www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=125 (дата обращения: 05.04.2021).
4. Табунщиков Ю.А. Цифровизация экономики - тенденция глобального масштаба / Ю.А. Табунщиков. - Текст: электронный // Энергосбережение. - 2018. - №7. - С. 4. - URL: https://www.abok. ru/for_spec/articles.php?nid=7036 (дата обращения: 05.04.2021).
5. Чебан А.Н. Системы интеллектуального управления зданиями православных храмов / А.Н. Чебан. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №2(47). - С. 281-292. - URL: https://marhi.ru/ AMIT/2019/4kvart19/PDF/18_cheban.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
А.В. Крашенинников, О.А. Дружинина, Е.И. Петровская, Е.А. Крыласова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0003 A. V. Krasheninnikov, O.A. Druzhinina, E.I. Petrovskaya, E.A. Krylasova
Бесконтактный город - прогноз или утопия? Contactless city - forecast or utopia?
Ключевые слова: жилая среда, планировочные решения, дистанции персонального общения, социального контроля, социальной связанности, мотивирующие среды, пространство социального взаимодействия, психофизиология восприятия пространства, врожденные и приобретенные поведенческие паттерны. Keywords: living environment, planning solutions, distance, liveliness, privacy, cognitive urbanism, motivating environments, space of social interaction, psychophysiology of space perception, innate and acquired behavioral patterns. Аннотация: Жилище становится новым ядром социально-пространственной системы города. Социальный запрос к среде обитания меняется, особенно остро обозначая вопросы качественной оценки среды, в т.ч. мотивирующих свойств пространственно-средовых объектов. Городская среда непосредственно влияет на нас, формирует и корректирует наше представление о мире. Пространство города определенным образом программирует наше поведение. Такие социальные параметры городской ткани, как теснота, мобильность и сплоченность рассматриваются в контексте пространственных факторов, в основе которых - расстояния, ясность границ, кластеризация и пористость. Существенное улучшение качества городской среды возможно при учете психофизиологии человека в проектировании.
Abstract: The dwelling becomes the new core of the social and spatial system of the city. The social demand for the environment is changing, especially sharply denoting the issues of a qualitative assessment of the environment, including the motivating properties of spatial and environmental objects. The urban environment directly affects us, shapes and adjusts our view of the world. The space of the city programs our behavior in a certain way. Social parameters of urban tissue such as tightness, mobility and cohesion are considered in the context of spatial factors, which are based on distance, clarity of boundaries, clustering and porosity. Humanization and improvement of the urban environment is possible if our physiology is taken into account in design and planning.
Глобальная озабоченность в связи с пандемией вирусной инфекции за один год изменила образ жизни миллионов людей. Сегодня перед нами, архитекторами, градостроителями, дизайнерами архитектурной среды, т.е. перед всеми, кто в силу своих профессиональных обязанностей и интересов вовлечен в процессы проектирования урбанистической среды жизни и деятельности человека, ставятся задачи осознания особенностей города, в котором прямых контактов между людьми будет значительно меньше, чем прежде. Фактически мы говорим о модели «Бесконтактного города».
Эмпирические исследования и наблюдения говорят не только о минимизации контактов, но и об их обезличивании (дистанционное общение), снижении качества межличностной коммуникации и снижении потребности группового взаимодействия. Последний «ковид-ный» год это только усугубил.
В то же время, по данным опросов студентов, подавляющее большинство отметили, что их основной целью являются саморазвитие и самореализация. Возникает закономерный вопрос: какая же среда могла бы максимально обеспечить достижение таких целей?
Социобиология человека, этнопсихология, проксеми-ка изучают поведение человека в «естественной социальной» среде и его взаимодействие с пространственным контекстом [11]. Согласно исследованиям в этих областях, пространственное поведение человека выражается в четырех формах: индивидуальная дистанция, персональное пространство, территориальность, персо-нализация среды (присвоение пространства), что соответствует проектным масштабам от микро-пространства до «ареала идентичности». Принято считать, что зона «вежливости» (дистанция между собеседниками) имеет интервал от 1,20 до 3,65 м (с закрытой фазой от 1,2 до 2,1 м и с открытой от 2,1 до 3,65 м), формальные публичные взаимодействия имеют радиус от 3,6 до 7,30 м и далее.
8 апреля 2021 г. в МАРХИ состоялся круглый стол «Социальные дистанции в городской среде» в рамках Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование 2021». Участники круглого стола отметили очевидную трансформацию социального запроса к об-
щественным пространствам. Некоторые актуальные тренды и проблемы, связанные с ограничением общения, собраны в этой статье:
1. Жилая среда - новая центральность.
2. Мотивирующая среда.
3. Социальные дистанции в городской среде.
4. Гуманизация городской среды.
Жилая среда - новая центральность
В условиях вынужденной самоизоляции люди стали совмещать все сферы своей жизни в ограниченном пространстве - в своем жилище и ближайшей округе. Дворы и локальные парки стали единственными рекреационными пространствами, доступными для проведения досуга и отдыха. При этом реализовать данные потребности в этих местах не всегда представлялось возможным из-за отсутствия должного благоустройства, озеленения и функционального зонирования. Поэтому люди были вынуждены осуществлять всю свою деятельность непосредственно в своем жилище. Для одних людей жилищем выступала квартира, для других -частный дом, для третьих - комната, но независимо от объемно-планировочной структуры жилых помещений, общество столкнулось с общей проблемой - сложностью в реализации своих потребностей в одном месте, в котором изначально не подразумевались данные функции. Это привело к переоценке комфортности места жительства и оказалось, что существующие жилые кварталы перестали отвечать в полной мере нуждам и потребностям людей.
Существующие планировочные решения малогабаритных квартир не отвечают общим социальным функциям жилища. Если в жилом помещении проживают двое и более лиц, с трудом удается сохранять и поддерживать здоровье населения, укреплять и развивать семьи, создавать здоровую психологическую обстановку. Также в таких условиях затруднено воспитание детей, поддержание условий труда и отдыха для проживающих людей [5]. Поэтому на уровне индивидуума в системе жилища личное пространство человека должно быть значительно увеличено. Это требуется для того, чтобы восстановить целостность и гибкость жилой среды.
До пандемии жилище являлось местом повседневного отдыха человека, личным пространством, обособленным от задач, реализуемых за его пределами. Во время ограничительных мер, связанных с режимом самоизоляции, жилище стало выполнять новые функции, оно стало рабочим, социальным, спортивным, культурным образовательным и духовным пространством одновременно.
Для осуществления каждой новой функции требуется дополнительная площадь жилого помещения. Соответственно, необходимо определить и задать новую норму жилищной обеспеченности. Ее следует определять исходя из анализа опыта проживания в режиме самоизоляции и анализа изменений в образе жизни. Гипотетически, согласно принципам эргономики, для каждого члена семьи потребуется дополнительно 2-2,5 кв. м для организации комфортного рабочего и образовательно-
го пространства, около 2-3 кв. м - на занятия спортом без тренажеров, 3-4 кв. м - для общения и проведения культурного досуга. Таким образом, возникает потребность увеличения минимальной расчетной площади жилого помещения, приходящейся на 1 человека, равной 18 кв. м. Таким образом, реальная потребность в современных условиях жизни сейчас составляет не менее 25-27,5 кв. м. Также на 20-25% возросла потребность в качественной и безопасной внешней жилой среде для прогулок, занятий физкультурой, общения. Для этого требуется более интенсивно и осознанно развивать дворовые пространства и локальные парки.
Даже если будут сняты все ограничительные меры, то все равно не получится вернуться к прежним условиям жизни и уровню потребностей человека до пандемии, потому что иметь возможность реализовывать новые функции внутри жилища, не покидая его пределы, оказалось очень удобно и практично, несмотря на недостаток площади. Эти функции упрощают и облегчают жизнь человека, экономят его время. Поэтому можно сделать вывод, что растет потребность в увеличении площади жилых и подсобных помещений, встраивании в структуру жилых помещений кабинета, пространства для дистанционной работы и учебы. Эти тенденции могут привести к переходу от устоявшейся социально-пространственной системы города к новой, ядром которой станет жилище.
Мотивирующая среда
Для юного человека, для ребенка материально-пространственная среда выступает в роли учителя - она должна вызывать доверие и стимулировать интерес к познанию окружающего мира.
Интуитивно человек понимает, безопасно ли место, в котором он находится. Каждый фрагмент среды может вызвать определенные эмоции, ассоциации и образы, которые будут в дальнейшем связаны именно с этим местом.
Человек постоянно принимает решения. Не важно, осознанно или нет принимаются решения, важно одно -человек постоянно нуждается в информации для принятия решений. Добыча информации все еще требует от человека совершать усилия, действовать. Информация - основной мотиватор [4].
Обмен информацией подразумевает интерактивность. Для интерактивности важна обратная связь и возможность выбора источников информации в одно и то же время в одном и том же месте. Пока еще город -главный информационный узел, но как долго это продлится? Вот главный вызов современной урбанизации. Общение способствует обмену информацией. Формальное и неформальное, онлайн или офлайн. В основе общения лежит коммуникация между людьми. Общаясь, люди обмениваются не только знаниями, но и идеями, способствуя тем самым развитию друг друга и человечества в целом.
Принятое деление среды на «дружелюбную» и «недружелюбную» является весьма условным, в то время как возможна качественная оценка среды по ряду
конкретных характеристик, в т. ч. с точки зрения ее мотивирующих свойств, результатом чего может быть предложение градации среды от «не побуждающая к деятельности» до «способствующая» или «провоцирующая к деятельности».
Как отмечают психологи [1], развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном опыте, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение его открытого взаимодействия с окружающей средой.
Мотивирующая среда - среда, в которой целенаправленно создается ситуация для обмена смыслами и возникают предпосылки к поведенческой (деятельностной) активности [4]. Такая среда обеспечивает субъектам взаимодействия психологический комфорт и безопасность.
Пространственно-семантический компонент мотивирующей среды - это архитектурное и символическое пространство, в которых осуществляется деятельность и происходят процессы социального взаимодействия: архитектура зданий и дизайн интерьеров, пространственная структура помещений, возможность пространственных трансформаций при возникающей необходимости. Один из ключевых навыков, необходимых человеку - это навык коммуницирования (навык коммуникации). Навык коммуникации, как и все другие навыки, мы приобретаем опытным путем, вступая во взаимодействие с другими людьми. Мы учимся комму-ницировать. Образовательная среда, школьная в особенности, должна обладать соответствующей предметно-пространственной составляющей, обеспечивающей овладение навыками качественной продуктивной коммуникации и межличностного взаимодействия. Такая среда должна быть побуждающей к познавательной активности и деятельности. Городская среда, как и школа, - это пространство коммуникаций. Чем более разнообразно городское сообщество, тем сложнее сформулировать единые качественные требования к городской среде и общественным пространствам.
Гетерогенность потребителя и многофакторность запроса - это те особенности, которые уже сложно не принимать во внимание при проектировании в изменяющихся реалиях. Тем не менее, в городской среде можно выделить достаточно однородные участки с качественными характеристиками, которые могут быть предъявлены, описаны, установлены, спроектированы. Примером таких «однородных пространств» могут выступать средовые комплексы дворов, улиц, скверов, пространства образовательных учреждений, отделенные части города, которые становятся пешеходными районами и округами [6].
Кажется, что проблемы мотивирующей среды ушли на второй план, но при благоприятном развитии событий, пространственные взаимодействия людей станут главным фактором формирования городской среды, чтобы сделать наше окружение «дружелюбным» и «устойчивым».
Социально значимые дистанции
Поведение людей выстраивается в связи с дистанциями социальных коммуникаций. Наш разум проводит подсознательный анализ и оценку пространственной ситуации, которая выступает контекстом явлений, действий, суждений. При этом из общей когнитивной картины вычленяются в первую очередь пороговые значения критических параметров, например: свой/чужой, далеко/близко [6]. При этом время доступности, наблюдения или движения имеет критическое значение для человека.
Величина и масштаб пространства становится производным не только от дистанций, но и от времени социальной связанности. Дистанции и время определяют интенсивность и вектор социальных взаимодействий. Поскольку пространство и время равнозначно используются как для характеристик пространственной структуры городской среды, так и для ментальных карт, то важной особенностью когнитивных моделей городской среды является масштаб пространства/времени, масштаб, напрямую связанный с диапазонами контакта, общения и движения людей. Выявление фактора социальных взаимодействий в качестве основания для составления сквозной шкалы социально-значимых дистанций дает возможность изучать когнитивные модели городской среды различных масштабов.
Дистанции и время определяют интенсивность и вектор социальных взаимодействий, поскольку пространство и время равнозначно используются как для характеристик пространственной структуры городской среды, так и для ментальных карт. Масштаб пространства/времени необходимо учитывать в пространственных моделях новых жилых комплексов, поселений, систем расселения.
Предлагаемая шкала поделена на три интервала: дистанции персонального общения, дистанции социального контроля и дистанции пешеходной доступности, которые коррелируются с интервалами времени, выраженными, соответственно, в секундах, минутах и часах. Объединение этих различных диапазонов дистанций в одной системе создает важные предпосылки для построения моделей городской среды от микро- до макро-пространств. Единая шкала «собирает» данные проксемики, социальной географии, когнитивной психологии и наблюдения урбанистов [6]. Дистанции персонального общения были систематизированы в свое время Э. Холлом и А. Альтманом. Дистанции социального контроля стали так называться после исследований О. Ньюмана. Авторство дистанции пешеходной связанности для удобства обслуживания трудно найти, поскольку радиусы обслуживания и соседства стали главными принципами градостроительства XX века [6, 9, 12].
Развитие телекоммуникаций усложняет эту картину, дополняя реальный мир виртуальным пространством, однако пока что виртуальная реальность не доминирует в городской среде и может рассматриваться как когнитивный шум.
Социальные параметры места, такие как людность, оживленность, связанность взаимосвязаны с расстояниями, проницаемостью границ, направлением кластеризации средовых комплексов [6]. Социально-пространственная структура участков территории общего пользования предопределяет такие качественные характеристики городской среды, как психологический комфорт, социальная интеграция, культурная идентификация.
Очевидно, образ жизни людей стал меняться все быстрее. Фактически каждое новое поколение по-другому выстраивает свой пространственный мир. В связи с этим возрастает интерес к базовым ценностям обитаемого пространства, методам гуманизации городской среды.
Гуманизация городской среды
В целях безопасности необходимо уменьшить количество пустых бессмысленных контактов, однако это не должно являться главной задачей, это всего лишь новая система табу для выживания, как это было в ХШ-ХУ11 веках при эпидемиях чумы и оспы.
Полностью бесконтактный город убьет человека как социальный вид, поскольку при отсутствии естественных контактов психика утрачивает способность сопереживать и учиться. Соответственно, необходимо формировать «культуру дистанцирования», а не решать проблему передачи респираторных заболеваний путем тотальной изоляции. Культура в целом и локальная культура общения, в частности, обуславливает поведение людей в городе. Навыки поведения требуют времени для усвоения и обучения индивидом в период взросления и формирования личности. Трансляция устойчивых форм взаимодействия происходит в пространстве контакта и выражается через пространственные паттерны - прототипы. В нашей физиологии защиты некоторые особенности восприятия и взаимодействия с окружающим нас миром, врожденно-значимые стимулы центров потребностей [3] через архети-пическое сочетание цветов, архетипические символы и знаки напрямую приходит в подсознание как установка к действию, минуя логические фильтры, влияет на поведение [7-9, 12].
При этом надо учитывать, что удовлетворение биосоциальных потребностей в принадлежности группе, самоидентификации с сообществом, принятии, привязанности и одобрении [3], лежат в основе таких высоких «человеческих» качеств, как дружба, любовь, самопожертвование, честь и в сфере социального взаимодействия, что требует обязательного соматического контакта через девять сенсорных систем. При депривации части сенсорных систем, например, при использовании только аудио- или видеоконтакта или только при текстовой навигации, психика не в состоянии «собрать» целостную картину происходящих событий и соотнести их с пространством и другими людьми. В итоге, полноценного социального контакта не происходит, как следствие - искажается структура личности, человеку проще
прекратить или избежать общения и не искать способ договориться, появляется агрессия при настаивании на «единственно верной точке зрения».
После вынужденной изоляции в период пандемии резко увеличилось количество агрессивных и «токсичных» проявлений при реальном взаимодействии в общественных местах и транспорте. Это обусловлено биологически и требует особой работы по налаживанию культуры социального взаимодействия, обучению населения терпимости и гуманным способам взаимодействия через сценарное формирование городской среды локальных районов и использование интуитивно понятного дизайна.
На уровне психофизиологии и биохимии поведения зелень и природные материалы, а также разглядывание лиц других людей и наблюдение за чужим поведением вызывает эмоционально-положительные реакции, так необходимые для нормального социального взаимодействия в «городе стрессов». Дружелюбные социальные контакты в разнообразной безопасной среде формируют «социальный интеллект» личности, обучая вариативности социально приемлемого поведения при решении разных задач - от базовых физиологических до вопросов саморазвития и самореализации в конкретном социуме через культуру поведения.
Люди - существа любопытные, и нам необходимо разнообразие, причем этому разнообразию необходимо определенное количество информации в определенную единицу времени. Получая новую информацию, мы испытываем физиологически удовольствие. Превышение объема этой информации вызывает депривацию и уход в себя, то есть отключение сенсоров из-за избытка раздражителей. Нехватка же информации влечет за собой депривацию из-за недостатка информации и связанных с ней ощущений. В итоге при обоих видах депривации существует вероятность нервных срывов и снижение активности защитных систем организма, о чем свидетельствуют исследователи Д. Варламова, Ю. Плюснин, Р. Сапольский, А. Курпатов, Т. Черниговская, В. Дубы-нин и др.
Большинство параметров комфортности среды (пространственных и модальных характеристик [7-9]) «зашито» в нашем организме на уровне работы органов чувств и вестибулярного аппарата. Неосознанно мы постоянно ищем «цели» и ориентиры в пространстве, чтобы не чувствовать страха «лабиринта» и безысходности, одновременно тренируем гиппокамп -своеобразный блок оперативной памяти и процессор оперативных реакций нашего мозга [3]. Гуманизация и оздоровление городской среды возможны при учете нашей физиологии на этапах проектирования и прогнозирования воздействия среды на человека.
***
Таким образом, ареалы пешеходной доступности от дома в пределах округа стали особенно важны в условиях пандемии, поскольку работа теперь может проходить дистанционно и без эмоционального переживания.
Но жить без переживаний и общения человек не может. Актуальными стали исследования пространственного взаимодействия людей и их представление о городе.
Даже если отменят ограничительные меры, связанные с пандемией, то вернуться к прежним условиям жизни и уровню взаимодействия людей всё равно не получится. Возможность реализовывать новые, не свойственные жилищу функции, не покидая его пределы, оказалась очень удобным, практичным и быстрым в реализации способом достичь поставленных перед собой целей и задач. Поэтому существует вероятность того, что наполненность городских пространств станет меньше, площадь жилых помещений больше, а само общение станет бесконтактным.
Стремление получить более безопасную в эпидемиологическом отношении среду толкает людей прочь из большого города. Другим фактором бегства из города становится постоянный контроль, который может показаться чрезмерным в современном крупном городе. Стремление к большей приватности может вернуть популярность малым городам и даже автономным поселениям, и даже может привести к изменению структуры больших городов.
И в малом, и в большом городе все меньше утилитарных потребностей будет решаться за пределами своей квартиры, или дома, квартала. Постепенно социальные контакты и общение станут главной функцией городских пространств, а дистанции социального общения -главным параметром планировочных решений. Для сохранения идентичности и воспроизведения городской среды необходимо исследовать базовые типы городской территории, такие как пешеходные анклавы или районы с характерными архитектурно-пространственными признаками, создающие особые пространственные и модальные свойства городской среды.
При проектировании жилых территорий (пешеходных округов) необходимо учитывать такие формы «присвоения личностью пространства», как «вторичные территории» (постоянные любимые места в городе, с которыми человек себя ассоциирует) и «третичные территории» (места временного «владения», занятые персоной на некоторое время. Прослеживается переход от устоявшейся функционально пространственной системы города к новой социально-пространственной, в которой «ядром» станет место жительства.
Библиография:
1. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология:
учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - Москва:
ИД Высшей школы экономики, 2012. - 525 с.: ил. - (Учебники Высшей школы экономики (ВШЭ)). - ISBN 978-5-7598-0731-5.
2. Варламова Д. С ума сойти. Путеводитель по психическим расстройствам жителя большого города / Д. Варламова, А. Зайцев. - Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 329 с. - ISBN 978-5-9614-6743-7.
3. Дубинин В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания / В.А. Дубынин. - Москва: Альпина нон-фикшн, 2021. -572. - ISBN 978-5-00139-270-5.
4. Иванников В.А. Анализ мотивации с позиции теории деятельности / В.А. Иванников // Национальный психологический журнал. - 2014. - №1(13). - С.47-54.
5. Карташова К.К. Формирование архитектурно-планировочной структуры городского жилища на социально-демографической основе: специальность 18.00.02: автореферат на соискание ученой степени доктора архитектуры / Карташова Кира Константиновна; Московский архитектурный институт. - Москва, 1984.
6. Крашенинников А.В. Когнитивные модели городской среды: учебное пособие по монографии А.В. Крашенинникова «Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды». - Москва: КУРС, 2020.
7. Петровская Е.И. Градостроительный регламент, средовые коды и критерии качества городского пространства / Е.И. Петровская. - Текст: электроный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2017. - №2 (39). - С. 268-283. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2017/2kvart17/21_petrovskaya/index.php (дата обращения: 20.10.2019).
8. Петровская Е.И. Комфортность и антропоморфность в формировании пешеходных зон города / Е.И. Петровская, М.В. Лазарева // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. - Norh Charleston, SC, USA 29406, 2016. - С. 1-11.
9. Петровская Е.И. Триединый средовой код и моделирование городской среды / Е.И. Петровская. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №3 (52). - С. 205-227. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/3kvart20/ PDF/11_petrovskaya.pdf (дата обращения: 20.10.2019).
10. Плюснин Ю.М. Пространственное поведение человека (методы проксемических исследований): методическое руководство / Ю.М. Плюснин; АН СССР, Сибирское отделение, Институт истории, филологии и философии - Новосибирск: Институт философии и права Сибирского отделения РАН, 1990.
11. Altman, I. Personal space. An analysis of E. T. Hall's proxemics framework / I. Altman, A.M. Vinsel // Human behavior and environment: advances in theory and research (V. 1). - New York: Plenum. - 1977. - Pp. 181-259.
12. Krasheninnikov A.V. Local identity framework of built environment. / A. V. Krasheninnikov, M. V. Lazareva, E. I. Petrovska-ya. - The International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM. - 2018. - Book 5, vol. 2. -PP. 113-119. - URL: https://www.sgemsocial.org/ (date of access 20.10.2019).
13. Hall, E.T. Proxemics / E.T. Hall // Nonverbal communications: Readings with commentary. - New York: Oxford University Press. -1974. - P. 293-312.