© Аникиенко, С.В., 2023
УДК 78.071.1+78.071.2
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-213-219
БЕТХОВЕНСКИЙ ЮБИЛЕЙ В КРАСНОДАРЕ (1927): МИФОТВОРЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ?
С.В. Аникиенко1
1 Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, 350072, Российская Федерация
Аннотация. История музыкальной культуры Кубани 1920-х гг. до сих пор изобилует значительными лакунами. Причина этого кроется в отсутствии архивных документов того времени. Ценные сведения, во многом позволяющие реконструировать события музыкальной жизни региона, содержатся в материалах периодической печати исследуемого периода. К числу наиболее важных событий музыкальной жизни Советского Союза конца 1920-х гг. относятся грандиозные музыкальные праздники, посвященные 100-летию со дня смерти Л. Бетховена. Отметили юбилей и в Краснодаре. Преподавателями и учащимися местного музыкального техникума был исполнен ряд сочинений композитора, в том числе все симфонии (9-я симфония исполнялась дважды). Этот факт музыкальной истории до сих пор еще не нашел своего изучения в отечественном музыкознании. Представленный в статье региональный вариант празднования 100-летнего юбилея со дня смерти Бетховена во многом обусловливает актуальность исследования в связи с его краеведческой направленностью. Применение автором источниковедческих и биографических методов исследования позволяет значительно расширить поле наблюдений за культурными процессами в стране и сделать вывод о преемственности традиций музыкального исполнительства произведений Бетховена на Кубани с конца XIX столетия, а также об интегрированности кубанской региональной музыкальной культуры в общероссийское культурное пространство. Ключевые слова: Л. Бетховен, Кубань, Краснодарский музыкальный техникум, К.А. Воут, Г.Ф. Тамлер
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Аникиенко С.В. Бетховенский юбилей в Краснодаре (1927): Мифотворчество советской эпохи или продолжение традиций? // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 213-219. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-213-219.
BEETHOVEN'S JUBILEE IN KRASNODAR (1927): MYTH-CREATION OF THE SOVIET ERA OR CONTINUATION OF TRADITIONS?
S.V. Anikienko1
1 Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, 350072, Russian Federation
Abstract. The history of the musical culture of the Kuban in the 1920s is still replete with significant gaps. The reason for this lies in the absence of surviving archival documents of that time. Valuable information, which largely allows reconstructing the events of the musical life of the region, is contained in the materials of the periodical press of the period under study. Among the most important events in the musical life of the Soviet Union at the end of the 1920s were grandiose musical festivals dedicated to the 100th anniversary of the death of Beethoven. The anniversary was also celebrated in Krasnodar. The teachers and students of the local musical college performed a number of the composer's works, including all the symphonies (the 9th symphony was performed twice). This fact of musical history has not yet found its
study in Russian musicology. The regional version of the celebration of the 100th anniversary of Beethoven's death presented in the article largely determines the relevance of the study in connection with its focus on local history. The use of source study and biographical research methods by the author allows us to significantly expand the field of observation of cultural processes in the country and draw a conclusion about the continuity of the traditions of musical performance of Beethoven's works in the Kuban since the end of the 19th century, as well as the integration of the Kuban regional musical culture into the all-Russian cultural space. Keywords: Beethoven, Kuban, Krasnodar College of Music, K.A. Vout, H.F. Tamler Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Anikienko, S.V. (2023), "Beethoven's jubilee in Krasnodar (1927): myth-creation of the Soviet era or continuation of traditions?", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 213-219. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-213-219.
Культурная политика Советского государства отличалась активной пропагандой творческого наследия выдающихся представителей отечественного и зарубежного искусства, в том числе и музыкального. Одним из проявлений этого стали грандиозные по своему масштабу празднования в СССР различных юбилейных дат, причем поводом для этого были даже скорбные события - годовщины со дня смерти. Именно к таким «культурным казусам» относится решение отмечать на всесоюзном уровне 100-летие со дня смерти Л. ван Бетховена1, приходившееся на 26 марта 1927 г. Как отмечала М.Г. Раку, этот юбилей рассматривался как масштабная и долговременная акция огромного значения (2014, с. 243).
Первоначально торжества планировались на март, но позже было принято решение перенести их на 22-29 мая 1927 г. Основные мероприятия предполагалось провести в Москве. Однако в силу ряда обстоятельств все свелось к торжественному заседанию и концерту в Большом зале консерватории. По мнению М. Раку, причиной произошедших метаморфоз в плане юбилейных торжеств «стал давно назревавший политический кризис, который весной 1927 года грозил перерасти в войну
мирового масштаба, в России же в скором времени привел к разгрому внутрипартийной оппозиции во главе с Л. Троцким. Ясно, что на таком политическом фоне проведение каких-либо громких торжеств оказывалось по меньшей мере неуместным, а кандидатура Бетховена тем меньше подходила для подобной акции, что лозунги, сопровождавшие его имя, соотносились с идеями интернационализма и единения народов под революционными знаменами» (Раку М., 2015, с. 39).
Однако во многих крупных и провинциальных городах страны все же были проведены полномасштабные юбилейные концерты. Одними из первых к музыкальным праздникам подключилась музыкальная общественность на юге страны, в Краснодаре. Это обстоятельство в значительной мере различает центр Кубани со столицами. Как свидетельствуют публикации в региональной прессе того времени, цикл концертов «по случаю столетия смерти величайшего мирового музыкального гения Людвига Бетховена» (Г., 1927а) прошел с 6 марта по 3 апреля2 1927 г. Основными исполнительскими силами стали преподаватели и учащиеся Кубанского музыкального техникума3.
Важно учесть, что Краснодар в этот период входил в состав Северо-Кавказского края с административным центром в Ростове и деятельность его музыкально-образовательных учреждений регламентировалась краевыми властями. При этом судить сегодня об указаниях свыше для краснодарских музыкантов достаточно трудно: архивные документы этого периода нами не обнаружены. Отметим, что в самом Ростове к юбилею композитора была только опубликована обширная биографическая статья в краевой газете.
Программа юбилейных концертов была чрезвычайно насыщенной. Оркестром музыкального техникума (дирижер Г. Тамлер) и Краснодарским симфоническим оркестром под управлением К. Воута были исполнены все симфонии Бетховена, а 9-я симфония композитора прозвучала дважды (!). Заметим, подобное никогда не повторялось ни до этого, ни после. Газета «Красное знамя» отмечала, что «факт постановки 9-й симфонии необходимо приветствовать как выдающееся явление нашей общественной жизни» (Г., 1927б).
Кроме того, в концертных залах Краснодара прозвучали увертюры Бетховена «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора № 3». Страницы краснодарской прессы того времени сохранили свидетельства и об исполнении других сочинений композитора. Так, 3-й фортепианный концерт до-минор прозвучал в исполнении 12-летней пианистки О. Подчища-евой. «Конечно, - замечал корреспондент газеты, - для исполнения Бетховенской музыки... требующей особенного выражения, [она] еще очень юна, но техника у нее для
этого налицо»4. 5-й концерт ми-бемоль мажор был исполнен учащейся музтехникума Т. Дицман. Также в программу праздника была включена 1-я часть скрипичного концерта Бетховена.
В день 100-летней годовщины со дня смерти Бетховена был организован камерный вечер из произведений композитора, на котором прозвучали Квартет с-то11, ор. 18, Трио до минор и фортепианная соната «Аврора», ор. 53. Как отмечают некоторые исследователи музыкальной культуры Кубани (Фролкин В., 2006, с. 127), инициировал цикл юбилейных концертов преподаватель Краснодарского повышенного музыкального техникума Генрих Францевич Тамлер (1873 - ?). Анализ сохранившихся материалов позволяет предположить, что в число организаторов бетховенского месячника в Краснодаре входил и другой преподаватель техникума, Константин Августович Воут (1866-1956)5.
1920-е гг. в России, как указывала М. Раку, проходили под знаком значительной мифологизации жизненного пути Бетховена и его творчества. Этому во многом способствовали жизнь и творчество самого композитора, пересмотренные новыми идеологическими вождями под несколько иным углом зрения - неразрывной связи с народом и приверженности идеалам революции. Во главу угла «бетхо-венизации» советского культурного пространства и повседневности ставились социальное происхождение Бетховена, его связь с революцией («медиум революции»), концепция симфоний драм «от мрака к свету» и воплощение сотериологических мотивов, путь к симфонии с хоро-
вым апофеозом, обращение к массам, песенность и т.д.
Так, первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский считал Бетховена непосредственным преемником Великой французской революции в музыке: «То, что отражалось в музыке во времена Великой французской революции, - писал искусствовед, - еще полнее отразилось в гигантской музыке Бетховена... мы, продолжатели Великой революции, именно в Бетховене можем найти вождя и руководителя в царстве искусства»6. А академик Б.В. Асафьев неоднократно подчеркивал народность музыки Бетховена: «Всем своим творчеством, своим поведением, своей борьбой с меценатами... Бетховен способствовал "изыманию" музыки из зал и салонов развлекающихся феодалов. Он ввел музыку в широкие общественные круги»7.
Отчасти эти процессы нашли свое отражение и в провинции. Публикации в прессе Ростова и Краснодара, посвященные юбилею композитора, придерживались уже сформировавшейся точки зрения. Так, в большой статье «К Бетховен-ским торжествам», опубликованной в краснодарской газете «Красное знамя», упор делается на идеологической характеристике композитора: «Б. был первым музыкантом, насквозь проникнутым революционным социальным пафосом. В этом разгадка влияния его творчества на нас, отдаленных от него целым столетием. Музыка Б. имеет социально-воспитательный характер, поднимаясь на ту общественную трибуну, на которую не могли поднять ее ни Гайдн, ни Моцарт. Его симфон[ическое] творчество служит
проявлением одной основной цели -человеческой свободы, осуществимой лишь путем героических подвигов и глубокой внутренней борьбы» (Гаврилов П., 1927). Здесь в публикации выделены ключевые слова, отражающие идеологические взгляды той эпохи. Автор этой статьи, преподаватель Кубанского музыкального техникума П. Гаврилов, сопровождал пояснениями цикл юбилейных симфонических концертов. Можно предположить, что его комментарии были насыщены таким же пафосом.
Тем не менее, по нашему мнению, новая редукция творчества композитора не затронула сложившиеся на Кубани многолетние традиции исполнения его произведений. Впервые сочинения Бетховена прозвучали в Екатеринодаре в 1879 г., когда на ученическом вечере Мариинского женского училища была исполнена увертюра «Эгмонт» в фортепианном переложении (Б-чь А., 1879). В 1880-1890-е гг. в любительских концертах неоднократно звучали фортепианные концерты Бетховена и его камерные сочинения, в том числе трио, квартеты, квинтет, вокальные сочинения. В конце XIX в. Бетховен был одним из наиболее исполняемых западноевропейских композиторов среди музыкантов-любителей города.
В 1890 г. активный участник Екатеринодарского кружка любителей музыки Иван Егорович Попов, ставший впоследствии инициатором открытия двух отделений ИРМО -в Ставрополе-Кавказском и Ивано-во-Вознесенске, на страницах местной газеты «Кубанские областные новости» (Попов И., 1890) попытался сделать анализ Фортепианно-
го трио, ор. 1. Оценочные суждения музыки Бетховена встречаются в музыкально-публицистических выступлениях екатеринодарских музыкантов и в более позднее время.
После открытия в Екатеринодаре отделения ИРМО и музыкальных классов / музыкального училища при нем произведения Бетховена все чаще стали звучать в концертных выступлениях преподавателей этого музыкального учебного заведения. Например, в течение 1906-1916 учебных годов неоднократно исполнялись скрипичные и виолончельные сонаты, квартеты, фортепианные трио, скрипичный и фортепианные концерты. Проводились целые камерные собрания, посвященные музыке композитора. Музыка Бетховена прочно вошла и в педагогический репертуар учащихся музыкального училища Ека-теринодарского отделения ИРМО.
Отметим, что достаточно часто в Екатеринодаре произведения Бетховена звучали и в исполнении гастролирующих профессиональных музыкантов - пианиста Рудольфа Фельдау (1883), скрипача Михаила Эрденко (1910-е гг.), ансамбля сестер Редер (1895), квартета герцога Мекленбургского (1910-е гг.) и др.
Однако наиболее часто екатерино-дарцы могли слушать симфонические
произведения композитора. Так, в репертуар симфонического оркестра Кубанского казачьего войска еще с 1896 г. входила увертюра «Прометей». А после того, как коллектив возглавил К. Воут, в концертные программы прочно вошли 5, 6 и 7-я симфонии Бетховена и увертюра «Эгмонт»8. Эти сочинения звучали не только на закрытых для массовой публики концертах в зале Кубанского войскового собрания. В течение ряда летних сезонов оркестр Кубанского казачьего войска выступал с концертами на открытой площадке в городском саду. Этими многочисленными исполнениями бетховенских сочинений в Екате-ринодаре, на наш взгляд, закладывались в регионе традиции восприятия музыки немецкого композитора.
Приходится констатировать, что репертуар концертов бетховенского цикла 1927 г. в Краснодаре, ставших значительным событием в музыкальной культуре города и Кубани, все же в большей мере повторял набор сочинений композитора, в разные годы звучавших еще в царском Екатеринодаре. Таким образом, в дни бетховенского юбилея в Краснодаре продолжились в новой идеологической реальности многолетние традиции музыкального исполнительства музыки немецкого композитора в регионе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Заметим, что 1920-е гг. в СССР прошли под знаком Бетховена. Стопятидесятилетие
со дня рождения композитора (1920), хотя и совпало по времени с тяжелым периодом Гражданской войны в стране, было ознаменовано в Москве и Петрограде общегосударственными мероприятиями и вылилось, как отмечал Н.Л. Фишман, в поистине народное празднование (Из истории советской бетховенианы: Сб. ст. и фрагментов из работ А.В. Луначарского, А.К. Глазунова,
Н.Я. Мясковского [и др.] / сост., ред., пре-дисл. и коммент. Н.Л. Фишмана. М.: Сов. композитор, 1972. С. 7).
2 Первоначально месячник планировался на период с 28 февраля по 28 марта (Г., 1927а).
3 Традиция отмечать юбилейные даты представителей отечественной культуры была широко востребована в царской России. Так, на Кубани был проведен комплекс мероприятий, посвященных 100-летию со
дня рождения А.С. Пушкина, в учебных заведениях и любительских объединениях праздновались юбилеи Т.Г. Шевченко, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина и др.
4 Второй Бетховенский концерт (в музтех-никуме) // Красное знамя. 1927. 15 марта.
5 Оба музыканта не только были учениками выдающегося чешского скрипача и педагога Отакара Шевчика, но еще с дореволюционной эпохи тесно связаны с музыкальной культурой Кубани.
Воут родился в 1866 г. в Харьковской губернии. Его отец-капельмейстер за отличную службу был удостоен звания «Почетный гражданин Киева». Сам Константин Августович с 1890 по 1906 г. был преподавателем и дирижером струнного и духового оркестров ряда киевских учебных заведений, а также симфонического оркестра Киевского университета. С 1906 г. он возглавил оркестр Кубанского казачьего войска, а позже был дирижером и преподавателем скрипки в симфонических оркестрах Терского и Донского казачьих войск, дирижировал симфоническими оркестрами в Петербурге, Минске, Гродно, Белостоке, преподавал в Новочеркасске. После возвращения в Краснодар в 1922 г. Воут преподавал скрипку в Центральной музыкальной школе, музыкальном техникуме и музыкальном училище.
Тамлер был родом из небольшого богемского городка близ Праги. С юных лет много
концертировавший, он в 1897 г., в возрасте 24 лет впервые выступил в Екатеринода-ре. После нескольких лет активного концертирования по России Тамлер в августе 1901 г. вновь приезжает в Екатеринодар и пытается открыть здесь частную музыкальную школу. Кубанские газеты сохранили свидетельства об успехах его учеников, однако официального разрешения на деятельность музыкальных классов от местных властей Тамлер так и не получил. Причиной этого, скорее всего, послужило отсутствие у него российского гражданства, и в 1904 г. музыкант покинул город. Еще одну неудавшуюся попытку открытия музыкального учебного заведения в столице Кубанской области Тамлер предпринял в 1908 г. В 1920-е гг. музыкант вновь приезжает в Краснодар и плодотворно работает: преподает в Кубанском музыкальном техникуме, возглавляет оркестровый класс, создает педагогический струнный квартет.
6 Из истории советской бетховенианы: Сб. ст. и фрагментов из работ А.В. Луначарского, А.К. Глазунова, Н.Я. Мясковского [и др.] / сост., ред., предисл. и коммент. Н.Л. Фишмана. М.: Сов. композитор, 1972. С. 12.
7 Там же. С. 71.
8 Репертуар симфонического оркестра Кубанского казачьего войска под управлением К.А. Воута. 1 окт. 1906 - 24 июля 1920 гг. // РГАЛИ. Ф. 2334. Оп. 1. Ед. хр. 1. 29 л.
ЛИТЕРАТУРА
Б-чь А. Местная хроника // Кубанские областные ведомости. 1879. 9 июня.
Г. 9-я симфония Бетховена // Красное знамя. 1927а. 5 апр.
Г. К столетней годовщине смерти Бетховена // Красное знамя. 1927б. 26 февр.
Гаврилов П. К Бетховенским торжествам. Бетховен (1770-1827) // Красное знамя. 1927. 5 марта.
Попов И. Музыкальная заметка // Ку-бан. обл. ведомости. 1890. 27 янв.
Раку М.Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 720 с.
Раку М.Г. Идеологическая рецепция музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2015. 55 с.
Фролкин В.А. Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсако-
REFERENCES
B-ch', A. (1879), "Local chronicle", Kubanskie oblastnye vedomosti [The Kuban Regional Gazette], June 9. (in Russ.)
Frolkin, V.A. (2006), Krasnodarskii muzykal'nyi kolledzh im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Istoriya, sobytiya, fakty[Krasnodar College of Music named after N.A. Rimsky-Korsakov. History, events, facts], AlVi-dizain, Krasnodar, 240 p. (in Russ.)
G. (1927a), "Beethoven's 9th Symphony", Krasnoeznamya [Red banner], April 5. (in Russ.)
G. (1927b) "To the centenary of Beethoven's death", Krasnoe znamya [Red banner], February 26. (in Russ.)
Gavrilov, P. (1927), "To Beethoven's celebrations. Beethoven (1770-1827)", Krasnoe znamya [Red banner], March 5. (in Russ.)
Popov, I. (1890), "Musical note", Kubanskie oblastnye vedomosti [Kuban region statements], January 27. (in Russ.)
ва. История, события, факты (1906-2006). Raku, M.G. (2014), Muzykal'naya klassika Краснодар: АлВи-дизайн, 2006. 240 с. v mifotvorchestve sovetskoi epokhi [Musical
classics in the myth-making of the Soviet era], Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, 720 р. (in Russ.)
Raku, M.G. (2015), Ideologicheskaya retseptsiya muzykal'noi klassiki v ran-nesovetskoi i stalinskoi kul'ture [Ideological reception of musical classics in early Soviet and Stalinist culture], Abstract of D. Sc. Thesis, Moscow, 55 p. (In Russ.)
Сведения об авторе
Аникиенко Сергей Викторович, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза композиторов России, член Союза журналистов России, доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры, ORCID 0000-0003-0356-4963 E-mail: [email protected]
Authors Information
Sergey V. Anikienko, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Member of the Union of Composers of Russia, Member of the Union of Journalists of Russia, Associate Professor at the Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education, Krasnodar State Institute of Culture, ORCID 0000-0003-0356-4963 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 17.06.2023 После доработки 15.08.2023 Принята к публикации 24.08.2023
Received 17.06.2023 Revised 15.08.2023 Accepted for publication 24.08.2023