Научная статья на тему 'Без качественного перевооружения в машиностроении модернизацию не проведешь'

Без качественного перевооружения в машиностроении модернизацию не проведешь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плавник Павел Гарьевич

Сегодня в государственной политике придается особое значение развитию машиностроения. Именно эта отрасль определяет, сможет ли Россия занять ведущее место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, или превратится в сырьевой придаток экономик развитых стран мира. Для проведения модернизации и поддержки инновационных проектов разработаны федеральные целевые программы, в которых в качестве приоритетных отраслей были определены станкостроение и дизелестроение. Лидер отечественного дизелестроения ОАО «Звезда» (Санкт-Петербург) была включена в федеральную целевую программу за социально значимый проект по развитию производства. О проекте, о том, какие изменения происходят в отрасли в связи с определением новых задач, мы беседуем с Павлом Гарьевичем Плавником, председателем Совета директоров, а с 2003 года по 2012 генеральным директором ОАО «Звезда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Modernization won''t be done without Qualitative Rearmament of the Machine Industry

Now the Russian state policy emphasizes the development of the machine industry. The industry determines that the Russian Federation will occupy a leader place among nations with high-tech industry and competitive products or grow in the source of primary products for economy of world leading nations. The Russian government has founded the Federal Target Programmes for modernization and support of innovation projects. The priority branches was named the machine-tool construction and the construction of diesel. The leader of the domestic construction of diesel has been JSC «ZVEZDA» (Saint-Petersburg). The company was included in the Federal Target Programme as a social important project for development of industry. Plavnik Pavel Gar'evich has been the chair of the Committee of Directors at the company. He was the general director since 2003 to 2013 years. He tells the readership of the magazine «Innovatsii» about the project and the changes in the industry caused by new tasks.

Текст научной работы на тему «Без качественного перевооружения в машиностроении модернизацию не проведешь»

«Без качественного перевооружения в машиностроении модернизацию не проведешь»

П. Г. Плавник,

к. э. н., председатель Совета директоров

Сегодня в государственной политике придается особое значение развитию машиностроения. Именно эта отрасль определяет, сможет ли Россия занять ведущее место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, или превратится в сырьевой придаток экономик развитых стран мира. Для проведения модернизации и поддержки инновационных проектов разработаны федеральные целевые программы, в которых в качестве приоритетных отраслей были определены станкостроение и дизелестроение. Лидер отечественного дизелестроения ОАО «Звезда» (Санкт-Петербург) была включена в федеральную целевую программу за социально значимый проект по развитию производства. О проекте, о том, какие изменения происходят в отрасли в связи с определением новых задач, мы беседуем с Павлом Гарьевичем Плавником, председателем Совета директоров, а с 2003 года по 2012 — генеральным директором ОАО «Звезда».

со

о с^

00

<

00 о

X X

— Павел Гарьевич, «Звезда» завершает год достижениями, к которому коллектив шел много лет: разработан новый дизель и в перспективе — строительство нового современного производства. Можно сказать, что это эпохальное событие. Ведь последний дизель был создан много десятилетий назад...

— Да, это так. Когда создавалось последнее поколение отечественных дизелей, это было ноу-хау на мировом уровне, обеспечивающее прорыв не только в области дизелестроения, но и в тех областях, где использовался наш продукт — морском флоте, железнодорожном транспорте, энергетике. И не случайно его создатели и разработчики, в том числе конструкторы предприятия, награждались высокими государственными наградами и премиями. Но это были 70-е годы прошлого столетия. И с учетом времени, экологии, современных технологий производства, новых материалов вопросов к двигателю становилось все больше. Нужен был новый продукт. Мы со своим проектом попали в федеральную целевую программу по модернизации дизелестроения. И с 2011 года идет полным ходом работа по новому двигателю. В ближайшее время мы получаем полный комплект документации нашего дизеля, который создан в тесном сотрудничестве с ведущими западными инжиниринговыми компаниями. Это интеллектуальная собственность предприятия, но продукт, который создан не «за стеной», а в открытом информационном пространстве, с использованием самых современных знаний и мировых технологий. Как и прежний дизель, новая модель должна стать

заделом, но не на 30-40 лет — время убыстряется — а, по нашим расчетам, на 20 лет.

В рамках этого важного мероприятия государство выделило реальные финансовые средства на условиях софинансирования 50 на 50. В результате, мы имеем возможность разрабатывать высочайшего уровня современный продукт, имеющий долгосрочную перспективу. При этом наши конструкторы, инженеры имеют возможность учиться новому при общении с мировой технической элитой, знакомиться с мировыми технологиями, чтобы в дальнейшем генерировать новые идеи с учетом современных знаний о будущем непосредственно в России. Если смотреть на историю создания дизелей за последние 20 лет, то это одно из первых практических решений по разработке новой продукции в дизелестроении.

Сегодня перед нами стоит важнейшая задача — под новые дизели построить современное производство по новым принципам: с высокой степенью аутсорсинга, автоматизации, инженерной инфраструктурой, и современным оборудованием по обработке, сборке, испытанию дизелей. Стоимость нового предприятия составляет около семи миллиардов рублей. Безусловно, построить сегодня крупные промышленные объекты невозможно без финансовой помощи государства. И мировая практика показывает, что мощные консорциумы, международного уровня гиганты, как, например, Дженерал Моторс, Дженерал Электрик всегда опирались и опираются на государственную поддержку. В нашем случае мы движемся к созданию нового дизеля и нового производства во взаимодействии с

государственными инвестиционными институтами. Это специализированные финансовые учреждения, призванные поддерживать инвестиционные проекты высокой социальной значимости. Мы надеемся закончить проводимую работу в этом году, и в новом году будем выходить на строительство завода. Площадка уже определена: со временем на ней появится завод общей площадью 20 тысяч квадратных метров, на котором как раз и будут происходить механическая обработка деталей и узлов, сборка, испытания и предпродажная подготовка новых дизелей. Конечная цель — к 2018 году производить около 1,5 тыс. дизелей нового поколения.

— И все же ваш пример для отрасли скорее исключение, чем правило. Могут ли предпринимаемые сегодня властью меры, прежде всего по модернизации и инновационному развитию, решить «коренные» проблемы машиностроения: низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции, неспособность к конкуренции на мировом рынке?

— Государство за последние два года профинансировало машиностроение более чем на 400 миллиардов рублей. Эти ресурсы пошли на прямую помощь предприятиям, субсидирование ставок и предоставление госгарантий по кредитам. Безусловно, главных проблем отрасли эти финансовые вливания не смогли решить. Но сказать, что все по нулям, тоже нельзя. Есть позитивные изменения, например, в Петербурге: модернизация в Невском машиностроительном заводе по программе Газпрома была профинансирована белее чем на шесть миллиардов рублей. Сегодня это практически новое предприятие, которое по оснащению может конкурировать как с лучшими отечественными, так и западными производствами. Есть другие примеры — Обуховский завод концерна «Алмаз-Антей», завод имени Климова. Есть новые созданные промышленные предприятия, например, «Ленполиграфмаш». Есть примеры частичного переоснащения, как у нас на «Звезде», установившей новые станки, технологические линии. И этот список можно продолжить.

Кроме того, принято постановление № 218 Российской Федерации, которое предусматривает эффективную форму практического взаимодействия производства и научных организаций. Суть в том, что при наличии некоторого проекта, имеющего достаточно глубокую степень проработки и интерес для государства, государство выделяет деньги промышленным предприятиям для дальнейшего исследования в университетах России. Это субсидии, которые компенсируют затраты предприятия на научную поддержку проектов со стороны университетов. ОАО «Звезда» приняло участие в программе. На настоящий момент прошло три этапа реализации этого постановления. Нам удалось доказать, что проект, который мы реализуем, является социально важным, и мы выиграли конкурс на право участия в этом мероприятии. В результате, заключены соглашения о совместной работе с петербургским Политехническим университетом по развитию линейки наших дизелей до еще более со-

вершенного уровня. Эту работу мы будем проводить самостоятельно, используя навыки, полученные при контактах с зарубежными партнерами, и это будут не только чисто теоретические изыскания, но и формирование новой испытательной базы. Исследовательская база будет сформирована в СГБПУ, она обеспечит возможность получения не только новых научных знаний, но и формирование нового поколения исследователей.

Однако обновление технологических мощностей было и остается самым тяжелым вопросом для промышленности в целом. Решение его требует огромных финансовых и интеллектуальных затрат. И можно говорить о призывах к модернизации, достижениях лучших параметров производства, но без качественного перевооружения в машиностроении модернизацию не проведешь. Да, невозможно быть глобально конкурентоспособным с морально устаревшим на 70 процентов оборудованием, не подлежащим никакой модернизации. Не принес ощутимых результатов здесь и так называемый рыночный, или либеральный подход, который долгое время оставался определяющим в экономической политике страны: если рынок скажет, что надо модернизировать, то предприятие возьмет деньги в банке на модернизацию. Но при наших ставках от 9 процентов и выше это неприемлемый вариант. При нынешнем внутреннем потреблении промышленной продукции, при неорганизованном, незащищенном внутреннем рынке нет никакой уверенности, тем более гарантии, что, взяв кредит под такие проценты, его можно с вероятностью 20 процентов вернуть через пять-семь лет. Я говорю об этом не потому, что не люблю рынок, я хорошо отношусь к экономическим теориям свободного рынка, но есть живая практика.

Ведь что происходило до недавнего времени? Молодые либеральные ученые, как их называют на Западе «гарвардские мальчики», призывали к периоду постиндустриализации, полагая, что на новом этапе развития человечества не надо замыкаться на промышленном производстве, а необходимо сосредоточиться на интеллектуальной промышленности, индустрии знаний, и было сказано много красивых слов о том, что есть рынок, он все отрегулирует. Безусловно, динамика развития общества сегодня диктует необходимость инноваций. Но в кризис 2008 года, когда начали лопаться пузыри за пузырями в разных сферах, стали все чаще вспоминать об индустриальном развитии и поддержке машиностроительной отрасли, как основы экономики. Стало понятно, что единственное, что не подлежит пересмотру — это сектор промышленности. Ценная бумага (акция), например Пепси-колы, может трижды упасть в цене, при этом цена бутылки пепси-колы в магазине останется неизменной. С точки зрения такого фактора как устойчивость экономики, промышленность и реальный сектор экономики всегда остается стабилен.

По-моему мнению, обоснованное позитивное преобразование отечественной экономики нужно было начинать именно с индустриализации и развития машиностроения. От уровня развития машиностроения зависят все важнейшие удельные

со

о

оо

<

со О

со

о

оо

<

со

о

показатели валового внутреннего продукта страны (например, материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, а также уровень экологической безопасности промышленного производства и обороно способности государства.

— Усугубит ли ситуацию вступление России в ВТО? Ряд экспертов опасаются, что отрасль, как неконкурентная, потеряет сферу влияния на мировом и отечественном рынках, потеряет 20-30% рабочих мест?

— В машиностроении все, что могло быть плохого при вступлении в мировую торговлю, произошло до вступления в ВТО. Процессом ВТО-шного регулирования, в основном, активно занимались металлургические и сырьевые компании, чтобы получать льготы для возможного в дальнейшем продвижения собственной продукции. Наш машиностроительный рынок для западных компаний открыт уже давно и настежь. Напомню, что при импорте были полностью сняты ввозные пошлины на двигатели с обоснованием «ввиду отсутствия отечественных аналогов»! Жесткого протекционизма по защите отечественных производителей у нас пока не наблюдается, как поступают все государства. То есть, ухудшения конкурентных условий при вступлении в ВТО я не вижу.

Вопрос о потери численности работников в отрасли, на мой взгляд, является дискуссионным. Если анализировать макроцифры, то нам нужно терять численность, поскольку мы имеем чрезвычайно низкую производительность труда и естественно нужно ее повышать. А это связано с высвобождением какого-то числа работников. И не надо этого бояться. Как бы ни было непривычно для нашего социалистического воспитания, нам нужна безработица. Безработица и эффективность экономики, а, следовательно, ее конкурентоспособность, которая пока чрезвычайно низкая, взаимосвязаны. В обществе есть, были и будут тунеядцы.

Сегодня на отечественных предприятиях мы имеем работников с разным отношением к делу в одном статусе — по сути, бездельник находится со специалистом в одном коллективе, получает одинаковую заработную плату, имеет одни и те же права. При этом только одна часть работников создает прибавочную стоимость и валовый продукт. Другую часть работников можно безболезненно для результатов труда отсечь, то есть, перевести в разряд безработных. Да, это жесткий механизм отбора, но и очень эффективный стимул и эффективная возможность создания конкурентоспособной экономики. И как не парадоксально это звучит, нам нужна безработица, чтобы сделать экономику эффективной.

Что касается экспорта, то «Звезда» поставляет на мировой рынок 20-25% от общего объема продукции. Наши дизели до сегодняшнего дня имеют непревзойденные технические параметры и поэтому им обеспечен устойчивый спрос на внешних рынках. Мы конкурируем во всем — конструкциях, технологиях производства, вопросах организации сбыта. Как известно,

в организации конкурентоспособности важны три составляющие: востребованный продукт; современное производство, технологические и производственные мощности; умение продаж, обеспечение реализации. Третий аспект конкурентного преимущества, — маркетинг, промоушен, по-русски — сбыт — является очень важным. И здесь необходимо иметь некоторую инициативу, активность, потому что никакие стандарты, никакие типовые варианты или инструкции, спущенные минфином или минэкономразвития не сработают. Унифицированного механизма, рекомендации для продаж не существует. Поэтому мы используем все подходы для обеспечения сбыта.

И если мы думаем о будущем развитии, то двигатели должны иметь продажи, ориентированные не только на внешний, но и на внутренний рынок. Внутренний рынок — как низко висящий плод, близок к нам и его легче взять. Нужно организовывать продажи так, чтобы жилищно-коммунальная сфера, морской транспорт, морской флот, подвижной состав и так далее использовали лучшую по научно-техническим параметрам отечественную технику. Почему мы должны отдавать оснащение силовыми установками вновь создаваемого речного флота России зарубежным дизельным компаниям? Зачем? Когда государство потратило денежные средства на создание нового продукта, на обустройство нового завода. Сегодня скоростной флот, к примеру, на 95% оснащен нашими двигателями.

— На внутреннем рынке существуют четкие правила игры?

— К сожалению, внутренний рынок не структурирован. Если раньше у нас промышленность была организована, то в результате приватизации все связи разрушились. В сфере дизелестроения все предприятия стали частными, работающими на своего заказчика. И в то же время продукцией отрасли пользуются в морском транспорте, речном, на железной дороге, в малой энергетике, спецтехнике, военных организациях. Пользователем является тот, кто производит закупку двигателей: судоверфи, министерства обороны, транспорта, энергетики, Росатом, РЖД, внутренние бюджеты и многие другие структуры. По нашим оценкам общий затрачиваемый бюджет рынка дизелестроения только большой размерности — это порядка 45 миллиардов рублей в год. При этом системы развития, организации закупок, планирования, связанных с этой техникой, не существует. Формирует программу закупок для своей организации специалист, возможно и технически грамотный, но определяет нужные ему дизели по трем-четырем параметрам. В каждой структуре-пользователе важны свои параметры. Между собою структуры не взаимодействуют, блюдя ведомственные интересы. При этом министерство промышленности и торговли ставит задачу по развитию дизелестроения. Спрашивается, по каким параметрам? У каждого свои заказы, а в итоге — несформированный или неструктурированный внутренний спрос. Когда мы говорим о низкой производительности труда, то одна из основных проблем — это отсутствие крупносерийного, массового производства.

— И что делать?

— С моей точки зрения, нужно организовать государственную структуру, которая собирала бы информацию от заказчиков, пользователей, исполнителей, научных и проектных учреждений. И формировала перспективный пакет заказов лет на 15 вперед. Безусловно, формировала бы его в рамках государственных потребностей. Это сложно, но нужно. Конечно, в стране есть много великих хозяйственных структур, которые могут диктовать свои условия, но уверен, российское государство — более великая структура, которая могла бы выстроить правила игры на внутреннем рынке. Этот аспект, кстати, связан с конкурентоспособностью нашей экономики. Если мы грамотно сможем использовать имеющиеся у нас ресурсы, а их не так много, грамотно перераспределить и структурировать силы, тогда экономика в целом и отрасль дизелестроения будет эффективной.

— В чем видите перспективу? Сможет ли отрасль достичь технического уровня промышленности, аналогичного в развитых государствах?

— На мой взгляд, мы имеем зачатки позитивного глобального роста. Мне кажется, сейчас происходит его формирование, и мы можем существенно поднять

уровень производства. Что меня радует? В первую очередь, это динамика по новому продукту, новому заводу. Меня радует тот потенциал, который формируется во взаимоотношении промышленности и науки. Сегодня в высшую школу Петербурга пришли очень сильные менеджеры — ректоры, которые создают принципиально новую основу в образовании. Мы можем получить через пять-семь лет поколение современно мыслящих грамотных специалистов, что даст интенсивный рост для инженерии и промышленности. Очень важно понимать, что эти тяжелые переходы осмысления организации работы промышленности, взаимоотношения науки и промышленности, реформа самой науки, сравнимые с революционными преобразованиями, проходят очень болезненно, через живых людей. Но если мы эту процедуру осилим, то замес научной и технической интеллигенции даст в будущем эффективный выстрел. Эта живая практика, реальная экономика, а не какие-то умозрительные красивые схемы. Главное, чтобы динамика в промышленности и экономике не превратилась в очередную терминологию обязательных умных слов для наших чиновников, которые любят оперировать этими словами, зачастую выхолащивая их смысл и значение.

Подготовила Татьяна ЗЕРНОВА.

Уважаемые предприниматели!

11-12 декабря 2013 года в выставочном комплексе «Ленэкспо» пройдет XI форум субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. Данное мероприятие по праву считается важнейшим деловым событием в жизни малого предпринимательства Петербурга. Форум - это не просто площадка для обсуждения актуальных вопросов бизнеса и власти, на которой будут вырабатываться совместные решения по накопившимся проблемам, препятствующим развитию бизнеса, но и место продвижения самых смелых идей, инновационных проектов.

Как и в предыдущие годы, в рамках форума будет организована выставка «Малый бизнес Санкт-Петербурга», на которой малые и средние предприятия 18 районов города, представят продукцию, товары и услуги в сфере обрабатывающего производства, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, легкой промышленности.

На «круглых столах», которые традиционно проходят в рамках форума, планируется обсудить самые актуальные проблемы: роль субъектов малого и среднего бизнеса в стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года; состояние и перспективы развития потребительского рынка; финансовые продукты для малого бизнеса; кадры для малого бизнеса; выход на международные рынки; доступ малого и среднего бизнеса к энергоресурсам; вопросы размещения рекламы и информации;

развитие социального предпринимательства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Нововведением XI форума станет работа консультационного стенда «Бизнес от А до Я». В этом месте предприниматели смогут получить разъяснения и ответы на вопросы, касающиеся различных аспектов организации бизнеса, у представителей государственных структур.

В рамках XI форума будет работать «Биржа контрактов».

Кроме того, в первый день работы форума запланировано подписание Соглашения о сотрудничестве между Общественным советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге на общественных началах.

В рамках форума будут подведены итоги и вручены памятные награды и дипломы победителям конкурсов «Лучший предприниматель q Санкт-Петербурга-2013», «Молодые, дерзкие, перспективные» и «Деловая петербурженка».

Ключевым событием форума станет пленарное заседание с участием Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, а также представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, Законодательного собрания Санкт-Петербурга, членов Пра- 00 вительства Санкт-Петербурга, Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Организаторами форума выступают Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга и Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

С дополнительной информацией о форуме можно ознакомиться на сайте Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга: www.osspb.ru.

Вход на все мероприятия форума бесплатный. Участие в пленарном заседании - по предварительной записи.

По вопросам участия можно обращаться в приемную Общественного совета по малому предпринимательству при администрации Петроградского района: т. 576-51-25, 576-51-24, e-mail: [email protected]. СО

J <

СО О

С уважением,

Общественный совет по малому предпринимательству при администрации Петроградского района, т. 576-51-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.