Научная статья на тему 'Безопасность муниципальных образований: методологический подход'

Безопасность муниципальных образований: методологический подход Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ФАКТОРЫ / MUNICIPALITY / SECURITY / SAFETY FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильичёв И.Е., Богмацера Э.В., Переверзев Е.А.

Исследуется проблема безопасности муниципальных образований в общей методологической постановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security of municipalities: a methodological approach

The problem of the security of municipal entities is studied in general, the methodological statement

Текст научной работы на тему «Безопасность муниципальных образований: методологический подход»



БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИИ:

методологический Подход

security of municipalities: a methodological

approach

УДК 352

И.Е. ИЛЬИЧЁВ,

доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: ilicigor@yandex.ru

I.E. IL'ICHEV,

doctor of legal Sciences, Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Э.В. БОГМАЦЕРА,

кандидат юридических наук, доцент(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: GOSPD406@mail.ru

E.V. BOGMACERA,

the candidate of jurisprudence assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Е.А. ПЕРЕВЕРЗЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: GOSPD406@mail.ru

E.V. PEREVERSEV,

the candidate of jurisprudence assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: исследуется проблема безопасности муниципальных образований в общей методологической постановке.

Ключевые слова: муниципальные образования, безопасность, факторы.

Abstract: the problem of the security of municipal entities is studied in general, the methodological statement.

Keywords: municipality, security, safety factors.

Ранее мы исследовали роль местного самоуправления в системе национальной безопасности Российской Федерации. Эта роль оказалась достаточно разноплановой и весомой [1].

Ещё менее изученной и не менее актуальной представляется проблема безопасности самих муниципальных образований. В насто-

ящей статье эта проблема рассматривается в контурном, постановочном плане, в дальнейшем предполагается более детальное рассмотрение отдельных аспектов проблемы.

Ключевым вопросом рассматриваемой темы является понятие безопасности муниципальных образований. Данный термин можно определить как состояние защи-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

51

Наука. Теория. Практика

щённости муниципального образования от внутренних и внешних угроз.

Если в системе национальной безопасности Российской Федерации местное самоуправление выступает в качестве субъекта деятельности в указанной сфере, то в исследуемой ситуации муниципальные образования выступают как в качестве объектов, в отношении которых осуществляется деятельность по обеспечению их безопасности, так и в качестве субъектов самостоятельной деятельности по обеспечению собственной безопасности. В случаях, когда муниципальные образования выступают в качестве объектов безопасности, функции субъектов соответствующей деятельности наряду с муниципальными образованиями исполняет государство - но, как подсказывает практика, не только государство.

Уже по объектно-субъектному составу проблема безопасности муниципальных образований приобретает комплексный характер.

К этому следует добавить многообразие видов муниципальных образований - городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) городов федерального значения [2], а также многообразие факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на состояние безопасности муниципальных образований и его динамику.

С учётом изложенного безопасность муниципального образования может быть представлена в виде объёмной, многофакторной структуры (см. схему).

Из приведённой схемы вытекает, что объекты, субъекты и факторы безопасности муниципального образования образуют единую систему, в которой все элементы тесным образом связаны и взаимодействуют между собой.

В качестве объектов безопасности муниципального образования выступают:

- население муниципального образования;

- само муниципальное образование как целостный объект и субъект права [3 - 5];

- совокупность объектов внутри муниципального образования в процессе их функционирования, включая функционирующие на территории муниципального образования органы местного самоуправления и органы государственной власти.

В качестве субъектов деятельности по обеспечению безопасности муниципального образования выступают:

- государство - в лице уполномоченных органов государственной власти;

- население муниципального образования и формируемые им институты гражданского общества;

- само муниципальное образование - в лице уполномоченных органов и должностных лиц местного самоуправления;

- иные организации, физические и юридические лица, уполномоченные на ведение деятельности в сфере безопасности.

Безопасность муниципального образования определяется совокупностью влияющих на неё факторов (условий). Совокупность указанных факторов может быть разделена на группы: внутренние и внешние, постоян-

52

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

Наука. Теория. Практика

ные (постояннодействующие) и переменные, влияние и действие которых изменяется во времени.

В качестве внутренних факторов безопасности выступают состояние территории муниципального образования [6], отдельных объектов на указанной территории [7], уровень безопасности жизнедеятельности населения муниципального образования [8] и др.

Внешними по отношению к муниципальному образованию выступают факторы, лежащие за пределами территории и юрисдикции муниципальных образований (природно-климатические, политические, макроэкономические и др.).

В состав постояннодействующих факторов входят географическое положение, природно-климатические, территориальные и иные условия, практически не изменяющиеся во времени.

В составе территориальных факторов могут быть выделены конфигурация территории муниципального образования, его удалённость от центров политического и экономического влияния и др. Муниципальные образования, находящиеся в приграничной зоне Российской Федерации, оказываются под давлением трансграничных факторов (состояние межгосударственных отношений, трансграничная преступность - экономическая, миграционная и т.п.).

Природно-климатические условия можно определить как постоянные (состав и структура объектов природной среды - лесов, полей, водных объектов, недр и т.п.) и условно-постоянные в силу сезонных изменений, иных возможных отклонений от стабильных значений (ураганы, затяжные ливни, наводнения, засухи и т.д.). Природно-климатические факторы определяют качество природной среды, её пригодность для проживания, риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного происхождения и объёмы затрат на их ликвидацию, риски ведения хозяйственной и иной деятельности, производственную специализацию территории, суммарные объёмы затрат, необходимых для создания и поддержания надлежащих условий жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Переменный характер имеют экономические, производственные, демографические, социальные, иные условия, существующие и складывающиеся на соответствующей территории.

Совокупность экономических факторов

определяет способность муниципального образования быть самодостаточным - обеспечивать занятость населения, достойный уровень оплаты труда, отчасти - уровень социальной защищённости граждан, проживающих на территории муниципального образования. Экономические факторы, индекс развития человеческого потенциала определяют способность муниципального образования создавать условия для его поступательного социально-экономического развития.

Экономические факторы в их совокупности - как макроэкономические, так и местные - оказывают заметное влияние на развитие демографических процессов в муниципальном образовании - рост или снижение численности населения, его половозрастную структуру, соотношение рождаемости и смертности, направленность миграционных процессов, что также связано с вектором развития муниципального образования и его безопасностью.

Общественная безопасность, производственная инфраструктура, достойный уровень оплаты труда, доступность необходимых товаров и услуг, развитая инфраструктура образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, массового отдыха населения формируют условия для социальной самореализации проживающих на территории муниципального образования граждан, определяют общий уровень и качество жизни населения муниципального образования.

Примерный перечень (по укрупнённым показателям) проблем безопасности муниципальных образований включает в себя следующие позиции:

- общие вопросы (в т.ч. базовые принципы безопасности муниципальных образований);

- вопросы экономической безопасности;

- вопросы общественной безопасности;

- здравоохранение, охрана труда, охрана окружающей среды, экологическая безопасность;

- производственная безопасность, безопасность объектов коммунальной инфраструктуры;

- безопасность дорожного движения, транспортная безопасность;

- экономическая безопасность;

- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера; пожарная безопасность;

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

53

Наука. Теория. Практика

- состав сил и средств обеспечения безопасности муниципальных образований и их функции.

Базовые принципы обеспечения безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон [17]. Основными принципами обеспечения безопасности в соответствии с указанным законом являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Фе-

дерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В состав общих вопросов обеспечения безопасности муниципальных образований входит прежде всего методологическое осмысление проблемы - то, что, собственно, и составляет предмет настоящей статьи.

Остальные вопросы приведённого выше перечня в той или иной мере исследованы и описаны как в научной, так и в учебной литературе, но без привязки к муниципальным образованиям и, тем более, без анализа по видам муниципальных образований. Тем самым постановка задачи выполнения развёрнутого исследования по всей совокупности упомянутых вопросов представляется вполне обоснованной, а само исследование - необходимым условием формирования целостной картины безопасности муниципальных образований в современной России. В том числе той её части, которая касается состава сил и средств обеспечения безопасности муниципальных образований, их функций и полномочий.

Литература —

1. Ильичев И.Е. Местное самоуправление в системе национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1. С. 27 - 32.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 2.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013).

- Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права.

4. Бондаренко Э.Н. Муниципальное образование как субъект трудовых правоотношений // Журнал российского права. 2013. № 11.

5. Сергеев ДБ. Местное сообщество и муниципальное образование как субъекты права муниципальной собственности // Современное право. 2011. № 11.

6. Приказ МЧС РФ от 25 октября 2004 г. № 484 (ред. от 11.09.2013) «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

7. Муниципальная целевая программа «Безопасность в муниципальных образовательных учреждениях» на 2009

- 2012 годы / Утверждена постановлением администрации города Пскова от 17 марта 2009 года № 612.

8. Елин А.М. О проблемах безопасности жизнедеятельности населения муниципальных образований // Безопасность и охрана труда. 2006. № 4.

9. Андреев Ю.Н. Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты. - М.: Юридический центр Пресс, 2013.

10. Боташева Л.Э. О некоторых вопросах обеспечения экономической безопасности на муниципальном уровне // Общество и право. 2010. № 4.

11. Казанник А.И. Муниципальная полиция в системе органов местного самоуправления России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6.

12. Каюров ЕА. Некоторые аспекты повышения эффективности системы разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти в России // Законодательство и экономика. 2013. № 6.

13. Кутьин Н.Г. Основные принципы и содержание административно-правового режима промышленной безопасности // Современное право. 2012. № 8.

14. Рощина И.В, Дятлова НА, Рощина Г.С. Устойчивое развитие и устойчивая безопасность монопрофильных муниципальных образований // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 4 (20).

15. Транин АА. Модернизация опасных промышленных предприятий как фактор обеспечения экологической безопасности: правовые аспекты // Экологическое право. 2013. № 1.

16. Хайруллов Д.С. Муниципальное управление безопасностью жизнедеятельности территории муниципального образования //Актуальные проблемы муниципальной экономики управления местным развитием. - Казань: «Познание». ИЭуП, 2009. С. 150 - 163.

17. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Ст. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

Наука. Теория. Практика

References

1. Il’ichev I.E. Local self-government in the system of national security of Russian Federation // Problems of law enforcement. 2013. № 1. P. 27 - 32.

2. Federal law of 06.10.2003 № 131-FZ 28.12.2013) «On General principles of organization of local government in Russian Federation». St. 2.

3. Civil code of the Russian Federation (part one) from 30.11.1994 № 51-FZ of 02.11.2013). - Article 124. Russian Federation, subjects of the Russian Federation, municipal entities - subjects of civil law.

4. Bondarenko E.N. Municipality as the subject of labour relationships // Journal of Russian law. 2013. № 11.

5. Sergeev B.D. Local community and municipality as the subjects of municipal ownership // Modern law. 2011. № 11.

6. The order of the EMERCOM of the Russian Federation of October 25, 2004 № 484 (amended on 11.09.2013) «On approval of the standard material safety of territories of subjects of the Russian Federation and municipal formations».

7. The Municipal target program «Safety in municipal educational institutions» for 2009 - 2012 / Approved by a decree of the administration of Pskov on March 17, 2009 № 612.

8. Elin A.M. About the problems of life safety of the population of municipal formations // Security and labour protection. 2006. № 4.

9. Andreev Yu.N. State liability for damage: the civil law aspects. - M: Legal center Press, 2013.

10. Botasheva L. A ON some issues of economic security at the municipal level // Society and law. 2010. № 4.

11. Kazannik A.I. Municipal police in the system of the bodies of local self-government of Russia // The State power and local self-government. 2013. № 6.

12. Kaurov EA. Some aspects of increasing the efficiency of the system of delimitation of jurisdictional subjects and powers between levels of public authority in Russia // the Law and the economy. 2013. № 6.

13. Kut'in N.G. Basic principles and content of the administrative-legal regime of industrial safety // Modern law. 2012. № 8.

14. Roshchina I.V., Dyatlova N.A., Roshchina G.S. Sustainable development and sustainable security monoprofile municipalities // Herald of Tomsk state University. Economy. 2012. № 4 (20).

15. Traimn A.A. Modernization of dangerous industrial enterprises as a factor to ensure environmental security and legal aspects /Environmental law. 2013. № 1.

16. Khayrullov D.S. Municipal administration of the safety of the territory of the municipality // In: Actual problems of municipal economy management of local development. - Kazan: «Knowledge», 2009. P. 150 - 163.

17. The Federal law from 28.12.2010 № 390-FZ “On security”. St. 2.

(Статья сдана в редакцию 31.03.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.