Научная статья на тему 'Беларусь – США: на чьей стороне мяч?'

Беларусь – США: на чьей стороне мяч? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андрей Фёдоров

Некоторые тенденции, обозначившиеся в белорусской внутренней политике накануне 2009 г., вселяли определённые надежды на возможность смягчения многолетней конфронтации с Западом. В начале 2009 г. эти надежды были подкреплены содействием, оказанным США в плане выделения Беларуси кредитов МВФ. На остальных направлениях никаких сдвигов в белорусско-американских отношениях не произошло. Сложившийся застой не нарушился даже беспрецедентным посещением Минска делегацией Конгресса США, единственным реальным следствием которого явилось помилование американского гражданина Эммануила Зельцера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Беларусь – США: на чьей стороне мяч?»

БЕЛАРУСЬ - США: НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ МЯЧ?

Андрей Фёдоров

Резюме

Некоторые тенденции, обозначившиеся в белорусской внутренней политике накануне 2009 г., вселяли определённые надежды на возможность смягчения многолетней конфронтации с Западом. В начале 2009 г. эти надежды были подкреплены содействием, оказанным США в плане выделения Беларуси кредитов МВФ.

На остальных направлениях никаких сдвигов в белорусско-американских отношениях не произошло. Сложившийся застой не нарушился даже беспрецедентным посещением Минска делегацией Конгресса США, единственным реальным следствием которого явилось помилование американского гражданина Эммануила Зельцера.

Тенденции:

• США ослабили экономическое давление на Беларусь, заморозив санкции против белорусских предприятий, и начали оказывать ограниченную финансовую поддержку через международные финансовые институты;

• возрос уровень политических контактов, но не уровень политического взаимопонимания;

• дипломатическое взаимодействие оставалось минимальным.

Бесплодная заочная полемика

2009 год в белорусско-американских отношениях начался на волне подъёма, вызванного шагами белорусского руководства в направлении смягчения внутриполитической ситуации, произошедшего осенью 2008 г. Хотя временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур ещё в ноябре выразил убеждение, что избрание Барака Обамы президентом страны не повлияет на двусторонние отношения, белорусские власти с нетерпением ожидали прихода новой американской администрации, явно рассчитывая на смягчение её позиции.

Первые события, действительно, оказались обнадёживающими: Международный валютный фонд выделил Беларуси кредит в размере USD 2.5 млрд, что не могло произойти без поддержки Вашингтона. По этому поводу 13 января посоль-

ство США выступило с заявлением, в котором давалась позитивная оценка шагам, предпринятым белорусскими властями для преодоления экономического кризиса. Вместе с тем в заявлении отмечалось, что далее должны последовать дополнительные меры по структурной экономической реформе — дальнейшая либерализация цен, прозрачная приватизация государственных предприятий, реформа законодательства и регулирующих механизмов, которая будет содействовать развитию процветающего частного сектора.

Очередной всплеск энтузиазма в Минске вызвало назначение Хиллари Клинтон государственным секретарем США. Комментируя это событие, пресс-секретарь белорусского МИД Андрей Попов сообщил журналистам, что Беларусь готова к развитию диалога с Соединёнными Штатами на основе взаимного уважения интересов. При этом он подтвердил неизменность белорусской позиции в отношении необходимости отмены Вашингтоном «дискриминационных решений экономического характера», принятых предыдущей администрацией. Чуть позже на эту тему высказался глава белорусского внешнеполитического ведомства. Сергей Мартынов заявил, что Минск ожидает от Вашингтона ревизии двусторонних отношений, и от имени руководства страны выразил готовность к работе по их улучшению.

Госсекретарь на эти призывы не отозвалась, зато о Беларуси вспомнил новый руководитель национальной разведки США Деннис Блэр. 12 февраля, выступая на слушаниях в Конгрессе, он выразил мнение, что Минск может пойти на улучшение своих отношений с Западом. По его словам, «режим Лукашенко поддерживает Россию в её противодействии сотрудничеству США с Прагой и Варшавой по размещению объектов противоракетной обороны. Однако продолжающиеся попытки России взять под свой контроль ключевые секторы белорусской экономики могут вынудить Минск улучшать связи с Западом, чтобы сбалансировать отношения с Москвой». В то же время Блэр предупредил, что власть в Беларуси «сохраняет авторитарные повадки и может вновь прибегнуть к репрессивным мерам, если общественное недовольство в связи с ухудшением положения в экономике приведёт к протестам».

Неделю спустя временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур дал интервью, в котором очертил

американское видение состояния и перспектив двусторонних отношений. По его словам, состоявшееся 3 февраля подписание Россией и Беларусью соглашения о создании единой системы ПВО Союзного государства не вызвало у Соединённых Штатов серьёзной обеспокоенности. А вот признание Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии явилось бы очень негативным моментом. Дипломат также отметил, что за последние полгода ситуация в Беларуси почти не изменилась: «Фундаментальные вопросы, которые вызывают нашу обеспокоенность, остались неизменными. Если бы власти Беларуси сделали более значительные позитивные шаги, то реакция администрации США была бы гораздо более позитивной».

Тем не менее, в конце месяца Министерство финансов США продлило решение о смягчении санкций в отношении предприятий «Лакокраска» (г. Лида) и «Полоцк-Стекловолокно» до 1 июня. Это встретило положительный отклик официального Минска. Первый заместитель министра иностранных дел Игорь Петришенко заявил: «В случае отмены санкций мы будем готовы сесть за стол переговоров с американскими партнёрами, обсудить весь спектр двусторонних отношений и решить накопившиеся проблемы. ... Путь на нормализацию белорусско-американского взаимодействия лежит через изменение подходов Вашингтона к нашей стране - отказа от выдвижения политических ультиматумов и перевода двусторонних отношений в русло конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества».

В конце месяца дискуссию продолжил пресс-атташе Госдепартамента Роберт Вуд. Отвечая на вопрос, не собираются ли США последовать примеру Евросоюза в нормализации отношений с Беларусью, он отверг возможность изменения политики, подчеркнув, что «Вашингтон ясно дал понять, что Беларуси необходимо сделать для улучшения двусторонних отношений». В ответ Андрей Попов заявил о готовности согласиться с американским коллегой при условии, что в его высказывании после слова «Беларусь» будет добавлено «и Соединённые Штаты»: «Такое изменение было бы проявлением большой гибкости белорусской стороны, поскольку всем известно, что это не Беларусь создала сегодняшнюю ситуацию в белорусско-американских отношениях».

Несколько усугубил ситуацию опубликованный в начале марта очередной отчёт Госдепартамента о положении дел с правами человека в мире, в котором ситуация в Беларуси определялась как «очень плохая», несмотря на то что несколько позитивных моментов всё же было отмечено. Как бы в ответ А. Лукашенко 31 марта обвинил американцев в провоцировании глобального кризиса. 23 апреля, выступая с посланием Национальному собранию, он был настроен уже менее негативно и призвал к нормализации белорусско-американских отношений.

Впрочем, через две недели, говоря о возможном возвращении в Беларусь американского посла, белорусский лидер подчеркнул: «Зачем нам нужен здесь посол США и посольство США, если он возвращается только для того, чтобы продолжать санкции против Беларуси? Если американцы действительно хотят сотрудничать, считают нас партнёрами, видят Беларусь как партнёра в такой степени, что здесь должны быть посольство и посол, то мы всегда за это». Вместе с тем он выразил надежду, что при новом американском президенте в отношениях между двумя странами будет достигнут прогресс, хотя и признал, что Бараку Обаме придётся ломать политику Буша и тенденции, естественные для такой страны, как США.

Коротко говоря, всю первую половину года стороны упражнялись в вербальном жанре, так что их позиции обозначились предельно ясно: каждая считала, что первый шаг непременно должен сделать партнёр. В результате ситуация практически застыла на месте, если не считать того, что в мае приостановка отдельных экономических санкций была в очередной раз продлена на полгода, а Джонатан Мур отметил, что у посольства расширился доступ к белорусским чиновникам.

На чьей стороне мяч

Казалось, такое положение дел будет сохраняться и далее, поскольку предпосылок к изменению не наблюдалось. Однако 30 июня произошло то, что казалось почти невозможным: проездом на сессию Парламентской ассамблеи ОБСЕ Минск с однодневным визитом посетила представительная делегация Конгресса США во главе с сенатором Бенджамином Карденом, сопредседателем Комиссии США по безопасности и со-

трудничеству в Европе. В её составе также находился хорошо известный в Беларуси конгрессмен Кристофер Смит, едва ли не главный критик белорусского режима в американском законодательном органе, один из основных авторов и лоббистов Акта о демократии в Беларуси. Если вспомнить, что всего пару лет назад белорусские власти за меньшие прегрешения отказались выдать визу сенатору Джону Маккейну, то этот сдвиг выглядел прогрессивным.

Американские законодатели посетили Куропаты и мемориал Минского гетто, встретились с представителями оппозиции и гражданского общества. По мнению последних, конгрессмены позитивно восприняли их предложение предоставлять кредиты и инвестиции только в обмен на внутриполитический диалог и свободные выборы, при условии соблюдения моратория на политические преследования и отсутствия политических заключённых.

Но, разумеется, в центре внимания были переговоры гостей с Александром Лукашенко. Напомнив об изменениях в политике Евросоюза в отношении Беларуси, он призвал американцев «снять тёмные очки», посмотреть на Беларусь «непредвзятым взглядом» и «отойти от старых схем и стереотипов». Основные положения его высказываний сводились к следующему:

• в Америке не знают реальной ситуации в Беларуси;

• Беларусь не может позволить, чтобы послы иностранных государств, в том числе США, возглавляли акции оппозиции, как это делала посол Стюарт со своими сотрудниками;

• у Беларуси и США имеется значительный потенциал для взаимного приложения усилий в торгово-экономической и инвестиционной сферах;

• Беларусь и США объединяют общие интересы в контексте глобальной безопасности;

• Беларусь готова вернуться к разговору о восстановлении полноценного взаимного дипломатического присутствия при условии отмены на законодательном уровне введённых против нашей страны санкций и их правовой основы - Акта о демократии.

О содержании заявлений гостей удалось узнать из краткой пресс-конференции Кардена и данных членами делегации интервью. По их словам, главным пунктом называлась

необходимость соблюдения в Беларуси прав человека и продолжения демократических преобразований, причём к числу первоочередных отнесены реформа избирательного законодательства, обеспечение свободы СМИ, мнений, собраний, ассоциаций, защита прав религиозных и национальных меньшинств. Также выражалось убеждение, что обеспокоенность США не является вмешательством во внутренние дела Беларуси, поскольку, согласно Хельсинкскому соглашению, каждая страна-член ОБСЕ должна указывать на нарушение другим государством его обязательств.

Глава Хельсинкской комиссии также затронул экономический аспект, заявив, что, двигаясь по пути реформ, Минск только выиграет от сотрудничества. Конгресс может поддержать такие преобразования, но сначала они должны начаться. До тех пор возможности и основания для наращивания товарооборота и предоставления Беларуси кредита будут крайне ограниченными.

Итоговая точка зрения американских парламентариев фактически сводилась к неоднократно прозвучавшей фразе: «Сейчас мяч находится на белорусской стороне». Таким образом, можно сделать заключение, что разговор был достаточно напряжённым. Собственно, трудно представить, что могло быть иначе: слишком уж разные взгляды сторон на внутриполитическую ситуацию в Беларуси. Правда, одну конкретную проблему разрешить всё же удалось. После того как конгрессмены выразили озабоченность состоянием здоровья гражданина США Эммануила Зельцера, отбывавшего в Беларуси наказание по обвинению в уголовном преступлении, А. Лукашенко пообещал подписать указ о его помиловании, что и сделал в тот же день.

Дипломатия без перемен

Буквально через неделю после данного визита в должности временного поверенного в делах США в Беларуси Джонатана Мура сменил другой карьерный дипломат — Майкл Скэнлан. Как сообщил новый руководитель миссии, получив назначение, первым делом он попытался прояснить статус посольства, то есть число американских дипломатов, которые могут здесь работать. Представители белорусских властей ответили, что

в обозримом будущем расширение нынешнего состава невозможно.

В течение года здание американского посольства практически пустовало: право находиться в Минске имеют только пять дипломатов, включая временного поверенного. Американская сторона постоянно вела с белорусскими властями «общие обсуждения» вопроса о возможном урегулировании дипломатического конфликта. Надо признать, что несколько раз ей было позволено временно увеличить количество дипломатов, однако сигналов о том, что это может быть сделано на постоянной основе, не поступало.

В результате страдали образовательные обмены, контакты в военной сфере, сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью, развитие коммерческих отношений. Все они требуют поддержки, что предполагает наличие определённого числа сотрудников. Ещё одна насущная проблема — невозможность полноценного оказания консульских услуг. Это создаёт большие неудобства гражданам Беларуси, которым для того, чтобы получить визу, приходится ехать в Киев или Москву.

Помимо нехватки персонала периодически возникают и другие сложности. Так, после того как в 2008 г. белорусская девочка не вернулась в срок из поездки по программе оздоровления детей в США, последняя была закрыта до подписания соответствующего соглашения. В итоге, в прошлом году в Америку смогли вылететь, в виде исключения, только около полутора десятков нуждавшихся в лечении детей, тогда как годом ранее их насчитывалось полторы тысячи.

Напротив, как утверждал ещё Дж. Мур, Соединённые Штаты никогда не ограничивали количество белорусских дипломатов, и если бы здешние власти вознамерились послать туда пятьдесят или даже сто дипломатов, визы тем были бы выданы в течение недели. Пока же в ведущем государстве мира с более чем 300-миллионным населением интересы Беларуси представляют всего четыре сотрудника дипломатической миссии в Вашингтоне и консул в Нью-Йорке. Можно констатировать, что за минувший год в этом плане ничего не изменилось, и взаимодействие на дипломатическом уровне остаётся в полузамороженном состоянии.

Сохранение статус-кво

Вероятно, прояснение позиций на упомянутых переговорах с конгрессменами привело к тому, что в течение второй половины года вербальная активность существенно снизилась и разного рода заявлений с обеих сторон прозвучало значительно меньше. Среди них было несколько высказываний А. Лукашенко, не содержавших, впрочем, ничего принципиально нового.

Если же говорить о событиях, то здесь следует назвать августовский приезд в Минск помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Филиппа Гордона. Во-первых, потому что это наиболее высокопоставленный представитель Госдепартамента, посетивший Беларусь на протяжении последних десяти лет, и, во-вторых, поскольку контакт на таком уровне оказался единственным, Ф. Гордон встретился с представителями гражданского общества и оппозиции, главой президентской администрации Владимиром Макеем и Сергеем Мартыновым. Судя по тому, что по поводу последних встреч официальные источники ограничились стандартной информацией типа: «Были обсуждены вопросы развития двусторонних отношений, в том числе использования имеющихся возможностей по расширению торгово-экономического сотрудничества и взаимодействия в области международной безопасности», — прорыва снова не произошло.

Представителей же демократических сил интересовало, сохранятся ли преемственность и последовательность американской политики в отношении Беларуси и не будет ли диалог с официальным Минском вестись в ущерб демократическим ценностям. Гордон подтвердил, что приоритетными критериями для Соединённых Штатов остаются права человека и демократия. Америка по-прежнему считает, что Беларусь должна освободить всех политзаключённых, дать больше свободы неправительственным организациям и медиа, а также провести свободные и прозрачные выборы. Он повторил, что санкции в отношении Беларуси являются результатом нарушения здешними властями прав человека, а потому будут отменены только в том случае, если страна встанет на путь демократии.

В итоге единственным реальным достижением года осталось освобождение Зельцера. Кстати, не исключено, что в дан-

ном случае белорусские власти пытались разыграть с Америкой тот же сценарий, который годом ранее сравнительно эффективно был реализован в отношениях с Европой. Однако Вашингтон, судя по всему, посчитал достаточной компенсацией то, что он, как минимум, не препятствует регулярному предоставлению Беларуси кредитов МВФ. В этом плане можно согласиться с Майклом Скэнланом, по мнению которого «2009 год, к сожалению, можно в лучшем случае назвать годом сохранения статус-кво».

Скорее всего, нежелание белорусских властных структур идти на уступки объясняется опасениями, что даже незначительные демократические преобразования могут повлечь за собой радикальные перемены в общественном сознании. Пересилить их, наверное, может только страх перед непосредственной внешней угрозой, что наглядно было продемонстрировано в августе 2008 г. По-видимому, имевшие место в течение года периодические — иногда весьма резкие — обострения отношений с Москвой таковым фактором не стали.

Что касается США, то, по всей видимости, особых причин для изменения белорусской политики у новой администрации не было. В условиях необходимости решения проблем, связанных с экономическим кризисом, а также других серьёзных внутренних проблем, не вызывает удивления тот факт, что Беларусь оказалась на периферии внимания первых лиц США.

Все эти соображения позволяют сделать вывод, что в ближайшем будущем едва ли можно ожидать сближения позиций Минска и Вашингтона, и, соответственно, улучшение белорусско-американских отношений представляется маловероятным. В данной ситуации единственным (хоть, честно говоря, слабым) обнадёживающим обстоятельством остаётся лишь то, что контакты на достаточно высоком уровне время от времени всё же осуществляются.

В тексте использованы материалы информационных агентств БелТА, БелаПАН и Интерфакс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.