Научная статья на тему 'Безопасность социальной сферы: теория и практика'

Безопасность социальной сферы: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
988
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕТОДЫ БЕЗОПАСНОСТИ / БЛАГОСОСТОЯНИ / SECURITY OF THE SOCIAL SPHERE / STANDARD OF LIVING / SECURITY PARAMETERS / SECURITY METHODS / WELFARE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Водяненко Олег Игоревич

Цель статьи рассмотреть экономическую безопасность в социальной сфере на примере таких стран как США, Швеция, Германия и Япония. В процессе данного анализа предлагаются рекомендации для российской социальной сферы. В статье автор раскрывает и анализирует показатели и методы экономической безопасности.Практическая значимость результатов исследования очевидна, так как именно социальный аспект выступает основой для формирования безопасности. Отдельные предложения и выводы могут быть использованы для разработки социальных программ.В качестве основных методов анализа были использованы диалектический, институциональный, системный, структурно-функциональный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Водяненко Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY IN THE SOCIAL SPHERE: THEORY AND PRACTICE

The author aims to consider economic security in the social sphere as exemplifi ed by the USA, Sweden, Germany and Japan. In the course of the analysis recommendations are made for the Russian social sphere.The paper presents and analyzes parameters and methods of economic security Practical relevance of the research is obvious since social aspect is the basis for any security. Suggestions and conclusions can be used for developing social programs.The main methods of analysis are dialectical, institutional, systemic, structural and functional

Текст научной работы на тему «Безопасность социальной сферы: теория и практика»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 364:368.4

БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ECONOMIC SECURITY IN THE SOCIAL SPHERE: THEORY AND PRACTICE

Водяненко Олег Игоревич

Vodyanenko Oleg Igorevich

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: ovodyanenko@gmail.com

Цель статьи - рассмотреть экономическую безопасность в социальной сфере на примере таких стран как США, Швеция, Германия и Япония. В процессе данного анализа предлагаются рекомендации для российской социальной сферы.

В статье автор раскрывает и анализирует показатели и методы экономической безопасности.

Практическая значимость результатов исследования очевидна, так как именно социальный аспект выступает основой для формирования безопасности. Отдельные предложения и выводы могут быть использованы для разработки социальных программ.

В качестве основных методов анализа были использованы диалектический, институциональный, системный, структурно-функциональный.

Ключевые слова: безопасность социальной сферы, уровень жизни, показатели безопасности, методы безопасности, благосостояние.

The author aims to consider economic security in the social sphere as exemplified by the USA, Sweden, Germany and Japan. In the course of the analysis recommendations are made for the Russian social sphere.

The paper presents and analyzes parameters and methods of economic security.

Practical relevance of the research is obvious since social aspect is the basis for any security. Suggestions and conclusions can be used for developing social programs.

The main methods of analysis are dialectical, institutional, systemic, structural and functional. Keywords: security of the social sphere, standard of living, security parameters, security methods, welfare.

Мировое социальное пространство на данный момент находится на этапе, когда развиваются реформы и происходит модернизация экономики. Это, прежде всего, связано с изменениями в системе социальных отношений, а также серьезными изменениями во внутренней и внешней политике государства. Изменение социального пространства в первую очередь предполагает различные внешние обстоятельства, такие как: система экономических и политических связей, наличие международного сотрудничества и различного вида глобализация. Но существует и комплекс внутренних причин, который помогает определить качество жизни населения страны, уровень социально-экономического развития и общую картину социальной безопасности страны [4].

Под безопасностью социальной сферы следует понимать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности отраслей, предприятий, организаций, которые, в свою очередь, непосредственным образом связаны и определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

Главное конкурентное преимущество современных высокоразвитых стран непосредственно связано с социальной сферой. Элементами социальной сферы являются образование, здравоохранение, жилье и т. д. В этих секторах находится ключ к обеспечению высокого и устойчивого экономического роста за счет увеличения качества человеческого капитала, что является одним из факторов развития на современном этапе.

Одним из главных аспектов в процессе обеспечения безопасности является модернизация механизма, который обеспечивает взаимосвязь между обществом, государством и бизнесом. При эффективном взаимодействии этих трех групп процессы модернизации ускоряются, а их совместные интересы помогают дальнейшему социально-экономическому развитию [2].

Следует отметить тот факт, что именно социальная среда играет важную роль в механизме экономической безопасности, а также государство, которое выступает в роли производителя общественных благ. В процессе формирования безопасности, ведущую роль играет социально-властный механизм, который формулирует правила и нормы и определяет методы воздействия.

Для того чтобы проследить динамику процессов, влияющих на безопасность, многие экономисты используют индексы, которые характеризуют уровень жизни населения. Существует достаточно большое количество различных показателей, но нам необходимо рассмотреть основные, используемые для характеристики социальных процессов. К таким показателям следует относить:

- образование и обучение;

- здоровье, питание, здравоохранение;

- доступность жилья и жилищные условия;

- культура, традиции, семейные ценности;

- материальное благосостояние, безработица и использование рабочей силы;

- бедность и неравенство, включая тендерное;

- доступ к технологическим инновациям;

- экологические проблемы;

- стабильность в политике и социальной сфере.

Анализируя данные индексы и показатели, отметим, что они работают всегда во взаимосвязи друг с другом, и именно это затрудняет их использование. Также стоит сказать, что данные показатели дублируются не только на международной арене, но и в России. В частности, речь идет о тех показателях, которые затрагивают доходную часть страны [6].

Следует отметить, что именно социальный аспект выступает основой для формирования безопасности.

К вышеперечисленным индексам можно добавить и другие показатели, с помощью которых формируется безопасность в других странах. Так, например, как и в любой другой стране, в США есть определенные проблемы, в частности проблемы социальной направленности. С 70-х гг. XX в. в США начинает падать уровень производительности труда. Это, прежде всего, было связано с распространением в стране алкоголизма и наркомании, с неудовлетворенностью людей условиям труда, а также ослаблением мотивирования к труду.

Дабы не испортить хорошую ситуацию в стране, американская элита начала активно внедрять концепцию качества трудовой жизни. Основная идея данной концепции заключалась в том, чтобы, во-первых, увеличить производительность труда, а во-вторых, удовлетворить личные потребности работника в рамках конкретного предприятия и предоставить ему возможность самореализоваться в профессиональном плане.

Данная концепция хорошо известна не только в теории, но и на практике. Широкое применение концепция качества трудовой жизни получила в компании «General Motors» после того, как о своей неудовлетворенности заявили более чем 65 % работников данной компании. Эта концепция не теряет своей актуальности в настоящее время и продолжает быть социальным приоритетом в системе стратегического планирования как на уровне предприятия, так и на уровне всего общества.

Большое значение уделяется социальным факторам. На образование, науку, здравоохранение и социальное обеспечение США тратят 20 % своего ВВП. Что касается рейтингов по уровню и качеству жизни, США занимают достаточно высокие места по сравнению с другими странами. Согласно новому индексу человеческого развития на 2015 г., Норвегия признана самой благополучной страной. В пятерку лидеров вошли Австралия, Швейцария, Нидерланды и США. У России же ситуация не столь радостная - 57-е место в рейтинге индекса человеческого развития.

В Германии в области безопасности социальной сферы действует социальная концепция, согласно которой государство должно поддерживать население, гарантировать соблюдение справедливости, способствовать повышению уровня трудящихся, стимулировать трудолюбие и т. д. Все это обусловлено тем, что в связи с развитием экономики страны, происходит массовое расслоение общества на бедных и богатых.

А в Швеции, например, хорошо развит принцип «солидарной ответственности», характерной чертой которого является помощь: «сильный помогает слабому». Государство и различные общественные фонды очень сильно помогают населению, обеспечивая бесплатное образование и медицину. Также сюда можно отнести символический сбор налогов, которой проводится по прогрессирующей шкале и составляет 1/3 от заработной платы. В целом уровень жизни в Швеции достаточно высок.

Японию очень сильно отличается от ранее рассмотренных нами стран. Социальные проблемы решаются иными способами, нежели в США, Германии и других странах. Главное отличие Японии заключается, прежде всего, в том, что эта страна разрабатывает свои собственные методы обеспечения экономико-правовой безопасности.

В отличие от других стран и народов, японцы очень чтят свою культуру, традиции и обычаи. Для них всегда были характерны такие черты, как: работа для общего блага, верность

18

общему делу, чувство долга и др. Поэтому японцам очень чужд культ индивидуализма. Именно коллективный труд и общее дело помогают Японии вести плодотворную социальную политику [3].

Учитывая вышесказанное, следует отметить основную японскую концепцию «Просвещенных национальных интересов». В рамках данной концепции к просвещенным интересам относятся те интересы, которые готовы работать во благо всего общества и выражать его интересы независимо от интересов отдельных субъектов или групп в обществе.

Также в Японии существует другая концепция, так называемая «концепция безопасности». Данная концепция включает в себя 3 основных компонента: политические, экономические, военные средства. Что соответствует политической, экономической и национальной безопасности.

К обеспечению экономической безопасности стоит относить такие моменты, как:

а) выдача жилья от предприятия;

б) своевременная заработная плата работникам;

в) хорошие условия труда;

г) поддержка работников в кризисных ситуациях.

Делая вывод, хотелось бы отметить, что путь к успеху в Японии зависит, прежде всего, от следования традициям. Именно культура, традиции, устоявшиеся законы помогают японцам выстраивать экономику в своей стране и поддерживать безопасность на должном уровне.

Рассмотрев опыт нескольких стран, можно сделать вывод о том, что ни в одной стране не повторяются методы обеспечения безопасности в области социальной сферы. Все страны выстраивают индивидуальную методику защиты своего государства. Но можно выделить основные моменты, к которым так или иначе прибегают все страны для лучшего управления процессами в достижении определенных целей [1]. К таким устоявшимся методам можно отнести:

1) политико-правовые институты. Данный вид институтов направлен, прежде всего, на то, чтобы обеспечить гражданам страны их социальные права и свободы. Для работы таких институтов необходимы хорошо функционирующие органы законодательной и исполнительной власти, различные партии и общественные организации;

2) социальные институты. К ним относятся такие институты, которые производят социальные блага. Это в первую очередь система образования, здравоохранения, обществен-

ный транспорт, жилищный комплекс и др. [5]. Главная функция социального института -удовлетворение потребностей граждан и сглаживание возможного социального неравенства;

3) экономические институты. К ним относятся законы, которые созданы для определения правил игры в рыночной экономике. К наиболее важным законам для человека, следует относить: налоговые, таможенные, инвестиционные, денежно-кредитные и др., которые оказывают сильное влияние на жизнедеятельность общества;

4) социально-психологические институты. К данному виду институтов следует относить установки для населения, а именно: религиозные, культурные, отношение к теневой экономике и криминальному бизнесу, готовность принимать инновации, различного рода этику и т. д.

Данные принципы можно отнести к основным, так как они включают в себя практически все сферы жизни общества. Но не стоит забывать о том, что в каждой стране свои уклады, следовательно, и принципы могут видоизменяться по истечению времени и в связи с изменениями ситуации в стране.

Государство должно выделить для себя ряд задач, при выполнении которых уровень безопасности социальной сферы в стране повысится. Что касается основных задач Российской Федерации, то к ним следует относить:

1) развитие гражданского общества и демократии;

2) повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики;

3) обеспечение территориальной целостности и суверенитета государства;

4) поддержка стратегической стабильности и взаимовыгодных отношений с другими государствами.

Наряду с основными приоритетами национальной безопасности существует также ряд желательных приоритетов для устойчивого развития страны. К ним относят:

- повышение уровня и качества жизни российских граждан путем обеспечения их личной безопасности;

- экономический рост как следствие развития национальной инновационной сферы;

- развитие таких сфер, как культура, наука, образование, здравоохранение и др.;

- укрепление роли государства и поиск новых партнеров в лице других государств;

- улучшение системы природопользования и др.

Что касается перспектив повышения уровня безопасности в социальной сфере, то первостепенно следует рассматривать социальную защиту граждан.

Разработка ключевых задач социальной защиты, которые должны быть рассчитаны на долгосрочную перспективу и, как мы уже отметили, различаются в зависимости от страны. Это зависит, прежде всего, от определенных потребностей страны, конкретных угроз, влияющих на безопасность, от социальной инфраструктуры, а также от технологических и материальных возможностей страны.

Каждая страна сама для себя решает, по какой схеме осуществлять социальную защиту своих граждан, откуда брать средства финансирования для осуществления тех или иных способов и методов социальной защиты. Также государство может выбрать удачную практику любой другой страны в качестве примера для подражания, а при возможности и объединить свои ресурсы с той или иной страной для повышения эффективности и качества задуманных программ социальной защиты граждан.

В основном в практике встречаются такие программы социального обеспечения, как: пенсии, дотации, различные пособия, к которым относят пособия на детей и пособия на инвалидов.

Благодаря развитости системы социального обеспечения социально уязвимые категории людей становятся в какой-то мере защищенными. Государство предоставляет им определенные пособия, в результате чего граждане обретают безопасность и не пытаются прибегнуть к запрещенным методам преодоления трудностей. Но государство обязано систематически проверять списки граждан, участвующих в программе получения помощи, и исправлять ошибки, если они имеются.

Такие действия государства необходимы для того, чтобы избежать проблем, связанных с включением новых или исключением старых лиц в данную социальную программу. Следовательно, государство имеет возможность фильтрации граждан по показателям для предоставления помощи. Но для того чтобы эффективность действий была высока, необходимо объединить систему социальной защиты населения и программы по наращиванию человеческого капитала.

Существует целый перечень действий государства по расширению системы социальной защиты населения. К таким действиям следует относить:

1. Расширение возможностей по разработке и реализации политики и программ социальной защиты в целях создания основы для введения и/или увеличения масштаба существующих программ адресной помощи. Страны

должны иметь стратегическую основу и технический потенциал для быстрого реагирования на кризисы с тем, чтобы принятые программы и политика были хорошо разработаны и стали ценным вкладом в сокращение масштабов нищеты после любого кризиса, а не финансовым и политическим обязательством, которое трудно спустить на тормозах или воспроизвести.

При такой оценке необходимо уделять особое внимание оценке любых форм дискриминации, которая может проявиться в повышении уровня нестабильности.

2. Переход к более эффективным программам по мере отлаживания и совершенствования механизмов отбора бенефициаров и инструментария для эффективного осуществления программ в соответствии с уровнем национальных возможностей. Необходимо обеспечить подотчетность и прозрачность в области использования ресурсов в целях повышения гражданской ответственности и уверенности в справедливости и эффективности систем социальной защиты.

3. Повышение качества и разнообразия продуктов питания, направляемых с помощью мер в области питания наиболее уязвимым группам. Необходимо способствовать большему участию средних и мелких предприятий в производстве обогащенных микроэлементами продуктов питания на уровне стран. Необходимо поддерживать производство продукции с высокими питательными качествами, например плодоовощной продукции.

4. Выявление альтернатив безусловной помощи путем установления связей с другими программами социального сектора при использовании сочетания предоставления продовольствия и денежных средств. Передача на определенных условиях может быть основана на проверке средств для оказания помощи конкретным группам населения. Например, предоставление продовольствия и/или денежных средств для работы — формы передачи на определенных условиях, дающие возможность для эффективного вовлечения безработных, но физически пригодных к труду людей в восстановлении маломасштабной инфраструктуры и сельскохозяйственных активов с долговременной пользой для общины и при этом позволяющие удовлетворить неотложные потребности участников. Еще одной формой передачи на определенных условиях является предоставление продовольствия / денежных средств для профессиональной подготовки. Это помогает людям приобрести квалификацию, (вновь) выйти на рынок труда и стать более самодостаточными. Школьное питание может быть одним из эффективных

стимулов для увеличения числа учащихся в школах и улучшения посещаемости школ детьми, особенно девочками. Для усиления аспекта питания в этой программе она должна быть направлена на включение просвещения в области продовольствия и питания в школьные программы.

Следует отметить, что для достижения качественной системы социального обеспечения необходимо использовать данные действия взаимосвязано, так как по отдельности высокого результата достичь очень сложно, а в некоторых государствах невозможно.

Говоря о безопасности, следует отметить, что именно безопасность социальной сферы является наиболее значимой для любого государства. Жизненно важные интересы социальных групп и общественных объединений состоят, прежде всего, в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина, в возможности его духовного, физического и интеллектуального развития и в поддержании здорового образа и качества жизни.

В последнее время особое внимание уделяется безопасности в сфере социального обеспечения. Связано это, прежде всего, с количеством роста чрезвычайных ситуаций в стране. Трагические события в Москве, Беслане и других городах наглядно показали важность роли знания основ безопасности жизнедеятельности в подготовке населения, в том числе органов управления и работников учреждений социального обслуживания.

Если говорить о перспективах повышения уровня безопасности, то необходимо отметить, что безопасность в социальной сфере будет улучшена только в том случае, если будет обеспечена доступность к услугам в сфере социального обеспечения у граждан, а также повышена эффективность и качество самих социальных услуг.

Особый акцент следует сделать и на том, что дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно только при условии, обновления законодательной базы, которая в свою очередь состоит из федерального и регионального законодательства. Законодательная база должна развиваться гармонично и представлять собой взаимосвязанный процесс.

Наряду с законодательством изменений требует и материально-техническая база. Необходимо реконструировать здания стационарных учреждений, которые находятся в аварийном состоянии.

Также одной из важных перспектив развития социальной сферы и безопасности в данной

сфере является развитие рынка социальных услуг. Необходимо расширять данный вид рынка, причем как в государственных структурах, так и в негосударственных и некоммерческих организациях.

Все вышеперечисленные меры помогут увеличить качество социальных услуг. Следовательно, повысится уровень качества сферы социального обеспечения граждан и безопасность социальной сферы в целом.

Библиографический список (References)

1. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 2013. № 12.

Bukhval'd Ye. (2013) Makroaspekty ekonomicheskoy bezopasnosti: faktory, kriterii i pokazateli [Macro-aspects of Economic Security: Factors, Criteria and Parameters] // Voprosy ekonomiki. № 12.

2. Кузнецов B.H. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе // Приложение к журналу «Безопасность Евразии». 2012.

Kuznetsov V.N. (2012) Sotsiologiya bezopasnosti: Formirovaniye kul'tury bezopasnosti v transformiruyush-chemsya obshchestve [Sociology of Security: Developing Safely Culture in a Society in Transition]// Prilozheniye k zhurnalu «Bezopasnost' Yevrazii».

3. Ляшедько E.M. Социальная политика. Социальная защита. Социальная работа. СПб. : Изд-во СЗАГС, 2013.

Lyashed'ko Ye.M. (2013) Sotsial'naya politika. Sotsial'naya zashchita. Sotsial'naya rabota [Social Policy. Social Security. Social Work.]. St Petersburg : Izd-vo SZAGS.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мамаева Л.Н. Характерные проблемы информационной безопасности в современной экономике // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 21-24.

Mamayeva L.N. (2016) Kharakternyye problemy informatsionnoy bezopasnosti v sovremennoy ekonomike [Urgent Problems of Information Security in the Modern Economy] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (22). P. 21-24.

5. Русановский B.A., Федорова Ю.В. Использование принципов распределительной справедливости при формировании рынка медицинских услуг в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2 (36); Русановский В.А., Никитов А.В. Факторы и противоречия развития образовательного потенциала России в условиях глобализации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44)-

Rusanovskiy V.A., Fedorova Yu.V. (2011) Ispol'zovaniye printsipov raspredelitel'noy spravedlivosti pri formirovanii rynka meditsinskikh uslug v Rossii [Using the Principles of Distributive Justice in Establishing the Market of Medical Services in Russia] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsiarno-ekonomicheskogo uni-versiteta. № 2 (36); Rusanovskiy V.A., NikitovA.V. (2012) Faktory i protivorechiya razvitiya obrazovatel'nogo potentsiala Rossii v usloviyakh globalizatsii [Factors and Contradictions of the Educational Potential of Russia in the Context of Globalization] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsiarno-ekonomicheskogo universiteta. № 5 (44)-

6. Чернышев Б.В. Определение приоритетных задач в политике (теория научного выбора и опыт истории) // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1 (14).

Chernyshov B.V. (2014) Opredeleniye prioritetnykh zadach v politike (teoriya nauchnogo vybora i opyt istorii) [Identifying Priorities in Policy-Making (theory of scientific selection and historical experience)] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.