капитального строительства. Изложенный выше порядок позволит усовершенствовать процесс освоения территории Санкт-Петербурга и обеспечить рациональное распределение ресурсов.
Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 г. № 596 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий», исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, ответственным за подготовку документации по планировке территории, является Комитет по градостроительству и архитектуре (далее — КГА). Согласно требованиям ст. 45 ГрК РФ, проекты планировки территории и проекты межевания территории могут разрабатываться:
• Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» (далее — СПб ГКУ «НИПЦ Генерального плана СПб»), подведомственным КГА, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
• подрядчиками на основании государственного контракта, заключенного с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга по итогам размещения государственного заказа;
• юридическими и физическими лицами за счет их средств, на основании решений о подготовке документации по планировке территорий, принимаемых КГА.
За последние четыре года СПб ГКУ «НИПЦ Генерального плана СПб» подготовлено и утверждено Правительством Санкт-Петербурга 10 проектов планировки территории с проектами межевания территории из них: в 2008 г. — 2; в 2009 г. — 0; в 2010 г. — 4, в 2011 г. — 4. Указанный объем разработки проектов планировки территории и проектов межевания территории не соответствует требованиям динамики развития Санкт-Петербурга и объективно препятствует освоению Санкт-Петербурга с учетом принципа обеспечения устойчивого развития территорий.
УДК 342.7
А. А. Козлов
Бесплатная юридическая помощь: современный аспект
A.A. Kozlov. Free legal assistance: modern aspects
В статье рассматриваются положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Автор рассматривает положения данного федерального закона применительно к суще-
The article considers the provisions of the Federal Law of November 21, 2011 N 324 — "About free legal assistance in the Russian Federation" The author considers the provisions of that federal law with regard to the existing experience of free legal assistance,
Александр Александрович Козлов — аспирант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. © А. А. Козлов, 2012
ствующему опыту оказания бесплатной юридической помощи, высказывает свое мнение относительно отдельных правовых норм. Данный закон заслуживает особого внимания, поскольку его применение на практике только начинается, и он охватывает одно из важнейших конституционных прав — права на оказание юридической помощи.
ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, государственные юридические бюро, юридическая клиника, государственная система бесплатной юридической помощи, негосударственная система бесплатной юридической помощи
контактные данные: 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41
gives his opinion on certain legal norms. This law deserves special attention because of its application in practice is just beginning, and it covers one of the most important constitutional rights — the right to legal assistance.
Keywords: free legal assistance, State law offices, legal clinic, the state system of legal assistance, non-government system of legal assistance
Contacts: Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya Str. 41, Velikiy Novgorod, 173003, Russian Federation
21 ноября 2011 г.в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 324 — ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который стал новым, качественным шагом построения в России эффективной системы оказания юридической помощи незащищенным категориям граждан.
Конституция Российской Федерации в своей ст. 2 указывает на то, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Таким образом, упомянутый выше закон должен помогать, создавать благоприятные условия для реализации гражданами нашей страны права, указанного в ст. 48 основного закона России, — права на получение квалифицированной юридической помощи. Закон ни в коей мере не должен мешать, а тем более чинить препятствия для реализации права на юридическую помощь.
15 января 2012 г. закон «О бесплатной юридической помощи» вступил в силу. В настоящей статье попытаемся проанализировать данный закон и спрогнозировать, как он повлияет на сферу оказания бесплатной юридической помощи в России.
Основными целями упомянутого выше закона являются:
• создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством;
• создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их интересов, повышения уровня социальной защищенности, обеспечение их доступа к правосудию;
• формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее государственная поддержка [1, ч. 2, ст. 1].
Для реализации данных целей закон устанавливает основные гарантии реализации права на получение бесплатной юридической помощи и определяет организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи [Там же, ч. 1, ст. 1].
Негосударственной системе бесплатной юридической помощи в законе посвящена всего лишь одна глава — глава 4. К указанной системе относятся юридические клиники, создаваемые при высших образовательных учреждениях, и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Проанализируем правовое положение данных субъектов по настоящему закону.
Позитивной чертой настоящего закона является то, что в нем впервые на уровне закона получили правовое регламентирование юридические клиники. Юридическая клиника, безусловно, по своей сути, является уникальным институтом. С одной стороны, она оказывает бесплатную юридическую помощь населению, с другой стороны, дает студентам-юристам уникальный практический опыт: в клиниках будущие юристы учатся и коммуникации и умению составлять документы правового характера, представлять интересы клиентов в судах, государственных органах и др. [2, ст. 4].
Несмотря на важность студенческой работы во имя общественного блага, закон «О бесплатной юридической помощи» хотя бы и регламентировал деятельность юридических клиник, но сделал это отчасти, не до конца.
Неурегулированным остался вопрос о финансировании клиник, о какой-либо финансовой поддержке со стороны государства. Получается, что государство, даруя право высшим учебным заведениям право создавать на своей базе центры правовой помощи, никакими гарантиями это не подкрепляет.
По нашему мнению, спорным является и тот аспект, что порядок создания и порядок деятельности юридических клиник определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1, ч. 3, ст. 23].
С одной стороны, это положение закона сможет обеспечить единую практику в сфере деятельности юридических клиник на территории России; с другой стороны, это может привести к коренному перестраиванию всей работы клиник.
В некоторых субъектах РФ юридические клиники были созданы еще до принятия рассматриваемого закона (так, например, юридическая клиника Новгородского государственного университета была создана в 1998 г.) [3, с. 8], у таких клиник уже есть сложившаяся практика, и закон, в любом случае, на нее повлияет. Отметим, что государственную политику и нормативно-правовое регулирование в указанной сфере логичнее было бы передать Министерству Юстиции РФ и его территориальным органам, поскольку юридические клиники хотя и созданы как образовательные проекты, но главной своей целью имеют оказание помощи бесплатной малоимущим гражданам.
В качестве еще одного аргумента в пользу высказанного выше тезиса можно привести то, что Минюст сможет консолидировать всю систему оказания бесплатной юридической помощи: как государственную, так и негосударственную.
На местах территориальные органы смогли бы более эффективно помогать клиникам в вопросах повседневной деятельности, во взаимодействии с другими субъектами оказания юридической помощи, координации их работы.
Отметим, что на сегодняшний момент население России в подавляющем большинстве остается неинформированным о том, кто и в каком порядке оказывает бесплатную юридическую помощь. Вместе с правовой неграмотностью это создает дополнительные трудности при реализации положений ст. 48 Конституции РФ. Закон «О бесплатной юридической помощи» нашел выход из этого положения: он регламентировал полномочия органов власти по правовому просвещению граждан и информированию их о порядке оказанию юридической помощи [1, ст. 28].
В отличие от рассмотренных выше юридических клиник, закон более четко регламентировал негосударственные центры бесплатной юридической помощи. В частности, законодательно установлена обязанность государственных и муниципальных органов поддерживать данные центры (ст. 27 Закона).
Создавая негосударственную систему оказания юридической помощи, закон определил виды правовой помощи, оказываемой в рамках данной системы. На наш взгляд, статьи закона, посвященные указанным видам, можно толковать расширенно, но здесь необходимо учитывать тот факт, чтобы органы исполнительной власти, реализуя положения закона, не стали бы ограничительно толковать нормы ст. 23 и 24. Так как в противном случае это может отразиться на работе выше упомянутых клиник, поскольку многие из них предоставляют правовую помощь более широких видов.
Также спорными, по нашему мнению, являются положения ч. 1 ст. 24 закона «О бесплатной юридической помощи». Согласно данной норме негосударственные центры могут некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими палатами субъектов, нотариусами, нотариальными палатами.
Получается, что гражданин, имеющий высшее юридическое образование, не сможет создать такой центр. А как же тогда положения рассматриваемого закона, декларирующие, что негосударственная юридическая помощь оказывается на добровольных началах?
Негосударственные центры бесплатной юридической помощи по своей организационно-правовой форме являются некоммерческими организациями, которые, в свою очередь, может создать любое дееспособное лицо [4, ч. 1, ст. 15]. В этом случае такая некоммерческая организация будет лишена по закону «О бесплатной юридической помощи» государственной поддержки.
Самую полную регламентацию в рассматриваемом нами законе получила государственная система бесплатной юридической помощи. В ст. 15 закона приведен перечень участников данной системы. К ним относятся:
• федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
• органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;
• органы управления государственных внебюджетных фондов;
• государственные юридические бюро.
Юридическая помощь — это осуществляемое средствами юридического характера адресное невластное профессиональное и организованное содействие реализации правовых возможностей субъекта права в целях преобразования проблемной правовой ситуации и максимально благоприятного удовлетворения его индивидуальных интересов [5, с. 18].
Исходя из данного определения, государственная система юридической помощи не должна отождествляться с самим государством, это институт, созданный при государственной поддержке. Самое главное при создании государственных юридических бюро — придерживаться данного тезиса.
Не секрет, что в нашей стране население, с позиций правового нигилизма, считает любое учреждение, где есть слово «государственное» органом власти и, как следствие, считает его бюрократическим, и в целом относится к нему с легким недоверием. Поэтому важной задачей при создании государственных юридических бюро будет являться задача по правовому просвещению населения, по разъяснению ему сущности данных бюро.
В 2006 г. в целях подготовки настоящего закона в 10 субъектах РФ (Республика Карелия, Чеченская республика; Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская и Ульяновская области) проходил эксперимент по созданию и деятельности государственных юридических бюро.
Нормативным документом для данного эксперимента стало Постановление Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по
созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам».
Впоследствии этот эксперимент был продлен, и государственные юридические бюро в вышеназванных субъектах действуют до сих пор. В целом, эксперимент оказался успешным. Так, например, в Чеченской республике только за III квартал 2012 г. бесплатная помощь была оказана 340 гражданам по вопросам трудового, жилищного, земельного и семейного законодательства; было подготовлено 17 исковых заявлений, 6 кассационных жалоб, дано консультаций в устной форме — 294 [6].
В Самарской области за период 2006-2010 гг. за оказанием юридической помощи обратилось 26 623 гражданина, было составлено 3199 документов, дано устных консультаций 21 291, осуществлено представительство в 751 судебном заседании [7]. В Магаданской области за 6 месяцев этого года за консультациями обратилось 1835 граждан (в аналогичном периоде 2011 г. — 1688) [8].
В новом законе порядок создания государственных юридических бюро определен в ст. 17. Юридические бюро создаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в форме казенных учреждений. По нашему мнению, это положение закона можно подвергнуть критике.
Как известно, большинство субъектов России являются дотационными регионами, из федерального бюджета им выделяются дополнительные денежные средства. Получается, что финансирование юридических бюро в каждом регионе может вестись по-разному. Необходимо учесть, что такой подход не будет способствовать единству практики юридических бюро.
Логичнее было бы создать систему государственных юридических бюро, которые бы подчинялись головной организации, и которая бы осуществляла руководство бюро по общим, в том числе финансовым вопросам, а решение оперативных вопросов надо предоставить субъектам.
Также в законе «О бесплатной юридической помощи» не прописаны требования, предъявляемые к работникам государственных юридических бюро, кроме как наличие высшего профессионального образования, полученного в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, по юридической специальности. Требования о стаже являются открытыми.
Позитивной чертой рассматриваемого нами закона является то, что государственные юридические бюро вправе привлекать к оказанию помощи малоимущим адвокатов, причем им прямо запрещено понуждать адвокатов к такого рода сотрудничеству.
Участники как государственной системы оказания юридической помощи, так и негосударственной системы в своей деятельности должны придерживаться следующих принципов, сформулированных в ст. 5 закона «О бесплатной юридической помощи»:
• принцип обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
• принципы социальной справедливости, социальной ориентированности и доступности помощи;
• принцип контроля над лицами, оказывающими юридическую помощь;
• принципы объективности, беспристрастности и своевременности оказания такой помощи;
• принцип равенства доступа;
• принцип свободного выбора государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи и другие принципы.
Важно отметить, что неукоснительное соблюдение приведенных принципов при реализации положений закона всеми участниками государственной и не-
государственной систем оказания бесплатной юридической помощи поможет созданию в Российской Федерации эффективной системы по оказанию помощи малоимущим гражданам. Все участники, по нашему мнению, должны активно сотрудничать между собой, постоянно обмениваться опытом.
В заключение отметим, что апробация положений данного закона на практике может привести к дальнейшему совершенствованию системы оказания бесплатной юридической помощи в России. Надеемся, что она станет поистине эффективной и полезной для граждан.
литература
1. о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-Ф3 // Российская газета. 23.11.2011. № 263.
2. свод этических норм Юридической клиники Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого // Режим доступа: И"Ир///'№'№'№.поУ8и.ги/ёер"Ь/1424/ 1.166685/?1ё=2042.
3. Яковленко н. А. Бесплатная юридическая помощь — доступна или нет? // Юстиция Великий Новгород. 2009. № 1. С. 3-12.
4. о некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Российская газета. 24.01.1996. № 14.
5. Панченко В. Ю. Квалифицированность как признак юридической помощи // Адвокатская практика. 2012 г. № 2. С. 18-20.
6. Режим доступа: http://urburo-chr.ru/.
7. Режим доступа: http://www.urburo63.ru/.
8. Режим доступа: http://to49.minjust.ru/node/2660.
УДК 336.74
Т. С. Юркова
трансформация российского рубля и предпосылки создания международного финансового центра
в москве
T. S. Yurkova. Transformation of Russian ruble and the conditions of creating an international financial center in Moscow
В условиях роста глобализации в финансовом секторе российские компании и инвесторы прибегают к ресурсам мировой индустрии финансовых услуг. Чтобы выдержать глобальную конкуренцию, российский финансовый рынок должен ликвидировать свое отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры, доступного инструментария.
With the increasing globalization of the financial sector Russian companies and investors have recourse to the resources of the world financial services industry. To withstand global competition, the russian financial market should eliminate the lag from the world's leading financial centers in the field of regulation, infrastructure and affordable tools.
Татьяна Сергеевна Юркова — соискатель Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. © Т. С. Юркова, 2012