Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как современный метод управления конкурентоспособностью вуза'

Бенчмаркинг как современный метод управления конкурентоспособностью вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как современный метод управления конкурентоспособностью вуза»

Т.В. ДАНИЛОВА

БЕНЧМАРКИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ВУЗА

Рынок высшего профессионального образования, сформированный в последнее десятилетие отечественной высшей школой, характеризуется достаточно жесткой конкуренцией. Уходит в прошлое стандартизованное понятие «бесплатного высшего образования», изменяются запросы потребителей образовательных услуг. В настоящее время существует широкое разнообразие форм и методов платного обучения, рассчитанное на различные уровни требований слушателей, базового образования, дохода. Наряду с государственными появляется большое число аккредитованных негосударственных вузов, быстро реагирующих на запросы потребителей и предлагающих расширенный спектр образовательных услуг. Поэтому университеты, подобно предприятиям, должны заботиться о том, чтобы сделать свои услуги привлекательными для заказчика (студентов, родителей, работодателей, государства и пр.). В этой связи в последнее время остро встает проблема «пробелов» в высшем образовании и необходимости повышения его качества. Одним из направлений решения этой проблемы является применение современных методов управления качеством образовательных услуг, повышения конкурентоспособности вузов. К числу инструментов, позволяющих достичь желаемого уровня качества или конкурентного преимущества, относятся стратегическое планирование (Strategic Planning), всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering), непрерывное улучшение качества (Continuous Quality Improvement), метод сбалансированных показателей (Balanced Score Card) и многие другие. К наиболее перспективным относится технология бенчмаркинга -процесс поиска и внедрения в практику работы вуза и его подразделений новых процессов и новых проектов [7].

Анализ зарубежной и отечественной специальной литературы, впечатляющие результаты бенчмаркинговых проектов убеждают в том, что методология бенчмаркинга весьма успешно может быть применена для совершенствования деятельности вузов.

Преимущества бенчмаркинга состоят в том, что он:

- повышает организационное качество;

- снижает затраты;

- определяет уровень конкурентоспособности вуза;

- улучшает отношения между партнерами по бенчмаркингу;

- дает возможность персоналу повысить квалификацию, расширить свои профессиональные знания и навыки, выйти на качественно новый уровень труда;

- предполагает использование новых технологий;

- помогает вузу учиться у самых лучших, чтобы стать более конкурентоспособным;

- расширяет операционные перспективы вуза.

Методологии бенчмаркинга в системе высшего образования посвящено довольно много литературы, в основном на английском языке.

Интересны в плане подробного изложения методологии бенчмаркинга и ее практического применения в образовательной сфере следующие издания: Tucker Sue. Benchmarking: A guide for educators. 1995; Alstete Jeffrey. Benchmarking in Higher Education. 1995; Benchmarking in Higher Education/ edited by Norman Jackson and Helen Lund. 2000.

В последнее время тему бенчмаркинга в вузах интенсивно разрабатывает группа ученых Казанского государственного университета Е.А. Князев, Я.Ш. Евдокимова (Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. М.: Университетская книга; Логос, 200б.). В работе цитируется много авторитетных зарубежных и отечественных специалистов, приводится большое число информационных источников.

В Интернете можно найти немало ресурсов с полезными сведениями и ссылками как по теоретическому бенчмаркингу, так и по практическим вопросам и проектам. Интересные материалы содержатся в открытом доступе, например, на сайте Американского консалтингового центра продуктивности и качества American Productivity and Quality Center - International Benchmarking Clearinghouse (http://www.apqc.org/portal/apqc/site/generic2?path=/site/benchmarking/free_ re-sources.html). Специализированный сайт консорциума Consortium for Higher Education Benchmarking Analysis (http://www.cheba.com) содержит кроме разнообразной информации по бенчмаркингу в образовательной сфере список Интернет-ресурсов по бенчмаркингу в узких областях управления (консорциумы и ассоциации, занимающиеся бенчмаркингом в своей узкопрофессиональной сфере, например, Human Resources Benchmarking Association http://www.hrba.org). Данный консорциум объединил свои усилия в совместной работе с другим известным информационным ресурсом - The Benchmarking Network, Inc. (http://www.bench-markingnetwork.com), содержащим разнообразные данные по бенчмаркинговым проектам, сетям и другим ресурсам, так же как и The Benchmarking Exchange (http://www.benchnet.com). Есть австралийский сайт Benchmarking PLUS, полностью посвященный теории и практике бенчмаркинга (http://www.benchmar-kingplus.com.au), в том числе и образовательного. С деятельностью американской консалтинговой компании Educational Benchmarking, Inc. (EBI), предоставляющей услуги по проведению бенчмаркинга в сфере образования, можно ознакомиться на их сайте http://www.webebi.com. Некоторые интересные ссылки на бенчмаркинговые ресурсы содержатся на сайте Quality Resources Online (http://www.quality.org/html/benchm.html). Глобальная бенчмаркинговая сеть Global Benchmarking Network (GBN) (http://www.globalbenchmarking.org) объединяет независимые бенчмаркинговые организации в разных странах с целью интенсификации взаимодействия и обмена «лучшими практиками» в государственных и частных организациях. Филиалы сети работают как национальные бенчмаркинговые центры во многих странах и поддерживают даже такие структуры, как правительства Германии и Великобритании, Министерство торговли и предпринимательства Словацкой Республики, Бенчмаркинговую группу Евросоюза (г. Брюссель), Международный торговый центр вТо (г. Женева) и др. [4].

Термин «бенчмаркинг» пришел из английского языка и не имеет однозначного перевода на русский язык. Он произошел от слова «benchmark»: «bench» - уровень, высота; «mark» - отметка [3].

Существует версия, что термин «benchmark» употреблялся землемерами в течение сотен лет. Землемеры пользовались «бенчмарками» - исходными отметками для начала отсчета расстояний - в качестве отправных точек отсчета, положение которых было определено раньше и которые использовались для определения границ участков [6].

Зарубежные словари трактуют термин «benchmark» как «экспертный стандарт... предварительно определенный образец..., используемый в качестве контрольной точки...» или «стандарт, по которому можно произвести измерение или оценку чего-либо».

Несмотря на то, что Япония является наиболее продвинутой в области бенчмаркинга страной в мире, самого понятия «бенчмаркинг» в Японии не су-

ществует. По содержанию бенчмаркинг соотносится со словом «dantotsu», означающим стремление лучшего стать еще лучше, достичь идеала в каждой детали создаваемого продукта. Этот термин, хорошо отражающий сущность процесса по созданию японцами конкурентных преимуществ, был введен в английский язык Т. Кобаяси из Fudji Xerox [2].

Возможно, термин «бенчмаркинг» взят из физической географии поверхностей, где изучается положение заданного множества точек по отношению к некоторой точке отсчета. В геодезии такой точкой отсчета может быть высокий пик или какой-либо другой легко определяемый или легко узнаваемый ориентир.

Профессор Норвежского университета науки и технологии Б. Андерсен отмечает, что перевод английского термина «benchmarking» буквально означает «каменная скамейка» и дает объяснение на следующем примере: «Представьте себе, что на вершине горы, так, чтобы всем было видно, есть две каменные плиты. Они установлены на ребро и отодвинуты слегка друг от друга. Сверху на них положена третья плита. Получилась каменная скамейка» [1].

Если взглянуть на систему современного высшего образования, можно легко обнаружить элементы бенчмаркинга у истоков ее формирования. Гарвардский университет и первые колониальные колледжи Америки являли собой адаптацию модели английских колледжей, именно адаптацию, а не копию, поскольку учебные планы, структура организации, финансирование и прочие элементы приспосабливались под конкретные нужды Америки того времени. Впоследствии вновь образующиеся на Среднем Западе США вузы выстраивали свою практику, сравнивая себя уже с Гарвардским университетом и адаптируя практику этого вуза. И в России происходил аналогичный процесс: от Московского, Санкт-

Петербургского, Казанского университетов - к вузам, создававшимся позже [4].

В России некоторые компании уже используют бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения своей конкурентоспособности, но таких компаний - единицы. Очень мало конкретных примеров реализации бенчмаркинго-вой деятельности с выявлением лучшей практики (методов) для последующей адаптации либо в отдельно взятом вузе, либо в системе российского образования. Заслуживающими внимания представляются работы, выполненные в рамках Инновационного проекта развития образования (НФПК) по программам «Поддержка инноваций в высшем образовании», «Совершенствование управления в вузах», а также совместных международных проектов, реализованных при финансовой поддержке Шведского института (SI), Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS), Университета Твенте (Нидерланды), фонда «Евразия» и др.

В этом ряду, несомненно, можно выделить опыт Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ) по построению собственной системы многомерного управления качеством, а также проект «Организация сопровождения и распространение результатов федеральных экспериментальных площадок в части высшего профессионального образования в рамках Федеральной программы развития образования» (ФПРО, 2004 г.), оба с использованием методологии бенчмаркинга.

Анализ литературы позволяет выделить довольно много видов бенчмаркинга: внутренний, конкурентный, функциональный, общий, товарный, сравнительный, стратегический, глобальный, операционный, ассоциативный, а также бенчмаркинг показателей и бенчмаркинг процесса.

В системе управления качеством вуза используются два вида бенчмаркинга: внутренний и внешний.

Внутренний бенчмаркинг ориентирован на исследование и сопоставление процессов, продукции или услуг со сходными процессами, продукцией или услугами внутри вуза. У этого типа исследований много преимуществ: потенциальных партнеров по бенчмаркингу легко идентифицировать; сохраняется конфиденциальность информации внутри университета; больше шансов найти источники дополнительного улучшения процессов; легко организуется обучение персонала процессам бенчмаркинга; не требуется больших финансовых затрат.

Внешний бенчмаркинг сравнивает сходные виды деятельности в различных областях. Внешний бенчмаркинг имеет две разновидности: внешний конкурентный и внешний неконкурентный. Внешний конкурентный бенчмаркинг предполагает сравнение с лучшими конкурентами на рынке. Конкурентный бенчмаркинг можно считать движущей силой в изменении философии современного бизнеса, когда происходит отказ от соперничества в пользу сотрудничества.

Внешний неконкурентный, или функциональный, бенчмаркинг предполагает сравнение с лучшими компаниями мира, процессы которых сходны с процессами, происходящими в подразделениях компании. Это может быть управление персоналом, контроль знаний и навыков студентов и прочие функции [5].

На практике наиболее часто применяются такие виды бенчмаркинга: бенчмаркинг показателей, бенчмаркинг процессов, стратегический бенчмаркинг. Наиболее перспективным в вузе, на наш взгляд, все в большей степени становится стратегический бенчмаркинг. Университетские лидеры могут использовать бенчмаркинг не только для совершенствования процессов, но и как инструмент стратегического планирования и прогнозирования, поскольку он имеет дело с изучением и анализом среды, окружения, тенденций, поиском целей и ориентиров.

В настоящее время не существует единой методики выполнения бенчмаркинга. Количество шагов бенчмаркинга бывает разным, поскольку процесс можно разбить на более мелкие этапы. Например, специалисты Ивановского государственного энергетического университета выделяют 12 этапов, в других вузах их может быть меньше. Но базовые принципы бенчмаркинга везде одинаковы.

Наиболее известной считается модель «колесо бенчмаркинга», которая состоит из пяти этапов [1]:

- планирования - определяются область изучения, ключевые показатели для измерения, формирование команды бенчмаркинга, документируется план исследования;

- поиска - оценка потребностей в информации и ее источников; выбор методов и инструментов для сбора данных и информации; непосредственный сбор данных, их расшифровка;

- наблюдения - понимание и документирование процесса партнера по показателям и по практике;

- анализа - сортировка собранной информации и данных; контроль качества собранной информации и данных; нормализация собранных данных; идентификация зазоров в уровнях показателей; идентификация причин этих зазоров;

- адаптации - выбор наилучшей практики процесса, приспособление его к условиям работы своей компании, внедрение перемен.

Ряд условий нынешнего времени делает бенчмаркинг не только приемлемым в сфере высшего образования, но практически обязательным. Оценивая перспективы использования методологии в российском контексте, можно констатировать, что существующие тенденции и состояние отечественной системы образования создают прекрасные предпосылки для использования методологии российскими вузами как в индивидуальном порядке, так и на уровне профессиональных ассоциаций, сетей, а также при активной поддержке государства. При

этом одним из позитивных факторов в деле распространения методологии и практики бенчмаркинга в России следует считать открытие представительства нашей страны в Глобальной сети бенчмаркинга (Global Benchmarking Network), которое начиная с августа 2004 г. взяла на себя Всероссийская организация качества (ВОК). В рамках департамента «Деловое совершенство» ВОК создан Российский национальный центр бенчмаркинга (РНЦБ), который «имеет цель систематизировать и распространять передовые принципы делового совершенства и методы их реализации, организовать обмен опытом между членами Центра в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также оказывать им практическую помощь при внедрении этого опыта» (информация с официального портала ВОК «Мир качества» www.mirq.ru).

Таким образом, бенчмаркинг - это не просто инструмент качества, но и, по мнению многих менеджеров передовых компаний, «один из главных инструментов, который может (и должен) помочь компании ... для выстраивания собственной стратегии ... достижения лучших результатов». Бенчмаркинг - это непрерывный процесс, а не набор единовременных действий, нацеленный на оценку альтернатив, поиск и реализацию наилучшего опыта, ведущего к превосходству и повышению конкурентоспособности вуза.

Литература

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: Пер. с англ. / Науч. ред. Ю.П. Адлер. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. 272 с.

2. Боган К., Инглиш М. Бизнес-разведка. Внедрение передовых технологий: Пер с англ. / Под общ. ред. Б.Л. Резниченко. М.: Вершина, 2006. 368 с.

3. Данилов И.П., Данилова Т.В. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия / Науч. ред. С.Ю. Михайлова. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 72 с.

4. Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Бенчмаркинг для вузов: Учебно-методическое пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2006. 208 с.

5. Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г. Стратегическое управление качеством образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 2-10.

6. Харрингтон Х. Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде! / Пер. с англ.; Под ред. Б. Резниченко. СПб.: Питер, 2004. 176 с.

7. Robert C. Camp. Benchmarking: The Search for Industry, Best Practices that Lead to Superior Performance / ASQC Quality Press, 1989.

ДАНИЛОВА ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА родилась в 1981 г. Окончила Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Аспирант кафедры сертификации и менеджмента Чувашского государственного университета. Ведет научные исследования в области конкурентоспособности, сертификации систем качества, разработки новых методов и способов управления качеством, бенчмаркинга, создания качественного рабочего места. Автор 14 научных работ, в том числе 2 учебно-методических пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.