Научная статья на тему 'Беседа с архивистом, историком науки В. Ю. Афиани о 300‑летней истории Российской академии наук и трудностях сохранения документального научного наследия'

Беседа с архивистом, историком науки В. Ю. Афиани о 300‑летней истории Российской академии наук и трудностях сохранения документального научного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская академия наук / юбилей / история науки / Архив РАН / научное наследие / Russian Academy of Sciences / jubilee / history of science / Archive of the Russian Academy of Sciences / scientific heritage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афиани В. Ю., Лиманова С. А.

Встреча и беседа с Виталием Юрьевичем Афиани, историком, архивистом, многолетним директором Архива РАН (2003–2018), состоялась в начале марта 2024 г., когда 300‑летний юбилей Российской академии наук уже стартовал. В. Ю. Афиани рассказал о главных вехах в истории Академии наук, ключевых научных достижениях и отечественных символах науки. Отдельным блоком была рассмотрена проблема сохранения документального научного наследия на опыте Архива РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Афиани В. Ю., Лиманова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interview with V. Y. Afiani, archivist, historian of science, about the 300‑year history of the Russian Academy of Sciences and the difficulties of preserving the documentary scientific heritage

An interview with Vitaly Yurievich Afiani, historian, archivist, director of the Archive of the Russian Academy of Sciences in 2003– 2018, took place in early March 2024, when the 300‑th anniversary of the Russian Academy of Sciences had already started. V. Yu. Afiani spoke about the main milestones in the history of the Academy of Sciences, key scientific achievements and national symbols of science. A separate section considered the problem of preserving the documentary scientific heritage based on the experience of the Archive of the Russian Academy of Sciences.

Текст научной работы на тему «Беседа с архивистом, историком науки В. Ю. Афиани о 300‑летней истории Российской академии наук и трудностях сохранения документального научного наследия»

DOI: 10.24412/^-37184-2024-7-239-262

В. Ю. Афиани, С. А. Лиманова

Беседа с архивистом, историком науки В. Ю. Афиани

о 300-летней истории Российской академии наук и трудностях сохранения документального научного наследия

Аннотация. Встреча и беседа с Виталием Юрьевичем Афиани, историком, архивистом, многолетним директором Архива РАН (2003-2018), состоялась в начале марта 2024 г, когда 300-летний юбилей Российской академии наук уже стартовал. В. Ю. Афиани рассказал о главных вехах в истории Академии наук, ключевых научных достижениях и отечественных символах науки. Отдельным блоком была рассмотрена проблема сохранения документального научного наследия на опыте Архива РАН.

Ключевые слова: Российская академия наук, юбилей, история науки, Архив РАН, научное наследие.

Светлана Андреевна Лиманова: Добрый день, дорогой Виталий Юрьевич! В год 300-летия Российской академии наук расскажите о юбилеях в целом как о явлении. Ведь это не первое такого рода празднование для Академии?

Виталий Юрьевич Афиани: Добрый день, Светлана Андреевна! Академия наук внесла свою лепту в юбилейную традицию в нашей стране. В России их начали отмечать только с XVIII в. Слово «юбилей» (лат.—Jubilaeus) пришло в Россию из Западной Европы (а туда — из Древнего Рима) в петровскую эпоху. Первые юбилеи отмечались уже в конце XVIII в. Академический юбилей (50-летие Императорской Академии

наук 29 декабря 1776 г.) состоялся даже раньше, чем 100-летие восшествия императора Петра I на престол (18 августа 1782 г.), в честь чего был открыт знаменитый памятник ему — «Медный всадник».

Как и вся история Академии наук, ее юбилеи были очень разными, в зависимости от эпохи. Однако есть нечто, что объединяет все их. Юбилей — это социокультурный феномен, форма культурной памяти. И Академия наук в России внесла свой значительный вклад в закрепление этой традиции. Юбилейное торжество, с одной стороны,— это публичное подведение итогов и демонстрация достижений. С другой стороны, это публичная коммуникация и репрезентация взаимоотношений. Академия демонстрирует лояльность власти, а власть — свое покровительство наукам. Первоначально российское общество на праздниках представляла петербургская элита — императорская фамилия, придворные. Как до революции, так и после нее, всегда на таких юбилеях присутствовали первые лица государства (императоры, генеральные секретари, президенты). Это показатель статуса Академии наук, ее места в государственной структуре и в обществе. Празднования обязательно публичны. Конечно, если так можно выразиться, «степень публичности» в ХУШ-Х1Х вв. и в XX в.— отличалась. Неотъемлемая часть всех юбилеев — публичные речи. Речи, юбилейные доклады, произносившиеся первыми лицами Академии, всегда публиковались. Юбилейные речи, с экскурсами в ее историю, подчеркивали и значимость Академии для страны в целом, и конкретные успехи в разных сферах науки. Правда, до середины XIX в. не на русском языке, а на одном из официально принятых языков Академии наук,— латынь, немецкий, французский, что ограничивало распространение информации о празднованиях в российском обществе.

Создание Петербургской Императорской Академии наук

и первые два века ее истории

С.Л.: Российская академия наук имеет богатейшую историю. Давайте кратко охарактеризуем ее основные этапы и ключевые достижениях. С чего все начиналось?

В.Ю.А.: Чрезвычайно важен первый период XVIII в.— ее создания и становления. Академия наук в нашей стране была создана Петром I по примеру европейских академий. Он обсуждал этот проект с крупнейшими европейскими учеными, включая Лейбница. Но с необходимыми и неизбежными коррективами, в соответствии с состоянием науки и образования в России и ее потребностями в тот период. Наша Академия тогда объединила научные исследования и образование, гимназическое и университетское, и даже художества. Таким образом решались вопросы развития и воспроизведения научного знания. В разные исторические эпохи Академия наук называлась по-разному: Социетет художеств и наук, Академия наук в Санкт-Петербурге, Императорская Академия наук в Санкт-Петербурге, Российская академия наук, Академия наук СССР... и опять Российская академия наук. Обозначение места пребывания Академии — Санкт-Петербург — отражение европейской традиции, где в одной стране было (и есть) несколько академий, в том числе региональных. Разумеется, изменялись задачи Академии наук в России, ее структура, состав академических учреждений и ученых. На первоначальном этапе в составе Академии работали приглашенные иностранные ученые. Счастье и большая удача для нашей науки, что среди них были великие ученые, такие как Леонард Эйлер или Даниил Бернулли.

Тем не менее, судьба Академии тогда еще не была вполне ясной. Петр I умер, не успев развить свои представления о ее устройстве. Официальное открытие Академии пришлось уже на правление Екатерины I. Дальнейшая история Академии

Ил. 1. А.Г. Николаева-Берг. Торжественное заседание Академии наук 1 (1 2) августа 1726 г. 1994-1996. Холст, масло. Место хранения: СПбНЦ РАН.

в XVIII в. не всегда была безоблачной. Но она нашла очень важное для России и науки в целом направление научных исследований. Это академические экспедиции. Россия во многом оставалась еще «terra incognita» — необходимо было изучение географии, природных ресурсов, населения. Страну как бы «открывали» заново. Но не только экспедициями была славна Академия. Один только Леонард Эйлер внес фундаментальный вклад в математику, механику, физику, астрономию.

Сначала Академия ставила задачу охватить огромную сферу деятельности, от науки и образования — до художеств и издательской деятельности. Характерной и интересной особенностью того периода было, например, то, что в обязанности академиков входила подготовка фейерверков для высочайших праздников. Это и наука (химические смеси, расчеты, взрывы), и искусство одновременно. Фейерверки имели огромную востребованность и вызывали неописуемый восторг публики.

В 1757 г. выделилась Академия художеств, а образовательная деятельность надолго прервалась и вернулась в виде подготовки специалистов высшей категории в аспирантуре в советский период.

Среди ученых того период были ученые-энциклопедисты— специалисты сразу во многих областях знаний. Они формировали общую картину мира. Один из самых известных — Михаил Васильевич Ломоносов, внесший вклад во многие науки, от астрономии, химии — до литературы и истории.

С.Л.: Переходим тогда к XIX в. Какие изменения произошли на этом этапе? В чем проявилась специфика?

В.Ю.А.: В XIX в. Академия стала официально императорской, что отразилось в ее названии. Это было важно и для статуса учреждения, и для статуса ученого. Хотя начало века для нее было не особо удачным. Война 1812 г. отодвинула на второй план заботы внутригосударственные. Однако со второй четверти этого века на нее вновь обратили внимание. В 1826 г., вскоре после коронации Николая I, праздновался 100-летний юбилей Академии. Продолжительный период (с 1818 г. по 1855 г.) президентом Академии наук являлся известный деятель эпохи граф С. С. Уваров, министр народного просвещения, автор известной идеологической триады «православие — самодержавие — народность». В этот период расширяется инфраструктура Академии, множится число академических музеев. В 1841 г. к Академии наук была присоединена Российская академия,

Ил. 2, 3. Медали в честь юбилеев Академии наук. 1 826 г., 1 876 г. Место хранения: СПбФ АРАН.

занимавшаяся изучением русского языка и словесности, став ее 11-м Отделением. С перерывами издавались «Известия» Академии наук и другие периодические издания, отражавшие основные академические успехи.

Важными стали 1860-е гг. Это был переходный период для всей страны, пореформенный. Академию возглавлял граф Д. А. Толстой, которому в нашей историографии долгое время было отведено незавидное место, он считался реакционером. Тем не менее это не такая однозначная фигура, по крайней мере, в отношении Академии наук. Он сыграл положительную роль, в частности, в изучении истории Академии.

К академическим достижениям XIX в. можно отнести утверждение математической школы в Академии наук (и в России.). Среди ее наиболее ярких представителей — М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, В. Я. Буняковский, А. М. Ляпунов и др. В биологических науках — К. М. Бэр, основоположник эмбриологии и сравнительной анатомии, не говоря уже об И. М. Сеченове, И. И. Мечникове, И. П. Павлове. Развитие химических наук привело к одному из наиболее ярких открытий — периодической системы Д. И. Менделеева, члена-корреспондента Академии, известной нам по школьной программе как таблица Менделеева. И другие имена выдающихся химиков, членов Академии — А. М. Бутлеров, Н. Н. Зинин—также широко известны. Ученые подошли к опытам по получению радиоактивности. Заметные успехи были достигнуты в астрономии — В. Я. Струве, Ф. А. Бредихин, А. А. Белопольский, В. К. Цераский. Не упоминаю о гуманитарных науках — там, в филологии, востоковедении, истории, тоже было немало достижений. Отдельные выдающиеся ученые растили учеников и создавали специальные лаборатории.

Отвечая интересам страны, Академия наук продолжала регулярно снаряжать научные экспедиции. Собираемые в таких поездках самые разнообразные коллекции способствовали созданию новых академических музеев.

Спецификой дореволюционной Академии наук была определенная замкнутость. Она представляла собой довольно немногочисленную корпорацию привилегированных ученых — «творцов» научного знания. Во второй половине XIX в. заметнее становится процесс замены иностранцев отечественными исследователями, по мере их подготовки. Тогда же наметилась конкуренция академической науки со все более усиливавшейся университетской средой. Академию стали обвинять в консерватизме, в «засилье» немецких ученых.

Если говорить в целом, фактически в Академии в XIX в. были сформированы почти все главные научные направления, активно реализовавшиеся уже в советский период.

На переломе. Появление Российской академии наук

С.Л.: Какой предстает Академия наук на рубеже XIX-XX вв.?

В.Ю.А.: Здесь можно смотреть с разных ракурсов. Академию, по традиции, возглавлял не ученый, а государственный деятель. Последним президентом вообще стал член императорской фамилии — великий князь Константин Константинович. Это личность неординарная: военный деятель и одновременно поэт «К.Р.», драматург. Считается, что он многое сделал для Академии наук, для ее финансирования. «Августейший президент» способствовал открытию нового здания Зоологического музея в Санкт-Петербурге, добивался финансирования строительства Ломоносовского института, оказал поддержку снаряжаемой Академией наук Русской полярной экспедиции барона Э. В. Толля, являлся покровителем множества обществ. Подробнее обо все этом можно узнать из книги В. С. Соболева «Августейший президент» и недавно изданных дневников великого князя. Академики ценили его деятельность, готовилась к масштабному празднованию 25-летия пребывания великого

князя на посту ее президента. По этому случаю писалась история Академии наук. Но в июне 1915 г. великий князь скончался. С другой стороны, многие члены Академии были либерально настроены и позволяли себе «разное». А Константин Константинович рассматривал статус академиков как государственных служащих. На этой почве возникали конфликты.

Ил. 4. Великий князь Константин Константинович, президент Академии наук в 18891915 гг. Источник: https://rewizor.ru/literаture/сulture-fаces/k-r--titulovаnnyy-poet/

Со второй половины XIX в. в Академии стали активно заниматься собственной историей, изданием архивных документов. Первая «История Императорской Академии наук в Петербурге» П.П.Пекарского была издана в 1870-1873 гг. В изучении академической истории значительную роль играли Ломоносовские юбилеи. И, кстати сказать, с его именем связана наша традиция отмечать юбилеи ученых. Первый широко отмечавшийся юбилей в 1865 г. был посвящен 100-летию со дня смерти ученого-энциклопедиста. Потом Ломоносовские юбилеи стали традицией, Академией была уч-режденаБольшаязолотаямедальим. М.В.Ломоносова(с 1956 г.—

ее высшая награда). В 1911 г. отмечали 200-летие со дня рождения Ломоносова. Внимание общества привлекла масштабная выставка «Ломоносов и Елизаветинское время». В ее подготовке, в частности, активно участвовал Архив Академии наук. Вообще наука постепенно становилась все более открытой, востребованной обществом, о чем свидетельствовал интерес к всевозможным публичным лекциям в Академии. Традиция их чтения возникла еще в XVIII в.

На протяжении столетий менялись формы организации научных исследований. Исследования велись в лабораториях, музеях. Мысли об организации научно-исследовательских институтов, появились только на рубеже XIX-XX вв. В 1908 г. в связи с Ломоносовским юбилеем стал разрабатываться проект организации академического учреждения нового типа — Ломоносовского института на базе химической лаборатории и физического кабинета. Но этот проект до революции не успели реализовать. В скромных условиях совершались открытия, имевшие мировое значение. Их могли оценить и реализовать иногда только в более позднее время. Например, уже тогда великий ученый, академик В. И. Вернадский, хорошо понимавший перспективы научного развития, на Общем годичном собрании Академии наук 29 декабря 1910 г. выступил с докладом «Задача дня в области радия», в котором оценивал открытие явления радиоактивности как переворот в науке и научном мировоззрении.

К вопросу об организации науки. Во время Первой мировой войны, поскольку Россия чрезвычайно нуждалась в ресурсах, у Вернадского родилась идея, поддержанная другими академиками, создания структуры для их активной разведки и изучения — Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС). Она начала работать в 1915 г. в очень непростых условиях и все же справлялась со своими задачами. На базе КЕПС стали формироваться многие научно-исследовательские институты, вошедшие в систему АН СССР.

С.Л.: Произошедшая революция сильно изменила академическую жизнь?

В.Ю.А.: Безусловно. Процесс этот был небыстрым и неоднозначным. Академию обвиняли в консерватизме, но к началу XX в. многие ученые стали членами и даже организаторами кадетской партии. Так что (в большинстве своем) восприняли Февральскую революцию радостно. Императорская Академия наук превратилась в Российскую академию наук. До революции президент Академии наук избирался «непосредственно» императором из представленных ему кандидатур, не ученых, а «особ первых четырех классов». Реально это было назначение как государственного служащего. Впервые президент Академии был избран, и им стал ученый — академик А. Л. Карпинский. В Академии возникли мысли об автономии, как у университетов. Если Февральскую революцию Академия встретила с воодушевлением, то Октябрьскую Академия восприняла крайне негативно и публично осудила. Часть академиков уехала в эмиграцию.

Период академических свобод продолжался недолго. Академия старалась их отстаивать. Но без государственного финансирования она не могла существовать. В 1920-е — начале 1930-х гг. шла «притирка» Академии и советской власти. Властями обсуждались разные варианты ее дальнейшей судьбы, вплоть до полной ликвидации. Была создана Социалистическая (в дальнейшем — Коммунистическая) академия, как альтернатива «старой», «буржуазной» Академии. Появлялись многочисленные коммунистические научные общества, ассоциации и т.п. С другой стороны, обсуждалось, на какой базе должен быть создан глобальный центр научных исследований в стране. Победила идея создания такого центра на базе Академии наук. Академию наук, можно сказать, спасли ее разработки в области природных ресурсов. Тот самый КЕПС (преобразованный впоследствии в СОПС). Эти знания и наработки были крайне необходимы новой власти. Научного обеспече-

ния требовала реализация глобальных планов переустройства страны, планов индустриализации. Для этого и была «завоевана» Академия, сделана «штабом советской науки».

Академия наук СССР. Атом, космос и война

Важный рубеж в истории Академии — 1925 г., год 200-летнего юбилея Академии наук, в ходе подготовки к которому она стала «высшим всесоюзным учреждением», с новым наименованием — Академия наук СССР. В 1927 г. вышел новый, уже советский, устав. До этого формально Академия продолжала жить по уставу 1836 г. Жизнь Академии сильно изменилась. Огромные финансовые вливания подразумевали и большую практическую отдачу. Не простым было сопряжение планов страны и Академии, привыкшей к свободному научному творчеству.

Вопрос взаимоотношения власти и науки вообще красной нитью проходит по всей истории Академии в России, поскольку наука финансировалась государством (в отличие от многих европейских академий).

1930-е гг.— третий важный рубеж в истории Академии. Переезд Академии наук из Ленинграда в Москву. Это было не просто географическое перемещение. Москва, по замыслу большевиков, превращалась в мировой центр науки, культуры. И Академия наук занимала в этих планах определенное место. Академия развивалась огромными темпами. Достаточно сказать, что вместо двух отделений в Академии в эти годы стало восемь. Происходил общий рост численности ученых. Создавалась мощнейшая инфраструктура, все новые и новые академические учреждения. Выдающихся ученых стали обеспечивать квартирами, машинами, телефонами, дачами и т.д., присуждать Сталинские премии, Их именами стали называть институты, лаборатории. Один из первых — Энергетический

институт им. Г. М. Кржижановского (1932). Это одна сторона. С другой — идеологический нажим, жесткое включение Академии наук в систему планирования, в обеспечение социалистического строительства, вплоть до репрессий. Очень больная тема, которую нельзя замалчивать. Она требует отдельного разговора.

Таким образом, к концу 1930-х гг. сформировалось то, что впоследствии называлось «Сталинской академией», «штабом советской науки».

С. Л.: О каких прорывных достижениях советской науки мы можем говорить?

В.Ю.А.: Если прямо о прорывных достижениях, то для XX в., у всех, что называется, на слуху,— ядерные и космические исследования. Академия наук внесла, особенно в Атомный проект, решающий вклад, при всем значении советской разведки и организаторской роли Л. П. Берия. Но не будем умалять организаторской роли И. В. Курчатова, вклада академических ученых, имена которых можно долго перечислять. Космический проект — более сложное явление. Многие его деятели, начиная с С. П. Королева, стали академиками. Но ракетно-космическая область во многом развивалась за пределами Академии. Хотя «Главный теоретик» Космического проекта — президент АН СССР М.В.Келдыш, занимавшийся математическим обеспечением космических полетов. И, кстати сказать, много сделавший и в области Атомного проекта, и в развитии вычислительной техники. И один из крупнейших в мире космических проектов — академический проект «Интеркосмос». Это и внутрисоюзный координационный проект, и программа международного многостороннего сотрудничества в области космических исследований.

О других достижениях академической науки, мне кажется, известно меньше. А у Академии наук СССР было много выдающихся достижений, мирового уровня. Некоторые, отмечены Нобелевской премией. Напомню: физико-химик Н. Н. Семенов,

Ил. 5. С.П. Королев, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, В.П. Мишин. Июль 1959 г. АРАН. Ф. 2221. Оп. 1.

физики П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк, Л. Д. Ландау, Н. Г. Басов, А. М. Прохоров, математик и экономист Л. В. Канторович, физик П. Л. Капица. Но это далеко не все советские ученые, которые заслуживали этой премии. Исследования в ней велись практически по всему фронту науки. Формировались советские научные школы, некоторые из них восходили к дореволюционному периоду, создавались все новые академические институты.

Возвращаясь к ядерным исследованиям, о чем мы уже говорили. Следует понимать, что развитие этих исследований — очень длительный процесс. Вернадский начал исследования радия в начале XX в. С 1933 г. по 1940 г. Академия провела 5 крупных ядерных всесоюзных совещаний или конференций. В 1937 г. был построен первый в Европе циклотрон в Ленинграде. И «ускорить» практическую реализацию ядерных исследований — создание атомной бомбы, стало возможно только благодаря уже имеющимся к тому времени отечественным обстоятельным наработкам. Для создания бомбы нужно было

решить огромный комплекс вопросов: от теоретических исследований — до развертывания целой отрасли промышленности. Атомный проект — показатель эффективного сотрудничества власти и Академии наук. Развитие Академии наук в предвоенный период дало большую отдачу и во время Великой Отечественной войны. Об этом периоде, кстати сказать, есть книга Б. В. Левшина, директора Архива АН СССР — «Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны».

Благодаря научным достижениям, в том числе, Академии наук СССР, многое изменилось не только в науке. Буквально мир стал другим.

В 1990-е гг. науку (да и всю страну) ждали новые потрясения. Но этот период еще только начинают изучать.

«Наука всегда должна мыслить на перспективу»

С. Л.: В чем, на Ваш взгляд, заключается потенциал Академии наук?

В.Ю.А.: Потенциал Академии наук заключается, прежде всего, в развитии фундаментальных исследований. Эти исследования в Академии всегда превалировали над прикладными, хотя государство постоянно требовало от Академии практической отдачи. Соотношение теоретических и прикладных исследований давний, и, наверное, постоянный предмет для дискуссий. Когда начинаются теоретические разработки и даже проводятся какие-то первые опыты, трудно сказать, что из этого «выстрелит» в дальнейшем, даст практический результат. В истории Академии наук много тому подтверждений. Наука всегда должна мыслить на перспективу. Но можно понять и государство, финансирующее исследования. Наука бесконечна, а результат нужен в современной жизни.

Я вижу потенциал Академии в ее истории, в лучших академических традициях. История Академии наук с XVIII в.

и по XXI в. не случайно воспринимается ка история единого научного «организма», несмотря на многочисленные, порой кардинальные, изменения. Сохранялась преемственность и отдельных, хотя и немногочисленных, дореволюционных академических учреждений — музеев, Библиотеки, Архива. И преемственность в научных исследованиях — от учителей к ученикам, выражавшаяся в т.ч. в создании научных школ. Визуально преемственность выражается и в историческом здании Академии на Васильевском острове — ее изначальном символе. И в здании Президиума Академии в Нескучном саду. Это уже тоже символ АН СССР. Здание Президиума АН СССР, в которое он так и не переехал, получившее неофициальное название «Золотые мозги», можно рассматривать как символ отношения советского государства к науке. А, с другой стороны, он обозначает и преемственность. Проектировать начали в 1965 г., а полностью сдали его только в 1997 г.

К вопросу преемственности в Академии наук относится и, казалось бы, частный вопрос о научном наследии. Сохранением академического документального наследия занимался и занимается Академический архив, другие академические хранилища. Но сохранять только документальное наследие Академии, на мой взгляд, недостаточно. Давно уже ставился вопрос (в том числе Архивом) о Музее Академии наук для хранения и популяризации академического наследия. Но пока не вижу реальных перспектив его создания. Кроме виртуального музея, которым инициативно, понемногу, занимается тот же Архив.

О документальном наследии и исторической памяти

С.Л.: Как раз обратимся к документам по истории Академии. С 2003 г. по 2018 г. Вы были директором Архива Российской академии наук. Поясните, как и для чего сохраняется научное документальное наследие?

В.Ю.А.: Документальное научное наследие является и историческим свидетельством совершения научных открытий, и своего рода вместилищем научных идей, жизни и деятельности выдающихся ученых Опять придется обратиться к имени В. И. Вернадского. Он не просто интересовался историей науки, в том числе Академии наук. В разработке своих идей биосферы и ноосферы, научного знания как планетного явления, он опирался не только на эксперименты и опыты, но и на огромный фундамент мировой истории науки. Архивные документы сохраняют подлинные свидетельства о прошлом, в отличие от наших исследований, насколько бы они не были важны. Архив Академии наук вместе с его Санкт-Петербургским филиалом можно назвать главными хранителями академического документального наследия.

Значение сохранения научных документов понимали с самого основания Академии наук. Первоначально существовало два архива — Конференции (Общего собрания) и Канцелярии Конференции Академии, созданных вскоре после основания самой Академии. Можно предположить, что свой архив был в Библиотеке Академии наук. В дальнейшем, у академических институций были также свои архивы, например, у бывшей Российской академии, ставшей Отделением русского языка и словесности. В советский период сформировалась сеть академических учреждений и хранилищ по всей стране во главе с Архивом АН СССР — Архивный фонд Академии.

Документы использовались в практической, научной работе. Имеются свидетельства, что академики в XVIII в. периодически обращались к наработкам своих предшественников, изучали предметы, привезенные из экспедиций, и т.д. К первому своему юбилею академики стали обсуждать вопрос об академической истории. К 50-летиему юбилею эту историю поручили написать академику Г. Ф. Миллеру. Ее он начал, но не закончил, писал и по собственным воспоминаниям, и по архивным документам, которые он хорошо знал как пер-

вый руководитель академического архива и как непременный секретарь, курировавший его. В XIX в. стали активно использовать документы не только для написания истории науки, но и публиковать их. Периодически, в том числе к юбилеям, создавались различные очерки по отдельным научным областям и по истории Академии наук. В советский период были сделаны попытки подготовки обобщающих трудов по истории Академии наук.

Значение Академического архива отметил в начале XX в. еще Вернадский своей крылатой фразой: «Драгоценный для истории науки архив». Таким образом, академические архивисты на протяжении столетий собирали и сохраняли академическое документальное наследие. Не лишним будет напомнить, что в 2028 г. академическому архиву исполнится 300 лет.

С.Л.: Как происходит процесс формирования документального академического наследия?

В.Ю.А.: По нескольким направлениям. Научное наследие Академии составляют два основных комплекса: 1) руководящих академических органов и архивы академических учреждений; 2) личные фонды ученых. У архивистов разработана научная методика отбора документов. Важным достижением еще советского архивоведения стало создание перечней документов, с указанием сроков хранения. Есть вре-менныеи постоянные (так называемое «вечное», по выражению В. П. Козлова) виды хранения, в зависимости от значимости документа. На основе этих перечней создаются фонды академических учреждений.

Что касается личных фондов, здесь во многом решают семья или ученики. Формирование фондов в меньшей степени зависит от архивиста. Он только может проконсультировать, подсказать. По-разному складываются судьбы людей, а потому и самих документов. Когда такие бумаги попадают в Архив, начинается работа по их систематизации и описанию,

в соответствии с разработанными инструкциями по формированию фонда. Материалы систематизируются на биографические, научные, творческие, переписку и т.д.

Нужно подчеркнуть, что формирование и сохранение архивных фондов зависит не только от архивистов. И это понимали в руководстве Академии, уделявшем внимание этому вопросу. В советский период с 1959 г. в разделе «Особые права» устава Академии неизменно вносилась статья о том, что «рукописи ученых, деятелей литературы и искусства, а также архивные материалы учреждений Академии наук» хранятся в Архиве Академии наук и других академических архивах и не передаются «в общегосударственные хранилища». В Устав РАН 2007 г., по моему предложению, удалось включить беспрецедентное количество упоминаний об архивных материалах в нескольких статьях. Ранее по этому поводу была лишь одна фраза. Однако вскоре началось реформирование Академии наук, и Устав в этом отношении, к сожалению, не сработал.

Архив Академии в XXI веке

С.Л.: Кстати, возникает весьма актуальный вопрос — удастся ли сохранить историю Академии наук XXI века?

В.Ю.А.: Это серьезная проблема. Прежде всего потому, что многие годы официально не решается вопрос о постоянном хранении документов руководящих органов Академии и академических учреждений в Архиве Академии наук. Действующее законодательство запрещает принимать эту документацию к нам на хранение. И пока изменений в законодательстве нет. Что за прошедшее время сохранилось в архивах учреждений, а что нет — это большой вопрос.

Проблемы сохранности документального научного наследия касаются не только документации на традиционных носителях, бумажных, пленочных и т.п., но и документации

на новейшем носителе — электронном (цифровом). Сфера использования документов на бумажной основе постоянно сужается, а электронной документации — расширяется. Не случайно ВНИИДАД, по заданию Росархива, подготовил перечень документов, которые в обязательном порядке должны сохраняться на бумажной основе, а остальные — в цифровом формате. И личная документация постепенно переходит на электронный (цифровой) формат.

Носители информации меняются, причем довольно быстро, устаревает программное обеспечение и сами компьютеры. Дискеты, диски, флешки быстро «стареют», уже не со всего этого можно что-то «считать». Я лично столкнулся с этой проблемой. Становится ясно, что часть информации, увы, потеряна. Есть конкретные примеры. Например, протоколы ученых советов в институтах в 1990-е гг. стали вести только в электронном виде. При отсутствии регулярной своевременной распечатки часть из них оказалась безвозвратно утрачена. Из-за проблем сохранения информации на новых носителях информации до сих пор не решен вопрос о страховом фонде в электронном формате.

Уходят целые виды документов. Например, письма, поздравительные открытки. А это — существенная и интересная часть многих личных фондов ученых прошлого. Переписка стала совсем другой. Разве можно сравнить: «Милостивый Государь, во первых строках своего письма...» — и то, что сейчас пишется в мессенджерах.

Цифровизация дает свои преимущества и одновременно таит сложности. Оцифровка в больших масштабах идет во всем мире. В перспективе, может быть, будут создаваться единые информационные центры. Библиотеки здесь стоят на очереди первыми, с архивами — сложнее. Массовая оцифровка архивных документов — это значительные затраты, время, финансы. Нужно определиться, какие фонды, какие комплексы документов следует оцифровывать в первую

очередь, какие во вторую, и т.д., что из всего массива документации будет востребовано сейчас, а что — через много лет.

В ближайшем будущем все большая и большая часть документации будет появляться в электронном формате. И значит, назрел вопрос о ее долговременном и постоянном хранении. Мы давно поднимали вопрос о создании академического электронного архива, считая, что имея свой, академический вычислительный центр, академические институты по этому направлению, удастся решить многие проблемы. Но в этом вопросе нам не удалось продвинуться, за исключением создания ИС АРАН, портала «Архивы Академии наук» и подготовки электронных публикаций.

Ил. 6. Проект нового здания Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. 2019 г. Источник: https://poisknews.ru/magazine/konspekt/

Сейчас в Обнинске создается первый федеральный электронный архив. Будем надеяться, что им удастся успешно решить все вопросы, и он подаст пример для создания электронного академического архива. Это, боюсь, случится еще не скоро. Нельзя забывать и о традиционных формах хранения документов на бумажной основе,— о хранилищах. А это, как показал опыт со строительством нового здания Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, очень непростая и длительная история,

потребовавшая от нас с И. В. Тункиной множества усилий и нервов. До сих пор радуюсь, глядя на новое здание филиала и для меня это самое красивое и функциональное здание архива, какое только может быть. Хотя первоначальный проект был оригинальнее и ярче. Теперь стоит задача нового здания Архива РАН в Москве, в котором, хотелось бы надеяться, найдется место и для электронного (цифрового) архива.

Доступ к архивной документации

С. Л.: Документальное научное наследие надо не только собирать и хранить, но и использовать. Кто и как может познакомиться с научной документацией из Архива РАН? Только люди, профессионально занимающиеся историей науки?

В.Ю.А.: Это важный и интересный вопрос. Архивы существуют не только для историков. По большому счету историки должны заниматься историей не столько для удовлетворения «собственного любопытства», но и для обеспечения потребностей общества в разных областях. Современный архив не должен ограничиваться только предоставлением своих документов исследователям в читальном зале. Роль архива в обществе значительно шире. Архив взаимодействует с обществом, причем по-разному. Нельзя забывать о его социальной роли — предоставлении учреждениям и гражданам социально-правовой информации, например, о заработной плате и льготах для получения пенсии.

Деятельность архивов по представлению документального наследия в публичной сфере все время расширяется. Например, с рубежа XIX-XX вв. Архив занимается выставочной деятельностью. Но только в последние десятилетия она стала важным направлением работы Архива. На наших выставках бывает немного посетителей, по сравнению, например, с Выставочным залом федеральных архивов. Но это, прежде всего, это наша, академическая аудитория. Когда удается проводить

выставки совместно с другими научными учреждениями или архивами, то, конечно, количество посетителей увеличивается. В этом направлении большую помощь оказывают информационные технологии, в частности, размещение виртуальных выставок на портале Архива.

Еще одно важное направление — изучение документов, популяризация истории науки и Академии наук. В отличие от многих зарубежных архивов, отечественные архивы не только предоставляют документы, но сами их активно публикуют. Архив Академии стал одним из важнейших академических центров по изучению истории науки и Академии наук. Проводятся систематические исследования, публикуются статьи, документы и справочники. Хотелось бы специально отметить, что к академическому юбилею вышло восемь томов справочного издания «Летописи Российского академии наук» (с 1724 г. по 1959 г.). Начато издание было Санкт-Петербургским филиалом Института естествознания и техники, продолжено Архивом РАН. Четыре тома издано как раз нашим Архивом. «Летопись» можно рассматривать и как своего рода «путеводитель» по истории Академии наук. Стоило бы и дальше продолжать работу по подготовке «Летописи». Она, конечно, кропотливая, не оставляет много места «для полета научной мысли», и не такая престижная как подготовка статей, монографий. Но важная и значимая. Понятно, что продолжать ее можно только при существенной поддержке Академии и Министерства науки и высшего образования. На мой взгляд, и Санкт-Петербургский филиал ИИЕТ, и Архив РАН за эту проделанную работу заслуживают поощрения.

Популяризации науки, просветительской деятельности, служат современные информационные технологии. И здесь Архиву удалось немало сделать. Речь идет, прежде всего, об Информационной системе Архива РАН (ИС АРАН) и портале Архива. Уже размещен большой комплекс оцифрованных документов. На портале есть тематические разделы об Атомном

Ил. 7. Сотрудники Архива РАН. Москва (Новочеремушкинская ул., 34). 2013 г. Из личного архива В.Ю. Афиани.

проекте, космических исследованиях, вкладе ученых в Победу и многое другое. А задачи усложняются. Просто выложить цифровые копии документов уже недостаточно. Важно понять, что именно востребовано не только исследователями, но и широким пользователем. Здесь всем архивам требуется думать не только о контенте, тематике публикаций, но и о форме подачи, удобном и привлекательном дизайне публикаций. В целом размещение информации в сетях Интернета, социальных сетях, становятся важной, неотъемлемой частью работы архивов.

По большому счету Архив занимается не только документацией в узком смысле, сохранением документального научного наследия. Это значимая часть общей исторической памяти нашего общества, нашей страны.

Архив Академии наук — старейший, изменявшийся, но непрерывно действующий отечественный архив. Его многообразная деятельность, его богатая история заслуживают самостоятельного изучения и популяризации. Приближается 300-летний юбилей самого Архива РАН. К этому, по примеру,

других академических учреждений, нужно готовиться заранее. Здесь широкое поле деятельности. На мой взгляд, стоило бы подумать и о написании истории Архива. Часть такой работы уже выполнена Б. В. Левшиным, Н. М. Осиповой, И. В. Тунки-ной, М. Н. Киселевым и др., часть ее предстоит еще сделать.

С.Л.: Огромное спасибо, Виталий Юрьевич! Напоследок хочется спросить, что Вас вдохновляет в архивной работе?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Ю.А.: Понимание, что архивы — важнейший источник по истории. Без подлинных документов легче манипулировать информацией, искажать факты. Ну, и у подлинного архивного документа есть своя «аура». Беря в руки архивный документ соприкасаешься с настоящим фрагментом прошлого. Если говорить пафосно и кратко, архивы — важная часть документального наследия, национальной памяти. Без архивов мы не будем знать нашего прошлого, без которого, как известно, нет будущего. Это, конечно, касается и истории Академии наук.

Afiani V. Yu., Limanova S. A.

Interview with V. Y. Afiani, archivist, historian of science, about the 300-year history of the Russian Academy of Sciences and the difficulties of preserving the documentary scientific heritage

Abstract. An interview with Vitaly Yurievich Afiani, historian, archivist, director of the Archive of the Russian Academy of Sciences in 20032018, took place in early March 2024, when the 300-th anniversary of the Russian Academy of Sciences had already started. V. Yu. Afiani spoke about the main milestones in the history of the Academy of Sciences, key scientific achievements and national symbols of science. A separate section considered the problem of preserving the documentary scientific heritage based on the experience of the Archive of the Russian Academy of Sciences.

Keywords: Russian Academy of Sciences, jubilee, history of science, Archive of the Russian Academy of Sciences, scientific heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.