Азыркина А. С. студент
Финансовый университет при Правительстве РФ Факультет Международных экономических отношений
Россия, г. Москва БЕНЗИН - ТОВАР ГРИФФЕНА В РОССИИ
Товар Гиффена - это такой товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). Для большинства товаров действует закон нормального товара: при увеличении цены снижается потребление. Так, например, при повышении цен на мясные продукты население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой. У товара Гиффена всё по другому — при повышении цен на макароны люди начинают покупать больше макарон, но меньше, например, кортофеля или риса. Этот был обнаружен английским экономистом Робертом Гифффеном на примере голода в Ирландии 1845— 1849. В то время кортофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось. Так же, исследование цен на рис и макароны в Китае показало, что они так же являются товарами Гиффена. Все товары Гиффена — малоценные товары, занимающие в потребительской корзине значительное место и для которых нет равнозначного товара-заменителя. Ценных товаров Гиффена практически не бывает. Товарами Гиффена в России специалисты называют соль, чай, табак и другие. Но, на мой взгляд, к товарам Гиффена в России можно отнести и бензин. Такой вывод я сделал, изучив динамику изменения цен и потребления бензина в 2012 году. Начиная с 2010 года, потребление бензина растет на 1 млн. тонн в год, а цена увеличивается больше чем на 8% ежегодно. Исходя из этих цифр, уже можно сделать вывод о том, что бензин можно отнести к товарам Гиффена, так как с увеличением цены, спрос на товар тоже увеличивается. (график 1)
_График 1 Изменение цен на бензин 2012г.
35 34 33 32 31 30
С 29 28 27 26 25 24 23
(5 2013 www.benzin-pr-ice.ru
Изменение цен на бензин за2012г.
т—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—1—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—г
Источник: ИПр: Ьвпип-рпсв. ги/
Но почему раньше бензин не относился к товарам Гиффена?
Это связанно с тем, что в последние годы доходы потребителей стали увеличиваться, а так же стала развиваться система кредитования населения. В результате этого произошло резкое увеличение покупательной способности возросшего количества жителей за счет заемных средств. Количество автотранспорта стала расти с огромной скоростью, отсюда и возросший спрос на бензин. Но в последнее время уровень дохода россиян стабилизировался, а это является обязательным условием для признания того или иного товара товаром Гиффена. Что касается цены бензина, то на неё повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, бензин является продуктом переработки нефти, а цена на нефть постепенно растет. Даже не смотря, на различные политические и экономические попытки отдельных стран снизить общемировые цены на нефть, в любом случае нефть является исчерпаемым ресурсом и на данный момент одним из самых важных источником топлива на Земле, и как следствие этого, цены на неё будут постоянно расти. Во-вторых, в России с 1 января 2012 года произошел переход на топливо не ниже второго класса. В результате эксперты отмечали рост дефицита бензина и, как следствие, розничных цен на него. Это произошло в связи с тем, что производители тогда не успели усовершенствовать свои предприятия. По мнению экспертов, история может повториться и в 2013 году. По словам президента НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олега Ашихмина, дефицит бензина наблюдается уже сейчас, хотя переход на новый класс топлива еще только ожидается. "По данным Минэнерго,
дефицит бензина в России сейчас составляет 600-800 тыс. тонн. Если учесть, что ежегодно потребление бензина растет на 1 млн тонн, в январе следующего года нехватка бензина составит 1,6-1,8 млн тонн. Кроме того, есть опасения, что производители топлива не успеют к январю модернизировать свои предприятия, в результате чего дефицит будет еще больший", — сказал Ашихмин. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что цены на бензин в России растут и из-за дефицита этого товара. А если верить словам Олега Ашихмина, то такая динамика сохранится как минимум и в 2013 году. При этом, нет никаких предпосылок, что потребление бензина к этому времени должно изменить свою тенденцию к повышению, так как на данный момент страна выходит из кризиса, а если даже в период кризиса спрос увеличивался, то во время экономического подъема эта тенденция должна только укрепиться.
По всем объективным параметрам можно сделать вывод, что бензин в России на протяжении последних лет стал товаром Гиффина. Этот товар малоценен. Его доля в потребительской корзине составляет примерно 10% по данным федерального закона "О потребительской корзине". Это достаточно весомая часть, так как около 50% составляют траты на питание, а из оставшейся половины бензин занимает самую крупную часть. У бензина нет равнозначного товара-заменителя. в условиях повышения цен на бензин тот действует как товар Гиффена — потребление бензина повышается, но снижаются затраты на различные меры экономии топлива. Это напрямую связано с высокой степенью автомобилизации в России. В итоге: при прочих равных условиях (стабильный доход) цена на бензин растет и при этом возрастает и спрос на этот товар.(график 2) Следовательно, бензин - товар Гиффена.
График 2 Функция спроса на бензин в РФ 2010-2012гг.
Функция спроса на бензин в России в 2010-2012 гг.
40 35
30 Цена за бензин (АИ 95) 25 20 15 10 5 0 -Р
42,7 43,8 45,1 Количество (млн тонн)
Использованные источники:
1. Александр Аликин. (2012). Дефицит бензина в России ожидается в январе 2013 года. [Электронный ресурс] http://www.dp.ru/a/2012/09/06/Deficit benzina v Rossii/
2. Цены на бензин и карта АЗС России. (2012). Динамика изменения цен на автомобильное топливо в 2012 году. [Электронный ресурс] http://www.benzin-price.ru/
3. Wikipedia. Товар Гиффена. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/
Азыркина А. С. студент
Финансовый университет при Правительстве РФ Факультет Международных экономических отношений
Россия, г. Москва СРЕДНИЙ КЛАСС В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Введение
Понятие «средний класс» достаточно прочно вошло в обиход современной российской науки, однако, не смотря на это современные российские ученые относятся к данному понятию и связанным с ним социальным явлениям достаточно противоречиво и неоднозначно.
Целый ряд ученых, в том числе и Ю.Левада, в принципе отрицают его существование, как такового. Часть из них отрицает средний класс исходя из абстрактности данного понятия, которое подразумевает включение в себя слишком различных групп, на уровне России весьма отдаленно схожих друг с другом. Значительная часть сомневается в возможности наличия такого класса в России в принципе исходя из ее специфического экономического и социального развития с ориентацией на резкие разделение населения на полярные социальные структуры.
Однако одновременно с этим существует и мнение, согласно которому средний класс в Росси все-таки присутствует, однако даже в этой группе ученых не наблюдается единства во мнениях и определении понятий. Часть из них настаивает на том, что средний класс в России находится в еще только зачаточном состоянии, но при этом имеет все условия и ориентиры для своего дальнейшего развития. Значительная же часть утверждает, что средний класс в России присутствует, однако он представляет собой совершенно иную структуру, чем в странах Запада.
Ученые, признавшие наличие в России среднего класса, в определенных позициях отталкиваются от специфики его развития в постсоветском пространстве, что дает основания утверждать о наличие в его структуре специфических отличительных составляющих, формирующих картину отличий его от Запада.