богом и возвеличивает их, делает их священными, очищая их от греха. Соответственно, он смог получить славу предназначенную

для людей, и находится в положении, когда может вести многих к славе. Получение славы в этой жизни происходит с помощью Святого Духа - как подарок - освобождение от гнёта греха и возможность пользоваться его благодатью. При воскрешении Бог изменяет человеческую природу и делает её сходной с телом Христа.

Человечество в конце концов будет прославлено. Оно станет подобно Богу, не имея больше возможности быть телом (т.е. находится под властью греха, так как «плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного» (1 Кор. 15:50)). Люди будут святые в своей нетленности, получив благодать за свою праведную жизнь. Изменится и само творение. Оно больше не будет подвластно тлению. Как говорится в «Послании к Римлянам» апостола Павла: «Но и у творения есть надежда на освобождение от тления, чтобы обрести ту же славную свободу, что и дети Божьи» (Рим. 8:21).

Pastor Chris Bounds

the biblical basis for christian teaching on divinization/sanctification

In this article, the New Testament doctrine of the creation of mankind for the glory and honor of the creator is considered. The problem of sin and its harm to God's intentions towards humanity is analyzed and the way of restoration of the glory of the Lord is described at the expense of the work of the Holy Spirit on the deification of man in real life.

Key words: deification, sin, repentance, salvation, co-operation of God and man.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.