Научная статья на тему 'BEPS и экономическое неравенство: риски и возможности'

BEPS и экономическое неравенство: риски и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ОЭСР / BEPS / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пушкарева Наталья Александровна

Манипулируя положениями налогового законодательства различных государств, международные корпорации всё ещё способны уклоняться от уплаты достаточного количества налогов. Организация экономического сотрудничества и развития борется в вредоносными налоговыми практиками корпораций на протяжении нескольких лет, однако, кажется, не всегда предлагает решения, учитывая интересы развивающихся государств, активно используемых в налоговых махинациях. Статья освещает предложение Секретариата по «единому подходу» к налогообложению международных корпораций последнюю инициативу ОЭСР , ее потенциальные негативные последствия для развивающихся стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пушкарева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEPS and economic inequality: risks and possibilities

By manipulating the provisions of the tax legislation of various states, international corporations are still able to evade payment of the sufficient amount of taxes. The Organization for Economic Cooperation and Development has been fighting against harmful corporate tax practices for several years, however, it seems that it does not always offer solutions, taking into account the interests of developing countries that are actively used in tax fraud. The article describes the Secretariat’s proposal with regard to the “unified approach” to taxation of international corporations the latest OECD initiative, its potential negative consequences for developing countries.

Текст научной работы на тему «BEPS и экономическое неравенство: риски и возможности»

© 2019 г. Н.А. Пушкарева

BEPS И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО:

РИСКИ и возможности

DOI: 10.24411/2226-6720-2019-10032

Пушкарева Наталья Александровна - магистр права и финансов, Оксфордский университет George Mason University Mercatus Center, Frederic Bastiat Fellow

(E-mail: npushkaryova@gmail.com)

В 2018 году 60 из 500 крупнейших корпораций США не платили федеральные налоги вообще. Не потому, что понесли финансовые убытки, - их совокупный доход, полученный в США в 2018 году, составил около 80 миллиардов долларов, - а просто потому, что действующее законодательство позволяет им фактически избегать налогообложения, формально не нарушая ни одного закона. Эта ситуация вызывает беспокойство на нескольких уровнях:

• Государственные услуги, такие как образование, система здравоохранения, пенсионные выплаты и т. д., которые традиционно финансируются за счет налоговых поступлений, получают меньше средств и нуждаются в сокращении, что отрицательно сказывается на качестве жизни граждан, особенно наименее защищенных, как правило, получающих наибольшую выгоду от таких услуг.

• Зачастую для «оптимизации» налогов используются положения национального законодательства о банковской и / или профессиональной тайне, в результате чего значительные суммы выводятся из легальной правовой финансовой системы, а их отслеживание становится невозможным. Гипотетически существует риск использования таких сумм для финансирования незаконной, в том числе преступной деятельности.

• Наконец, уклонение от уплаты налогов международными корпорациями усиливает глобальное экономическое неравенство. Доходы, с которых налог не взимался на корпоративном уровне, в большинстве случаев выводятся на банковские счета корпоративного менеджмента, уже относящихся к 1% самого богатого населения планеты.

Исследования показывают, что финансовые потери Африки из-за уклонения от уплаты налогов превышают официальную помощь, полученную континентом, а также размер прямых инвестиций в Африканские страны1. На этом уровне уклонение от уплаты налогов становится проблемой не только недополучения казной доходов, но и препятствием для устойчивого развития всего региона. Согласно данным Международного валютного фонда развивающиеся страны страдают от уклонения от налогов больше всего, практически не имея альтернативных источников пополнения системы государственных финансов2.

1 https://africabusinesscommunities.com/news/africa-should-prioritize-war-on-tax-evasion-and-money-laundering-

2 https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2019/09/tackling-global-tax-havens-shaxon.htm.

Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) возглавляет борьбу с уклонением от уплаты налогов на международном уровне много лет. После длительной работы с проблемой в контексте вредоносных налоговых практик, в 2013 году ОЭСР запустила проект BEPS3, направленный на целенаправленную борьбу с уклонением от уплаты налогов международными корпорациями.

Исторически являясь объединением наиболее развитых экономик мира, ОЭСР имеет объяснимую предвзятость в представлении их интересов, в некоторых случаях уделяя меньше внимания финансовым интересам развивающихся стран. В последнее время под давлением общественности, а также неправительственных организаций, борющихся за более справедливую систему международного налогообложения4, ОЭСР начала уделять больше внимания влиянию своих инициатив на развивающиеся государства. Тем не менее, эффект предложений ОЭСР на развивающиеся страны и обострение глобального экономического неравенства остаётся не вполне ясным. В дальнейшем тексте статьи рассматриваются потенциальные последствия для развивающихся экономик последней инициативы ОЭСР, предложения секретариата организации по «единому подходу» к налогообложению международных корпораций5.

1. Кого мы облагаем налогом

Прежде всего, предложенный ОЭСР «единый подход» по-прежнему в основном касается «цифровых» транснациональных корпораций, зарегистрированных в США. На конференции Международной налоговой ассоциации, состоявшейся в сентябре этого года, было предложено ввести порог для использования «единого подхода» в размере 750 млн. Евро, что является недостижимым показателем для компаний, базирующихся в развивающихся странах. Такой порог означает, что новые положения будут применяться только к крупнейшим корпорациям в мире, то есть к западным компаниям, работающим в развитых странах и использующим развивающиеся страны для уклонения от налогов. В основном это «цифровые» компании, взаимодействующие с клиентами онлайн. В то же время африканские экономики часто основаны на горнодобывающем бизнесе, который не охватывается предложением ОЭСР, но предоставляет многочисленные возможности для уклонения от уплаты налогов.

При таком сценарии проект отвечает скорее интересам развитых стран, и его конечным результатом станет перераспределение корпоративных доходов из развивающихся стран в наиболее развитые.

2. Как мы облагаем налогом

В своем новом проекте ОЭСР впервые за многие десятилетия отошла от принципа вытянутой руки, который не всегда подходит для современной экономики, и предложила новый механизм распределения налоговых поступлений между юрисдикциями, основанный на «участии в рынке». Согласно предложению ОЭСР, «нераспределенная» прибыль международных групп компаний должна распределяться следующим образом:

Часть A. Часть прибыли, которая остается нераспределенной после вознаграждения за «рутинные» функции и определяется в соответствии с принципом «участия в рынке» на основе продаж. Конкретная формула для проведения необходимых расчетов все еще является предметом обсуждения (с учетом мнения развивающихся стран), однако очевидно, что в силу объективных причин (размер экономики и покупательская способность) показатели продаж в таких государствах всегда будут существенно ниже, чем продажи в развитых

3 Base Erosion and Profit Shifting.

4 Tax Justice Network, OxFam, Oxford University Centre for Business Taxation и другие.

5 http://www.oecd.org/tax/beps/public-consultation-document-secretariat-proposal-unified-approach-pillar-one.pdf.

государствах. Представляется целесообразным введение коэффициента, корректирующего требование по объёму продаж с учётом экономических показателей отдельной страны, а также уделение большего внимания налогообложению труда, зачастую располагающегося в развивающихся юрисдикциях.

Часть В. Вознаграждение функций дистрибьюции и маркетинга, выполняемых в юрисдикции рынка. Предложение предполагает возможность расчета такого вознаграждения в упрощенном порядке. Формуле, которая будет предложена ОЭСР для расчёта такого вознаграждения, следует уделить особое внимание, так как обычной практикой является занижение группами компаний вознаграждения подразделениям, отвечающим за маркетинг и дистрибьюцию, с целью манипулирования налоговой базой.

Часть С. Последнее положение предложения ОЭСР касается обеспечения эффективной системы разрешения налоговых споров, которую могут использовать юрисдикции, если они считают распределение налоговых поступлений несправедливым. Предполагается, что если страна считает, что она недополучила налоги от международной группы компаний, она может обосновать свою позицию в суде, в частности, используя традиционный принцип «вытянутой руки», и получить справедливое решение, которое будет обязательным для сторон спора. Если сама идея возражений не вызывает, то механизмы её реализации оставляют некоторые вопросы без ответа. Качество государственных институтов, в том числе судебной системы, существенно различается между развитыми и развивающимися государствами. Реформы подобных институтов требуют существенных ресурсов, которые у многих государств отсутствуют, таким образом фактически многие споры будут рассматриваться судебными инстанциями развитых западных государств, объективность которых в таком случае должна контролироваться международным сообществом.

3. Цена выполнения рекомендаций

Выполнение требований ОЭСР потребует от развивающихся государств существенных вложений, в то время как потенциальная выгода для них не очевидна. Помимо расходов, связанных с обеспечением механизмов разрешения споров, потребуется существенное изменение законодательства, повышение квалификации сотрудников налоговых служб и иные административные расходы. Представляется, что для обеспечения кооперации со стороны развивающихся государств ОЭСР следует сделать выгоду, которую они получат от участия в проекте, более наглядной.

ОЭСР реализует проект ВЕРБ в условиях существенного политического и общественного давления, а это значит, что организация вынуждена принимать решения действительно быстро. Концепция «единого подхода» будет утверждена в начале 2020 года, а к середине лета 2020 планируется сформулировать концепцию окончательно и выпустить соответствующий документ, обязывающий страны - члены ОЭСР. Это будет означать, что возможности повлиять на порядок распределения налоговых доходов между развитыми и развивающимися странами практически исчезнут. Тем не менее, на этот порядок можно повлиять прямо сейчас. Публичная консультация по проекту «единого подхода» открыта до 12 ноября 2019 года6, что является прекрасной возможностью напомнить открытой к диалогу ОЭСР о необходимости учёта специфики и интересов развивающихся экономик, а также о потенциальных рисках усиления мирового экономического неравенства.

6 https://www.oecd.org/tax/beps/oecd-invites-public-input-on-the-secretariat-proposal-for-a-unified-approach-under-pillar-one.htm.

Библиографический список

1. https://africabusinesscommunities.com/news/africa-should-prioritize-war-on-tax-evasion-and-money-laundering-eca/.

2. Предложение Секретариата о «едином подходе» в рамках первого компонента http:// www.oecd.org/tax/beps/public-consultation-document-secretariat-proposal-unified-approach-pillar-one.pdf.

3. https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2019/09/tackling-global-tax-havens-shaxon. htm.

4. https://www.ictd.ac/blog/the-oecds-digital-tax-proposal-untangling-the-impact-of-pillar-one-on-developing-countries/.

5. https://microeconomicinsights.org/tax-evasion-and-inequality-evidence-from-scandinavia/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.