Научная статья на тему 'Бездомность как феномен культуры: опыт культурологического анализа'

Бездомность как феномен культуры: опыт культурологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗДОМНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ ЛИЧНОСТИ / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ ЖИЗНИ / HOMELESSNESS / SOCIO-CULTURAL SPACE / EVERYDAY PRACTICES OF THE INDIVIDUAL / MARGINALITY / LIFE STYLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вербина О.В., Гламазда С.Н.

В статье рассматривается феномен бездомности, как экзистенциальное состояние, как следствие и одновременно причина социальных рисков, а также анализируется антиномичная парадигма бездомности, проявляющаяся в различных контекстах. Авторы предлагают основные исследовательские концепции, значимые для понимания бездомности как феномена культуры в социокультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бездомность как феномен культуры: опыт культурологического анализа»

Вербина О.В.1, Гламазда С.Н.2 ©

1 Ассистент, кафедра теории и истории культуры;

2старший преподаватель, кафедра иностранных языков.

Белгородский государственный институт искусств и культуры

БЕЗДОМНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

Аннотация

В статье рассматривается феномен бездомности, как экзистенциальное состояние, как следствие и одновременно причина социальных рисков, а также анализируется антиномичная парадигма бездомности, проявляющаяся в различных контекстах. Авторы предлагают основные исследовательские концепции, значимые для понимания бездомности как феномена культуры в социокультурном пространстве.

Ключевые слова: бездомность, социокультурное пространство, повседневные практики личности, маргинальность, стиль жизни.

Keywords: homelessness, socio-cultural space, everyday practices of the individual, marginality, life style.

Дефиниция «дом» в культурах различных народов мира является способом оформления бытия личности, показателем целостности и единства мироощущения человека. В философской онтологии дом традиционно выступает базовой константой человеческого бытия. Культурно-семантическое пространство дома связано с психологическим состоянием обустроенности, реализации личностных смыслов и ценностей. Социальное пространство дома выступает средством социализации и политизации человека, механизмом его включения в морально-этическую плоскость. Домовладение, принадлежность человека к дому, включенность в его социальное пространство - таков парадигматический ряд одного из основных признаков института гражданства в политических системах античности, средневековья, нового времени и современного общества. Антиномичная парадигма бездомности, проявляющаяся в материальном контексте - как отсутствие внешних стен и крыши; в биологическом - как неукорененность, утрата своей экологической ниши; в социокультурном - как метафизическая бездомность владельцев жилища [3, 35], всегда выступает показателем асоциальности человека, низкого социального статуса личности, социального неблагополучия, социального дна. Именно поэтому бездомность можно назвать состоянием аксиологической и мировоззренческой неопределенности, что актуализирует обращение к исследованию этого феномена особенно в периоды социальной аномии и общественной трансформации, когда наступает утрата старых (традиционных) и начинается приобретение новых культурных идеалов.

Бездомность как социокультурное явление у многих исследователей рассматривается сквозь призму феномена маргинальности и часто сводится к набору синонимичных, как правило, негативных, клише-образов, сформированных под влиянием традиции общественного мнения: бездомный - это нищий, без определенного места жительства, без регистрации, без прошлого и будущего. Это значение фиксирует толковый словарь В.И. Даля: бездомный - тот, «у кого нет своего дома, крова, пристанища, приюта» [2, 61]. Производный глагол «бездомничать» в его же словаре трактуется как «проживать в людях, на стороне, без своего дома, избы, жилья, крова, приюта, шататься по заработкам, батрачить, бобыльничать, выживать в людях» [2, с. 61] и семантически содержит в себе указание на определенный асоциальный образ жизни человека, на специфику его взаимоотношения с

© Вербина О.В., Гламазда С.Н., 2016 г.

обществом в целом. Сходная в целом трактовка «бездомного» содержится и в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «человек, не имеющий жилья, приюта» [6, 40].

З. Соловьева рассматривает феномен бездомности с позиций социологии повседневности как своеобразный институциональный статус человека, образуемый взаимосвязанными процессами первоначального исключения бездомных из социального пространства социальных институтов общества (с обратным возвращением) и включения бездомных в «уличное сообщество» (с последующим исключением из него) [7, 27]. Процессы исключения из любого общества, по мнению исследователя, всегда сопровождаются формированием «стигмы», как особого признака дискредитации человека, как показателя разрыва имеющихся социальных связей и изменения повседневного стиля жизни. Этап стигматизированности демонстрирует завершение процесса трансформации социальной идентичности личности и формирование институционального статуса «бомжа» как трансформацию повседневных практик личности без существенного изменения его личностных установок и ценностей.

Процесс формирования бездомности не всегда связан только с изменением индивидуальных практик, это, прежде всего, есть результат коренных изменений в социуме. Феномен бездомности присущ любому типу общества, а современное общество, по мнению С.В. Климовой, расширяет и усложняет его [4, 36]. Если на этапе стабильного развития общества феномен бездомности переходит в индивидуально-личностную плоскость житейской несостоятельности, то на переломных этапах общественного развития проблема бездомности, по ее мысли, актуализируется в социетальном плане. На это указывал еще Хайдеггер, определяя современную эпоху как эпоху всеобщего нигилизма, главный признак которой - бездомность современного человека. Корни бездомности в современном глобальном обществе, по мнению Хайдеггера, коренятся в безродности человека, в увеличении числа мигрантов [5, 338]. Противостоять глобальному нигилизму и бездомности человека может только философия как «... .ностальгия, тяга повсюду быть дома», по меткому выражению Хайдеггера. Экзистенциальная метафора ностальгии по прошлому, тоски по дому, которого больше нет с конца 19 века становится неотъемлемой частью феномена бездомности.

Экзистенциализм открывает новые грани в феномене бездомности. И если с традиционной точки зрения феномен бездомности всегда нес в себе зерно социального отрицания, с которым необходимо бороться, то экзистенциальное восприятие бездомности меняет системы координат.

Французский философ Ж.П. Сартр говоря, «мое место - это всегда «здесь»», в экзистенциальном смысле обращает внимание на то, что место человека определяется, прежде всего, его целеполаганием. Соответственно, само отсутствие дома в сущности невозможно для человека, его дом там, где он сам находится. Фундаментальной характеристикой человеческого бытия становится уже не дом, по мысли Сартра, а практически бездомность, как свобода, как необходимость постоянного изменения местонахождения в творческом порыве [5, 586]. Продолжая мысль Ж.П. Сартра, современный российский ученый Ф. Гиренок считает бездомность, безбытность негативно воспринимаемыми понятиями только для общества, а не для отдельной личности. Человеку открываются безграничные перспективы, свобода и легкость бытия и значительный недостаток - бездомность, - становится его существенным преимуществом [2, 312].

Идея реализации свободы в процессе эмансипации от связывающих событий проживания в доме, вносит определенные изменения в трактовку феномена маргинальности и соответственно бездомности. По мнению Р. Парка, маргинальный человек является наиболее свободным типом личности, так как он не связан с традиционной моралью и культурой. С.А. Стивенсон утверждает, что отсутствие определенного места проживания и семейных связей у человека не всегда определяется статусом бездомности. В качестве примера он приводит образ жизни цыган [8, 27], которые, при кочевом образе жизни, не имея постоянного жилья, не причисляют себя к бездомным. Статус и престиж цыган формируется

не на основе принадлежности к обозначенному месту жительства, а на основе членства в собственном сообществе.

С подачи экзистенциальной философии в современной культурологии складывается своеобразная практика «гражданина мира», которая определяет принадлежащего к ней индивида как бездомного, не имеющего постоянного места жительства. В этой связи невозможно не вспомнить первого социального космополита Диоген Синопский и его последователей киников, которые считали потребность человека в доме, семье мнимой потребностью. Человек, по их мнению, должен ощущать себя представителем всего человечества, для которого общим домом является Земля. В этом смысле пространство дома расширяется до пределов ноосферы, делая ее настоящим домом всего человечества, а не бездушным социально-экономическим пространством как совокупностью экономического базиса и надстройки.

В современном глобальном обществе дом представляет собой физическое и духовное пространство обитания человека, сферу, где каждый человек чувствует себя комфортно. Чем больше жилье подходит человеку по различным характеристикам комфортности, уютности, красоте, - тем увереннее человек чувствует себя в нем, не завидует другому и не боится чужого. Если представить, что у каждого человека появился бы дом, которым бы он дорожил, и если бы общим домом для него стала бы наша планета, Вселенная, а не только отдельная квартира, существование человечества было бы принципиально иным. Из этого следует, что бездомность представляет собой понятие, характеризующее холод и пустоту пространства, в котором мы обитаем.

Человеческая квинтэссенция определяется стремлением к обретению собственного Дома, и без ее воссоздания рассуждать о дальнейших перспективах развития и существования человечества бессмысленно. В нынешних условиях социальной нестабильности России и трансформации национального сознания, важным фактором является оздоровление социальной атмосферы - распространение конкретных положительных представлений и знаний о Доме, его утверждающих основаниях и принципах, преодоление ситуаций риска, развивающихся в связи с наличием данной проблемы.

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль ; предисл. А.М. Бабкина. - М. : Русский язык, 1978. - Т.1 : А-З. - 699 с.

2. Гиренок Ф. Патология русского ума. Картография дословности. - М. : Аграф, 1998. - 416 с.

3. Говорунов А.В. Дом, дома, дому. Сборник материалов конференции. - СПб., 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.antropology.ru/ru/we/govorun.html

4. Климова С.В. Кризис и дом // Социальный кризис и социальная катастрофа. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С.35-38.

5. Марков Б.В. Бездомность человека в постсоветском пространстве // Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конф., вып. 3. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - С.324-350.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1972. С. 40.

7. Соловьева З. Обитатели «ночлежки» и других благотворительных организаций в перспективе социологии повседневности / З. Соловьева // Невидимые грани социальной реальности: вып. 9. -СПб., 2001. - С. 27.

8. С.А. Стивенсон - О феномене бездомности // Социологические исследования. - 1996. - №8. -С.27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.