Научная статья на тему 'Безопасность физкультурно-образовательной среды вуза'

Безопасность физкультурно-образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич, Филиппова Светлана Октавьевна, Станкевич Петр Владимирович

В настоящее время одной из актуальных проблем, связанных с модернизацией высшего образования, является обеспечение безопасности образовательной среды вуза. В статье это явление рассматривается в ракурсе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре. Раскрывается понятие физкультурно-образовательной среды и приводится обоснование ее структуры относительно классификации видов физической культуры. В работе рассматриваются различные уровни среды: образовательная макросреда университета, мезосреда факультета и микросреды, обусловливаемые отношениями студента в учебной группе. Возможность эффективного развития личности участников образовательного процесса изучается авторами в ракурсе психологической безопасности физкультурно-образовательной среды вуза как необходимого условия свободного проявления человеком своих индивидуальных особенностей. Психологическая безопасность физкультурно-образовательной среды определятся личностными характеристиками отдельных студентов, особенностями студенческих групп, а также стилем взаимодействия преподавателей со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин Евгений Анатольевич, Филиппова Светлана Октавьевна, Станкевич Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety of the sports and educational environments of higher education institution

Now one of the actual problems connected with modernization of the higher education is safety of the educational environment of higher education institution. In the article this phenomenon is considered in the foreshortening of vocational training of the physical culture teachers. The concept of the sports and educational environment is revealed and justification of its structure concerning classification of types of physical culture is given. Various levels of the environment are considered in the article: the educational macro-environment of the university, the mezzo-environment of the faculty and the micro-environment caused by the student's relations in educational group. Possibility of the effective development of the participants’ identity in the educational process is studied by the authors in a foreshortening of the psychological safety of the sports and educational environment of higher education institution as necessary condition of free manifestation of the specific features by the person. Psychological safety of the sports and educational environment is defined by the personal characteristics of certain students, features of student's groups, and also the style of interaction of teachers with the students.

Текст научной работы на тему «Безопасность физкультурно-образовательной среды вуза»

УДК 796.011

БЕЗОПАСНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Евгений Анатольевич Митин, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

(СПбНИИФК),

Светлана Октавьевна Филиппова, доктор педагогических наук, профессор,

Петр Владимирович Станкевич, доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Аннотация

В настоящее время одной из актуальных проблем, связанных с модернизацией высшего образования, является обеспечение безопасности образовательной среды вуза. В статье это явление рассматривается в ракурсе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре. Раскрывается понятие физкультурно-образовательной среды и приводится обоснование ее структуры относительно классификации видов физической культуры. В работе рассматриваются различные уровни среды: образовательная макросреда университета, мезосреда факультета и микросреды, обусловливаемые отношениями студента в учебной группе. Возможность эффективного развития личности участников образовательного процесса изучается авторами в ракурсе психологической безопасности физкультурно-образовательной среды вуза как необходимого условия свободного проявления человеком своих индивидуальных особенностей. Психологическая безопасность физкультурно-образовательной среды определятся личностными характеристиками отдельных студентов, особенностями студенческих групп, а также стилем взаимодействия преподавателей со студентами.

Ключевые слова: физкультурно-образовательная среда, психологическая безопасность, высшие учебные заведения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p141-145

SAFETY OF THE SPORTS AND EDUCATIONAL ENVIRONMENTS OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Evgeni Anatolyevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, Svetlana Oktavyevna Filippova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Petr Vladimirovich Stankevich, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg

Annotation

Now one of the actual problems connected with modernization of the higher education is safety of the educational environment of higher education institution. In the article this phenomenon is considered in the foreshortening of vocational training of the physical culture teachers. The concept of the sports and educational environment is revealed and justification of its structure concerning classification of types of physical culture is given. Various levels of the environment are considered in the article: the educational macro-environment of the university, the mezzo-environment of the faculty and the micro-environment caused by the student's relations in educational group. Possibility of the effective development of the participants' identity in the educational process is studied by the authors in a foreshortening of the psychological safety of the sports and educational environment of higher education institution as necessary condition of free manifestation of the specific features by the person. Psychological safety of the sports and educational environment is defined by the personal characteristics of certain students, features of student's groups, and also the style of interaction of teachers with the students.

Keywords: sports and educational environment, psychological safety, higher education institutions.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность физкультурно-образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой осуществляется образовательный процесс [5]. Среда выступает одним из ведущих факторов развития личности. П.Ф. Лесгафт считал среду определяющим фактором развития «индивидуальных и социальных» свойств человека, а Л.С. Выготский подчеркивал, что если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при опосредованном влиянии на него через социальную среду [2]. Среда может выступать самостоятельным фактором регулирования поведения человека [3].

Для нашего исследования важно понятие физкультурно-образовательной среды, которое определяется как часть социальной среды, в которой происходит непосредственное взаимодействие субъектов физкультурно-образовательной деятельности в определенных условиях и в различных формах.

Следует отметить, что для успешного развития личности студента в физкультур-но-образовательной среде вуза, эта среда должна быть безопасной. В иерархии потребностей, предложенной А. Маслоу, потребность в безопасности у человека появляется сразу после удовлетворения физиологических потребностей. К потребностям безопасности А. Маслоу относит потребность индивида жить в относительно стабильной, безопасной и предсказуемой обстановке.

Сфера образования должна в первую очередь стать ключевым звеном в формировании личности «безопасного» типа, ориентированной на созидание и развитие общества и осознающей необходимость и ценность своей жизни и здоровья. Особенное значение в современных условиях «возросшей психологической ранимости, уязвимости, агрессивности, низкой толерантности и неготовности участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний» [1] приобретает психологическая безопасность физкультурно-образовательной среды.

В этой связи становиться актуальным как изучение личностных характеристик отдельных студентов, так и рассмотрение особенностей студенческих групп, а также взаимодействия студентов и преподавателей как компонента безопасности физкультурно-образовательной среды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с принятой в физической культуре классификации ее видов, в физкультурной среде можно выделить физкультурно-образовательную, физкультурно-рекреационную, физкультурно-реабилитационную и физкультурно-спортивную.

Область исследования лежит в «зоне» физкультурно-образовательной среды, поэтому на рисунке представлена именно ее классификационная детализация, которая была разработана в наших предыдущих исследованиях [4]. Следует отметить, что при изучении других видов физкультурной среды, их классификация так же может детализироваться. Физкультурное образование может быть как неспециальным, решающим задачи образования в области физической культуры разных групп населения, так и специальным, которое направлено на профессиональное образование специалистов по физической культуре. В этой связи и физкультурно-образовательная среда может быть неспециальной и специальной.

Специальная (или профессиональная) физкультурно-образовательная среда - это среда учреждений профессионального физкультурного образования. Следует отметить, что в период обучения в вузе, значительное число студентов, обучающихся на факультетах не физкультурного профиля, занимаются спортом. Однако их спортивная деятельность не имеет непосредственного отношения к освоению профессии, поэтому, в данном случае, среда не является физкультурно-профессиональной. Специфика образовательной среды факультета физической культуры, в отличие от всех остальных факультетов уни-

верситета, определяется своим двигательным компонентом.

БАЗОВАЯ ПРОЛОНГИРОВАННАЯ

Обязательные занятия Добровольные занятия

-ДОУ; - школы; - колледжи; - вузы - спортивные школы; - фитгнес-учреждения

Учебно- Спортивно-

профессио- профессио-

нальная нальная

Рис. Структура физкультурной среды

С точки зрения физиологических затрат студенты факультета физической культуры имеют большую умственную и физическую нагрузку при присутствии на практических занятиях. Это специфическая учебно-профессиональная деятельность. Рассматривая различные уровни среды, можно отметить, что университет составляет образовательную макросреду, в которой определена основная цель - подготовка педагога. Особенности микросреды определяется отношениями студента в учебной группе. Факультет же, по-нашему мнению, представляет собой особый вид среды, признаки которой определяются спецификой подготовки студента к конкретной профессиональной деятельности. Эту среду можно назвать - мезосредой, так как ее функционирование определяется целью подготовки педагога по физической культуре. Мезосреда на факультете физической культуры, в соответствии со спецификой обучения будущих специалистов, имеет два вида - учебно-профессиональную, и спортивно-профессиональную.

Учебно-профессиональная среда связана непосредственно с учебным процессом. В ней происходит формирование профессиональных знаний, умений и навыков студентов в области физической культуры вообще.

В спортивно-профессиональной среде осуществляется тренировочный и соревновательный процесс. Студенты в этом виде среды не только занимаются спортом, но и осваивают будущую профессию (тренера, судьи и т.п.).

Учебно-профессиональную и спортивно-профессиональную среды необходимо исследовать как по отдельности, так и в их взаимопроникновении. Взаимопроникновение этих сред можно рассматривать в двух аспектах: как специфическую (в случае, когда методика профессиональной деятельности совпадает с видом спорта) и неспецифическую (в случае, когда они не совпадают). Специфическое взаимопроникновение связано с определенными психологическими барьерами: спортсмен высокого класса не считает нужным осваивать методику своего вида спорта. Неспецифическое взаимопроникновение обусловлено своими трудностями: особенности специальной подготовленности в одном виде спорта могут затруднять освоение другого вида спорта и методику его освоения.

Именно в этих средах, имеющих свои особенности, формируется будущий специалист по физической культуре, именно в этих средах реализуется его личностный потен-

циал.

В исследовании, определяющим особенности взаимодействия студентов и педагогов в физкультурно-образовательной среде, участвовали 240 студентов факультета физической культуры 2-5 курсов и 12 преподавателей факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена. Были получены следующие результаты:

1) эффективность осуществления взаимодействия преподавателей и студентов в учебном процессе вуза зависит от того, какими стратегиями поведения они пользуются; в общении преподаватели значительно чаще студентов используют асоциальное поведение; низкие результаты по показателю «ассертивные действия» и высокие по показателю «избегающие действия» свидетельствуют о приоритете приспособленческого поведения, как у преподавателей, так и у студентов;

2) проблема безопасного взаимодействия в физкультурно-образовательной среде вуза во многом зависит от уровня толерантности участников образовательного процесса. Так, показатель принятия ценностей других людей определен у студентов как высокий, что снижает предпосылки к конфликтному поведению и препятствует развитию различных стресс-синдромов. Показатель гибкости поведения студентов средний во всех без исключения исследуемых группах. Это может быть расценено как положительный момент в преодолении возможных стрессовых ситуаций, поскольку высокая гибкость (адаптивность) поведения, открытость по отношению к новой информации, толерантность к иной точке зрения является факторами повышения учебной и трудовой мотивации, снижения конфликтности в коллективе, повышения производительности учебно-профессиональной деятельности, уменьшения депрессии, переутомления и профессионального выгорания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет утверждать, что физкультурно-образовательной среде вуза, как и любой другой образовательной среде, присуща своя особенность, которая заключается в адаптации к студенческому коллективу, то есть к иной социальной среде, преодолению психологического барьера между преподавателем и студентом, а также в системе отношений «студент-студент». В связи с этим все острее возникает необходимость создания психологически безопасных учебно-воспитательных средовых условий в образовательном процессе при подготовке будущих специалистов по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Илларионов, С.Н. Восприятие образовательной среды субъектом как фактор формирования его психологической безопасности (на примере студентов вузов и курсантов ГПС МЧС России) : дис. ... канд. психол. наук / Илларионов С.Н. - Иваново, 2005. - 226 с.

2. Манжелей, И.В. Средоориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Ман-желей // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 8. - С. 7-11.

3. Митин, А.Е. Методологические основы применения гуманитарных технологий в физической культуре / А.Е. Митин, С.О. Филиппова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. - URL: www.science-education.ru/101-5353 (дата обращения: 23.12.2014).

4. Митин, Е.А. Физкультурная среда: к вопросу о структуре / Е. А. Митин, С.О. Филиппова // Проблемы и перспективы инновационной деятельности в образовательных учреждениях : материалы науч.-практ. конф. - СПб. : Свое издательство, 2014. - С. 112-116.

5. Якимович, Е.П. Образовательная среда вуза, как фактор личностно-профессионального развития учителей физической культуры / Е.П. Якимович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 140-144.

REFERENCES

1. Illarionov, S.N. (2005), The perception of the educational environment is subjective, as a factor in the formation of his psychological safety (the example of university students and students of Russian

Ministry for Emergency Situations), dissertation, Ivanovo

2. Manzheley, I.V. (2005), "Among oriented approach in physical training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, рр. 7-11.

3. Mitin, A.E. and Filippova, S.O. (2012), "Methodological basis for the use of humanitarian technologies in physical training", Modern problems of science and education, No. 4, available at: www.science-education.ru/101-5353 (date accessed: 23/12/2014).

4. Mitin, E.A. and Filippova, S.O. (2014), "Physical training environment: the question of the structure", Problems and prospects of innovation in educational institutions, Proceedings of the Conference, St. Petersburg, рр. 112-116.

5. Jakimovich, E.P. (2011), "Educational environment of high school as a factor in personal and professional development of teachers of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, рр. 140-144.

Контактная информация: aemitin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2014.

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ

СРЕДЕ

Виктор Михайлович Наскалов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

С целью научного изучения эффективности организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов технических вузов с учетом экологической обстановки проведен педагогический эксперимент, который позволил характеризоваться преднамеренным созданием благоприятных экологических условий для занятий физическими упражнениями со студентами экспериментальной группы. В процессе педагогического эксперимента, путем сравнения выявлялись определенные зависимости в степени эффективности различных методов и методических приемов физического воспитания. Выявлено, что проведение занятий по физическому воспитанию без учета экологической обстановки в местах занятий не дает планируемого оздоровительного эффекта, а «искусственно созданные» благоприятные экологические условия способствовали повышению уровня физической подготовленности студентов технических вузов. Определено, что одним из специфических принципов физического воспитания в экологически неблагоприятной среде является принцип соответствия выбираемых средств и методики проведения занятий физическими упражнениями уровню загрязнения окружающей среды на спортивных сооружениях.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, неблагоприятная среда, педагогический эксперимент, искусственная экология, методика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p145-150

FEATURES OF STUDENTS PHYSICAL EDUCATION CLASSES METHODOLOGY IN ECOLOGICALLY UNFAVORABLE ENVIRONMENT

Viktor Mikhailovich Naskalov, the candidate of pedagogical sciences, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

For the purpose of the scientific study of the educational process effectiveness for the physical education students of technical universities, taking into account the environmental conditions the pedagogical experiment has been carried out, being characterized by the deliberate creation of the favorable environmental conditions for the physical exercises with the students in the experimental group. In the pedagogical experiment there were found by comparing the certain dependence in the degree of efficiency of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.