Научная статья на тему 'Мотив смерти в оптимистических сказках Оскара Уайльда'

Мотив смерти в оптимистических сказках Оскара Уайльда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1621
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКИ ОСКАРА УАЙЛЬДА / МОТИВ СМЕРТИ / FAIRY TALES BY OSCAR WILDE / MOTIF OF DEATH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чебракова Мария Александровна

Исследуется мотив смерти в шести оптимистических сказках Оскара Уайльда: «Счастливый принц», «Великан-эгоист», «Рыбак и его душа», «Молодой король», «Замечательная ракета» и «Мальчик-звезда». Выявляются характерные особенности художественной манеры Уайльда-сказочника и характерные признаки оптимистических сказок Оскара Уайльда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motif of Death in Optimistic Fairy Tales by Oscar Wilde

Motif of death is investigated in six following optimistic fairy tales by Oscar Wilde: "Тhе Нарру Рrincе", "The Selfish Giant", "Тhе Fisherman and his Soul", "Тhе Уоung King", "Тhе Remarkable Rоскеt" and "The Star-Child". Distinguishing features of Oscar Wilde's both manner and optimistic fairy tales are revealed.

Текст научной работы на тему «Мотив смерти в оптимистических сказках Оскара Уайльда»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 9. 2009. Вып. 1. Ч. I

М. А. Чебракова

МОТИВ СМЕРТИ В ОПТИМИСТИЧЕСКИХ СКАЗКАХ ОСКАРА УАЙЛЬДА

Оскар Уайльд является автором двух сборников сказок: «Счастливый принц и другие сказки» и «Гранатовый домик». Первый сборник содержит 5 сказок, второй — 4. В конце данной статьи приведена таблица, содержащая перечень главных героев сказок Оскара Уайльда и их основных поступков. Из анализа информации, представленной в этой таблице, можно заключить, что в сказках Оскара Уайльда, по крайней мере, один из главных героев умирает. Единственным исключением является сказка «Молодой Король». Но в этой сказке мотив смерти присутствует в волшебных снах Молодого Короля, которые он видит накануне дня своей коронации. Таким образом, мотив смерти является общим для всех девяти сказок Оскара Уайльда.

Сказка «Счастливый принц» по праву считается одной из лучших его сказок. В ней намечены те особенности художественной манеры Уайльда-сказочника и те элементы содержания, которые проявили себя в последующих его восьми сказках. В ней обозначены и общие мотивы всего цикла сказок: сердце, сад, красота, страдание, раскаяние, смерть, возрождение и др.

Когда Принц был человеком, он жил на ограниченной территории (Дворец и Сад, окруженный высокой стеной), вокруг него все было прекрасно, но жизнь его человеческого сердца была мнимой (он не знал, что такое слезы и ни разу не догадался спросить, что же происходит за стеной Сада). После своей смерти Принц возродился в облике статуи, который удивительно точно отразил особенности его человеческой жизни: ограниченность жизненного пространства Принца-человека приковала Принца-статую к пьедесталу; свинец под красивой оболочкой статуи — свидетельство ограниченности представлений Принца-человека о жизни; свинцовое сердце в новом облике Принца говорит об ограниченной (мнимой) жизни его человеческого сердца. Благодаря своему новому местоположению («меня поставили здесь, наверху, так высоко») Принц видит «все скорби и всю нищету» его столицы и это доставляет ему огромные страдания («хотя сердце теперь у меня свинцовое, я не могу удержаться от слез» (ОУ:320)1).

Раздаривая с помощью Ласточки свои сокровища, Принц-статуя сделал счастливыми многих нуждающихся жителей своей столицы («Листок за листком раздавала она (Ласточка)2 его (Принца) золото бедным, и детские щеки розовели, и дети начинали смеяться и затевали на улицах игры. "А у нас есть хлеб!" — кричали они» (ОУ:324)).

В конце сказки Ласточка «поцеловала Счастливого Принца в уста и упала мертвая к его ногам. И в ту же минуту странный треск раздался у статуи внутри, словно что-то разорвалось. Это раскололось свинцовое сердце» (ОУ:325). После цитированных слов в тексте сказки следует предложение «Воистину был жестокий мороз», которое скрывает («намеренно камуфлирует»3) истинную причину смерти Принца-статуи. Счастливый Принц плакал, видя бедствия нуждающихся жителей города, но совершенно не замечал бедствий своей посланницы Ласточки. Поэтому смерть Ласточки оказалась для него полной неожиданностью и открыла ему и глубину всех тех страданий, которые перенесла

© М. А. Чебракова, 2009

Ласточка, согласившись стать его посланницей, и то, что именно он, Принц, явился причиной как всех этих страданий, так и смерти Ласточки. Таким образом, свинцовое сердце Принца-статуи раскололось от сильных переживаний, потому что он явился причиной страданий и смерти Ласточки.

Заканчивается сказка словами «И повелел Господь ангелу своему: "Принеси Мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе". И принес Ему ангел свинцовое сердце и мертвую птицу. "Ты правильно выбрал, — сказал Господь. — Ибо эта маленькая пташка будет петь во веки веков в Моих райских садах, а Счастливый Принц будет воздавать Мне хвалу в Моем золотом городе" (ОУ:326)». Указанный оптимистический финал сказки содержит сразу две интеллектуальные загадки Оскара Уайльда: "Почему ангел и Бог в качестве самого ценного в городе, выбрали мертвую Ласточку и сердце статуи?" и "За что в золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу?". Найденные нами разгадки выглядят таким образом4: мертвая Ласточка выбрана потому, что у нее было сострадательное сердце, и жизнь ее сердца была реальной, а не мнимой (в частности, она бескорыстно служила ослепшему Принцу); сердце статуи выбрано потому, что на желание Принца сделать людей счастливыми не повлияло и то, что расставшись с сапфирами, он стал слепым, и то, что, раздарив все свои сокровища, он стал выглядеть «хуже любого нищего» (ОУ:325). Однако самым существенным было то, что благодаря сильным переживаниям, вызванным смертью Ласточки, Принц понял наконец в чем смысл реальной жизни человеческого сердца — уменьшать страдания живых существ на Земле; в золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу за то, что, возродив его в облике статуи, Бог помог понять Принцу, в чем смысл реальной жизни человеческого сердца.

Как указано ранее, сказка Оскара Уайльда «Счастливый принц» имеет оптимистический финал, благодаря которому и вся сказка воспринимается как оптимистическая. По аналогии назовем и другие сказки Оскара Уайльда оптимистическими, если в них общую положительную оценку действиям героя дает Бог (в явной или неявной форме). Легко определить5, что кроме «Счастливого принца» оптимистическими являются еще пять сказок Оскара Уайльда: «Великан-эгоист», «Рыбак и его душа», «Молодой король», «Замечательная ракета» и «Мальчик-звезда».

В сказке «Великан-эгоист» Великан запретил детям гулять в его прекрасном Саду. С уходом детей в Саду Великана поселилась Зима (проявление отрицательного отношения Бога к действиям героя), которая ушла из Сада как только Великан изменил свое отношение к детям (проявление положительного отношения Бога). В конце сказки Великан встретился с маленьким мальчиком: «"Однажды ты (Великан) позволил мне (мальчику) поиграть в твоем саду, а сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем"... И на другой день (дело происходило зимой), когда дети прибежали в сад, они нашли Великана мертвым: он лежал под деревом, которое было все осыпано белым цветом» (ОУ:337) (проявление положительного отношения Бога).

Таким образом, в обсуждаемой сказке отнятие (смерть) и возвращение (воскрешение) Сада являются наказанием и поощрением Великана соответственно за его неправильные и правильные поступки, а высочайшую награду («сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем») Великан получил за то, что кроме своего Сада он полюбил и детей («У меня много прекрасных цветов, но нет на свете цветов прекраснее, чем дети» (ОУ:336)).

В сказке «Рыбак и его душа» молодой Рыбак поставлен в ситуацию выбора: любовь Девы морской или сохранение единства с собственной Душой. Рыбак выбрал первое.

Однако через три года, прибегнув к обману, Душа возвратилась к Рыбаку, но не смогла найти входа в его сердце, «ибо было окутано оно любовью к Деве морской». После того, как Рыбак согласился помочь Душе войти в свое сердце, умирает Дева морская. Затем умирает Рыбак («Всегда любовь к тебе (Деве морской) пребывала во мне, и была она так несокрушимо могуча, что все было над нею бессильно, хотя я видел и злое и доброе. И ныне, когда ты мертва, я тоже умру с тобою»), а Душа соединяется с сердцем Рыбака («Когда Рыбак увидел, что близок конец, он поцеловал безумными губами холодные губы морской Девы, и сердце у него разорвалось... и Душа нашла туда вход, и вошла в него, и стала с ним, как и прежде, едина» (ОУ:421-422)).

В финале сказки Священник, обнаружив на берегу тела Рыбака и Девы морской, сказал людям: «Я не пошлю благословения морю и тому, что находится в нем. Возьмите тело его и тело его возлюбленной и схороните их на Погосте Отверженных. Ибо прокляты они были в жизни, прокляты будут и в смерти». Однако, через три года «в день праздничный Священник пришел во храм, чтобы. сказать. проповедь о гневе господнем. И когда он. вошел в алтарь, и пал ниц, он увидел, что престол весь усыпан цветами, дотоле никем не виданными». И под воздействием цветов вместо проповеди «о гневе господнем» Священник говорил «о боге, чье имя — Любовь. И когда он кончил свое слово, все бывшие во храме зарыдали, и пошел Священник в ризницу, и глаза его были полны слез». И спросил Священник у своих помощников: «"Что это за цветы на престоле и откуда они?" И те ответили ему: "Что это за цветы, мы не можем сказать, но они с Погоста Отверженных..." И задрожал Священник, и вернулся в свой дом молиться. И утром, на самой заре. благословил он море и дикую тварь, которая водится в нем. Всем созданиям божьего мира дал он свое благословение; и народ дивился и радовался» (ОУ:422-423). Таким образом, в указанном оптимистическом финале сказки Священник узнал и выполнил волю Бога, хотя она и противоречила его первоначальной реакции на историю любви Рыбака и Девы морской.

В сказке «Молодой король» мотив смерти присутствует во втором и третьем волшебных снах Молодого Короля. Во втором сне умирает араб от стрелы капитана галеры, которую по приказу Молодого Короля отправили на поиски жемчужины для его скипетра, и ныряльщик, который доставал жемчужины со дна моря («Но лицо ныряльщика было до странности бледным, и, когда он упал на палубу, кровь хлынула из его ушей и ноздрей. Он вздрогнул и замер. Негры пожали плечами и бросили тело за борт» (ОУ:367)). В третьем сне на людей, добывающих рубины для королевской короны, взирали из темной пещеры Смерть и Скупость. Смерть три раза просила Скупость дать одно из трех зернышек, которые та держала в руке, но Скупость все три раза отказывала Смерти. После первого отказа Скупости — «Смерть засмеялась и взяла чашу, и окунула ее в лужу, и из чаши восстала Лихорадка. Лихорадка обошла все великое множество людей, и каждый третий упал замертво». После второго — «Смерть засмеялась и подняла черный камень, и бросила его в лес, и из зарослей дикого болиголова в огненном одеянии явилась Горячка. Она обошла все великое множество людей и касалась их рукой, и кого коснулась она — тот умирал». После третьего — «Засмеялась Смерть, и, вложив пальцы в рот, свистнула, и на свист прилетела по воздуху женщина. "Чума" было написано на ее челе, и стая тощих стервятников кружилась вокруг нее. Они распростерли свои крыла над долиной, и все люди упали замертво» (ОУ:368-369).

Таким образом, из второго и третьего снов Молодой Король узнал, что в «сердце рубина» и в «сердце жемчуга», предназначенных для украшения его скипетра

и короны, — «Кровь» и « Смерть» людей. Поэтому на следующий день он решил отказаться от подготовленного для него царского одеяния и на церемонию коронации отправился в одеянии пастуха («Однако я не хочу ни этого одеяния, ни этой короны, но каким вошел во дворец, таким и выйду из него» (ОУ:370)).

В финале сказки «Склонив голову, он (Молодой Король) молился, и священнослужители неслышно отошли от алтаря в своих неуклюжих ризах. И вдруг в дверях послышался страшный шум, и в храм вошли придворные с обнаженными мечами... "Где этот сновидец? — кричали они. — Где этот Король, ряженный нищим, этот мальчишка, покрывший позором наше королевство? Воистину мы убьем его, ибо он недостоин править нами". И молодой Король вновь опустил голову, и молился, и, окончив молитву, встал, и, обернувшись, печально смотрел на них. И вот через оконные витражи на него хлынул солнечный свет, и лучи солнца соткали вокруг него облачение прекраснее того, что сделали ради его роскоши. Мертвый посох расцвел, и на нем распустились лилии, которые были белее жемчуга. Сухой шип расцвел, и на нем распустились розы, которые были краснее рубинов. Он стоял в королевском облачении, и врата изукрашенного драгоценными камнями алтаря отверзлись, и из хрустальных граней дароносицы полился таинственный, дивный свет. И народ в благоговейном страхе преклонил колени, и придворные вложили мечи в ножны и присягнули ему на верность, и лицо епископа побледнело, а руки его задрожали. "Тот, кто выше меня, венчал тебя!" — воскликнул он и встал перед ним на колени» (ОУ:372-373).

Сказка «Замечательная ракета» имеет сложную структуру, так как составлена из двух разных историй: начальной является оптимистическая история о свадьбе Принца и Принцессы («Принц и Принцесса сидели во главе стола в Большом зале и пили из прозрачной хрустальной чаши. Только истинные влюбленные могли пить из этой чаши, ибо стоило лживым устам прикоснуться к ней, как хрусталь становился тусклым, мутным и серым. "Совершенно ясно, что они любят друг друга, — сказал маленький Паж. — Это так же ясно, как ясен хрусталь этой чаши!"» (ОУ:349)), в конце текста сказки содержится история о Замечательной ракете, в середине текста сказки обе указанные истории сопряжены друг с другом.

Так как в названии сказки отражена только вторая история, можно сделать заключение, что в сказке основной является история о Замечательной ракете. На наш взгляд6, первая история понадобилась Оскару Уайльду для того, чтобы ввести в сказку привычных сказочных героев (Принца, Принцессу, Короля и Пажа) и подчеркнуть пессимистичность второй истории: «Все участники фейерверка имели большой успех, за исключением замечательной Ракеты. Она настолько отсырела от слез, что ее так и не удалось запустить» (ОУ:355). Действительно, если из сказки «Замечательная ракета» удалить ту часть первой истории, которая не сопряжена с (основной) второй историей (например, начать сказку с предложения «В некотором государстве праздновалась свадьба Принца и Принцессы», а остальной текст сказки, который начинается с предложения «Программа празднеств должна была закончиться грандиозным фейерверком» (ОУ:349) оставить без изменения), то усеченный вариант сказки будет представлять собой самостоятельную законченную историю. Однако в этой новой истории жизнеописание Ракеты приобретет оптимистическое звучание: несмотря на ряд неудач, Ракете все-таки удалось выполнить свое предназначение: «взлететь в небо» (умереть в сиянии). В исходном же тексте сказки жизненное предназначение Огней фейерверка и Ракеты не просто «взлететь в небо», а сделать богоугодное дело — порадовать своим сиянием Принца и Принцессу (умереть в сиянии во имя высокой цели).

Рассмотрим некоторые события из сказки «Мальчик-звезда», которые свидетельствуют о богоизбранности главного героя этой сказки: когда Мальчик-звезда был младенцем, «звезда упала с неба» и указала Лесорубам место на снегу, где находился Плащ, в который он был завернут (ОУ:426); Лесоруб, который принес Мальчика-звезду к себе домой, рассказал жене о небесном знамении, но она согласилась взять ребенка в дом на воспитание только после появления волшебного «Злого ветра» (ОУ :427); Мальчик-звезда подрос и, узнав, что он потерял красоту, «бросился ничком на траву и заплакал и сказал: "Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери и прогнал ее, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду ее. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя"» (ОУ:431). Таким образом, Мальчик-Звезда оказался способным быстро найти объяснение происшедшего с ним («это мне наказание за мой грех») и понять, что ему делать дальше («я должен отправиться на поиски...»); Мальчик-звезда отдал Прокаженному монету из красного золота, хотя «знал, какая страшная судьба его ожидает» (ОУ:438), но вместо кары к Мальчику-звезде возвращается его красота; «священнослужители и вельможи преклонили перед ним колена и сказали: "Было давнее пророчество, что в день этот придет к нам тот, кому суждено править нами."» (ОУ:439); «нищенка положила руку на его голову и сказала: "Встань!" И прокаженный положил руку на его голову и тоже сказал: "Встань!" И он встал с колен и посмотрел на них. И что же! Перед ним были Король и Королева» (ОУ:440); Мальчик-звезда стал властелином города, и «он был справедлив и милосерд ко всем. И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и лесными зверями и всех учил добру, любви и милосердию. И он кормил голодных и сирых и одевал нагих, и в стране его всегда царили мир и благоденствие» (ОУ:440).

Обсуждаемая сказка заканчивается словами «Но правил он (Мальчик-звезда) недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном». По мнению М. Г. Соко-лянского, автора первой монографии об Оскаре Уайльде на русском языке, «эта концовка с конкретным указанием на длительность правления нового короля, дисгармонирующим с основной жанровой установкой, воспринимается как своего рода эпилог; эпилог этот тоже не из сказочного ряда. Что же касается последней фразы о преемнике-тиране, то, сюжетно не мотивированная, она хоть и наталкивает на серьезные рассуждения о диалектическом ходе истории, явно нарушает сказочно-фабульную логику. По-видимому, небезосновательными были упреки ряда критиков и исследователей в "сделанности" некоторых сказок писателя»7. На наш взгляд, указанная концовка (в частности, сообщение о смерти Мальчика-звезды) понадобилась Оскару Уайльду для того, чтобы читатель догадался, как сам автор обсуждаемой сказки относится к идее «хорошего правителя»: «Человек может стать хорошим правителем только в том случае, если он способен выдержать "слишком тяжкие испытания"».

В строках 1 а—6а таблицы (см. далее) для всех шести оптимистических сказок Оскара Уайльда приведен перечень главных героев и таких их основных поступков, по которым Бог Уайльда дает героям (в явной или неявной форме) общую положительную оценку. Анализ указанной информации позволяет заключить, что характерным признаком оптимистических сказок Оскара Уайльда является наличие в строках таблицы, соответствующих этим сказкам, хотя бы одного сочетания знаков вида «(—) / (+)» или только сочетаний знаков вида «(+) / (+)», где первый знак в сочетании берется для данного героя из второго столбца таблицы, а второй — из третьего8. В строках 16-36 таблицы приведен перечень

главных героев трех пессимистических сказок Оскара Уайльда, т. е. таких сказок, в которых один из главных героев умирает, но Бог не дает основным действиям этого героя общую положительную оценку (в явной или неявной форме)9. Исследование мотива смерти в пессимистических сказках Оскара Уайльда планируется провести в нашей следующей публикации. Здесь только отметим, что ожидаемым характерным признаком пессимистических сказок Оскара Уайльда является отсутствие в строках таблицы, соответствующих этим сказкам, сочетания знаков вида «(—) / (+)».

Перечень главных героев сказок Оскара Уайльда и их основных поступков:

а) Оптимистические сказки: 1а — «Счастливый принц», 2а — «Великан-эгоист», 3а — «Замечательная ракета», 4а—«Молодой король», 5а—«Рыбак и его душа», 6а—«Мальчик-звезда»; б) Пессимистические сказки: 1б — «Соловей и роза», 2б — «Преданный друг», 3б — «День рождения Инфанты»

Номер сказки Главные герои сказки {(-) — герой умирает, (+) — герой остается в живых} Основные поступки главных героев сказки {(+) — положительный поступок, (-) — отрицательный поступок}

1а Счастливый Принц — (-) Ласточка — (-) (+) — Раздарил все свои сокровища нуждающимся жителям города и понял в чем смысл реальной жизни человеческого сердца; (+) — Бескорыстно служила ослепшему Принцу.

2а Великан — (-) Сад Великана — (+) Дети — (+) (+) — Кроме своего Сада полюбил и детей; (+) — Заснул, когда Дети ушли из него, и пробудился с их приходом; (+) — Вернули Сад Великана к жизни.

3а Принц и Принцесса — (+) Огни Фейерверка — (-) Ракета — (-) (+) — По-настоящему полюбили друг друга; (+) — Умерли во имя высокой цели; (-) — Оказалась негодной для участия в фейерверке.

4а Молодой Король — (+) (+) — На церемонию коронации отправился в одеянии пастуха.

5а Рыбак и Дева морская — (-) Душа Рыбака — (+) (-) — Прогнали Душу Рыбака из его тела и (+) — «несокрушимо могуче» полюбили друг друга; Прибегнув к обману — (-), (+) — вернулась в тело Рыбака и затем смогла найти путь в его сердце.

6а Мальчик-звезда — (-) (+) — Стал «справедлив и милосерд ко всем».

1б Соловей — (-) Студент — (+) -

2б Маленький Ганс — (-) Мельник — (+) -

3б Инфанта — (+) Маленький Карлик — (-) -

1 Здесь и далее цитаты из сказок О. Уайльда даны по изданию: Уайльд О. Избранное / Пер. с англ.; вступ. статья и коммент. А. Зверева. М., 1986. Для обозначения указанного издания в тексте статьи используется аббревиатура ОУ — Оскар Уайльд, а также дан номер страницы.

2 Здесь и далее информация, добавленная нами в цитируемые фрагменты текстов, приводится в треугольных скобках.

3 Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев, 1990. С. 73.

4 Чебракова М. А. Исследование общих характеристик, структур и загадок текстов сказок Оскара Уайльда. СПб., 2004. С. 96-97.

5 Чебракова М. А. Исследование общих характеристик, структур и загадок текстов сказок Оскара Уайльда. СПб., 2004. С. 97-100.

6 Чебракова М. А. Исследование общих характеристик, структур и загадок текстов сказок Оскара Уайльда. СПб., 2004. С. 123-126.

7 Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев, 1990. С. 76.

8 Отметим, что сочетание знаков вида «(+) / (+)» добавлено в определение характерного признака оптимистических сказок Оскара Уайльда только из-за сказки «Молодой король». Но для этой сказки подходит и сочетание «(-) / (+)», если учесть, что в финале сказки Молодой король находился на волосок от смерти.

9 В. Г. Решетов и О. М. Валова, авторы первой книги на русском языке, содержащей результаты структурно-семантического анализа сказок Оскара Уайльда, классификацию сказок Оскара Уайльда проводят по бинарному признаку "имеющие или не имеющие счастливый конец" (Решетов В. Г., Валова О. М. «Счастливый принц» и другие сказки об Оскаре Уайльде. Киров, 2000. С. 34). Очевидно, что указанный бинарный признак и используемая нами бинарная характеристика сказок Оскара Уайльда оптимистический/пессимистический имеют взаимнооднозначное соответствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.