Научная статья на тему 'Безопасность в системе экономической устойчивости'

Безопасность в системе экономической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РАЗВИТИЕ / КРИЗИС МИРОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СИСТЕМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / SAFETY / ECONOMIC STABILITY / DEVELOPMENT / CRISIS OF WORLD STABILITY OF SYSTEM / EFFICIENCY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараджева О. В.

В Российском законодательстве определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY IN SYSTEM OF ECONOMIC STABILITY

In the Russian legislation the purpose and objects of the state strategy of economic safety are defined, the characteristic of threats of economic safety of Russia is given, criteria and the parameters of state of the economy which are meeting the requirements of economic safety are formulated, mechanisms and the measures of economic policy directed on ensuring of economic safety are described. Without ensuring economic safety it is almost impossible to solve any of the tasks facing the country, both in interstate, and at the international level.

Текст научной работы на тему «Безопасность в системе экономической устойчивости»

БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

О.В. Сараджева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета Е.Н. Барикаев, кандидат экономических наук, доцент Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством E-mail: braolya@yandex.ru

Аннотация. В Российском законодательстве определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне.

Ключевые слова: безопасность, экономическая устойчивость, развитие, кризис мировой устойчивости системы, эффективность государства.

SAFETY IN SYSTEM OF ECONOMIC STABILITY

O.V. Saradzheva,

candidate of economic sciences, senior lecturer of chair «the Finance and the credit» the Moscow state industrial university

E.N. Barikayev, candidate of economic sciences, senior lecturer

Annotation. In the Russian legislation the purpose and objects of the state strategy of economic safety are defined, the characteristic of threats of economic safety of Russia is given, criteria and the parameters of state of the economy which are meeting the requirements of economic safety are formulated, mechanisms and the measures of economic policy directed on ensuring of economic safety are described. Without ensuring economic safety it is almost impossible to solve any of the tasks facing the country, both in interstate, and at the international level.

Keywords: safety, economic stability, development, crisis of world stability of system, efficiency of the state

Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) [1] возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров и критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять си-

туации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Важнейшим элементом экономической безопасности страны в современных условиях является финансовая безопасность. В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых си-

стем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. С учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. А глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства. Например, вряд ли с позиций стандартных теоретико-экономических объяснений можно найти полные ответы на вопросы: почему в стране такой-то валютный курс, такие-то государственный бюджет и платежный баланс, такой-то государственный долг, такая-то учетная ставка, такие-то цены, доходы, финансовый кризис и т.д. Или тот же кредит, предоставленный государству, какой он — реально-денежный, скажем, или виртуально-безденежный, доверительный или насильственно-вме-нительный, хозяйственный или антихозяйственный, партнерский или эксплуататорский, объективно-по-требностный или субъективно-придуманный, добровольный или обязательный, производительный или перераспределительный и т.п.? И все это лишь некоторые аспекты влияния геофинансов на отдельную систему-страну. По мнению Э. Кочетова и г. Петровой [2], «существо нового содержания финансовых потоков состоит в том, что они, с одной стороны, оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство), с другой стороны, они наполняют новым содержанием меновую стоимость. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую историко-экономи-ческую ситуацию, когда финансовый менеджмент и финансовое право (как часть финансового управления) получают новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков. Баланс (четкое осмысление правовых и экономических критериев различия) между воспроизводственными финансами, опосредующими инвестиционный процесс, и виртуальными финансами, опосредующими в определенной части мировой финансовый рынок, становится одним из основополагающих элементов обеспечения эффективного получения национального дохода. Неразграничение этих двух сфер

финансового-правового регулирования (реальных и виртуальных финансов) ведет к накоплению необоснованного национального долга, когда внешние финансовые обязательства России возрастают в зависимости от манипулирования реальными и виртуальными финансовыми обязательствами в мировом финансовом обороте».

В то же время следует отметить еще одну особенность, а точнее — угрозу кризиса современной мировой устойчивости системы. Так, по расчетам ряда известных экспертов, специалистов в области экономики и финансов мир стоит на пороге глобального и крупнейшего (со времен 1929—1933 г г.) финансового кризиса, результатом которого будет застой и упадок мировой экономики. Многие экономисты считают, что кризис начнется в США, а уже оттуда распространится по всему миру. Для этих опасений есть серьезные основания: «перегрев» фондового рынка, рост внешней задолженности США и т.д. Но все же нет единой точки зрения как по поводу самой вероятности кризиса, так и по поводу его предпосылок. Финансовая безопасность государства — основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. В общем и целом, по нашему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых (кла-ново-корпоративных, мондиалистских, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию — отмывание — доходов, полученных преступным путем). Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи (их полный перечень довольно широк), которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения

безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Как сказано в вышеуказанной Государственной стратегии экономической безопасности, «устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности».

В принятой Государственной стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно).

Экономическая безопасность динамична по своей природе и предполагает поступательное движение в направлении определенных целей национального или иного масштаба, т.е. развитие. Другими словами, безопасность является одним из компонентов экономического развития и устойчивости. Если экономика не развивается, стагнирует, то не только ее конкурентоспособность, но даже и способность к выживанию резко снижается, падает сопротивляемость и приспособляемость к внешним и внутренним угрозам. В то же время не всякое развитие способствует укреплению финансовой безопасности, поэтому при выборе стратегии развития, в первую очередь, необходимо рассматривать ее с точки зрения экономической безопасности, т.е. способности данной стратегии привести к наиболее полной реализации национальных интересов, подвергаясь воздействию угроз в приемлемых размерах и формах.

Что касается устойчивости, то она, наряду с экономической безопасностью, является важнейшей характеристикой экономики как системы. А поскольку дать объективную оценку экономике можно только зная ее динамику, безопасность и устойчивость являются важнейшими характеристиками экономического развития. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки» (иначе говоря, способность противостоять негативному воздействию внешних и внутренних угроз). Экономическая безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию (защите интересов) и развитию

(реализации целей) в условиях воздействия внешних и внутренних экономических угроз, а также наличия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов неопределенного значения.

Таким образом, мы видим, что понятия «экономическая безопасность», «развитие» и «устойчивость» тесно переплетены друг с другом. Развитие является компонентом безопасности как финансовой, так и экономической, и в то же время безопасность является характеристикой устойчивого развития. Устойчивость, будучи, как и безопасность, характеристикой развития, отражает в том числе и способность объекта противостоять воздействию угроз безопасности. Столь тесная взаимосвязь этих трех фундаментальных понятий отнюдь не случайна и показывает сложность и многозначительность взаимосвязей различных аспектов деятельности того или иного субъекта.

Проявление столь пристального интереса к вопросам обеспечения экономической безопасности в переломные моменты экономического развития, что мы наблюдаем в современной России, отнюдь не случайно. Ведь именно в такие моменты появляется насущная потребность в строгой ревизии устоявшихся стереотипов и отработанных, но переставших действовать методов воздействия на экономику. Подход с позиций финансовой и экономической безопасности позволяет выстроить единую идеологическую и методологическую систему государственного регулирования экономики.

Кроме того, с обеспечением экономической безопасности тесно связано понятие эффективности государства. Государственная экономическая политика, направленная на достижение и поддержание определенного — «устойчивого, долгосрочного и гармоничного» — экономического роста, формируется на базе системы документов, определяющих цели хозяйственной деятельности и направления ее достижения в определенных временных координатах. К таким документам относятся концепции, стратегии и программы развития экономики в целом, ее отдельных отраслей и сфер, федеральные и региональные законы, нормативные акты органов исполнительной власти. Одной из центральных процедур при разработке всех этих документов должен стать их мониторинг с точки зрения их воздействия на отдельные критерии экономической безопасности и на экономическую безопасность в целом, поскольку именно подход с позиций экономической безопасности дает возможность для разработки реалистичной и точно ориентированной государственной экономической политики и ее последующей корректировки.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Поэтому стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика — инструменты государственного регулирования экономики, которые могут и должны находиться в постоянном взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности является частью экономической политики, отражая ее стратегические целевые ориентиры для достижения желаемых параметров макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующих желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов и мер экономической политики, которые способны снизить уровень экономической безопасности. Иначе говоря, при определенных условиях одним из результатов деятельности по обеспечению безопасности могут быть номинально более низкие темпы экономического роста, тогда как слишком быстрый и негармоничный экономический рост, в принципе, может вести к снижению уровня экономической устойчивости государственной системы и в результате к невозможности адекватной защиты (реализации) национальных интересов.

Что касается расстановки приоритетов в этом взаимодействии, то, на наш взгляд, первоочередное внимание должно уделяться все-таки вопросам обеспечения экономической безопасности. Во-первых, из-за того, что дать комплексную оценку изменения уровня и качества жизни можно, лишь базируясь на подходе, основанном на принципах безопасности, но в контексте устойчивого экономического развития. Во-вторых, в силу того, что именно при реализации мероприятий по обеспечению экономической безопасности создаются предпосылки для устойчивого и гармоничного экономического роста, способствующего, в свою очередь, повышению уровня экономической безопасности государства, его устойчивости и развития.

1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».

2. Кочетов Э., Петрова г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)//Общество и экономика. —

Список литературы

2010. — № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.