Научная статья на тему 'Бесстрашие к смерти и ощущаемая способность покончить с собой у учеников седьмого, восьмого и девятого классов'

Бесстрашие к смерти и ощущаемая способность покончить с собой у учеников седьмого, восьмого и девятого классов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
505
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / БЕССТРАШИЕ К СМЕРТИ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТЕОРИЯ СУИЦИДА / ПОДРОСТКИ / SUICIDE / FEARLESSNESS ABOUT DEATH / INTERPERSONAL THEORY OF SUICIDE / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Tobias Teismann, Larissa Pläp, Sarah Prinz, Jan C. Cwik

Межличностная теория суицида постулирует, что для тяжёлой попытки суицида или завершенного суицида суицидент должен обладать желанием умереть и способностью совершить самоубийство. Способность, предположительно, обретается со временем путем повторяющегося опыта болезненных и провокационных событий. Цель настоящего исследования изучить линейные тренды двух граней приобретённой способности к суициду (бесстрашие к смерти, ощущаемая способность убить себя), среди учеников седьмого, восьмого и девятого классов (n=373). Результаты показывают, что мальчики обнаруживают линейный рост в бесстрашии к смерти, в то время как девочки растут в ощущаемой способности. Исследование в целом поддерживает предположения межличностной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interpersonal theory of suicide postulates that, for a serious suicide attempt or a suicide one has to possess a desire to die and the capability to die by suicide. The capability is proposed to be acquired over time by repeated experiences with painful and provocative events. Aim of the present study was to examine linear trends in two facets of acquired capability (fearlessness about death, perceived capability to kill oneself) across seventh, eighth and ninth grade (n=373). Results indicate that boys showed a linear increase in fearlessness about death, whereas girls showed a linear increase in perceived capability. The study generally supports assumptions of the interpersonal theory.

Текст научной работы на тему «Бесстрашие к смерти и ощущаемая способность покончить с собой у учеников седьмого, восьмого и девятого классов»

5. Любов Е.Б. и группа исследователей. Оценка больничными пациентами своих потребностей и удовлетворенности психиатрической помощью // Социальная и клиническая психиатрия. - 2012. - Том 22. - Вып. 4. - С. 51-56.

6. Любов Е.Б., Левина Н.Б. Жизнь в шизофрении и после нее в картинах и образах // Независимый психиатрический журнал. - 2014. - Вып. III. - С. 27-32.

7. Первый психотический эпизод: проблемы и психиатрическая помощь / Ред. И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер. - М.: Медпрак-тика-М, 2010. - 543 с.

5. Ljubov E.B. i gruppa issledovatelej. Ocenka bol'nichnymi paci-entami svoih potrebno-stej i udovletvorennosti psihiatricheskoj pomoshh'ju // Social'naja i klinicheskaja psihiatrija. - 2012. -Tom 22. - Vyp. 4. - S. 51-56. (In Russ)

6. Ljubov E.B., Levina N.B. Zhizn' v shizofrenii i posle nee v karti-nah i obrazah // Nezavisimyj psihiatricheskij zhurnal. - 2014. -Vyp. III. - S. 27-32. (In Russ)

7. Pervyj psihoticheskij jepizod: problemy i psihiatricheskaja pomoshh' / Red. I.Ja. Gurovich, A.B. Shmukler. - M.: Medprak-tika-M, 2010. - 543 s. (In Russ)

SUICIDAL BEHAVIOR AT THE BEGINNING OF THE MENTAL DISORDERS: DESPAIR vs HOPE

E. Lyubov1, E.S. Nosova2

'Moscow Institute of Psychiatry-branch of Federal medical research centre of psychiatry and narcology

by name V.P. Serbsky, Russia 2Kaluga Regional Psychiatric Hospital, Russia

Abstract

In the comments, the discussion of organizational and clinical-social problems of identifying and managing patients in the debut of mental disorders (e.g., schizophrenia) was continued and the need for the development of special (target) therapeutic and prophylactic programs based on the multidisciplinary team biopsychosocial approach as an evidence-based antisuicidal (protective) factor. The programs include a long (> 1 year) pharmacotherapy (drugs of choice with an optimal risk / benefit ratio, e.g., atypical antipsychotics and antidepressants of the new generation) and psychosocial work with patients and their families involving self-help groups and the peer support of trained volunteers with successful experience in overcoming the disease and crisis conditions. It is necessary to monitor the risk of suicidal behavior, depression, and clinical efficacy at consistent stages of treatment and prevention on a routine basis. Key words: mental disorders, debut, suicidal behavior, treatment, prevention

УДК: 616.89-008

бесстрашие к смерти и ощущаемая способность покончить

_ _

с собой у учеников седьмого, восьмого и девятого классов1

Tobias Teismann, Larissa Pläp, Sarah Prinz, Jan C. Cwik

Рурский университет г. Бохума, Германия

Контактная информация:

Tobias Teismann - психолог, кандидат психологических наук, кафедра клинической психологии и психотерапии, факультет психологии, Рурский университет г. Бохума. Адрес: Massenbergstraße 11, 44787 Bochum, Germany. Телефон: 00492343227787. Электронный адрес: tobias.teismann@rub.de

Larissa Pläp - психолог, аспирант кафедры клинической психологии и психотерапии, факультет психологии, Рурский университет города Бохума.

Sarah Prinz - психолог, кандидат психологических наук, кафедра клинической психологии и психотерапии, факультет психологии, Рурский университет города Бохума.

Jan C. Cwik - психолог, кандидат психологических наук, кафедра клинической психологии и психотерапии, факультет психологии, Рурский университет города Бохума.

Межличностная теория суицида постулирует, что для тяжёлой попытки суицида или завершенного суицида суицидент должен обладать желанием умереть и способностью совершить самоубийство. Способность, предположительно, обретается со временем путем повторяющегося опыта болезненных и провокационных событий. Цель настоящего исследования - изучить линейные тренды двух граней приобретённой способности к суициду (бесстрашие к смерти, ощущаемая способность убить себя), среди учеников седьмого, восьмого и девятого классов (n=373). Результаты показывают, что мальчики обнаруживают линейный рост в бесстрашии к смерти, в то время как девочки растут в ощущаемой способности. Исследование в целом поддерживает предположения межличностной теории.

'Статья опубликована в Suicidology Online. - 2016. - Vol. 7. - P. 32-39. Публикация с разрешения редакции. Перевод с английского К.А. Чистопольская (Москва).

Ключевые слова: самоубийство, бесстрашие к см

Суицид - значимая проблема здравоохранения: около 1 миллиона людей по всему миру погибают при совершении суицида каждый год

[1]. Данные по суициду показывают, что это вторая по значимости причина смерти людей 10-24 лет. Несмертельные подростковые попытки суицида колеблются от 4 до 23%, со средним уровнем 10,5% в европейских странах

[2] и от 6,5 до 9% среди девятиклассников Германии [3, 4]. В среднем, девочки совершают больше суицидальных попыток, чем мальчики [5], в то время как больше мальчиков погибает от суицида, чем девочек [1]. Кривые возраста начала суицидального поведения остаются низкими в 12 лет и растут линейно к 15 годам [5]. Мы знаем, что факторы риска для подростковых суицидальных попыток и завершенных суицидов включают душевные расстройства, предшествующее суицидальное поведение, несуицидальные самоповреждения, суицидальные мысли и жестокое обращение в детстве [6].

В соответствии с межличностной теорией суицида [7], должны присутствовать три фактора риска, чтобы человек захотел и был способен совершить самоубийство. В эти факторы входят одновременное наличие чувства бро-шенности, или, иначе, недостаток принадлежности: ощущение, что человек не является ценным членом важной для него группы, - а также ощущение себя как обузы, будто его существование ложится тяжким бременем на семью и друзей - всё это вызывает желание самоубийства. При этом T.E. Joiner [7] утверждает, что одного только желания совершить самоубийство недостаточно для летальной попытки. Человек должен развить в себе бесстрашие к смерти, а также способность выдерживать боль, чтобы суметь действовать в соответствии с желанием совершить самоубийство. По концепции T.E. Joiner, эта так называемая приобретенная способность к суициду состоит из повышенной толерантности к боли и бесстрашия к смерти - и последнее стало главным фокусом текущего исследования. T.E. Joiner [7] утверждает, что самый лёгкий способ обрести способность к суициду - это вовлекаться в суицидальное поведение, особенно суицидальные попытки, или практиковать и подготавливать суицидальные поступки. Однако T.E. Joiner [7] указывает на тот факт, что можно научиться меньше бояться боли, травм и смерти не только посредством суицидальных попыток (например, с помощью болезненных и провокационных событий, таких как жестокое об-

[, межличностная теория суицида, подростки. ращение в детстве, участие в военных событиях, драках, контактных видах спорта и неразборчивости в сексе). Автор [7] предполагает, что механизмы, с помощью которых люди обретают способность к летальным самоповреждениям - это привычка и закрепление ответа на страх и боль [8]. Соответственно, T.E. Joiner [7] описывает приобретенную способность к суициду как довольно статичный процесс, нарастающий по мере того, как переживаются болезненные и провокационные события.

Подтверждение обоснованности межличностной теории суицида растёт, как и число исследований, раскрывающих связи между ключевыми переменными концепции и суицидальными мыслями и попытками [см. 9]. Исследования, проверяющие конструкт приобретённой способности к суициду, обнаружили, что люди с историей суицидальных попыток, в отличие от тех, у кого такой истории нет, проявляют повышенный уровень приобретённой способности суицида [10], и эта приобретённая способность предсказывает суицидальные попытки и суицид [11, 12, 13, 14].

В соответствии с концепцией, повышенный болевой порог и опыт провокационных событий значимо предсказывают повышенный уровень приобретенной способности к суициду [15, 16, 17, 14]. Дальнейшие исследования обнаружили, что опыт участия в военных действиях [18], жестокие видеоигры [19] и наблюдение эвтаназии у ветеринаров [20] связаны повышенным бесстрашием к смерти. А также несуицидальные самоповреждения [21] и чрезмерные занятия спортом, сочетающиеся с нарушениями питания [22, 23] сигнализируют о повышенном уровне суицидальной смертности среди мужчин, по сравнению с женщинами [1]. В попытке объяснить гендерные различия Витте и коллеги [23] обнаружили, что поиск новых ощущений отвечал за позитивную связь между полом и бесстрашием к смерти, то есть мужчины демонстрировали повышенный уровень бесстрашия к смерти, потому что были более склонны к рисковому поведению.

Вместе с ростом суицидального поведения в отрочестве [5] также наблюдается связанный с возрастом рост различных форм рискового поведения, включая злоупотребление алкоголем и ПАВ [24], а также делинквентное поведение [25] и несуицидальные самоповреждения. Например, Sourander и коллеги [26] обнаружили значимый рост самоотчетов по самоповреждениям в возрасте от 12 до 15, особенно среди девочек [см. 27].

Похоже, что всё это вместе: не только суицидальное поведение, но и различные формы болезненных и провокационных событий быстро растут во время раннего отрочества. И все же наблюдаются значимые гендерные различия: поведение, связанное с жестокостью (например, драки), злоупотребление алкоголем и ПАВ, а также рисковый секс чаще наблюдаются среди мальчиков, в то время как девочки более склонны сообщать о сексуальном насилии, в том числе об изнасилованиях и жестокости на свидании [28]. Более того, девочки из седьмых и девятых классов сообщают о несуицидальных самоповреждениях в два раза чаще, чем мальчики [4, 27], что свидетельствует о том, что девочки более склонны к суицидальным мыслям, планам и попыткам, чем мальчики [5].

Если смотреть на эти факты через призму межличностной теории суицидов, можно ожидать, что бесстрашие к смерти растёт так же, как опыт с разного рода болезненными и провокационными событиями, а с ними и уровень суицидальных попыток. Таким образом, целью настоящего исследования было прояснение вопроса, существует ли связанный с возрастом рост в бесстрашии к смерти и ощущаемой способности совершить самоубийство в выборке 12-16-летних, с седьмого по девятый класс. Учитывая вышесказанное, мы предположили, что суицидальные мысли и поступки, несуицидальные самоповреждения и опыт болезненных и провокационных событий растут линейно, с седьмого через восьмой и по девятый классы, и предположительно в девятом классе оба пола сообщат о сниженном страхе смерти, в восьмом классе оба пола будут сообщать о среднем уровне страха, а в седьмом классе оба пола сообщат о самом высоком страхе смерти. Кроме того, мы ожидали повторить уже хорошо представленные данные о гендерных различиях, касающихся бесстрашия к смерти, суицидальных мыслей и поступков, несуицидальных самоповреждений и болезненных и провокационных событий.

Методы исследования.

Участники. Выборка состояла из 373 учеников, из которых 54,2% (п=202) - девочки, 45,8% (п=171) - мальчики. Возраст разнился от 12 до 16 лет, M=13,88 ^=1.10). 154 были из девятых классов (41,3% возраст М=14,82 (SD=0,64), мальчиков - 81, девочек - 73); 108 были из восьмых классов (28%, возраст M=13,78 (SD=0,66), мальчиков - 45, девочек -63; и 111 семиклассников (29,8%, возраст М=12,67(SD=0,62), девочек - 66, мальчиков -45. Все участники были белыми.

250 учеников (67,0%) посещали академический лицей, 106 (28,4%) среднюю общеобразовательную школу и оставшиеся 17 учеников (4,6%) неполную среднюю школу. Высокий достаток, оцененный по «Шкале семейного достатка» [29], был у % выборки (77,6%, n=281).

Процедура. Участников вербовали в школах Рурской области (n=2 академических лицеев, n=2 средних общеобразовательных школ, n=1 неполной средней школы). Опрос проходил между октябрем 2013 и маем 2014. Когда школа изъявляла желание участвовать, ответственные за проведение исследования учителя информировались о цели исследования и формах полноценного родительского согласия, были розданы бланки подросткового согласия. Подросткам напоминали, что участие является добровольным и анонимным. Все оценочные шкалы раздавались в классе, в запечатанных конвертах, тем, кто принёс подписанные родительское и подростковое согласия. Один из исследователей присутствовал в классе, к нему можно было обращаться с вопросами. После того как ученики заполняли бланки, они вкладывали их снова в конверт и запечатывали их. Заполнение занимало 30-35 минут. Чтобы обеспечить безопасность, каждый участник получал «карточку с контактом», которая включала (1) общую контактную информацию телефонов доверия и (2) контакты координатора исследования и двух сотрудничающих психотерапевтов.

Исследование и его процедуры были одобрены этическим комитетом факультета психологии Рурского университета города Бохума.

Методики.

Приобретенная способность к суициду.

Бесстрашие к смерти измерялось субшкалой «бесстрашие к смерти», состоящей из 5 пунктов из «Немецкого опросника способности к суициду» [30]. Пример утверждений «Я очень боюсь умереть», «Перспектива собственной смерти вызывает у меня беспокойство». Все пункты оценивались по пятибалльной шкале Лайкерта от 1 (полностью согласен) до 5 (совершенно не согласен), где больший балл по шкале соответствовал сниженному страху смерти и умирания. Субшкала бесстрашия к смерти очень похожа на «Шкалу приобретенной способности к суициду» (Acquired Capability for Suicide Scale) Ribeiro и коллег [22] и имеет хорошую внутреннюю согласованность (a=0,90 [30]). Соответственно, внутренняя согласованность была высока и в текущей выборке: а=0,88. Ощущаемая способность к суициду измерялась одним пунктом («Я бы

мог(-ла) убить себя, если бы хотел(-а)»), её взяли из оригинальной «Шкалы приобретенной способности к суициду» [14]. Она также является частью «Немецкого опросника способности к суициду». В недавнем исследовании этот знаковый пункт различал людей, совершивших и не совершавших попытки суицида [30]. В подтверждение дискриминантной валидности, этот пункт не нагружается на фактор бесстрашия к смерти в «Немецком опроснике способности к суициду» [30].

Суицидальные мысли и поведение.

Суицидальные мысли в течение жизни, суицидальные планы и попытки оценивались с помощью пункта 1 («Вы когда-либо думали о том, чтобы покончить с собой или пытались это сделать?») из «Переработанного опросника суицидального поведения» (Suicidai Behaviors Questionnaire - Revised (SBQ-R [31]). Этот пункт рекомендовался для скрининга и часто использовался в клинических и неклинических подростковых выборках [31]. Граничный балл 2 в этом пункте данной шкалы показал свою эффективность в различении суицидальных и несуицидальных подростков [31].

Болезненные и провокационные события.

Болезненные и провокационные события оценивались с помощью адаптированной версии 16-пунктовой «Шкалы болезненных и провокационных событий» (PainfUl and Provocative Events Scale, PPES [32]). В этой шкале респондента просят сообщить, сколько раз он переживал определенные события, которые по межличностной теории суицида ведут к приобретенной способности к суициду (например, ломал кость, делал пирсинг, был участником автоаварии, стрелял из ружья, намеренно причинял боль животным, участвовал в драках, прыгал с высоты, становился жертвой избиения). Все пункты ранжированы по 5-балльной шкале Лайкерта от 1 (никогда) до 5 (более 20 раз). Некоторые пункты были убраны в целях цензуры, так как были неуместны с точки зре-

Распределение отв

ния директоров школ (например, «Были ли вы жертвой / свидетелем сексуальных домогательств?»), казались неуместными для выборки младших подростков (например, «Вы когда-нибудь принимали наркотики внутривенно?»), или потому что это можно спутать с суицидальным поведением («Вы когда-нибудь делали удавку?»). Внутренняя согласованность данной шкалы была весьма умеренной в текущем исследовании (а=0,69). Однако умеренная согласованность (а<0,70) - частый случай с этой шкалой, и обычно её связывают с тем фактом, что она состоит из списка разнородных поступков [15, 33,22].

Несуицидальное самоповреждение.

Несуицидальное самоповреждение оценивалось пунктами из «Шкалы импульсивности» (Impulsivity Scale, IS-27 [34]). Пункты звучали так: «За последний месяц... я причинял себе боль, прижигая себя», «.я причинял себе боль, делая глубокие порезы», «.я причинял себе боль, делая поверхностные порезы или царапины», «.я причинял себе боль, так как сознательно бился головой, рукой или другими частями тела о твердую поверхность». Все пункты оценивались по 5-балльной шкале Лай-керта от 0 (никогда) до 4 (несколько раз в день). Внутренняя согласованность в этом исследовании была а=0,85.

Результаты исследования.

Описательные данные: Суицидальные мысли и поведение

299 учеников (80,2%) никогда не планировали и не совершали суицидальных попыток (пункт 1 шкалы SBQ-R < 2), в то время как 19,8% (n=74) имели опыт суицидальных мыслей и/или поведения (пункт 1 шкалы SBQ-R > 2). Данные по этому пункту отсутствовали у двоих человек. Как видно из таблицы 1, 16 респондентов совершали суицидальные попытки в течение жизни. Суицидальные попытки были более распространены среди 9-классников, нежели чем у 8- и 7-классников.

Таблица 1

на пункт 1 SBQ-R

Вы когда-либо думали о том, чтобы покончить с собой, или пытались это сделать? 7-классники 8-классники 9-классники

n % n % n %

Никогда 73 66,4 72 66,7 85 55,6

Была такая мысль мимоходом 21 19,1 16 14,8 30 19,6

У меня хотя бы однажды был план покончить с собой, но я не пытался воплотить его в жизнь 12 10,9 11 10,2 20 13,1

У меня хотя бы однажды был план покончить с собой, и я действительно хотел умереть 2 1,8 6 5,6 7 4,6

Я пытался покончить с собой, но я не хотел умирать 0 0 0 0 1 0,7

Я пытался покончить с собой, и я действительно надеялся умереть 2 1,8 3 2,7 10 6,5

SBQ-R - «Переработанный опросник суицидального поведения»

Таблица 2

Корреляции между изучаемыми переменными

Показатель 1 2 3 4 5

Суицидальные мысли и поступки - 0,55** 0,31** -0,12 0,37**

Несуицидальные самоповреждения 0,60*** - 0,52** 0,00 0,09

Болезненные и провокационные события 0,30** 0,39** - -0,02 0,12

Бесстрашие к смерти 0,12 0,08 0,09 - 0,00

Ощущаемая способность к суициду 0,56** 0,47** 0,38** 0,24** -

Примечание: Корреляции для мальчиков сообщены над диагональю, а для девочек - под диагональю. Уровень значимости *** - р<0,001; ** - р<0,01.

Гендерные различия в суицидальных мыслях и поступках, несуицидальных самоповреждениях, болезненных и провокационных событиях, бесстрашии к смерти и ощущаемой способности к суициду.

Независимо от класса, мальчики сообщали о большем опыте болезненных и провокационных событий F(1, 343) = 25,31; р<0,001, чем девочки. Однако девочки имели некоторую склонность к большим несуицидальным повреждениям F(1, 360) =3,67; р=0,057, и к более частым суицидальным мыслям и поступкам F(1, 369) =4,57; р=0,033. О суицидальных попытках сообщали 5,9% девочек (п=12) и 2,3% (п=4) мальчиков. Как и в предыдущих исследованиях [22, 23], мальчики сообщали о большем бесстрашии к смерти F(1, 350) = 18,53; р<0,001, чем девочки, но, тем не менее, мальчики и девочки не различались в ощущаемой способности к суициду F(1, 361) =0,03; р=0,851.

И у девочек, и у мальчиков суицидальные мысли и поступки были значимо связаны с несуицидальным самоповреждением, с опытом болезненных и провокационных событий и ощущаемой способностью к суициду (табл. 2). Бесстрашие к смерти не было связано с суицидальными мыслями и поступками.

Линейные тренды суицидальных мыслей и поступков, несуицидального самоповреждения и болезненных и провокационных событий

Линейные тренды среди 9-, 8- и 7-классников были проанализированы методом линейных контрастов с помощью следующих контрастных весов: 7-классники = -1, 8-классники = 0, 9-классники = 1. Как видно из таблицы 3, 9-классники оценивали себя выше по суицидальным мыслям и поступкам, несуицидальным самоповреждениям и опыту болезненных и провокационных событий, 8-классники давали средний результат, а 7-

классники были ниже всех по этим показателям. Более тщательный анализ обнаружил, что девочки, но не мальчики обнаруживали линейный рост в суицидальных мыслях и поступках и опыту болезненных и провокационных событий, в то время как мальчики демонстрировали лишь линейный рост в несуицидальных самоповреждениях.

Линейные тренды бесстрашия к смерти и ощущаемой способности к суициду.

Как и ожидалось, анализ линейных контрастов обнаружил, что 9-классники показали больше бесстрашия к смерти, за ними шли 8-классники, а замыкали цепочку 7-классники. Этот паттерн был обнаружен во всей выборке и в выборке мальчиков, но не у девочек. Однако у девочек наблюдался линейный рост в ощущаемой способности к суициду, чего не было замечено у мальчиков (табл. 3).

Обсуждение.

Данное исследование было призвано проверить, существует ли линейный рост в бесстрашии к смерти и ощущаемой способности покончить с собой в 7-м, 8-м и 9-м классах. Было сделано три значимых вывода:

1. Линейный рост бесстрашия к смерти был выявлен. Однако были обнаружены значимые гендерные различия: мальчики демонстрировали линейный рост бесстрашия к смерти, но не ощущаемую способность к суициду, в то время как девочки демонстрировали линейный рост в ощущаемой способности к суициду, но не бесстрашие к смерти.

2. Гендерные различия были обнаружены в других переменных: девочки демонстрировали связанный с возрастом рост суицидальных мыслей и поступков, а также болезненных и провокационных событий, в то время как у мальчиков наблюдался линейный рост только в несуицидальных самоповреждениях.

Средние, стандартные отклонения и линейный анализ контрастов

Таблица 3

Инструмент Выборка Группа Б-статистики Р

7-классники М (ББ) 8-классники М (ББ) 9-классники М (ББ)

Суицидальные мысли и поступки Все 0,58 (1,12) 0,71 (1,39) 1,03 (1,65) Б(1, 368) = 6,11 0,014

Девочки 0,64 (1,31) 0,92 (1,66) 1,26 (1,79) Б(1, 198) = 5,26 0,023

Мальчики 0,50 (0,73) 0,42 (0,84) 0,81 (1,50) Б(1, 167) = 1,99 0,159

Несуицидальные самоповреждения Все 0,23 (0,66) 0,71 (2,11) 0,72 (2,00) Б(1, 359) = 4,95 0,027

Девочки 0,28 (0,78) 1,17 (2,68) 0,77 (2,00) Б(1, 191) = 2,09 0,150

Мальчики 0,16 (0,42) 0,08 (0,35) 0,68 (2,02) Б(2, 165) = 4,79 0,030

Болезненные и провокационные события Все 7,39 (5,53) 8,18 (5,63) 9,83 (7,17) Б(1, 342) = 8,90 0,003

Девочки 6,15 (5,26) 6,61 (4,62) 8,41 (5,73) Б(1, 187) = 5,99 0,015

Мальчики 9,21 (5,46) 10,42 (6,23) 11,22 (8,13) Б(1, 152) = 2,13 0,147

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бесстрашие к смерти Все 3,15 (1,20) 3,37 (1,12) 3,47 (1,16) Б(1, 349) = 4,81 0,029

Девочки 3,08 (1,13) 3,07 (1,15) 3,15 (1,20) Б(1, 183) = 0,10 0,748

Мальчики 3,24 (1,29) 3,79 (0,95) 3,75 (1,05) Б(1, 163) = 6,19 0,014

Ощущаемая способность к суициду Все 2,10 (1,46) 2,12 (1,50) 2,46 (1,64) Б(1, 360) = 3,22 0,074

Девочки 2,04 (1,45) 2,12 (1,51) 2,60 (1,63) Б(1, 193) = 4,26 0,040

Мальчики 2,18 (1,50) 2,11 (1,51) 2,33 (1,64) Б(1, 164) = 0,25 0,621

3. В соответствии с предыдущими исследованиями мальчики сообщали о большем бесстрашии к смерти и о большем количестве болезненных и провокационных событий, в то время как девочки показали тренд к большей вовлеченности в несуицидальные самоповреждения, а также больше суицидальных мыслей и попыток. В подтверждение валидности собранных данных, уровень учеников, сообщавших о суицидальных попытках в течение жизни (6,5% у 9-классниках) был практически идентичен с предыдущими исследованиями, в которых сообщается от 6,5 до 7,9% немецких 9-классников, признающихся в суицидальных попытках [4].

В соответствии с предположениями межличностной теории суицида [7], бесстрашие к смерти более распространено в старших классах, так же как и опыт болезненных и провокационных событий, несуицидальных самоповреждений и суицидальных поступков - все это становится более частым во время раннего отрочества. И все же, в пику нашим ожиданиям, были обнаружены значимые гендерные различия: только мальчики сообщали о росте бесстрашия к смерти. Это особенно удивительно, так как девочки показали только рост болезненных и провокационных событий и

суицидальные мысли и поступки во всех классах [7]. В то же время, эта находка приводит нас в замешательство: почему девочки и женщины сообщают о более низком бесстрашии к смерти, чем мальчики и мужчины [22; 23], хотя они более склонны к несуицидальным и суицидальным самоповреждениям [5]? Как было уже упомянуто, [23] обнаружил, что больший поиск ощущений положительно коррелирует с мужским полом и бесстрашием к смерти. Однако это не объясняет, почему более высокий уровень несуицидальных и суицидальных самоповреждений не обусловливает более высокое бесстрашие к смерти среди женщин. В целом, относительно мало известно (а) о том, как люди становятся бесстрашными к смерти, (б) модерирующих факторах (например, интенсивности и частоте провокационных событий, личностных чертах, генетических факторах) в обретении бесстрашия к смерти, и (в) об относительном влиянии разных типов болезненных и провокационных событий на приобретаемую способность к суициду. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы прояснить эти вопросы, в том числе гендерные различия в бесстрашии к смерти. В связи с этим, вероятно, что опыт девочек в несуицидальных и суицидальных самоповреждениях не приводит к росту

общего бесстрашия к смерти (оцениваемого с помощью субшкалы «Немецкого опросника способности к суициду»), но к специфической приписываемой себе способности покончить с собой. Так, в текущем исследовании девочки продемонстрировали рост в ощущаемой способности умереть от суицида (а мальчики -нет), хотя у них не наблюдался рост общего бесстрашия к смерти. Вследствие отсутствия исследований на эту тему, пока неясно, что более значимо для (будущего) суицидального поведения - бесстрашие к смерти или ощущаемая способность покончить с собой. Однако в предыдущих исследованиях, так же, как и в текущем, лишь один пункт, измерявший ощущаемую способность к суициду, был значимо связан с суицидальностью, которая измерялась SBQ-R [35] или с прошлыми суицидальными попытками [30]. Таким образом, есть вероятность, что пункт, оценивающий ощущаемую способность к суициду, особенно чувствителен к изменениям в показаниях о несуицидальных и суицидальных повреждениях. Требуются дальнейшие исследования, чтобы прояснить этот момент.

Следует учесть различные ограничения, интерпретируя результаты этого предварительного исследования. Во-первых, так как вся выборка состояла из белых европейцев, возможно, что данные выводы не распространяются на учеников других этнических групп. Во-вторых, вследствие исследования методом срезов, мы не можем делать выводы о траекториях развития бесстрашия к смерти и ощущаемой способности покончить с собой. Будущие исследования должны использовать лонгитюд, проспективный дизайн. В-третьих, вследствие низкой внутренней согласованности шкалы переносимости боли из «Немецкого опросника способности к суициду» [30], в данном исследовании не было возможности исследовать эту грань приобретенной способности к суициду. Однако лонгитюдные исследования и исследования методом срезов уже показали, что дети между 6 и 16 годами с возрастом становятся менее чувствительными к болезненным стимулам [36, 37]. Наконец, пункт SBQ-R, который использовался в данном исследовании, не позволяет разделять анализ суицидальных мыслей и суицидальных поступков. Вследствие этого возможно, что линейный тренд, обнаруженный у девочек, объясняется либо суицидальными мыслями, либо суицидальными поступками.

Выводы этого исследования имеют скромные последствия для клинических оценок суицидального риска. Учитывая, что T.E. Joiner [7]

описывает приобретенную способность к суициду как довольно стабильную и не очень пластичную характеристику, возможно, это не слишком многообещающая мишень для превенции. Тем не менее, программы школьной превенции суицидов могут интегрировать бесстрашие к смерти и ощущаемую способность совершить суицид в скрининговые кампании: либо с помощью скрининга с помощью шкал самоотчета, либо, обучая школьный персонал распознавать учеников с повышенным риском [38]. Однако в будущем следует проверить временной аспект и причинность между болезненными и провокационными событиями, бесстрашием к смерти и суицидальным поведением в отрочестве - это критично, прежде чем делать громкие заявления о принятии во внимание приобретенной способности к суициду и внедрять ее в программы школьной превенции.

Насколько нам известно, это исследование - первое, посвящённое приобретённой способности к суициду в отрочестве. Результаты в целом подтверждают допущения межличностной модели суицида. И всё же на результаты влиял пол респондентов. Поэтому будущие исследования в рамках межличностной теории должны учитывать гендерные различия. Так как суицидальное поведение - острая проблема детства и отрочества, обязательно нужно уточнить наше понимание приобретенной способности суицида в этой возрастной группе и роль потенциальных предикторов и модераторов, значимых для её развития.

Благодарности. Авторы благодарят Сабрину Зейтц и Йанника Либерта за помощь в сборе данных.

Литература:

1. WHO Preventing suicide. A global imperative. Geneva: WHO Press, 2014.

2. Kokkevi A., Rotsika V., Arapaki A., Richardson C. Adolescents' self-reported suicide attempts, self-harm thoughts and their correlates across 17 European countries // J. Child Psychol. Psychiatry. - 2012. - Vol. 53. - P. 381-389.

3. Donath C., Graessel E., Baier D., Bleich S., Hillemacher T. Is parenting style apredictor of suicide attempts in a representative sample of adolescents? // BMC Pediatr. - 2014. - Vol. 14. - P. 113-125.

4. Plener P.L., Libal G., Fegert J.M., Muehlenkamp J.J. An international comparison of adolescent non-suicidal self-injury (NSSI) and suicide attempts: Germany and the USA // Psychol. Med. -2009. - Vol. 39 - P. 1549-1558.

5. Nock M.K., Green J.G., Hwang I., McLaughlin K.A., Sampson N.A., Zaslavsky A.M., Kessler R.C. Prevalence, correlates, and treatment of lifetime suicidal behavior among adolescents // JAMA Psychiatry - 2013. - Vol. 70. - P. 300-310.

6. Esposito-Smythers C., Weismoore J., Zimmermann R.P., Spirito A. Suicidal behaviors among children and adolescents. // In The Oxford handbook of suicide and self-injury / Ed. by N. Nock. Oxford: Oxford University Press, 2014. - P. 61-81.

7. Joiner T.E. Why people die by suicide. Cambridge: Harvard University Press, 2005.

8. Solomon R.L., Corbit, J.D. An opponent-process theory of motivation: Temporal dynamics of affect // Psychol. Rev. - 1974. -Vol. 81. - P. 119-145.

9. Ma J., Batterham P.J., Calear A.L., Han J. A systematic review of the predictions of the Interpersonal-Psychological Theory of suicidal behavior // Clin. Psychol. Rev. - 2016. - Vol. 46. - P. 34-45.

10. Smith P.N., Wolford-Clevenger C., Mandracchia J.T., Jahn D.R. An exploratory factor analysis of the Acquired Capability for Suicide Scale in male prison inmates // Psychol. Serv. - 2013. -Vol. 10. - P. 97-105.

11. Anestis M.D., Joiner T.E. Examining the role of emotion in suicid-ality // J. Affect. Disorders. - 2011. - Vol. 129. - P. 261-269.

12. Bryan C.J., Clemans T.A., Hernandez A.M. Perceived burden-someness, fearlessness of death and suicidality among deployed military personnel // Pers. and Ind. Diff. - 2012. - Vol. 52. - P. 374-379.

13. Nademin E., Jobes D.A., Pflanz S.E., Jacoby A.M., Ghah-ramanlou-Holloway M., Campise R., Joiner T.E., Wagner B.M., Johnson L. An investigation of interpersonal-psychological variables in Air Force suicides: a controlled-comparison study // Arch. Suicide Res. - 2008. - Vol. 12. - P. 309-326.

14. Van Orden K.A., Witte T.K., Gordon K.H., Bender T.W., Joiner T.E. Suicidal desire and the capability for suicide: tests of the interpersonal-psychological theory of suicidal behavior among adults // J. Consult. Clin. Psychol. - 2008. - Vol. 76. - P. 72-83.

15. Anestis M.D., Joiner T.E. Behaviorally-indexed distress tolerance and suicidality // J. Psychiatr. Res. - 2012. - Vol. 46. - P. 703-707.

16. Bryan C.J., Cukrowicz K.C. Associations between types of combat violence and the acquired capability for suicide // Suicide Life Threat. Behav. - 2011. - Vol. 41. - P. 126-136.

17. Smith A.R., Fink E.L., Anestis M.D., Ribeiro J.D., Gordon K.H., Davis H., Keel P.K., Bardone-Cone A.M., Peterson C.B., Klein M.H., Crow S., Mitchell J.E., Crosby R.D., Wonderlich S.A., le Grange D., Joiner T.E. Exercise caution: Over-exercise is associated with suicidality among individuals with disordered eating // Psychiatry Res. - 2013. - Vol. 206. - P. 246-255.

18. Bryan C.J., Hernandez A.M., Allison S., Clemans T. Combat exposure and suicide risk in two samples of military personnel // J. Clin. Psychol. - 2013. - Vol. 69. - P. 64-77.

19. Gauthier J.M., Zuromski K.L., Gitter S.A., Witte T.K., Cero, I.J., Gordon K.H., Ribeiro J., Anestis M., Joiner T.E. The interpersonal-psychological theory of suicide and exposure to video game violence // J. Soc. and Clin. Psychol. - 2014. - Vol. 33. -P. 512-535.

20. Witte T.K., Correia C.J., Angarano D. Experience with euthanasia is associated with fearlessness about death in veterinary students // Suicide Life-Threat. Behav. - 2013. - Vol. 43. - P. 125-138.

21. Willoughby T., Heffer T., Hamza C.A. The link between nonsui-cidal self-injury and acquired capability for suicide: a longitudinal study // J. Abnorm. Psychol. - 2015. - Vol. 124. - P. 1110-1115.

22. Ribeiro J.D., Witte T.K., Van Orden K.A., Selby E.A., Gordon K.H., Bender T.W., Joiner T.E. Fearlessness about death: The psychometric properties and construct validity of the revision to the Acquired Capability for Suicide Scale // Psychol. Assess. -2014. -Vol. 26. - P. 115-126.

23. Witte T.K., Gordon K.H., Smith P.N., Van Orden K.A. Stoicism and sensation seeking: male vulnerabilities for the acquired capability for suicide // J. Res. in Pers. - 2012. - Vol. 46. - P. 384392.

24. SAMHSA: Substance Abuse and Mental Health Service Administration. Results from the 2013 National Survey on Drug Use and Health: Summary of national findings. - 2014. [last accessed 11 January 2017]. Available from: www.samhsa.gov

25. Moffitt T.E. Adolescence-limited and life-course-persistent antisocial behavior: a developmental taxonomy // Psychol. Rev. -1993. - Vol. 100. - P. 674-701.

26. Sourander A., Aromaa M., Pihlakoski L., Haavisto A., Rautava P., Helenius H., Sillanpää M. Early predictors of deliberate self-harm among adolescents. A prospective follow-up study from age 3 to age 15 // J. Affect. Disorders. - 2006. - Vol. 93. - P. 87-96.

27. Patton G.C., Hemphill S.A., Beyers J.M., Bond L., Toumbourou J.W., McMorris B.J., Catalano R.F. Pubertal stage and deliberate self-harm in adolescents // J. Am. Acad. Child Ado-lesc.Psychiatry. - 2007. - Vol. 46. - P. 508-514.

28. CDC Youth risk behavior surveillance - United States, 2013 // Morbidity and Mortality Weekly Report - 2014. - Vol. 63. - P. 1 -170.

29. Boyce W., Torsheim T., Currie C., Zambon A. The Family Affluence Scale as a measure of national wealth: validation of an adolescent self-report measure // Soc. Indicators Res. - 2006. -Vol. 78. - P. 473-487.

30. Wachtel S., Vocks S., Edel M.A., Nyhuis P., Willutzki U., Teis-mann T. Validation and psychometric properties of the German Capability for Suicide Questionnaire // Compr. Psychiatry. -2014. - Vol. 55. - P. 1292-1302.

31. Osman A., Bagge C.L., Gutierrez P.M., Konick L.C., Kopper B.A., Barrios F.X. The Suicidal Behaviors Questionnaire-Revised (SBQ-R): Validation with clinical and non-clinical samples // Assess. - 2001. - Vol. 8. - P. 443-454.

32. Bender T.W., Gordon K.H., Joiner T.E. Impulsivity and suicidal-ity: A test of the mediating role of painful experiences, Unpublished manuscript, 2007.

33. Pennings S.M., Anestis M.D. Discomfort intolerance and the acquired capability for suicide // Cogn. Ther. Res. - 2013. - Vol. 37. - P. 1269-1275.

34. Kröger C., Kosfelder J. IES-27. Skala zur Erfassung der Impulsivität und emotionalen Dysregulation der Borderline-Persönlichkeitsstörung. Göttingen: Hogrefe, 2011.

35. Spangenberg L., Hallensleben N., Friedrich M., Teismann T., Kapusta N., Glaesmer H. Dimensionality, psychometric properties and population-based norms of the German version of the revised Acquired Capability for Suicide Scale (ACSS-FAD) // Psychiatry Res. - 2016. - Vol. 238. - P. 46-52.

36. Blankenburg M., Boekens H., Hechler T., Maier C., Krumova E., Scherens A., Magerl W., Aksu F., Zernikow B. Reference values for quantitative sensory testing in children and adolescents: developmental and gender differences of somatosensory perception // Pain. - 2010. - Vol. 149. - P. 76-88.

37. Hirschfeld G., Zernikow B., Kraemer N., Hechler T., Aksu F., Krumova E, Maier C., Magerl W., Blankenburg M. Development of somatosensory perception in children: a longitudinal QST-study // Neuropediatr. - 2012. - Vol. 43. - P. 10-16.

38. Katz C., Bolton S.L., Katz L.Y., Isaak C., Tilston-Jones T., Sareen J. A systematic review of school-based suicide prevention programs // Depress. Anxiety. - 2013. - Vol. 30. - P. 1030-1045.

FEARLESSNESS ABOUT DEATH AND PERCEIVED CAPABILITY TO DIE BY SUICIDE IN SEVENTH, EIGHTH AND NINTH GRADERS

Tobias Teismann, Larissa Pläp, Sarah Prinz & Jan C. Cwik

Department of Clinical Psychology and Psychotherapy, Ruhr-Universität Bochum, Germany Abstract

The interpersonal theory of suicide postulates that, for a serious suicide attempt or a suicide one has to possess a desire to die and the capability to die by suicide. The capability is proposed to be acquired over time by repeated experiences with painful and provocative events. Aim of the present study was to examine linear trends in two facets of acquired capability (fearlessness about death, perceived capability to kill oneself) across seventh, eighth and ninth grade (n=373). Results indicate that boys showed a linear increase in fearlessness about death, whereas girls showed a linear increase in perceived capability. The study generally supports assumptions of the interpersonal theory. Key words: suicide, fearlessness about death, interpersonal theory of suicide, adolescence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.