Научная статья на тему 'Безопасность дорожного движения как объект административной ответственности'

Безопасность дорожного движения как объект административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
835
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / SAFETY / ROAD SAFETY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Елена Сергеевна

В статье исследуется безопасность дорожного движения как объект административной ответственности и анализируется ее сущность как охраняемой административным правом категории. Автор отмечает, что для наступления административной ответственности в области дорожного движения все большее значение приобретает процессуальное основание.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is discussed the road safety as the object of administrative responsibility, and examined its identity as a protected category of administrative law. The author notes that the occurrence of administrative responsibility in road traffic is becoming more important procedural basis.

Текст научной работы на тему «Безопасность дорожного движения как объект административной ответственности»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

СМИРНОВА Елена Сергеевна

Аннотация. В статье исследуется безопасность дорожного движения как объект административной ответственности и анализируется ее сущность как охраняемой административным правом категории. Автор отмечает, что для наступления административной ответственности в области дорожного движения все большее значение приобретает процессуальное основание.

Annotation. In the article is discussed the road safety as the object of administrative responsibility, and examined its identity as a protected category of administrative law. The author notes that the occurrence of administrative responsibility in road traffic is becoming more important procedural basis.

Ключевые слова: безопасность, безопасность дорожного движения, административная ответственность, объект административной ответственности.

Keywords: safety, road safety, administrative responsibility, administrative responsibility object.

Для определения направлений правового регулирования в рассматриваемой области важен факторный анализ, результаты которого позволяют выделить наиболее важные влияющие на развитие безопасности дорожного движения1 факторы, к которым следует отнести следующие: темпы роста производства автомобилей в нашей стране и в мире в целом, их приобретения физическими лицами и организациями; степень развития дорожной сети; уровень урбанизации в стране в целом и в отдельных регионах; уровень разработанности правовых норм, регламентирующих участие различных субъектов в дорожном движении, а также государственных служб, ответственных за безопасность дорожного движения; отношение различных слоев общества к дорожному движению, участию в нем; степень участия членов общества (общества в целом, различных социальных групп, индивидов) в дорожном движении; осознание обществом и конкретными индивидами различных аспектов безопасности, связанных с дорожным движением (личной, общественной, государственной и иных видов национальной безопасности); вред общественным отношениям в рассматриваемой области, причиняемый преимущественно при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т. е. источников повышенной опасности, и ряд других. Самостоятельными факторами являются проблемы комплексного обеспечения (нормативного, материально-технического, технологи-

1 См.: Войтенков Е.А. Эволюция системы обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2009. № 2 ; и др.

ческого, информационного, кадрового, финансового) деятельности всех структур системы обеспечения безопасности дорожного движения, возрастающая мобильность населения, снижение объемов перевозок общественным транспортом и рост числа личных транспортных средств, нарастающая диспропорция между увеличением числа транспортных средств и протяженностью дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки2.

К современным факторам следует отнести недостатки государственного управления в области дорожного движения, в том числе путем установления неадекватных мер административной ответственности, что может вызвать социальную напряженность и привести к возникновению угроз общественному порядку. Примером может послужить ситуация, сложившаяся вокруг ст. 12.21.3 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т3. В первоначальном виде правонарушение по ч. 1 ст. 12.21.3 влекло наложе-

2 Смирнова Е.С. Вопросы совершенствования правового регулирования в области безопасности дорожного движения // Закон и право. 2015. № 1. С. 159-161.

3 КоАП РФ был дополнен ст. 12.21.3 в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении

изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС

«КонсультантПлюс».

ние административного штрафа на водителя указанного транспортного средства в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, - 40 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей - 40 тыс. руб.; на юридических лиц - 450 тыс. руб. Повторное совершение административного правонарушения влекло наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, в размере 50 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей - 50 тыс. руб.; на юридических лиц -1 млн руб. Федеральным дорожным агентством 20 ноября 2015 г. были сделаны соответствующие разъяснения по обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы «Платон»4.

Недостатки организационно-управленческого и правового характера привели не только к изменению санкций ст. 12.21.3 КоАП РФ, но и к конкретизации ее содержания и субъектов административной ответственности: если ранее по ч. 1 ст. 12.21.3 ответственности подлежали водители указанных транспортных средств, должностные лица, ответственные за движение указанных транспортных средств, индивидуальные предприниматели и юридические лица, то после внесенных изменений в законодатель-ство5 ответственности подлежат водители транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и собственники (владельцы) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам. Также существенно снижен размер штрафа, размер которого составляет в настоящее время 5 тыс. руб., а за повторное нарушение - 10 тыс. руб.

Почему эта проблема встала так остро? Естественно, всех удивил размер административного штрафа, который не отвечал принципу соразмерности и справедливости и с введением которого предполагалось резкое возрастание тарифов на автоперевозки. Однако реальные причины протестных акций лежат в плоскости

4 Разъяснения Федерального дорожного агентства от 20 ноября 2015 г. «По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы "Платон"» // СПС «Гарант-максимум».

5 Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

усиления контроля за грузоперевозками в России, что осложнит осуществление нелегальных перевозок грузов, превышение допустимых весовых параметров, выявит грубые нарушения водителями режима труда и отдыха. Были попытки использовать данную ситуацию в политических целях. Реальную угрозу проведения 30 ноября и 5 декабря 2015 г. организованных протестов водителями-дальнобойщиками, перекрытия ими дорог, ведущих в г. Москву, удалось предотвратить в том числе и благодаря действиям сотрудников ГИБДД6.

Для предупреждения таких ситуаций необходимо более четко осуществлять мониторинг правоприменения7 в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, в связи с чем п. 7 Плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 1664-р8, необходимо конкретизировать, не ограничивая его только областью перевозки пассажиров.

В рамках рассматриваемой проблемы нельзя не указать на важное методологическое значение для развития административного права в целом и административно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения работы А.А. Ма-медова, поддерживающего идею о формировании глобального административного права9. В этом же контексте исследует проблемы формирования глобального административного права и А.Б. Зеленцов10.

В условиях глобализации в области обеспечения безопасности дорожного движения возрастает регулирующая роль норм международного права, которое позволяет на основе выработанных международным сообществом общих подходов и принципов формировать целостное национальное законодательство, подчиняющееся единой правовой логике, в том

6 Еще раз про «Платон» и протест дальнобойщиков. URL : http:// fishki.nefanti/1759916-ewe-raz-pro-platon-i-protest-dalnobojwikov. html (дата обращения: 20.12.2015).

7 Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

8 Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 1664-р // СПС «КонсультантПлюс».

9 Мамедов А.А. Глобальное административное право // Административное право и процесс. 2013. N° 11. С. 51-55

10 Зеленцов А.Б. Новое административное право: юридиче-

ская природа и проблемы концептуального обоснования // Акту-

альные проблемы публичного права в России и за рубежом / отв. ред. А.М. Волков. М. : Изд-во РУДН, 2011. С. 12-26.

числе и в области привлечения к административной ответственности за нарушения в области дорожного движения. Выработанные в рассматриваемой области международные правила оказывают влияние на развитие национального законодательства. Так, ряд включенных в Правила дорожного движения от 23 октября 1993 г. понятий и терминов заимствован из Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.11, принятой с целью облегчить международное дорожное движение и повысить уровень безопасности на автомобильных дорогах. В Правилах дорожного движения от 23 октября 1993 г.12 устанавливаются обязанности водителя механического транспортного средства, участвующего в международном дорожном движении (п. 2.2); запрет управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами РФ (абз. 5 п. 2.7). В соответствии с ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ. В ст. 2.6 КоАП РФ установлены условия привлечения к административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, которые распространяются и на область дорожного движения.

По мнению авторов, дорожное движение и обеспечение его безопасности являются той областью государственного управления, которая может сыграть одну из ведущих ролей в формировании так называемого глобального административного права, так как в условиях глобализации возрастает роль транспортного сообщения между государствами, что требует продолжения выработки единых подходов к правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения, установления административно наказуемых дея-

11 Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979. Вып. 33. С. 385.

12 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // СПС «Консуль-тантПлюс».

ний, выработки правил их квалификации и привлечения виновных к административной ответственности. В связи с этим необходимо продолжить совершенствование национального законодательства в соответствии с положениями международно-правовых договоров, участниками которых является Российская Федерация, например, Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.)13, Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (Москва, 28 марта 1997 г.)14 и др. В перспективе возможно рассмотрение вопроса о присоединении России к Европейской конвенции о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения ETS № 052 (Страсбург, 30 ноября 1964 г.)15.

Как считают ученые, следует говорить о постепенном формировании единого правового пространства обеспечения безопасности дорожного движения, которое базируется на нормах международного права и отражается в национальных законодательствах. В связи с этим к области обеспечения безопасности дорожного движения применим сделанный А.А. Мамедо-вым вывод о том, что подобного рода правовой феномен, каким является глобальное административное право, станет ведущим регулятором общественных отношений и в этой области государственного управления16.

В сфере дорожного движения происходит соединение интересов не только отдельных людей, но и их групп, общества и государства в целом, удовлетворяются личные, общественные и государственные интересы. Дорожное движение является своеобразной ценностью, которую необходимо охранять и защищать, реализацию которой необходимо обеспечивать, принимать меры для ее развития. Угрозы безопасности дорожного движения могут повлечь негативные социальные, экологические, техногенные последствия и стать угрозами общественной безопасности и даже безопасности России, что по-

13 Конвенция о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г. (текст Конвенции официально опубликован не был) // СПС «Гарант-максимум».

14 Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения // СПС «КонсультантПлюс».

15 Европейская конвенция о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения ETS N° 052 (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) (Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует) // Центр информации и документации Совета Европы в Российской Федерации. URL : http://www.coe.ru

16 Мамедов А.А. Глобальное административное право. С. 54.

зволяет говорить о существовании понятия «безопасность дорожного движения» и использовать соответствующий категориальный аппарат для исследования вопросов безопасности дорожного движения в Российской Федерации.

Важнейшим средством обеспечения безопасности дорожного движения является установление административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения.

Административная ответственность является видом юридической ответственности и аккумулирует в себе все черты юридической ответственности. Последнюю исследовали с различных позиций (как общетеоретических, так и отраслевых) такие ученые, как С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, И.А. Галаган, В.М. Горшенев, В.Н. Кудрявцев, О.Э. Лейст, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, М.Д. Шаргородский и др. Многогранность данного правового понятия предполагает множественность его определений и отсутствие должного единства мнений по поводу его определения. Д.А. Липинский и Р.Л. Хачату-ров, обобщив отечественный опыт разработки данного понятия, предложили понимать юридическую ответственность как нормативную, гарантированную и обеспеченную государственным принуждением, убеждением или поощрением юридическую обязанность по соблюдению и исполнению требований норм права, реализующихся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае его нарушения - обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав имущественного или личного неимущественного характера и ее реа-лизацию17. В этом определении удачно соединены представления о так называемой позитивной и негативной (ретроспективной) юридической ответственности; ответственность представлена в виде определенной юридической обязанности; она рассматривается как вид государственного принуждения; обозначен процессуальный порядок реализации юридической ответственности. Однако с этим определением не будут согласны те ученые, которые в большей степени связывают ответственность с наложением наказания соответствующего вида за совершенное правонарушение, и также будут

17 Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности : моногр. СПб. : Юридический центр Пресс, 2007. С. 50.

правы. При всей полезности и перспективности развития позитивной юридической ответственности она не стала альтернативой основному пониманию юридической ответственности как санкционированного государством принуждения к лицу, совершившему правонарушение, в виде определенного наказания.

В научной и учебной литературе используется весь набор выработанных теорией административного права подходов к определению административной ответственности. Так, С.Н. Братановский, А.А. Мамедов, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, Ю Н. Старилов, Н.Ю. Хама-нева и ряд других ученых связывают административную ответственность с назначением органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение18. А.И. Стахов и П.И. Кононов считают, что административная ответственность как реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, как государственная оценка нарушения правовой нормы, охраняемой административно-правовыми санкциями, представляет собой юридическую обязанность лица претерпеть определенные нормами административного права лишения и ограничения за нарушение охраняемых этими нормами правил19. И.М. Дивин, поддерживая ученых, выделяющих при определении административной ответственности ее государственно-принудительный характер, определяет ее как установленную государством меру принудительного воздействия, направленную на применение определенных санкций

в отношении лица, виновного в совершении

20

административного правонарушения .

Несмотря на имеющиеся различия в подходах к определению административной ответственности все ученые едины во мнении об усилении роли административной ответственности на современном этапе развития российского государственного управления. Этот вывод всецело применим и к области обеспечения дорожного движения. По мнению авторов, это

18 См., например: Россинский Б.В. Административная ответственность : курс лекций. М. : Норма, 2009. С. 13 ; Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право : учеб. 4-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2009. С. 325, 603 ; и др.

19 Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России : учеб. М. : Юрайт, 2015. С. 199-200.

20 Дивин И.М. К вопросу об определении понятия «адми-

нистративная ответственность» // Административное право и про-

цесс. 2013. №> 10. С. 27.

проявляется прежде всего в усилении реализации в области дорожного движения и обеспечения его безопасности всех основных функций административной ответственности (карательной, предупредительно-профилактической, регулятивной, восстановительной, воспитательной), а также ее принципов; постоянном совершенствовании материальных и процессуальных основ административной ответственности; совершенствовании деятельности уполномоченных государственных органов и должностных лиц в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, а также правового положения государственных органов, наделенных юрисдикционными полномочиями.

Анализ юридической литературы21 позволяет выделить следующие специфические черты, характерные только для административной ответственности, которые проявляются, в том числе, и в области дорожного движения: ее преимущественно внесудебный характер, применение уполномоченными органами и должностными лицами, несмотря на наличие соответствующих полномочий у судов; возможность привлечения к административной ответственности как физических, так и юридических лиц; ее основанием является административное правонарушение; меры административной ответственности - административные наказания; назначение административного наказания не влечет судимости; она устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях; правонарушители - физические лица, не подчиненные по службе должностным лицам, назначающим административные наказания; считается, что административная ответственность наступает за менее опасные деяния, чем преступления, что обусловливает меньшую суровость административных наказаний по сравнению с уголовными.

Авторы разделяют позицию тех ученых (Д.Н. Бахрах, Е.Е. Горб, С.Ю. Симорот, А.Ю. Соколов, Е.В. Хадыкина и др.)22, кото-

21 Россинский Б.В. Административная ответственность и административное правонарушение // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 19-23. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского. М., 2014. С. 5-6.

22 Бахрах Д.Н. Административное право России : учеб. для вузов. М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 478 ; Соколов А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации : учеб. пособие. Саратов, 2014. С. 12-13 ; Хадыкина Е.В., Симорот С.Ю., Горб Е.Е. Теория административного права : учеб. пособие. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. С. 27-28 ; и др.

рые выделяют три основания административной ответственности: юридическое (нормативное), фактическое и процессуальное. Важным обстоятельством является то, что привлечение лица к административной ответственности возможно только при наличии всех трех оснований. Однако и в данной области мнения ученых не расходятся только в определении нормативного основания административной ответственности как совокупности административно-правовых норм, устанавливающих конкретное правило поведения и административное наказание в виде определенной санкции за его нарушение. Фактическим основанием Д.Н. Бахрах считает деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания (административное правонарушение), а процессуальным -акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение23. Е.Е. Горб, С.Ю. Си-морот и Е.В. Хадыкина делают вывод, что фактическое основание административной ответственности - это наличие события и состава административного правонарушения; процессуальным основанием административной ответственности является производство по делу об административном правонарушении, т. е. процесс рассмотрения и разрешения дела и исполнения назначенного наказания24. Отсутствие любого из указанных оснований не позволяет привлечь лицо к административной ответственности, в том числе и в области безопасности дорожного движения. Исключениями являются предусмотренные ст. 28.6 КоАП РФ случаи упрощенного порядка производства по делам об административных правонарушениях, когда возможно назначение административного наказания без составления протокола. Например, в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ; в случае выявления административного

23 Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 478.

24 Хадыкина Е.В., Симорот С.Ю., Горб Е.Е. Теория административного права. С. 47.

правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

По мнению авторов, для наступления административной ответственности в области дорожного движения все большее значение

приобретает именно процессуальное основание, так как многие проблемы, связанные с нарушением или нереализацией таких принципов административной ответственности, как принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, справедливости, связаны с недостатками процессуального характера.

Таким образом, общественные отношения в области дорожного движения и обеспечения его безопасности являются объектами защиты и охраны, регулирования и воспитания со стороны института административной ответственности, что предопределяет их рассмотрение в качестве объекта административной ответственности, т. е. той области общественных отношений, которая подвергается ее воздействию.

Библиографический список

1. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения // СПС «КонсультантПлюс».

2. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1979. - Вып. 33. - С. 385.

3. Конвенция о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.) (текст Конвенции официально опубликован не был) // СПС «Гарант-максимум».

4. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 378-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 1664-р // СПС «КонсультантПлюс».

8. Разъяснения Федерального дорожного агентства от 20 ноября 2015 г. «По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы "Платон"» // СПС «Гарант-максимум».

9. Европейская конвенция о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения ETS № 052 (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) (Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует) [Электронный ресурс] // Центр информации и документации Совета Европы в Российской Федерации. - Режим доступа : http://www.coe.ru

10. Бахрах, Д.Н. Административное право России : учеб. для вузов. - М. : НОРМА-ИНФРА М, 2000.

11. Войтенков, Е.А. Эволюция системы обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. - 2009. - № 2.

12. Дивин, И.М. К вопросу об определении понятия «административная ответственность» // Административное право и процесс. - 2013. - № 10.

13. Еще раз про «Платон» и протест дальнобойщиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fishki.net/anti/1759916-ewe-raz-pro-platon-i-protest-dalnobojwikov.html (дата обращения: 20.12.2015).

14. Зеленцов, А.Б. Новое административное право: юридическая природа и проблемы концептуального обоснования // Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом / отв. ред. А.М. Волков. - М. : Изд-во РУДН, 2011.

15. Мамедов, А.А. Глобальное административное право // Административное право и процесс. -2013. - № 11.

16. Россинский, Б.В. Административная ответственность : курс лекций. - М. : Норма, 2009.

17. Россинский, Б.В. Административная ответственность и административное правонарушение // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 19-23. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского. - М., 2014.

18. Россинский, Б.В. Административное право : учеб. 4-е изд., пересмотр. и доп. / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М. : Норма, 2009.

19. Смирнова, Е.С. Вопросы совершенствования правового регулирования в области безопасности дорожного движения // Закон и право. - 2015. - № 1.

20. Соколов, А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации : учеб. пособие. - Саратов, 2014.

21. Стахов, А.И. Административное право России : учеб. / А.И. Стахов, П.И. Кононов. - М. : Юрайт, 2015.

22. Хадыкина, Е.В. Теория административного права : учеб. пособие / Е.В. Хадыкина, С.Ю. Симорот, Е.Е. Горб. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014.

23. Хачатуров, Р.Л. Общая теория юридической ответственности : моногр. / Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.