УДК 332.02
БЕНЧМАРКИНГ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА
А. В. Бутрина Научный руководитель - А. В. Кукарцев
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены сущность, основные виды, ключевые идеи бенчмаркинга. Приведены успешные примеры внедрения в свою деятельность опыта сторонних компаний, а также рассмотрена возможность использования бенчмаркинга в проекте строительства российской орбитальной станции.
Ключевые слова: бенчмаркинг, сравнительный анализ, успешный опыт.
THE USE OF BENCHMARKING FOR SPACE EXPLORATION
A. V. Butrina Scientific supervisor - A. V. Kukartsev
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article deals with the essence, the main species, the key ideas of benchmarking. Successful examples of implementation in its work experience outside companies, as well as the possibility of using benchmarking in the construction of the Russian space station.
Keywords: benchmarking, comparative analysis, successful experience.
В условиях небывалого ужесточения конкуренции, вызванного глобализацией, когда компании приходиться соревноваться с лучшими мировыми игроками не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, необходимо видеть собственные сильные и слабые стороны, постоянно искать и находить пути усиления своих конкурентных преимуществ, выявлять и устранять причины недостаточной эффективности. Одним из способов решения этих задач служит бенчмаркинг - относительно новый, но ставший очень популярным в последние годы в управленческих кругах подход к совершенствованию деятельности компании [1].
Под бенчмаркингом понимают процесс сравнительного анализа и оценки методов и результатов работы компании, процессов, функций, товаров и услуг путём их сопоставления с выбранными образцами для подражания. Использование бенчмаркинга широко распространено в логистике, маркетинге, управлении персоналом, финансовом менеджменте, т. е. применительно к предприятию бен-чмаркинг охватывает практически все сферы и направления его деятельности.
В целом ключевые идеи бенчмаркинга заключаются в следующем.
1. Выявление лучших в своем классе организаций.
2. Получение необходимых сведений с помощью соответствующих методов сбора информации для самооценки.
3. Работа над самосовершенствованием за счет реализации изменений, направленных на достижение и перевыполнение установленных норм.
Бенчмаркинг разделяют на несколько видов:
- внутренний бенчмаркинг (сравнение эффективности подразделений внутри организации);
- бенчмаркинг конкурентоспособности (сравнение эффективности деятельности компании с прямыми конкурентами);
- функциональный бенчмаркинг (сравнение эффективности определенных функций в компании по отношению к компаниям в той же отрасли);
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
— общий бенчмаркинг (сравнение эффективности определенных функций в компании по отношению к компаниям из других отраслей) [2].
Для того чтобы в полной мере понять полезность и значимость бенчмаркинга, необходимо рассмотреть успешные примеры внедрения в свою деятельность опыта сторонних компаний.
Американская авиакомпания Southwest Airlines поставила перед собой задачу улучшить свои финансовые показатели. Опрос клиентов показал, что более удобное расписание и увеличение числа рейсов могут сделать обслуживание и работу компании более привлекательными для клиентов. Осталось найти способ, как более эффективно использовать имеющийся авиапарк. Подсчитав время заправки самолета, технического обслуживания и пр., менеджеры пришли к выводу, что необходимо сократить время пребывания самолета на земле, не нарушая при этом технических норм. Но сделать это непросто, так как компания по времени обслуживания самолетов и сейчас вне конкуренции. Однако кому-то из служащих пришло в голову, что эталоном скорости обслуживания транспортного средства считаются автогонки. Изучив специальную литературу и основные принципы командной работы техников, менеджеры авиакомпании внедрили эти же принципы у себя. Конечно, скорость обслуживания самолетов не могла быть такой же, как в «Формуле-1», однако время на эту процедуру сократилось с 45 до 15 минут, а количество рейсов увеличилось. В данном примере ярко прослеживается общий (внеотраслевой) бенчмаркинг [3].
Благодаря конкурентному бенчмаркингу на рынке постоянно появляются новые марки товаров. Например, компания SABMiller вывела на рынок пивную марку «Три богатыря». Позиционируется она как «пиво основного спроса» и в розницу стоит приблизительно столько же, сколько «Клинское» или «Ярпиво». До сих пор SABMiller выпускала более дорогие сорта пива («Золотая бочка», Miller, Holsten, Staropramen и др.). Однако, увидев, какие сливки снимают конкуренты со среднеценового сегмента рынка, решила вклиниться в новую для себя нишу [3].
Российским примером использования общего бенчмаркинга является опыт компании «Ниж-фарм», которая применила заимствование у компании «Вимм-Билль-Данн» особый способ выкладки товаров - справа от окошка кассы. Это нововведение привело к росту потребления препаратов «Нижфарм».
Что касается освоения космоса, метод - бенчмаркинг нашел здесь и свое применение.
Осенью прошлого года стало известно, что Россия планирует построить собственную космическую орбитальную станцию на основе отделяемых от Международной космической станции российских модулей.
Новая российская станция будет находиться в геометрически выгодном расположении с возможностью расширенного сектора обзора поверхности Земли. Со станции будет видно до 90 процентов территории России и арктический шельф, а у МКС этот показатель не превышает 5 процентов.
Но одной из главных задач станции будут летно-конструкторские испытания пилотируемых средств лунной инфраструктуры, то есть она будет выступать в роли «плацдарма», так как планируется, что специальные аппараты сначала будут доставляться на станцию, а потом следовать к Луне.
Данный глобальный проект Роскосмоса будет нуждаться в систематическом процессе поиска лучшей практики, инновационных идей и высоко эффективного выполнения процедур, т. е. в бен-чмаркинге.
Международная космическая станция, созданная для проведения научных исследований в космосе, является на сегодняшний день «лучшим опытом» в области космоса. Поэтому строительство Российской орбитальной станции будет полностью ориентировано на опыт и технологии МКС.
Согласно озвученным планам Роскосмоса, из российских сегментов МКС (многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), узлового модуля (УМ) и научно-энергетического модуля (НЭМ)) соберут отечественную станцию и начнут готовиться к пилотируемым полётам на Луну.
В осуществлении проекта строительства Российской орбитальной станции явно будет прослеживаться конкурентный бенчмаркинг, т. е. перенятие опыта у объекта (в данном случае у МКС), который успешно функционирует в этой же области.
Бенчмаркинг - это превосходный метод усовершенствования бизнес-процессов и повышения эффективности, опираясь на чужой успешный опыт и внедряя его в свои предприятия и проекты, можно достичь высот как на земле, так и в космосе.
Библиографические ссылки
1. Аренков И. А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1997. 215 с.
2. Михайлова Е. А. Основы бенчмаркинга // Менеджмент в России и за рубежом. № 1. 2001. С.134-139.
3. Управление производством [Электронный ресурс]. URL: http://www.up-pro.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).
© Бутрина А. В., 2015