Научная статья на тему 'Безопасная образовательная среда как фактор успешной социализации студентов с ограниченными возможностями по слуху'

Безопасная образовательная среда как фактор успешной социализации студентов с ограниченными возможностями по слуху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ / SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SELF-IDENTITY / STUDENTS WITH LIMITED HEARING ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Маргарита Анатольевна, Романенко Ольга Николаевна

Данная статья в направлена на выявление механизмов создания безопасной образовательной среды, способствующих формированию чувства самоидентичности у студентов с ограниченными возможностями по слуху. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов и психологов, которые работают в вузах и готовят безопасную среду для студентов с ограниченными возможностями по слуху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Маргарита Анатольевна, Романенко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH LIMITED HEARING ABILITIES

This article is aimed at identifying mechanisms for creating a safe educational environment that fosters a sense of self-identity among students with hearing disabilities. The materials of the article are of practical value for educators and psychologists who work in universities and prepare a safe environment for students with hearing disabilities.

Текст научной работы на тему «Безопасная образовательная среда как фактор успешной социализации студентов с ограниченными возможностями по слуху»

УДК 159.9

БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО СЛУХУ

М.А. Миронова, О.Н. Романенко

Аннотация. Данная статья в направлена на выявление механизмов создания безопасной образовательной среды, способствующих формированию чувства самоидентичности у студентов с ограниченными возможностями по слуху. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов и психологов, которые работают в вузах и готовят безопасную среду для студентов с ограниченными возможностями по слуху.

Ключевые слова: безопасность, образовательная среда, самоидентичность, студенты с ограниченными возможностями по слуху.

SAFE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF SUCCESSFUL

SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH LIMITED HEARING ABILITIES

M. Mironova, O. Romanenko

Abstract. This article is aimed at identifying mechanisms for creating a safe educational environment that fosters a sense of self-identity among students with hearing disabilities. The materials of the article are of practical value for educators and psychologists who work in universities and prepare a safe environment for students with hearing disabilities.

Keywords: safety, educational environment, self-identity, students with limited hearing abilities.

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество; это, прежде всего, состояние защищенности: качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению, и система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз [1]. Исследуя безопасность образовательной среды, прежде всего хотелось бы во-первых: заострить внимание на психологической безопасности как одной из составляющих безопасности в целом; во-вторых: сузить понятие образовательной среды до инклюзивного образования в вузе; в третьих: проверить гипотезу о том, что новая методика преподавания, предложенная одним из соавторов данной статьи, обеспечивает безопасную образовательную среду для людей с ограниченными возможностями по слуху (далее по тексту - людей с ОВ).

Авторы статьи имеют шестилетний опыт работы в казанском учебно-исследовательском и методическом центре (далее по тексту - КУИМЦ), ориентированном на обучение инвалидов с различными нозологиями по пяти направлениям: конструкторско-технологическое обеспечение

машиностроительных производств,

информатика и компьютерные системы, материаловедение и технология материалов,

радиотехника, инфокоммуникационные

технологии и системы связи. Основная ориентация КУИМЦ - обучение слабослышащих и глухих студентов (Центр оснащен современными техническими средствами, что делает возможным обучение в том числе и людей с ОВ по слуху). Опыт преподавания и коррекционного сопровождения студентов-инвалидов позволил сделать некоторые наблюдения, которые могут быть полезны педагогам и психологам образовательных учреждений, обучающих людей с инвалидностью.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества, и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в

образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников, выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базой; низкая активность учащихся и педагогов; несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, воспитания и культуры; личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса;

несформированность представлений о профилактике психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников [1].

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и, как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативному отношению к образовательным учреждениям и нарушение психического и физического здоровья. Потенциально опасным в процессе развития студента является период адаптации к новым условиям обучения и проживания (в том случае, если студент оторван от дома).

Общение, как процесс, для людей с ограниченными возможностями здоровья по слуху сопряжено с различными трудностями: как в установлении контактов, так получении и передачи информации. Именно поэтому удовлетворение в безопасности образовательной среды для таких студентов автор статьи, в первую очередь, видит в налаживании контакта со студентами, подачи информации на языке, доступном студентам (при обучении) и обеспечении грамотной обратной связи.

Обучение в вузе часто сопряжено с оторванностью от семьи, дома, друзей; чувством одиночества и страха перед неопределенностью, повышенной утомляемостью в связи с учебными нагрузками, а главное - с отсутствием навыков учебы в вузе. Студенты с ОВ по слуху более других подвержены различным стрессам, повышенной

тревожностью, неуверенностью в себе, бесперспективностью, чувству безисходности, бесперспективности и подавленности. В таких условиях отсутствие правильных методик и методов преподавания, материально-технической базы могут не просто негативно сказаться на успеваемости, но и нанести вред психическому и физическому здоровью студентов.

Только лишь понимание данной ситуации ведет к созданию особой образовательной среды - безопасной. В противном случае речь

может идти о психологическом насилии: неуважении, игнорировании особых

потребностей данной категории студентов.

В основу нашей методики легло понимание того, что глухой и слабослышащий студент — не носитель недуга, а обладатель другого языка (культуры) отличного от того, на котором ведется обучение. Но подход в данном случае, как к иностранным студентам, не корректен, так как глухой и слабослышащий не могут овладеть вербальной речью. В силу этого обстоятельства в вузе преподавателям необходимо:

1. Развивать у студентов навыки письменной речи, навыки чтения, и, в первую очередь, чтения научной и профессиональной литературы. Для осуществления данных целей в Центре на протяжении первых трех лет преподаются такие дисциплины, как: «Практика речевой коммуникации», «Технология аналитико-синтетической информации технических текстов», «Семантика технических текстов». Используя методику преподавания аспектной части языку, преподаватели целенаправленно формируют необходимые навыки. Умение не только прочитать, но и понять прочитанное также выступает фактором комфортного вхождения в каждую новую дисциплину. Студент чувствует уверенность и готовность к получению новых знаний; он «вооружен». Содержание перечисленных дисциплин базируется на практической работе с текстами, на основе которых происходят расширение лексического запаса студента и систематическая отработка грамматических навыков.

2. Преподавать на понятном для студентов языке (жестовом).

Выполнению второго пункта авторы статьи уделяет наибольшее внимание, так как помощь сурдопереводчика в учебном процессе не всегда эффективна: 50% информации теряется. Проверка качества знаний подтверждает, что в наихудшем положении находятся именно глухие студенты, для которых жестовый язык - основной источник информации при устном изложении материала. Если учесть тот факт, что на лекции присутствуют и глухие, и слабослышащие, то возникает много недостатков нахождения сурдопереводчика как посредника при передаче информации (не имеющего определенных познаний в преподаваемой области):

- упрощение преподаваемой дисциплины (что является нежелательным для слабослышащих, а тем более для студентов с другими нозологиями);

- потеря информации при сурдопереводе;

- трата учебного времени впустую: на сурдоперевод (для слабослышащих) и на вербальную подачу материала (для глухих);

- потеря контакта с аудиторией при сурдопереводе;

- отсутствие обратной связи с глухими студентами;

- постепенный переход на язык жестов слабослышащих и позднооглохших студентов из-за упрощенной подачи материала;

- потеря активности восприятия глухими, слабослышащими студентами, что является одной из основных причин плохого восприятия и усвоения нового материала;

- затруднение при анализе усвоения нового материала (трудно оценить студент не понял новый материал или не умеет грамотно изложить его в письменном виде).

Такая ситуация создает много барьеров на пути к качественному образованию.

Экспериментальным путем авторами статьи было установлено, что реализация ряда дисциплин с помощью глухих тьюторов, которые уже получили степень бакалавра и продолжают обучение по магистерской программе, способствуют безопасной образовательной среде и тем самым повышают качество образования. У экспериментальной группы повысился средний балл успеваемости, снизилось количество пропусков, повысилась активность студентов (вовлечение в научную деятельность). На тьюторе, осуществляющем функции помощника преподавателя, лежит ответственность за качество образования глухих студентов. Занятие одновременно с двумя группами (слабослышащих и глухих) проводится по одной теме; общее руководство занятием выполняет основной преподаватель, определяя ход лекции и порядок изложения. Глухие и слабослышащие студенты при этом находятся в одной аудитории - происходит экономия рабочего времени и аудиторий. Глухой (или слабослышащий) тьютор обязательно должен владеть жестовой речью, определенными знаниями в области преподаваемой дисциплины, хорошо знать тему занятия, заранее изучить приготовленный преподавателем материал, необходимый для лекции, быть готовым к ответам по вопросам лекции, знать новую терминологию на жестовом языке, обладать педагогическими навыками и умениями. Внедрение данной методики в учебный процесс:

- повышает качество знаний;

- снижает уровень тревожности у глухих обучаемых;

- обеспечивает обратную связь: студент -тьютор;

- снижает пропуск занятий;

- увеличивает объем нового материала для слабослышащих;

- способствует лучшему пониманию преподавателем проблемных моментов при усвоении нового материала глухими студентами (еще на этапе подготовки к лекции);

- позволяет трудоустроить глухих и слабослышащих бакалавров в вузы и сузы в качестве тьюторов [2].

Новая методика преподавания, которая предполагает наличие глухого тьютора, способствует одновременному решению нескольких задач (как педагогических, так и социальных). Привлечение тьютора в образовательный процесс имеет также ряд недостатков: во-первых, подготовка глухого наставника занимает очень много времени и усилий - необходима магистерская степень по профилю обучения студентов); во-вторых, увеличивается нагрузка на преподавателя: подготовка тьютора к занятиям - затратное по времени мероприятие; в третьих, появляется необходимость в усилении контроля знаний; в четвертых, цели и задачи тьютора, которые перечислены в профстандарте [4;3], слабо коррелируют с теми целями и задачами, которые должен выполнять тьютор в соответствии с данной методикой.

Одним из важнейших условий определения студента в группу к глухому тьютору является его идентичность. Через общение и опыт студент причисляет себя к «группе своих» [5], появляется больше доверия к преподавателю, и он лучше усваивает материал.

Самоидентификация формирует зрелую личность, расширяет индивидуальные возможности студентов, что положительным образом сказывается на их адаптацию к учебному процессу.

Подводя итоги, можно утверждать, что безопасную среду для студентов с ограниченными возможностями по слуху обеспечивает комплекс мер,

предусматривающий как законодательные решения (принятие профессии тьютора на законодательном уровне и внедрение ее в учебных заведениях), так и психолого-педагогические инновационные решения. Безопасная образовательная среда дает инвалидам не только определенные знания, формирует профессиональную среду, но и повышает социальную активность, снижает тревожность, дает перспективу на будущее, развивает чувство идентичности.

Литература:

1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / И.А. Баева; под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

2. Графская Г.Ш., Миронова М.А. Проблемы информационной безопасности у людей с ОВЗ / Г.Ш. Графская, М.А. Миронова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 178-179.

3. Ковалёва Т.М. Новые задачи тьюторской практики: от потенциала к ресурсу / Т.М. Ковалева // Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. - Томск. - 2009. - С. 44-48.

4. Российская Федерация. Министерство здравоохранения и социального развития. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования [Электронный ресурс] // Приказ № 761н от 11 января 2011 г. Консультант плюс: офиц. сайт. - Режим доступа: http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_125542

5. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. - 1994. - №10. - С. 112-123

Сведения об авторах:

Миронова Маргарита Анатольевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальные технологии в образовании Казанского национально-исследовательского университета им. А.Н. Туполева, e-mail: margo_mir@mail.ru

Романенко Ольга Николаевна (г. Казань, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры Специальные технологии в образовании Казанского национально-исследовательского университета им. А.Н. Туполева, e-mail: olga.romanenko.69@mail.ru

Data about the authors:

M. Mironova (Kazan, Russia), candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of Special education technology Kazan national research University A.N. Tupolev, e-mail: margomir1971@gmail.com

O. Romanenko (Kazan, Russia), candidate of Philological Sciences, associate Professor of Special education technology Kazan national research University A.N. Tupolev, e-mail: olga.romanenko.69@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.