Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ КОРПОРАЦИИ'

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ КОРПОРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КОРПОРАЦИИ / "ЭТАЛОН" ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ КОРПОРАЦИИ / КРИЗИС ЭКОНОМИКИ / ОПТИМАЛЬНОЕ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавшаева Карина Викторовна, Карпушкин Артем Александрович

В статье представлено описание возможности применения инструмента «бенчмаркинг» в управлении финансовым состоянием современной российской корпорации в условиях кризиса экономики. Основной научный результат: разработка методики применения такого инструмента, как бенчмаркинг в финансовом менеджменте корпорации. Разработанная методика апробирована на информационной базе ПАО «Саранский приборостроительный завод». Результаты апробации доказывают практическую значимость применения инструмента бенчмаркинга в финансовом управлении корпорации, поскольку позволяют оперативно проводить мероприятия оптимизации финансового менеджмента на основе выявленных негативных факторов в сравнении с эталонным (оптимальным) финансовым состоянием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AS A TOOL FOR MANAGING THE FINANCIAL CONDITION OF A CORPORATION

The article presents a description of the possibility of using the «benchmarking» tool in managing the financial condition of a modern Russian corporation in the context of an economic crisis. The main scientific result: the development of a methodology for using such a tool as benchmarking in the financial management of a corporation. The developed technique was tested on the information base of PJSC «Saransk Instrument-Making Plant». The results of the approbation prove the practical significance of using the benchmarking tool in the financial management of a corporation, since they allow for the prompt implementation of financial management optimization measures based on the identified negative factors in comparison with the reference (optimal) financial condition of the corporation.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ КОРПОРАЦИИ»

Образец ссылки на эту статью: Шавшаева К.В., Карпушкин А.А. Бенчмаркинг как инструмент управления финансовым состоянием корпорации // Бизнес и дизайн ревю. 2023. № 2 (30). С. 76-86.

УДК 336.647

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ КОРПОРАЦИИ

Шавшаева Карина Викторовна

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия (430001, Саранск, ул. Полежаева 44), студент магистратуры, shavshaeva.k889@yandex.ru, +7-952-072-67-20

Карпушкин Артем Александрович

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия (430001, Саранск, ул. Полежаева 44), студент магистратуры, Karpushkin2000@mail.ru., +7-927-973-87-55

Аннотация. В статье представлено описание возможности применения инструмента «бенчмаркинг» в управлении финансовым состоянием современной российской корпорации в условиях кризиса экономики. Основной научный результат: разработка методики применения такого инструмента, как бенчмаркинг в финансовом менеджменте корпорации. Разработанная методика апробирована на информационной базе ПАО «Саранский приборостроительный завод». Результаты апробации доказывают практическую значимость применения инструмента бенчмаркинга в финансовом управлении корпорации, поскольку позволяют оперативно проводить мероприятия оптимизации финансового менеджмента на основе выявленных негативных факторов в сравнении с эталонным (оптимальным) финансовым состоянием.

Ключевые слова: бенчмаркинг; финансовый менеджмент в корпорации; «эталон» финансового управления; финансовая устойчивость и платежеспособность корпорации; кризис экономики; оптимальное финансовое состояние.

BENCHMARKING AS A TOOL FOR MANAGING THE FINANCIAL CONDITION OF A CORPORATION

Shavshaeva Karina Viktorovna

FGBOU VO «Moscow State University. N.P. Ogaryov», Saransk, Russia (430001, Saransk, Polezhaeva St. 44), master's student, shavshaeva.k889@yandex.ru, +7-952-072-67-20

Karpushkin Artem Alexandrovich

FGBOU VO «Moscow State University. N.P. Ogaryov», Saransk, Russia (430001, Saransk, Polezhaev St. 44), master's student, Karpushkin2000@mail.ru

Abstract. The article presents a description of the possibility of using the «benchmarking» tool in managing the financial condition of a modern Russian corporation in the context of an economic crisis. The main scientific result: the development of a

methodology for using such a tool as benchmarking in the financial management of a corporation. The developed technique was tested on the information base of PJSC «Saransk Instrument-Making Plant». The results of the approbation prove the practical significance of using the benchmarking tool in the financial management of a corporation, since they allow for the prompt implementation of financial management optimization measures based on the identified negative factors in comparison with the reference (optimal) financial condition of the corporation.

Key words: benchmarking; financial management in a corporation; "standard" of financial management; financial stability and solvency of a corporation; economic crisis; optimal financial condition.

Введение

Российская экономика 2020-2023 гг. представлена кризисными условиями на фоне пандемии COVID-19 и ее последствий, геополитической напряженности, санкционного давления зарубежных государств. Представленные факторы оказывают негативное воздействие на функционирование российских корпораций. Так, к примеру, на фоне пандемии COVID-19 и ее последствий (падение спроса, замедление темпов логистики) прибыль большинства российских компаний была представлена тенденциями сокращения. В условиях санкционного давления российские корпорации сократили масштабы внешнеторговой деятельности, что повлияло на прибыль. В сложившихся условиях особое внимание требуется уделить системе управления финансовым состоянием в целях предотвращения риска финансовой несостоятельности (банкротства). Одним из инструментов управления финансовым состоянием корпорации является бенчмаркинг. В научной теории данный инструмент рассматривается в проекции исключительно маркетинга, что, с одной стороны, целесообразно. Однако, с другой стороны, данный инструмент позволяет оптимизировать и финансовое состояние на основе приведения его к эталонному (оптимальному) состоянию.

Цель исследования. Представить описание инструмента «бенчмаркинг» с позиции управления финансовым состоянием корпорации. Сформировать алгоритм проведения бенчмаркинга для оптимизации финансового состояния корпорации (апробировано на информационной базе ПАО «Саранский приборостроительный завод»).

Методы исследования

При работе над статьей авторы использовали следующие методы:

1) сравнение, определяющее основу инструмента бенчмаркинга. Сравнение проводилось в разрезе лучших практик управления финансовым состоянием корпорациями и в разрезе эталонных (оптимальных) значений;

2) синтез полученных знаний как формирование идеологической и эмпирической ценности описываемой методики бенчмаркинга;

3) статистическая обработка данных бухгалтерской (финансовой) отчетности российских корпораций.

Результаты исследования и их обсуждение

Финансовое состояние - комплексная характеристика, отражающая оптимальность денежных потоков, уровень платежеспособности и ликвидности, ее результативность (эффективность) функционирования, тип финансовой устойчивости. В основе определения типа финансового состояния корпорации - показатели имущественного комплекса, источников финансирования деятельности корпорации и показатели ее финансовых результатов. Управление финансовым состоянием - основа развития корпорации. Хаотичные меры управления не являются рациональными с позиции эффективности принимаемых экономических решений.

Корпорации - многомасштабные, что определяет временной лаг при принятии экономических решений. То есть между моментом принятия решений и его практической отдачей представлен значительный временной отрезок. Поэтому система управления финансовым состоянием формирует основу для принятия долгосрочных, рациональных и эффективных экономических решений [1].

Направлений управления финансовым состоянием множество: финансовый контроль, управление рисками, бюджетирование, управленческий учет и пр. Однако, реализовать в корпорации все представленные направления затруднительно в силу высокого уровня затрат и сложностей изменения организационной структуры (что является необходимым условием внедрения представленных направлений финансового управления).

Бенчмаркинг - оптимальный инструмент, который предусматривает минимальные затраты на внедрение, позволяет формировать расширенную информационную базу для принятия экономических решений.

Так, в любой отрасли представлены «компании-лидеры». Данные компании характеризуются стабильным финансовым состоянием, высоким уровнем продаж, развитой системой финансового управления. Сравнение с такими компаниями позволяет определить недостатки действующего финансового менеджмента определенной корпорации. Однако, эталон для каждой корпорации различается. Например, если рассматривать предприятия малого или среднего бизнеса, эталоном выступает лидер отрасли местного или регионального рынка. Для более крупных компаний эталоном могут являться показатели международных корпораций. В данном случае следует рассматривать логический аспект применения бенчмаркинга [2].

В целом, бенчмаркинг финансового состояния требует определения взаимосвязи между алгоритмами расчетов традиционных экономическому анализу финансовых коэффициентов и применением эталонных (оптимальных) значений данных коэффициентов. С данной позиции можно представить широкое определение бенчмаркинга [3].

Бенчмаркинг - инструмент, с помощью которого проводится сравнительный анализ. Подобный анализ осуществляется на основе различных эталонов. Эталоном при этом выступает максимальное / минимальное значение интегрированного показателя / показателей.

Бенчмаркинг отличается от традиционного сравнительного анализа (сравнение показателей за несколько лет) рядом принципов:

1) несколько объектов сравнения, эталонов сравнения. Несколько объектов сравнения предусматривает наличие расширенной информационной базы нескольких корпораций. Эталоны предполагают наличие нескольких оптимальных значений;

2) принцип достоверности используемых информационных баз. Как и при применении любых других инструментов финансового анализа, в бенчмаркинге важно сформировать достоверную информационную базу (отсутствие искажений преднамеренных или случайных). Формирование информационной базы может осуществляться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности или на основе маркетинговых разведок;

3) принцип аналогии. Показатели нескольких объектов сравнения должны быть аналогичными, что является целесообразным для российских корпораций, поскольку действующим законодательством установлены обязательные критерии и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) измеримость. Все показатели, используемые в бенчмаркинге, должны быть представлены в числовом выражении [4].

В экономической литературе представлены рейтинговые оценки финансового состояния. Отметим, что в качестве основы формирования методики бенчмаркинга были применены результаты научных трудов А. Д. Шеремета (рейтинговая оценка в анализе финансового состояния).

Однако, в данном контексте определим, что базой сравнения (эталоном) в бенчмаркинге могут выступать различные информационные базы. Сравнение может проводиться с:

- показателями предыдущих лет. В данном подходе определяется промежуток времени (рекомендуем не менее 10 лет), в рамках которого будет проводиться финансовый анализ. Определенные лучшие показатели конкретной корпорации рассматриваются как эталон. То есть фактические значения сравниваются с лучшими в рамках выбранного периода функционирования корпорации;

- показателями конкурентов отрасли. В данном контексте бенчмаркинг представлен формированием рейтинга корпораций. Определяется место исследуемой корпорации и в дальнейшем разрабатываются меры укрепления финансового состояния (преимущественно, в рамках финансовой стратегии);

- показателями наиболее развитых, масштабных корпораций региона, страны. Методика аналогична, как и в рамках показателей конкурентов. Но, в данном случае следует обратить внимание на особенности отрасли функционирования корпорации. Например, постоянство активов может отличаться у отраслей, что определено исключительно их особенностями, а не финансовым состоянием;

- прочие базы сравнения, которые имеют значение для управления финансовым состоянием [5].

Таблица 1 - Алгоритм бенчмаркинга (авторский подход)

Этап Описание

1. Определение объектов сравнения Вначале требуется выявить наиболее «успешных» конкурентов рынка, отрасли, страны в отношении исследуемой корпорации. Данная информация представлена в рамках маркетинговой службы и может выступать основой для дальнейшего проведения финансового анализа в корпорации

2. Определение показателей Выбираются те показатели, которые представляют наибольшую ценность при управлении финансовым состоянием. Могут применяться традиционные для финансового анализа блоки показателей: рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость, платежеспособность

3. Формирование информационной базы, расчет показателей для каждого объекта сравнения Информационная база может включать: данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, результаты маркетинговой разведки, информация относительно макроэкономической динамики

4. Сравнение рассчитанных показателей с эталонами (методика А. Д. Шеремета) Исходные данные представляются в виде матрицы (ау), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей ^ = 1, 2, 3 ... п), а по столбцам - номера предприятий ( = 1, 2, 3 ... т). По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (т + 1) Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия (фактическое значение / эталонное)

5. Корпорации ранжируются по интегрированному показателю Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением сравнительной оценки Интегрированный показатель определяется на основе формулы:

6. Теория «зон безопасности, пороговых значений» финансового состояния [6] Данный блок в рамках разработанной методики позволяет оценить соответствие предприятия заданным параметрам «безопасного финансового состояния». Используется для проверки результатов бенчмаркинга

Вне зависимости от того, какая база сравнения была выбрана, алгоритм в целом будет типичен. Представим следующий алгоритм бенчмаркинга в проекции управления финансовым состоянием корпорации (таблица 1).

Апробируем представленный алгоритм на примере ПАО «Саранский приборостроительный завод» (ПАО «СПЗ»). Определим, что данная корпорация является одной из крупнейших в Республике Мордовия. При этом в отрасли конкурентом является ПАО «Электровыпрямитель».

На первом этапе требуется рассчитать финансовые коэффициенты. Принимая во внимание, что ключевыми характеристиками финансового состояния являются: эффективность деятельности предприятия (рентабельность), финансовая устойчивость, ликвидность, деловая активность, нами была осуществлена выборка показателей. Объем показателей определяется аналитиками / менеджерами самостоятельно. Однако, рекомендуем рассчитывать ключевые финансовые коэффициенты в целях возможности оперативного принятия решений.

Представим рассчитанные финансовые коэффициенты для каждой компании (ПАО «Саранский приборостроительный завод» и ПАО «Электровыпрямитель») в таблице 2.

Таблица 2 - Расчет финансовых коэффициентов для бенчмаркинга

Показатели 1 (ПАО «СПЗ») 2 (ПАО «Электровыпрямитель»)

1 Рентабельность активов 24,25 12,22

2 Чистая рентабельность активов 11,77 1,07

3 Рентабельность 27,85 1,42

собственного капитала

4 Рентабельность 27,81 4,39

производственных фондов

5 Чистая рентабельность продаж 10,6 1,35

6 Рентабельность продаж 20,2 15,42

7 Фондоотдача 2,4935 3,2512

8 Оборачиваемость 1,6390 1,1422

оборотных активов

9 Оборачиваемость запасов 3,4497 2,7806

10 Оборачиваемость 6,1011 4,1995

дебиторской задолженности

11 Коэффициент текущей ликвидности 1,1746 6,3407

12 Индекс постоянного актива 0,999 0,4069

13 Коэффициент автономии 0,4374 0,7519

Все представленные показатели далее представляются в формате обработанных данных для последующего ранжирования. Обработка исходных данных осуществляется в рамках эталонного значения показателей

(максимального / минимального значения исходя из специфики финансового коэффициента).

Обработанные исходные данные представим в таблице 3. Таблица 3 - Обработанные данные для ранжирования

Показатели ПАО «СПЗ» ПАО «Электровыпрямитель» Эталонное значение

1 Рентабельность 1,0000 0,5039 0,2425

активов

2 Чистая 1,0000 0,0909 0,1177

рентабельность

активов

3 Рентабельность 1,0000 0,0510 0,2785

собственного капитала

4 Рентабельность 1,0000 0,1579 0,2781

производственных фондов

5 Чистая 1,0000 0,1274 0,106

рентабельность продаж

6 Рентабельность 1,0000 0,7634 0,202

продаж

7 Фондоотдача 0,7669 1,0000 3,2512

8 Оборачиваемость 1,0000 0,6969 1,639

оборотных активов

9 Оборачиваемость 1,0000 0,8060 3,4497

запасов

10 Оборачиваемость дебиторской 1,0000 0,6883 6,1011

задолженности

11 Коэффициент 0,1852 1,0000 6,3407

текущей ликвидности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Индекс постоянного 1,0000 0,4073 0,999

актива

13 Коэффициент 0,5817 1,0000 0,7519

автономии

Расчет интегрированного показателя осуществляется в рамках специальной формулы, представленной нами в теоретической части. Интегрированный показатель позволяет определить ту корпорацию, чье финансовое состояние на порядок выше. Однако, аналитиками / менеджерами может быть выбрано недостаточное количество объектов сравнения или в целом будет осуществлен нерациональный выбор объектов сравнения. В таком случае ранжирование не предоставит достоверную информацию относительно эталонных значений показателя. Мы рекомендуем в данном случае также использовать зонную теорию. Данная теория широко распространена при анализе уровня экономической (финансовой) безопасности корпорации [7]. Но, мы рекомендуем ее проводить на заключительных этапах бенчмаркинга для проверки рациональности и эффективности сравнительного анализа.

Расчет интегрированного показателя финансового состояния для корпораций, рассматриваемых нами ранее представим в таблице 4.

Таблица 4 - Расчет интегрированного показателя

Показатели ПАО «СПЗ» ПАО «Электровыпрямитель»

1 Рентабельность активов 0,0000 0,8592

2 Чистая рентабельность активов 0,0000 1,5746

3 Рентабельность собственного 0,0000 1,6437

капитала

4 Рентабельность 0,0000 1,4586

производственных фондов

5 Чистая рентабельность продаж 0,0000 1,5115

6 Рентабельность продаж 0,0000 0,4099

7 Фондоотдача 0,4037 0,0000

8 Оборачиваемость оборотных 0,0000 0,5250

активов

9 Оборачиваемость запасов 0,0000 0,3359

10 Оборачиваемость дебиторской задолженности 0,0000 0,5398

11 Коэффициент текущей 1,4112 0,0000

ликвидности

12 Индекс постоянного актива 0,0000 1,0266

13 Коэффициент автономии 0,7245 0,0000

Интегрированный показатель: 2,5393 9,8849

В рамках данного интегрированного показателя лидирующей является та корпорация, которая характеризуется наименьшим значением. Так, ПАО «Саранский приборостроительный завод» представлено более стабильным финансовым состоянием. Но, следует обратить внимание на коэффициенты текущей ликвидности и автономии. То есть у корпорации представлен чрезмерный высокий уровень заемного капитала в сравнении с ПАО «Электровыпрямитель» [8].

Таблица 5 - Логарифмирование показателей

Коэффициент Фактическое значение Пороговое значение Не более Не менее в %

У> 1 У <1 У> 1 У <1

Текущая ликвидность 1,1746 Не менее 1-2 - 0,92 92,07

Автономия 0,4374 Не менее 0,5 0,93 92,59

Проверим результаты анализа с позиции зонной теории. В рамках данной теории формируется таблица, в которой определяются фактические значения финансовых коэффициентов и их оптимальные значения. На основе логарифмирования представленных значений и осуществляется распределение по представленным зонам (таблица 5).

Согласно зонной теории экономической безопасности, существует пять зон (групп) риска, которые можно представить следующим образом: 1) Зона «катастрофического риска» 25; 2) Зона «критического риска» 25-50; 3) Зона «значительного риска» 50-75; 4) Зона «умеренного риска» 75-100; 5) Зона «стабильности» 100 и более.

Представленные коэффициенты можно отнести к зоне «умеренного риска». То есть корпорация характеризуется стабильным финансовым состоянием. Но, при отсутствии мер финансовой стабилизации может возникнуть риск финансовой несостоятельности (банкротства) [9].

В рамках выделенных проблем рекомендуется обратить внимание в управлении финансовым состоянием ПАО «Саранский приборостроительный завод» на величину заемного капитала. В первую очередь требуется минимизировать уровень кредиторской задолженности. Наравне с сокращением заемного капитала требуется увеличить величину собственного капитала корпорации. Преимущественным источником собственного капитала в данном случае является нераспределенная прибыль [10].

Выводы

В современных условиях российские корпорации находятся под воздействием кризиса. В таких условиях важно особое внимание уделять системе управления финансовым состоянием корпорации. Одним из инструментов управления финансовым состоянием является бенчмаркинг. В России на данном этапе развития финансового менеджмента данный инструмент не рассматривается как ключевой, что может быть определено несколькими факторами: сложностью формирования достоверной информационной базы для сравнительного анализа, отсутствием конкретных методик и алгоритма проведения бенчмаркинга. В статье мы представили алгоритм, который может использоваться в рамках осуществления бенчмаркинга финансового состояния корпорации. Алгоритм включает в себя последовательность следующих этапов: 1) определение объектов сравнения; 2) определение показателей; 3) формирование информационной базы, расчет показателей для каждого объекта сравнения; 4) сравнение рассчитанных показателей с эталонами; 5) корпорации ранжируются по интегрированному показателю; 6) теория «зон безопасности, пороговых значений» финансового состояния. Бенчмаркинг был апробирован на примере информационной базы ПАО «Саранский приборостроительный завод». Проведение анализа показало, что корпорация лидирует по финансовому состоянию (в сравнении с ПАО «Электровыпрямитель»). Тем не менее, необходимо обратить внимание на разработку мероприятий сокращения величины заемного капитала. О

необходимости разработки мероприятий в данном направлении можно судить по динамике интегрированных показателей ликвидности и автономии. Данные мероприятия рассматриваются при разработке финансовой стратегии в системе управления финансовым состоянием.

Список литературы

1. Шеремет А.Д. Комплексный анализ показателей устойчивого развития предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 45. С. 2-10.

2. Бельгибаева Ж.Ж. Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью университета // Актуальные исследования. 2021. № 4(31). С. 4648.

3. Юрасов М.С. Особенности технологии бенчмаркинга и перспективы её развития в России // Студенческий вестник. 2020. № 4-3(102). С. 53-58.

4. Белова Е.А. Использование бенчмаркинга в деятельности транспортно-логистических компаний // Вектор экономики. 2021. № 1. С. 16-20.

5. Журавлева О.В. Бенчмаркинг как способ повышения эффективности операционной деятельности предприятия // Инновационная экономика и право. 2022. № 2(21). С. 14-21.

6. Земскова Е.С. Оценка остроты кризисных ситуаций в социальной сфере Российской федерации // Контентус. 2016. № 12(53). С. 33-38.

7. Жуковская С.Л., Шакирова Н.Н. Финансовый бенчмаркинг: требования к формированию аналитических показателей // Вектор экономики. 2022. № 5(71).

8. Кожевникова А.А. Проблемы и перспективы развития бенчмаркинга в России. Проблемы современного социума. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов. Волгоград: Волгоградский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. С. 335-338.

9. Мирзоалиев А.А. Бенчмаркинг как особый инструмент анализа финансовой отчетности // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. 2021. № 1(35). С. 123-136.

10. Соболев М.Б. Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью строительной организации // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 1-2(71). С. 131-132.

References

1. Sheremet A.D. Kompleksnyi analiz pokazatelei ustoichivogo razvitiia predpriiatiia (Comprehensive analysis of indicators of sustainable development of the enterprise), Ekonomicheskii analiz: teoriia ipraktika, 2014, no 45, pp. 2-10.

2. Belgibaeva Zh.Zh. Benchmarking kak instrument upravleniia konkurentosposobnostiu universiteta (Benchmarking as a tool for managing the competitiveness of the university), Aktualnye issledovaniia, 2021, no 4(31), pp. 46-48.

3. Iurasov M.S. Osobennosti tekhnologii benchmarkinga i perspektivy ee razvitiia v Rossii (Peculiarities of benchmarking technology and prospects for its development in Russia), Studencheskii vestnik, 2020, no 4-3(102), pp. 53-58.

4. Belova E.A. Ispolzovanie benchmarkinga v deiatelnosti transportno-logisticheskikh kompanii (The use of benchmarking in the activities of transport and logistics companies), Vektor ekonomiki, 2021, no 1, pp. 16-20.

5. Zhuravleva O.V. Benchmarking kak sposob povysheniia effektivnosti operatsionnoi deiatelnosti predpriiatiia (Benchmarking as a way to improve the efficiency of an enterprise's operations), Innovatsionnaia ekonomika iparvo, 2022, no 2(21), pp. 14-21.

6. Zemskova E.S. Otsenka ostroty krizisnykh situatsii v sotsialnoi sfere Rossiiskoi federatsii (Estimation of severity of crisis situations in the social sphere of the Russian Federation), Kontentus, 2016, no 12(53), pp. 33-38.

7. Zhukovskaia S.L., Shakirova N.N. Finansovyi benchmarking: trebovaniia k formirovaniiu analiticheskikh pokazatelei (Financial benchmarking: requirements for the formation of analytical indicators), Vektor ekonomiki, 2022, no 5(71).

8. Kozhevnikova A.A. Problemy i perspektivy razvitiia benchmarkinga v Rossii (Problems and prospects for the development of benchmarking in Russia), Materialy XII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, studentov, magistrantov i aspirantov. Volgograd: Volgogradskii filial REU im. G.V. Plekhanova, 2020, pp. 335-338.

9. Mirzoaliev A.A. Benchmarking kak osobyi instrument analiza finansovoi otchetnosti (Benchmarking as a special tool for analyzing financial statements), Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta kommertsii, 2021, no 1(35), pp. 123-136.

10. Sobolev M.B. Benchmarking kak instrument upravleniia konkurentosposobnostiu stroitelnoi organizatsii (Benchmarking as a tool for managing the competitiveness of a construction organization), Evraziiskoe Nauchnoe Obieedinenie, 2021, no 1-2(71), pp. 131-132.

Статья поступила в редакцию 20.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.