Научная статья на тему 'Белаз-7518. Карьерные самосвалы БелАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 180 тонн'

Белаз-7518. Карьерные самосвалы БелАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 180 тонн Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ / БЕЛАЗ-7518 / БЕЛАЗ-75180 / ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ 180

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Трухнов Л. И., Насковец А. М.

В начале 2012 г. ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» изготовил первый опытный образец карьерного самосвала с электромеханической трансмиссией БЕЛАЗ-75180 грузоподъемностью 180 т. В том же году самосвал успешно прошел приемочные испытания в условиях заводского полигона. В течение 2014-2015 гг. изготовлена опытно-промышленная партия в количестве 5 единиц и проведены квалификационные испытания, которые подтвердили готовность производства к серийному выпуску нового семейства карьерных самосвалов БЕЛАЗ-7518.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белаз-7518. Карьерные самосвалы БелАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 180 тонн»

карьерный транспорт

ОАО «БЕЛАЗ»

II

БЕЛАЗ-7518

Карьерные самосвалы БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 180 тонн

Л.И. Трухнов, главный конструктор ОАО «БЕЛАЗ»

А.М. Насковец, начальник КБ компоновки ОАО «БЕЛАЗ»_

В начале 2012 г. ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» изготовил первый опытный образец карьерного самосвала с электромеханической трансмиссией БЕЛАЗ-75180 грузоподъемностью 180 т. В том же году самосвал успешно прошел приемочные испытания в условиях заводского полигона.

В течение 2014-2015 гг. изготовлена опытно-промышленная партия в количестве 5 единиц и проведены квалификационные испытания, которые подтвердили готовность производства к серийному выпуску нового семейства карьерных самосвалов БЕЛАЗ-7518.

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75180 в карьере Михайловского ГОКа

В 2017 г. 10 самосвалов БЕЛАЗ-75180 были поставлены компании Khouribga Mine (Марокко). Самосвалы успешно справляются с работой в жарком климате, в условиях повышенной запыленности. Современная кабина, оснащенная кондиционером, позволяет водителю чувствовать себя комфортно. По данным корпоративного дилерского портала на базе платформы SAP, средний КТГ самосвалов за период эксплуатации составляет 93, что говорит о надежности техники и качественном сервисе обслуживания машин.

Сегодня самосвалы БЕЛАЗ-75180 успешно работают в Российской Федерации. Головное шасси семейства БЕЛАЗ-7518 было введено в эксплуатацию в 2014 г. в карьере Михайловского ГОКа. В процессе эксплуатации самосвалы показали отличные результаты, как по производительности карьерного самосвала, так и по коэффициенту технической готовности, который достиг 90%. Также самосвалы БЕЛАЗ-75180 демонстрируют хорошие результаты работы в компаниях «Якутуголь», «Кузбасской топливной компании» и др.

По маркетинговым исследованиям и анализу рынка с момента ввода в эксплуатацию по состоянию на 01.04.2019 г. среднее значение КТГ самосвалов серии БЕЛАЗ-75180 составляет 93,4.

Конструктивные особенности карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7518

Карьерные самосвалы данной серии представляют собой двухосный технологический транспорт грузоподъемностью 180 т с жесткой литосварной рамой и задней разгрузкой, с колесной формулой 4x2, передними управляемыми и задними ведущими колесами. Этот вид машин предназначен для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, грунта и других сыпучих грузов вне дорог общего пользования и рассчитан на эксплуатацию в сложных горнотехнических условиях карьеров различной глубины и конфигураций.

На карьерных самосвалах данной серии установлен дизельный, четырехтактный двигатель с V-образным расположением цилиндров с электронным управлением и центральной отключаемой крыльчаткой системы охлаждения, непосредственным впрыском топлива, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха Cummins QSK50-C, мощностью 1491 кВт (2000 л.с.)

карьерный транспорт

ОАО «БЕЛАЗ»

при 1900 об/мин. Высокая мощность силовой установки и применение на самосвалах электропривода нового поколения позволяют развивать скорость до 60 км/ч, а также обеспечивать высокую топливную экономичность.

Двигатель оборудован пневмостартерным пуском, сухими трехступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур карьерные самосвалы оборудованы предпусковым жидкостным подогревателем двигателя, который обеспечивает подогрев дизельного топлива и охлаждающей жидкости при запуске двигателя, а установка обогревателя топлива с фильтром на входе в двигатель обеспечивает устойчивую работу системы в различных климатических зонах, включая Крайний Север.

Выпуск отработавших газов осуществляется через теплоизолированные трубопроводы и металлорукава оригинальной конструкции в газоприемник для обогрева грузовой платформы.

На карьерном самосвале БЕЛАЗ-75180 установлен топливный бак емкостью 2300 литров, что позволяет работать 16-20 ч (в зависимости от условий эксплуатации) без дозаправки. Бак оснащен индикатором уровня и запираемой крышкой наливной горловины. Конструкция бака позволяет легко собирать и сливать конденсат с минимальной потерей топлива.

Двухконтурная система охлаждения двигателя с отдельными контурами охлаждения позволяет эксплуатировать самосвалы в различных климатических условиях от -50 °С до +50 °С.

В состав карьерного самосвала БЕЛАЗ-75180 входит комплект тягового электропривода переменно-переменного тока КТЭ-160 производства ОАО «Силовые машины».

Электропривод состоит из двух тяговых электродвигателей ТАД-5 мощностью 610 кВт каждый, тягового генератора ГСТ-1600-8 мощностью 1600 кВт, шкафа электрооборудования ШУ-136.

Соотношение мощностной и скоростной характеристик тягового электропривода позволило приблизить характеристики машины к параметрам идеальной теоретической бесступенчатой трансмиссии, для которой не требуется переключение передач, сила тока и напряжение, подводимые к

тяговым электродвигателям, определяют крутящий момент и скорость движения самосвала, обеспечивая плавное изменение мощности при движении.

Современная система управления приводом обеспечивает возможность воздействия не только на тяговый электропривод, но и на дизельный двигатель, что позволяет формировать тяговые характеристики ЭМТ, оптимально сочетаемые с характеристиками дизельного двигателя. В конечном счете, это позволяет снизить расход топлива при работе самосвала. Отсутствие щеточно-коллекторного узла позволяет снизить эксплуатационные затраты на обслуживание самосвала. Использование тормозных резисторов общей мощностью 2,4 МВт позволяет удерживать постоянную скорость в 15 км/ч на 16%-ном спуске, что способствует увеличению производительности самосвала.

Помимо этого, в тяговом электроприводе реализованы следующие функции, улучшающие эксплуатационные характеристики самосвала:

- электрический дифференциал;

- противоюзовая система;

- противобуксовочная система;

- противооткатная система;

- система автоматического ограничения скорости;

- система стабилизации скорости на спуске;

- система контроля и диагностики.

Классическая колесная формула 4x2 в сочетании с направляющим аппаратом подвески, короткой базой и электромеханической трансмиссией переменного тока обеспечивают высокую плавность хода, маневренность и хорошие тягово-динамические качества.

Принятая схема направляющего аппарата подвески самосвала снижает силу сухого трения по сравнению с самосвалами-аналогами в 2-4 раза, обеспечивает хорошую плавность хода и соответственно минимальные динамические нагрузки на оператора и узлы самосвала. Использование шаровых опор в цилиндрах подвески снижает трудоемкость и себестоимость ремонта, при ремонте требуется замена только вкладышей вместо шарнирных подшипников в сборе и не требуется демонтаж пальца подшипника, трудоемкость замены которого значительно вырастает в случае выработки в процессе эксплуатации.

Самосвалы БЕЛАЗ-75180 в карьере Beni Amir (компания Soberma, Королевство Марокко)

карьерный транспорт

ОАО «БЕЛАЗ»

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75180 шасси №1

Гидросистема привода рулевого управления, тормозов и опрокидывающего механизма - объединенная, что позволяет упростить и унифицировать гидропривод. Привод гидронасоса переменной производительности осуществляется от выходного фланца тягового генератора без применения дополнительного редуктора, что позволяет снизить потери мощности и исключить из конструкции радиатор для охлаждения гидропривода, достичь ресурса насосов до ремонта с учетом внедренной дополнительной системы фильтрации масла не менее 25-30 тыс. моточасов.

В стандартную комплектацию самосвалов серии БЕЛАЗ7518 входят: предпусковой подогреватель жидкости, кондиционер-но-отопительный блок, система комбинированного пожаротушения с дистанционным включением, автоматическая централизованная система смазки, система контроля загрузки и топлива, телеметрическая система контроля давления в шинах, система видеообзора, система предупреждения приближения к высоковольтным линиям.

По заказу потребителя возможно комплектование карьерных самосвалов различными грузовыми платформами, обеспечивающими максимальное использование грузоподъем-

Опытный образец БЕЛАЗ-75182 на испытательной площадке экспериментального цеха БЕЛАЗа

Технические характеристики карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75180

ности самосвала в зависимости от плотности перевозимого груза. Также платформы могут комплектоваться футеровкой днища для защиты от износа при перевозке породы с большими абразивными свойствами. В ближайшей перспективе прорабатывается вариант установки на данные карьерные самосвалы двигателя внутреннего сгорания другой модели и тягового электродвигателя другого производителя.

Технические характеристики карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7518 представлены в таблице.

В рамках программы постоянного совершенствования и модернизации систем и узлов серийной техники с учетом потребностей клиентов, удовлетворяя запросы партнеров на технику с низкой себестоимостью эксплуатации и высокими технико-экономическими показателями, специалисты ОАО «БЕЛАЗ» постоянно работают над совершенствованием и обновлением модельного ряда выпускаемой продукции.

В настоящее время изготовлен первый опытный образец самосвала БЕЛАЗ-75182, на котором установлена электромеханическая трансмиссия переменно-переменного тока компании General Electric модели GE150AC Plus, которая позволит самосвалу развивать максимальную скорость до 64 км/ч. Проводятся приемочные испытания в условиях заводского полигона, по результатам которых будут доработаны узлы и системы карьерного самосвала.

К середине 2019 г. самосвал БЕЛАЗ-75182 будет готов к запуску в серийное производство.

Внедрение серии карьерных самосвалов БЕЛАЗ-7518 расширило линейку техники производства ОАО «БЕЛАЗ» -управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» позволило выйти на новые рынки сбыта.

[ШШЙЙШШШШ

По вопросам приобретения продукции ОАО «БЕЛАЗ» обращайтесь к официальному представителю ООО «БелТрансЛогистик»:

г. Москва, ул. Адмирала Руднева, д. 4, каб. 10 тел.: +7 (495) 544 51 36; е-таН: [email protected] www.btlogistic.ru

Грузоподъёмность, т 180

Модель двигателя QSK50-C

Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) 1491 (2000), при 1900 мин-1

Максимальный крутящий момент, Нм 7865, при 1500 мин-1

Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВтч 199

Тяговый генератор (модель / мощность), кВт ГСТ-1600-8 / 1600

Тяговый двигатель (модель / мощность), кВт ТАД-5 / 610

Вместимость кузова, м3 - геометрическая 78,5

- с «шапкой» 2:1 108,5

Радиус поворота, м 14,5

Габаритный диаметр поворота, м 30,0

Масса эксплуатационная (комплектация без дополнительных систем), кг 140 000

Масса полная, кг 320 000

Максимальная скорость, км/ч 60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.