БЕЛАРУСЬ - США:
СДВИГ С ТОЧКИ ЗАМЕРЗАНИЯ?
Андрей Фёдоров Резюме
Вследствие событий, имевших место в Беларуси во время и после президентских выборов, в течение почти всего 2012 года белорусско-американские отношения продолжали оставаться в плохом состоянии. Никаких позитивных сдвигов не наблюдалось, более того, временами создавалось впечатление, что дело может дойти до разрыва дипломатических отношений. На этом неблагоприятном фоне ближе к концу года неожиданно состоялся ряд официальных контактов, что позволило сделать осторожные предположения о возможности перемен.
Тенденции:
• нарастание напряжённости в белорусско-американских отношениях на протяжении большей части года;
• последовательное расширение визовых и экономических санкций со стороны Вашингтона;
• неожиданная активизация контактов на дипломатическом уровне.
Продолжение конфронтации
Несмотря на то что прошедший год был юбилейным — в январе исполнилось 20 лет со дня установления дипломатических отношений между странами, — никаких мероприятий по этому поводу не проводилось. Что, впрочем, вполне объяснимо, поскольку в создавшейся ситуации для торжеств не было ни малейших оснований. Более того, на протяжении большей части года наблюдалось постепенное нарастание напряжённости.
Четвёртого января президент США Барак Обама подписал закон о продлении известного Акта о демократии в Беларуси, предусматривающий введение нового пакета санкций с расширением списка белорусских чиновников и представителей силовых структур, на которых накладываются визовые ограничения и финансовые санкции. В данном акте также содержится призыв к Международной федерации хоккея от-
казаться от проведения в Беларуси чемпионата мира по хоккею 2014 года.
Двадцать второго мая министерство финансов США опубликовало пресс-релиз, в котором «КредЭксБанк» назван финансовым институтом, «вызывающим серьёзную озабоченность в связи с отмыванием денег». Соответствующим структурам США рекомендовано принять эту информацию к сведению, так как операции с этим банком могут сопровождаться высоким риском. Как пояснил заместитель министра по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн, «это решение направлено на защиту финансовой системы США от иностранного банка, чья крайне подозрительная структура сделок и полное отсутствие транспарентности фактически не позволяют установить, легальной ли деятельностью занимается банк».
В середине июня Барак Обама направил для публикации в Федеральном регистре сообщение, в котором говорилось, что «в отношении некоторых людей, подрывающих демократические процессы и работу демократических институтов Беларуси, решение о замораживании активов останется в силе ещё в течение года».
Девятнадцатого сентября министерство финансов США ввело санкции против ещё одной белорусской государственной компании — «Белвнешпромсервис». Это означает, что она не сможет иметь никаких дел с американскими правительственными или частными структурами, а её счета в банках США, если таковые имеются, будут заморожены. Фирме выдвинуто обвинение в том, что она является поставщиком для сирийских вооружённых сил. Согласно сделанным утверждениям, в марте 2011 года Бюро обеспечения армии Сирии получило от указанной компании предохранители для авиационных бомб. В Вашингтоне уверены, что оружие, которое может приобрести Дамаск, будет использовано президентом Башаром Асадом против своего народа.
В Америке в очередной раз не признали прошедшие в сентябре в Беларуси парламентские выборы соответствующими международным стандартам. Наконец, 6 декабря, выступая на заседании Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Дублине, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что в
Беларуси продолжается систематическое нарушение прав человека.
Ряд заявлений сделал госдепартамент. В частности, он обвинил белорусские власти в неполном соблюдении минимальных стандартов, необходимых для прекращения торговли людьми. (Примечательно, что ещё сравнительно недавно состояние дел в данной сфере не вызывало нареканий со стороны США.) Осуждена высылка из Минска посла Польши и главы представительства Евросоюза, которая привела к отзыву из белорусской столицы всех послов стран Евросоюза. Схожую реакцию вызвал и возникший в результате «плюшевого десанта» дипломатический конфликт со Швецией.
Как обычно, весьма активно вели себя американские парламентарии. Выступая 2 мая в Вильнюсском университете, крайне негативно оценил ситуацию в Беларуси бывший кандидат в президенты США сенатор Джон Маккейн. Он призвал усилить давление на белорусский режим. С аналогичным заявлением выступил конгрессмен Кристофер Смит.
Представители Соединённых Штатов в Постоянном комитете ОБСЕ в Вене и американское посольство в Минске постоянно отслеживали и критиковали различные действия белорусских властей. Позитивные же отзывы имели место лишь дважды — оба раза приветствовался выход на свободу политзаключённых. Да и то с определённой долей условности, поскольку одновременно в заявлениях содержались призывы к немедленному и безусловному освобождению остальных узников и полному восстановлению их гражданских и политических прав.
Белорусские власти в долгу, естественно, не остались. Так, в июне, пребывая в Гаване, Александр Лукашенко назвал американскую блокаду Кубы «позорной» и заявил, что «Беларусь решительно выступает за немедленное её прекращение».
Через неделю после американских выборов, выступая перед студентами Белорусского государственного экономического университета, белорусский президент выразил сомнение в том, что в отношениях с США что-то изменится: «Это страна с огромной инерцией, они идут как бульдозер, по всему миру... И риторика, которая сегодня звучит, — ей доверять не надо. То, что они говорят, они не всегда делают после выбо-
ров». Если учесть, что при этом было объявлено, что более двух десятков кандидатов в президенты США посажены в тюрьму, то выраженная следом готовность к сотрудничеству, если на это пойдут американцы, выглядела не более чем стандартной попыткой сделать хорошую мину при плохой игре.
Как следствие, не вызвало удивления, что белорусского лидера не оказалось в числе глав государств, поздравивших Барака Обаму с переизбранием. Равно как и отсутствие последнего в списке получивших поздравления с Рождеством и Новым годом из Минска.
В подобных обстоятельствах было бы крайне странно, если бы остальные государственные структуры вели себя по-иному. В показанном в феврале по белорусскому телевидению телефильме «Большой брат» пресс-секретарь Министерства иностранных дел Республики Беларусь обвинил американское посольство в нарушении белорусских законов и Венской конвенции посредством создания для охраны посольства неких «мобильных ночных патрулей» из граждан нашей страны.
Очередной отчёт госдепартамента о положении дел с правами человека в Беларуси в 2011 году МИД Беларуси расценил как «манипуляции на правозащитную тему». Белорусское внешнеполитическое ведомство также неоднократно поднимало вопрос о нарушении Соединёнными Штатами подписанного ими в 1994 году в Будапеште Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Неожиданный просвет?
В середине января заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил: «Мы не видим будущего в отношениях с Беларусью». И в течение большей части года крепло убеждение, что этот приговор действительно является окончательным. Временами даже складывалось впечатление, что дело идёт к разрыву дипломатических отношений и прибывшему в июле в Минск новому временному поверенному в делах США в Беларуси Итану Голдричу не придётся обосновываться здесь надолго.
Однако осенью параллельно с продолжением публичной пикировки появились сообщения о контактах на дипломатическом уровне. В сентябре с Голдричем встретился новый глава белорусского МИД Владимир Макей, в октябре — его заместитель Александр Гурьянов. Согласно информации МИД, тогда же делегация белорусских деловых кругов посетила крупнейшую в мире Всемирную молочную выставку в Мэдисоне (штат Висконсин). Казалось бы, ничего особенного, однако подобных сообщений не поступало уже много лет.
Наконец, 15 ноября помощник А. Лукашенко Валентин Рыбаков провёл в Вашингтоне переговоры с заместителем помощника госсекретаря США Дэниелом Расселом, в ходе которых «были обсуждены вопросы, представляющие взаимный интерес».
Эти сообщения можно назвать неожиданными, потому что, как казалось, ничего к подобным действиям не побуждало. Предположение, что причина заключается во внезапном радикальном пересмотре взглядов белорусского руководства, всерьёз рассматриваться, разумеется, не могло.
Вместе с тем хорошо известно, что едва ли не единственной (или, во всяком случае, самой главной) причиной такой смены настроений в Минске может быть усиление нажима со стороны России, прежде всего, в экономической области. Поэтому одно из наиболее вероятных объяснений столь внезапной активности белорусских властей на американском направлении сводится скорее всего к возникновению неких скрытых конфликтов между партнёрами по Союзному государству.
В качестве ещё одной версии можно выдвинуть откровенное желание белорусского правительства вернуться к взаимодействию с МВФ, поскольку в следующем году стране предстоит выплатить по кредитам USD 3.1 млрд. Как известно, США являются одним из основных акционеров фонда и обладают в нём большим количеством голосов. При этом американский исполнительный директор руководствуется указаниями госдепартамента и министерства финансов США. Между тем упомянутый Акт о демократии в Беларуси предписывает последнему выступать в любых международных институтах против предоставления правительству Беларуси любой финансовой помощи, за исключением гуманитарной.
Как бы то ни было, до конца года ситуация так и не прояснилась.
Антагонистические противоречия
Если ограничиться чисто внешними признаками, то основные белорусско-американские противоречия заключаются, с одной стороны, в наличии в Беларуси людей, лишённых свободы по политическим мотивам (хотя официальный Минск этого не признаёт), а с другой — в политических и экономических санкциях, введённых вследствие этого Соединёнными Штатами. Причём до сих пор каждая из сторон выказывала свою непоколебимую убеждённость в том, что мяч находится на стороне оппонента, и идти на уступки ни одна из сторон не намерена.
Настоящие же причины, однако, лежат намного глубже. Теперь уже совершенно очевидно, что нынешнее руководство Республики Беларусь и Соединённые Штаты Америки придерживаются абсолютно разных взглядов на коренные вопросы устройства общества, и сблизить эти принципиально разные подходы могут лишь экстраординарные внешние обстоятельства. А поскольку предпосылок для возникновения таковых не наблюдается, то и рассчитывать на какие-либо ощутимые изменения не приходится.
В качестве примера можно привести положение дел в связи с упомянутым Будапештским меморандумом. Как уже отмечалось, белорусское руководство постоянно ссылается на одно из его положений, в котором содержится обязательство США «воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Республикой Беларусь прав, присущих её суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода».
В самом деле, введение Вашингтоном известных ограничений на деятельность ряда белорусских экономических субъектов, по-видимому, формально можно назвать «экономическим принуждением». В то же время не очень ясно, чего конкретно, по мнению белорусских властей, американская администрация хотела бы этим добиться в «своих собствен-
ных интересах» или какого рода «преимущества себе обеспечить».
Однако до сих пор выгоды для Вашингтона как-то не просматриваются, скорее, наоборот. Скажем, тот факт, что правительство США выказало готовность профинансировать согласованную программу по вывозу имеющегося в Беларуси высокообогащённого урана с заменой его на низкообогащён-ный, однозначно свидетельствует о прямой заинтересованности американцев в решении этой проблемы. Однако в сложившейся ситуации белорусская сторона приостановила данный процесс, так что Америке в итоге своего добиться не удалось.
Вообще, как представляется, говорить о каких-либо победах не имеет смысла. Не вызывает сомнений, что США очень не нравится современный белорусский режим, но, как показала многолетняя практика, при всём своём могуществе реально на него повлиять они не в состоянии, даже действуя совместно с объединённой Европой.
Очень много споров идёт вокруг используемых Соединёнными Штатами методов. В частности, есть приверженцы и критики, в том числе среди американских аналитиков, применяемой в настоящее время тактики ограниченного политического и экономического давления.
Во время прошедшей в январе 2012 года в Тракае так называемой «Снежной встречи» эксперт Jamestown Foundation Владимир Сокор выразил уверенность в том, что упомянутый Акт о демократии в Беларуси ничего не значит. По его мнению, любые виды санкций против Беларуси никогда не будут работать, а будут лишь изолировать её, подталкивая к России. Единственное, что может сделать в связи с этим Запад, не желающий отдавать Беларусь в объятия Кремля, — это помочь в укреплении её государственности. Кроме того, нужно пробиваться к белорусскому правящему классу, подготавливая его к периоду «после Лукашенко».
Напротив, глава правозащитной организации Freedom House, бывший помощник госсекретаря Дэвид Крамер постоянно настаивает на том, что Европейский Союз и США должны оставаться приверженцами жёсткой линии в отношении Беларуси и усиливать нажим, так как это «единственный язык, который понимает Лукашенко».
Судя по всему, однозначного вывода об эффективности санкций сделать нельзя: если пример Северной Кореи в этом плане является сугубо отрицательным, то как раз в Мьянме в 2012 году достигнуты некоторые положительные итоги, что привело к отмене санкций против ряда высших официальных персон, введённых также в связи с нарушениями прав человека. Очевидно, что в каждом случае существует собственная специфика, определяющая результат.
Заключение
В свете всех изложенных обстоятельств развитие событий, к сожалению, выглядит вполне логичным. Соответственно, наиболее обоснованным представляется вывод, что значительное сближение позиций сторон маловероятно. По крайней мере, предстоящая смена главы госдепартамента едва ли изменит политику Вашингтона в отношении Беларуси. Со своей стороны белорусский режим не проявил готовность начать восстановление сотрудничества путём выполнения предъявленных ему условий, главным из которых является освобождение политзаключённых.
Тем не менее нельзя не отметить, что сегодняшнее положение напоминает ситуацию августа 2008 года, когда именно такой жест привёл к существенному укреплению западного вектора. Кстати, первым тогда посетил Беларусь заместитель помощника госсекретаря США Дэвид Меркель...
Поэтому было бы, пожалуй, не совсем оправданно категорически исключать вариант, при котором в конце концов белорусские власти попытаются разыграть ту же карту. И хотя в Америке наверняка не забыли печальный конец той истории, некоторые осторожные встречные шаги всё же могут быть сделаны.
При написании текста использованы материалы информационных агентств БелТА, БелаПАН и Интерфакс