Научная статья на тему 'БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В СКАЗКАХ ОСКАРА УАЙЛЬДА'

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В СКАЗКАХ ОСКАРА УАЙЛЬДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
582
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ / АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / XIX ВЕК / ОСКАР УАЙЛЬД / МОРАЛЬ / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исламова Рилиана Эдуардовна

Статья посвящена изучению библейских мотивов в творчестве Оскара Уайльда на примере сказок «Счастливый Принц» и «Юный Король», показано понимание христианских добродетелей писателем. Отмечается и анализируется метафорическое отображение образа Иисуса Христа. Статья помогает глубже понять и оценить религиозную и моральную темы творчества Уайльда, связать их с собственными переживаниями автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В СКАЗКАХ ОСКАРА УАЙЛЬДА»

БИБЛЕИСКИЕ МОТИВЫ В СКАЗКАХ ОСКАРА УАЙЛЬДА

И ТВОРЧЕСТВА

Исламова Рилиана Эдуардовна, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

E-mail: rilianaislamova@yandex. ru

Аннотация. Статья посвящена изучению библейских мотивов в творчестве Оскара Уайльда на примере сказок «Счастливый Принц» и «Юный Король», показано понимание христианских добродетелей писателем. Отмечается и анализируется метафорическое отображение образа Иисуса Христа. Статья помогает глубже понять и оценить религиозную и моральную темы творчества Уайльда, связать их с собственными переживаниями автора.

Ключевые слова: библейские мотивы, английская литература, XIX век, Оскар Уайльд, мораль, религия, христианство.

Знаменитый английский писатель XIX века Оскар Уайльд - фигура крайне противоречивая и парадоксальная. Он считается одним из самых известных драматургов Викторианской эпохи и, в то же время, весьма скандальной личностью. Многие критики, описывая его творчество, любят подчеркивать эстетику и символизм его работ, но обходят стороной моральную и религиозную темы. Тем не менее, понимание религии данным писателем и, соответственно, ее отображение в его книгах, кажется нам очень интересным и стоящим подробного рассмотрения.

Анализируя работы и биографию Оскара Уайльда, можно заметить, что он был весьма заинтересован в образе Иисуса Христа, что особенно ярко выраженно в его «Тюремной исповеди» («De Profundis»): «Христос всегда ищет одного - души человеческой. Он называет ее "Царством Божиим" и находит ее в каждом человеке. Он сравнивает ее с тем, что мало само по себе, - с крохотным семечком, с горстью закваски, с жемчужиной. Ибо свою душу обретаешь только после того, как отрешишься от всех чуждых страстей, от всего, нажитого культурой, - от всего, чем ты владел, будь то дурное или хорошее» [3, с. 299-300]. Общеизвестен тот факт, что попав, в результате скандала, в тюрьму, Уайльд

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

сильно увлекся Библией и, в особенности, фигурой Иисуса Христа. Однако даже до тюрьмы Оскар Уайльд интересовался религией, трактуя, однако, ее в своем собственном стиле, что не могло не отразиться в его творчестве.

Явную отсылку к образу Иисуса Христа мы можем увидеть в сказке «Счастливый Принц». Сама статуя Принца и есть его метафорическое изображение. Принц невероятно красив и вызывает восхищение: «Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги» [5, с. 238] Жители города любят его красоту, он всех радует: «Ах, он совсем, как ангел!» [там же] Но будучи таким прекрасным созданием и не смотря на свое имя, Принц не чувствует себя счастливым. С его постамента ему открылись «все скорби и вся нищета» [5, с. 240], царящие в городе, что заставляет его мучиться. Он не может оставаться спокойным, когда люди вокруг него испытывают страдания - они голодны, холодны и несчастны. Принц принимает решение пожертвовать собой и своей красотой ради нуждающихся, что не может не напомнить нам о Христе: «Ласточка, Ласточка, маленькая Ласточка! Не снесешь ли ты рубин из моей шпаги?» [там же]. Доброта Принца не знает границ, и он избавляется от всей своей красоты, чтобы сделать окружающих счастливее, сам оставаясь слепым и уродливым: «Листок за листком Ласточка снимала со статуи золото, покуда Счастливый Принц не сделался тусклым и серым. Листок за листком раздавало она его чистое золото бедным, и детские щеки розовели, и дети начинали смеяться и затевали на улицах игры» [5, с. 244]

Образ Христа невозможно отделить от главной христианской добродетели -христианской любви, подтверждение чему мы видим в этой сказке. Самопожертвование Принца ради жителей города и Ласточки ради Принца («Ласточка, бедная, зябла и мерзла, но не хотела покинуть Принца, так как очень любила его»), которая умирает, так и не бросив полюбившегося ей Принца, точно передает одну из главных заповедей Библии: «Возлюби ближнего своего как самого себя» [6, с. 914].' В бескорыстной любви Принца Уайльд подчеркивает ее искренность и обоснованность - Принц понимает, что счастье других людей зависит от его собственного несчастья и осознанно делает этот шаг: «Мои глаза - это все, что осталось. Они сделаны из редкостных сапфиров и тысячу лет назад были привезены из Индии. Выклюй один из них и отнеси тому человеку. Он продаст его ювелиру и купит себе еды и дров и закончит свою пьесу» [5, с. 242]. Любовь Ласточки также ценна, как и Принца. Забывая о себе, она, по примеру Принца, отдает все, что способна, другому существу. В некоторой степени мы здесь можем отметить восхищение Ласточки, преклонение перед бескорыстием и добротой Принца. Ласточка начинает по-настоящему любить его, когда видит, что Принц совершает добро, не смотря ни на что. А когда он остается без глаз, Ласточка решает никогда его не покидать, осознавая, что для нее это смертельно:

«- Теперь, когда ты слепой, я останусь с тобой навеки.

- Нет, моя милая Ласточка, - ответил несчастный Принц, - ты должна

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

отправиться в Египет.

- Я останусь с тобой навеки, - сказала Ласточка и уснула у его ног» [5, с.

243]

Данная сказка ясно показывает, что Уайльд очень хорошо сознавал и ценил понятие христианской любви, так как вся она может быть резюмирована цитатой из Евангелия от Матфея - «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [6, с. 1005]

Более глубоко и пространно Уайльд рассуждает о любви к ближним и о добре в целом в сказке «Юный Король». Как нам кажется, это произведение является одним из самых осознанных и осмысленных его работ. В данной сказке писатель ставит главного героя перед чередой вопросов, «которые уже давно люди ставят перед лицом церкви и христианской религии» [7, с. 206]: «Что такое добро? Может ли один человек сделать этот мир лучше? Возможно ли жить в современном мире по религиозным принципам?».

На примере мальчика-короля, который поначалу ослеплен ярким блеском и красотой богатой жизни («Но больше всего занимали его сотканная из золотых нитей мантия, которую ему предстояло надеть на коронацию, корона с рубинами и скипетр, усыпанный жемчугом, выложенным рядами и кругами» [5, с. 260]), Уайльд показывает перерождение души. Он отмечает, что Король любуется дорогими вещами, «словно человек, который надеется обрести в красоте некое утоляющее боль снадобье, своего рода исцеление» [там же], он поглощен и очарован богатством и красотой. Тем не менее, после трех снов, где «он впервые сталкивается с лишениями людей и осознает, что он также виновен в их страданиях» [8, с. 170], Король разительно меняется. Он больше не стремится к наслаждению и отказывается от предметов, присущих ему по статусу: «Унесите эти вещи, уберите их с моих глаз. Хотя это и день моей коронации, я не надену их. Ибо на станке Скорби бледными руками Боли была соткана эта мантия. Кровь сокрыта в сердце рубина, и Смерть - в сердце жемчужины» [5, с. 266]. Роскошь больше не приносит ему радости, так как он осознает, что она была добыта ценой тяжкого труда и даже жизней многих людей: «Потом пловец поднялся на поверхность в последний раз, и жемчужина, которую он принес, была прекраснее всех жемчугов Ормуза, потому что по форме она была словно луна в полнолуние, и была она бледнее утренней звезды. Но лицо раба заливала странная бледность, и, когда он упал на палубу, из носа и ушей его хлынула кровь. Некоторое время его сотрясала дрожь, потом он затих»[5, с. 263]. Однако придворные и народ не могут воспринять короля в пастушьей одежде, противятся принимать его аскетическую точку зрения: «Ибо как узнают люди, что ты король, если на тебе не будет королевского облачения?» [5, с. 266], « -Разве богатый и бедный - не братья? - спросил юный Король. // - Да, - отвечал человек, - и богатому брату имя - Каин» [5, с. 267]. Король же, надев венок из шиповника, продолжает стоять на своем, даже несмотря на увещевания священника: «Бремя мира сего слишком тяжело, и его не снести одному

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

человеку, и мировая скорбь слишком велика, и ее не выстрадать одному сердцу» [5, с. 268]. Его твердость и непримиримость были вознаграждены - он становится королем, не предав совесть и не закрывав глаза на правду. За это он получает благословение и силу истинного правителя: «Он стоял там в королевском облачении, и божественное сияние наполнило храм, и казалось, будто святые движутся в своих каменных нишах»[5, с. 269], «Но ни один не осмелился взглянуть на его лицо, потому что оно было подобно лику ангела» [там же].

В обеих сказках мы видим серьезную моральную дилемму главных героев -в них сталкивается желание помочь другим и страсть к красоте и наслаждению. Однако, переборов последнее, они достигают очищения и, в какой-то степени, становятся отображениями образа Христа. Но если жертву Принца никто не ценит, и он остается покинутым всеми («И расплавили статую в горне...» [5, с. 245], «И швырнули его [сердце] в кучу сора, где лежала мертвая Ласточка» [там же]), то Король достигает величия и почитания: «И - о чудо! - сквозь витражи устремился на него солнечный свет, и солнечные лучи соткали вокруг него мантию прекраснее той, что изготовили по его велению» [5, с. 268], «И люди в благоговении упали на колени, и вельможи вложили в ножны свои мечи и воздали ему почести, и лицо епископа побледнело, и руки его задрожали»[5, с. 269]. Несмотря на это, и действия и Принца, и Короля одинаково ценны и правильны с точки зрения религии. Именно поэтому обе сказки завершаются божественным одобрением их выбора. В «Счастливом Принце» бог просит принести ему самый ценный предмет в городе и, когда ангел приносит ему оловянное сердце Принца и мертвую Ласточку, говорит: «Правильно ты выбрал... Ибо в моих райских садах эта малая пташка будет петь во веки веков, а в моем сияющем чертоге Счастливый Принц будет воздавать мне хвалу» [5, с. 245]. В «Юном Короле» же Король получает покровительство и корону от самого бога, чему свидетельствуют слова епископа: «Тебя короновал тот, кто могущественнее меня» [5, с. 269].

Таким образом, при анализе сказок Оскара Уайльда «Счастливый Принц» и «Юный Король» мы смогли убедиться, что понимание писателем христианства и трактовка его в своих работах по-настоящему уникальна. «Красота и страдание у Уайльда рождают сострадание, ведущее к совершенству. Чем сильнее сострадание героев, тем ближе они к совершенству, тем ближе они к Христу» [9, с.10] Уайльд поднимает различные религиозные и философские вопросы, что также обнаруживает глубину и разносторонность его личности. Религиозная и моральная темы играют огромную роль в творчестве писателя, чему мы нашли подтверждение на примере его сказок.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Оскар Уайльд, или Правда масок [Текст] / Ж.де Ланглад. - М.: Мол. гвардия: Палимпсест, 2006. - 325 с.

2. Оскар Уайльд [Текст]: биография / Эллман Р. / Пер. с англ., сост. указ. Л. Мотылева. - М.: Независимая газета, 2000. - 681 с.

3. Стихотворения [Текст]; Портрет Дориана Грея / О. Уайльд; Тюремная исповедь / О. Уайльд. Стихотворения / Р. Киплинг; Рассказы: Пер. с англ. / Р. Киплинг; [сост., вступ. статья и примеч. Д. Урнова]. - М.: Худож. лит., 1976. - 767 с.

4. Лица и маски [Текст] / Чуковский, К. И. - СПб.: Шиповник, [1914]. - 355 с. - Б. Ц.

5. Уайльд, Оскар. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1: Пер. с англ. - М.: Республика, 1993 - 559 с.

6. Библия [Текст]: книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Рос. Библейское Общество, 2000. - 1337 с.

7. Религия Оскара Уайльда и современный аскетизм / В.В. Никольский - СПб.: СПбПДА, 2009.-24 с.

8. Ключевые концепты сказки О.Уайльда «Молодой король» / Бухарина A.A. -Сборник трудов III Научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки крымского федерального университета им. В.И. Вернадского», Симферополь, 1-3 ноября 2017 г. [Электронный ресурс]. - Электрон, дан. - Крымский федерал, ун-т им. В.И. Вернадского, 2018.

9. Этика и эстетика Оскара Уайльда: уч. пос. / О.В. Акимова; под ред. Н.Я. Дьяконовой. - СПб. : Алетейя, 2008. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.