Научная статья на тему 'Беженцы на территории Владимирской, Костромской и Ярославской губерний в годы Первой мировой войны'

Беженцы на территории Владимирской, Костромской и Ярославской губерний в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
877
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БЕЖЕНЦЫ / РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ / ЗЕМСКИЕ СОЮЗЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / WORLD WAR I / REFUGEES / RUSSIAN PROVINCE / ZEMSTVO UNIONS / PUBLIC ASSISTANCE / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гулин Александр Олегович

В статье рассматриваются вопросы эвакуации, регистрации, размещения, организации первичной помощи, трудоустройства и социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев из районов боевых действий в годы Первой мировой войны. Обобщаются статистические данные о количестве и национальном составе перемещенных во Владимирскую, Костромскую и Ярославскую губернии жителей западных и юго-западных регионов Российской Империи. Показываются процессы формирования и деятельности государственной системы обеспечения нужд беженцев, роль местных органов власти, общественных организаций и частных лиц в деле помощи этой категории вынужденных мигрантов. На основании данных государственных архивов Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей, опубликованных документов, материалов центральных, губернских и уездных газет и журналов, воспоминаний современников приводятся примеры отношения широких масс населения Верхневолжского региона к проблемам беженцев. В статье делается вывод о том, что явление «беженства» возникло именно в результате участия Российской империи в боевых действиях периода 1914-1917 годов; оно стало массовым летом осенью 1915 года в связи с так называемым «Великим отступлением» русских армий на Западном и Юго-Западном стратегических направлениях и не без участия военных и административных властей прифронтовых регионов. Особое внимание уделено истории принятия законодательных актов военного времени, имевших особое значение для беженцев и нуждающихся в помощи пострадавших от военных действий: «Положению о комитете Ее Императорского Высочества Великой Княгини Татьяны Николаевны», закону «Об обеспечении нужд беженцев» и «Руководящим положениям по устройству беженцев».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гулин Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Refugees on the territory of Vladimir, Kostroma and Yaroslavl provinces during World War I

Issues of evacuation, registration, accommodation, employment and social integration of refugees and internally displaced persons from the areas of operations, as well as the ones of organisation of primary care during the years of the World War I are discussed in the article. Statistical data on the number and the ethnic composition of the displaced residents of the western and southwestern regions of the Russian Empire into Vladimir, Kostroma and Yaroslavl provinces are summarised. The formation and operation of the national system for the needs of refugees, the role of local authorities, social organisations and individuals in helping this category of forced migrants are displayed. Examples of attitude of the broad masses of the Upper Volga population towards the problems of refugees are based on data from state archives of Vladimir, Ivanovo, Kostroma and Yaroslavl regions, published documents, central, provincial and district newspapers and magazines, memoirs of contemporaries. The conclusion that the phenomenon of "refugee" has arisen as a direct result of participation of the Russian Empire in the fighting of 1914-1917 period, is made in the article; fleeing was massive on summer and autumn of 1915 in connection with the so-called «Great Retreat» of the Russian armies in the West and South-West strategic directions and not without the involvement of the military and administrative authorities of the front-line regions. Particular attention is paid to the history of the adoption of legislative acts of war, which were of particular importance to refugees and those in need of assistance, which had been affected by military action: “Instructions on the Committee of Her Emperor's Highness Grand Duchess Tatiana Nikolaevna”, the law “On ensuring the needs of the refugees” and “Instructive statute on refugees’ settling”.

Текст научной работы на тему «Беженцы на территории Владимирской, Костромской и Ярославской губерний в годы Первой мировой войны»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(470)"19/..."

Гулин Александр Олегович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

holst90@mail.ru

БЕЖЕНЦЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматриваются вопросы эвакуации, регистрации, размещения, организации первичной помощи, трудоустройства и социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев из районов боевых действий в годы Первой мировой войны. Обобщаются статистические данные о количестве и национальном составе перемещенных во Владимирскую, Костромскую и Ярославскую губернии жителей западных и юго-западных регионов Российской Империи. Показываются процессы формирования и деятельности государственной системы обеспечения нужд беженцев, роль местных органов власти, общественных организаций и частных лиц в деле помощи этой категории вынужденных мигрантов. На основании данных государственных архивов Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей, опубликованных документов, материалов центральных, губернских и уездных газет и журналов, воспоминаний современников приводятся примеры отношения широких масс населения Верхневолжского региона к проблемам беженцев.

В статье делается вывод о том, что явление «беженства» возникло именно в результате участия Российской империи в боевых действиях периода 1914-1917 годов; оно стало массовым летом - осенью 1915 года в связи с так называемым «Великим отступлением» русских армий на Западном и Юго-Западном стратегических направлениях и не без участия военных и административных властей прифронтовых регионов. Особое внимание уделено истории принятия законодательных актов военного времени, имевших особое значение для беженцев и нуждающихся в помощи пострадавших от военных действий: «Положению о комитете Ее Императорского Высочества Великой Княгини Татьяны Николаевны», закону «Об обеспечении нужд беженцев» и «Руководящим положениям по устройству беженцев».

Ключевые слова: Первая мировая война, беженцы, российская провинция, земские союзы, социальная помощь, благотворительность.

Обстановка, сложившаяся на Германо-Австрийско-Российском фронте летом 1915 года в результате так называемого «Великого отступления» русских армий, породила в уже гораздо больших, чем в начале войны, объемах как добровольное бегство, так и принудительное переселение десятков и сотен тысяч жителей западных губерний в центральные и восточные регионы Российской Империи. Под влиянием сопровождавшегося тяжелыми боями отступления у военного руководства страны сформировалось мнение о том, что большая часть населения западных и юго-западных областей окажется «на оккупированной территории, где их могут заставить пойти на военную службу, выдать сведения о русской армии, участвовать в шпионских операциях или даже просто снабжать вражескую армию продовольствием» [20, с. 158]. Подходы к решению вопросов выселения местного населения из предполагаемых районов оккупации у военных и гражданских администраций в течение 1915 года неоднократно менялись, и только 4 августа по инициативе Ставки Верховного Главнокомандующего «состоялось решение центральных властей о массовом перемещении беженцев во внутренние губернии Империи для разгрузки прифронтовой местности от избыточного населения и предоставления ему более действенной помощи в условиях тылового проживания» [18, с. 134]. С этого времени на восток двинулись формируемые местными органами власти беженские обозы во главе с представителями сельских администраций и духовенства. В пути следования для беженцев были

организованы пункты питания, выдавался «сухой паек» и корм для скота, нуждающимся оказывалась медицинская помощь, предоставлялся ночлег [19, с. 103-104].

В течение первого года войны центральным органом по защите беженцев в России являлся образованный 14 сентября 1914 года Комитет под председательством Великой Княжны Татьяны Николаевны (Татьянинский Комитет). С момента создания комитет функционировал при поддержке правительства, получая государственные субсидии, также определенную часть денежных средств давали частные взносы и сборы пожертвований. В условиях многократного роста числа беженцев и массы возникших проблем с их эвакуацией и размещением правительство было вынуждено принять специальный «Закон об обеспечении нужд беженцев», который в общеимперском формате предусматривал выделение в 1915 году 25 млн. рублей на «беззамедлительное удовлетворение настоятельных нужд беженцев» и учреждал под председательством министра внутренних дел Особое Совещание по устройству беженцев. В губернских масштабах закон возлагал «местное попечение о беженцах и их дальнейшей судьбе... на земские учреждения и городские общественные управления» [25, с. 11-14].

Власти, общественные организации и население Владимирской, Костромской и Ярославской губерний в середине лета 1915 года в большинстве своем проявляли искреннее участие к судьбам беженцев. Газета «Старый Владимирец», например, писала: «.волна беженцев докатывается и до нас.

24

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

© Гулин А.О., 2015

Беженцы на территории Владимирской, Костромской и Ярославской губерний в годы Первой мировой войны

Скоро они будут стучаться и в двери нашей Владимирской губернии. Надо будет незамедлительно раскрыть двери и приютить их у себя... Это дело должны безотлагательно взять в свои руки местная администрация, земства и городское самоуправление» [26]. Владимирское Губернское Земское собрание 5 сентября 1915 года постановило дело помощи беженцам поручить образованному Губернскому Комитету, который на своем заседании совместно с представителями городов определил план первоочередных мероприятий и составил смету предстоящих расходов. Всего к началу октября 1915 года для помощи беженцам в Комитет «поступило 56 тыс. руб. (31 тыс. от Всероссийского Земского Союза и 25 тыс. от Губ. земства)» [30, с. 133]. В Ярославской губернии 28 июля и 21 августа 1915 года были образованы Городской Комитет и Губернская Комиссия помощи беженцам [13, л. 1 об.] Аналогичные органы были созданы в Рыбинске и Ростове [14, л. 1].

25-26 сентября в Костроме состоялось заседание Губернского Земского Комитета с участием общественности городов, уездов и кооперативных обществ, где «в срочном порядке был образован Губернский Объединенный Комитет по устройству беженцев» [1, с. 271]. На заседании были проанализированы возможности размещения беженцев в губернии на постоянной основе. Предварительные расчеты уездных руководителей и специалистов показывали, что Галичский уезд мог принять 2 тыс. человек, Буйский и Юрьевецкий - по 1 тыс., Кинешемский и Костромской - по 4 тыс., Нерехт-ский - 2 тыс. и Макарьевский - 3,5 тыс. беженцев. Общее число прибывших в губернию могло составить не менее 17,5 тысяч человек [7, л. 5 об. - 6].

Во второй половине 1915 года вынужденные переселенцы из западных областей России были размещены также и в промышленных центрах Владимирской губернии - городах Иваново-Вознесенске и Шуе. Порядок прибытия, регистрации, расселения и содержания беженцев в этих городах в общих чертах совпадал с установившимся в других городах и уездах Верхневолжских губерний. Так, в Иваново-Вознесенске «распределение беженцев, продовольственная и врачебная помощь им оказывалась в едином санитарно-питательном пункте», расположенном в частном доме [3, с. 390]. Для оборудования пункта понадобились денежные средства в размере 1332 рублей [5, л. 473]. Проблема последующего расселения беженцев решалась путем выдачи так называемых «квартирных пайков», которые в течение сентября - декабря 1915 года получили 843 беженца, а их сумма составила 1246 рублей [6, л. 492]. В Шую было направлено гораздо меньшее количество беженцев, чем в Иваново-Вознесенск, чем и объяснялись определенные различия в порядке размещения и обеспечения беженцев.

Такой многогранный вопрос, как доставка, размещение и содержание десятков тысяч напуганных, озлобленных, голодных и часто больных людей, требовал постоянной многоуровневой отчетности. В начале октября 1915 года Главный Отдел по устройству беженцев просил губернские комитеты «каждые пять дней сообщать телеграммой (Москва - Собеж): 1) сколько беженцев и в какие железнодорожные пункты прибыло за истекшие пять суток; 2) какое количество беженцев и в какие железнодорожные пункты может быть направлено в течение ближайших пяти суток» [8, л. б/н]. Таким образом, расположенные в Верхневолжском регионе губернии в полном объеме испытали всю тяжесть ситуации, при которой «тысячи людей совершенно разорены, нищие в полном смысле слова, старики, женщины и дети, босые, почти раздетые требуют о себе заботы общества и общественных организаций» [16, с. 228].

Основные направления деятельности Губернских Комитетов и Комиссий заключались в следующем: «.выработка общего плана помощи беженцам в губернии, заведование приемом и расселением беженцев по уездам, распределение денежных средств, полученных от казны и других источников, между уездными организациями. Главной заботой являлось обеспечение беженцев средствами к жизни (жилье, питание, работа)» [24, с. 93]. В состав комитетов избирались представители национальных организаций, органов власти, земств и других слоев провинциального общества. Из числа членов комитетов образовывались комиссии, призванные решать определенные задачи: регистрация прибывающих беженцев, поиск помещений для расселения, организация санитарного и медицинского обслуживания, трудоустройство, распределение денежных средств и т.п. [13, л. 20].

Главная проблема комитетов и комиссий всех уровней заключалась, безусловно, в расселении людей, число которых летом-осенью 1915 года увеличивалось от месяца к месяцу. Как известно, массовое движение беженцев в тыловые регионы России, обозначив свой максимум в сентябре-октябре, завершилось в ноябре-декабре 1915 года. «К середине сентября 1915 года “в различных губерниях находилось около 750 тыс. беженцев”, включая всех прибывших в тыл с начала войны. В следующие 3,5 месяца только маршрутные поезда вывезли на восток свыше 2 млн. человек» [18, с. 135]. Следует также отметить, что «за вторую половину 1915 года в порядке организованной эвакуации объектов государственного значения вывезли в тыловые губернии примерно 4000 учреждений и учебных заведений, заводов и фабрик, монастырей и т.д.» [18, с. 136]. Так, за июль 1915 года в Ярославскую губернию прибыли 887 беженцев, к 1 сентября их насчитывалось 4000, а к 1 октября - уже 6325 человек [13, л. 70]. К концу ноября

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015

25

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

1915 года в Ярославле было поставлено на учет свыше 10175 беженцев [21, с. 3].

Решение жилищных проблем беженцев Губернские и Городские Комитеты пытались найти в организации убежищ-общежитий казарменного типа, в каждом из которых размещалось от 20 до 400 человек по национальному признаку. При общежитиях создавались кухни, занимавшиеся приготовлением обедов, стоимость которых не превышала 15 копеек в день на человека. Те из беженцев, кому удавалось поселиться на частных квартирах, получали ежедневный продовольственный паек, размер которого не превышал 20 копеек. В планах беженских комитетов подчеркивалось, что эти средства выдавались с целью не «совершенно обеспечить беженца, а только поддержать его до приискания себе заработка» [13, л. 2 об.].

Не менее остро стоял вопрос с трудоустройством беженцев. Комиссии по трудоустройству Городских Комитетов помощи проводили большую работу по отысканию вакансий на заводах и фабриках, в организациях и учреждениях губерний с тем, чтобы привлечь к трудовой деятельности сотни и тысячи прибывавших. В основном, на предприятиях были востребованы рабочие профессии -строителей, металлообработчиков, пильщиков леса, портных и чернорабочих. Однако, как оказалось впоследствии, активное внедрение беженцев в производственную жизнь городов и уездов «вызывало определенное раздражение в местной рабочей среде»: беженцы «предлагают свой труд за половину той цены, за которую местные рабочие раньше беженцев подрядились выполнять ту или иную работу, вследствие чего коренные рабочие бывают поставлены в необходимость - или работать на таких же условиях, как беженцы, или же приискивать работу в других местах» [17, с. 332].

Костромским Губернским Комитетом помощи беженцам для организации правильного учета перемещения беженцев было принято решение «снабжать каждую семью так называемым билетом беженца» [9, л. 74]. Это позволило в некоторой степени упорядочить систему выдачи денежной и товарной помощи, ввести учет раздаточных ведомостей, в которые заносились сведения о прежнем месте жительства беженца, его персональные данные, размер и сроки выдачи пособий [9, л. 96]. Размер денежного пособия определялся количеством членов семьи беженца, их доходами и составлял:

«1. Продовольственный паек по 20 коп. на человека в день.

2. Квартирное довольствие по 5 коп. на человека в день.

3. Стирка белья, баня, мыло в целях профилактики по 30 коп. на человека в месяц.

4. Врачебная помощь по 50 коп. на человека в месяц.

5. Удовлетворение образовательных нужд по 50 коп. в месяц на детей» [10, л. 14].

Одним из главных моментов в своей работе беженские комитеты считали привлечение к делу оказания помощи нуждающимся общественности городов и уездов, широких слоев населения. Через печать информация о предстоящих мероприятиях доводилась до жителей, на страницах губернских и уездных газет печатались результаты проводимых благотворительных акций. Так, «Поволжский вестник» сообщал о том, что «в четверг 1 октября городским комитетом о беженцах был устроен фургонный сбор вещей в пользу беженцев, причем в обращение были пущены для денежных пожертвований также и кружки. Подсчет пока не закончен, но приблизительно в 29 кружках... собрано около 500 рублей» [22]. По информации газеты, в последующие дни распределением собранных вещей занималась вокзальная комиссия комитета, причем большая часть одежды и обуви была выдана вновь поступающим беженцам, поскольку «прибывающие из Волынской и Гродненской губ. беженцы, в особенности дети, буквально раздеты и потому устроенный Комитетом сбор вещей был вполне своевременным». Собранные «кружечные» деньги комиссия намеревалась потратить на покупку валеных сапог [23].

Общественностью губернских и уездных городов уделялось внимание организации благотворительных спектаклей и концертов в пользу беженцев. «Музыкально-драматический кружок Т-ва БКЛМ намеревается в ближайшее воскресенье дать в Волжском саду спектакль, весь доход с которого поступит в пользу беженцев», - такие объявления были нередки в неофициальных разделах выходивших в Костроме газет [2, с. 79]. В рапорте от 2 декабря 1915 года Нерехтский уездный исправник представлял костромскому губернатору «.отчет по спектаклю, данному 22 Ноября в селе Середа в училищном зале при фабрике Т-ва М-р, основанных И.И. Скворцовым, в пользу местных беженцев и квитанции. в приеме вырученной суммы 115 р. 20 копеек» [11, л. 482]. «В городе Вязники Владимирской губернии проведенный силами местного драмкружка спектакль в пользу беженцев дал 486 р. 73 к. чистой прибыли», - сообщал «Старый Владимирец» в сентябре [27], а позднее - газета информировала о том, что в пользу детей-бежен-цев «Общество детской помощи» поставило в театре «Ампир» 5 сентября 1915 года спектакль - феерическую сказку «Аленький цветочек», выручка от которого составила 200 рублей [28].

Еще одной проблемой, с которой столкнулись и организаторы помощи, и, в первую очередь, сами беженцы, стала проблема психологической адаптации прибывших в Верхневолжские губернии «западников» к «.иной этнической, языковой и культурно-бытовой среде» [24, с. 95]. Так, в ярославском Городском Комитете помощи беженцам отмечали, что «первое время беженец в чужом и

26

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

Беженцы на территории Владимирской, Костромской и Ярославской губерний в годы Первой мировой войны

чуждом по национальности городе совершенно чувствует себя растерянным, часто не зная даже русского языка» [13, л. 2]. В этой связи в органах помощи разных уровней было заявлено о необходимости сохранения у беженцев национальной самобытности, поддержки у них чувства собственного достоинства и самоуважения. Непосредственная забота о духовных, культурных и образовательных потребностях беженцев возлагалась на региональные отделения национальных обществ и благотворительных организаций, деятельность которых имела всероссийский охват и смягчала недостатки государственной системы помощи беженцам. В Ярославле, например, к концу 1915 года «для беженцев были открыты школьные комплекты: 3 русских, 2 польских, 3 латышских, 2 литовских, 4 еврейских, а всего 14 комплектов, в которых обучалось до 600 детей беженцев» [24, с. 95]. В Заволжском районе Костромы, где проживало большинство из осевших в городе латышей, была открыта школа с преподаванием латышского языка, а Литовское общество по оказанию помощи пострадавшим от войны «организовало шитье белья и обуви для беженцев, открыло дешевую столовую и приют для детей беженцев с сапожной и столярной мастерской» [1, с. 273]. Членами национальных обществ в пользу различных категорий беженцев проводились культурные мероприятия, о чем свидетельствует, например, следующее объявление: «Правление Литовского общества просит не отказывать в любезности выставить на видном месте прилагаемое объявление об устраиваемом 26 ноября спектакле в пользу детей-сирот, призреваемых в приютах» [12, лл. 18-19]. Во Владимире в сентябре 1915 года «были открыты ясли и детский сад на 30-40 детей. Начал работу приют на 100 детей в помещении 2-го высшего начального училища. Польский комитет на свои средства открыл приют на 20 детей... Для бедных ребят-бе-женцев была открыта школа на 50 человек в доме учительского общежития» [30, с. 134].

По состоянию на 1 декабря 1915 года во Владимирской губернии находилось 22090 беженцев, в том числе 7011 человек, поселившихся в городах. Непосредственно во Владимире поселились 2054 человека, в том числе 899 поляков, 233 еврея, 45 латышей и 4 человека татарской национальности [4, л. 141-144]. Распределение беженцев по уездам носило неравномерный характер: если в Ковров-ском, Владимирском, Шуйском и Покровском уездах расселились 4454, 3750, 3743 и 3127 человек, то в Судогодском, Юрьевском и Суздальском - зарегистрировались всего 137, 135 и 8 человек. Такие различия в расселении беженцев объяснялись тем, что «главная волна беженцев шла по Нижегородской железной дороге и основная масса поселилась в уездах, которые обслуживаются этой дорогой. По Северной железной дороге волна шла

меньше, поэтому уезды по этой дороге менее заселены, а уезды, отстоящие от железной дороги, вообще практически не коснулось движение беженцев» [29].

Объем работ, выполненный губернскими учреждениями Костромы совместно с общественностью, позволил к началу 1916 года в основном решить вопросы регистрации, расселения, выдачи пособий и оказания медицинской помощи 13178 беженцам [7, л. б/н]. Под покровительством национальных организаций и обществ, действовавших в Костромской губернии, - Польского, Западно-Русского, Литовского, Латышского и Еврейского - находились 8968 человек [7, л. б/н]. В Ярославской губернии, по данным на 1 марта 1916 года, находилось 33616 беженцев, из которых 20800 человек проживали в городах и 12816 -в уездах [15, л. 50 - 50 об.].

Таким образом, во второй половине 1915 года в России в целом, и в Верхневолжских губерниях в частности, был проведен большой объем работ по размещению населения, эвакуированного из западных областей, ставших театром военных действий. В этот период начала складываться система государственных и общественных органов помощи беженцам, организационное оформление получили приоритеты органов власти в этом вопросе. Практическая реализация принятых законов и намеченных программ легла на плечи губернских, городских и уездных «беженских» организаций и напрямую зависела как от размеров финансовой поддержки органов государственной власти, так и от уровня развития социальной инфраструктуры и кадровой политики в регионах.

Библиографический список

1. Басов Н.Ф., Аристова О.А. Опыт помощи беженцам в Костромской губернии в годы Первой мировой войны // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -2008. - Т. 14. - № 3. - С. 270-274.

2. Бердова О.В. Благотворительность и социальная помощь в Костромской губернии (XIX -нач. ХХ в.). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 318 с.

3. Бутрин Е.С. Беженцы в Шуе и Иваново-Вознесенске в годы Первой мировой войны // Государство, общество и церковь в истории России ХХ века: материалы XIII междунар. науч. конф.; Иваново, 12-13 марта 2014 г.: в 2 ч. - Иваново: Иван. гос. ун-т., 2014. - С. 389-398.

4. Государственный архив Владимирской области (ГАВО). - Ф. 981. - Оп. 1. - Д. 83.

5. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). - Ф. 2. - Оп. - 1. - Д. 5499.

6. ГАИО. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 4499.

7. Государственный архив Костромской области (ГАКО). - Ф. 1026. - Оп. 1. - Д. 2.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015

27

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

8. ГАКО. - Ф. 1026. - Оп. 1. - Д. 116.

9. ГАКО. - Ф. 205. - Оп. 3. - Д. 290.

10. ГАКО. - Ф. 205. - Оп. 3. - Д. 292.

11. ГАКО. - Ф. 133. - Оп. 2. - Т. 9. - Д. 12526.

12. ГАКО. - Ф. 1026. - Оп. 1. - Д. 93.

13. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Ф. 509. - Оп. 1. - Д. 1738.

14. ГАЯО. - Ф. 485. - Оп. 1. - Д. 1183.

15. ГАЯО. - Ф. 137. - Оп. 1. - Д. 5215.

16. Журналы Костромской городской думы за 1915 год. - Кострома: Типография А.С. Азерского, 1916.

17. Кищенков М.С. Европейские диаспоры в годы Первой мировой войны на территории Ярославской губернии // Ярославский педагогический вестник (Гуманитарные науки). - 2001. -№ 1. - С. 329-333.

18. Курцев А.Н. Беженство // Россия и Первая мировая война. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. -С. 129-146.

19. Курцев А.Н. Беженцы первой мировой войны в России (1914-1917) // Вопросы истории. -1999. - № 8. - С. 99-113.

20. Лор Э. Русский национализм и Российская империя: Кампания против «вражеских подданных» в годы Первой мировой войны: пер. с англ. -М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 304 с.

21. Обзор деятельности Ярославского Городского Комитета помощи беженцам по 27 ноября

1915 года. - Ярославль, 1915.

22. Поволжский вестник. - 1915 год. - № 2708. -

3 октября.

23. Поволжский вестник. - 1915 год. - № 2719. -16 октября.

24. Попинова М.В. Организация помощи беженцам Первой мировой войны (на примере деятельности Ярославского Городского Комитета помощи беженцам) // Народ, политика, власть в истории России: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Г.Н. Кочешкова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2000. - С. 91-97.

25. Справочная книга Ярославской губернии на

1916 год. - Ярославль: Типография Губернского правления, 1916.

26. Старый Владимирец. - 1915 год. - № 165. -2 августа.

27. Старый Владимирец. - 1915 год. - № 190. -

4 сентября.

28. Старый Владимирец. - 1915 год. - № 206. -25 сентября.

29. Старый Владимирец. - 1915 год. - № 272. -16 декабря.

30. Суслина О.Н. Беженцы в г. Владимире в годы Первой мировой войны // Материалы областной краеведческой конференции «Город Владимир. Век ХХ (2 апреля 2001 года)». - Владимир, 2002.

28

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.