Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 004
Д. С. Коршунова Научный руководитель - Е. В. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ НА САЙТАХ УНИВЕРСИТЕТОВ Г. КРАСНОЯРСКА
Речь пойдет о сайтах высших учебных заведений города Красноярска, на которых представлена личная (персональная) информация о студентах, дан краткий анализ о способах защиты персональных данных и сделаны соответствующие выводы.
Персональные данные это - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) [1]. Итак, рассматривая это понятие в рамках высшего учебного заведения, мы сталкиваемся с проблемой, а именно с защитой большего объема личной информации студентов, а так же правильное использование самой информации. Проблема не была бы таковой, если не принимать во внимание следующий факт, а именно, то, что университетская система пытается идти в ногу со временем и предоставлять информацию в общем доступе на официальном сайте университета. Это удобно и доступно, как студентам, их родителям, так и преподавателям. Однако защита информации является первостепенной задачей для разработчиков и администраторов сайта. Проведем анализ сайтов высших учебных заведений города Красноярска, и сделаем вывод о защищенности персональных данных студентов.
Начнем наш анализ с сайта Сибирского федерального университета. Информация на этом сайте представлена в большом объеме и различных категориях [2]. Ее объемы настолько велики, что запросто можно отвлечься на не интересующий тебя раздел. Что же касается личной информации студентов, косвенной информации, она и вовсе не представлена. Нет никакой конкретики на определенного студента, только общие данные, которые не находятся под запретом и могут быть использованы в различных целях, любым посетителем.
Красноярский государственный медицинский университет. Зайдя на сайт, мы сразу замечаем окно «Авторизации», необходимо ввести логин и пароль, чтобы получить более полную информацию. Однако за неимением возможности, продолжим исследование сайта. Сайт так же обладает общей информацией об учебном процессе, но не в таком количестве, как предыдущий. При исследовании находим вкладку «Студент», которая нас перенаправляет на страницу «Электронный деканат». Электронный деканат подразумевает под собой базу из следующих категорий доступных только пользователю: «Студенты», «Группы», «Направления», «Приказы», «Групповые приказы», «Ведомости», «Успеваемость», «Планы», «Индивидуальные планы» и т. д. [3]. Вся это информация, несомненно, представляет для нас интерес, как раз то, что мы искали, личные данные студентов, но, к сожалению, мы не можем получить какую-либо информацию о студентах ввиду отсутствия доступа. На сайте
так же отсутствует информация о правилах регистрации пользователя, что говорит о том, что пользователям сайта она заранее выдается в университете.
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П Астафьева. Первоначально, складывается впечатление, что сайт содержит в себе только новости на различные темы, однако, после непродолжительного количества времени, была найдена вкладка с неизвестной системой [4]. Для пользования данной системой необходима регистрация на сайте. Регистрация состоит из нескольких этапов. Для начала необходимо выбрать принадлежность пользователя к организации (в случае студента, факультет). Далее нам предлагается ввести данные самого пользователя (имя пользователя и пароль), эту информацию нам должны, скорее всего, представить в деканате, а также внести данные паспорта и номер зачетки. После того, как мы выполнили необходимые условия, мы имеем доступ к базе электронных учебных ресурсов университета. Однако здесь есть памятка пользователю, в том случае, если пользователь утратил пароль, новый он сможет получить только в деканате. Аналогично происходит и с сотрудниками организации.
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени М. Ф. Решетнева. На сайте в основном представлена общая информация об учебном процессе, однако есть один факультет, у которого есть кое-какая личная информацию о студентах, а именно успеваемость группы [5]. Представлена эта информация в виде списка интересующей группы, у каждого студента группы представлен номер зачетной книжки и баллы за успеваемость, конкретный модуль. Информация не находиться под запретом, поэтому доступ к ней может получить любой посетитель.
Итак, ссылаясь на закон о персональных данных РФ, в котором говорится о защите прав и свобод человека при обработке его персональных данных, университетские системы стараются следовать этим правилам для того чтобы защитить личные данные своих студентов [6]. И как мы можем видеть, различные университеты используют свой подход к решению данной проблемы. Некоторые предпочитают выкладывать только общую информацию об учебном процессе, не затрагивающую персональные данные вовсе. Другие же ограничивают доступ к сайтам с помощью системы авторизации, предполагающие ввод личной информации (такой как данные паспорта и зачетки), а также информации выданной студентам деканате (та-
Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
кой как логин и пароль). А так как мы говорим о дальнейшем развитии университетской системы, правильней было бы выбрать второй способ защиты информации. Насколько этот способ эффективен мы не можем дать ответ в данных условиях, из-за отсутствия доступа хоть к одной из них, однако надеемся, что подобная предоставленная персональная информация помогут оптимизировать учебный процесс и сделать его еще лучше.
Библиографические ссылки
1. Википедия - свободная энциклопедия. Персональные данные [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%EE%ED %E0%EB%FC%ED%FB%E5_%E4%E0%ED%ED%FB %E5 (дата обращения: 03.04.2014).
2. Образовательный портал [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет. URL: http://edu.sfu-kras.ru/res (дата обращения: 02.04.2014).
3. Красноярский государственный медицинский университет [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://krasgmu.ru/index.php?page[org]=dean&cat=group (дата обращения: 02.04.2014).
4. Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева [Электронный ресурс]: сайт КГПУ. URL: http://www.kspu.ru (дата обращения: 02.04.2014).
5. Рейтинг студентов ГФ [Электронный ресурс] : сайт СибГАУ. URL: http://www.gf.sibsau.ru/index.php/ uchebnyj-protsess/rejting-studentov-gf (дата обращения: 06.04.2014).
6. Федеральнвй закон о персональных данных от 8 июля 2006 г. [Электронный ресурс] : сайт Wellservise. URL: http://www.wellsrv.ru/zakonodatelstvo/normativ-nye-dokumenty/federalnyjj-zakon-rf-_152-_o-zashhite-personalnykh-dannykh.html (дата обращения: 06.04.2014).
© Коршунова Д. С., 2014
УДК 37.013.43
Е. С. Кривошеева, М. А. Алексуточкин Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЭПОХУ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Статья посвящена вопросам формирования экологического воспитания и экологической культуры в дошкольных учреждениях, школах и университетах. Выявлена и обоснована необходимость формирования экологической культуры с дошкольного возраста.
Современное общество зависимо от технических достижений, созданных им самим. Побочным продуктом создания техносферы, является экологическая обстановка на Земле. Проблема состоит в том, что совершенствуя технологии, общество все больше отдаляется от природы. Произошла смена системы личностных ценностей. Цель данной статьи- рассмотреть актуальность системного формирования экологической культуры у подрастающего поколения.
Источники, использованные для написания данной статьи-труды зарубежных и отечественных авторов по философии, социальной экологии педагогики и экологической культуры, посвященные проблемам современного общества. Через философию, экологическую культуру, социальную экологию идет осмысление причин, сложившейся обстановки в мире, педагогика дает ответ на то, почему это произошло.
Наша цивилизация по мнению В. С. Степина является техногенной цивилизацией, так же по его мнению в конце XX в. мы перешли в четвертую стадию эволюции техногенного общества «До второй половины XX века сама идея прогресса и ее жесткая связь с ценностями техногенной цивилизации не ставились под сомнение. Эта цивилизация дала человеку много достижений - науку и новые технологии, улучшение качества жизни, продление жизни. Образование развивающиеся креативные способности личности. Но
она породила глобальные кризисы, поставив под угрозу само существование человечества» [1, с. 17], одним из глобальных кризисов существования человечества он определяет экологический кризис, объясняя это тем, что техногенная цивилизация рассматривает природу как неограниченный источник ресурсов для человеческой деятельности, наше мнение с В. С. Степиным полностью совпадает. Сегодня природопользование зачастую носит потребительский характер « прогнозируемый рост населения Земли при тенденции к увеличению энергетического потребления во все большем числе стран планеты и экспоненциально растущем загрязнении среды неминуемо приведет к беспрецедентной экологической катастрофе» [1 с. 17]. Вторым кризисом В. С. Степин определяет «Антропологический кризис», который напрямую связан с изменением генофонда человечества. Факторами, определившими, данный кризис Степин определяет; антропогенные воздействия на среду, стрессовые ситуации, эксперименты самого человечества.
Кризисы в развитии нашего общества предотвратить не удалось, но можно предотвратить глобальные экологические катастрофы, ведь еще В. И. Вернадский. разрабатывая концепцию взаимоотношений биосферы и ноосферы, предсказал, что они должны строиться на взаимовыгодном сотрудничестве, т. е.