Научная статья на тему 'Без революций? Поля и пространства в эпоху "социальной инволюции"'

Без революций? Поля и пространства в эпоху "социальной инволюции" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВОЛЮЦИЯ ПОЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ПОЛЕ ВЛАСТИ/ПОЛИТИКИ / ПОЛЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВА ПРЕМОДЕРНА / МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА / КОГНИТИВНЫЕ МОДУСЫ ВЛАСТИ / ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ / СИМУЛЯКРЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / INVOLUTION OF SOCIAL SPACE FIELDS / POWER/POLICY FIELD / FIELDS OF SCIENCE AND EDUCATION / SOCIETY OF PRE-MODERN / MODERNITY AND POSTMODERN / COGNITIVE MODES OF POWER / KNOWLEDGE PRODUCTION / SIMULACRA / INTERDISCIPLINARITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тынянова Ольга Николаевна

В статье обсуждается влияние экономических и социально-политических кризисов, а также инволюции полей власти/политики и экономики на развитие инволюционных процессов в полях науки, культуры и образования. Рассматриваются различия в динамике развития данных полей в связи с когнитивными модусами власти/политики в обществах премодерна, модерна и постмодерна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Without Revolutions? Fields and Spaces in the Era of ‘Social Involution’

The degree and mechanisms of the destructive influence of political and economic crises and the involution of social space on processes in the scientific and educational environments is still a poorly understood issue, although it is acute even for developed countries. In this paper, I represent a short review of the new issue of “Space and Time”. Within a matter of this review, using method of historical reconstruction, system and structural, problem and comparative analysis, as well as P. Bourdieu’s H. Lefebvre’s theory of social space and A. Doktorovich’s concepts of dynamic social fields, I consider social involution in fields of education and science in close relation to similar processes in fields of power/policy. Even in Late Modernity (by Peter Osborne), no matter how much the agents of the fields of power/politics or economy (subjects of actions, interactions and relations forming these fields) seek to establish the appropriate (political or economic) maximum control over the fields of science and education, such agents cannot cause their involution or destroy conditions for future scientific revolutions. Moreover, these agents are not interested in such involution, because both economy and policy of modernity are need of major scientific achievements. In view of this, the fields of science and education, as well as scientific revolutions are not threatened even by the merging of power and capital in late modernity. In eras of both Pre-modern and Modernity, such a threat is the death of agents of the fields of science and education or their (and their concepts and ideas) forcible removal from these fields because of mutuallyor unilaterally-aggressive actions and interactions in the field of policy (military aggression, revolutions, religious or political persecutions), or on the score of destruction of the fields of science and education that arose as a result of such actions and interactions (or as a result of ‘troublous times’, i.e. deep crisis and degradation of fields of power/policy and economy). A fundamentally different situation develops in the postmodern era. Postmodern cognitive ‘modus operandi’ of subjects of power/policy/economics (‘to be unwilling to know and act’ / ‘to be unwilling to know and not to act’) is effected as a control over both agents of the fields of science/education and corresponding environments in form of extending of ‘reluctance-to-know’ relationships to them. As a result, both science and education are turned into simulacra. Final objective of this is the transformation of education and science, their fields and agents of these fields into banking products, which is designed to ensure the stable (without social revolutions) existence of the political elite. However, this ensures not prevention of social revolutions, but the impossibility of scientific ones. Since this is nothing but a catastrophe of cognitive degradation, I conclude that to overcome this catastrophic scenario, it is necessary to ‘increase dimension’ of the spaces of science and education through multidisciplinarity.

Текст научной работы на тему «Без революций? Поля и пространства в эпоху "социальной инволюции"»

БЕЗ РЕВОЛЮЦИЙ? ПОЛЯ И ПРОСТРАНСТВА В ЭПОХУ «СОЦИАЛЬНОЙ ИНВОЛЮЦИИ»

Столетие социального потрясения всемирного масштаба, и по сей день остающегося предметом острейших общественных и научных дискуссий в России и неослабевающего исследовательского интереса за рубежом (к концу юбилейного года поисковик базы Google Scholar на словосочетание «October Revolution» дает более 20 тыс. результатов), безусловно, останется главным событием 2017-го, в том числе и в «поле науки» (П. Бурдьё) - и главным поводом для переосмысления социально-гуманитарной «системы координат». Сказанное справедливо и для нового выпуска журнала «Пространство и Время», открывающегося попыткой именно такого концептуального переосмысления (интервью с президентом Института Ближнего Востока, кандидатом экономических наук Е.Я. Сатановским «Неизбежность революций, величие империй, ничтожность элит...»; «Пространственно-временные рамки революции» доктора философских наук О.А. Мирошниченко; «Восточное христианство и социальные преобразования 1917 г. в России: специфика взаимосвязи» доктора политических наук H.A. Компевой). Не претендуя на столь же концептуальный анализ в своем введении и тем более не пересказывая содержание названных публикаций, особо отмечу лишь затронутый в них собственно «пространственный» аспект, топологию социальных трансформаций: бунт рождается на периферии, географической и социальной, - перевороты и революции начинаются в географических и социальных центрах: для успешности революций (не говоря уже о переворотах) необходимо, чтобы их «делатели» (даже и не из числа собственно контрэлиты) не просто оказывались в крупных городах, а впоследствии и контролировали таковые, но и находились в такой организационной (институциональной) близости к правящей элите (к главному центру «поля политики», в терминологии Бурдьё), которая допускала бы возможность максимально быстро и эффективно «перехватить» власть. Таковыми при ближайшем рассмотрении оказывались практически все революции, будь то Нидерландская и Английская буржуазные, Великие французская и Октябрьская1, Славная (в Англии), «бархатная» и «цветные» в странах Восточной Европы и на постсоветском пространстве и даже кубинская революция 1953-1956 гг.2. Представления о топологии социально-политических трансформаций, их спатиогенезе, позволяют обнаружить и нечто общее у руководства упомянутых успешных революций: все они, помимо непременной харизмы лидера, обладали - кто в силу происхождения, кто в силу карьеры или образования - не только даром, но и как минимум базовыми навыками формирования эффективных взаимно- или хотя бы нейтрально-содействующих социальных взаимодействий со сторонниками, в том числе потенциальными, и перевеса во взаимно-агрессивных взаимодействиях с противниками3. Все они с самого начала своей революционной деятельности входили в уже хотя бы относительно сложившееся пространство социальных действий, взаимодействий и отношений и, будучи кто представителями первоначально родовой аристократии (Вильгельм I, Мориц и Вильгельм III Оранские, П. Баррас), а затем партийной элиты, кто талантливыми военачальниками - как из числа знати (принцы Оранские) или обедневшего дворянства (Наполеон), так и из слоев буржуазии разной степени обеспеченности (Кромвель, Ф. Кастро, Мустафа Кемаль Ататюрк), - кто лицами с юридическим образованием4 (Дантон, Робеспьер, Ленин, Кастро, аятолла Хомейни), оказывались способными трансформировать поля власти/политики, повышая уровень их организации и становясь в этих полях самостоятельными «аттракторами». Все они, замечу, были фанатично преданы идее (даже если таковой оказывалась идея рынка и личного обогащения, как в случае руководителей «цветных» революций - контрреволюций конца XX в.).

Однако с вытеснением из поля власти/политики (а также из поля экономики) пассионариев субпассионариями (в терминологии Л.Н. Гумилева) происходит как девальвация идеологии, так и регресс взаимодействий и отношений не только с «широкими массами» рядовых сторонников, но и внутри самой элиты (частичная деструкция взаимно-содействующих отношений с превращением их во взаимно-нейтральные, а то и во взаимно-агрессивные). Консолидация общества при этом деградирует до состояния ложного консенсуса5, ценности - до их имеющих рыночную цену симулякров, а идеология - до набора «социальных мифов», призванных обеспечивать легитимность контролирующей поле власти/политики/экономики части правящей элиты и харизму отдельных ее представителей. Для такого состояния социального пространства и направления его развития я буду далее использовать термин «социальная инволюция»6, применяющийся сегодня не только к странам c неразвитой или стагнирующей

1 Имеется в виду август 1917 г, когда во время корниловского мятежа Временное правительство привлекло к своей защите большевиков. В результате последние получили контроль над Советами рабочих и солдатских депутатов, возможность легально вооружаться и фактический доступ непосредственно в действующую структуру власти.

2 В 1950 г. лидер кубинской революции Ф. Кастро Рус вступил в Партию кубинского народа («Ортодоксов») и едва не оказался выдвинутым от нее в парламент; после распада партии в 1952 именно ее бывшие члены составили созданную Кастро группу, начавшую подготовку к борьбе за свержение диктатуры Батисты.

3 О содействующих, нейтральных и агрессивных социальных действиях, взаимодействиях и отношениях см. подробнее: Докторович А.Б. Поля социального пространства: социальные взаимодействия и отношения // Труд и социальные отношения. 2010. № 7. С. 26-38; Он же. Формализованное описание и классификация социальных действий, взаимодействий и отношений // Пространство и Время. 2011. № 2(4). С. 48-57.

4 Что в исламском мире означает 1) наличие также богословского образования и 2) по сей день значительное реальное влияние, в том числе и политическое, в обществе.

5 См., напр.: Krueger J. "On the Perception of Social Consensus." Advances in Experimental Social Psychology 30 (1998): 163-240; Dahlberg L. "The Habermasian Public Sphere: Taking Difference Seriously?." Theory and Society 34.2 (2005): 111-136.

6 Заимствованные из естественных и точных наук термины давно и довольно успешно используются социальными и гуманитар-

экономикой, сверхзакрытой элитой и высоким уровнем коррупции от беднейших африканских государств до России конца 1990-х гг.1, но и ко всякому социуму с деградирующим уровнем организации соответствующих полей -взаимно-содействующих отношений при их девальвации вследствие девальвации лежащих в их основании ценностей2. (Замечу здесь в скобках, что затяжные экономические кризисы и общая деградация поля экономики являются признаками, но не причиной социальной инволюции - таковую причину следует искать именно и прежде всего в слабости административно-управленческой сферы и накапливающихся в ней ошибок принятия решения).

Безусловно, крайняя степень социальной инволюции - полная деградация полей власти/политики и экономики, - равно как и сильные взаимно- и даже нейтрально-агрессивные действия и взаимодействия в поле политики (военная агрессия, революции, религиозные и политические репрессии), делают проблематичным само существование полей науки, культуры и образования, поскольку ставят под угрозу жизни их акторов (агентов, в терминологии П. Бурдьё). Однако при всей взаимосвязи процессов в полях власти/политики и экономики, с одной стороны, и культуры, науки и образования, с другой, процессы в этих полях имеют собственную динамику - и собственную коннотацию слов «революция» и «переворот» (достаточно сравнить, например, лексемы «военный переворот» и «коперникианский переворот в науке»). Вопрос о взаимосвязи социокультурной динамики и космической погоды (и обусловленности первой факторами второй)3 - вопрос закономерный в данном контексте и сам по себе остающийся революционным, несмотря на без малого сто лет со времени его постановки - поднимается и в нынешнем выпуске журнала «Пространство и Время» («"Физические факторы исторического процесса" А.Л. Чижевского - миф или реальность? К 120-летию со дня рождения учёного» доктора физико-математических наук Б.М. Владимирского; «Синхронизация, десинхронизация, ресинхронизация и транссинхронизация процессов в природе и обществе» доктора медицинских наук, академика РАН В.А. Черешнева, доктора медицинских наук С.И. Степановой, доктора физико-математических наук А.Г. Гамбурцева и кандидата физико-математических наук Н.Г. Гамбурцевой). Возникают, однако, и иные закономерные вопросы: насколько глубокими должны быть экономические и социально-политические кризисы, а также и инволюция полей власти/политики и экономики, чтобы инволюционные процессы начались и в полях науки, культуры и образования; какова динамика влияния когнитивных модусов реализации власти -отношений знания - незнания (неопределённости) - нежелания знать4 на возможные процессы - как конструктивные (научные революции), так и деструктивные (стагнация и инволюция полей науки и образования) - в этих полях? В поисках возможных ответов на эти вопросы обращусь к содержанию данного номера.

Премодерн. Конец XI - начало XII вв. Близится к упадку Сельджукская империя, социально-экономическая и политическая инволюция здесь ведет к стремительному сокращению земельного фонда5 и выделению фактически самостоятельных султанатов (Керманского в 1041 г., Сирийского в 1074, Конийского, или Румского, в 1077). Но на тот же период приходится не только пик творчества аль-Газали («Жизнь и творчество Аль-Газали: опыт философского осмысления. Часть 1. Аль-Газали в оценках современников и "газалиана"Х1Х-ХХ вв.» доктора философских наук М.М. Аль-Джанаби), но формирование основных положений классического суфизма, собственно суфийской традиции и начало превращения ее в значимый элемент религиозной и культурной жизни мусульманского общества.

ными науками для качественного описания процессов и феноменов в социальной сфере. Применительно к социальному пространству термин «инволюция» (от лат. involutio - свертывание) в значении, заимствованном из биологических наук, активно применяется как в отечественных, так и в англоязычных социально-гуманитарных дисциплинах после того, как был введен в научный оборот в 1978 г. (см.: Makhulu A.-M., Buggenhagen B.A., Jackson S., eds. Hard Work, Hard Times: Global Volatility and African Subjectivities. Berkeley: University of California Press, 2010). Наряду с этим в научной литературе используется термин «деэво-люция», восходящий к идеям о телеономичности и даже телеологичности эволюции (наличия у нее целей) и о развитии живых организмов от худших форм к лучшим (см., напр.: Carter S.L. "From Sick Chicken to Synar: The Evolution and Subsequent DeEvolution of the Separation of Powers." Brigham Young University Law Review (1987): 719-813; Sprague R. "Orwell Was an Optimist: The Evolution of Privacy in the United States and Its De-evolution for American Employees." The John Marshall Law Review 42.1 (2008): 83-134; Пахарь Л.И. Деэволюция социального // Булгаковские чтения. 2013. Т. 7. № 7. С. 221-230; Цибульский В.Р., Соловьев И.Г., Быков Д.Н. Модель организации и самоорганизации древних поселений // Вестник кибернетики. 2013. № 12. С. 163-168). Соответственно, термин «деэволюция» используется названными авторами в смысле «развитие в направлении от "лучших" социальных форм к "худшим"», но не для описания процесса деградации/редукции самих форм и полей социального пространства.

1 Wang S. From Revolution to Involution: State Capacity, Local Power, and (Un)governability in China. New Haven: Yale University Press, 1991. PDF-file. <http://www.cuhk.edu.hk/gpa/wang_files/Involution.pdf>; De Waal A. "HIV/AIDS and the Threat of Social Involution in Africa." Towards a New Map of Africa. Eds. B. Wisner, C. Toulmin and R. Chitiga. London: Earthscan, 2005. 113-122; Burawoy M., Krotov P., Lytkina T. "Involution and Destitution in Capitalist Russia." Ethnography 1.1 (2000): 43-65.

2 Wang S. Op. cit.; Macpherson R. Rome in Involution: Cassiodorus' Variae in Their Literary and Historical Setting. Poznan, Poland: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza, 1989; Guerra L. "From Revolution to Involution in the Early Cuban Republic: Conflicts over Race, Class, and Nation, 1902-1906." Race and Nation in Modern Latin America (2002): 132-62; Ghosh J. "Societal Involution." Frontline 27 May 2016. Web. <http://www.frontline.in/columns/Jaya1i_Ghosh/socie1al-involu1ion/article8580502.ece>.

3 Подробнее об этом см., напр.: Владимирский Б.М. Космическая погода и социокультурная динамика [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2012. Т. 1. Вып. 2. Режим доступа: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/Tom1Vip2/rubr8-chelovek-i-sreda-obitaniya-st2-vladimirskij-2012.pdf.

4 О характерных для динамики «премодерн - модерн - постмодерн» эволюции (взаимо)обусловленных знанием (когнитивных) модусов функционирования политических элит «знаю и действую» / «знаю и не действую» (пре-модерн), « н е з н а ю и д е й с т в у ю » / « н е з н а ю и н е д е й с т в у ю» (модерн) и «н е ж е л а ю з н а т ь и действую» / «не желаю знать и не действую» (постмодерн) и соответствующих им (алетических) модусов управленческого решения - необходимого (премодерн), возможного (модерн) и случайного (постмодерн) подробнее см.: Тынянова О.Н. Власть и знание: к топологии «других пространств» // Пространство и Время. 2014. № 4(18). С. 10-13. Временные рамки модерна приняты по С. Тулмину и П. Осборну: середина XV в. - 1789 - ранний модерн, 1789-1900 - классический модерн, 1900-1989 - поздний модерн (Toulmin S. Cosmopolis: The Hidden Agenda of Modernity. Chicago: University of Chicago Press, 1992. 3-5; Osborne P. "Modernity Is a Qualitative, Not a Chronological, Category." New Left Review 192.1 (1992): 65-84).

5 Подробнее здесь и далее см.: История Востока. Т. 2. Восток в средние века / Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. М.: Восточная литература, 2002.

Рубеж XIII-XIV вв. Несмотря на все свое могущество, утвердившийся на севере Индии Делийский султанат сильным централизованным государством так и не стал. Социально-экономическая инволюция, как и ранее в империи сельджукидов, сопровождается сокращением земельного фонда (хотя последний постоянно пополняют владения покоренных индийских феодальных родов, отброшенных на географическую и социальную периферию султаната) и непрекращающейся вооруженной борьбы как между отдельными феодалами, с одной стороны, и султанами, с другой, так и между самими феодальными группировками. Однако ни в культурной сфере (литература, архитектура и градостроительство - в XIV в. в Индии начнется новая волна урбанизации), ни в сфере духовной инволюции не наблюдается - ни в мусульманских философии и теологии (прежде всего, суфизме), ни в философии ведантийской («"Адхикараш-саравали" как компендиум "Брахма-сутр" в системе ви-шишта-адвайта-веданты» магистра философии Н.А. Сафиной).

В целом, modus operandi политических элит премодерна («знаю и действую / знаю и не действую») обеспечивал существенную автономию полей культуры и образования от поля власти (за исключением, разумеется, власти религиозных институтов) и закладывал условия для формирования поля науки - не случайно самые первые университеты как Запада, так и Востока1 появляются именно в этот период.

Ранний модерн, особенно на Востоке, еще сохраняет относительную автономность полей культуры и особенно науки от поля власти/политики и возможных инволюционных процессов в нем. Так, происходившее в поле культуры Русского государства на протяжении практически всего XVI в. столкновение двух религиозных замыслов, двух религиозных идеалов (Г. Флоровский) - иосифлянства и нестяжательства - можно рассматривать как событие, скорее, в большей степени повлиявшее на процессы в поле власти/политики (и даже в поле экономики), нежели испытавшее на себе влияние такового. Эта специфика, правда, уже с гораздо меньшим успехом, проявится и в период социального кризиса эпохи раскола («Исихазм в истории христианства на Руси. Часть II» доктора философских наук С.А. Нижникова) - подчеркну здесь, что только Смутное время стало периодом инволюции полей власти/политики и экономики России, состояние же их даже в конце XVI в. (перед Смутой)2 и в годы раскола XVII в. (равно как и в начале петровской эпохи) можно характеризовать термином «кризис», но не «инволюция».

1660-1670-е гг. Период экономического подъема в независимых послереволюционных Нидерландах сменяется длительным спадом, клонится к закату и «золотой век» голландской живописи (что, с учетом характерной для Нидерландов господствующей роли живописи по сравнению со всеми прочими видами искусства, вполне можно рассматривать как инволюцию культурную). Но в поле науки на эти же годы приходится начало наблюдений А. ван Левенгука, исследования Х. Гюйгенса и И. Худде; в эти годы Г.Э. Румф собирает свои коллекции растений и минералов, а Г. Леруа преподает философию и физиологию в Лейденском университете; еще живы картограф, инженер, астроном и математик А. Целлариус, востоковед, математик, астроном и путешественник, ректор Лейденского университета Я. Голиус и философ А. Гейлинкс. На это же десятилетие приходится и пик напряженных интеллектуально-теологических поисков Б. Спинозы («"Математическая" теология Спинозы: о бытии Бога во всякой вещи, в любом месте, в любое время, а также о Боге как имманентной причине всего (Пространство и время как атрибуты вездесущего Бога: двузначная алгебра метафизики как дискретная математическая модель формально-аксиологического аспекта трансцендентной и имманентной причинности)» доктора философских наукВ.О. Лобовикова).

Нарастающие в социальном пространстве России на протяжении послепетровского XVIII в. и, особенно, периода классического модерна инволюционные процессы затронули даже любимое детище Петра I - флот («К

вопросу о месте флота в русском обществе в XVIII - 1-й половине XIX вв.» кандидата исторических наук А.А. Лебедева), хотя вплоть до 1917 г. и щадили лейб-гвардию («Индивидуальные черты частей русской гвардейской пехоты в начале ХХ в.» кандидата исторических наук А.А. Смирнова). Однако рост культурного потенциала страны на рубеже раннего и классического модерна происходит за счет и взлета дворянской культуры, и сохранения старой исихастской духовности (упомянутая статья С.А. Нижникова), и приращения знаний о культуре населения новооткрытых земель («Очерк истории изучения памятников народного зодчества, «древностей и развалин» Арало-Каспийского региона в досоветский период (до середины XIX в.). Часть 1. От ранних сведений о памятниках кочевого Арало-Каспия до экспедиции Я.П. Гавердовского 1803-1804 гг.» доктора исторических наук С.Е. Ажигали).

Поздний модерн. Полоса тяжелейших экономических кризисов поздневикторианской Англии - двадцатилетнего аграрного (1875-1895) и череда промышленных, частично совпавших с кризисами мировыми (1878-1879, 1882-1883, 1890-х, последовавший за мировым финансовым кризисом 1890-го и перешедший в депрессию в 1894-м) - и инволюция социального пространства в целом, а затем и собственно поля власти/политики (т.н. «эд-вардианский кризис»4) никоим образом не повлияли на поля культуры (достаточно назвать такие имена грандов английской литературы, как Т. Харди, Р.Л. Стивенсон, Дж.Б. Шоу, О. Уайльд, Г. Уэллс) и науки («"Первый из последователей Максвелла": к прочтению статьи Оливера Хевисайда "Гравитационная и электромагнитная аналогия" (1893)» кандидата физико-математических наук С.Г. Геворкяна; «Гравитационная и электромагнитная аналогия» О. Хевисайда = Heaviside O. A Gravitational and Electromagnetic Analogy, параллельный текст на русском и английском языках).

Аналогичным образом ни нарастающая деградация социального пространства и поля власти/политики в предреволюционной Российской империи, ни даже революционные и послереволюционные потрясения первой половины ХХ в. не привели к инволюции полей культуры, науки и образования («Даниил Кириллович Заболот-

1 Университеты аз-Зайтуна (Тунис, 732 г.), Константинопольский (855 г.), Аль-Карауин (Марокко, 859 г.), аль-Азхар (Египет, 970 г.).

2 Инволюционному тренду даже в «смутные» годы препятствовал институт земских соборов, а сам тренд был преодолен уже в конце Смуты - с созданием первого народного (земского) ополчения в 1611 г.

Boot C. Life and Labour in London. London: Macmillan and Co., 1886-1903, volumes 1-17; Rowntree B.S. Poverty: A Study of Town Life. London: Macmillan and Co., 1901.

4 Powell D. The Edwardian Crisis: Britain, 1901-14. New York: St. Martin's Press, 1996.

ный: вчера и сегодня. Часть 1» доктора биологических наук Ю.А. Мазинга; упомянутая статья Б.М. Владимирского) — более того, в культурное пространство России впоследствии вернулась и та его часть, которая была сохранена в эмиграции («"Умудренное неведение Непостижимого ": категориальные структуры философии Семена Франка» доктора философских наук С.В. Корнилова и «Дом русской славы в Париже» доктора исторических наук А.И. Агафонова).

Таким образом, сколько бы агенты полей власти/политики или экономики - субъекты формирующих их действий, взаимодействий и отношений эпохи модерна - ни стремились установить соответствующий (политический или экономический) максимально полный контроль над полями науки и образования, ни вызвать их инволюцию, ни уничтожить условия для будущих научных революций они не могут, да и не заинтересованы в этом: в крупных научных достижениях равно нуждаются и экономика, и политика модерна. В силу этого полям науки и образования и научным революциям не угрожает даже сращивание власти и капитала эпохи позднего модерна - такой угрозой, как и в эпоху премодерна, остаются гибель или насильственное выведение из полей науки и образования субъектов/агентов и/или объектов (концептов) этих полей в результате либо упомянутых выше взаимно-агрессивных или нейтрально-агрессивных действий и взаимодействий в поле политики (военной агрессии, революций, религиозных и политических преследований), либо в результате возникшей в том числе вследствие таковых действий (или вследствие глубокого кризиса и деградации полей власти/политики и экономики - «смуты») деструкции полей науки и образования. Однако даже в последнем случае мы имеем дело лишь с локальным (хотя часто и весьма болезненным) разрушением научной и/или образовательной среды. (Под таковыми средами я буду понимать часть соответствующих пространств, образованную взаимодействиями и отношениями в связи и по поводу различных аспектов, непосредственно или опосредованно связанных с наукой и образованием, между более чем двумя субъектами/агентами этих полей, между ними и субъектами/агентами других полей, а также взаимодействиями и отношениями субъекта/агента полей науки и образования с объектом1). Соответственно, несмотря на понесенные потери, по прошествии большего или меньшего времени даже существенная деструкция полей науки и образования могла быть компенсирована: у погибших или подвергшихся репрессиям - исключению из соответствующих полей их агентам и разработанных ими концептов могли появиться приверженцы и последователи, а отношения, в том числе и в поле власти/политики, к и по поводу ранее отторгавшихся идей со временем могли кардинально измениться.

Принципиально иная ситуация складывается в эпоху постмодерна. Modus operandi «не желаю знать и действую / не желаю знать и не действую» субъектов/агентов поля власти/политики и экономики предполагает распространение как на субъектов/агентов полей науки и образования, так и на соответствующие среды уже не просто контроля, а собственно действий, взаимодействий и отношений нежелания знать. Наиболее эффективным инструментом здесь является концептуальная смена приоритетов (целевых установок - ценностей-целей) в самой структуре полей науки и образования. Так, в эпохи премодерна и модерна целями образующих соответствующие поля действий, взаимодействий и отношений были собственно приобретение нового знания (чему соответствовало представление о легитимности власти и, в зависимости от духовных или светских целей, об одном из возможных путей спасения или о механизме социального лифта - в эпоху премодерна) и их полезность (чему соответствовали деньги как эквивалент труда - в эпоху модерна). Однако уже в эпоху позднего модерна сначала деньги, а затем и полезность знаний (как ранее - знание как форма легитимизации власти) начинают превращаться в знак, все более утрачивающий свой денотат - обозначаемый в реальности предмет, объект действительности, - то есть в симу-лякр. Именно воспроизводство симулякров, поскольку оно не просто не предполагает никаких знаний, но есть процедура, противоположная их производству и воспроизводству, становится главной целью действий, взаимодействий и отношений эпохи постмодерна - и превращение такой процедуры (производство не знания, а его «превращенных форм» - иерархии формальных наукометрических и образовательных показателей) в главную цель субъектов/агентов полей, сред и пространств образования и науки (и соответствующих действий, взаимодействий и отношений) и есть инволюция последних2. Соответственно, масштаб и глубина такого воспроизводства «превращенных форм» научного знания зависит от масштаба и глубины сращивания бюрократического аппарата и науки. В свою очередь, процедура, запускающая производство каждой следующей «превращенной формы» знания (новых формальных наукометрических и образовательных показателей) и определения их места в иерархии существующих осуществляется, как правило, квазиконвенционально (манипулятивно) и эксплуатирует эффект ложного консенсуса. Промежуточные результаты подобного рода «процедуры» не замедлили сказаться: целью исследований и публикаций стало исключительно получение дополнительных «баллов» (которые приобретают затем и стоимостное выражение в зависимости от действующих «тарифных сеток», но не от уровня и смысла и даже оригинальности таких «исследований», говорить о каковых уровне и смысле большей частью уже не приходится3).

1 В отличие от сред науки и образования, под научным и образовательным пространствами я понимаю ту совокупность действий, взаимодействий и отношений (в связи и по поводу различных аспектов, непосредственно или опосредованно связанных с наукой и образованием), которые помимо перечисленных включают таковые действия, взаимодействия и отношения еще и между субъектами/агентами всех прочих полей социального пространства. В этом смысле термин «среда» близок, хотя и не тождественен термину «поле» (поскольку, в отличие от последнего, включает взаимодействия агентов поля за пределами такового).

2 «Инволюция (от лат. ттоШю - свертывание) - преобразование, которое является обратным самому себе» (Инволюция (математика) [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Инволюция_(математика)).

3 К сожалению, столкнулась с подобным и редакция журнала «Пространство и Время». Из-за выявленного беспрецедентно низкого уровня оригинальности из уже готового макета были сняты две статьи: докторов экономических наук, профессоров Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского С.П. Кирильчук и Е.В. Наливайченко в соавторстве с магистрантом А.С. Абибуллаевым (недобросовестное заимствование составило 82,87%), а также позиционирующего себя в качестве историка и главного редактора латвийского журнала «Клио» г-на И.Н. Гусева (58,6% недобросовестного заимствования) (все документы, подтверждающие результаты проверки, находятся в редакции). Решением редакции информацию о подобных случаях и фамилии недобросовестных авторов мы и впредь будем сообщать нашим читателям.

Коль скоро главная цель науки - производство знания, преобразованием, обратным этому процессу, является максимально полное и, в пределе, некомпенсируемое разрушение не только отдельных видов знаний, но и среды, в которой таковые производятся: воспроизводство незнания и субъектов полей науки и образования, не являющихся носителями знания, но обладающих навыками производства его «превращенных форм», обеспечивает превращение полей науки и образования, их субъектов/агентов и объектов (концептов, методологий и методик) в банковский продукт - один из множества видов банковских продуктов, в которые постепенно превращаются субъекты/акторы, объекты и сами поля социального пространства. Такое превращение и обеспечивающее его тотальное распространение когнитивного модуса нежелания знать призваны обеспечивать в эпоху постмодерна принципиально новый уровень защищенности политических и финансовых элит, однако это же делает куда менее возможным отнюдь не социальные, а прежде всего научные революции - поскольку такое преобразование направлено на недопущение познания как подлинных мотивов и целей агентов полей власти/политики и экономики и сущности действий, взаимодействий и отношений, образующих данные поля (в области социально-гуманитарного знания -упомянутое интервью с Е.Я. Сатановским), так и природы вещей в собственном смысле данного словосочетания (в области естественных наук, поскольку знание таковой природы позволяет выявить исключительно коммерческую сущность целого ряда масштабных «наукоемких» проектов - «Состояние озонового слоя и погодные аномалии в Северном полушарии весной и летом 2017 г.» доктора геолого-минералогических наук В.Л. Сывороткина).

Отсюда одной из важнейших когнитивных мишеней такого «обратного преобразования» полей образования и науки являются когнитивные же представления о связях, отношениях и (взаимо)зависимостях (корреляционных, причинно-следственных; пространственных - упомянутая статья О.А. Мирошниченко - и временных - синхронизации, десинхронизация, ресинхронизация, транссинхронизация - упомянутая статья В.А. Черешнева с соавт.). Между тем именно производство знаний о таких процессах обеспечивает безопасное взаимодействие человека со средой обитания («Что такое сейсмичность?» доктора физико-математических наук И.Р. Стаховского; упомянутая статья В.Л. Сывороткина; «Геоэкологическое районирование территории Архангельской области с использованием цифровых моделей рельефа и ГИС-технологий» аспиранта А.Л. Минеева, доктора геолого-минералогических наук Ю.Г. Кутинова и кандидатов геолого-минералогических наук З.Б. Чистовой и Е.В. Поляковой; «Обоснование возможности защиты биологических объектов от вариаций космической погоды» доктора физико-математических наук Б.М. Владимирского, докторов биологических наук Н.А. Те-мурьянц и Е.Н. Чуян и кандидата биологических наук К.Н. Туманянц), возможности адекватно оценить риски заболеваний («Самоизлечение от рака - миф или реальность?» доктора медицинских наук Л.О. Севергиной и М.Р. Кондратюка) и «человеческий потенциал» минимизации этих рисков («О возможности немедикаментозного и невербального оздоровления человека человеком» доктора медицинских наук Н.П. Биленко и кандидата медицинских наук Н.Н. Щеголеватой)

К числу возможных путей преодоления инволюционных процессов в полях науки и образования отнесу сохранение сообществ (кластеров), способных и заинтересованных в проведении таких исследований, а также в разработке междисциплинарных подходов («"Матетика и будущее педагогики": Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, МПГУ, 30 ноября - 1 декабря 2017 г.» магистра социально-культурной деятельности Н.Р. Сабаниной). Именно междисциплинарность в эпоху постмодерна способна обеспечить «увеличение размерности» пространств науки и образования1 (даже в условиях, когда нормативными документами чиновников от науки и образования количество дисциплин при междисциплинарном подходе редуцировано до трех). Отмечу здесь, что, поскольку переход от модерна к постмодерну (равно как и от премодерна к модерну -и, в термина классиков истмата, от одной формации к другой) ведет не к уничтожению форм взаимодействий и отношений, характерных для предыдущего типа общества2, а к их, как правило, весьма продолжительному сохранению в структуре нового общественного мироустройства, в качестве способов увеличения размерности социального пространства не утрачивают свое значение ни характерное для модерна накопление знаний о пространствах иных культур («Профессор Серик Ажигали и его каменная летопись. Ажигали С.Е. Памятники Манкыстау и Устюрта: Книга-альбом. - Алматы: Онер, 2014. - 504 с. (На казахском, русском и английском языках)» кандидата исторических наук И.А. Калашникова), ни изучение сохраняющегося на протяжении смены эпох духовного наследия человечества - религиозно-философских доктрин3 (упомянутые статьи М.М. Аль-Джанаби, В.О. Лобовикова, С.В. Корнилова, С.А. Нижникова, Н.А. Сафиной). Все эти возможности имеет уважаемый читатель журнала «Пространство и Время» - в том числе и сегодня, открывая его новый выпуск.

О.Н. Тынянова, главный редактор

Цитирование по ГОСТ: Р 7.0.11—2011:

Тынянова, О. Н. Без революций? Поля и пространства в эпоху «социальной инволюции» / О.Н. Тынянова // Пространство и Время. — 2017. — № 2-3-4(28-29-30). — С. 10—14. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st2_3_4-28_29_30.2017.01._

1 Согласно теории катастроф, выход из катастрофического сценария возможен за счет увеличения размерности пространства событий хотя бы на единицу (см., напр.: Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990).

2 См. также: Гринченко С.Н. Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры). М.: Мир, ИПИ РАН, 2004; Он же. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). М.: ИПИ РАН, 2007.

3 Замечу, что и собственно обращение к религиозно-философской и религиозной сферам как таковым может быть отнюдь не проявлением социального и когнитивного регресса, а обретением дополнительной размерности пространства событий, особенно в периоды кризисов и социальной инволюции - причем не только в эпоху премодерна (о чем см., напр.: Геворкян С.Г. Древняя Армения и эллинистический мир. Часть 2 // Пространство и Время. 2012. № 3(9). С. 143, сноска).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.