Научная статья на тему 'Белорусская экономическая модель – ретроспектива, проблемы и резервы роста'

Белорусская экономическая модель – ретроспектива, проблемы и резервы роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая модель / эффективность / конкурентоспособность / economic model / effectiveness / competitiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дайнеко Алексей Евгеньевич, Грибоедова Ирина Анатольевна, Садовская Татьяна Владимировна

Статья посвящена ретроспективному анализу социально-экономического развития Республики Беларусь. Выявлены сильные стороны и резервы роста экономики страны, в том числе посредством сопоставления основных макроэкономических показателей с уровнем и динамикой стран-партнеров по ЕАЭС, СНГ и лидеров на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дайнеко Алексей Евгеньевич, Грибоедова Ирина Анатольевна, Садовская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELARUSIAN ECONOMIC MODEL – RETROSPECTIVE REVIEW, PROBLEMS AND GROWTH RESERVES

The article deals with retrospective review of social and economic development of the Republic of Belarus. Advantages and the country's economy reserves of growth are revealed. There are considered as well the key macroeconomic indicators and their dynamics of the Republic of Belarus in comparison with those of the EEU and CIS members as well as of the global leaders.

Текст научной работы на тему «Белорусская экономическая модель – ретроспектива, проблемы и резервы роста»

>

Дайнеко А.Е.,

директор Государственного научного учреждения «Институт экономики НАН Беларуси», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси; Грибоедова И.А.,

заместитель директора по научной и инновационной работе ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси», кандидат экономических наук, доцент;

Садовская Т.В.,

заведущая отделом мониторинга социально-экономического развития ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси», кандидат экономических наук, доцент

БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ -РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА

ДАЙНЕКО А.Е., ГРИБОЕДОВА И.А., САДОВСКАЯ Т.В. БЕЛАРУСЬ ИКТИСОДИЙ МОДЕЛИ - ИСТИКБОЛЛАР, МУАММОЛАР ВА УСИШ ИМКОНИЯТЛАРИ

Мак,ола Беларусь Республикаси ижтимоий-ик,тисодий тарак,к,иёти истик,болларининг тах,лилига баFишланган. Давлат ик,тисодий тарак,к,иёти, хусусан, асосий макроик,тисодий курсаткичларни Евроосиё Ик,тисодий х,амкорлик ташкилотига аъзо давлатлар, Мустак,ил Давлатлар Хамдустлиги ва жах,ондаги етакчи давлатларнинг даражаси ва динамикаси билан киёслаш ёрдамида кучли жих,атлари ва имкониятлари аник,ланган.

Таянч иборалар: ик,тисодий модель, самарадорлик, рак,обатбардошлик.

ДАЙНЕКО А.Е., ГРИБОЕДОВА И.А., САДОВСКАЯ Т.В. БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - РЕТРОСПЕКТИВА, ПРОБЛЕМЫ И РЕЗЕРВЫ РОСТА

Статья посвящена ретроспективному анализу социально-экономического развития Республики Беларусь. Выявлены сильные стороны и резервы роста экономики страны, в том числе посредством сопоставления основных макроэкономических показателей с уровнем и динамикой стран-партнеров по ЕАЭС, СНГ и лидеров на мировой арене.

Ключевые слова: экономическая модель, эффективность, конкурентоспособность

DAYNENKO A.E., GRIBOEDOVA I.A., SADOVSKAYA T.V. BELARUSIAN ECONOMIC MODEL - RETROSPECTIVE REVIEW, PROBLEMS AND GROWTH RESERVES

The article deals with retrospective review of social and economic development of the Republic of Belarus. Advantages and the country's economy reserves of growth are revealed. There are considered as well the key macroeconomic indicators and their dynamics of the Republic of Belarus in comparison with those of the EEU and CIS members as well as of the global leaders.

Keywords: economic model, effectiveness, competitiveness.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Проведенный в статье анализ представляет собой доказательную базу того факта, что проблема кроется не в сущности идеи развития Беларуси, где каждый концепт определен безусловно верно. Необходима корректировка - но не содержания модели, а его прочтения и исполнения на местах.

Немногим более двух десятилетий назад перед молодой суверенной Беларусью стояла задача построить государство, которое надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует порядок, охраняет общество от анархии и произвола, защищает от любых угроз извне, гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь тем, кто самостоятельно не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.

Магистральный путь, отраженный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы - построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1996 года № 464 «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы» содержал раздел «Перспективная модель экономики страны». Постепенно генеральная идея перспектив развития белорусской государственности воплотилась в понятие белорусской экономической модели, получившей название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики.

Впервые - как таковое - четкое определение «белорусской модели развития» прозвучало в выступлении Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 22 марта 2002 года на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов, определившим следующие черты этой модели:

- построение сильного и эффективного государства, подразумевающее обеспечение политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, национальной безопасности,

территориальной целостности и суверенитета страны;

- обеспечение равноправия всех форм собственности и хозяйствования;

- осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства;

- развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры;

- многовекторность внешнеэкономических связей;

- проведение сильной социальной политики государства. Основная задача белорусской экономической модели - на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни - как для всего общества, так и для отдельных его групп.

Переход к перспективной модели развития не может быть единовременным, он требует длительного адаптивного периода. Развитие белорусской государственности постоянно находит свое отражение в отечественной идеологии, однако неоспорим тот факт, что вносимые коррективы не меняют ее сути, лишь концентрируя приоритеты на наиболее актуальных и злободневных направлениях социально-экономической жизни. Что касается проблем в реализации намеченной цели, то они, безусловно, есть. Дальнейшее формирование условий, в которых страна будет стабильно развиваться, а белорусские граждане - чувствовать свою защищенность и уверенность в завтрашнем дне, требует объективной, неприкрашенной оценки достигнутых результатов, установления причинно-следственных связей удач и ошибок, успеха Беларуси в мировом мас-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

f 4 йктйсодйёГндздрйясИваМлкройктйсодйётУ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

Рис. 1. Визитная карточка Республики Беларусь

Территория: 207,6 тыс. км2

Население: 9,481 млн человек (на 1 января 2015 года)

ВВП в 2014 году: - 778,5 трлн руб. (номинальный ВВП в текущих ценах)

Валюта: - Средний официальный курс белорусского рубля (BYR), 1 USD = 10 216 BYR (по состоянию на 2014 год)

Рейтинги: —

Индекс человеческого развития - 53 место;

Ведение Бизнеса - 63 место: Глобальный индекс инноваций - 58 место

Ключевые исторические события

Подписание Договора о Союзном государстве России и Беларуси t

Беларуси присвоены рейтинги агенств S&P and Moody's i

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана

ziz

Проведение в

Беларуси чемпионата мира по хоккею

>

1991

1997

2000 Zп

2007

2009

2011

2012

2014

2015

Приобретение независимости, членство в СНГ, МВФ и Всемирном банке

Создание ЕврАзЭС (Беларусь, Россия, Кыргызстан, Таджикистан)

Беларусь вошла в программу ЕС "Восточное партнёрство"

Создание

ЕЭП Беларуси, России и Казахстана

Создание ЕАЭС Беларуси, России и Казахстана

штабе и ее отставания от намеченных ориентиров.

Путь независимости Республики Беларусь длится немногим более двадцати лет. За это время в социально-экономической и общественно-экономической жизни страны произошло большое количество изменений, ставших для Беларуси судьбоносными. «Паспортные данные» экономики современной Беларуси - это следующие зачастую противоречивые составляющие ее делового имиджа, с которыми республика включилась в процессы мировой интеграции (рис. 1):

- экономика среднеевропейского размера с одной из самых высоких в регионе степенью открытости (интеграции в мировые рынки): экспорт товаров и услуг составляет порядка 80% от ВВП, что предопределяет высокую зависимость экономического развития республики от динамики глобальной мирохозяйственной системы и основных внешнеторговых партнеров;

- значительные земельные, водные, лесные ресурсы и одновременное отсутствие богатого набора минерально-сырьевых ре-

сурсов (за исключением калийных и каменных солей и сырья для производства строительных материалов и др.), что вызывает зависимость от импорта сырья и энергоносителей;

- территориальное расположение на перекрестке основных транспортных коридоров и развитая система транспортных коммуникаций;

- исторически сложившаяся специализация экономики страны на переработке;

- хорошо развитая промышленность, ведущие отрасли которой - машиностроение (производство сельскохозяйственной техники и большегрузных автомобилей), нефтепереработка, пищевая промышленность тесно связаны с экономической и политической конъюнктурой российского рынка;

- агропродовольственный комплекс, продукция которого пользуется заслуженно высокой репутацией не только у потребителей республики, но и на ее внешнем контуре;

- достаточно мощная строительная база;

ЩТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

- высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

- значительный научно-технический потенциал;

- ограниченность уровня интеграции в глобальное научно-технологическое пространство нижними этажами международной кооперации (преобладающие поставки низко- и среднетехнологичной продукции с невысокими параметрами добавленной стоимости), а также донорством креативных идей и их создателей;

- реноме страны с сильной социальной политикой, направленной на защиту всех элементов социальной структуры общества, а также интересов, достойного уровня и качества жизни населения страны при одновременной ограниченности лимита общественных благ средневысоким уровнем дохода на душу населения в размере 17,6 тыс. долл. США.

Таким образом, сегодня вопросы успешной интеграции в мировое экономическое пространство имеют для республики определяющее значение. С одной стороны, за исторический отрезок суверенитета и независимости в Беларуси создана современная экономика, введены в строй сотни предприятий, построены сотни тысяч квартир, достигнуты значительные успехи в здравоохранении и образовании. В стране есть свои национальные бренды, и это не только традиционно известные БелАЗы, тракторы и комбайны, но и новые солидные фирмы в области высоких технологий, пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности.

Однако и мир два последних десятилетия также не стоял на месте, поэтому предвидение и формирование предстоящих тенденций экономической жизни Беларуси в первую очередь должно основываться на полноценном анализе ретроспективы развития и происходящих в настоящее время событий. Залог обоснованности прогнозов заложен в ориентации на позицию У.Черчилля: «Чем больше вы углубляетесь в прошлое, тем лучше видно будущее».

Мощь страны в первую очередь определяется накопленным экономическим потенциалом и эффективностью его реализации, что и составляет стержневое звено социально ориентированной рыночной экономики.

Несмотря на то обстоятельство, что на момент дезинтеграции СССР Беларусь была одной из наиболее экономически развитых республик СССР с достаточно передовой промышленностью, развитым сельским хозяйством и исключительно высоким научным потенциалом, нарастание центробежных тенденций на постсоветском пространстве, развал традиционных рынков, разрыв экономический связей, возросшая стоимость энергетических и сырьевых ресурсов существенно сузили «окно возможностей» Беларуси. В результате на протяжении 5 лет суверенного существования страны - до 1995 года - наблюдался колоссальный экономический спад. Экономический рост начался уже в 1996 году, и темпы прироста ВВП Беларуси были одними из самых высоких в мире.

Системный анализ состояния и тенденций социально-экономического развития Республики Беларусь свидетельствует о положительной динамике процессов эволюционной трансформации и модернизации национальной экономики. За 2000-2013 годы ВВП Беларуси вырос в 2,2 раза, ВВП на душу населения в долларах по паритету покупательной способности увеличился еще более весомо - в 3 раза (рис. 2).

Учитывая, что удельный вес площади Беларуси в мире составляет только 0,15%, а населения - 0,1%, страна формирует определенную «нишу» в мировой экономике. Так, удельный вес Республики в мировом ВВП по паритету покупательной способности составляет 0,17%, а вклад в мировой экспорт -0,2% в 2013 году, что почти в два раза превышает результат 2000 года (0,11%). По данным Всемирного банка за 2013 год, по показателю доли экспорта товаров и услуг в ВВП Беларусь занимает 30-е место в мире (61%)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Рис. 2. Динамика ВВП и ВВП на душу населения по паритету покупательной способности,

Республика Беларусь1

Рисун. 3. ВВП по ППС, Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2013 г., млрд долл. США2

в списке из 153 стран3. Россия в данном рейтинге находится на 107-ом месте (28,4%), Узбекистан - 128-м (27,8%), США - 144-ом (13,5%).

По показателю ВВП по ППС в 2013 году Беларусь занимает 59-е место из 181 страны (рис. 3).

1 База данных Всемирного банка Электронный ресурс. - Режим доступа: ^1р:/^а1аЬапк. worldbank.org/data/views/variableSelection/ selectvariables.aspx?source = world-development-indicators#. - Дата доступа: 24.03.2015.

2 Тот же источник.

3 Здесь и далее - количество стран, по которым в первоисточнике представлены статистические данные в разрезе анализируемого показателя

При пересчете ВВП на душу населения из списка рассмотренных стран и регионов позиция Беларуси соответствует 62-му месту с доходом на душу населения 17,6 тыс. долл. США (рис. 4), что превышает среднемировой показатель, составляющий 17,5 тыс. долларов.

Следует особо отметить, что данный результат достигнут, невзирая на тот факт, что страна понесла значительные потери в результате аварии на ЧАЭС. Суммарные затраты Беларуси на решение чернобыльских проблем сопоставимы с величиной произведенных затрат на развитие всей инфраструк-

ЩТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

/ ИКТИСОДИЁТ НАЗАРИЯСИ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / 7 ]

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА *

Рис. 4. ВВП на душу населения, Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2013 г., долл. США1.

Рис. 5. Последствия Чернобыльской катастрофы для Республики Беларусь2

упущенная выгода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потери, связанные с выведением из

использования

народнохозяйственных объектов 12%

235 млрд долларов США

Суммарный ущерб, нанесенный Беларуси Чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период преодоления ее последствий; соответствует32 бюджетам республики доаварийного

расходы, связанные с ликвидацией или минимизацией последствий катастрофы 82%

туры республики и половиной средств, необходимых сегодня для осуществления полной модернизации государственного промышленного комплекса, а полная величина размера материального ущерба от катастрофы в соответствии с данными Департамента по ликвидации последствий катастрофы на

1 База данных Всемирного банка Электронный ресурс. - Режим доступа: http://databank.worldbank. org/data/views/variableSelection/selectvariables. aspx?source=world-development-indicators#. - Дата доступа: 24.03.2015.

2 Общая справка о системе радиационного контроля и мониторинга // МЧС Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www. chernobyl.gov.by/index.php?option=com_content&view =article&id=97&Itemid=33. - Дата доступа 19.11.2012.

Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь оценивается в 235 млрд долларов (рис. 5).

Для Республики Беларусь модернизация производственного потенциала - один из приоритетов экономического развития на протяжении всего периода независимости. О этом свидетельствуют постоянно растущие параметры инвестиций в основной капитал: в период с 2000 по 2014 год объем инвестиций в основной капитал вырос более чем в 4 раза (рис. 6).

По валовому сбережению Беларусь с долей 32,6% ВВП занимает 22 место из 140

ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Рис. 6. Динамика инвестиций в основной капитал, Республика Беларусь1

Рис. 7. Валовые сбережения, Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2013 г., % к ВВП2.

обследованных стран (рис. 7). Это также позволяет рассчитывать на последующее упрочение экономического положения - как самой Беларуси, так и ЕАЭС, поскольку показатели партнеров (Россия - 28,1%, 34 место, Казахстан - 25%, 48 место) тоже достаточно высоки. Ожидается и дальнейшее улучшение позиции Беларуси: по расчетам специалис-

1 Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. - Дата доступа: 24.03.2015.

2 База данных Всемирного банка Электронный ресурс. - Режим доступа: http://databank. worlabank.org/data/views/variabfeSelection/ selectvariaЫes.aspx?source = world-development-indicators#. - Дата доступа: 24.03.2015.

тов МВФ, данный показатель в 2014 году и последующие годы будет улучшаться.

Результаты, достигнутые в отдельных сферах и видах экономической деятельности, в миниатюре повторяют общеэкономические тенденции, демонстрируя как позитивные сдвиги, так и значительные резервы, не освоенные к настоящему времени.

С одной стороны, отечественная промышленность является лидером экономики по вкладу в формирование ВВП страны в соотношении с другими видами экономической деятельности, полностью обеспечивая республику собственными транспортными средствами для перевозки пассажиров и грузов; практически полностью закрыт технологический цикл сельхозпроизводства

ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Рис. 8. Удельный вес ВДС промышленности в ВДС страны, Республика Беларусь, Россия и

отдельные страны ЕС, 2014 г.,

Рис. 9. Удельный вес добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП, Беларусь и отдельные

страны мира, 2013 г., %2

1 - Сьерра-Леоне 2-Чад 17 - Таджикистан 35 - Узбекистан 72 - Беларусь 84 - Бразилия ЕС

126-Оман

^^ ^^ ^^ ^^ ^^^^^^^ 59,5

51,5

2 7,4

19,1

9,1

5,7

■ 1,7

■ 1,3

О

10

20

30

40

50

60

70

системой отечественных сельхозмашин; на высоком уровне решена проблема технической оснащенности дорожного строительства (рис. 8).

1 Статистический бюллетень «Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-декабре 2014 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov. by/bgd/public_bulletin/index_59l/. -Дата доступа: 24.03.2014; Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/w ps/wc m/connect/rosstat_ma in/ rosstat/ru/statistics/accounts/#. - Дата доступа: 24.03.2015; Сайт статистической службы Европейского Союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/data/database. - Дата доступа: 24.03.2015.

2 База данных Всемирного банка Электронный ресурс. - Режим доступа: http://databank. worldba nk.org/data/views/variableSelection/ selectvariables.aspx?source = world-development-indicators#. - Дата доступа: 24.03.2015.

Последнее десятилетие промышленность республики выступала драйвером экономического роста, определяя не только динамику ВВП, но и наполнение бюджета и валютных ресурсов страны.

При численности населения Беларуси в одну десятую процента от населения мира, Беларусь выпускает более 15% всех комбайнов в мире, 6% тракторов, 6,4% льноволокна, а доля производителя карьерных самосвалов БелАЗ на мировом рынке достигает 30 процентов. Производя 1,4% мировых объемов молока, в экспорте молочных продуктов страна занимает около 5%, а по сливочному маслу - около 11%.

За анализируемый период в республике проведено техническое перевооружение многих крупных промышленных предприя-

ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Таблица 1. Динамика производства отдельных видов промышленной продукции в натуральном

выражении, 1995 и 2014 годы, Республика Беларусь1

2014 г. к

1995 2014 1995 г., в разах

Бензин автомобильный, тыс. т 1 848,5 3 945,2 2,1

Дизельное топливо (включая биодизельное), тыс. т 3 465,3 7 956,4 2,3

Минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ), тыс. т 3 349 7 368 2,2

Шины, тыс. шт. 1 292 5 012 3,9

Тракторы для сельского и лесного хозяйства, тыс. шт. 29,3 52,1 1,8

Автобусы, шт. 62 1 453 23,4

Цемент, кроме клинкеров цементных, тыс. т 1 235 5 618 4,5

Чулочно-носочные изделия, млн пар 55 130,9 2,4

Мясо и пищевые субпродукты, тыс. т 375,4 613,9 1,6

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т 801 1 900,1 2,4

Сыры, тыс. т 24,7 165,7 6,7

Растительные масла, тыс. т 6,7 192,5 28,7

тий, существенно увеличился выпуск многих видов промышленной продукции (табл. 1).

Так, на мощностях ОАО «Минский автомобильный завод» освоен выпуск пассажирских автобусов, автомобилей грузовых, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, в РУП «Белорусский автомобильный завод» -карьерных самосвалов большой грузоподъемности. В РУП «Минский тракторный завод» начато производство энергонасыщенных тракторов. На мощностях холдинга «Горизонт» и ОАО «Витязь» выпускается широкий перечень бытовой техники.

Аграрное производство также демонстрирует значительный прогресс. Безусловно, что в условиях нестабильности мирового рынка, колебаний цен на продовольствие способность страны самостоятельно себя прокормить - не менее важное условие экономической и социальной стабильности, нежели равновесный бюджет или надежная валюта. Сельское хозяйство нарастило производственный потенциал: значительно возросло количество производимого зерна и поголовье скота, увеличилось производство важ-

1 Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. - Дата доступа: 24.03.2015.

нейших сельхозпродуктов и продуктов питания. В соответствии с данными Всемирного банка за 2013 год, по показателю удельного веса добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП Беларусь занимает 72 место в списке из 139 стран (рис. 9).

В настоящее время по объемам производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и основных продуктов питания Беларусь входит в группу лидирующих стран (рис. 10).

Энергетическая безопасность не менее важна, чем безопасность продовольственная. В этом направлении за годы независимости также была проделана немаленькая работа. Так, за предыдущие 10 лет почти в четыре раза снижена энергоемкость ВВП (рис. 11).

Создание разветвленной транспортной схемы - непременное условие успешного развития любой страны. Беларусь, особенно учитывая ее географическое положение - не исключение. Страна имеет развитую транспортную сеть. Например, по показателю протяженности железных дорог на 100 кв. км Беларусь занимает 43-е место в списке из 132 стран, по которым имеются данные за 2013 год (рис. 12).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Рис. 10. Место, занимаемое Республикой Беларусь в мировом производстве отдельных видов

сельскохозяйственной продукции1

Рис. 11. Показатели энергоэффективности белорусской экономики2

Достижением Беларуси можно назвать и то, что страна не растеряла свой научный и кадровый потенциал. Как итог - за 2014 год страна достигла значительного улучшения своих позиций в Глобальном индексе инноваций, эксперты которого зафиксировали повышение рейтинга Беларуси на 19 пози-

1 Среди стран с самым высоким уровнем производства. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://belstat.gov. by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. - Дата доступа: 24.03.2015., Статистический сборник «Сельское хозяйство Республики Беларусь, 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_438/. - Дата доступа: 6.08.2014.

2 Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/. - Дата доступа: 24.03.2015.

ций по сравнению с предыдущим обзором и выход страны на 58-е место. По ряду составляющих этого индекса Беларусь занимает лидирующие места в мире. В стране имеется развитая система фундаментальных исследований, налицо существенные достижения в машиностроении, освоении космоса и пр.

В целом за прошедшие годы создана инновационная инфраструктура и в настоящее время действуют 11 научно-технологических парков, 40 научно-производственных центров, 9 бизнес-инкубаторов. Создан и продуктивно работает Парк высоких технологий, резидентами которого являются около 140 компаний, работающих более чем с 50 странами мира. Проекты охватывают банковскую, телекоммуникационную, нефтяную, газовую сферы, создание электронного

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Рис. 12. Протяженность железных дорог, Республики Беларусь и отдельные страны мира, 2013 г.,

км на 100 кв. км1

правительства в странах СНГ. В индексе развития информационно-коммуникационных технологий Беларусь занимает 38-е место, продвинувшись вперед по сравнению с 2010 годом на 15 позиций. Яркое свидетельство тому, что в Беларуси сохранен и преумножен интеллект нации - компьютерная игра № 1 в мире «Мир танков», созданная белорусской компанией Wargaming.

Уважение к государству во многом определяется тем, как оно заботится о своих гражданах. На IV Всебелорусском собрании Глава государства определил, что «высокий жизненный уровень граждан - не просто цель, это смысл проводимой государственной политики». Соответственно, напряженные экономические задачи, частично решенные и еще стоящие сегодня перед страной - императив, связанный с тем, что только при таких темпах страна сможет одновременно исполнять и социальные обязательства перед населением, и наращивать инвестиции в будущее развитие. В мировом индексе человеческого развития положение Беларуси улучшилось на 13 позиций: с 65 места в 2011 году до 53 места в 2014 году, при сохранении лидерства среди крупнейших стран СНГ - России, Казахстана и Украины.

Сохраняется социальная направленность бюджета республики. В частности, значи-

1 CIA. The World FactBook. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/. - Дата доступа: 16.03.2015.

тельные объемы средств тратятся на социальную сферу, на здравоохранение, на социальную политику, на государственную поддержку строительства жилья, повышается адресная направленность расходов на социальную помощь. За анализируемый период уровень малообеспеченности населения сократился в 8 раз, доля населения с доходом ниже бюджета прожиточного минимума кардинально уменьшилась - с 38,4% в 1995 г. до 4,8% от общей численности населения в 2014 году.

Из перечня конкурентных преимуществ Беларуси на ведущее место следует поставить один из самых высоких в мире уровней образованности населения, высокую квалификацию работников (в особенности в таких отраслях, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, оптика, радиоэлектроника, точное приборостроение, программирование), мобильность и невысокую стоимость трудовых ресурсов. Имеются значительные достижения и в сфере здравоохранения. В Беларуси модернизирована вся вертикаль лечебных учреждений, начиная от фельдшерско-акушерских пунктов и заканчивая областными больницами и передовыми медицинскими научно-практическими центрами. По показателю младенческой смертности Беларусь занимает 15-е место в мире из 192 стран, распределенных по 152 позициям.

ЩТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Рис. 13. Производительность труда по ВВП (по ППС в постоянных ценах 1990 г.), Республика Беларусь и отдельные страны мира, 2012 г., долл. США на одного занятого2

Общеизвестно, что страна, которая не помнит своего прошлого, не имеет будущего, поэтому не только признание успехов, но и правильные выводы из ошибок - самый надежный фундамент для последующего развития. Как это ни парадоксально, но отставание содержит в себе потенциал роста - при условии правильного восприятия и анализа его причин. Сегодня на пути устойчивого развития Беларуси основной камень преткновения - недостаточная ин-тегрированность белорусской экономики в глобальные процессы. Речь идет не о количественных позициях - основная проблема заложена в качестве интеграции, поскольку входным билетом в глобальную экономику является конкурентоспособность, а нацеленности на темповые задания зачастую шла вразрез с требованиями устойчивого развития, эффективности, рачительного использования ресурсов, в том числе валютных резервов страны.

1 База данных Всемирного банка Электронный ресурс. - Режим доступа: ^1р:/^а1аЬапк. worldbank.org/data/views/variableSelection/ selectvariables.aspx?source = world-development-indicators#. - Дата доступа: 24.03.2015.

Неоспоримо, что главным «действующим лицом» на макроэкономическом уровне выступает ВВП. Производительность труда одного занятого в экономике, рассчитанная по ВВП, в Беларуси ниже уровня наиболее развитых государств мировой экономики (рис. 13).

Экономика Беларуси ориентирована на внешние рынки. Соответственно, она в значительной степени зависит от них. Сложившаяся структура промышленности республики требует большого количества импортного сырья и материалов, что, учитывая недостаточную эффективность экономики, приводит к дисбалансам во внешней торговле (рис. 14). В результате характерным итогом внешнеэкономической деятельности в республике является отрицательное сальдо текущего счета.

Сегодня требуется выработка экономической стратегии, ориентированной на качественную компоненту развития (ресурсо- и энергоэффективность, высокая технологичность, наукоемкость, экологичность производства, эффективная занятость и высокая производительность труда). Жизненно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

Рис. 14. Динамика текущего счета платежного баланса Беларуси1

важно выстроить целесообразную экономическую политику в соответствии с объективной экономической реальностью и следовать по намеченному Главой государства пути.

Необходимо развивать все элементы модели, не меняя ее сути, но отдав приоритет построению высокоэффективного общества во всех без исключения областях социально-экономической жизни Беларуси. Такой формат развития обеспечит устойчивость и конкурентоспособность Беларуси с учетом конкретных исторических особенностей данного периода, экономический рост получит новый импульс, и в стране будет упрочено социальное благополучие.

Необходимость поддержания достаточных темпов роста в условиях замедления динамики мирового спроса и набор ограничений для экономического роста, связанных с особенностями предшествующего развития страны, определяет ведущие элементы макроэкономической политики в 2015 году и на перспективу:

1 Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/. - Дата доступа: 24.03.2015.

- главная проблема для отечественной экономики по-прежнему состоит в избыточности контроля и, с другой стороны, его малой эффективности. Недостаточная эффективность госрегулирования, препятствующая формированию институциональных и макроэкономических условий для долгосрочных инвестиций, а также недостаточная эффективность государственных расходов на фоне их высокого уровня, определяют необходимость провести институциональные преобразования. Требуется корректировка государственной социально-экономической политики для восстановления устойчивого экономического роста, в том числе завершение перехода к новой системе и инструментам прогнозирования и предвидения (индикативное планирование, межотраслевые балансы, проектное финансирование, система саморазвития экономики);

- следует окончательно завершить процесс оптимизации участия государства в регулировании социально-экономических процессов на основе установления баланса государственного регулирования и рыночных институтов в условиях необходимости модернизации и построения инновационного общества. Государству должна быть отведена роль активного наблюдателя, ис-

ИК.ТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

пользующего преимущественно косвенные макроэкономические методы воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, в связи с чем важно пересмотреть регламенты деятельности институтов управления, ликвидировать дублирование их функций, усилить роль территориального управления в противовес определенному ослаблению отраслевого управления, провести радикальную дебюрократизацию методов работы аппарата управления. Целью данных мероприятий должно быть смещение акцентов на контроль за результатами вместо контроля за текущими операциями;

- необходимо гарантировать свободу предпринимательства и создать эффективную конкурентную среду. Стимулирование конкуренции является одним из важнейших институциональных приоритетов. Здесь также требуются серьезные институциональные изменения. Поскольку антимонопольное законодательство может лишь защищать конкуренцию в той степени, в которой она существует на рынке, необходим акцент на мерах по созданию условий для развития конкуренции. Следует разработать и привести в действие концепцию реформирования, постепенной реструктуризации и коммерциализации государственных предприятий для совершенствования форм и методов организации производства и формирования высокоэффективной смешанной экономики, включающей и частный сектор. Это соответствует также необходимости привлечения в экономику отечественных и иностранных инвестиций;

- пока имеет место отрицательное сальдо текущего счета, страна не может обойтись без привлечения внешних ресурсов, которые нужны не только для покрытия этого отрицательного сальдо, но и для финансирования экономического роста. В то же время привлечение валюты в форме инвестиций не вызовет увеличения внешней задолженности только при соблюдении условия, что эти инвестиции будут вкладываться в эффективные проекты;

- мировой опыт свидетельствует, что успешные компании индивидуальным льготам предпочитают нормальный деловой климат, обеспечивающий условия для развития бизнеса, в связи с чем необходимо создать доверительную и стабильную среду для иностранных и отечественных инвесторов, а также во взаимоотношениях между предпринимателями и государством. Активизировать инвестиционную и инновационную деятельность можно и должно посредством обеспечения политической и социально-экономической стабильности, постоянства и предсказуемости законодательства (особенно налогового) и создания рыночной инфраструктуры;

- в денежно-кредитной политике задачей номер один является купирование инфляционных ожиданий. Необходимо разработать меры и механизмы финансовой независимости, укрепить позиции белорусского рубля, сформировать устойчивую финансовую и денежно-кредитную систему, которая сможет обеспечить выполнение государством и субъектами хозяйствования финансовых обязательств и, одновременно, повысит инвестиционную привлекательность Беларуси. Требуется реформирование налоговой системы, ее упрощение и гармонизация в соответствии с системой партнеров по ЕАЭС, повышение степени собираемости налогов за счет максимальной легализации «теневого бизнеса» при одновременном снижении общей величины налоговой нагрузки на экономику;

- инфляция в значительной мере носит немонетарный характер — это инфляция издержек. В современной структуре мировой экономики будет происходить стремительное снижение стоимости материального компонента добавленной стоимости, а стоимость продукта будет определяться интеллектуальной составляющей. Необходимо повысить эффективность и конкурентоспособность белорусских предприятий, их восприимчивость к научно-техническому прогрессу как основы для выхода на мировые рынки с предложением новых «глобальных

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

продуктов» (включая новые технологии как вид продукта) за счет прогрессивных структурных сдвигов и формирования «отраслей будущего». Один из путей решения данной проблемы - создание условий для ускоренного технического перевооружения предприятий за счет отечественного научного потенциала посредством его реформирования в соответствии с целями экономической политики;

- обязательным компонентом стратегии инновационно-технологического прорыва выступает расширение подготовки инженерно-технических кадров на основе новейших достижений техники и технологий;

- ускорение процесса формирования основ высокоэффективной экономической системы, которая не только гарантирует преодоление в ближайшем будущем всех кризисных явлений, но и обеспечит стабильный экономический рост, невозможно без интеграции в мировую науку и мировое производство. Мировой опыт показал, что успешная модернизация экономики путем эффективного заимствования высокопроизводительных технологий извне позволяет добиться годовых темпов прироста 7-8% на протяжении 20-30 лет. Таким образом, целесообразно наряду с динамичным инновационным развитием осуществить глубокую технологическую модернизацию традиционных (базовых) обрабатывающих отраслей промышленности путем эффективного заимствования высокопроизводительных технологий пятого уклада в наиболее развитых странах;

- практику функционирования ЕАЭС сложно назвать успешной и эффективной ввиду значительного количества изъятий и ограничений во взаимной торговле и возникновения зачастую необоснованных претензий к белорусским экспортерам. «Лекарством» от взаимного недопонимания или недоверия между тремя членами ЕАЭС сторонами может стать гармонизированное взаимодополняющее развитие промышленных комплексов, активизация производственной кооперации в рамках интеграци-

онного объединения. Одновременно следует максимально использовать выгодное геополитическое положение страны, а также преимущества Единого экономического пространства для развития и целесообразного использования экспортных возможностей, успешного продвижения белорусских товаров на мировые рынки, прежде всего, создаваемые быстрорастущими новыми экономиками мира;

- поведение рынка труда остается неизменным в течение последних 20 лет, поскольку отсутствует действенный институт по переброске «лишних» людей в другие секторы экономики. С этой целью необходимо реформировать систему оплаты труда таким образом, чтобы сформировать экономическую ответственность за конечные итоги хозяйствования, за то, чтобы каждый человек стремился к высокой экономической эффективности, новому качеству труда, основанному на приумножении благосостояния за счет личного трудового вклада. Это позволит решить проблемы излишней рабочей силы на государственных предприятиях, низкой дисциплины и производительности труда;

- требуется совершенствовать систему социальной защиты, обеспечить разработку и реализацию реформы социального государства (welfare state) посредством рационализации и совершенствования системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Разработать механизм ориентации данных сфер на конечный результат и, одновременно, сокращения фискального пространства, занимаемого системой социальных служб, повышения ответственности людей за свое собственное будущее с учетом дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС;

- значительный резерв заложен в использовании преимуществ разделения труда внутри республики, развитии специализации и кооперации производства, с учетом природных возможностей и производственных ресурсов регионов, в том числе путем внедрения механизмов кластерного раз-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

вития, самоорганизации и мобилизации внутренних ресурсов (разработка «Местных повесток 21» применительно ко всем административно-территориальным единицам). Следует обеспечить формирование новых элементов размещения производительных сил (городские агломерации, ассоциации территориальных кластеров, локализованные участки повышенной экономической концентрации - индустриальные парки, инновационные долины, наукограды,

интеллектуальные платформы) и соответствующих институтов и институциональной структуры регионального развития (ассоциаций и союзов, местных фондов, агентств регионального развития и т.п.).

Таким образом, необходимо довести до логического завершения процесс намеченных Главой государства и уже начатых институциональных преобразований, чтобы построить страну, о которой мечтает каждый и в которой каждому захотелось бы жить.

Список использованных источников:

1. База данных Всемирного банка Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// databank.worldbank.org/data/views/variableSelection/selectvariables.aspx?source = world-development-indicators#. - Дата доступа: 24.03.2015.

2. Общая справка о системе радиационного контроля и мониторинга // МЧС Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www. chernobyl.gov.by/index.php?option = com_content&view=article&id = 97&Itemid = 33. -Дата доступа 19.11.2012.

3. Сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/. - Дата доступа: 24.03.2015.

4. Статистический бюллетень «Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-декабре 2014 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.belstat.gov.by/bgd/public_ bulletin/index_591/. -Дата доступа: 24.03.2014.

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/accounts/#. - Дата доступа: 24.03.2015.

6. Сайт статистической службы Европейского Союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/data/database. - Дата доступа: 24.03.2015.

7. Статистический сборник «Сельское хозяйство Республики Беларусь, 2014» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/ index_438/. - Дата доступа: 6.08.2014.

8. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/. - Дата доступа: 24.03.2015.

9. CIA. The World FactBook. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook/. - Дата доступа: 16.03.2015.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.