Научная статья на тему 'Безопасное освоение информационного пространства'

Безопасное освоение информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасное освоение информационного пространства»

Таким образом, состояние дел в институциональном и социо-эпистемологическом измерениях того или иного государственного образования определит глубину и разрушительность символических потрясений, которые предстоит пережить данному образованию. Проблема степени конгруэнтности символических систем играет важную роль в данной интеракционной системе - очевидно, что участники взаимодействия, чьи символические коды достаточно близки коду доминирующему (или, если угодно, небезуспешно стремящемуся к доминированию), скорее всего, переживут относительно приемлемые символические конфликты. Те же участники, чьи символические комплексы резко расходятся с комплексом глобализирующимся, должны будут перенести, по всей видимости, весьма серьезные потрясения как в институциональном, так и в социо-эпистемологическом измерениях социальной жизни. Глобализирующийся символический комплекс можно сравнить с понятием "гипертекста" М. Кастельса: "Все выражения из всех времен и всех пространств смешиваются в одном и том же гипертексте, постоянно реорганизуемом и доступном в любое время

и откуда угодно, в зависимости от интересов отправителей и склонностей получателей" [3].

Итоги таких потрясений малопредсказуемы, они могут принять форму культурной ассимиляции, резко возросшего сопротивления, внутренней социальной деструкции или "исключения исключителей исключенными" (Кастельс), при котором "страдательная" сторона начнет в высшей степени активно отстаивать всеми доступными методами альтернативные системы ценностей.

Библиографический список

1. The Global Attitudes Project of the Pew Research Center "America Admired, Yet Its New Vulnerability Seen As Good Thing" (December 19, 2001), См. также другие сообщения Исследовательского центра Пью, США: http://people-press.org/reports

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктив-ности. - М.: Республика, 1994. - С. 302.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. - М.: Изд-во ВШЭ, 2000. - С. 505.

Статья принята к публикации 11.12.06

С-В, Кирдянкина

Безопасное освоение информационного пространства

В.Даль указывал, что безопасность есть отсутствие опасности, сохранность, надежность. По С.Ожегову безопасность - это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Защитить - значит оборонять, закрывать, загораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком смысле трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени. При этом необходимо уделить особое внимание снижению, ослаблению, устранению и предупреждению опасностей и угроз.

Безопасность осуществляется на нескольких уровнях - личностном, общественном и государственном. Предметом нашего исследования является личностная безопасность и конкретно безопасность личности школьника. Сегодня существует проблема личностной безопасности, так как без человека, его душевного здоровья, интеллекта понятие жизни и понятие безопасности теряют всякий смысл.

Понятие «безопасность» появилось одновременно с человеком как одна из характеристик его жизнеобеспечения, причем потребность в ней является одной из базовых потребностей человека. С развитием социума категория «безопасность» претерпела существенные изменения и сегодня распространяется на объекты любой природы, получив тем самым статус общенаучной.

В современной отечественной и зарубежной научной литературе безопасность в предельно широком понимании рассматривается обычно как система условий и факторов, в которой объект органично функционирует и развивается по своим внутренним законам, в узком -состояние системы, «при котором она, с одной стороны, способна противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних угроз, а с другой - ее наличие и функционирование не создает угроз для элементов самой системы и внешней среды» \ Общим для всех видов и форм безопасности, является, по существу, процедура обеспечения защиты и последующих условий для нормального функционирования и развития.

Для осуществления безопасности необходимо знание о потенциальных угрозах и опасностях, механизмов воздействия и источниках угроз.

Задача обеспечения безопасности состоит не только в том, чтобы защищать интересы объекта, но и в том, чтобы снижать, ослаблять, устранять, и предупреждать опасности и угрозы. Это означает, что безопасность может достигаться как путем проведения мероприятий, направленных на защиту интересов, прав и свобод субъекта от угроз, так и путем нейтрализации самих угроз.

1 Проблемные вопросы информационной безопасности II Безопас-ность информационных технологий. - 2000. - С.12-25._

234

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (29) 2007

Социология

Безопасность личности связана, прежде всего, с защищенностью сознания, психики личности от манипулирования сознанием, дезинформирования, побуждения к негативным поступкам, правонарушениям. Безопасность зависит как от личностных качеств человека, так и от социальных, правовых и других условий в обществе.

От негативных воздействий информации необходимо научиться защищаться. И речь здесь не идет об юридических или технических аспектах защиты от негативных воздействий, речь идет об образовательных аспектах безопасности.

Основным средством парирования реальных и потенциальных угроз, на наш взгляд, является развитие у личности социально-психологической способности самоблокирования информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на сознание, закрепляющее общественно значимые морально-этические нормы.

Педагогические концепции социализации рассматривают данный процесс как двусторонний. Подчеркивая активность личности, А.В.Волохов, Б.З.Вульфов, Л.В.Бай6ородова определяют социализацию как усвоение социального опыта личностью и формирование готовности ребенка к его преобразованию. М.И.Рожков считает, что, социализируясь, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей,

Нам близка точка зрения А.В.Мудрика, который определяет социализацию как развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он принадлежит.

Таким образом, анализ отечественной педагогической литературы позволяет сделать выводы о том, что для обеспечения процесса социализации необходимо:

- обеспечить обучающегося необходимым социальным опытом;

- создать условия для самореализации.

Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой. В обиходном смысле это означает ввести ребенка в мир взрослого общества, научить жить «как все люди живут», по общим законам. Социализация предполагает обретение человеком способности к адаптивной активности и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание, психолого-педагогическое сопровождение) в образовательных учреждениях, так и под влиянием стихийных факторов (семья, средства массовой информации, искусство, общение со сверстниками и прочее).

У нас не вызывает сомнения утверждение ряда исследователей о том, что «личность необходимо изучать в социальном контексте». Поскольку человек является в той

или иной степени творцом своей жизни, постольку он может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации.

Поскольку социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения - она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Таким образом, если для обеспечения безопасной социализации ребенка необходимо научить его компенсировать возникающие угрозы в процессе освоения школьного пространства (т.е. уметь сделать выбор в ситуации неопределенности, например, если сверстник предложил закурить, сбежать с урока и т.д.), в освоении профессионального пространства (например, создать условия для свободного и ответственного выбора профессиональной траектории, понимать, что профессиональная карьера прежде всего связана с профессиональным ростом, а не должностным и т.д.), в освоении социального пространства (например, выявление угроз информационного порядка, таких как навязывание чуждых ценностей и традиций - гражданский брак вместо создания семьи, подталкивание к национальной розни вместо толерантного проживания и т.д).

Па нашему мнению, организация работы в образовательном учреждении должна строиться в игровой деятельности. Так, обучающиеся начальной школы могут быть включены в имитационно-моделирующую игру «Освоение пространства школы». Суть игры состоит в том, что виртуальная экскурсия по школе выявляет условия для развития личности и возможные угрозы. Каждая угроза имеет свои возможные варианты ее компенсирования. Появляется возможность совместного обсуждения последствий выбора того или иного варианта действий ребенка.

В подростковом возрасте строится система имита-ционно-моделирующих игр на основе технологии case-study «Освоение профессионального пространства». Содержанием предлагаемой системы является свободный выбор подростком будущей профессии на основе самодиагностирования своих способностей и соответствие их выбранной профессии, ознакомления с различными описаниями данной профессии и определение профессиональной стратегии развития.

В старших классах организуется серия имитацион-но-моделирующих игр «Освоение социального пространства» на основе технологии «Дебаты». Обсуждения в дискуссиях направлены на выявление потенциальных угроз и поиска оптимального варианта действия. Темы обсуждения могут быть из разных сфер жизни общества - семейной сферы, гражданского сотрудничества и т.д.

Таким образом, безопасное освоение информационного пространства является ключевой проблемой воспитания социально компетентной личности.

Статья принята к публикации 23.11.06

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (29) 2007

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.