Научная статья на тему 'Беншский карнавал в контексте нематериального культурного наследия'

Беншский карнавал в контексте нематериального культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ / КАРНАВАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЮНЕСКО / БЕНШ / ЖИЛИ / FOLK CELEBRATIONS TRADITION / CARNIVAL / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / UNESCO / BINCHE / GILLES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Моисеева Дарья Павловна

В статье масленичная традиция г. Бенша (Бельгия) рассматривается как нематериальное культурное наследие. Анализируются необходимые условия для сохранения народных празднеств в условиях современности: соблюдение аутентичности фольклорного образца, связь с культурным сообществом, преемственность традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benshsky Carnival in the Context of the Non-Material Cultural Heritage

Carnival of Binche (Belgium) is considered as intangible cultural heritage in the given article. Essential conditions for the maintenance of folk celebrations are being analyzed: compliance with the identity of folklore samples (pieces), connections with cultural community, continuity of traditions.

Текст научной работы на тему «Беншский карнавал в контексте нематериального культурного наследия»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4

Д.П. Моисеева

БЕНШСКИЙ КАРНАВАЛ В КОНТЕКСТЕ

НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В статье масленичная традиция г. Бенша (Бельгия) рассматривается как нематериальное культурное наследие. Анализируются необходимые условия для сохранения народных празднеств в условиях современности: соблюдение аутентичности фольклорного образца, связь с культурным сообществом, преемственность традиций.

Ключевые слова: народная праздничная традиция, карнавал, нематериальное наследие, ЮНЕСКО, Бенш, Жили.

Carnival of Binche (Belgium) is considered as intangible cultural heritage in the given article. Essential conditions for the maintenance of folk celebrations are being analyzed: compliance with the identity of folklore samples (pieces), connections with cultural community, continuity of traditions.

Key words: folk celebrations tradition, carnival, intangible cultural heritage, UNESCO, Binche, Gilles.

В эпоху глобализации и массовой культуры человеку все труднее найти себя в современной системе политических, культурных и ценностных координат. В поисках ответа на вопрос: "Кто я такой?" — мы все чаще обращаемся к первоисточнику — фольклорному наследию. Отсюда возрастающий интерес к народным обрядово-зрелищным формам: праздникам карнавального типа, уличным представлениям, площадным смеховым действам, переживающим сейчас возрождение повсюду в Европе.

С точки зрения М.М. Бахтина, "празднество — это очень важная первичная форма человеческой культуры", не связанная с практическими или биологическими потребностями человека, но относящаяся к "миру идеалов" и связанная с высшими целями человеческого существования1. В этой идее сформулирована основная ценность традиционного празднества как объекта нематериального культурного наследия.

В разработанной ЮНЕСКО Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия предложено следующее определение: "Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также

Моисеева Дарья Павловна — преподаватель кафедры франкоязычных культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-903-101-90-20, e-mail: petitegallomanne@yandex.ru

1 См.: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса // Собр. соч.: В 4 т. Т. 4(2). М., 2010. С. 17.

связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами <...> и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека"2. Таким образом, к объектам нематериального наследия могут быть отнесены устные традиции и язык, музыка и танец, игры, ритуалы, ремесла, знаки и символы. Традиционные же празднества интересны тем, что сочетают в себе элементы сразу нескольких перечисленных феноменов духовной жизни сообщества. Словно нить Ариадны, они указывают путь в лабиринте мифологии, сакральные тайны которой, по мнению А.В. Ващенко3, постепенно утрачиваются цивилизацией.

В 2003 г. в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО был внесен карнавал бельгийского города Бенш (провинция Эно, Валлония) как одно из самых древних в Европе народных городских празднеств, оригинальные церемонии которых дошли до наших дней4. Каждый год перед Великим постом город и многочисленные съезжающиеся специально на карнавал зрители на три дня погружаются в праздник. Под звуки народных мелодий, исполняемых на духовых инструментах и барабанах, по улицам города шествует, приветствуя весну, пестрая толпа ряженых и главная маска — Жиль (Gille)5.

В XXI в. карнавал в своем современном "исполнении" не утратил специфического мироощущения, так ярко описанного М.М. Бахтиным. Он такой же всенародный, объединяющий, фамильярный, упраздняющий иерархические различия, смеющийся над миром и над собой, как в далеком XV столетии, когда карнавальная жизнь Европы и развитие всех форм смеха достигли апогея.

Рассмотрим беншский карнавал как объект нематериального культурного наследия. Какие же особенные черты делают его таковым?

2 Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. URL: http://www.minervaplus.ru/docums/Konventsiya_ob_ohrane_nematerial_nogo_kul_ turnogo_naslediya.pdf (дата обращения: 12.05.2012).

3 См.: Ващенко А.В. Священное действо в культуре и игра в цивилизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 109-115.

4 URL: www.unesco.org/culture/ich/index.php?lg=fr&pg=00011&RL=00033 (дата обращения: 12.05.2012).

5 В русскоязычной литературе встречаются варианты транслитерации: Жиль — Жилль.

Жители города и местные власти одной из главных своих целей видят защиту аутентичности своего карнавала, что подразумевает сохранение его оригинальных костюмов, музыки и танцев.

В дни масленичных гуляний в городе можно увидеть сотни ряженых и наблюдать все великолепие местных карнавальных образов. Мужчины, по обычаю "перевернутого" карнавального мира, примеряют на себя различные женские образы, по улицам прогуливаются герои комедии дель арте, экзотические маски и иноземцы в национальных костюмах (цыганки, китайцы, индийские раджи); храбрецы и негодяи (французские офицеры времен Второй империи, мушкетеры, пираты и рыцари); зооморфные маски, персонажи современных комиксов и мультфильмов. Однако главные участники беншского карнавала — Жили — в традиционных костюмах выходят на улицы только в Жирный вторник. В 2012 г. на улицы Бенша вышло около тысячи Жилей6.

Изначально имя Жиль принадлежало персонажу французского народного театра, пользовавшемуся большой популярностью на территории Пикардии и Валлонии в XVII—XVIII вв. Спустившись с театральных подмостков, он наряду с другими масками оказался постоянным участником масленичного карнавала.

Сегодня этого героя можно встретить в дни народных гуляний по всей Валлонии и даже за ее пределами. Этот образ, прочно укоренившийся в бельгийском фольклоре, имеет множество вариаций, но лишь на его родине, в Бенше, соблюдаются все связанные с ним традиции и ритуалы. Настоящие Жили следуют строгим правилам: сохранение подлинности костюма, участие в шествии только в последний день карнавала и строго в пределах Бенша7.

Рассмотрим подробнее их костюм, внешне очень фантазийный, но на деле ритуально-символичный и отражающий историю карнавала и самого города.

Льняная ткань блузы и брюк украшена изображениями золотых королевских львов и львов герба провинции Эно, а также коронами и звездами, выполненными в цветах бельгийского триколора. Изнутри блуза с двух сторон плотно набивается соломой, формирующей "горбы" — еще одно влияние французского народного театра в лице Полишинеля — горбуна, веселого задиры и насмешника. Ноги Жиля обуты в традиционные для региона деревянные башмаки — сабо, звонко отбивающие традиционные ритмы на моще-

6 Официальный сайт города Бенш. URL: http://www.binche.be/detentes-loisirs/ carnaval-binche (дата обращения: 12.05.2012).

7 Одно из немногих исключений из этого правила было сделано в 1937 г.: Жили участвовали в празднике бельгийского фольклора по случаю Всемирной выставки в Париже.

ных улицах средневекового Бенша. Неотъемлемыми атрибутами короля карнавального действа являются также обрядовый пояс с колокольчиками на талии и связка веток вербы, отгоняющая злых духов, символизирующая жизненную силу и плодородие.

В первой половине дня Жили скрывают свои лица под восковыми масками, украшенными зелеными очками, бакенбардами, усами и небольшой бородкой. Исследователи отмечают две функции масок. Первая функция деперсонализирующая: маска обезличивает человека, изображающего Жиля, делает его частью общего, толпы, подчиненной единому ритму, танцующей, гремящей в ослепительных одеждах, приобщает его к истинно карнавальному мироощущению. Вторая функция ритуальная: маска Жиля, единственная в своем роде, отличает его от других ряженых и наделяет властью "главного жреца" (grand-prêtre) в священнодействии пробуждения Природы.

Во второй половине дня Жили надевают высокие шляпы из страусиных перьев. По пути следования кортежа они одаривают прохожих апельсинами, которые являются символом плодородия. Аристократические солнечные фрукты пришли в середине XIX в. на смену простым фермерским продуктам — фруктам и овощам из местных садов, каштанам и хлебным шарикам.

Важнейшей составляющей своеобразия беншского карнавала являются его музыка и танец. В предкарнавальный период и в течение трех "жирных" дней каждое карнавальное сообщество, участвующее в шествии, сопровождается группой ударных инструментов, которая состоит из шести или семи "барабанов Жиля" и одного большого барабана. Их репертуар строго ограничивается традиционными карнавальными мелодиями. С. Глоц называет их точное количество — это 27 "песен Жилей" (airs de gilles), передаваемых из поколения в поколение в специализированных школах и семьях барабанщиков. Традиционно Жиль передвигается по городу только в сопровождении барабана. Игру ударных дополняют духовые оркестры. Другим традиционным музыкальным инструментом беншского карнавала является шарманка, забытые мелодии которой оживляют город в последние два масленичных дня.

Участники карнавала, сопровождаемые музыкантами, двигаются под музыку в одном ритме. Это так называемый "танец Жиля" (danse du gille), который является одним из важнейших ритуальных элементов празднества, и потому в нем нет места импровизациям. Его основные движения — ритмичные удары ногами о землю — призваны разбудить почву и прогнать холода. Совместное исполнение этого танца символизирует грядущее чудесное преображение природы. Состояние танцующих можно сравнить с религиозным трансом8, они осознают себя носителями традиции, участниками древнего символического действа.

8 С. Глоц пишет о разгулявшихся в "вакхическом экстазе" танцорах (Glotz S. Le Carnaval de Binche. Bruxelles, 1975. P. 29).

Как следует из приведенного выше определения нематериального культурного наследия, большое значение для него имеет связь с культурными сообществами, группами или индивидуумами, которые его создают. Для беншского карнавала сообществом в широком смысле слова может выступать как вся Бельгия, так и ее франкоязычная часть Валлония или провинция Эно. Но в наибольшей степени это относится к городу Бенш. Исследователи часто называют его "истинно карнавальным городом", "городом Жилей" (cité des gilles)9. Все жители Бенша вовлечены в карнавал с одинаковым энтузиазмом. Под масками Жилей, Арлекинов, мушкетеров, клоунов и Пьеро встречаются представители всех социальных слоев и возрастов.

Для иностранцев (étrangers — так жители Бенша называют туристов и проживающих за пределами их родного города бельгий-цев)10 карнавал ассоциируется только с Жирным вторником. Между тем этот день всеобщего праздничного безумства является лишь апогеем карнавальной лихорадки, которой заражается город на целых 6 недель. В подготовительный период по воскресеньям проводятся репетиции музыкальных инструментов, предварительные встречи членов сообществ (soumonces) и балы, а в последний понедельник перед карнавалом — маскарадные розыгрыши-интриги "Труй-дё-нуй" (Trouilles de Nouilles).

С. Глоц отмечает, что «карнавальный "вирус" никогда полностью не покидает беншскую кровь»11. Любое семейное празднование, счастливые события городской жизни, политические, спортивные или ярмарочные, не обходятся без музыки и танцев.

Связь карнавала с городом носит эксклюзивный, закрытый характер. Карнавальные сообщества принимают новых членов только из числа бельгийцев, родившихся в Бенше12; настоящие беншские Жили не участвуют в празднествах за пределами города; местные мастера имеют исключительное право на изготовление традиционной восковой маски Жиля, запатентованной в 1985 г. Облик города был бы неполным без монументов, изображающих главных

9 Glotz S. Op. cit.; Revelard M. Le Carnaval de Binche: une ville, des hommes, des traditions. Waterloo, 2003.

10 Культурное размежевание, находящее отражение в языке беншцев, типично для Бельгии, не имеющей единого культурного поля. Подробнее о дискурсе идентичности в Бельгии см.: Baeckelandt F. La Belgique en crise politique et identitaire: le point sur le conflit flamands — wallons // Франкоязычные культуры: проблемы языка и общества / Под ред. Т.Ю. Загрязкиной. М., 2011.

11 Glotz S. Op. cit. P. 18.

12 URL: http://www.lespaysans-binche.be/paysans.php?langue=FR&page=admission (дата обращения: 12.05.2012).

карнавальных персонажей — Жиля (1952) и беншского крестьянина (1961). В январе 2012 г. были торжественно открыты памятники барабанщику и шарманщику работы беншского скульптора К. Пурбе.

В Жирный вторник проходит официальный прием в ратуше. Карнавальные сообщества во главе с Жилями с утра собираются на главной площади, чтобы приветствовать представителей администрации города и получить из рук бургомистра Бенша памятные медали. Таким образом, единство города и празднества провозглашается и на административном уровне. На официальном сайте Бенша карнавал именуется "уникальным живым наследием" и "самым ярким периодом в году для города"13.

III

Следует отметить активное участие молодых людей на всех этапах карнавала плечом к плечу с отцами и дедами. В одном праздничном кортеже можно встретить представителей сразу трех поколений жителей Бенша. Интерес к местным карнавальным традициям, неотрывным от семейных, воспитывается с самого раннего возраста. Младшие помогают старшим в создании костюмов, приготовлении праздничных блюд, учатся играть на барабанах и духовых инструментах, которые обеспечивают музыкальную составляющую карнавала.

Молодежи и детворе посвящен один из трех масленичных дней — Жирный понедельник. На улицы выходят ряженые представители крупнейших молодежных политических объединений, общая цель которых — способствовать популяризации карнавала и приобщению молодого поколения к народным традициям Бенша.

Показательно существование молодежных карнавальных организаций, как, например, сообщества Арлекинов и Пьеро. В основном они состоят из учеников младшей и средней школы — как мальчиков, так и девочек. Исключительное право на ношение традиционного костюма крестьянина имеют члены соответствующего сообщества — юноши, возраст которых на момент очередного карнавала не превышает 21 года. Их часто называют "учениками Жи-лей" за схожесть элементов костюма. Многие из них, перейдя определенную правилами возрастную границу, принимаются в сообщества Жилей. Во время шествий дети идут во главе кортежа. Маленькие Жили (только мальчики), сыновья и внуки Жилей Бен-ша, с гордостью несут свое тяжеловесное облачение, символизируя собой непрерывность и преемственность карнавальной традиции Бенша.

13 URL: http://www.binche.be/detentes-loisirs/carnaval-binche (дата обращения: 12.05.2012).

Итак, пример беншского карнавала показывает, что древние народные празднества, сохранившиеся до наших дней, являются ценнейшим нематериальным культурным наследием. Однако в отличие от многих других шедевров, включенных в список ЮНЕСКО, беншский карнавал не рискует сегодня оказаться на грани исчезновения. Залог его неиссякаемого благоденствия — в отлаженной передаче опыта всеобщего уличного празднества новому поколению, проявляющему живой интерес к традициям своего города. Бережное отношение к праздничным ритуалам и сохранение подлинности традиционных образцов в костюмах, музыке и танцах делает этот карнавал уникальным живым свидетельством богатства и многообразия местного фольклора. Формирование на протяжении многих веков тесной связи праздника с конкретным культурным сообществом (жителями Бенша) привело к тому, что карнавал стал ключевым элементом локальный идентичности "города Жилей".

Список литературы

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса // Собр. соч.: В 4 т. Т. 4(2). М., 2010. Ващенко А.В. Священное действо в культуре и игра в цивилизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (рус.). URL: http://www.minervaplus.ru/docums/Konventsiya_ob_ ohrane_nematerial_nogo_kul_turnogo_naslediya.pdf (дата обращения: 12.05.2012).

Официальный сайт беншского карнавала. URL: http://www.carnaval-

debinche.be/musiciens.html (дата обращения: 12.05.2012). Официальный сайт города Бенш. URL: http://www.binche.be/detentes-

loisirs/carnaval-binche (дата обращения: 12.05.2012). Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: www.unesco.org (дата обращения: 12.05.2012).

Сообщество крестьян Бенша. URL: http://www.lespaysans-binche.be

(дата обращения: 12.05.2012). Baeckelandt F. La Belgique en crise politique et identitaire: le point sur le conflit flamands — wallons // Франкоязычные культуры: проблемы языка и общества / Под ред. Т.Ю. Загрязкиной. М., 2011. Glotz S. Le carnaval de Binche. Bruxelles, 1975.

Revelard M. Le Carnaval de Binche: une ville, des hommes, des traditions. Waterloo, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.