Научная статья на тему 'БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ ВЛАДИВОСТОКА КАК ОБЪЕКТ АРХИТЕКТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕНОВАЦИИ'

БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ ВЛАДИВОСТОКА КАК ОБЪЕКТ АРХИТЕКТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕНОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
479
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРБАНИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ЛАНДШАФТНЫЙ УРБАНИЗМ / РЕНОВАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ВОДОСБЕРЕГАЮЩИЙ ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН / ECOLOGICAL URBANISM / ECOLOGICAL ARCHITECTURE / LANDSCAPE URBANISM / RENOVATION OF COASTAL TERRITORIES / WATER SAVING URBAN DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Казанцев Павел Анатольевич, Кутенков Владислав Евгеньевич, Смеловская Анастасия Михайловна

Рассматриваются теория и практика трансформации городской среды в условиях восстановления исходных экосистем урбанизированных морских прибрежных территорий. Авторы основываются на принципах экологической архитектуры и урбанизма, согласно которым комфортная городская среда формируется прежде всего через сохранение и восстановление исходного природного контекста и включения в нее природных систем. На основе обзора мирового опыта развития приморских городов авторы выделяют три основные направления архитектурно-экологической реновации их береговой линии: воспроизведение утраченных природных ландшафтов архитектурно-градостроительными средствами, восстановление исходных природных ландшафтов и введение новых ландшафтных форм. Проведенная в работе оценка исходного и современного состояния береговой линии Владивостока позволила предложить первоочередные участки архитектурно-экологической реновации городского побережья и разработать экспериментальные проектные предложения по реновации побережья, а также литоральной зоны промышленных территорий, расположенных в кутовой части бухт Золотой Рог, Диомид и Улисс. Предложены основные направления по разработке и реализации комплексного подхода к архитектурно-экологической реновации урбанизированной береговой линии в условиях южного побережья Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Казанцев Павел Анатольевич, Кутенков Владислав Евгеньевич, Смеловская Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADIVOSTOK WATERFRONT, AS AN OBJECT OF SUSTAINABLE DESIGN RENOVATION

The article examines the theory and practice of transforming the urban environment in the context of the restoration of the original ecosystems of urbanized marine coastal areas. The theoretical basis of the research is based on the principles of ecological architecture and urbanism, according to which a comfortable urban environment is formed primarily through the preservation and restoration of the original natural context, and the inclusion of natural systems in the urban environment. It is this approach to the architectural and ecological renovation of urbanized marine waterfront areas in regional conditions that should ensure the stability of the built environment to growing climatic changes, provide the population of cities with resources of clean water and air, and contribute to the formation of a favorable temperature and humidity microclimate for buildings. Based on a review of world experience, the article identifies three main areas of architectural and ecological renovation of the waterfront of waterfront: reproduction of lost natural landscapes by architectural and urban planning tools, restoration of original natural landscapes and the introduction of new landscape forms. As a result of the assessment of the initial and current state of the Vladivostok coastline, priority areas for architectural and ecological renovation of the city coast were proposed, and experimental project proposals for the renovation of the coast and the littoral zone of industrial territories located in the innermost part of the Golden Horn, Diomid and Ulysses bays were developed. The main directions for the development and implementation of the complex approach to the architectural and ecological renovation of an urbanized coastline in the conditions of the southern coast of Primorsky Krai are proposed.

Текст научной работы на тему «БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ ВЛАДИВОСТОКА КАК ОБЪЕКТ АРХИТЕКТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕНОВАЦИИ»

Творческие концепции архитектурной деятельности

DOI: http://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2020-4-15 УДК [711.112:725.34]:502.1(571.620)

П.А. Казанцев, А.М. Смеловская, В.Е. Кутенков

КАЗАНЦЕВ ПАВЕЛ АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат архитектуры, профессор (автор, ответственный за переписку), SPIN: 2771-2249, [email protected] КУТЕНКОВ ВЛАДИСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ - магистрант, [email protected] Политехнический институт (Школа) Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

СМЕЛОВСКАЯ АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА - архитектор, [email protected] Компания DNS-development Владивосток, Россия

Береговая линия Владивостока

как объект архитектурно-экологической реновации

Аннотация: Рассматриваются теория и практика трансформации городской среды в условиях восстановления исходных экосистем урбанизированных морских прибрежных территорий. Авторы основываются на принципах экологической архитектуры и урбанизма, согласно которым комфортная городская среда формируется прежде всего через сохранение и восстановление исходного природного контекста и включения в нее природных систем.

На основе обзора мирового опыта развития приморских городов авторы выделяют три основные направления архитектурно-экологической реновации их береговой линии: воспроизведение утраченных природных ландшафтов архитектурно-градостроительными средствами, восстановление исходных природных ландшафтов и введение новых ландшафтных форм. Проведенная в работе оценка исходного и современного состояния береговой линии Владивостока позволила предложить первоочередные участки архитектурно-экологической реновации городского побережья и разработать экспериментальные проектные предложения по реновации побережья, а также литоральной зоны промышленных территорий, расположенных в кутовой части бухт Золотой Рог, Диомид и Улисс. Предложены основные направления по разработке и реализации комплексного подхода к архитектурно-экологической реновации урбанизированной береговой линии в условиях южного побережья Приморского края. Ключевые слова: экологический урбанизм, экологическая архитектура, ландшафтный урбанизм, реновация прибрежных территорий, водосберегающий городской дизайн

Введение

Современные тенденции развития и реновации городских прибрежных территорий связаны с изменением представлений о комфортной городской среде. Экологический урбанизм в своей трактовке комфортной городской среды исходит в первую очередь из понимания того, что человек - часть экосистемы, и невозможно создать нормальные условия для его жизнедеятельности, если сама природная экосистема деградирует. Согласно этому постулату, компоненты природных экосистем должны быть встроены в урбанизированную среду, а фактор интеграции природных систем является ключевым в формировании комфортной городской среды [7]. Городские прибрежные территории в этом случае рассматриваются как один из ключевых элементов восстановления природного каркаса города, требующих первоочередной экологической реновации. Тем более что вынос за городскую черту сложившихся в XIX - начале ХХ в. прибрежных промышленно-транспортных и портовых зон (как один из результатов

© Казанцев П.А., Смеловская А.М., Кутенков В.Е., 2020

Статья: поступила: 27.07.2020; рецензия: 29.08.20; принята: 28.09.2020; финансирование: ДВФУ.

постиндустриальной революции) открывает широкие возможности для архитектурно-экологической реновации побережья.

Города, обладающие морской акваторией, формировались с учётом ландшафта и специфики береговой линии. В процессе развития береговая черта приморских городов подвергалась активному вмешательству человека, так как является наиболее ценным экономическим ресурсом их территории. Владивосток, основанный как главный морской город России на Тихоокеанском побережье, не исключение. К настоящему времени город практически утратил свою естественную береговую черту. Формирование порта, промышленно-транспортных зон в пределах основного градостроительного пятна вдоль побережья бухт Золотой рог, Диомид, Улисс и побережья Амурского залива привело к нарушению функциональных и композиционных связей основного массива городской застройки и прибрежной акватории, а также к полной деградации исходных экосистем литоральной зоны морской акватории и прилегающего побережья. К сожалению, негативные архитектурно-градостроительные и экологические последствия урбанизации побережья Владивостока, как правило, рассматриваются вне их взаимосвязи. Предлагаемые проекты реновации городского побережья и акватории рассматривают и решают или только архитектурно-градостроительный аспект проблемы (реализованная набережная Цесаревича, проект реновации побережья центральной части Владивостока, разработанный компанией Nikken Sekkei [17]), или экологические составляющие (разработанная Инженерной школой ДВФУ программа очистки акватории бухты Золотой рог [11]). Тогда как в мировой градостроительной практике реновации прибрежных территорий с начала XXI в. преобладает комплексный подход.

Цель настоящей статьи - разработка комплексного подхода архитектурно-экологической реновации урбанизированных прибрежных территорий города Владивостока

Основные направления архитектурно-экологической реновации урбанизированных прибрежных территорий в теории и практике градостроительства

Восстановление в урбанизированной среде утраченных в процессе градостроительного освоения территории исходных экосистем обусловлено формированием дружественных к этим экосистемам пространственных ячеек [1]. Пространство города должно быть не только адаптировано к потребностям его жителей, но в равной степени - к элементам восстанавливаемых экосистем. Поэтому основой комплексного подхода в рамках архитектурно-экологической реновации городского побережья является формирование пространственных ситуаций, способствующих восстановлению или увеличению биоразнообразия береговых экосистем и экосистем литоральной зоны.

К настоящему времени проекты комплексной архитектурно-экологической реновации прибрежных территорий уже реализованы во многих городах мира, таких как Балтимор, США (Port Covington East Waterfront Park, проект Landworks Studio, Inc., Biohabitats); Гуасюн, Тайвань (Гаосюн-Харбор, проект SWA, Morphosis Architecture & CHNW); Нью-Иорк, США (Manhattan Pier 26, проект Rafael Vinoly Architects). На проектах экологической реновации городских побережий специализируются ведущие архитектурные компании, такие как DA Architects + Planners, DP Architects, BH Architects, Turrenscape. Комплексный подход к реновации прибрежных городских территорий характерен для проектов популярного международного архитектурного конкурса D3 Nature, академических проектов ведущих архитектурных школ мира.

При характерной для названных проектов региональной специфике способов и приемов архитектурно-экологической реновации побережья, связанной с ландшафтными и климатическими особенностями территории, общим для них является формирование пространств, обеспечивающих восстановление экосистем береговой черты и прилегающей акватории (рис. 1). Так, при реконструкции набережной Сиэтла [21] на части территории восстановлены мелководья, а создание ступеней, примыкающих к вертикальным причальным стенам, позволило

восстановить утраченные ярусы, характерные для литоральной зоны. Искусственные ступени литоральной зоны центра в Ванкувере [19] дополнены на берегу зелеными холмами - кровлями общественных зданий и парковок. Тем самым была восстановлена связь наземных растений и мелководий бухты, как это и было до основания города. При реконструкции набережной в Бруклине [16] в парке восстановлена прибрежная лагуна, обеспечивающая фильтрацию дождевых стоков, а в Копенгагене [18] из-за дефицита береговой территории предложены плавающие зеленые острова, имитирующие утраченную растительность береговой черты.

Рис. 1. Основные направления архитектурно-экологической реновации урбанизированного морского побережья (графика П.А. Казанцева, А.М. Смеловской).

Проведенный обзор мирового опыта позволил нам выделить следующие основные направления архитектурно-экологической реновации урбанизированных прибрежных территорий.

- Компенсацию утраченных природных ландшафтов побережья и литоральной зоны архитектурно-градостроительными средствами, с полным или частичным использованием сложившейся застройки и инфраструктуры территории. К этому направлению можно отнести приемы воспроизведения утраченных природных ландшафтов в архитектуре реконструируемых или проектируемых зданий и открытых пространств прибрежной городской территории, и в архитектуре реконструируемых гидротехнических сооружений.

- Восстановление утраченных природных ландшафтов с полным преобразованием урбанизированной прибрежной территории и литоральной зоны. Сюда можно отнести разнообразные приемы ландшафтного преобразования прибрежных территорий и литоральной зоны, с полной сменой функций и архитектуры городской береговой черты с целью наиболее полного восстановления утраченных исходных морских и береговых экосистем.

- Введение новых ландшафтных форм в урбанизированную прибрежную среду с целью повышения биоразнообразия территории. Приемы воспроизведения природных ландшафтных форм, не характерных для подлежащего реновации побережья, или создание искусственных ландшафтных форм (таких как плавающие острова, искусственные рифы, парящие над водой структуры и др.).

Выявленные направления архитектурно-экологической реновации мы апробируем в нашем исследовании на этапе экспериментального проектирования.

Антропогенное изменение береговой черты Владивостока и предпосылки

его архитектурно-экологической реновации

История интенсивного градостроительного освоения прибрежной территории Владивостока, результатом которого явилась практически полная смена ландшафтов и растительности береговой суши и литоральной зоны прилегающей морской акватории и значительное изменение линии береговой черты, насчитывает уже 160 лет (рис. 2). Исходные природные ландшафты береговой черты Владивостока (в пределах побережья его современного градостроительного пятна от м. Фирсова до б. Соболь) и береговая линия п-ва Саперный отличались большим разнообразием. По описанию Джона Тронсона и Михаила Клыкова, в середине XIX в. в бухтах Золотой рог (Port May), Диомид, Улисс и Новик (Port Deans Dundas) встречались высокие скалистые берега с грудами обломочных пород у их основания, пологие берега, покрытые галькой, небольшие уютные заводи с полосками кварцевого песка. Местами лесные заросли выходили непосредственно к морской акватории. Для устьев рек, впадающих в кутовые части бухт, характерны заболоченные низменности и песчаные отмели [3, 13], береговая линия побережья сильно изрезана. На карте, составленной под руководством британского гидрографа Дж. Уортона (W.J. Wharton), видно, что мелководья оставались характерной чертой акватории городских бухт и побережья даже спустя 52 года после основания Владивостока [20].

Рис. 2. Современное состояние береговой черты Владивостока (графика В.Е. Кутенкова).

Обзор состояния побережья города на 2019 год показывает, что из общей протяженности береговой линии континентальной части города - 59 км от м. Фирсова до б. Соболь, - в той или иной степени к сохранившей естественное состояние, можно отнести не более 20% береговой черты, и то с достаточно большой степенью условности. В результате строительства гидротехнических сооружений военно-морского, торгового и рыбного портов, судоремонтных заводов городская акватория практически лишилась прибрежных отмелей, ранее характерных для литоральной зоны, а заболоченные низменности в кутовой части городских бухт, в устьях городских рек исчезли полностью. Русла рек и ручьев в настоящее время спрямлены, заключены в бетонные берега или скрыты под землей и превращены в коллекторы ливневой канализации.

Таким образом, за время градостроительного освоения побережья утрачены (в значительной степени или практически полностью) исходные ландшафты литоральной зоны акватории и прилегающей суши, определявшие биоразнообразие рассматриваемой территории и обеспечивающие устойчивость природных экосистем. Оценка современного экологического состояния городской акватории и прилегающих промышленно-транспортных зон негативная. Так, по данным А.П. Черняева и Л.В. Нигматулиной, в прибрежных водах Владивостока концентрация общих углеводородов превышает ПДК в 1,6-2,6 раза, удельная масса загрязняющих веществ достигает 442,9 г/м3 [15]. При этом, как показывает мировой опыт реновации прибрежных территорий в городской черте, только мероприятия по очистке самой акватории и канализационных стоков не смогут обеспечить длительного устойчивого эффекта и восстановления в перспективе исходных экосистем.

Основой для разработки архитектурно-градостроительных мероприятий по экологической реновации ландшафтов, флоры и фауны литорали в черте Владивостока могут служить исследования В.А. Мануйлова и В.С. Петренко [6, 8]. Кроме того, береговые экосистемы залива Петра Великого рассмотрены в работах Л.И. Варченко, И.С. Майорова, В.И. Прелов-ского, В.М. Урусова [10, 14]. В.М. Урусов, И.С. Майоров и Л.И. Варченко (сотрудники профильных институтов и научных центров ДВО РАН) впервые показали, что зону побережья залива Петра Великого следует рассматривать как единый прибрежно-морской комплекс, в котором ландшафты и экосистемы литоральной зоны и берега активно взаимодействуют и влияют друг на друга [5], т.е., как мы полагаем, архитектурно-экологическая реновация прибрежной территории должна включать обязательное восстановление не только прибрежных, но и подводных береговых ландшафтов.

Мы полагаем, что с учетом большой протяженности побережья и распределения береговой черты между различными субъектами экономической деятельности архитектурно-экологическая реновация береговой черты Владивостока будет носить очаговый характер. По нашему мнению, ключевыми точками архитектурно-экологической реновации городского побережья на начальной стадии должны стать промышленные зоны, расположенные на берегу кутовой части городских бухт - Золотого Рога, Диомида и Улисса (соответственно территории заводов «Мазда-Соллерс» в устье р. Объяснения, 92 Судоремонтного завода и судостроительного завода «Восточная верфь») (рис. 3).

- - - - ■ ■ - ----• I----г / -----------11

Рис. 3. Изменение береговой черты в центральной части Владивостока (1904 г., 1912 г., настоящее время. Графика А.М. Смеловской).

С точки зрения формирования планировочной структуры города эти территории являются местом пересечения композиционных и функциональных связей городской ткани, что обусловлено характеристиками рельефа. Эти особенности территории проявились на ранней стадии формирования планировочной структуры Владивостока. Так, еще до размещения промышленных зон, в непосредственной близости от устья р. Объяснения разместили крупный общественный объект - городской ипподром, а позднее рассматриваемые территории предлагалось отвести под торговые площади с примыкающими к ним городскими скверами и ориентировать прилегающую застройку на акваторию бухт [9].

Эти территории также являются важными элементами природного каркаса города [7, 12]. Подтапливаемые и заболоченные территории в устьях рек с песчаными отмелями в местах их впадения в морскую акваторию представляют собой естественные природные фильтры, которые надёжно очищают речной сток. Поэтому утраченные сегодня подобные ландшафты, игравшие ключевую роль в сохранении устойчивости экосистемы прилегающей морской акватории (особенно таких закрытых акваторий, как бухты Золотой рог, Диомид и Улисс), безусловно, должны быть восстановлены.

Экспериментальные проектные предложения

Основной целю предпринятого нами экспериментального проектирования общественных комплексов в устье реки Объяснения (рис. 4), в кутовой части бухт Диомид (рис. 5) и Улисс (рис. 6) в первую очередь являлось воссоздание естественных и формирование искусственных ландшафтов, способствующих восстановлению природной экосистемы суши и литоральной зоны в урбанизированной среде. При формировании общественных комплексов на месте бывших промышленных объектов использованы следующие приемы архитектурно-экологической реновации.

Приреновации береговой линии морской акватории и ее литоральной зоны:

- по береговой линии, свободной от гидротехнических сооружений, - восстановление песчаных (устье р. Объяснения, бухты Диомид и Улисс) и каменистых отмелей (Диомид и Улисс), ранее характерных для кутовой части названных бухт;

- замена части гравитационных причалов и всех гравитационных пирсов на сквозные эстакады - для восстановления естественной циркуляции береговых течений;

- на основной части сохраняемых гравитационных причальных сооружений - устройство подводных ступенчатых структур и подтапливаемых платформ, воспроизводящих утраченные мелководья и ярусы литоральной зоны.

Приреновации системы водотоков названных территории:

- восстановление русла и устья речек в их естественном состоянии, с формированием подтапливаемых и болотистых участков, лагун, и песчаного мелководья у впадения речки в акваторию бухты;

- воспроизведение утраченного русла реки и ландшафтов ее устья, утраченных зеленых систем архитектурными средствами на основе технологий фотобиореакторов (р. Буяковка);

- создание новых адсорбирующих и подтапливаемых ландшафтов с учетом возросшего водотока с окружающих урбанизированных территорий для его приема, распределения, очистки и постепенного сброса в акваторию бухт (Диомид и Улисс).

При реновации существовавшей застройки и возведении новых зданий и сооружений:

- использование вертикальных и горизонтальных систем озеленения, решетчатых и сетчатых структур в архитектуре зданий и при благоустройстве территории - для восстановления естественного гидрологического цикла и температурно-влажностного режима, с учетом особенностей взаимодействия с атмосферной влагой и осадками, характерных для древесной, кустарниковой и травянистой растительности нижнего течения и устьев рек (например, устье р. Объяснения, бухты Диомид и Улисс);

- с целью увеличения биоразнообразия флоры и фауны территории - введение новых искусственных ландшафтных форм, не характерных ранее для территории, посредством трансформации формы сохраняемой застройки (бухты Диомид и Улисс) или введением новых архитектурно-ландшафтных форм в новом строительстве (здания-холмы в устье р. Объяснения).

Результаты экспериментального проектирования

Как показали результаты предпринятого нами экспериментального проектирования, специфика местного муссонного климата и сложного рельефа, результаты градостроительного освоения склонов сопок должны быть учтены в более высокой доле приемов архитектурно-градостроительной компенсации утраченных естественных ландшафтов. Например, в силу высокой степени урбанизации побережья перспективными следует считать приемы замещения утраченной растительности акватории и суши, подтопляемых лугов в устьях речек фасадными и объемными архитектурными системами на основе фотобиореакторов (пруды устья р. Буяковка, рис. 4, С). По ряду показателей такие системы в 4 раза эффективней, чем традиционные зеленые системы, и в условиях плотной застройки потребуют меньшей по площади территории [4]. Кроме того, при формировании дополнительных планировочных зон, рассчитанных на подтопление низин поверхностным дождевым стоком с застроенных зданиями склонов (мелководная «лагуна» на месте площадки хранения контейнеров, рис. 5, А), необходимо учитывать гористый рельеф и свойственные для территории ливневые осадки. Гидрологический режим утраченных лесных массивов следует учитывать и в проработке адсорбирующих атмосферную влагу наружных конструкций фасадов, кровель зданий и элементов благоустройства территории, восстанавливающих сбор атмосферной влаги (ступенчатые зеленые фасады эллинга в б. Улисс, рис. 6).

В настоящее время предлагаемые к реновации промышленные зоны в кутовой части бухты Золотой рог (завод «Мазда-Соллерс») и Улисс (судостроительный завод «Восточная верфь») активно эксплуатируются, тогда как территория бывшего 92 Судоремонтного завода заброшена, именно поэтому она может стать первоочередным объектом архитектурно-экологической реновации побережья Владивостока.

Влияние характеристик территории водосбора

на приемы реновации прибрежной зоны

Активное градостроительное освоение территории водосборов, расположенных на окружающих прибрежные низины склонах, привело к значительному отклонению от естественного гидрологического баланса как самой застроенной жилыми зданиями территории Владивостока, так и побережья городских бухт, принимающего ливневые стоки с гор. Очевидно, что в данной ситуации невозможно ограничиться только рассмотренными мероприятиями по архитектурно-экологической реновации побережья. Необходима комплексная работа по восстановлению естественных характеристик всей водосборной ткани на территории, ограниченной ближайшими к побережью вершинами и водоразделами, с активным преобразованием сложившихся искусственных, а в отдельных случаях и с введением новых естественных ландшафтов, не характерных для территории водосбора и побережья [2]. Так, в проектном предложении по реновации территории водосбора и побережья в районе ул. Петра Великого были предложены приемы трансформации сложившейся застройки, учитывающие ее ярусную структуру, аналогичную утраченному лесному массиву, и введены новые типы ландшафтов, такие как парк прудов и адсорбирующие влагу песчаные дюны на пустыре вблизи гостиницы «Хайат» (рис. 7).

Рис. 4. Реновация территории завода «Мазда-Соллерс» в устье р. Объяснения, Владивосток. Фрагмент графической части выпускной квалификационной работы бакалавра архитектуры А.М. Смеловской.

Рис. 5. Реновация территории 92 Судоремонтного завода в б. Диомид, Владивосток. Фрагмент графической части выпускной квалификационной работы бакалавра архитектуры Е.С. Кузнецовой.

Рис. 6. Реновация территории завода «Восточная верфь» в б. Улисс, Владивосток. Фрагмент графической части выпускной квалификационной работы бакалавра архитектуры С.В. Туценко.

Рис. 7. Реновация застройки территории водосбора в районе ул. Петра Великого, Владивосток, фрагмент графической части диссертации магистра архитектуры А.М. Смеловской.

Заключение

Таким образом, обобщение опыта и результаты экспериментального проектирования показали, что для специфических природных условий прибрежной полосы региона необходим комплексный подход к архитектурно-экологической реновации урбанизированной береговой линии, в основе которого лежит формирование пространственных ситуаций, способствующих восстановлению или увеличению биоразнообразия береговых экосистем и экосистем литоральной зоны. Теоретическая база для предлагаемого нами комплексного подхода разработана профильными институтами и научными центрами ДВО РАН.

Содержание предлагаемого нами комплексного подхода к архитектурно-экологической реновации городского побережья должно включать следующие положения.

- Разработка модели формирования экологически устойчивой городской среды в условиях архитектурно-экологической реновации урбанизированных морских прибрежных территорий южного Приморья.

- Разработка свода правил проектирования городской застройки и благоустройства в условиях восстановления экосистемы береговой полосы и литоральной зоны.

- Предложения по изменению и дополнения к действующим градостроительным документам (генеральным планам) прибрежных городов и населенных мест.

- Разработка и внедрение отдельных проектных предложений по архитектурно-экологической реновации урбанизированного морского побережья, а именно:

- на градостроительном уровне - разработка схем экологической реновации планировки и застройки отдельных водосборных бассейнов, их морского побережья и реновации ландшафтов литоральной зоны;

- на уровне формирования архитектуры зданий и сооружений, в том числе гидротехнических сооружений береговой линии, - разработка проектных предложений по интеграции естественных природных и антропогенных систем;

- на уровне наполнения городских пространств помимо традиционных приемов экологической реновации - разработка архитектурных систем формирования устойчивой среды суши и литоральной зоны на основе технологий фотобиореакторов.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иовлев В.И. Экологические основы формирования архитектурного пространства (на примере Урала): автореф. дис. ...д-ра архитектуры. М.: МАрхИ, 2009. 48 с.

2. Казанцев П.А., Марус Я.В., Смеловская А.М. Особенности формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы Владивостока // Урбанистика. 2019. № 1.С. 18-32.

3. Клыков М.А. Гидрографический обзор берегов залива Петра Великого в Японском море. СПб.: Гидрогр. деп. Мор. м-ва, 1872. 282 с., 3 л. карт. URL:https://elib.rgo.m/handle/123456789/216865 (дата обращения: 23.07.2020).

4. Лобачева М.А. Формирование устойчивой архитектурной среды с использованием фотобиореакторов в условиях юга Приморского края: дис. .магистра по направлению подготовки: 07.04.01 Архитектура / Дальневост. федеральн. ун-т. Владивосток, 2017. 77 с. URL: https://na-uchkor.ru/pubs/formirovanie-ustoychivoy-arhitekturnoy-sredy-s-ispolzovaniem-fotobioreaktorov-v-usloviyah-yuga-primorskogo-kraya-5b8ed0c37966e1073081bc9c (дата обращения: 23.07.2020).

5. Майоров И.С., Урусов В.М., Варченко Л.И. К уникальности береговых экосистем залива Петра Великого // Вестник Красноярского гос. аграрного ун-та. 2009. № 2(29). С. 57-66.

6. Мануйлов В.А. Подводные ландшафты залива Петра Великого. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1990. 168 с.

7. Нефедов В.А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды: автореф. дис. ... д-ра архитектуры. СПбГАСУ, 2005. 48 с.

8. Петренко В.С., Мануйлов В.А. Физическая география залива Петра Великого. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1988. 147 с.

9. План существующего и проектированного расположения областного города Владивостока, 1924 г. URL: http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=g5196 (дата обращения: 23.07.2020).

10. Преловский В.И., Ащепков А.Т., Жирмунский А.В., Короткий A.M. Концепция природного морского парка в заливе Петра Великого // Вестник ДВО РАН. 1995. № 1. С. 80-87.

11. Программа очистки бухты Золотой Рог во Владивостоке // Российская газета. 21.12.2018. URL: https://rg.ru/2018/12/21/reg-dfo/vo-vladivostoke-poiavilas-programma-ochistki-buhty-zolotoj-rog.html (дата обращения: 23.07.2020).

12. Смеловская А.М., Казанцев П.А. Принципы восстановления экосистемы устья городской реки (На примере реки Объяснения, Владивосток) // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации: материалы третьей междунар. науч. конф., 17-19 апреля 2018, Владивосток / науч. ред.

B.К. Моор; Инженерная школа ДВФУ. Вып. 3. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2018.

C.311-316.

13. Тронсон Дж. Плавание в Японию, на Камчатку, к берегам Сибири, Татарии и Китая на борту корабля Её Королевского Величества «Барракуда» / пер. с англ. Владивосток: Рубеж, 2019. 416 с.

14. Урусов В.М., Варченко Л.И., Врищ Д.Л. Владивосток - юг Приморья: вековая и современная динамика растительности. Владивосток: Дальнаука, 2010. 420 с.

15. Черняев А.П., Нигматулина Л.В. Мониторинг качества прибрежных вод залива Петра Великого (Японское море) // Известия ТИНРО. 2013. Т. 173. С. 230-238.

16. Brooklyn coastal park: BIG-Bjarke Ingels Group, Two Trees Management. URL: https://www.fastcompany.com/90440874/this-new-brooklyn-park-is-designed-to-thrive-as-sea-levels-rise - 23.07.2020.

17. City Master Plan for Vladivostok - Strategic Development Area Nearby Vladivostok Railway Station: Nikken Sekkei LTD, Tokyo, 2018. URL: https://www.nikken.co.jp/ja/projects/ - 23.07.2020.

18. Copenhagen's waterfront 'parkipelago' project: Marshall Blecher & Fokstrot. URL: https://www. cladglobal.com/architecture_design_news?codeid=345573 - 23.07.2020.

19. Vancouver convention centre. West LMN Architects+DA/MCM. URL: https://lmnarchitectsrocom/ practice/architecture - 23.07.2020.

20. Wharton W.J. Eastern Bosphorus Street with Vladivostok Harbor map. L., Admiralty, Malby & Sons, 1912. URL: http://www.etomesto.ru/map-vladivostok_1912/ - 20.03.2020.

21. Waterfront Seattle Program. City of Seattle. URL: https://waterfrontseattle.org - 23.07.2020.

FEFU: SCHOOL of ENGINEERING BULLETIN. 2020. N 4/45

Creative Concepts of Architecture Activities www.dvfu.ru/en/vestnikis

DOI: http://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2020-4-15 Kazantsev P., Smelovskaya A., Kutenkov V.

PAVEL KAZANTSEV, Candidate of Architecture, Professor (corresponding author), pal-antvlad@yandex. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VLADISLAV KUTENKOV, MS student, [email protected] Polytechnic Institute, Far Eastern Federal University ANASTASIA SMELOVSKAYA, Architect, [email protected] DNS Development Company Vladivostok, Russia

Vladivostok waterfront, as an object of sustainable design renovation

Abstract: The article examines the theory and practice of transforming the urban environment in the context of the restoration of the original ecosystems of urbanized marine coastal areas. The theoretical basis of the research is based on the principles of ecological architecture and urbanism, according to which a comfortable urban environment is formed primarily through the preservation and restoration of the original natural context, and the inclusion of natural systems in the urban environment. It is this approach to the architectural and ecological renovation of urbanized marine waterfront areas in regional conditions that should ensure the stability of the built environment to growing climatic changes, provide the population of cities with resources of clean water and air, and contribute to the formation of a favorable temperature and humidity microclimate for buildings. Based on a review of world experience, the article identifies three main areas of architectural and ecological renovation of the waterfront of waterfront: reproduction of lost natural landscapes by architectural and urban planning tools, restoration of original natural landscapes and the introduction of new landscape forms. As a result of the assessment of the initial and current state of the Vladivostok coastline, priority areas for architectural and ecological renovation of the city coast were proposed, and experimental project proposals for the renovation of the coast and the littoral zone of industrial territories located in the innermost part of the Golden Horn, Diomid and Ulysses bays were developed. The main directions for the development and implementation of the complex approach to the architectural and ecological renovation of an urbanized coastline in the conditions of the southern coast of Primorsky Krai are proposed.

Keywords: ecological urbanism, ecological architecture, landscape urbanism, renovation of coastal territories, water saving urban design

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Article: received: 27.07.2020; reviewed: 29.08.2020; accepted: 28.09.2020; financing: Far Eastern Federal University.

REFERENCES

1. Iovlev V.I. Environmental foundations of the formation of an architectural space (on the example of the Urals), PhD dissertation of architecture. M., MARhl, 2009, 48 p.

2. Kazantsev P.A., Marus Ya.V., Smelovskaya A.M. Features of the formation of a sustainable urban environment in the context of the renovation of the Vladivostok water system. Urban Studies. 2019(1): 18-32.

3. Klykov M.A. Hydrographic survey of the shores of the Peter the Great Bay in the Sea of Japan. St. Petersburg, Hydrographic Department of the Marine Ministry, 1872, 282 p., 3 sheets of maps. URL: https://elib.rgo.ru/handle/123456789/216865 - 23.07.2020.

4. Lobacheva M.A. Formation of a sustainable architectural environment using photobioreactors in the south of Primorsky Krai, master's thesis in architecture. Vladivostok, Far Eastern Federal University, 2017, 77 p. .URL: https://nauchkor.ru/pubs/formirovanie-ustoychivoy-arhitekturnoy-sredy-s-ispolzovaniem-fotobioreaktorov-v-usloviyah-yuga-primorskogo-kraya-

5b8ed0c37966e1073081bc9c - 23.07.2020.

5. Mayorov I.S., Urusov V.M., Varchenko L.I. Towards the uniqueness of the coastal ecosystems of the Peter the Great Bay. Bulletin of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2009(29):57-66.

6. Manuilov V.A. Underwater landscapes of the Peter the Great Bay. Vladivostok, 1990, 168 p.

7. Nefedov V.A. Architectural and landscape reconstruction as a means of optimizing the urban environment, PhD dissertation in architecture, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 2005, 48 p.

8. Petrenko V.S., Manuilov V.A. Physical geography of the Peter the Great Gulf. Vladivostok, Publishing House of the Far Eastern State University, 1988,147 p.

9. Plan of the existing and projected location of the regional city of Vladivostok, 1924. URL: http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=g5196 - 23.07.2020.

10. Prelovsky V.I., Ashchepkov A.T., Zhirmunsky A.V., Korotky A.M. The concept of a natural marine park in the Peter the Great Bay. Vestnik FEB RAS. 1995(1):80-87.

11. The program for cleaning the Golden Horn Bay in Vladivostok. Russian Newspaper. December 21, 2018. URL: https://rg.ru/2018/12/21/reg-dfo/vo-vladivostoke-poiavilas-programma-ochistki-buhty-zolotoj-rog.html - 23.07.2020.

12. Smelovskaya A.M., Kazantsev P.A. Principles of restoration of the ecosystem of the mouth of a city river Architecture and Design: History, Theory, Innovation. Proceedings of the Third International Scientific Conference, 17-19 April, 2018, Vladivostok, Russia. Vol. 3. School of Engineering FEFU Vladivostok, Far Eastern Federal University, 2018, p. 311-316.

13. Thronson J. Sailing to Japan, Kamchatka, to the shores of Siberia, Tartary and China aboard Her Royal Majesty's ship Barracuda. Vladivostok, Rubezh, 2019, 416 p.

14. Urusov V.M., Varchenko L.I., Vrishch D.L. Vladivostok - the south of Primorye: secular and modern dynamics of vegetation. Vladivostok, Dalnauka, 2010, 420 p.

15. Chernyaev A.P., Nigmatulina L.V. Monitoring the quality of coastal waters in the Peter the Great Bay (Sea of Japan). Izvestiya TINR0.2013;173:230-238.

16. Brooklyn coastal park: BIG-Bjarke Ingels Group, Two Trees Management.

URL: https://www.fastcompany.com/90440874/this-new-brooklyn-park-is-designed-to-thrive-as-sea-levels-rise - 23.07.2020.

17. City Master Plan for Vladivostok - Strategic Development Area Nearby Vladivostok Railway Station: Nikken Sekkei LTD, Tokyo, 2018. URL: https://www.nikken.co.jp/ja/projects/ - 23.07.2020.

18. Copenhagen's waterfront 'parkipelago' project: Marshall Blecher & Fokstrot. URL: https://www. cladglobal.com/architecture_design_news?codeid=345573 - 23.07.2020.

19. Vancouver convention centre. West LMN Architects+DA/MCM. URL: https://lmnarchitects.-com-/ practice/architecture - 23.07.2020.

20. Wharton W.J. Eastern Bosphorus Street with Vladivostok Harbor map. L., Admiralty, Malby & Sons, 1912. URL: http://www.etomesto.ru/map-vladivostok_1912/ - 20.03.2020.

21. Waterfront Seattle Program. City of Seattle. URL: https://waterfrontseattle.org - 23.07.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.