Елена Сморгунова (Москва)
БИБЛЕЙСКИЕ ПРОРОКИ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ ЖИЗНИ В ИСТОРИИ И В ^АВЯНСКИХ ПРОЛОГАХ. ИСТОРИЯ И МИФО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Последняя часть еврейского канона пророков называется просто «Двенадцать», по-еврейски шнейм-асар (shneim-'asar): Двенадцать пророческих книг. Этих пророков называют «малыми», и это обозначение связано со сравнительно небольшим размером текстов по отношению к книгам больших, или «великих» пророков. Сборник в виде 12-ти книг пророков существовал уже в эпоху мудрых Израиля, и как единое целое называется в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова. После пророков Иеремии и Иезекииля он называет Двенадцать и помещает их в контекст высокого почтения.
Сир 49: 12 И двенадцать пророков - да процветут кости их от места своего! - утешали Иакова и спасали их верною надеждою.
В славянских и русских Прологах на дни памяти пророков помещаются чтения, которые можно рассматривать, в силу каноничности Проложных книг, как рукописных, так и печатных, как Жития пророков, изложенные в некотором соответствии с текстом Книги пророка, но и одновременно - в соответствии со временем создания Жития, условий того времени, а также нравственных и моральных проблем, которые автор хочет поставить перед читателем Пролож-ного чтения. Вот эти сравнения, которые мы здесь и рассматриваем, необыкновенно интересны и могут представить много данных для анализа текстов, их структуры, интерпретации библейского текста в соотношении с текстами XVII в. из печатных прологов1. При сравнении текстов можно видеть, как устроены фрагменты Пролога, насколько соответствуют излагаемые в них события и факты тем, которые можно найти в Книгах пророков; наличествует или отсутствует вымысел, каков источник отклонения от текста Книги пророка; как построен текст Жития - от рождения до смерти, или излагается
только самый важный факт? - ярчайший пример из пророка Ионы; как соотносится и соединяется время - библейское и новое, ветхозаветное и новозаветное, как одна и та же фигура переходит из одного времени в другое? или остается только имя пророка? Атемпораль-ный характер двух текстов - каждый раз, пожалуй, самое интересное при сравнении. Соединяются времена - Новый Завет со своими героями продолжает и развивает Ветхий в указании иерархии ценностей и правил поведения. И, наконец, каждый текст Пролога -есть послание к современному ему читателю, образец для подражания и указание на моральный и нравственный уровень поведения и понимания жизни и своих поступков.
В Прологе на дни памяти пророков чтения помещаются по старому стилю.
1. День памяти пророка Осии 17 октября.
2. День памяти пророка Иоиля 19 октября / 1 ноября - 13 июля.
3. День памяти пророка Амоса 28/15 июня.
4. Память пророка Авдия 19 ноября.
5. День памяти пророка Ионы 22 сентября / 5 октября.
6. Память пророка Михея - 27/14 августа - 15 января.
7. День памяти пророка Наума -1/14 декабря.
8. День памяти пророка Аввакума - 2/15 декабря.
9. День памяти пророка Софонии - 3/16 декабря.
10. День памяти пророка Аггея 29/16 декабря - 4 июля.
11. День памяти пророка Захарии 21/8 февраля - 6 сентября.
12. День памяти пророка Малахии - 3/16 января.
Пророк Осия
Осия (евр. Хошеа, от глагола уа^а 'спасать' - «спасение, помощь», или «Он спас»), согласно тексту его книги, был сыном Вее-рии из племени Иссахарова (1: 1) - Хошеа бен Бэери, последний пророк Северного израильского царства, младший современник пророка Амоса, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Как видно из первых стихов книги, Осия проповедовал в дни царя Иеровама II (ок. 740 г. до н.э.) и дожил до начала правления Езекии и до завоевания Самарии ассирийцами в 721 г. до н.э.
Два места в книге пророка Осии помогают установить даты его жизни: стихи Ос 5: 8-14 относятся к войне между Сирией и Ефремом (4 Цар 16: 5-9; Ис 7: 1-9), и в стихах Ос 8: 8-10 упоминается
о дани, выплаченной Менаимом ассирийскому царю Феглаффалла-сару II (4 Цар 15, 17-29), по-русски - царь Тиглатпаласар.
Книга пророка Осии - первая среди 12-ти книг Малых пророков.
О личной жизни пророка известно, что он был женат на женщине по имени Гомерь. Она была неверна ему и стала блудницей. Осия формально развелся с ней, но продолжал любить и жалеть. Сквозь свою личную драму пророк показывает, как тяжела Господу духовная измена израильского народа, с которым Он заключил завет на Синае, а народ осквернил союз, впал в духовный блуд. В своем пророчестве Осия представляет Израиль в виде неверной жены, от которой он ждет раскаяния. Все изложение пророчества пронизано глубокими личными эмоциями.
Биографических сведений о пророке Осии осталось мало. Видимо, Осия был священником: ему знакома жизнь духовенства, и он обличает священников, которые веру в Бога заменили обрядами. «Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию стремится душа их» (Ос 4: 6-9).
Память святаго пророка 1осш - 17 октября.
В Прологе помещен Стих и текст чтения с объяснениями значения имени и жизни пророка.
л. .са. об. - л. 201 об. (П-1)
Стих. Христа воображаешися обручника блудяща, блудниц-бесЬдовавша, его же нынЬ пророче зриши. въ .з1. !осш. в смерть по-гребеся;
л. .св. - л. 202:
Сей толъкуется спасаемь или хранитель, или обсЬняяй. Сей бяше сынъ веиров от валемофа: племени Исахарова. Много пророчество-вавъ о иили, и умре. И погребенъ бысть в земли своей с миромъ. И дастъ знамение, еже приити Господу на землю, и к человекомъ обратитися, внегда солнце зайдетъ въ силом- и разделится дубъ на двенадесять частей. И будутъ дванадесяте источницы, послЬдьст-вующе и послушающе на земли явльшагося Бога. И его ради спасена будет вся земля.
Перевод
Стих. О Пророк, ты представляешь Христа, обрученного с блудницей и ей проповедующего, а теперь его Самого видишь. В 17-й день Осия, умерши, погребен был.
Этот означает «спаситель» или «хранитель», или «помогающий». Он был сыном Веира из Валемофа, племени Иссахарова. Он много пророчествовал о Израиле, и умер. И был погребен в своей земле с миром. И будет знамение, что придет Господь на землю, и обратится к людям, когда солнце зайдет въ Силоаме. А дуб разделится на двенадцать частей, и станут двенадцать источников на земле вслед явившемуся Богу. И ради него спасена будет вся земля.
Пророк Иоиль
Иоиль (евр. Иоэл - Господь есть Бог) - автор второй из книг Малых пророков. Из самой книги известно имя его отца - Вафуил (1: 1). Он принадлежал к колену Рувимову, пророчествовал в царстве Иудейском при царе Озии, его проповедь обращена к Иудее, он говорит о Иерусалиме, Иерусалимском Храме и Сионе.
Книга по содержанию разделяется на две части. В первых двух главах - описание нашествия саранчи. Пророк призывает народ искупить свою вину перед Богом раскаянием, постом и молитвой. Во второй части - пророчество о конце дней, о «великом и страшном Дне Господне». Верные Сиону спасутся, Бог возвратит Свой народ, оплодотворит Свою землю и отомстит за кровь, пролитую Египтом и Едомом.
Опустошительное нашествие саранчи и ужасная засуха символизируют в пророчестве Иоиля знамение грядущего «Дня Господня», когда постигшая народ Божья кара окажется еще более ужасной. Пророк Иоиль призывает иудейский народ покаяться, потому что Господь будет судить за всякий нераскаянный грех. Пророк говорит о приходе нового века, когда Господь благословит всех уповающих на него, и ободряет иудеев надеждой на будущие великие благословения. Упоминание в стихах 3: 1-2 о рассеянном Израиле позволяет предположить, что книга записана после вавилонского пленения.
День памяти пророка Иоиля - 19 октября / 1 ноября - 13 июля.
В Прологе на 19 октября помещается чтение в память святого пророка Иоиля (П-1).
л. .сдк Въ .01. день память святаго пророка Иоиля.
Стихъ. Иже въ земли Израилеве воспевыи страсти, прешедъ от земля въместо страстей лучьшихъ;
Сей сказается любовь Божия, или начаток, или начало Божие. Бысть же от семени Рувимля, села Мефоморова. И пророчествовал
о граде и исчезновении жертв, и о страсти праведнаго пророка. Его же ради обновится во спасение вся земля. И умре, и погребен бысть в своей земли.
Перевод
Стих. Этот пророк в земле Израиля воспевал страдания и обещал земле лучшее.
Его имя означает «Любовь Божия», или «Начало Божие», или «начаток». Он происходил из колена Рувимова, из места Мефоморо-ва. Он пророчествовал о голоде и об исчезновении жертв и о страданиях праведного пророка. Ради него станет новой и спасется вся земля. Он умер и погребен был в своей земле.
В Новом Завете: Деян 2: 16; Рим 10: 13.
Пророк Амос
Амос (евр. тяжесть, крепость, твердость) - автор третьей среди книг 12-ти Малых пророков в еврейском каноне и второй в греческой Септуагинте. Амос считается самым ранним из «письменных пророков».
Биографические сведения о жизни пророка Амоса содержатся в заглавии его книги (Ам 1: 1), где сказано, что он был пастухом, или овчаром (евр. нокед), в селении Фекойя (Текоя), расположенном вблизи Иудейской пустыни, и пророчествовал об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением. Селение Фекойя находилось в Иудейском царстве, к югу от Иерусалима.
Неожиданно Амос услышал призыв Божий - идти в Северное израильское царство и там возвестить близость Суда Божия. Господь послал его на север, в израильский город Вефиль, где царь Иеровоам I воздвиг статую золотого тельца. В Вефиле Амос смело проповедовал о справедливости и Божьем суде, обличал жестокость правителей. Тогда священник Вефиля Амасия, находившийся на жаловании у царя Израиля, велел Амосу возвращаться в Иудею. Внутри рассказа о споре между Амосом и священником Амасией находится еще одна биографическая справка о пророке (Ам 7: 10-17):
14 И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы.
15 Но Господь взял меня от овечьих стад и повелел мне: «Иди, пророчествуй народу Моему, Израилю».
Амос переводится как «несущий бремя». Из текста понятно, что он не только пасет скот, но и разводит овец. А фигами кормили скот, значит, он заготовлял корма для своего скота.
За свои обличения Амос был изгнан из города. После изгнания Амос, видимо, уже не проповедовал публично, а стал записывать свои видения и пророчества.
Пророк Амос стал одним из создателей библейской эсхатологии. Он первый из пророков говорит об угрозе изгнания, в его книге впервые употреблен глагол галут - «изгнать», «отправить в изгнание». Амос пользуется выражением «День Господень», пророчествуя, что он будет днем бедствия и суда. Заглядывая в будущее, Амос предсказывает пророчество Господа: «Приспел конец народу Моему» (8: 2). Будущее отныне совсем мрачно: войны (3: 11; 6: 14), смерть царя (7: 11), массовые переселения (7: 11; 6: 7), нищета (7: 17), изгнание (5: 5, 27). С горечью пророк Амос предсказывает лишения жителей страны, которых чужеземные захватчики неминуемо выгонят из их домов: город, выставлявший тысячу воинов, останется только с сотней, а имевший сотню, будет с десятком - только это останется у дома Израилева (5: 3).
День памяти пророка Амоса - 15/28 июня.
В Прологе на 15 июня в память святого пророка Амоса чтение:
Сей бяше отецъ Исайи пророка. Родися в Фекуе, в земле заулон-стей. Пророчествова летъ 15. Амесия же царь часто того бияше, за-видяше бо ему и злословяше его. Наконецъ же уби его сынъ Амеси-евъ, палицею по бровма того ударивъ, занеже обличаше его пророкъ о лиании златыхъ юницъ. Дойде же еще дыша в землю свою. Амосъ же толкуется терпеливъ веренъ видецъ. Видомъ бе старъ плешивъ густу имея браду малу, подобенъ Иоанну Богослову.
Перевод
Этот Амос был отцом пророка Исайи (жил раньше его). Он родился в Фекуе, в завулонской земле и пророчествовал 15 лет. Царь Амесия часто его бил, потому что завидовал ему и злословил его. Наконец его убил сын царя Амесии, ударив его палицей по бровям, от того, что пророк Амос обличал его о лиании златых юниц (лил золотые монеты). Еще живой он вернулся в свою землю и там скончался. Имя «Амос» означает «терпеливый», «верный». Видом был стар, плешив, с густой, но небольшой бородой, подобен Иоанну Богослову.
Пророк Авдий
Авдий - четвертый из 12-ти Малых пророков, времени Вавилонского плена, автор четвертой в еврейском Каноне и пятой в греческой Септуагинте, самой короткой из пророческих книг.
О личности пророка Авдия, его жизни, месте и времени служения в самой книге нет сведений. Пророк по имени Авдий был современником пророков Иеремии и Иезекииля. Книга написана во время Вавилонского плена и пророчествует против Едома. Едом находился на юге от Мертвого моря, к юго-востоку от Иудеи и был населен потомками Исава. Это был родственный евреям по происхождению народ, он гордился своей мудростью и неприступностью скал, в которых расселился. Идумеи и раньше нападали на Иудею, и за это пророк предсказывает им уничтожение, а когда Иерусалим в 586 г. был взят вавилонянами, эдомитяне приняли участие в разграблении города. Само понятие «Едом» связано в тексте Библии с врагами Божьими и противниками Израиля.
День памяти пророка Авдия - 19 ноября.
.01. день память святаго пророка Авдея (П-1). л. тзд - л. 364.
Стихъ. Рече убо будущее Авдее древле. Аще не кончину имелъ бы, виделъ бы уже.
Сей толкуется рабъ господень, или исповедаемый. Бяше же от земли сихемския, села вифа харамска. Ученик Илии пророка, и многая о нем претерпевъ сохраняемъ. Сей бысть третий пятьдесятник, его же пощаде Илиа пророк, и сниде ко Озии. И посем остави цареву службу, и иде в след святаго пророка Илии. По сем пророчествова и умре, и погребен бысть со отцы своими.
Перевод
Стих. Пророк Авдий предсказал будущее. И если бы не умер, сам увидел бы.
Его имя означает «Раб господень», или «прозорливый». Он был из Сихема, из селения Вифа харамская. Был учеником Ильи пророка, и многое от него претерпев, выжил, это его пощадил пророк Илья, и отпустил к Осии. Потом Авдий оставил царскую службу и последовал за святым пророком Ильей. Пророчествовал после него, и когда умер, погребен был с предками своими.
Память приходится на дни Рождественского Поста, пророк предвозвещает пришествие Христово. Канон 5-го гласа: «Прозорливаго Авдия пою славу» составлен Феофаном Начертанным (843 г.)
Пророк Иона
Израильский пророк Иона (евр. ]впа 'голубь, голубка') жил, вероятно, в VIII в. до н.э. Посланный Господом, он оказался в Ниневии - столице ассирийцев, злейших врагов Израиля, чтобы предупредить жителей о грядущем суде Божием. Все жители Ниневии постились и молились, и город был спасен. Иона сетовал, что Бог простил врагов Израиля, но Бог преподал ему урок милосердия. Когда наведенный Богом знойный ветер и палящее солнце истощают силы Ионы, и тот просит смерти, Бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил, которое за одну ночь выросло и в одну же ночь пропало, а Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек ... и множество скота?» (4: 10-11). Этим вопросом, а не разрушением Ниневии заканчивается книга Ионы, и читатель, раздумывающий над ее смыслом, а не автор, или составитель книги, должен дать ответ и сделать морально-религиозные выводы. Книга Ионы - это рассказ о милости и любви Господа.
Иона был сыном Амафии, как сказано в первом стихе его книги (1: 1), но об отце его ничего не известно.
Книга пророка Ионы занимает пятое место среди книг 12-ти пророков. Тема книги - Бог и его пророк, она разделяется на две части: первые две главы рассказывают о непокорности Ионы и о его спасении, а вторые две главы - о покорности Ионы и его спасении. Господь дает Ионе урок Божественной любви.
День памяти Стаго пророка Ионы - 22 сентября / 5 октября.
л. .п. об. - л. 80 (П-1)
Стихъ. От лица божия древлебегаша, ныне же Иона в лице того зриши въ, кв, Иону земля покры.
Сей беяше сынъ Амафиинъ, от Агеафа шестерочисленаго. Близъ Азоя града еллинскаго въ примории. Изблеванъ бысть китомъ, възыде в Ниневию, проповедавъ, и возвратився не пребысть в земли своей. Но поимъ матерь свою, пришельствова въ земли асирийстей, въ стране иноплеменникъ. глаголаше бо, яко да от'иму сице поношение свое, (л. .па. - л. 81) яко солгахъ пророчествовавъ на Нине-
вийскии градъ великии. Сей есть сынъ вдовичь, его же воз'движе Илиа пророкъ. Бяше бо тогда Илия обличая Ахава, и призвавъ глад на землю бежа. И пришедъ в Сарефету сидонскую, обрете вдовицу съ сыномъ ея, и пребысть у нея. Ибо не можаше с необрезанными пребывати. И благослови ю, странноприимьствиа ради ея. Бяше бо зная ю исперва, ея же умершаго сына воскреси.
И воставъ Иона по гладе, и хождаше в земли июдове, и умершую матерь свою погребе у Ливана деворина. и вселися в земли асирий-стей, и умре тамо, и погребенъ бысть, в'вертьпе кенезеове, судии бывшаго единаго племене во дни нечаяния. И дастъ чюдо во Иерусалиме и по всей земли той, яко внегда видятъ камень вопиющь тонъцемъ гласомъ и жальнымъ, и вещи некоторей от древа къ Богу вещающа, тогда приближитися спасению. И тогда узрятъ Иерусалима раскопана до основания, и в немъ вси языци пойдутъ на поклонение Господне. И приложатъ камения его к западу солнечному, и та-мо будетъ поклонение помазаннаго. Занеже Иеросалиму омерзнути въ запустение зверии, (л. 81 об.) и тогда приидетъ кончина всякому дыханию.
Перевод
Стих. В древности пророк Иона бежал от лика Божия, а теперь Иона сам Его видит. 22 сентября земля покрыла Иону.
Этот пророк был сыном Амафиина, из рода Агеафа, около греческого города Азоя в примории. Он был выброшен китом на сушу, попал в Ниневию, проповедовал там и на обратном пути не остался в земле своей. Но вместе с матерью своей пришел в землю Ассирийскую, страну иноплеменную, говоря, что он должен понести наказание, потому что солгал, пророчествуя о великом городе Ниневии. Там был сын вдовицы, которого знал Илья пророк. Это было еще тогда, когда обличая Ахава, Илья призвал голод на ту землю бежал оттуда. Придя в Сарефету сидонскую, он нашел там вдовицу с ее сыном и стал жить у нее, потому что не мог жить вместе с необре-занными. И благословил вдову за ее гостеприимство. Он знал ее еще раньше, когда воскресил ее умершего сына.
И когда кончился голод, пошел Иона в Иудею и похоронил свою умершую мать у Ливана Деворина и поселился в земле Ассирийской, и там умер и похоронен был в пещере Кенесея, бывшего судьи, одного из этого племени.
И предсказал чудо в Иерусалиме и по всей земли той: когда увидят, что камень вопит тонким и печальным голосом, а деревья с Бо-
гом разговаривают, тогда и приблизится спасение. И тогда увидят Иерусалим, раскопанный до основания, и в нем все народы пойдут на поклонение Господу. И обратятся камни его к закату солнечному, и там все поклонятся Помазанному. Потому что осквернился Иерусалим и опустел от всего живого, и тогда придет конец всякому дыханию.
Иисус Христос свое трехдневное пребывание во гробе после распятия символически называет «знамением Ионы пророка» (Лк 11: 29). Ирмос 6-й на Рождество Богородицы:
«К Господу из кита Иона возопил: Ты вывел меня из глубины
ада,
молюсь тебе избавителю, хвалю тебя, истинно тебе поклоняюсь».
Существует стихотворное переложение путешествия Ионы. Наталья Горбаневская. Из книги «Еще одна». Из переложений. 1985 г.
Стало море в грозе, как в крови, ни полунощи не видать, ни полдня. Что ты спишь? Восстань, воззови! Что же ты бежишь от лица Господня?
В чрево вод меня кинули вниз головой, оплела меня бездна морскою травой, но по воле Господней на волнах для скитальца построился скит, рыба-кит, и отсель моя скорбь возопит, из его преисподней.
Чудо-юдо извергло Иону на сушу, чтобы быть ему слову Господню послушну и пойти к горожанам ассирийской столицы, не умеющим шуйцы отличить от десницы, проповедовать им: еще сорок дней, и камня на камне не останется от ней.
О Господи, спасший меня из чрева моря и рыбы чрева, благий и милосердый, многомилостивый и долготерпеливый, лучше мне умереть от Божия гнева,
чем плакать и петь под тенистою ивой, иссыхающей ивой.
Пророк Михей
Михей (евр. Миха, или Михайагу - кто как Он или кто как Бог), из селения Мареша, по-славянски Михей Морасфитин. Михей был, видимо, крестьянином из нагорной страны, происходил из колена Иудина и жил в Иудее, пророчествуя при царе Езекии, одновременно с Исаией и Осией в Израиле. Пророк Иеремия упоминает о пророчествах Михея: «Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего - лесистым холмом» (Иер 26: 18-19).
Память пророка Михея - 27/14 августа.
Пролог, июнь-август. М., 17. III. 1662. Кир. 4.754. № 5218. .тпе. -л. 385. Память святаго пророка Михея.
Сей бе сынъ Иорамль, рожденъ в Морафе, от колена Ефремля, и пророчествова летъ осмьдесят четыре. Предвари же пришествие Христово летъ шесть сотъ шесть.
И обличаяи на мнозе Ахава царя иудина. Убиенъ же бысть от Иорама сына его, и повешенъ, понеже обличаше и того, ради нечестия его, и родителей его. И умерши погребенъ бысть в Морафе в земли его единъ, близу во многомужномъ евакиме. и познавается гробъ его.
Перевод
Этот пророк был сыном Иорама, родился в Морафе, происходил из колена Ефремова, и пророчествовал 84 года. Он предсказал пришествие Христово через 606 лет. Сильно обличал иудейского царя Ахава, и был убит сыном его Иорамом и повешен, потому что обличал и его самого за нечестие его и родителей его. Погребен был в Морафе, в своей земле, <.. .> и известна могила его.
Пророк Наум
Имя пророка в еврейской традиции - Нахум ха-Элкоши; русский синодальный вариант - Наум Елкосеянин, или Наум из Елкоса.
Имя Нахум по-еврейски означает утешитель, возможно, более полной формой этого имени является имя Нехемия - Господь утешает. Родное селение пророка - Элкош, или Элкоши, находилось, видимо, в Иудее (2: 1; Синодальный русский текст - 1: 15).
Наум, седьмой из 12-ти Малых пророков, пророчествовал в Иудее, в начале VII столетия до н.э. Пророк Наум жил в годы правления иудейского царя Иосии (Иошиа), когда ассирийская военная мощь пошатнулась. В 612 г. пала Ниневия от нашествия вавилонян. Видимо, в эти годы и пророчествовал Наум. Во второй и третьей главах книги пророка Наума события описываются глаголами совершенного вида, поэтому можно думать, что к этому времени Ниневия уже пала, но в стихах 11, 14 и 15 третьей главы видно, что сопротивление ассирийцев еще не сломлено, и, быть может, пророчество относится ко времени до окончательного поражения Ассирии.
Пророк Наум был современником пророков Захарии и Иеремии.
Содержанием первой главы является гимн Богу. Он имел форму алфавитного акростиха - десять первых стихов в еврейском тексте сохраняют алфавитный порядок, но разбиение на стихи в греческом тексте было изменено и в русском не может быть восстановлено.
Гордыня Ниневии будет сломлена, и ее власть исчезнет навсегда (3: 18-19). Действительно, как предсказал пророк Наум, Ниневия совершенно исчезла с лица земли, в течение двух тысяч лет забыто было место, где стоял город, и только археологические раскопки нового времени обнаружили древнюю Ниневию и тем самым подтвердили истинность пророчеств Наума.
День памяти пророка Наума - 1 (14) декабря.
Пролог, месяцы декабрь-февраль (П-1, 2) л. 420 (.ук.).
Месяца декабря в первыи день, память святаго пророка Наоума.
Стихь. Наоума елкесянина оуже издохша, влечет мя любовь по-кадити змирною словесною, в первыи декабря наоумъ от жития от иде.
Сей бяше от елкесима, обонъ полъ ваторима, от племене симео-нова.
Сей по Ионе ниневитяномъ знамение дастъ, яко ниневия водами слаными и огнемъ погибнетъ, иже и бысть. Ибо иже при немъ блато трусом потопи его, и огню ис пустыни изшедшу, вышиною его часть попали. Умре же с миромъ, и погребенъ бысть в земли своей. Наумъ толкуется покой, или утешение, или мудрость, или честь.
Перевод
Стих. Нет уже Наума Елкесянина, а меня влечет любовь покадить ему словесной смирной. В первый день декабря пророк Наум из жизни ушел.
Этот пророк был из Елкесима, с другой стороны Ваторима, из племени Симеонова.
После пророка Ионы он предсказал Ниневии, что она погибнет от соленой воды и огня. Так оно и было. Еще при нем землетрясение потопило город, превратив его в болото. А из пустыни пришел огонь и спалил верхнюю часть города. Пророк Наум умер с миром и был похоронен в своей земле. Его имя толкуется как «покой», или «утешение», или «мудрость», или «честь».
Пророк Аввакум
Память пророка Аввакума - 2 декабря.
Пролог (П-1, 2.). (л. укв об. - 422 об.).
Стихъ. Учиняетъ бгъ твоимъ ногамъ покой. в совершение же Аввакуме прииде, якоже реклъ еси. в, в, Аввакумъ взыде, в бжии град.
Сей бяше от племени симеонова, снъ асафатовъ. Видевъ же прежде плена и запустение церкве иерусалимъския, и поплакавъ вель-ми. И внегда дойде Навходоносоръ царь во Иерусалимъ, бежавъ от срацынъ, и бяше пришлецъ въ земли измаильстеи. да якоже возвра-тишася халдеяне. и изоставшеи же сущии во Иерсльме, и во Египте, беша пришельцы въ своей земли. Поимъ же снеды, рече къ своимъ, иду въ землю далнюю, и имамъ скоро доити. Аще ли закосню, несите хлебы жателемъ. и не рече бывшаго. разумевъ же яко скоро имутъ людие возъвратитися от Вавилона. И прежде двою летъ возвращения умре, и погребенъ бысть на селе своем.
Перевод
Стих. Творит Бог ногам твоим покой. О, Аввакум, стань совершенен и тогда, как и говорил, 2-го числа взойдет Аввакум в Божий град.
Этот пророк был из племени Симеона, сын Асафата. Еще до плена он видел запустение иерусалимской церкви и сильно горевал об этом. И когда царь Навуходоносор пришел в Иерусалим, бежал от сарацинов и пришел в землю Измаильскую, а некоторые остались в Иерусалиме, и в Египте, и в своей земле. И взяв с собой еды, сказал своим: иду в дальнюю страну и намереваюсь скоро дойти. Если же задержусь, несите хлеб жателям, думая, что скоро люди возвратятся из Вавилона. И за два года до возвращения умер и был похоронен в своей земле <.. .>
Пророк Аггей
Аггей (евр. Хаггай - 'праздничный') - один из трех последних Малых пророков, 10-й, нес пророческое служение после возвращения евреев из вавилонского плена и призывал народ возобновить строительство Храма. Служение пророка Аггея основывалось на уповании, что Бог, вернув народ иудейский в его землю, восстановит Свой завет с Израилем.
В отличие от других пророков, так и не добившихся отклика на свои пророческие слова, Аггей был услышан, и народ возобновил строительство Храма.
Пророк Аггей был современником пророка Захарии.
День памяти пророка Аггея - 29/16 декабря - 4 июля.
Пролог (П-1). л. учз - л. 497-498.
Аггей сосудъ исполнь. явися благодати. яко веществено временем сокрушимся. въ зи. Аггеа земля приятъ.
Сей беяше от племене Левиина, рожден бысть в Вавилоне в плене. и еще младъ сыи, прииде отъ Вавилона во Иеруслмъ. и пророче-ствова со Захариею, тридесятъ шесть летъ, предваришя же воплощение христово за четыреста, и семьдесятъ летъ и явлению о развращении людей пророчествва и видевъ отчасти создания церковна-га, и умре и погребенъ бысть близъ гробовъ иерейскихъ преславно, занеже и той бяше от рода священническаго. Бяше же плешивъ и старъ, окружену имея браду, и образомъ честенъ, добродетелию, явленъ, любимъ всеми, и чтомъ, яко преславенъ, и великии пророкъ, толкуетжеся праздникъ, или празднуяи.
Перевод
Пророк Аггей - как сосуд, исполненный благодати, но временем сокрушен, и в 17-й день земля его приняла.
Он был из племени Левия, родился в Вавилонском плену, и еще молодым пришел из Вавилона в Иерусалим и пророчествовал вместе с Захарией тридцать шесть лет. За 470 лет до воплощения Христова, он пророчествовал о развращении людей, о создании церкви. Он умер и был погребен со славой около погребений иерейских, потому что сам был священнического рода.
Был плешив и стар, имел круглую бороду, ликом же честен и добродетелен, был всеми любим и почитаем, и славен, как великий пророк. Имя его толкуется как «Праздник», или «праздничный».
Пророк Захария
Пророк Захария (евр. Зехарья - 'тот, о ком помнит Бог', или 'воспомянутый Господом', 'память Господня'), Захария Серпови-дец, одиннадцатый из 12-ти Малых пророков, происходил из священнического рода, был сыном Варахии и внуком Аддая (1: 1), из колена Левина. Он родился во времена Вавилонского плена, к пророческому служению был призван в раннем возрасте («Второй год царя Дария»), был современником пророка Аггея. Оба пророка побуждали народ к окончанию постройки Храма. Захария закончил свою пророческую книгу после освящения храма - в 516 г. до н.э. Скончался в глубокой старости, погребен около Иерусалима.
Пророк Захария, вместе со своим современником пророком Аг-геем, упомянут в книге Ездры (5: 1-2):
Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Из-раилева.
2 Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иосе-деков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их.
Самые известные стихи Книги - «Победа Духом Божиим» (4: 6), «Царь твой грядет к тебе» (9: 9). Книга отличается обилием символических видений. Так, пророка Захарию называют «серповидцем» из-за свитка, изогнутого в виде серпа, который был ему в видении (5: 1-4). Еще одно видение пророка Захарии - видение четырех колесниц (6: 1-6) - можно рассматривать как древний след цветовой символики стран света, которое выражается у пророка Захарии в разных мастях лошадей. Черный цвет ассоциируется с севером, а пегий, пестрый - с югом.
В Книге содержатся и подробные предсказания о последних днях жизни Христа; Царь въедет в Иерусалим «.вот Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослеице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9: 9); он будет предан за 30 серебренников (11: 12-13).
Согласно пророчеству Захарии, Новое время должно наступить не только для Иерусалима, но для всего мира.
День памяти пророка Захарии - 21/8 февраля - 6 сентября.
Пролог - Септеврии .е. день 5 (л. .кд. - л. 24) 5 сент. (П-1).
Память с(вя)таго пророка Захарш, отца Иоанна Предотечи.
Захар1я пророкъ бяше сынъ Тюддая жерца. ютецъ убо Иоанна крестителя, жрецъ же бъ цркви 1ерслимск'шя. Сей же звашеся Иварах1я. Вшедъ же убо нЪкогда въ церковь покадити, и видъ англа бож'1'я стояща, юдесную олтаря кадилнаго, возвЪщающа ему въ старости родити сына Иоанна предтечю, еже и бысть. И по рожествъ ИоанновЪ, в шестыи месяцъ слухъ бысть, яко хощетъ Иродъ царь жидювъскии избити младенцы // (об.) иже въ ВифлеемЪ Господа ради нашего Иса христа. Тогда убо и тому Иоанну предотечи рождь-шуся, убоявши же ся Елисаветь мати Иоаннове, и скры его в вертьпъ обонь полъ Иордана, его же взыскавъ Иродъ и не обрЪте, и повелъ заклати отца его Захарию посредъ жерьтвенника, и пролияти кровь его въ церкви. И тако заколенъ бысть беззаконными июдеи, по-велЪниемъ нечестиваго Ирода. Положенъ бысть во гробъ прадедъ своихъ;
Стихъ. Жрется агньца ради божия Захария. яко же агнецъ нЪкии закланъ бысть средъ церкве, впятыи Захарию, на земли заклаша беззаконно.
В Прологе в чтениях на 6 сентября помещено:
«Слово Захарии пророка, къ немилостивымъ княземъ».
Сице глаголетъ Господь Вседержитель. Судъ праведенъ творите. Милости и щедроты творите кождо искреннему своему. Вдовицъ и сиротъ и пришельцовъ и убогих не насильствуйте. И злобы кождо брата своего не поминайте, ни в сердьце своемъ вражды.
Но вы противно сему внемлЪте злая. И дасте плеща ихъ ранамъ. Не мудръствующе о ине, ушеса ваша отягчисте не слышати. И сердца ваша учинисте противне не слушати закона моего. Грабите домы вдовиц. Насильствуете убогим. Егда убо возопиютъ ко мне, и услышу я (их). И послю на вы мечь ярости, и внесу вы яко в вихръ, во вся языки. И дамъ вы в плЪнъ, и затворю вы яко ехонию в храмъ плаче-венъ, у царя вавилоньска. и яростию великою поревную на вы. Зане землю дасте в запустЪние, пролиянием крови многия, и не покорением братъ брату. И законъ мой уничижисте. И церкви моя осквер-нисте. Сщеннии мои не помиловани будете. аще не покаетеся, и милостынею не очиститеся. Богу нашему слава.
Перевод
«Слово пророка Захарии к немилостивым правителям».
Вот как говорит Господь Вседержитель: Творите праведный суд. Творите милости и щедроты каждый ближнему своему. Не обижай-
те вдов и сирот, и пришельцев, и убогих не насилуйте. И пусть каждый не помнит злобы от брата своего, и не держит в сердце своем вражды. А вы, противясь этому, внимаете злому и плечам их наносите раны. Не помня обо Мне, уши свои заткнули и не слушаете, и сердца свои настроили против, чтобы не слушать закона Моего, грабите дома вдовиц, обижаете убогих. Вот скоро они возопят ко Мне, и Я услышу их, и пошлю на вас меч ярости и понесу вас как в вихре, во все страны, и отправлю вас в плен, и закрою вас как Иехонию в храме плача, у Вавилонского царя. И великую ярость обращу на вас, потому что вы оставите землю в запустении, прольете много крови, и не покоряетесь брат брату. И закон Мой унижаете, и церкви Мои оскверняете. А вы, священники Мои, не помилованы будете, если не покаетесь и не очиститесь милостынею.
Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков.
* * *
Дополним Житийные описания библейских пророков сохранившейся иконографией, она обнаружена не для всех 12-ти Малых пророков. Но возможны еще и новые находки.
В Книге пророков 1489 г. (фонд РГБ) есть изображения пророков Аггея, Амоса и Аввакума. Пророки Осия, Амос и Софония находятся на фресках в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря, выполненных новгородскими мастерами в 1497 г. для пророческого чина высокого иконостаса.
Пророк Аввакум представлен наиболее обширной иконографией: на фреске Успенского собора во Владимире он изображен молодым и зрелым. В Софийском Новгородском соборе пророк Аввакум молодой, безбородый, с вьющимися волосами.
Образ Аввакума входил в состав пророческих чинов иконостаса Троице-Сергиевой Лавры (XV в.), Успенского собора Кирилло-Бело-зерского монастыря (1497 г.) и Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в.), где в композиции «Похвала Богородицы» он держит в руке гору.
Пророк Авдий широко представлен в византийской и русской иконографии. Самое раннее его изображение - в медальоне в апсиде монастыря св. Екатерины на Синае, там он средних лет, с короткими темными волосами и небольшой бородкой, одет в хитон и гиматий, в левой руке пророка свиток (1: 4, 8). В новгородской росписи в Сковородском монастыре и в Звенигородском монастыре под Москвой пророк Авдий - молодой и безбородый. Напротив, в Книге
пророков 1489 г. (РГБ, л. 35 об.) - он седой старец с густой бородой и локонами по плечам. Согласно Новгородскому иконописному подлиннику XVI в., в изображение добавлены краски: «Аки Мина сед, риза вохра с белилы, маленько санкирь в ней, испод - лазорь».
Проложные тексты к пророкам Софонии и Малахии нуждаются в особом анализе.
Примечания
1 Тексты житий библейских пророков приводятся по изданиям Московского Печатного Двора.
П-1. Пролог, сентябрь-ноябрь. Москва, Московский Печатный Двор. 1641. Российская государственная библиотека (далее - РГБ), Музей книги. Кир. 4. 358, № 838. Часть 2. Пролог, декабрь-февраль. М., МПД, 29.УШ, 1641. РГБ, Музей книги. Кир. № 9728. Нумерация страниц продолжающаяся (П-1, 2).
П-2. Пролог, июнь-август. Москва, Печатный Двор, 6.12.1643 (15.12.7151 -6.12.7152). 2°. 958 лл. РГБ, Музей книги.
П-3. Священная книга сия Пролог, или свойственнее рещи Синаксарий, за еже собратися в нем вкратце поведанием святых житей, страданий и чудотворений. Москва, 1702 (7211) г.
Переводы сделаны автором на современный язык по Проложным текстам. По возможности стиль перевода также приближен к современному.