Безопасность жизнедеятельности: взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи
Ефимова Ю. В.,
аспирантка педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
Якутск, Россия
Аннотация. Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они - заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от последствий стихий. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.
Сегодня особо актуально состоит проблема разработки новых эффективных технологий поддержки семьи, способствующих развитию активной позиции родителей в педагогическом образовании и взаимодействии с детским садом, а также поиск новых форм взаимодействия с семьей, создание соответствующего металлического, дидактического обеспечения (Абдулина Л.Э., 2014, с. 78).
Совместная деятельность как форма взаимодействия в образовании предполагает его идеальную форму, основанную на субъект-субъектных отношениях. В число существенных характеристик совместной деятельности С.Ю. Головин относит пространственно-временные соприсутствие участников, их личный контакт, наличие единой цели, органов организации и руководства, разделение процесса деятельности между участниками, развитие межиндиввидуальных связей. Зарубежные исследователи H.Cook, S.Stingle, K.Helkama, M.E. Lamb, C.Schatz, M.Takala считают конституирующими признаками совместной деятельности наличие значимых целей и понимание того, что достичь их можно объединением общих усилий. В процессе совместной деятельности возникают коммуникации, эмоциональные влияния, конструктивные действия решения совместных задач (Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А., Шумакова О.А., 2012, с. 27).
Одно из определений безопасности-состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Это означает, что безопасность ребенку гарантируют, прежде всего взрослые. Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. И особенно важно обучать так, чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения (Склянова М.А. 2008, с. 169).
Важным направлением работы дошкольных образовательных организаций традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Данная проблема всегда актуальна - появляются новые источники опасности, накапливаются эмпирические знания, развиваются педагогические теории, обогащается культура.
Одним из задач детского сада в русле данной проблемы являются создание безопасной среды и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, на природе. Другие задачи связаны с особой организацией образовательной деятельности. В силу возрастных особенностей ребенок еще не может обеспечить собственную безопасность, но уже способен освоить необходимые знания, навыки, начала компетенций безопасного поведения (Тимофеева Л.Л. 2013, с. 9).
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включают в качестве обязательной части образовательную область Безопасность и ставят перед ДОУ и семьей следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям. Таким образом, перед дошкольным образованием возникает проблема эффективной реализации перечисленных задач. В настоящее время право ребенка на социальную защиту стало одним из значимых социально-экономических прав и свобод личности и было зафиксировано в законодательных документах международного и отечественного уровня — в Конвенции о правах ребенка, в Конституции РФ, в законе «Об образовании», в Семейном кодексе. Гарантируются все личные права ребенка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, уважение его достоинства. Меры защиты в случае необходимости включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся (Пелихова А.В. 2010, с. 214)
Два социальных института - семья и дошкольное учреждение - имеют решающее значение для социализации дошкольника, формирования его личности, в связи с этим главной целью любого дошкольного учреждения является создание условий для психологического комфорта ребёнка, предъявляя единые требования в детском саду и семье со стороны взрослого окружения (Дамбаева Б.Б. 2013, с. 161)
Взаимодействие воспитателей детского сада и родителей по вопросам воспитания -необходимое условие психологически безопасного развития детей. Содержание этого понятия можно определить, как установление межсубъектного, межличностного взаимосогласуемого общения, целью которого является установление взаимопонимания педагогов и родителей по проблемам и задачам воспитания и развития детей (Арасланова Е.В. 2011, с.48).
Детский сад сегодня выступает инстанцией развития не только ребенка, включённого в образовательный процесс, и не только педагогов, осваивающих новые педагогические технологии и методики, но и площадкой для психолого-педагогической поддержки и развития родителей. При этом и педагогический коллектив детского сада и семья оказывают влияние не только на ребенка, но и друг на друга, побуждая к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм взаимодействия с детьми и взрослых между собой.
Жизнедеятельность семей и детей в них сложный и многоаспектный вопрос. Именно семья может обеспечить защищенность и безопасность ребенка, но именно семья порождает и создает неизмеримое количество угроз и рисков, которые делают жизнь ребенка в семье далеко не безопасной, а то, каким формируется ребенок в той или иной семейной среде во многом определяет насколько безопасно/опасно будет его сознание и
поведение вне семьи, в общении в детском образовательном учреждении, на улице, в тех или иных социальных объединениях и группах (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. 2009, с. 137)
Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Воспитание безопасности - непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни), прочно останется у него навсегда и будет закрепляться дальше в начальной школе.
В работе по ознакомлению детей с правилами безопасности используются следующие направления работы педагогов с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках родителей).
Таким образом, обеспечение детской безопасности - это приоритетная задача дошкольного учреждения, семьи и общества. От правильно организованной работы зависит развитие у ребёнка самостоятельности и ответственности, обучение самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Взаимодействие педагога и семьи, включает разнообразные формы работы ДОУ с родителями, позволяющее создать наиболее благоприятные условия, в которых будет обеспечены гармоничное развитие и безопасное существование ребёнка в обществе. От того насколько мы уделяем времени воспитанию нашего ребенка и зависит его безопасность и благополучие. Ребенок, не смотря на способность самостоятельно познавать окружающий мир, не способен соблюдать меры безопасности.
Завершая анализ актуального состояния и приоритетов взаимодействия семьи и ДОУ в современных социокультурных условиях, хотелось бы выразить уверенность в том, что родители, семья будут ведущими социальными партнёрами образовательных учреждений в решении задач воспитания, развития, образования детей, в том, что родительское осознание ответственности за судьбу собственного ребёнка будет возрастать и выражаться в конструктивных формах взаимодействия с педагогическим сообществом и образовательными учреждениями.
Литература
1. Абдилина Л.Э. 2014. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации системно-деятельностного подхода в дошкольном учреждении // Педагогическое образование и наука. №2. С.77-81.
2. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А., Шумакова О.А. 2012. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений. М.
3. Склянова М.А. 2008. Безопасность вашего ребенка. Уверенность, осторожность, самооборона. - СПб.
4. Тимофеева Л.Л. 2013. Интегративный подход в процессе формирования культуры безопасности у дошкольников // Дошкольная педагогика. №10. С. 6-11.
5. Пелихова А.В. 2010. Педагогические условия формирование социальной безопасности ребенка дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №5. С.213-216.
6. Дамбаева Б.Б. 2013. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения как механизм обеспечения социальной безопасности детей в современных социокультурных условиях // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. №4(51). С. 159-164.
7. Арасланова Е.В. Психологическая безопасность дошкольников: особенности взаимодействия педагогов и родителей с детьми. Киров.
8. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект. М.