Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как метод интеграции систем образования различных стран и регионов'

Бенчмаркинг как метод интеграции систем образования различных стран и регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как метод интеграции систем образования различных стран и регионов»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дидактических исследовании по социокультурной компетенции пользователя иностранного языка дает возможность выделить компоненты, которые единодушно включаются авторами в состав содержательных единиц СКК, а также построить на этой основе типологию дидактических единиц — социокультурем:

1) экстралингвистические знания, ассоциируемые с лингвострановедческими лексическими единицами (безэквивалент-ными и фоновыми) и обслуживающие навыки и умения употреблять данные единицы в процессе общения;

2) экстралингвистические знания, ассоциируемые с ситуативными вариантами высказываний, и лингвопрагматические нормы, служащие выбору и употреблению адекватного варианта в зависимости от следующих параметров: сфера и вид коммуникации, интенция, тип (жанр) речевого высказывания и характер отношений между коммуникантами (социальные и ситуативные роли, социальный статус, степень близости знакомства, возраст, пол);

3) невербальные единицы (соматиз-мы и действия привычного поведения в частотных повседневных ситуациях общения), ассоциируемые с ними знания и прагматические нормы, а также навыки и умения употреблять данные единицы в процессе взаимодействия;

4) информационные единицы страноведческого содержания, предварительно названные нами информемами (реализуются в форме высказываний, соотносятся с истинными утверждениями о некоторых фактах и типичных явлениях жизни страны изучаемого языка);

5) программы ситуативного взаимодействия, состоящие из совокупностей перечисленных выше единиц (единицы пунктов 1—4 целесообразно объединять в мини-сценарий на основе одной коммуникативной задачи, которую должен уметь решать владеющий РКИ на пороговом уровне).

По нашему мнению, данные единицы представляют собой базовую основу для выделения объектов контроля, необходимых для тестового измерения уровня сформированности социокультурной компетенции пользователя иностранного языка. Дальнейшая конкретизация объектов контроля СКК должна осуществляться с ориентацией на задаваемый уровнем владения языка коммуникативный материал. Таким материалом являются, например, сферы, темы, ситуации, коммуникативные задачи, определенные рече-поведенческие акты, речевые и языковые средства общения, характерные для соизучаемой в процессе языкового образования национальной культуры.

БЕНЧМАРКИНГ КАК МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН И РЕГИОНОВ

Т. А. Макарова, заместитель заведующего кафедрой управления международным образованием Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доцент,

А. Н. Мамаева, бакалавр Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

В последнее время значительно воз- маркинг стал ответом на провозглашен-

рос интерес к образовательному бенч- ную в Болонской декларации стратегию

маркингу, что во многом связано с про- содействия европейскому сотрудниче-

исходящими в Европе политическими из- ству в обеспечении качества образова-

менениями в сфере образования. Бенч- ния с целью разработки сопоставимых

111!111Й1И1!Ш № 4,

критериев и методологий, а также на все возрастающую конкуренцию среди университетов и возникающую необходимость выявления лучшей практики и совершенствования своей деятельности.

В настоящее время бенчмаркинг часто опосредует интеграционные процессы на различных уровнях и в различных областях системы образования. С ростом популярности образовательного бенчмаркинга увеличивается количество его определений и происходит диверсификация понимания соответствующей концепции. Такая вариативность объясняется большим разнообразием предметов, объектов, субъектов и целей бенчмаркинговых проектов. Поэтому представляется необходимым произвести классификацию организаций, занимающихся бенчмаркингом, и выявить характерные особенности использования этого инструмента на разных уровнях. Инициаторами бенчмаркингового исследования могут быть аккредитационные агентства, вузы, международные, национальные, региональные объединения вузов, рейтинговые агентства, государственные и частные консультационные агентства. Объектом нашего внимания являются возможности применения бенчмаркинга аккредитационными агентствами и вузами.

Бенчмаркинг и аккредитация. Согласно рекомендациям Совета министров ЕС (1998) система гарантии качества образования должна выполнять следующие цели:

1) гарантировать качество высшего образования, ориентируясь на экономические, культурные и социальные особенности данной страны с учетом европейских интересов в условиях постоянных изменений;

2) поощрять принятие вузами оптимальных мер по повышению качества преподавания и обучения, подготовки к исследовательской деятельности;

3) стимулировать обмен актуальной информацией по вопросам, связанным с качеством образования на европейском и глобальном уровнях, поддерживать со-

трудничество между вузами в области качества.

Именно третья цель представляет наибольший интерес в рамках исследуемой проблематики, так как имеет прямое отношение к бенчмаркингу; остальные же цели достигаются при его применении опосредованно.

Примерами аккредитационных агентств, занимающихся бенчмаркингом, могут служить Агентство по контролю качества высшего образования Великобритании (QAA), Датский институт оценки (EVA), Агентство по контролю качества австралийских университетов (AUQA), Национальная комиссия оценки и аккредитации университетов (Аргентина), Институт аккредитации, сертификации и подтверждения качества (ACQUIN), Японская ассоциация аккредитации университетов, Агентство по оценке качества Каталонской университетской системы (Испания).

Бенчмаркинг в аккредитации — стандартизированный метод внешней оценки программ и институтов, метод сбора и распространения важнейших оперативных данных таким образом, который позволяет произвести относительное сравнение различных направлений деятельности вузов с целью установления образца, диагностики проблем и определения сильных сторон. Результатом проведения бенчмаркинга служит создание баз данных лучшей практики, к которой все остальные организации должны стремиться.

В настоящее время наблюдается тенденция распространения лучшего опыта через Интернет. Если еще 10 лет назад основным препятствием для проведения бенчмаркинга была чрезвычайная закрытость информации, то в настоящее время некоторые аккредитационные агентства предоставляют даже открытый доступ к базам данных по лучшей практике. Ярким примером этого является Агентство по контролю качества австралийских университетов.

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA)

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

в 2003 г. провела исследование основных методов оценки качества, используемых аккредитационными агентствами в разных странах. В частности, было установлено количество аккредитационных агентств, ответивших, что используют определенный инструмент регулярно или иногда (таблица).

Методы оценки качества, используемые европейскими аккредитационными агентствами

Объект Оцен- ка Аккре- дитация Аудит Бенч- маркинг

Предмет 6 1 1 6

Программа 21 20 5 7

Институт 12 10 14 4

Тематика 10 0 1 4

Как показало исследование, бенчмаркинг является достаточно распространенной методикой, используемой аккредитационными агентствами. Однако он редко употребляется как самостоятельный инструмент оценки качества и, как правило, применяется вместе с каким-либо другим инструментом оценки.

Аккредитационные агентства обращаются к бенчмаркингу для достижения таких целей, как разработка методологии международной сравнительной оценки качества предметов, дисциплин, образовательных программ; разработка механизмов непрерывного улучшения качества и сотрудничества между университетами, участвующими в оценке; предоставление университетам отчетов о качестве их предметов, дисциплин, образовательных программ.

В качестве объектов бенчмаркинга могут выступать: удовлетворение заинтересованных сторон, механизм гарантии качества, политика и организация научных исследований, качество учебной деятельности, интернационализация программ, основные компетенции, их оценка, присуждение дипломов с отличием, дидактическая концепция, стоимость обучения одного студента, средняя учебная нагрузка и т. д.

Процесс аккредитации тесно связан с понятием «бенчмарка». Бенчмарка — это стандартная отметка, точка отсчета или критерий, с помощью которого можно измерить или оценить качество. Значения бенчмарок могут устанавливаться на минимально допустимом, среднем или максимальном уровне (уровне эталона).

На первом подходе основана традиционная модель аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ. Как правило, аккредитация предполагает соответствие минимальным стандартам, что дает слабым вузам стимул к развитию, однако лишает его лидирующие университеты. При установлении бенчмарок на уровне эталона учитывается возможность превышения норматива, количественное или качественное превосходство. Этот подход к аккредитации применяется в качестве характеристики движения и стимула для дальнейшего развития.

Использование бенчмаркинга аккредитационными агентствами получило наибольшее распространение в Австралии, Германии, Великобритании, Испании. Все большее внимание этому инструменту уделяется и в России.

Вузыг как инициаторыг бенчмаркин-говыгх проектов. Достаточно много вузов в настоящее время являются инициаторами бенчмаркинговых проектов: это Университет Оулу (Финляндия), Копенгагенская бизнес-школа (Дания), Институт Кими Политехник (Финляндия), Мельн-бургский университет (Австралия).

С точки зрения вуза бенчмаркинг — это инструмент самосовершенствования, предполагающий непрерывную оценку внутренних процессов и их сравнение с процессами конкурентов и лидеров рынка с целью получить информацию, полезную для улучшения собственных показателей, адаптировать и использовать ее в работе своей организации.

На уровне вуза вопросами бенчмаркинга должен заниматься специализированный отдел. В частности, в Мельнбург-ском университете эти вопросы находят-

111!111Й1И1!Ш № 4,

ся в компетенции планового отдела, который осуществляет бенчмаркинговые проекты с национальными и зарубежными институтами, занимается мониторингом положения университета в рейтингах.

Целями бенчмаркинговых проектов, инициированных вузами, могут быть разработка новой бенчмаркинговой методологии; развитие сотрудничества с иностранными партнерами;интернационали-зация образовательных программ; определение международного уровня университета и создание стимулов к постоянному совершенствованию.

Бенчмаркинг часто становится мощным инструментом построения тесных партнерских отношений, способствующих интеграции вуза в другую образовательную культуру. Бенчмаркинговый проект может стать фундаментом для студенческих и преподавательских обменов, разработки совместных образовательных программ, выполнения совместных проектов.

У российских вузов уже есть небольшой опыт осуществления международных бенчмаркинговых проектов. Здесь можно отметить такие проекты, как Российско-британский «МАКЯи»; «Предпринимательский университет» (Е8Ми, Лондонский университет «Метраполи-тан», Нижегородский университет); «Внедрение принципов Болонского процесса в деятельность Нижегородского университета» (Е8МИ, Лондонский университет «Метраполитан», Дублинский университетский колледж, Нижегородский университет).

Таким образом, бенчмаркинг играет важную роль в процессах взаимного сближения образовательных систем и установления продуктивных взаимосвязей между вузами, что в перспективе должно обеспечить конкурентоспособность конкретного вуза, региональной и национальной системы образования, европейского образовательного пространства.

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ — ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: региональный аспект

В. П. Букин, декан факультета инновационные технологий обучения Пензенского государственного университета, профессор

В последнее время в сфере образования Пензенской области активизировалась деятельность, направленная на повышение эффективности и качества профессионального образования как важнейшего условия профессиональной социализации молодежи. Под профессиональной социализацией молодежи мы понимаем процесс освоения индивидом определенных профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Она предполагает обрете-

ние индивидом профессии, вхождение в профессиональную среду и реализацию накапливаемого профессионального опыта.

Реально оценив ситуацию в системе профессионального образования, Правительство Пензенской области определило три основных вектора развития интеграционных процессов и работодателей области.

1-й вектор — инновация организации управления — включает в себя: — переход от существования локальных учреждений к интеграции в регио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.