Научная статья на тему 'Особенности формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы Владивостока. '

Особенности формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы Владивостока. Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY-NC
520
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Урбанистика
ВАК
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА / РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ / ВОДОСБЕРЕГАЮЩИЙ ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН / ГОРОД-ГУБКА / ЛАНДШАФТНЫЙ УРБАНИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРБАНИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВОДНАЯ СИСТЕМА / ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Казанцев Павел Анатольевич, Марус Яна Викторовна, Смеловская Анастасия Михайловна

В статье исследуются особенности формирования устойчивой городской среды в условиях сложного рельефа и муссонного климата, характерного для г. Владивостока, на основе восстановления естественного гидрологического цикла. Дается краткий обзор современного состояния исследований по проблеме восстановления и сохранения естественного гидрологического цикла в городской среде. Анализируется влияние ландшафтно-климатических факторов на формирование гидрологического цикла на территории Владивостока. Оцениваются исходное состояние и антропогенная трансформация природного каркаса и водосборной ткани ландшафта в ходе градостроительного освоения юга п-ва Муравьева-Амурского. Метод исследования включает: систематизацию теоретических знаний и проектных практик в области формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы; анализ взаимодействия планировочной структуры города с ландшафтом и водной системой территории по картографическим данным разных лет; натурное обследование и экспериментальное проектирование для района реки Объяснения, г. Владивосток. В результате исследования для исходного природного ландшафта Владивостока впервые выделены три типа участков водосборной ткани по сезонному изменению их вклада в водность речной системы. Разработаны карты-схемы водной и ландшафтной подсистем природного каркаса Владивостока. Их соотнесение с транспортным каркасом и промышленными зонами позволило выделить проблемные территории и резервы реновации водной системы. В заключении сформулированы основные направления восстановления естественного гидрологического цикла на городской территории, как основы формирования устойчивой городской среды в условиях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Казанцев Павел Анатольевич, Марус Яна Викторовна, Смеловская Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы Владивостока. »

Особенности формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы Владивостока.

Казанцев Павел Анатольевич

кандидат архитектуры

профессор по специальности архитектура зданий и сооружений, профессор кафедры Архитектуры и

градостроительства, Дальневосточный федеральный университет

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

И [email protected] Марус Яна Викторовна

магистр архитектуры, ассистент, кафедра Архитектуры и градостроительства, Дальневосточный

федеральный университет

690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

ЕЗ [email protected]

Смеловская Анастасия Михайловна

ассистент проекта, DNS-девелопмент. Бакалавр архитектуры, магистрант кафедры Архитектуры и градостроительства, Дальневосточный федеральный университет

690039, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Енисейская, 23, оф. корпус 2

И [email protected]

Статья из рубрики "Aрхитектvра и среда"

Аннотация.

В статье исследуются особенности формирования устойчивой городской среды в условиях сложного рельефа и муссонного климата, характерного для г. Владивостока, на основе восстановления естественного гидрологического цикла. Дается краткий обзор современного состояния исследований по проблеме восстановления и сохранения естественного гидрологического цикла в городской среде. Анализируется влияние ландшафтно-климатических факторов на формирование гидрологического цикла на территории Владивостока. Оцениваются исходное состояние и антропогенная трансформация природного каркаса и водосборной ткани ландшафта в ходе градостроительного освоения юга п-ва Муравьева-Амурского. Метод исследования включает: систематизацию теоретических знаний и проектных практик в области формирования устойчивой городской среды в условиях реновации водной системы; анализ взаимодействия планировочной структуры города с ландшафтом и водной системой территории по картографическим данным разных лет; натурное обследование и экспериментальное проектирование для района реки Объяснения, г. Владивосток. В результате исследования для исходного природного ландшафта Владивостока впервые выделены три типа участков водосборной ткани по сезонному изменению их вклада в водность речной системы. Разработаны карты-схемы водной и ландшафтной подсистем природного каркаса Владивостока. Их соотнесение с транспортным каркасом и промышленными зонами позволило выделить проблемные территории и резервы реновации водной системы. В заключении сформулированы основные направления восстановления естественного гидрологического цикла на городской территории, как

А

основы формирования устойчивой городской среды в условиях региона.

Ключевые слова: экологический дизайн, экологическая архитектура, регулирования ливневых осадков, водосберегающий городской дизайн, город-губка, ландшафтный урбанизм, экологический урбанизм, устойчивое развитие, водная система, гидрологический цикл

DOI:

10.7256/2310-8673.2019.1.29014

Дата направления в редакцию:

20-02-2019

Дата рецензирования:

20-02-2019

Дата публикации:

22-02-2019

Введение

Сегодня стремительное развитие Владивостока идет за счет застройки немногих сохранившихся зеленых массивов в центре и на периферии, освоения водоразделов сопок, побережья и островов. Город неизбежно отторгает у природы все новые и новые территории. Но насколько можно судить по открытой информации, большинство урбанистов практически не затрагивают в своих градостроительных проектах проблем сохранения и восстановления исходной экосистемы в границах основного пятна застройки Владивостока и прилегающих к нему территорий. Уплотнение застройки и освоение экологического «буфера» растущего мегаполиса принятыми в регионе градостроительными методами может привести к полной деградации уникальной экосистемы южного Приморья.

В истории развития градостроительной культуры известно достаточно много примеров, когда развитие города приводило к нарушению и уничтожению исходной экосистемы, обеспечивающей устойчивость и комфортность среды обитания горожан, и - как следствие - к деградации самих городов. Современные технологии не сравнимы с достижениями древних, и деградация биоразнообразия природных систем в границах города на каком-то этапе может быть компенсирована инженерно-строительными и техническими средствами формирования комфортной среды, или привлечением ресурсов с окружающих территорий.

Но ресурсы и обитаемая поверхность Земли не безграничны. Например, в Бельгии сегодня города занимают 28% её территории, при этом «экологический след» города (территория, обеспечивающая его существование) по площади в 200 - 300 раз больше застроенного пятна. И потребность в такой территории, в той же Бельгии уже составляет 173%, страна не может обеспечить существование своих городов. Несмотря на огромные размеры России, пригодная для жизни территория нашей страны также не безгранична,

и составляет всего около 20%. Остальные 55% территории занимает вечная мерзлота, в т.ч. в горных районах, 22 % - болота или заболоченная местность, 3% занимают реки,

озера, и другие непригодные для расселения территории

Единственно возможный выход в этих условиях - это воспроизводство ресурсов, в том числе чистой воды и воздуха, а также энергии, продуктов питания - в границах самих растущих городов. Современные города обречены на формирование пространств, воссоздающих естественные процессы регенерации элементов природных систем. Согласно принципам экологического урбанизма, комфортная для жителей городская среда формируется прежде всего через сохранения и восстановления исходного

природного контекста, и включения природных систем в городскую среду ИЗ!. Именно такой подход обеспечивает устойчивость антропогенной среды к погодным и климатическим изменениям, обеспечивает горожан ресурсами чистой воды и воздуха, способствует формированию благоприятного температурного и влажностного микроклимата застройки.

Восстановление естественного гидрологического цикла в городской среде как основа формирования устойчивой модели городского развития.

Основой формирования устойчивой модели развития городской среды, с интегрированными в пространство города природными системами, является восстановление гидрологического цикла, близкого к природному, на урбанизированной территории. В естественных условиях почти половина влаги атмосферных осадков впитывается в грунт и в дальнейшем является источником, поддерживающим естественные водотоки вне зависимости от смены погодных условий, 40% влаги постепенно испаряется деревьями и травой, формируя комфортный влажностной режим территории, и только около 10% приходится на поверхностный сток. В традиционной высокоплотной городской застройке на инфильтрацию приходится порядка 15-35%, 3055% на поверхностный сток, и около 30% - на испарение. Поверхностный сток в современной нам городской среде возрастает до 5 раз, а инфильтрация снижается почти в три раза. Антропогенное изменение естественного гидрологического цикла является первопричиной деградации природных экосистем в черте города, снижает устойчивость городской среды к климатическим и погодным изменениям (чередование подтопления значительной части городских территорий и полного иссушения сохранившихся городских речных систем), формирует дискомфортный для зеленых систем и человека микроклимат городских пространств.

Рис. 1. Пример изменения естественного температурно-влажностного и гидрологического режима в застройке п-ва Шкота, р-он сквера Анны Щетининой, Владивосток (по оценке П.А.Казанцева)

Проблема восстановления естественного характера гидрологического цикла на городской территории рассматривается сегодня в рамках десятка адаптированных под региональные условия концепций, при этом различия между ними не носят кардинального характера, а одной из основных целей в умеренном климате считается

обеспечение естественного регулирования ливневых осадков (Stormwater design) t16!. Наиболее широко известны: - Ответственный к водным ресурсам городской дизайн (Water sensitive urban design, WSUD)^12^, - Городское проектирование и развития с низким уровнем воздействия (Low impact urban design and development, LIUDD)^11^; -

Концепция города-губки (Sponge city) I-15!. Перечисленные концепции уже нашли свое применение в крупных градостроительных проектах, разработанных компаниями: - De Urbanistеn, таких как экологическая реновация на основе восстановления водных систем городов Амстердама, Роттердама, Гента, Мехико, 1АШ; - Turenscape Landscape Architecture, таких как реновация прибрежных речных и морских территорий в городах

Миннеаполис, Цзиньхуа, Циньхуандао, Чунцин,117!). Городским Советом Веллингтона принято руководство по обязательному водосберегающему дизайну городской среды

iiSl, программа экологической реновации морского побережья принята Городским

Советом Сиэтла ^^^

Обзор названных теоретических работ и проектных предложений показывает, что основными направлениями восстановления и сохранения естественного гидрологического цикла в городской среде сегодня считают: - приведение планировочной структура города в соответствие с естественными ландшафтными особенностями его территории, формирование экологического каркаса города, создание эколого-защитных ландшафтов на его территории; - восстановление естественного характера сохранившейся речной системы и естественного характера морской, озерной береговой черты на значительной ее части (25% и более от общей протяженности); -

увеличение процента проницаемых покрытий и озеленения в плотной городской застройке (доля непроницаемых покрытий в застройке может сокращаться до 15%); -воссоздание естественного водоотведения за счет трансформации улично-дорожной и пешеходной сети (устройство направляющих, водопонижающих и адсорбирующих ландшафтов в пространстве улиц и пешеходных зон); - архитектурную трансформацию объемно-планировочных характеристик зданий и их групп, ландшафтную трансформацию - придомовых территорий, с целью создания близких к естественным характеристик гидрологического цикла. В отечественной практике водосберегающий дизайн городской среды частично используется при формировании водно-зеленых систем. Применительно к условиям региона юга Приморья, данная проблема в ее архитектурно-градостроительном аспекте до настоящего времени практически не изучалась.

Влияние ландшафтно-климатических факторов на формирование гидрологического цикла на территории Владивостока. Природный каркас и водосборная ткань.

Гидрологический цикл в первую очередь зависит от климатических и орографических параметров территории. Характер сложившегося на территории Владивостока гидрологического цикла и особенности восстановление его естественного характера определяются муссонным климатом и мелкосопочным рельефом, формы которого в значительной степени изменены в результате инженерно-строительной деятельности. Крутые, изрезанные склоны безлесых сопок высотой до 150-200 м; улицы, проложенные по более пологим тальвегам; площади общественного и транспортного назначения, промышленные зоны, расположенные в низинах городской территории формируют благоприятные условия для быстрых водотоков, смыва почвенного покрова, образования селей и быстрого подтопления низин, даже при кратковременных дождях. Речная сеть города, подвергшаяся значительному антропогенному изменению при формировании промышленных зон, также не способна принять дождевые паводки при выходе на город тропических циклонов, или обеспечить устойчивое обводнение городской территории в сухой сезон

Рис. 2. Последствия антропогенного воздействие на речную систему Владивостока (оценка А.М.Смеловской)

Преобладание поверхностного стока, наряду с прямым антропогенным воздействием, является одной из основных причин деградации городского озеленения, в обычных для муссонного климата условиях чередования дождливых и засушливых сезонов (сухая

весна после малоснежной зимы, и затяжные дожди тропического происхождения во вторую половину лета). В естественных условиях недостаток весенней влаги компенсировал конденсат туманов, характерных для 1 стадии развития летнего муссона. В ныне утраченных лесных массивах на наветренных склонах и водоразделах городских сопок в туманные дни, под кронами деревьев можно было наблюдать настоящий дождь. Собранной листвой и хвоей влаги весенних туманов было вполне достаточно для увлажнения сухой почвы, и поддержания водности речной системы на территории п-ва

Муравьева-Амурского до наступления сезона дождей Вторую половину лета те же поросшие лесом склоны предохраняли город от тропических наводнений, а ветренной зимой служили естественными накопителями снежного покрова, особенно на затененных участках рельефа.

Характерные особенности ландшафта Владивостока определяются вытянутой почти в меридиональном направлении мелкосопочной грядой Богатая грива, разрезанной в широтном направлении глубокими речными долинами, и окруженной с трех сторон акваторией залива Петра Великого. Природный каркас города в границах основного пятна застройки сформирован протяженными водоразделами и речными долинами широтного направления, тальвегами водосборных бассейнов и отрогами сопок преимущественно меридионального направления (с утраченными ручьями - притоками городских рек или непосредственно впадавших в городские бухты), и сильно изрезанной береговой чертой.

Рис. 3. Изменение структуры озеленения г. Владивостока с 1965 по 2013 г. (рис. Я.В. Марус)

Протяженные водоразделы широтного направления и их отроги, вытянутые вдоль меридиана, формируют первую - ландшафтную подсистему природного каркаса города. До недавнего времени - примерно до начала 60-х годов - ландшафтная подсистема была свободна от застройки, и в значительной части сохраняла лесной покров. Что позволяло ей выполнять свои функции по поддержанию водности городских рек. С началом строительства большого Владивостока и до настоящего времени водоразделы, особенно в центральной части города были застроены, а площадь зеленых насаждений в значительной степени сократилась

Водная подсистема природного каркаса представлена руслами рек широтного направления, сохранившимися и утраченными притоками и ручьями, вытянутыми вдоль меридиана, и морской береговой чертой. Утраченные водотоки - городские ручьи и

притоки рек, замещенные улично-дорожной сетью, фактически продолжают выполнять функцию водотоков при дождях, и поэтому должны рассматриваться как часть водного каркаса города при восстановлении естественного гидрологического цикла на его территории

Рис.4. Природная структура ландшафта Владивостока (рис. Я.В. Марус); природный каркас и водосборная ткань города (рис. А.М . Смеловской).

Русла сохранившихся городских рек, и морское побережье города также подверглись значительной трансформации. Например, в результате размещения в речных долинах основных промышленно-транспортных зон, доля забетонированных территорий от общей площади водоохранной зоны основных речек сегодня составляет: Объяснения - 68%,

Первой - 38% и Второй - 50% [6]. Практически вся береговая линия городских бухт занята бетонными и железобетонными причальными сооружениями и прилегающими к ним асфальтобетонными площадками, а в первой в городе попытке реновации прибрежной промышленной территории 172 завода под общественные пространства доля озеленения и проницаемость поверхности не увеличились (реализованная Набережная Цесаревича).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧНЫХ СИСТЕМ ГОРОДА УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ ПРОМЫШЛЁНИО-ТРАНСПОРТНЫЕ ЗОНЫ

Рис. 5. Речная система и ее взаимодействие с улично-дорожной сетью и промышленно-транспортными зонами города (рис. А.М. Смеловской)

Основная часть городской территории, определяемая в данном исследовании как водосборная ткань , была дифференцирована по признаку сезонного влияния ветра и солнечной радиации на режим осадков и увлажнения поверхностей со сложным рельефом. При выборе данного фактора ведущим учитывались результаты исследования микроклимата Владивостока Лабораторией строительной климатологии института ДВ

ПромстройНИИПроект 1962-65 г.^8!. Сезонное влияние ветра и солнечной радиации на гидрологический режим территорий со сложным рельефом также должно быть учтено в процессе последующей реновации, при выборе пространственных характеристик городской застройки, восстанавливающих ее естественный гидрологический режим.

Водосборная ткань городской территории в ее естественном состоянии до середины XIX в. была представлена участками трех типов:

1) поросшими лесом склонами, открытыми юго-восточным влажным муссонным ветрам, а также склонами с отметкой более 150 м (территории города, активно собиравшие и накапливавшие влагу туманов в весенний период в мае-июне, и влагу косых дождей на протяжении всего теплого сезона);

2) склонами северной ориентации и затененными участками рельефа, закрытыми от интенсивной зимней инсоляции (территории города, сохранявшие снежный покров до наступления положительных температур, и влиявшие на поддержание водности рек в марте-апреле, до наступления периода туманов);

3) участками рельефа, нейтральными по отношению к воздействию векторных климатических факторов на режим осадков и увлажнение поверхности земли (рис.6).

Картографирование территории проведено на основе результатов моделирования ветрового и инсоляционного режима Владивостока

Рис. 6. Оценка водосборной ткани на территории Владивостока до начала ее градостроительного освоения, и ее современное состояние (рис. А.М. Смеловской)

Оценка результатов антропогенного воздействия на водосборную ткань города

За период антропогенного освоения водосборная ткань была кардинально изменена. При оценке ее современного состояния учитывались в первую очередь следующее: (1). соотношение проницаемости поверхностей территории для разных типов городских ландшафтов - ведущий фактор, определяющий изменение естественного гидрологического цикла (на основе предложенной National Research Council, США,

классификации [14]), и (2) соотношения высотности застройки и существующих в ее границах зеленых массивов - дополнительный фактор, влияющий на характер выпадения осадков и увлажнение поверхности в муссонном климате.

Высокоплотная квартальная застройка центра города отличается малой удельной площадью пористых поверхностей, минимальным озеленением, но при этом ее средняя высотность в 4-7 этажей в незначительной степени влияет на ветровой режим и характер выпадения гидрометеоров. При этом большая часть высокоплотной застройки центра затенена. Основной массив строчной застройки в 4-6 этажей 1960-х начала 1970-х годов к настоящему времени практически полностью укрыт древесными насаждениями, а существующие зеленые массивы с газонами обеспечивают значительный удельный вес пористых покрытий. Пространственные характеристики данного типа застройки, совпадая с природными пространственными характеристиками озеленения, практически не влияют на изменение ветрового режима территории, сохраняя близкий к естественному характер выпадения летних и зимних осадков. Инсоляционный режим такой застройки также приближен к естественному, характерному для лиственных лесных массивов в теплый сезон. Выход ленточной жилой застройки 1980-1990-х годов и современной нам точечной жилой и офисной застройки за природные пространственные характеристики зеленых насаждений существенно изменил исходный, близкий к естественному ветровой и инсоляционный режим, и исключил возможность его восстановления при помощи формирования зеленых массивов. Удельный вес пористых покрытий в такой застройке меньше, а значительная часть их приходится на искусственные каменистые откосы, лишенные древесных насаждений и газонов. Для промышленно-транспортных зон города характерно практически полное отсутствие пористых поверхностей и озеленения, а их значительная часть приходится на нейтральные по отношению к воздействию векторных климатических факторов территории.

1

I ЗЭж

I ^

1

С

I? ^

I &

^ Т " ^ *д........

I щ

51' »Зи.

Рис. 7. Распределение основных типов городских ландшафтов по признаку проницаемости поверхности и взаимодействия с атмосферными осадками на территории г. Владивостока (рис. А.М. Смеловской)

Таким образом, водосборная ткань городской территории сегодня представлена следующими типами участков: - близкими по своему гидрологическому циклу к естественным ландшафтам: это прежде всего озелененные территории и парковые зоны; - малоэтажной застройкой на крутых участках рельефа в центре города и коттеджной на

его периферии, в структуре такой застройки непроницаемые поверхности занимают 1020%; - строчной застройкой 1960-х годов, в структуре которой непроницаемые поверхности занимают 35-50%; - городскими ландшафтами с долей непроницаемых поверхностей 75-100%, с незначительным влиянием на выпадение осадков (промышленно-транспортные и складские зоны, квартальная застройка, общественные пространства и благоустроенные набережные центральной части города); - городскими ландшафтами с долей непроницаемых поверхностей 75-100%, оказывающими значительное влияние на выпадение осадков в силу высотности и конфигурации застройки (многоэтажная высотная точечных зданий, многоэтажная и линейная жилых комплексов и микрорайонов).

Для каждого типа участков необходима разработка специфических приемов восстановления естественного гидрологического цикла, с учетом ландшафтных и климатических условий региона.

Основные направления формирования устойчивой городской среды в условиях восстановления водной системы Владивостока

Сравнение природного каркаса и водосборной ткани южной части п-ва Муравьева-Амурского доурбанистического периода с современной нам планировочной структурой и застройкой Владивостока, показывает полное игнорирование ландшафтно-климатических особенностей территории в части поддержания ее естественного гидрологического цикла и обеспечения устойчивого развития города. На первых этапах формирования города в конце XIX и первой половине XX вв. такая ситуация в большей степени была связана с историческими особенностями развития Владивостока, в первую очередь при размещении фортификационных сооружений на водоразделах и промышленно-транспортных зон в долинах рек и по береговой черте. При этом, как видно из

материалов, недавно опубликованных В.В. Аникеевым Ш, в первых генеральных планах города советского периода (разработки 1939 и 1954 гг.) выявлялась и сохранялась ландшафтная подсистема природного каркаса (водораздел и отроги сопок Орлиное гнездо и сопки Буссе; водоразделы п-ва Черкавского и сопки Холодильник), а в районе речек Объяснения, Богатой, и, отчасти, Второй речки - сохранялась и его водная подсистема. Тогда как в более поздних генеральных планах, разработанных начиная с 80-х годов, речь идет только о дальнейшем формировании сплошной застройки различного функционального назначения в рамках основного градостроительного пятна, в том числе и за счет уничтожения еще сохранившихся «вторичных» зеленых массивов.

Действующие градостроительные документы не содержат требований по формированию устойчивой к климатическим и погодным изменениям городской среды, обеспечивающей восстановление природной экосистемы в границах основного пятна застройки, и формирования на этой основе комфортных условий для жителей города (Генеральный

план Владивостокского городского округа, ИТП «ГРАД», 2018^). Например, проведенный сравнительный анализ участков первого типа водосборной ткани показывает, что пока еще сохранившие зеленый покров склоны и вершины сопок, обеспечивающие водность речной системы восточной части городской территории в весенне-летний период, по генеральному плану 2018 г. отводятся под зоны жилой и общественно-деловой застройки. Это планируемые к застройке жилая и общественно-жилая зона района Зеленый Угол, жилая зона в районе бухты Улисс, общественно-деловая зона на побережье бухты Аякс. Негативные последствия такого подхода очевидны не только в ухудшении микроклимата центральной части города (лесные массивы с востока пока еще закрывают застройку центра города от сырости морских

ветров), но в первую очередь в продолжающейся деградации его водной системы. Так, вырубленный в 2009-2010 г. под застройку жилого комплекса «Восточный бриз» лесной массив в районе бухты Патрокл (жилая и общественно-жилая зоны по генеральному плану), ранее обеспечивал естественный водосбор охраняемого памятника природы -реликтового озера Торфянка, возраст которого оценивается в 5 - 5,5 тысяч лет. И, хотя водоохранная зона озера в проекте и при проведении строительных работ не нарушена, озеро гибнет, и его сохранение в естественном состоянии теперь вряд ли возможно.

Таким образом, формируя устойчивую городскую среду, необходимо рассматривать территорию города как единую систему, где характеристики водосборной ткани обеспечивают необходимую водность речной системы города, применяя приемы реновации и восстановления естественной пористости поверхности не только в границах водоохранных зон, а на всей территории города. Опираясь на разработанную в данном исследовании модель природный каркас - водосборная ткань , следует предложить следующие направления трансформации планировочной структуры города, соответствующие его ландшафтно-климатическими особенностями.

В части сохранения и восстановления природного каркаса, его ландшафтной подсистемы в первую очередь предложить сохранение существующих и восстановление утраченных лесных массивов на незастроенных участках основных широтных водоразделов городских сопок и их отрогах. Так, планируемая к точечной застройке южная бровка ул. Всеволода Сибирцева пока еще сохранила зеленый массив, и будет целесообразно перевести эту территорию в зону рекреационного назначения. Примером работы по сохранению зеленого массива на водоразделе в современной истории Владивостока может служить конкурс на проектирование Нагорного парка в р-не улицы Шилкинской

Рис. 8. Пример восстановления водной подсистемы природного каркаса в плотной городской застройке. Проект реновации прибрежной территории речки Объяснения (автор Я.В.Марус)

Для восстановления водной подсистемы предложить экологическую реновацию промышленных зон вдоль русел речек широтного направления, с изменением функционального назначения территории (перевод из категории промышленной зоны в рекреационную или общественно-деловую) и восстановлением естественного характера русла и прилегающей водоохранной зоны на большей части территории. Примером восстановления речной экосистемы на территории Владивостока может являться проект экологической реновации промышленной территории вдоль русла речки Объяснения рис.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8., Притоки и ручьи меридионального направления на территории города не сохранились, и замещены улично-дорожной сетью с системой ливневых коллекторов. Учитывая мировой опыт, необходимо восстановление естественного характера меридиональных водотоков путем ввода в пространство улиц и пешеходных зон направляющих, водопонижающих и адсорбирующих ландшафтов. Кроме того, в узлах улично-дорожной и пешеходной сети, расположенных в подтапливаемых низинах, сформировать сезонные подтапливаемые площади - накопители, используемые в сухой сезон для общественно-рекреационных целей.

Возвращая городу территорию морской береговой линии с размещением общественно-деловых и рекреационных функций, необходимо обеспечить восстановление естественного характера побережья на протяженности не менее 25% от существующей

береговой линии, а в устьях городских речек - восстановление естественных водно-болотных угодий, или водных систем искусственного характера, замещающих роль естественных водно-болотных систем на основе использования технологии фотобиореакторов (устройств различного типа для выращивания микроводорослей). Примером такого решения может являться проект «Центра восстановления водной среды» (Рис. 9.).

Рис.9. Реновация промышленной зоны в устье реки Объяснения, Владивосток, с разработкой «Центра восстановления водной среды» (автор проекта А.М. Смеловская)

Для восстановления водосборной ткани городской территории, следует предложить:

Для участков первого типа , в значительной степени обеспечивающих водность территории в теплый сезон - сохранение существующих зеленых массивов и их восстановление на незастроенной территории (такие территории занимают до 60% от площади участков первого типа); для уже освоенных застройкой территорий -повышение удельной площади пористых поверхностей на придомовых территориях и уличных террасах (использование на проезжей части газонной решетки, устройство зеленых кровель и вертикальных зеленых экранов); в новом строительстве - интеграцию в архитектуру зданий систем сбора, хранения и распределения влаги туманов, ночного конденсата и косых дождей, обеспечивающих сохранение и воспроизводство систем озеленения застройки и придомовых территорий.

Для участков второго типа , сохраняющих снежный покров и обеспечивающих водность речной системы города в марте-апреле, до наступления сезона туманов, в сложившейся застройке следует формировать ландшафты - накопители снежного покрова, например, террасируя и озеленяя откосы северной ориентации в ленточной застройке. Часто с северной, наветренной стороны ленточных зданий формируются территории с резким ветровым дискомфортом, лишенные инсоляции зимой - такие территории также следует отводить для формирования снегозадерживающих ветрозащитных ландшафтов -ветрозащитных полос из 3-5 рядов разновозрастных лиственных деревьев. В условиях нового строительства помимо формирования ландшафтов - накопителей снежного

покрова, предлагается регулировать отложения снега перераспределением ветровых потоков на уровне объемно-планировочного решения отдельных зданий и их групп, с целью задержания максимально возможного количества снега по направлению движения ветра, на северных склонах, в редкие для юга Приморья дни с метелями.

Для участков третьего типа - нейтральных, с наименьшей региональной спецификой -использование приемов, уже разработанных и применяемых в современной градостроительной практике.

Библиография

1. Аникеев В.В. Магистрали и мосты Владивостока. Идеи и решения: монография. Владивосток: Дальнаука, 2018. 188 с.

2. Голосуй за город! // NewsVl, Владивосток, 2018. URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/02/05/167381/ (дата обращения 28.01.2019)

3. Казанцев П.А. Марус Я.В. Ван-Хо-Бин Е.А. Оценка ветрового и инсоляционного режима города Владивостока в архитектурно-градостроительных целях // Материалы XII международного экологического форума «Природа без границ». Владивосток, ДВФУ, 2018. С. 122-127

4. Генеральный план Владивостокского городского округа. Карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа // Официальный сайт администрации города, Владивосток, 2018. URL:

http://www.vlc.ru/life_city/architecture_and_construction/rules/ (дата обращения 28.01.2019)

5. Марус Я.В., Казанцев П.А. Регенеративное проектирование как основа восстановления городских экосистем Владивостока (на примере реки Объяснения) // Вестник Инженерной школы Дальневост. федеральн. ун-та. 2018. № 1(34). С. 91102. URL: https://www.dvfu.ru/vestnikis/archive-editions/1-34/11/ (дата обращения: 28.01.2019).

6. Пекарский М.В. Мурашева К.А. Нарушения экологического состояния водотоков полуострова Муравьева-Амурского и поиск решения проблем // Материалы XIV Международной дальневосточной молодежной экологической конференции «MAN AND BIOSPHERE». Владивосток, ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, 2017. С. 50-52

7. Тетиор А.Н. Тенденции урбанизации Земли // Евразийский союз ученых, № 9-5 (18). М., «Международный образовательный центр», 2015. С. 11-15

8. Указания по учету климата и микроклимата Владивостока в строительстве. Владивосток: Дальневост. Промстрои~НИИПроект Госстроя СССР. Примор. упр. гидрометеорол.службы ГУГМС при Совете Министров СССР, 1966. 60 с.

9. Урусов В.М., Варченко Л.И. Растительность района Владивостока. Владивосток: Дальнаука, 2012. 152 с.

10. De Urbanisten (urban research, design and landscape), Rotterdam, The Netherlands [Электронный ресурс]. URL: http://www.urbanisten.nl (дата обращения: 28.01.2019).

11. Ignatieva, M., Stewart, G., & Meurk, C. Low Impact Urban Design and Development (LIUDD) [Электронный ресурс] / Lincoln University, Landscape Architecture Group, 2008. URL: https://researcharchive.lincoln.ac.nz/handle/10182/617 61-73 (дата обращения: 28.01.2019).

12. Introduction to Water sensitive urban design. URL: https://www.melbournewater.com.au/planning-and-building/stormwater-management/introduction-wsud (дата обращения 25.12.2018)

13. Mohsen Mostafavi, Gareth Doherty, Harvard University Graduate School of Design. Ecological Urbanism. Lars Muller Publishers, 2016. 656 p.

14. National Research Council. Urban Stormwater Management in the United States. Washington, DC: The National Academies Press, 2009. 428 p.

15. Sponge Cities: Emerging Approaches, Challenges and Opportunities: Hris Zevenbergen, Dafang Fu (Eds.). Open access books and series, 2018.-462 p.

16. Tim D. Fletcher. William Shusterb, William F. Huntc. SUDS, LID, BMPS, WSUD and more - the evolution and application of terminology surrounding urban drainage// Urban Water Journal, Vol. 12, No. 7, 2015. P. 525-542

17. Turenscape Landscape Design, Beijing, China. URL: http://www.turenscape.com-28.01.2019.

18. Water sensitive urban design a guide for WSUD stormwater management in Wellington, City of Wellington [Электронный ресурс]. URL:

https ://wellington.govt.nz/~/media/services/environment-and-waste/environment/files/wsud-guide.pdf (дата обращения 28.01.2019).

19. Waterfront Seattle Program, City of Seattle. URL: https://waterfrontseattle.org-28.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.