Научная статья на тему 'Безопасность офиса коммерческого предприятия'

Безопасность офиса коммерческого предприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1396
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Теренин А. А.

В реальном мире успешность ведения бизнеса любой компании, в том числе, зависит от безопасности ее офиса, филиалов, складов и т.д. Обеспечение безопасности как материальных и информационных ресурсов, так и собственного персонала имеет важнейшее значение. Любое нарушение защиты может нанести не только материальный ущерб коммерческой организации, но и угрожать здоровью и жизни сотрудникам, а также ощутимо ударить по репутации фирмы. В любом случае реализация угроз не может не сказаться негативно на ведении бизнеса. Серьезные нарушения могут поставить вопрос о дальнейшем существовании хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность офиса коммерческого предприятия»

БЕЗОПАСНОСТЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

2 (11) - 2007

безопасность офиса

коммерческого предприятия

А.А.ТЕРЕНИН,

кандидат технических наук

Дойче Банк Москва

В реальном мире нашего тысячелетия успешность ведения бизнеса любой компании, в том числе, зависит от безопасности ее офиса, филиалов, складов и т. д. Обеспечение безопасности как материальных и информационных ресурсов, так и собственного персонала имеет важнейшее значение. Любое нарушение защиты может нанести не только материальный ущерб коммерческой организации, но и угрожать здоровью и жизни сотрудникам, а также ощутимо ударить по репутации фирмы. В любом случае реализация угроз не может не сказаться негативно на ведении бизнеса. Серьезные нарушения могут поставить вопрос о дальнейшем существовании хозяйствующего субъекта.

Офис любой организации является сосредоточением важнейшей информации и основополагающих бизнес-процессов. Нельзя недооценивать ценность данных, которые собираются и обрабатываются фирмой, а также налаженных процессов функционирования. Все понимают важность процессов и видят негативное значение любого незначительного их изменения или прерывания. Но вместе с тем и данные, на основе которых данные процессы работают, имеют неоценимое значение. Конкуренты порой готовы выложить немалые суммы за то, чтобы получить доступ к данным оппонента, исказить их или уничтожить.

Следует учитывать, что как только фирма становится успешной, она начинает привлекать внимание злоумышленников вследствие того, что уже обладает некоторыми ценностями, которые им интересны.

Потенциально угроза может реализоваться везде, где есть уязвимость, которую преступники способны использовать в соответствии с имеющимися знаниями, технической оснащенностью и финансовыми возможностями. Это проникновение в офис, в склад, нападение на прилегающей территории, налет на машины. Кроме прямых,

наглых и заметных действий, современные злоумышленники прибегают к тонкостям таким как: вовлечение в незаконные сделки, мошенничество, взлом информационной системы и т. п. Высококвалифицированные и высокотехнические подразделения службы безопасности различной направленности должны быть задействованы в совместной деятельности по достижению общей цели: обеспечение безопасности бизнеса и персонала компании.

Известно, что успешности любому направлению бизнеса сопутствуют: правильное размещение, востребованные и качественные финансовые продукты, сбыт, маркетинг, реклама, бухгалтерия. Кроме этих составляющих, как уже упоминалось, особая роль принадлежит обеспечению безопасности персонала и имущества от противоправных действий злоумышленников.

К внешним угрозам следует также отнести недобросовестность контрагентов и прочих партнеров, преследующих своей целью вовлечение в финансовые махинации, подталкивание к убыточному сотрудничеству и проведение иных мошенничеств, приносящих прямой убыток.

Кроме нестабильной внешней среды необходимо уделять пристальное внимание внутренним источникам угроз. Среди них могут быть: хищения со стороны персонала, а также случайные или преднамеренные ошибки в финансовом, оперативном учете и в управлении. В условиях неконтролируемости реализация подобных угроз чревата не только ощутимыми финансовыми потерями, но и может привести к банкротству организации или к поглощению со стороны внешних структур бизнеса.

Внутренние нормативы. Для предотвращения возможности негативного развития событий от реализации существующих угроз для хозяйствующего субъекта необходима организация системы безо-

пасности. Для того чтобы подобная система была корректно спроектирована и построена, работы должны опираться на разработанные внутренние нормативные документы, в которых закладываются основные принципы обеспечения безопасности в компании.

Основной директивой является первоочередной документ «Политика безопасности», все предписания которого должны неукоснительно выполняться всем персоналом и контролироваться надежной и опытной службой собственной безопасности. Этот документ содержит основные постулаты, которые должны эффективно помогать предотвращать реализацию наиболее важных угроз безопасности фирмы. Угрозы должны ранжироваться по степени рискованности (вероятности наступления) и размера возможного ущерба.

Каждая организация в индивидуальном порядке решает, с какими рисками она может смириться, а против каких необходимо применять определенные меры с целью уменьшения возможных незапланированных расходов.

«Политика безопасности» содержит перечень того, что надо защищать и от чего, но не как. Этот документ не зависит от размера и деятельности банка. Реализация «Политики безопасности» требует уже экономического обоснования. Созданная система безопасности, ее архитектура и компоненты будут зависеть от размера компании и уровня риска, связанного с ее деятельностью.

Общая система безопасности. Основная роль системы безопасности заключается в исключении или минимизации влияния негативных воздействий на бизнес. Среди негативных реализаций угроз рассматриваются события, способные дестабилизировать текущую ситуацию или нарушить плановое развитие событий.

Для эффективной реализации система безопасности должна включать в себя несколько специализированных подсистем. Подсистемы должны хорошо взаимодействовать друг с другом и обеспечивать качественно одинаковый уровень безопасности. Ведь комплексный уровень безопасности системы определяется уровнем ее слабейшего звена.

Система безопасности направлена против внешних и внутренних угроз. Вопреки сложившемуся мнению у руководства статистика показывает, что соотношение внутренних и внешних нарушений находится в районе 80 к 20. Недопустимо недооценивать внутреннюю угрозу.

Рассмотрим, какие задачи должна решать система безопасности для предотвращения реализации угроз со стороны злоумышленников, собственного

персонала и клиентов. Необходимо разобрать каждую меру защиты и рассмотреть, как с наименьшими затратами достичь эффективной реализации этих мер. После этого разработать план внедрения и контроль исполнения. Сосредоточимся на защите основного офиса компании.

Разграничение доступа. В последние годы эффективным подходом к решению задачи комплексной безопасности объектов является использование систем контроля и управления доступом (СКУД). Правильное использование СКУД позволяет закрыть несанкционированный доступ на территорию, в здание, отдельные этажи и помещения. В то же время они не создают препятствий для прохода персонала и посетителей в разрешенные для них зоны, а также позволяют отслеживать все перемещения по объекту. Следует помнить, что СКУД не устраняет необходимость контроля со стороны человека, но значительно повышает эффективность работы службы безопасности, особенно при наличии многочисленных зон риска. СКУД освобождает охранников от рутинной работы по идентификации, предоставляя им дополнительное время на выполнение основных функций. Оптимальное соотношение людских и технических ресурсов выбирается в соответствии с поставленными задачами и допустимым уровнем возможных угроз [2].

Системы контроля и управления доступом позволяют осуществлять:

• ограничение доступа сотрудников и посетителей объекта в охраняемые помещения;

• регистрацию и выдачу информации о попытках несанкционированного проникновения в охраняемое помещение;

• табельный учет рабочего времени каждого сотрудника;

• фиксацию времени прихода и ухода посетителей;

• временной контроль перемещений сотрудников и посетителей по объекту;

• временной и персональный контроль открытия внутренних помещений (когда и кем открыты);

• совместную работу с системами охранно-пожарной сигнализации и телевизионного видеоконтроля (при срабатывании извещателей блокируются или наоборот, например, при пожаре разблокируются двери охраняемого помещения или включается видеокамера);

• контроль действий охраны во время дежурства [2].

СКУД обычно состоит из следующих основных компонентов:

- 75

1) устройства идентификации (идентификаторы и считыватели);

2) устройства контроля и управления доступом (контроллеры);

3) исполнительные устройства (замки, приводы дверей, шлагбаумов, турникетов и т. д.);

4) устройства центрального управления (компьютеры) [2].

Устройства идентификации доступа. Представляют собой устройства идентификации доступа (идентификаторы и считыватели), которые считывают и расшифровывают информацию, записанную на идентификаторах разного типа, и устанавливают права людей, имущества, транспорта на перемещение в охраняемой зоне (объекте).

Контролируемые места, где непосредственно осуществляется контроль доступа, например, дверь, турникет, кабина прохода, оборудуются считывателем, исполнительным устройством и другими необходимыми средствами.

Идентификатор — предмет, в который (на который) с помощью специальной технологии занесена кодовая информация, подтверждающая полномочность прав его владельца, и служащий для управления доступом в охраняемую зону. Идентификаторы могут быть изготовлены в виде карточек, ключей, брелков и т. п.

Считыватель — электронное устройство, предназначенное для считывания кодовой информации с идентификатора и преобразования ее в стандартный формат, передаваемый для анализа и принятия решения в контроллер.

Наиболее широкое распространение получили следующие виды идентификаторов:

• карточка со штриховым кодом;

• карточка магнитная;

• карточка бесконтактная (proximity);

• электронные ключи «Touch Memory»;

• использование цифровой клавиатуры (PIN-код);

• биометрические показатели (привязка к характеристикам человека без использования карт);

• виганд-карточка (карточка с содержащимися внутри обрезками тонких металлических проволочек, расположенных в определенном порядке, представляющем собой кодовую комбинацию) [2].

защита офиса, где бывают посетители или клиенты. Прежде всего подобные офисы отличаются от остальных помещений компании тем, что в связи с выполняемыми функциями к ним должен обеспечиваться доступ посторонних лиц — клиентов, поставщиков, партнеров и т. п. Соответственно, и

76 -

меры защиты для таких помещений должны быть повышенные, различные на разных этапах работы.

Вход и выход. Защита должна начинаться с входа в здание. Комната охраны должна находиться как можно ближе к входу. Кроме турникетов на входе, подключенных к системе доступа, полезно создавать тамбур из помещения и двух дверей, из которых вторая открывается только после того, как закроется первая. Для некоторых организаций, работающих с ценностями, (например, для банка), организации тамбура при входе явно недостаточно. Необходима установка шлюза, который пропускает посетителей по одному и позволяет заблокировать нарушителей в чрезвычайной ситуации. Дополнительно для их обезвреживания может применяться слезоточивый газ. Шлюзом должны быть оборудованы и вход, и выход. Полезно в полу шлюза установить весы, чтобы предотвратить попытки скрытого выноса ценностей из банка.

Должен быть организован следующий режим прохода: только поочередное открывание — закрывание дверей по одной из схем: «передняя дверь открыта, задняя закрыта», «обе двери закрыты», «передняя дверь закрыта, задняя открыта». Механизм управления положениями дверей должен находиться со стороны персонала. В шлюзах с запирающими устройствами должен быть предусмотрен аварийный режим открывания — закрывания [3].

Внешний вид здания, в котором располагается офис, и прилегающей территории также имеет значение. На дверях и окнах рекомендуется установить световые индикаторы в виде мерцающих светоди-одов с наклейками про установленную охранную сигнализацию.

Не рекомендуется размещать рекламные плакаты, большие ширмы, занавески и прочие заслоны на окнах и дверях. Они могут помешать увидеть снаружи, что происходит в помещении. Также полезно отсутствие деревьев, кустов, мусорных баков и иных предметов, позволяющих человеку спрятаться. Используйте стеклянные двери или шлюзы.

В дверях полезно установить датчики роста. При возможном совершении ограбления одна из важных примет грабителей будет известна, что может ускорить их поимку. Также можно вести подсчет входящих и выходящих как сотрудников, так и клиентов.

Иногда полезной бывает установка металло-искателей при входе.

Общая защищенность. Техническая укреп-ленность объекта должна быть достаточной для обеспечения защиты:

1) помещений от проникновения преступников на время, необходимое для выявления и пресечения нарушения;

2) хранимых денежных, валютных средств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ювелирных изделий, материальных, культурных и других ценностей от хищений с использованием квалифицированных методов взлома;

3) персонала и посетителей от вооруженных нападений [3 п. 1.1.3].

При размещении пункта обмена иностранной валюты на территории объекта он должен быть изолирован от других помещений объекта [3 п. 1.4.1].

Помещения службы охраны (безопасности) следует размещать, как правило, на первом этаже. В том случае если помещение охраны удалено от главного входа, вблизи последнего должен размещаться пост охраны [3].

Необходимо предусмотреть установку химических ловушек, замаскированных под различные предметы офиса и ценности.

Различные подсистемы безопасности: сигнализация, извещатели, противопожарная, информационная, видеонаблюдение должны быть интегрированы в единый комплекс и управляться с общего пульта охраны.

Для обеспечения работоспособности аппаратуры в аварийных ситуациях (при пропадании напряжения в сети переменного тока) питание комплекса технических средств системы безопасности следует осуществлять от агрегата бесперебойного или резервного питания [3 п. 5.1].

Первым рубежом охраны защищается:

• строительные конструкции по периметру зданий или помещений объекта, т. е. все оконные и дверные проемы;

• места ввода коммуникаций, вентиляционные каналы;

• выходы к пожарным лестницам;

• некапитальные и капитальные (если необходима их защита) стены [3 п. 2.2.8]. Строительные конструкции здания (помещений) объекта блокируются:

• дверные проемы, погрузочно-разгрузочные люки — на «открывание» и «пролом» (только для деревянных);

• остекленные конструкции — на «открывание» и «разрушение» стекла;

• места ввода коммуникаций, некапитальные и капитальные (если это необходимо) — на «пролом»;

• вентиляционные короба, дымоходы — на «разрушение» и «ударное воздействие» [3 п. 2.2.9].

Контроль доступа. Дополнительно к вышесказанному добавим рекомендации для организации СКУД в офисе. Системой контроля доступа рекомендуется оборудовать:

• главный и служебные входы на объект;

• дверь из зала общего доступа в служебные помещения;

• двери помещений службы безопасности, крип -тозащиты, 1-го отдела;

• другие помещения по усмотрению руководства и службы безопасности объекта [3 п. 3.2]. Структурно СКУД должна состоять из следующих компонентов:

• карточек — пропусков (магнитные, виганд и проксимити карты);

• контрольной панели;

• считывателей и кодонаборников;

• электромагнитных замков и защелок;

• персонального компьютера с программным обеспечением;

• биометрических устройств [3].

Кассы. Если в офисе присутствуют кассы, то они реализуются в виде защитных кабин, рекомендации по построению которых описаны в ГОСТ Р 50941-96 [2]. Среди прочих требований к созданию защитных кабин нужно выделить следующие:

• обеспечение защиты от огнестрельного оружия, от воздействия взрывов, от газа; огнестойкость, устойчивость к взлому;

• оконный блок с пулестойким стеклом должен обеспечивать визуальное наблюдение за обстановкой вне кабины при работе с клиентом;

• лоток для приема денег должен препятствовать возможности выстрела извне внутрь кабины;

• приемно-контрольное устройство, размещенное внутри кабины;

• оборудование средствами охранной, пожарной, тревожной сигнализации, телефонной связью;

• дверь должна открываться наружу не менее чем на 90° [2].

Для взаимодействия с клиентами и в целях обеспечения безопасности кассира в кассовой кабине должно устанавливаться переговорное устройство. По всему периметру кассовых кабин следует устанавливать пулезащитное остекление. Устройство проходов из зоны клиентов в закас-совое пространство не допускается. Возможность наблюдения за работой кассира со стороны посторонних лиц должна быть ограничена (установка штор-жалюзи, применение специальных пленок и др.) [3 п. 1.4.10].

Полезно установить матовую дверь на входе в кассу и проводить обслуживание клиентов по

77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одному, чтобы снаружи не было видно, что происходит в кабине.

Кассовые кабины рекомендуется располагать в нишах, углах или возле стен операционного зала на наибольшем удалении от оконных проемов [3 п. 1.6.5].

Помещения для передачи ценностей должны располагаться в непосредственной близости от боксов для погрузки-разгрузки машин. Двери этих помещений должны открываться по направлению движения в боксы и иметь группу защиты от взлома, аналогичную воротам [3 п. 1.7.2].

В обязательном порядке должны быть установлены средства подачи тревоги. Кроме касс, они могут устанавливаться и в других местах, откуда вероятна активация сигнала тревоги. Кассы должны быть хорошо освещены. В течение рабочего дня наличность должна периодически изыматься из кассы и помещаться в сейф. Сейф должен быть также снабжен системами подачи тревоги.

Может использоваться датчик последней купюры. Если будут вынуты все купюры, то сработает бесшумный сигнал тревоги для оперативной группы. Кроме этого, можно оставлять купюры, помеченные специальным составом, которые затем помогут идентифицировать грабителей.

Установка банкоматов. Часто компании, особенно торговые, устанавливают у себя в помещениях банкоматы банков-партнеров. Это делается для получения дополнительной прибыли и привлечения большего числа клиентов.

Банкомат может устанавливаться в тамбуре основного входа или в отдельном помещении (при круглосуточном режиме работы), имеющем выход на фасадную сторону улицы и дверь во внутренние помещения, либо внутри зала обслуживания клиентов [3 п. 1.10].

При установке банкомата в круглосуточном режиме работы предпочтительным является монтаж банкомата, встроенного в стену, с задней загрузкой из защищенного помещения. Наружная дверь для входа клиентов должна быть повышенной прочности и оснащаться замком, открываемым с помощью пластиковых карточек международных платежных систем, которые обслуживаются банком, и допускающем блокирование его охраной, а также врезным замком, металлической задвижкой (изнутри) и устройством принудительного закрывания двери (доводчиком).

Внутренние двери помещения банкомата должны быть повышенной прочности (рекомендуются металлические), оснащенные двумя врезными замками, металлической задвижкой (изнутри), смотровым окошком или глазком.

78 -

Некапитальные стены банкомата, смежные с помещениями банка, внутренние двери, а также остекленные проемы защищаются металлической решеткой, выполненной из стального прутка диаметром не менее 16 мм и ячейкой 150х150 мм. Допускается установка фигурной решетки, не уступающей по прочности вышеуказанной.

При установке в остекленных проемах защитного остекления (устойчивого к взлому или устойчивого к прострелу пулей) решетки могут не устанавливаться. При этом конструкция рамы и способ ее крепления в проеме должны обеспечивать ударостойкость, равную или превышающую стойкость используемого стекла [3 п. 1.10].

При установке банкомата внутри помещения возможны следующие варианты:

1) банкомат встраивается в барьерное ограждение зала обслуживания. При этом целесообразен банкомат с задней загрузкой;

2) банкомат устанавливается в зале в месте, удобном для обзора и контроля за доступом клиентов операционно-кассовыми работниками или охраной. В этом случае устанавливается банкомат с передней загрузкой [3 п. 1.9.3].

Сейфы и хранилища. Хранение особо ценных и особо важных материальных ценностей рекомендуется производить в специально приспособленных для этих целей кладовых или в сейфах [3 п. 1.3.1].

Оповещение о тревоге. Не лишним является установка сирен и световых устройств снаружи и внутри офиса. Активировать их лучше тогда, когда действия преступников не угрожают жизни посетителей и персонала. Сигналы тревоги привлекут внимание.

Видеонаблюдение. Видеокамеры должны контролировать максимум площади, на которой потенциально возможно совершение противоправного действия. Должна вестись круглосуточная запись, тогда можно будет точно восстановить картину любого события. Произведенные записи должны храниться в течение определенного времени.

Видеозапись позволяет установить внешность нарушителя, выявить преступные действия со стороны клиентов и персонала.

Телевизионными камерами целесообразно защищать:

• периметр здания объекта и подъездные к нему пути;

• центральный вход на объект (как снаружи, так и с внутренней стороны);

• боксы, ворота для въезда машин;

• операционный, торговый, выставочный и кассовый залы;

• помещения, коридоры, по которым производится транспортировка денег и материальных

ценностей;

• другие помещения по усмотрению руководства

и службы безопасности объекта [3 п. 3.4].

Нужно поместить наклейки «Ведется теленаблюдение». С каждым годом системы видеонаблюдения становятся дешевле, качественнее и проще в инсталляции и обслуживании.

инкассация. Если финансы не позволяют содержать собственной инкассаторской службы, то лучше всего заключить договор на инкассацию с банком. Отправку денег необходимо осуществлять в разное время. Не следует выносить деньги в банковских упаковках или прозрачных сумках, которые могут привлечь внимание. Территория, прилегающая к зданию, где расположена компания, должна быть хорошо освещена.

Подсчет наличности должен осуществляться в изолированном безопасном месте, защищенном от доступа посторонних. Окна и двери должны быть дополнительно укреплены. Вход должен быть оборудован двухфакторной системой доступа: карточка или биометрический сканер и ПИН-код. Хорошо, когда существует код для входа под принуждением, при введении которого бесшумно высылается сигнал тревоги оперативной группе.

Противопожарная защита. Для предотвращения угроз для посетителей, персонала и имущества требуется оснастить операционный зал системами пожарных датчиков, сигнализации и пожаротушения.

Кроме всего перечисленного, значение должно придаваться экологической безопасности, системам бесперебойного электропитания, заземления и молниезащиты.

Безопасность подсобных помещений. Сделаем краткий обзор систем, которыми необходимо оснастить данные помещения:

1) охранная сигнализация;

2) система управления доступом;

3) система видеонаблюдения;

4) система оповещения и система связи.

Перечисленные системы должны быть интегрированы и иметь центральное управление.

Любая информация, получаемая от данных систем, должна централизованно обрабатываться и анализироваться на предмет выявления аномалий в поведении или происходящих событиях. Это поможет своевременно выявить совершаемые противоправные действия или обнаружить утечки информации и выследить нарушителей.

Дополнительно въездные или выездные ворота могут быть оборудованы весами, а лучше рентге-

новскими установками, чтобы пресечь кражи в крупных размерах.

Транспорт и логистика. Не все организации могут позволить себе собственный автопарк, поэтому коснемся этой проблемы поверхностно.

Необходимо, чтобы присутствовала связь с каждым автомобилем. Полезно установить датчик спутниковой навигации, что позволит контролировать перемещение машин. Это поможет предотвратить нецелевое использование рабочего времени, топлива, а также увеличить эффективность и прозрачность логистики.

Работа с собственным персоналом. Среди действий, способных привести к ущербу, можно отметить непреднамеренные ошибки и халатное выполнение своих обязанностей. Необходимо мотивировать работников компании, особенно материально ответственных. Полезно внедрение системы контроля за работой персонала, выявление на ранних этапах психологически неустойчивых работников, имеющих личный интерес в совершении действий против собственной организации.

Основными функциями подобной системы контроля являются:

• контроль рабочего времени и эффективной работы;

• наблюдение за внутренними финансовыми потоками и расходованием иных материальных активов;

• разграничение полномочий сотрудников;

• проверка лояльности, в том числе путем провоцирования;

• анализ межличностных отношений;

• анализ адекватности поведения сотрудников. Ключом к успеху может являться корректно

реализованный механизм охраны коммерческой тайны. Информация должна быть классифицирована, документам — присвоены грифы секретности. Пометки о конфиденциальности лишний раз будут напоминать персоналу об ответственности при использовании внутренней документации.

Системы разграничения доступа и видеонаблюдения дисциплинируют сотрудников. Четкая система финансовой и оперативной отчетности, а также жесткий бюджет различных ресурсов позволяют своевременно выявлять отклонения в деятельности руководящего звена.

Но не следует забывать, что собственный персонал — первый друг и помощник, ведь кадры решают все. Слишком жесткие рамки деятельности будут вызывать обратную реакцию, провоцировать недовольство, а следовательно, вероятность совершения злоумышленных действий. Необходимо

- 79

создать комфортные условия работы, атмосферу доверия, обеспечить безопасность и физическую охрану, и отдача будет налицо.

защита от действий внешних фирм. Кроме злоумышленных действий, актов недружественного поглощения и недобросовестной конкуренции, нужно рассматривать и иные, вполне правомерные действия конкурентов, способные привести к получению ими значительного преимущества.

Прежде всего, необходимо произвести оценку среды собственной деятельности и затем постоянно заниматься сбором информации о партнерах, конкурентах и значительных событиях, способных повлиять на интересуемую область бизнеса.

Среди действий, направленных на оценку окружающей среды, выделим:

• проверка контрагентов и потенциальных партнеров (включая банки) на предмет состоятельности и благонадежности;

• изучение конкурентов: сбор информации, выявление фактов недобросовестной конкуренции;

• анализ и прогнозирование экономической ситуации в стране и на рынке;

• мониторинг СМИ и обзоров о деятельности органов законотворчества;

• анализ ситуации и развития дел, анализ технологических процессов в компании с целью выявления действий, спровоцированных криминальной средой;

• оптимизация структуры предприятия; оптимизация технологий и процессов, включая финансовый контроль и защиту ценной информации; повышение лояльности работников компании, оптимизация отношений в коллективе;

• выявление противоправных действий с целью их пресечения; контроль персонала: выявление фактов мошенничества и ошибок; контроль качества технологических процессов; контроль расходов, бухгалтерии, документооборота и делопроизводства; проверка защищенности;

• пресечение и устранение последствий злоумышленных действий: ответные воздействия

на имидж и бизнес недобросовестного конкурента, прямые переговоры, обращение в суд,

восстановление собственного имиджа.

В заключение необходимо отметить, что не следует забывать о юридической составляющей обеспечения безопасности. Правильно внедренный режим коммерческой тайны, корректно составленные трудовые договора, дополнительные соглашения, контракты с поставщиками и партнерами, регистрация товарных знаков и авторского права помогут избежать возникновения конфликтных ситуаций и позволят обеспечить защиту имущества и интеллектуальной собственности предприятия на правовой основе.

Перечисленные в статье меры защиты и методы их применения призваны помочь в обеспечении безопасности офиса хозяйствующего субъекта. Рекомендуемые действия способны увеличить эффективность обеспечения безопасности офиса, что в конечном итоге позволит больше концентрироваться на улучшении собственно бизнеса. Также уверенность в безопасности должна привести к повышению качества сервиса, расширению номенклатуры товаров и прочих составляющих успеха. Выигравшими от такого развития ситуации будут не только коммерческие предприятия, но и клиенты-потребители.

Литература:

1. ГОСТ Р 50941-96. Кабина защитная. Общие технические требования и методы испытаний.

2. ГОСТ Р 51223-98. Средства защитные банковские. Шлюзы для передачи ценностей. Общие технические условия.

3. ГОСТ Р 78.36.003-99. Рекомендации по комплексному оборудованию банков, пунктов обмена валюты, оружейных и ювелирных магазинов, коммерческих и других фирм и организации техническими средствами охраны, видеоконтроля и инженерной защиты. Типовые варианты.

4. ГОСТ Р 78.36.005-99. Выбор и применение систем контроля и управления доступом. Рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.