Научная статья на тему '"БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА" В ДЕЙСТВИИ'

"БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА" В ДЕЙСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА / МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОЦЕССЫ / КАЧЕСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / lean clinic / medical institution / processes / quality / optimization / efficiency

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федык Л. А., Пундель И. С., Мелентьева Е. Г., Шустова О. А.

Стратегическая цель федерального проекта «Бережливая поликлиника» - повышение качества оказываемой медицинской помощи. Поэтапная и плановая реализация данного проекта в Нижневартовской городской детской стоматологической поликлинике позволила оптимизировать рабочие места врачей, сократить время пребывания пациентов, улучшить качество оказываемых услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федык Л. А., Пундель И. С., Мелентьева Е. Г., Шустова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEAN СLINIC IN АCTION

To improve the quality of medical services in 2016, the federal project Lean Polyclinic was implemented in the Nizhnevartovsk City Children’s Dental Clinic, all work was carried out in accordance with the principles of the Lean Production concept. The essence of the project is the continuous improvement of production processes, the organization of an accessible environment for people with disabilities, the development of auxiliary business processes, management processes, the creation of comfortable conditions for waiting for an appointment, etc.Already the first results have shown an increase in the efficiency of the polyclinic. The result of the implementation of the Lean Polyclinic project in our institution was the optimization of doctors’ workplaces; development of standard operating procedures; reducing the waiting time in the examination room and reception; improving the relationship between patients and registrars; more comfortable stay of patients in the clinic. The implementation of our project is the beginning of work on the reorganization of medical institutions in the region for the period from 2018 to 2023.

Текст научной работы на тему «"БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА" В ДЕЙСТВИИ»

40 МЕНЕДЖМЕНТ

«Бережливая поликлиника» в действии

Стратегическая цель федерального проекта «Бережливая поликлиника» — повышение качества оказываемой медицинской помощи. Поэтапная и плановая реализация данного проекта в Нижневартовской городской детской стоматологической поликлинике позволила оптимизировать рабочие места врачей, сократить время пребывания пациентов, улучшить качество оказываемых услуг

Л.А. Федык1

АНО ВО «Всемирная академия качества»,

д-р мед. наук, профессор, [email protected]

И.С. Пундель2

СДС «Всероссийский регистр», [email protected]

Е.Г. Мелентьева3

БУ «Нижневартовская городская детская стоматологическая поликлиника»

О.А. Шустова4

БУ «Нижневартовская городская детская стоматологическая поликлиника»

1 ректор, г. Тюмень, Россия

2 председатель совета директоров, г. Тюмень, Россия

3 главный врач, г. Нижневартовск, Россия

4 заведующая поликлиническим отделением, г. Нижневартовск, Россия

Для цитирования: Федык Л.А., Пундель И.С., Мелентьева Е.Г., Шустова О.А. «Бережливая поликлиника» в действии // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 7. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-40-42

ключевые слова

бережливая поликлиника, медицинское учреждение, процессы, качество, оптимизация, эффективность

ктуальной задачей в области здравоохранения остается повышение качества медицинских услуг, прежде всего при оказании первичной медицинской помощи. Для достижения данной задачи в 2016 году в регионе началась реализация федерального проекта «Бережливая поликлиника». Об основных задачах проекта и результатах его внедрения авторы рассказывают на примере Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Нижневартовская городская детская стоматологическая поликлиника».

Реализация проекта «Бережливая поликлиника»

Реализация проекта в нашем учреждении велась с апреля по октябрь 2018 года. Все работы проводились в соответствии с принципами концепции «Бережливое производство».

Суть проекта — перестройка ряда процессов, в том числе изменение работы регистратуры, организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Концептуальные положения проекта — непрерывное совершенствование процессов производства, разработка вспомогательных бизнес-процессов, процессов управления, создание комфортных условий ожидания приема, оказание квалифицированной помощи детям и т.д. Именно эти задачи работники нашей поликлиники назвали первоочередными для сохранения стоматологического здоровья пациентов.

Обобщив опыт и изучив соответствующую документацию, мы подготовили презентацию: «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в Нижневартовской городской детской стоматологической

поликлинике». Документ был представлен административному корпусу и коллективу учреждения.

Были назначены руководитель проекта и руководители рабочих групп. Проведено обучение членов рабочих групп и ответственных за реализацию проекта специалистами Западносибирского центра внедрения высоких профессиональных технологий под руководством Л.А. Федык.

Во всех рабочих группах и проектах состоялось детальное картирование, выявлялись проблемы, проводились замеры очередей, норм загрузки врачей. Материал обрабатывался и представлялся в виде схем, графиков, диаграмм на досках визуализации проектов. Еженедельно проходила защита локальных проектов и совместное обсуждение их проблематики всеми рабочими группами, включая отчет о проделанной работе, план на следующую неделю, а также план реализации мероприятий каждого конкретного проекта.

Были определены приоритетные направления реорганизации. Первое направление: повышение эффективности работы врача и медицинской сестры на рабочем месте, включающее в себя улучшение его эргономики, грамотное распределение нагрузки между врачами и медицинскими сестрами, нормирование обеспечения медикаментами и расходным материалом. Второе направление: оптимизация внутренней логистики учреждения, то есть разделение потоков пациентов, маршрутизация на плановый и экстренный прием с целью уменьшения сроков ожидания процедур. Третье направление: открытая регистратура, предполагающая использование передовых методов коммуникации и информатизации, внедрение записи на прием с помощью ^-технологий. Четвертое: создание

МЕНЕДЖМЕНТ 41

комфортных условий пребывания пациентов в поликлинике.

Для большей вовлеченности персонала в реформирование работы поликлиники все сотрудники получили своевременную и объективную информацию о целях и задачах нового проекта, были осведомлены о значимых для учреждения критериях своей деятельности, о влиянии результатов каждого на результаты работы других подразделений, инициатива приветствовалась.

Уже первые результаты реализации проекта показали рост эффективности работы регистратуры, за счет разделения потоков пациентов произошла оптимизация работы персонала, сократилось время ожидания пациентами приема специалистов.

Реорганизация рабочего места врача позволила повысить эффективность рабочего пространства. Сокращение избыточной бумажной работы дало специалистам возможность больше времени уделять своему профессиональному общению с пациентами. Условия пребывания посетителей также стали более комфортными. Все это, безусловно, повысило качество оказываемых медицинских услуг.

Важно помнить, что внедряемые в поликлинике принципы бережливого производства, когда каждый пациент получает качественные медицинские услуги с минимальной потерей времени, могут достичь запланированного

эффекта лишь в том случае, если будут реализованы системно. Частичная реализация отдельных направлений бережливого производства не позволяет повысить качество медицинской помощи.

Анализ реализации проекта «Бережливая поликлиника» показал, что первостепенной задачей является пересмотр существующих стандартов приема врача в соответствии с принципами бережливой поликлиники, а именно:

► адаптация к данным принципам всех медицинских стандартов оказания медицинской помощи в учреждении;

► внедрение последующего сопровождения и оценки качества оказанной медицинской услуги;

Сокращение очереди в регистратуру как результат изменения принципа ее работы [Reduction of queues at the reception as a result of changes in the principle of its operation]

Комфортность пребывания в поликлинике. Дружелюбная атмосфера [Comfort of staying in the clinic. Friendly atmosphere]

42 МЕНЕДЖМЕНТ

Статья поступила в редакцию 20.06.2021

► мониторинг очередности к специалистам в режиме реального времени и закрепление обязанностей по его проведению за конкретным должностным лицом.

Итогом реализации проекта «Бережливая поликлиника» в нашем учреждении стали:

► оптимизация рабочих мест врачей;

► разработка стандартных операционных процедур;

► уменьшение времени ожидания в смотровой кабинет и регистратуру;

► улучшение взаимоотношения пациентов и регистраторов;

► более комфортное пребывание пациентов в поликлинике.

Заключение и выводы

Реализация проекта «Бережливая поликлиника» в Нижневартовской городской детской стоматологической поликлинике — это начало большой работы по внедрению проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2018-2023 годах.

Система менеджмента качества превращает деятельность предприятия в работу четко отлаженного механизма, а коллектив — в команду единомышленников. ■

42 MANAGEMENT

Kompetentnost / Competency (Russia) 7/2021 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-40-42

Lean Ginic in Äction

L.A. Fedyk1, Autonomous Non-Profit Organization of Higher Education World Academy of Quality, Dr. Prof., [email protected]

I.S. Pundel'2, Voluntary Certification System All-Russian Register, [email protected] E.G. Melent'eva3, Budgetary Institution Nizhnevartovsk City Children's Dental Clinic O.A. Shustova4, Budgetary Institution Nizhnevartovsk City Children's Dental Clinic

1 Rector, Tyumen, Russia

2 Board Directors Chairman, Tyumen, Russia

3 Chief Physician, Nizhnevartovsk, Russia

4 Head of Outpatient Department, Nizhnevartovsk, Russia

Citation: Fedyk L.A., Pundel' I.S., Melent'eva E.G., Shustova O.A. Lean Clinic in Action, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 7, pp. 40-42. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-7-40-42

key words

lean clinic, medical institution, processes, quality, optimization, efficiency

To improve the quality of medical services in 2016, the federal project Lean Polyclinic was implemented in the Nizhnevartovsk City Children's Dental Clinic, all work was carried out in accordance with the principles of the Lean Production concept. The essence of the project is the continuous improvement of production processes, the organization of an accessible environment for people with disabilities, the development of auxiliary business processes, management processes, the creation of comfortable conditions for waiting for an appointment, etc.

Already the first results have shown an increase in the efficiency of the polyclinic. The result of the implementation of the Lean Polyclinic project in our institution was the optimization of doctors' workplaces; development of standard operating procedures; reducing the waiting time in the examination room and reception; improving the relationship between patients and registrars; more comfortable stay of patients in the clinic. The implementation of our project is the beginning of work on the reorganization of medical institutions in the region for the period from 2018 to 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.