Научная статья на тему 'БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА'

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ "БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО" / ФАКТОРЫ / СДЕРЖИВАЮЩИЕ РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ" / LABOR PRODUCTIVITY / LEAN PRODUCTION / "LEAN PRODUCTION" NATIONAL STANDARDS / FACTORS THAT CONSTRAIN LABOR PRODUCTIVITY GROWTH / MEASURES OF STATE SUPPORT FOR INCREASING LABOR PRODUCTIVITY / "LABOR PRODUCTIVITY AND EMPLOYMENT SUPPORT" NATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова Л.В., Апханова Е.Ю.

В статье рассмотрены возможности применения технологии бережливого производства для целей повышения производительности труда - одного из основных барьеров развития экономики России и роста ее конкурентоспособности. Определены меры государственной поддержки повышения производительности труда и факторы, сдерживающие ее рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бирюкова Л.В., Апханова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА»

УДК 658.18:331.101.6 DOI 10.38161/2618-9526-2020-1-2-21

Л.В. Бирюкова, канд. экон. наук

Хабаровский государственный университет экономики и права

Е.Ю. Апханова, канд. экон. наук

Хабаровский государственный университет экономики и права

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

В статье рассмотрены возможности применения технологии бережливого производства для целей повышения производительности труда - одного из основных барьеров развития экономики России и роста ее конкурентоспособности. Определены меры государственной поддержки повышения производительности труда и факторы, сдерживающие ее рост.

Ключевые слова: производительность труда, бережливое производство, национальные стандарты «Бережливое производство», факторы, сдерживающие рост производительности труда, меры государственной поддержки повышения производительности труда, национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».

UDC 658.18:331.101.6 DOI 10.38161/2618-9526-2020-1-2-21

L.V. Biryukova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Khabarovsk State University of Economics and Law

E.Y. Apkhanova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Khabarovsk State University of Economics and Law

LEAN PRODUCTION AS A TECHNOLOGY FOR INCREASING LABOR PRODUCTIVITY

The article describes the possibilities of using lean production technology to increase labor productivity -one of the main barriers to the development of the Russian economy and the growth of its competitiveness. The measures of state support for increasing labor productivity and the factors that constrain its growth are defined.

Keywords: labor productivity, lean production, "Lean production" national standards, factors that constrain labor productivity growth, measures of state support for increasing labor productivity, "Labor Productivity and Employment Support" national project.

Низкая производительность труда остаётся одним из основных барьеров для активного развития экономики России и роста её конкурентоспособности. Вопросу повышения производительности труда уделяется большое внимание со стороны государства.

Отправной точкой в решении данного вопроса стал майский Указ Президента РФ 2012 г. [1]. В нём определены задачи роста производительности труда в 1,5 ра-

Несмотря на тенденцию роста показателя с 2016 г., следует отметить его низкий уровень относительно значений показателей развитых стран. По данным рейтинга, публикуемого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия уступает практически всем странам-участницам ОЭСР, её показатель производительности труда в 2 раза ниже среднего показателя стран-участниц

за до 2018 г., создания и модернизации к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест.

Сложные экономические условия хозяйствования в период с 2012 г. по настоящее время не позволили обеспечить рост производительности труда в 1,5 раза к 2018 г. и выйти на уровень 2012 года.

На рисунке 1 показана динамика индекса производительности труда в целом по экономике за период 2012-2018 гг. [2].

ОЭСР. По состоянию на 2018 г. производительность труда в России в 3,6 раза ниже, чем в Люксембурге - лидере рейтинга, в 2,6 раз ниже, чем в США, и в 1,6 раза ниже, чем в Японии. На рисунке 2 показана динамика производительности труда в России и в среднем по странам ОЭСР, рассчитанная как объём ВВП, вырабатываемый одним работающим за час работы, в долларах США [3].

Рисунок 1 - Динамика индекса производительности труда в целом по экономике России, процент

Рисунок 2 - Динамика производительности на 1 работающего в час, дол. США

80 60 40 20 0

48,6 —ф- 50,4 1 51,5 — 52,6 — 53,9 55,8 57,3

■ —■- -■- —»■ —и- -■- -■ 90 ^

26 26,6 26,5 24,6 24,9 26,8 29,3

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

в среднем по странам ОЭСР И Россия

Наиболее часто применяемой технологией повышения производительности труда в современной международной практике стала концепция бережливого производства, предполагающая вовлечение каждого сотрудника предприятия в процессы оптимизации бизнеса и максимальную ориентацию на потребителя. Основной идеей концепции является устранение потерь - всех процессов, потребляющих ресурсы, но не обеспечивающих создание ценности для потребителя. Концепция разработана в 70-е гг. ХХ в. компанией «Toyota» и показала отличные результаты даже в условиях высокой нестабильности экономики.

Российский опыт применения технологий бережливого производства для повышения производительности труда находится на этапе формирования, но уже имеет положительные результаты. Лидерами по внедрению бережливых технологий стали Сбербанк, ОАО «РЖД», группа «Базовый элемент» и др. Корпорация «Росатом» совместно с Министерством здравоохранения РФ реализует программу «Бережливая поликлиника». Тем не менее до массового внедрения бережливого производства в практику работы российских предприятий ещё далеко. Начиная с 2014 г. в России ведётся разра-

ботка семейства национальных стандартов «Бережливое производство», охватывающего все основные направления внедрения Lean-технологий, в том числе основные положения концепции бережливого производства, требования к системам менеджмента, аудита, основные методы и инструменты, организация рабочего пространства, визуализация, стандартизация работы, система подготовки персонала, интегрированная система менеджмента качества и бережливого производства. Эта работа позволила создать единую терминологию бережливого производства, осуществить стандартизацию системы менеджмента бережливого производства организаций и разработать процедуру её оценки и сертификации, а также описать основные методы и инструменты бережливого производства. Указанные стандарты легли в основу Рекомендаций по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности, подготовленных в 2017 г. Минпромторгом России в целях повышения эффективности внедрения систем менеджмента бережливого производства [4]. Разработанные стандарты и рекомендации позволили унифицировать Lean-технологии и обеспечили формирование единой методической базы.

Тем не менее внедрение технологий бережливого производства в практику работы отечественных предприятий не давало нужного эффекта повышения производительности труда. Результаты опроса 500 руководителей предприятий промышленности России в 2017 г. [5] показали следующее.

1. Вопрос повышения производительности труда является актуальным для большинства российских предприятий. При этом треть респондентов, участвовавших в опросе, рассматривала его как первостепенную задачу деятельности своих предприятий.

2. Ожидаемыми результатами повышения производительности труда на предприятиях стали снижение издержек, рост заработной платы персонала, улучшение качества выпускаемой продукции и увеличение доли рынка.

3. Показатели прибыли организации в среднесрочной и долгосрочной перспективах напрямую зависят от производительности труда (чем выше производительность труда, тем выше прибыль предприятия).

4. Факторами, сдерживающими рост производительности труда на предприятиях, являются: отсутствие доступного финансирования по приемлемым ставкам, неориентированность налоговой системы на стимулирование роста производительности, недостаток необходимых навыков и компетенций как у ИТР и рабочих, так и у управленческого персонала.

5. Эффективными мерами государственной поддержки повышения производительности труда могли бы стать:

- целевое и доступное финансирование мероприятий, реализуемых предприятиями с целью повышения производительности труда;

- применение специализированных

налоговых льгот, стимулирующих рост производительности труда;

- включение критерия «повышение производительности труда» как одного из условий оказания поддержки предприятий, претендующих на участие в программах государственной поддержки отрасли или региона.

В октябре 2018 г. в России стартовал Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» [6], который может стать драйвером развития затухающих процессов по повышению производительности труда. Проект предусматривает выход на ежегодный рост производительности труда в 5 % к 2024 г. (на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей). Всего на реализацию проекта выделено 52,1 млрд руб., в том числе:

- 5,5 млрд руб. на системные меры по повышению производительности труда, направленные на снижение административных ограничений и стимулирование внедрения передовых методов производства и управления на предприятиях;

- 33,9 млрд руб. на адресную поддержку повышения производительности труда, обеспечивающую внедрение технологий бережливого производства в практику работы предприятий-участников проекта;

- 12,7 млрд руб. на поддержку занятости и повышение эффективности рынка труда (развитие навыков персонала предприятия и помощь в трудоустройстве при необходимости).

Участниками проекта могут стать только предприятия региона, который присоединился к национальному проекту. Предприятие должно относиться к одной из несырьевых отраслей (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, строительство, ЖКХ), иметь

годовую выручку от 400 млн руб. до 30 млрд руб., потенциал повышения производительности труда не менее 10 %, доля налоговых резидентов иностранных государств в уставном капитале не должна превышать 25 %. Участие для предприятий в проекте осуществляется на безвозмездной основе.

Планируется, что к 2024 г. к проекту присоединится 10 000 средних и крупных предприятий несырьевых отраслей экономики из 85 субъектов Российской Федерации. По состоянию на ноябрь 2019 г. в проекте принимали участие 700 предприятий из 36 субъектов Российской Федерации, из них 58 % предприятий, завершивших проекты в 2018 г., повысили производительность труда на 10 %. В 2020 г. к проекту подключатся ещё 28 субъектов Российской Федерации.

Адресную помощь в реализации мероприятий по повышению производительности труда предприятиям-участникам проекта оказывает оператор проекта - Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда (ФЦК). На предприятие, подавшее заявку на участие в проекте и прошедшее квалификационный отбор, направляется команда экспертов ФКЦ, которая совместно со специалистами предприятия выбирает пилотный поток (повторяющийся производственный процесс) с целью его оптимизации на принципах бережливого производства (выявляются 7 видов потерь, составляется карта целевого состояния, разрабатывается и реализуется план мероприятий по устранению потерь). В течение 6 месяцев, одновременно с оптимизацией пилотного потока, проводится обучение и сертификация специалистов предприятия для дальнейшей самостоятельной работы по повышению производительности труда. Возможные результаты оптимизации производства:

- двукратное снижение времени протекания процесса;

- сокращение запасов на 50 % и более;

- повышение загрузки персонала и оборудования в среднем на 85 %;

- рост производительности труда за первый год участия в проекте - 10 %, за второй - 15 %, за третий - 30 %.

Следует отметить, что участники проекта могут получить возмещение расходов на обучение персонала, осуществляемого с целью повышения производительности труда или поддержки занятости. При этом они имеют возможность выбора направлений обучения и обучающих организаций в пределах условий, установленных регионом в правилах участия в проекте.

В рамках реализации проекта осуществляется финансовая поддержка предприятий-участников:

- программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства по ставке до 8,5 % по кредитам на инвестиционные цели (от 0,5 млн руб. до 2 млрд руб. сроком на 10 лет), по кредитам на пополнение оборотных средств (от 0,5 млн руб. до 0,5 млрд руб. сроком на 3 года);

- программа льготных займов Фонда развития промышленности (ФРП) по ставке 1 % от 50 до 300 млн руб. сроком на 60 месяцев при бюджете проекта от 62,5 млн руб.;

- налоговое стимулирование в пределах условий, установленных регионом по участию в проекте (например, нулевая процентная ставка по налогу на вновь приобретаемое имущество, инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль).

Национальным проектом предусмотрена поддержка выхода на экспорт. В 2019 г. 173 участника проекта получили такую поддержку и заключили экспортные контракты на поставку продукции в

Германию, ОАЭ, Китай, Чехию, Индию, Пакистан и др. [7].

Таким образом, предприятия, участвующие в проекте, имеют реальную возможность выйти на качественно новый уровень своего развития, обеспечить стабильный рост производительности труда и конкурентоспособности.

В условиях пандемии участие в проекте становится более актуальным для бизнес-структур, вынужденных нести значительные потери, угрожающие их жизнеспособности.

В заключение следует отметить, что национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» предполагает оказание помощи 10 000 предприятий-участников. Большинство предприятий, не соответствующих критериям отбора, не смогут самостоятельно, без соответствующей поддержки внедрить у себя принципы бережливого производства, повысить производительность труда и конкурентоспособность. В связи с этим необходимо в первую очередь увеличить финансирование системных мер и расширить его применение в отношении предприятий, не соответствующих критериям участия в программе, в том числе меры по финансовому и нефинансовому стимулированию повышения производительности труда, снижению негативного влияния регуляторной среды и административных барьеров, методическому сопровождению и поддержке выхода на внешние рынки.

Список использованных источников

1 О долгосрочной государственной экономической политике : указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596.

2 Эффективность экономики России. Макроэкономические показатели. Индек-

сы производительности труда в экономике Российской Федерации // URL: https://www.gks.ru/folder/11186?print=1 (дата обращения 6.05.2020).

3 Уровень ВВП на душу населения и производительность // URL: https://stats.oecd.org/index.aspx?queryid=54 563 (дата обращения 29.04.2020).

4 Об утверждении Рекомендаций по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности : приказ Минпромторга России от 20.06.2017 г. № 1907.

5 Производительность труда. Результаты опроса 500 руководителей промышленных предприятий // URL: http://cmrp.ru/img/protrud.pdf (дата обращения 30.04.2020).

6 Паспорт национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24.09.2018 г. № 12); URL: https: // economy.gov. ru/ materi al/directions/n acionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda_i _podderzhka_zanyatosti (дата обращения 03.03.2020).

7 Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» // URL: https://economy. gov.ru/material/file/51666f4ef5 8 77fca5cf7cf1401 adbb0e/20200204_NP.pdf (дата обращения 30.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.