Научная статья на тему '«Безопасные» частоты'

«Безопасные» частоты Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
310
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бобин А. А.

В мире случается немало экстремальных ситуаций, в которых требуется незамедлительная помощь. Это и пожары, и наводнения, и утечка газа, и сердечные приступы, и многое другое. Что, в первую очередь делают в таких случаях? Конечно же, используют средства связи. А как быть, если такой возможности нет? Скажем, в случае катастрофы в океане какого-либо морского судна или иной подобной аварии? Как сообщить соответствующим службам и специалистам о случившемся? Как предупредить экипажи тех же морских судов о надвигающемся шторме, военно-морских учениях или ракетно-артиллерийских стрельбах, угрозе столкновения и т.п.? Понятно, что помочь может лишь беспроводная связь (иначе говоря, связь с использованием радиоэфира). Следовательно, для подобных целей должны быть выделены соответствующие радиочастоты, на которых может осуществляться передача тех самых аварийных сигналов и которые принято называть частотами для обеспечения безопасности и случаев бедствия («безопасные» радиочастоты)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Безопасные» частоты»

«Безопасные» частоты

В мире случается немало экстремальных ситуаций, в которых требуется незамедлительная помощь. Это и пожары, и наводнения, и утечка газа, и сердечные приступы, и многое другое. Что в первую очередь делают в таких случаях?

Конечно же, используют средства телефонной связи.

А как быть, если такой возможности нет? Скажем, в случае катастрофы в океане какого-либо морского судна или иной подобной аварии? Как сообщить соответствующим службам и специалистам о случившемся? Как предупредить экипажи тех же морских судов о надвигающемся шторме, военно-морских учениях или ракетно-артиллерийских стрельбах, угрозе столкновения и т.п.? Понятно, что помочь может лишь беспроводная связь (иначе говоря, связь с использованием радиоэфира). Следовательно, для подобных целей должны быть определены соответствующие радиочастоты, на которых может осуществляться передача тех самых аварийных сигналов и которые являются частотами для обеспечения безопасности и случаев бедствия (назовем их «безопасными» радиочастотами)

А.А. БОБИН,

эксперт-обозреватель журнала

полне естественно, что в виду особой важности решаемых проблем эти «безопасные» радиочастоты следует надежно защищать от всевозможных радиопомех. Такая задача должна решаться как на национальном (или региональном), так и на международном уровне. Причем «безопасные» частоты должны быть известны не только тем, кто подвержен риску, но и ответственным за спасение людей службам, а также тем, кто способен помочь попавшим в беду людям.

Где же можно узнать об этих частотах? Выделены они в рамках каких-либо отдельно взятых стран или же используются на всемирной основе? Предназначены ли «безопасные» частоты только для сообщения о случившейся беде или же могут быть использованы и для предупреждения об опасности? Все эти и ряд других вопросов далеко не праздные.

Совместное использование частот

Действительно, катастрофы могут случаться как в любой точке мира, так и в пределах территории одной страны, города (например, в подземных лабиринтах метрополитена).

В связи с этим большинство «безопасных» радиочастот, которые указываются в международном Регламенте радиосвязи, распределено в указанных целях на всемирной основе, то есть могут использоваться в глобальном масштабе.

При этом надо отметить, что каждая страна также вправе определять соответствующие радиочастоты на своей территории для вполне определенных целей. Правда, хотя не все из них в полной мере относятся к частотам безопасности и бед-

Век Качества N° 4

ствия (так как могут выделяться, скажем, в технологических целях), они тоже могут использоваться для передачи аварийных сигналов.

Почему бы, к примеру, не передавать сообщения о возгораниях или какой-либо иной беде в той же самой «подземке» по технологической сети поездной радиосвязи метрополитена, работающей в соответствии с «Таблицей распределения полос частот между радиослужбами РФ» на радиочастотах 2444 и 2464 кГц?

Точно так же и в иных ситуациях могут быть использованы соответствующие радиочастоты в выделенных Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ) полосах радиочастот. А такие полосы для служб безопасности ГКРЧ действительно выделяла, причем не на исключительной основе.

Так, например, решением ГКРЧ от 15 мая 1995 г. № 30/5 для РЭС служб безопасности, охранной и пожарной сигнализации были выделены полосы радиочастот 390—394, 417-422, 430—440, 458,45—460 и 468,45—469 МГц (первые три полосы радиочастот могут использоваться только с учетом территориальных ограничений). Однако все перечисленные полосы радиочастот могут использоваться указанными средствами совместно с другими РЭС фиксированной и подвижной служб.

Можно привести и ряд других примеров. В частности, решением ГКРЧ от 7 мая 2007 г. № 07-20-03-001 для устройств охранной сигнализации (включая также и системы радио-

сигнализации для обеспечения безопасности) были выделены полосы радиочастот 26,939—26,951, 26,954— 26,966, 149,95—150,0625, 433,05—

434,79 и 868—868,2 МГц. Однако и эти полосы радиочастот для упомянутых целей могут использоваться только на вторичной основе по отношению к РЭС других служб, работающих в перечисленных полосах.

Данным же решением ГКРЧ для устройств поиска и обнаружения жертв после схода снежных лавин был выделен номинал радиочастоты 457 кГц (и тоже на вторичной основе).

Кстати, номинал радиочастоты 457 кГц в некоторых других странах может использоваться также для поиска и спасения жертв пожаров (например, членов пожарных команд, участвующих в тушении огня).

Использование РЭС систем безопасности перечисленных выше полос радиочастот на совместной основе с другими РЭС не приведет к тяжелым последствиям, поскольку описаны случаи, происходящие на земле. Следовательно, любые передаваемые сигналы безопасности могут быть многократно продублированы другими средствами (например, проводными средствами или средствами сотовой связи).

Частоты для глобального использования

Иное дело, когда аварии происходят в море, в воздухе или в космосе. В этом случае частотам безопасности и бедствия должна быть обеспечена надежная защита. Так как

речь идет об огромных пространствах, то вполне объяснимо, что «безопасные» частоты должны использоваться в глобальном масштабе. Потому они и указаны в международном Регламенте радиосвязи.

Между прочим частоты безопасности и бедствия, указанные в Радиорегламенте, приведены также и в упомянутой выше национальной Таблице, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2006 г. № 439-23.

Диапазон используемых для безопасности и бедствия радиочастот довольно широк — от сотен килогерц до тысяч мегагерц, и все эти частоты необходимо защищать от воздействия радиопомех. В Радиорегламенте или национальной Таблице распределения полос радиочастот по этому поводу говорится: «Запрещаются любые излучения на радиочастотах 500,

2174.5, 2182, 2187,5, 4125, 4177,5,

4207.5, 6215, 6268, 6312, 8291, 8376,5,

8414.5, 12290, 12520, 12577, 16420,

16695 и 16804,5 кГц, 121,5, 156,525 и

156,8 МГц, а также в полосах радиочастот 406—406,1, 1544—1545 и

1645,5—1646,5 МГц, не относящиеся к сообщениям в случае бедствия, тревоги, срочности или для обеспечения безопасности. Запрещаются также любые излучения на радиочастотах 518, 3023, 5680, 8364 кГц, 121,3, 156,3 и 156,65 МГц, не относящиеся к сообщениям в случае бедствия и для обеспечения безопасности».

Таким образом, выходить в эфир на перечисленных радиочастотах запрещается. Они должны быть всегда свободны и использоваться исключительно по их прямому назначению.

Думается, объяснения здесь излишни: всем известно, что в мире постоянно происходят всевозможные катастрофы, аварии, трагедии, в том числе и разбойные нападения пиратов, гибель морских судов и т.д. Следовательно, частоты бедствия могут быть использованы в любую минуту, поэтому должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы всем хорошо известный сигнал 808 всегда был услышан.

К этому можно еще добавить следующее. Близкие к морским проблемам люди знают, что на многих судах имеются часы (в штурманской рубке, в радиорубке и т.д.), на которых два сектора (с 15-й по 18-ю и с 45-й по 48-ю минуту) закрашены красным цветом. Это означает, что в соответствии с международным Регламентом радиосвязи для увеличения степени безопасности жизни на море, а также над его поверхностью, все станции морской подвижной службы должны в течение рабочего времени принимать необходимые меры для обеспечения вахты в течение трех минут два раза в час (с 15-й

с с с.

и с 45-й мин.) по Всемирному координируемому времени (иТС) с помощью операторов. Иначе говоря, два раза в течение каждого часа оператор в указанные периоды должен обязательно работать на прием, чтобы услышать передаваемый кодом Морзе сигнал 808.

«Безопасные» частоты предусмотрены как для морских, так и для воздушных судов и космических аппаратов. К примеру, морской подвижной службой для указанных целей могут использоваться частоты 500, 518, 2182 и 6215 кГц, а также 156,3, 156,8 МГц и ряд других; в воздушной подвижной службе — частоты 3023 и 5680 кГц, 121,5, 123,1 МГц и другие. Для космических систем в этих же целях используются радиочастоты 8364, 10003, 14993, 19993 кГц и некоторые другие.

Причем нет строгих правил относительно того, чтобы те или иные частоты безопасности и бедствия использовались исключительно станциями одних только морских или воздушных судов либо пилотируемых космических кораблей. Ими можно воспользоваться и при проведении совместных спасательных операций. К примеру, в соответствии с Регламентом радиосвязи радиочастота 2182 кГц является международной радиочастотой бедствия и вызова в морской подвижной службе. В то же время ее (как, впрочем, и радиочастоты 3023 и 5680 кГц, а также 121,5 и

156,8 МГц) можно использовать и для поиска и спасения пилотируемых космических кораблей.

Кроме того, для проведения наземных операций по поиску и спасению пилотируемых космических кораблей могут быть использованы также радиочастоты 121,5, 156,525 и 243 МГц, а радиочастоты 121,5 и 243 МГц — еще и для приема на борту спутников сигналов от аварийных радиомаяков (указателей места бедствия). Дополнительно к радиочастоте 121,5 МГц аварийной является и радиочастота 123,1 МГц. Станции морских судов на этих частотах могут поддерживать связь со станциями воздушных судов в случае бедствия и для обеспечения безопасности. А станциями и аппаратурой спасательных средств, которые применяются в целях спасения, используется радиочастота 243 МГц. В подвижной же спутниковой службе в спасательных целях — полоса радиочастот 406—406,1 МГц. В этой полосе должны работать маломощные радиомаяки - указатели места бедствия.

Требования международных документов

Следует еще раз оговориться, что вопрос использования «безопасных» частот относится к разряду не-

простых. Следовательно, регулироваться он должен в соответствии с процедурами, предусмотренными международным Регламентом радиосвязи, который упорядочил многие эти процессы.

Обратимся для примера к опубликованному в Радиорегламенте списку «частот для связи в Глобальной морской системе для случаев бедствия и обеспечения безопасности» (ГМСББ). В этом документе указан ряд частот (среди них — 518, 4209,5 кГц), использующихся морской системой NAVTEX (HABTEKC), предназначенной исключительно для передачи судам метеорологических и навигационных предупреждений и срочной информации. Кстати, Радиорегламентом предусмотрено также следующее: при вводе в действие береговых станций NAVTEX на частотах 490, 518 и 4209,5 кГц администрациям настоятельно рекомендуется координировать рабочие характеристики в соответствии с процедурами Международной морской организации (IMO).

A такие радиочастоты, как, например, 490 или 4210 кГц, могут использоваться в морской системе MSI («Информация морской безопасности»), предназначенной исключительно для передачи от береговых станций к судам информации морской безопасности, включая срочные сообщения.

Оговоримся сразу, что в ряде случаев в Радиорегламенте имеются ссылки и на другие документы. Например, по вопросам технических средств Радиорегламент ссылается на Конвенцию SOLAS («Международная конвенция по безопасности жизни на море»). В частности, в этой конвенции определено, какие именно суда и их спасательные средства должны оснащаться радиоаппаратурой, а какие их спасательные средства иметь переносную аппаратуру. В ней также сформулированы требования, которым должна отвечать такая аппаратура.

Не лишним будет напомнить, что к вопросу использования радиочастот безопасности и бедствия следует подходить весьма тщательно. Дело в том, что некоторые службы или отдельные операторы в поисках «свободных» частот (особенно «свободных сквозных») могут воспользоваться этими самыми «безопасными» частотами и в результате создавать помехи, способные усугубить и без того непростую ситуацию. Правда, помехи могут возникать и в иных подобных случаях.

В заключение хотелось бы вновь подчеркнуть важность задачи по защите «безопасных» частот от всевозможных помех, решение которой в итоге будет способствовать сохранению жизни людей, подвергающихся опасности. J

Июль-август 2009 г.

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.