БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СМИРНОВА Елена Сергеевна
Аннотация. В статье исследуется безопасность дорожного движения как объект административной ответственности и анализируется ее сущность как охраняемой административным правом категории. Автор отмечает, что для наступления административной ответственности в области дорожного движения все большее значение приобретает процессуальное основание.
Annotation. In the article is discussed the road safety as the object of administrative responsibility, and examined its identity as a protected category of administrative law. The author notes that the occurrence of administrative responsibility in road traffic is becoming more important procedural basis.
Ключевые слова: безопасность, безопасность дорожного движения, административная ответственность, объект административной ответственности.
Keywords: safety, road safety, administrative responsibility, administrative responsibility object.
Для определения направлений правового регулирования в рассматриваемой области важен факторный анализ, результаты которого позволяют выделить наиболее важные влияющие на развитие безопасности дорожного движения1 факторы, к которым следует отнести следующие: темпы роста производства автомобилей в нашей стране и в мире в целом, их приобретения физическими лицами и организациями; степень развития дорожной сети; уровень урбанизации в стране в целом и в отдельных регионах; уровень разработанности правовых норм, регламентирующих участие различных субъектов в дорожном движении, а также государственных служб, ответственных за безопасность дорожного движения; отношение различных слоев общества к дорожному движению, участию в нем; степень участия членов общества (общества в целом, различных социальных групп, индивидов) в дорожном движении; осознание обществом и конкретными индивидами различных аспектов безопасности, связанных с дорожным движением (личной, общественной, государственной и иных видов национальной безопасности); вред общественным отношениям в рассматриваемой области, причиняемый преимущественно при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т. е. источников повышенной опасности, и ряд других. Самостоятельными факторами являются проблемы комплексного обеспечения (нормативного, материально-технического, технологи-
1 См.: Войтенков Е.А. Эволюция системы обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2009. № 2 ; и др.
ческого, информационного, кадрового, финансового) деятельности всех структур системы обеспечения безопасности дорожного движения, возрастающая мобильность населения, снижение объемов перевозок общественным транспортом и рост числа личных транспортных средств, нарастающая диспропорция между увеличением числа транспортных средств и протяженностью дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки2.
К современным факторам следует отнести недостатки государственного управления в области дорожного движения, в том числе путем установления неадекватных мер административной ответственности, что может вызвать социальную напряженность и привести к возникновению угроз общественному порядку. Примером может послужить ситуация, сложившаяся вокруг ст. 12.21.3 КоАП РФ, в которой установлена административная ответственность за несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т3. В первоначальном виде правонарушение по ч. 1 ст. 12.21.3 влекло наложе-
2 Смирнова Е.С. Вопросы совершенствования правового регулирования в области безопасности дорожного движения // Закон и право. 2015. № 1. С. 159-161.
3 КоАП РФ был дополнен ст. 12.21.3 в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС
«КонсультантПлюс».
ние административного штрафа на водителя указанного транспортного средства в размере 5 тыс. руб.; на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, - 40 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей - 40 тыс. руб.; на юридических лиц - 450 тыс. руб. Повторное совершение административного правонарушения влекло наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, в размере 50 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей - 50 тыс. руб.; на юридических лиц -1 млн руб. Федеральным дорожным агентством 20 ноября 2015 г. были сделаны соответствующие разъяснения по обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы «Платон»4.
Недостатки организационно-управленческого и правового характера привели не только к изменению санкций ст. 12.21.3 КоАП РФ, но и к конкретизации ее содержания и субъектов административной ответственности: если ранее по ч. 1 ст. 12.21.3 ответственности подлежали водители указанных транспортных средств, должностные лица, ответственные за движение указанных транспортных средств, индивидуальные предприниматели и юридические лица, то после внесенных изменений в законодатель-ство5 ответственности подлежат водители транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и собственники (владельцы) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам. Также существенно снижен размер штрафа, размер которого составляет в настоящее время 5 тыс. руб., а за повторное нарушение - 10 тыс. руб.
Почему эта проблема встала так остро? Естественно, всех удивил размер административного штрафа, который не отвечал принципу соразмерности и справедливости и с введением которого предполагалось резкое возрастание тарифов на автоперевозки. Однако реальные причины протестных акций лежат в плоскости
4 Разъяснения Федерального дорожного агентства от 20 ноября 2015 г. «По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы "Платон"» // СПС «Гарант-максимум».
5 Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
усиления контроля за грузоперевозками в России, что осложнит осуществление нелегальных перевозок грузов, превышение допустимых весовых параметров, выявит грубые нарушения водителями режима труда и отдыха. Были попытки использовать данную ситуацию в политических целях. Реальную угрозу проведения 30 ноября и 5 декабря 2015 г. организованных протестов водителями-дальнобойщиками, перекрытия ими дорог, ведущих в г. Москву, удалось предотвратить в том числе и благодаря действиям сотрудников ГИБДД6.
Для предупреждения таких ситуаций необходимо более четко осуществлять мониторинг правоприменения7 в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, в связи с чем п. 7 Плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 1664-р8, необходимо конкретизировать, не ограничивая его только областью перевозки пассажиров.
В рамках рассматриваемой проблемы нельзя не указать на важное методологическое значение для развития административного права в целом и административно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения работы А.А. Ма-медова, поддерживающего идею о формировании глобального административного права9. В этом же контексте исследует проблемы формирования глобального административного права и А.Б. Зеленцов10.
В условиях глобализации в области обеспечения безопасности дорожного движения возрастает регулирующая роль норм международного права, которое позволяет на основе выработанных международным сообществом общих подходов и принципов формировать целостное национальное законодательство, подчиняющееся единой правовой логике, в том
6 Еще раз про «Платон» и протест дальнобойщиков. URL : http:// fishki.nefanti/1759916-ewe-raz-pro-platon-i-protest-dalnobojwikov. html (дата обращения: 20.12.2015).
7 Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».
8 Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 1664-р // СПС «КонсультантПлюс».
9 Мамедов А.А. Глобальное административное право // Административное право и процесс. 2013. N° 11. С. 51-55
10 Зеленцов А.Б. Новое административное право: юридиче-
ская природа и проблемы концептуального обоснования // Акту-
альные проблемы публичного права в России и за рубежом / отв. ред. А.М. Волков. М. : Изд-во РУДН, 2011. С. 12-26.
числе и в области привлечения к административной ответственности за нарушения в области дорожного движения. Выработанные в рассматриваемой области международные правила оказывают влияние на развитие национального законодательства. Так, ряд включенных в Правила дорожного движения от 23 октября 1993 г. понятий и терминов заимствован из Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.11, принятой с целью облегчить международное дорожное движение и повысить уровень безопасности на автомобильных дорогах. В Правилах дорожного движения от 23 октября 1993 г.12 устанавливаются обязанности водителя механического транспортного средства, участвующего в международном дорожном движении (п. 2.2); запрет управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами РФ (абз. 5 п. 2.7). В соответствии с ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ. В ст. 2.6 КоАП РФ установлены условия привлечения к административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, которые распространяются и на область дорожного движения.
По мнению авторов, дорожное движение и обеспечение его безопасности являются той областью государственного управления, которая может сыграть одну из ведущих ролей в формировании так называемого глобального административного права, так как в условиях глобализации возрастает роль транспортного сообщения между государствами, что требует продолжения выработки единых подходов к правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения, установления административно наказуемых дея-
11 Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979. Вып. 33. С. 385.
12 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» // СПС «Консуль-тантПлюс».
ний, выработки правил их квалификации и привлечения виновных к административной ответственности. В связи с этим необходимо продолжить совершенствование национального законодательства в соответствии с положениями международно-правовых договоров, участниками которых является Российская Федерация, например, Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.)13, Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (Москва, 28 марта 1997 г.)14 и др. В перспективе возможно рассмотрение вопроса о присоединении России к Европейской конвенции о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения ETS № 052 (Страсбург, 30 ноября 1964 г.)15.
Как считают ученые, следует говорить о постепенном формировании единого правового пространства обеспечения безопасности дорожного движения, которое базируется на нормах международного права и отражается в национальных законодательствах. В связи с этим к области обеспечения безопасности дорожного движения применим сделанный А.А. Мамедо-вым вывод о том, что подобного рода правовой феномен, каким является глобальное административное право, станет ведущим регулятором общественных отношений и в этой области государственного управления16.
В сфере дорожного движения происходит соединение интересов не только отдельных людей, но и их групп, общества и государства в целом, удовлетворяются личные, общественные и государственные интересы. Дорожное движение является своеобразной ценностью, которую необходимо охранять и защищать, реализацию которой необходимо обеспечивать, принимать меры для ее развития. Угрозы безопасности дорожного движения могут повлечь негативные социальные, экологические, техногенные последствия и стать угрозами общественной безопасности и даже безопасности России, что по-
13 Конвенция о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г. (текст Конвенции официально опубликован не был) // СПС «Гарант-максимум».
14 Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения // СПС «КонсультантПлюс».
15 Европейская конвенция о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения ETS N° 052 (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) (Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует) // Центр информации и документации Совета Европы в Российской Федерации. URL : http://www.coe.ru
16 Мамедов А.А. Глобальное административное право. С. 54.
зволяет говорить о существовании понятия «безопасность дорожного движения» и использовать соответствующий категориальный аппарат для исследования вопросов безопасности дорожного движения в Российской Федерации.
Важнейшим средством обеспечения безопасности дорожного движения является установление административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения.
Административная ответственность является видом юридической ответственности и аккумулирует в себе все черты юридической ответственности. Последнюю исследовали с различных позиций (как общетеоретических, так и отраслевых) такие ученые, как С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, И.А. Галаган, В.М. Горшенев, В.Н. Кудрявцев, О.Э. Лейст, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, М.Д. Шаргородский и др. Многогранность данного правового понятия предполагает множественность его определений и отсутствие должного единства мнений по поводу его определения. Д.А. Липинский и Р.Л. Хачату-ров, обобщив отечественный опыт разработки данного понятия, предложили понимать юридическую ответственность как нормативную, гарантированную и обеспеченную государственным принуждением, убеждением или поощрением юридическую обязанность по соблюдению и исполнению требований норм права, реализующихся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае его нарушения - обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав имущественного или личного неимущественного характера и ее реа-лизацию17. В этом определении удачно соединены представления о так называемой позитивной и негативной (ретроспективной) юридической ответственности; ответственность представлена в виде определенной юридической обязанности; она рассматривается как вид государственного принуждения; обозначен процессуальный порядок реализации юридической ответственности. Однако с этим определением не будут согласны те ученые, которые в большей степени связывают ответственность с наложением наказания соответствующего вида за совершенное правонарушение, и также будут
17 Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности : моногр. СПб. : Юридический центр Пресс, 2007. С. 50.
правы. При всей полезности и перспективности развития позитивной юридической ответственности она не стала альтернативой основному пониманию юридической ответственности как санкционированного государством принуждения к лицу, совершившему правонарушение, в виде определенного наказания.
В научной и учебной литературе используется весь набор выработанных теорией административного права подходов к определению административной ответственности. Так, С.Н. Братановский, А.А. Мамедов, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, Ю Н. Старилов, Н.Ю. Хама-нева и ряд других ученых связывают административную ответственность с назначением органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение18. А.И. Стахов и П.И. Кононов считают, что административная ответственность как реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, как государственная оценка нарушения правовой нормы, охраняемой административно-правовыми санкциями, представляет собой юридическую обязанность лица претерпеть определенные нормами административного права лишения и ограничения за нарушение охраняемых этими нормами правил19. И.М. Дивин, поддерживая ученых, выделяющих при определении административной ответственности ее государственно-принудительный характер, определяет ее как установленную государством меру принудительного воздействия, направленную на применение определенных санкций
в отношении лица, виновного в совершении
20
административного правонарушения .
Несмотря на имеющиеся различия в подходах к определению административной ответственности все ученые едины во мнении об усилении роли административной ответственности на современном этапе развития российского государственного управления. Этот вывод всецело применим и к области обеспечения дорожного движения. По мнению авторов, это
18 См., например: Россинский Б.В. Административная ответственность : курс лекций. М. : Норма, 2009. С. 13 ; Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право : учеб. 4-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2009. С. 325, 603 ; и др.
19 Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России : учеб. М. : Юрайт, 2015. С. 199-200.
20 Дивин И.М. К вопросу об определении понятия «адми-
нистративная ответственность» // Административное право и про-
цесс. 2013. №> 10. С. 27.
проявляется прежде всего в усилении реализации в области дорожного движения и обеспечения его безопасности всех основных функций административной ответственности (карательной, предупредительно-профилактической, регулятивной, восстановительной, воспитательной), а также ее принципов; постоянном совершенствовании материальных и процессуальных основ административной ответственности; совершенствовании деятельности уполномоченных государственных органов и должностных лиц в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, а также правового положения государственных органов, наделенных юрисдикционными полномочиями.
Анализ юридической литературы21 позволяет выделить следующие специфические черты, характерные только для административной ответственности, которые проявляются, в том числе, и в области дорожного движения: ее преимущественно внесудебный характер, применение уполномоченными органами и должностными лицами, несмотря на наличие соответствующих полномочий у судов; возможность привлечения к административной ответственности как физических, так и юридических лиц; ее основанием является административное правонарушение; меры административной ответственности - административные наказания; назначение административного наказания не влечет судимости; она устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях; правонарушители - физические лица, не подчиненные по службе должностным лицам, назначающим административные наказания; считается, что административная ответственность наступает за менее опасные деяния, чем преступления, что обусловливает меньшую суровость административных наказаний по сравнению с уголовными.
Авторы разделяют позицию тех ученых (Д.Н. Бахрах, Е.Е. Горб, С.Ю. Симорот, А.Ю. Соколов, Е.В. Хадыкина и др.)22, кото-
21 Россинский Б.В. Административная ответственность и административное правонарушение // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 19-23. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского. М., 2014. С. 5-6.
22 Бахрах Д.Н. Административное право России : учеб. для вузов. М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 478 ; Соколов А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации : учеб. пособие. Саратов, 2014. С. 12-13 ; Хадыкина Е.В., Симорот С.Ю., Горб Е.Е. Теория административного права : учеб. пособие. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. С. 27-28 ; и др.
рые выделяют три основания административной ответственности: юридическое (нормативное), фактическое и процессуальное. Важным обстоятельством является то, что привлечение лица к административной ответственности возможно только при наличии всех трех оснований. Однако и в данной области мнения ученых не расходятся только в определении нормативного основания административной ответственности как совокупности административно-правовых норм, устанавливающих конкретное правило поведения и административное наказание в виде определенной санкции за его нарушение. Фактическим основанием Д.Н. Бахрах считает деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания (административное правонарушение), а процессуальным -акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение23. Е.Е. Горб, С.Ю. Си-морот и Е.В. Хадыкина делают вывод, что фактическое основание административной ответственности - это наличие события и состава административного правонарушения; процессуальным основанием административной ответственности является производство по делу об административном правонарушении, т. е. процесс рассмотрения и разрешения дела и исполнения назначенного наказания24. Отсутствие любого из указанных оснований не позволяет привлечь лицо к административной ответственности, в том числе и в области безопасности дорожного движения. Исключениями являются предусмотренные ст. 28.6 КоАП РФ случаи упрощенного порядка производства по делам об административных правонарушениях, когда возможно назначение административного наказания без составления протокола. Например, в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ; в случае выявления административного
23 Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 478.
24 Хадыкина Е.В., Симорот С.Ю., Горб Е.Е. Теория административного права. С. 47.
правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
По мнению авторов, для наступления административной ответственности в области дорожного движения все большее значение
приобретает именно процессуальное основание, так как многие проблемы, связанные с нарушением или нереализацией таких принципов административной ответственности, как принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, справедливости, связаны с недостатками процессуального характера.
Таким образом, общественные отношения в области дорожного движения и обеспечения его безопасности являются объектами защиты и охраны, регулирования и воспитания со стороны института административной ответственности, что предопределяет их рассмотрение в качестве объекта административной ответственности, т. е. той области общественных отношений, которая подвергается ее воздействию.
Библиографический список
1. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1979. - Вып. 33. - С. 385.
3. Конвенция о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.) (текст Конвенции официально опубликован не был) // СПС «Гарант-максимум».
4. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 378-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 1664-р // СПС «КонсультантПлюс».
8. Разъяснения Федерального дорожного агентства от 20 ноября 2015 г. «По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы "Платон"» // СПС «Гарант-максимум».
9. Европейская конвенция о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения ETS № 052 (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) (Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует) [Электронный ресурс] // Центр информации и документации Совета Европы в Российской Федерации. - Режим доступа : http://www.coe.ru
10. Бахрах, Д.Н. Административное право России : учеб. для вузов. - М. : НОРМА-ИНФРА М, 2000.
11. Войтенков, Е.А. Эволюция системы обеспечения безопасности дорожного движения // Транспортное право. - 2009. - № 2.
12. Дивин, И.М. К вопросу об определении понятия «административная ответственность» // Административное право и процесс. - 2013. - № 10.
13. Еще раз про «Платон» и протест дальнобойщиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fishki.net/anti/1759916-ewe-raz-pro-platon-i-protest-dalnobojwikov.html (дата обращения: 20.12.2015).
14. Зеленцов, А.Б. Новое административное право: юридическая природа и проблемы концептуального обоснования // Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом / отв. ред. А.М. Волков. - М. : Изд-во РУДН, 2011.
15. Мамедов, А.А. Глобальное административное право // Административное право и процесс. -2013. - № 11.
16. Россинский, Б.В. Административная ответственность : курс лекций. - М. : Норма, 2009.
17. Россинский, Б.В. Административная ответственность и административное правонарушение // Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 19-23. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского. - М., 2014.
18. Россинский, Б.В. Административное право : учеб. 4-е изд., пересмотр. и доп. / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М. : Норма, 2009.
19. Смирнова, Е.С. Вопросы совершенствования правового регулирования в области безопасности дорожного движения // Закон и право. - 2015. - № 1.
20. Соколов, А.Ю. Административная ответственность в Российской Федерации : учеб. пособие. - Саратов, 2014.
21. Стахов, А.И. Административное право России : учеб. / А.И. Стахов, П.И. Кононов. - М. : Юрайт, 2015.
22. Хадыкина, Е.В. Теория административного права : учеб. пособие / Е.В. Хадыкина, С.Ю. Симорот, Е.Е. Горб. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014.
23. Хачатуров, Р.Л. Общая теория юридической ответственности : моногр. / Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2007.