Научная статья на тему 'Бедность с позиций криминологии'

Бедность с позиций криминологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3489
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / БЕДНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / SOCIAL GROUP / POVERTY / CRIME / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурницкий Александр Викторович

В статье рассматриваются вопросы криминологического значения бедности и специально-криминологические меры предупреждения преступлений, совершаемых бедными людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poverty from the standpoint of criminology

The article discusses issues of criminological values of poverty and specially-criminological measures of the prevention of crimes committed by poor people.

Текст научной работы на тему «Бедность с позиций криминологии»

Гурницкий Александр Викторович

аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин

Института гуманитарного образования и информационных технологий

(е-таП: [email protected])

Бедность с позиций криминологии

В статье рассматриваются вопросы криминологического значения бедности и специально-криминологические меры предупреждения преступлений, совершаемых бедными людьми.

Ключевые слова: социальная группа, бедность, преступность, предупреждение преступности.

A.V. Gurnitsky, Post-graduate of a Chair of Criminal Law Disciplines of the Institute of Humanities and Information Technology; e-mail: [email protected]

Poverty from the standpoint of criminology

The article discusses issues of criminological values of poverty and specially-criminological measures of the prevention of crimes committed by poor people.

Key words: social group, poverty, crime, crime prevention.

В настоящее время проблема бедности носит глобальный характер. По мнению обывателя, быть бедным значит быть «лузером» (т.е. невезучим человеком, неудачником), саму же бедность определяют как качество жизни и осознание своего положения, которое постоянно сравнивается и вызывает досаду. В то же время С.С. Ярошенко считает, что в России «бедность приобретает массовый характер, и существует опасность, что "культура бедности", присущая ограниченному числу людей на Западе, станет у нас "общепринятой"» [1]. Безусловно, в России бедность носит достаточно продолжительный характер и определяется разнообразием представителей, которые стремятся решить насущные проблемы путем совершения преступлений.

На любом этапе развития общества необходимы меры, которые направлены на повышение уровня образования, культуры, экономического и технического развития, что является проявлением заботы об обществе, усиливает действие общесоциальных процессов и тем самым снижает уровень преступности. Наибольшая поляризация общества проявилась в 1990-х гг. с уничтожением патернализма (присущего СССР). Определенные слои попали в категорию бедных и даже были выброшены из жизни общества, приобретая признаки маргинальности. Как отмечает Н.А. Лопашенко, «маргинал - это лицо, которое в силу субъективных и объективных факторов, как правило, из-за кардинальных изменений в общественно-политическом строе, экономике и культуре страны, претерпевает существенное и резкое изменение своего прежнего социального статуса, системы ценностей,

что приводит к значительным ограничениям реализации прав и свобод данным гражданином, который из-за скорого перехода еще не отвык от своего предыдущего положения и не успел адаптироваться к новым условиям жизни или вновь выбранному статусу и, соответственно, осознает разорванность прежних собственных социальных связей» [2, с. 195]. В то же время восприятие жизни бедными, их поведение объясняются усилением тенденций к маргинализации социальных групп, которые ранее были благополучными.

В обществе существуют малые социальные группы, которые, находясь на низшей социальной ступени, представляют в определенной мере общественную опасность, питают преступность и подрывают нравственные устои общества. Совокупностью таких групп являются бедные и «социальное дно».

Если оставить в стороне «просто» бедных, то в группу, относящуюся к «социальному дну», имеющую минимальную вероятность вернуться к нормальной жизни и адаптироваться к условиям рыночной экономики, включаются: 1) «бомжи» (лица без определенного места жительства и занятий, бродяги); 2) бывшие преступники, не желающие работать; 3) алкоголики и наркоманы; 4) нищие; 5) проститутки; 6) беспризорные дети. Именно увеличение количества представителей этой группы населения и распространение их психологии является характерной чертой современного общества. Только необходимость гармоничного развития общества может быть залогом минимизации негативных последствий влияния ситуации бедности на сознание живущих в ней.

174

Для бедных в целом характерно социально-психологическое отчуждение, которое порождает дезадаптацию индивида как личностную позицию и как его социальный статус. И то, и другое в отсутствие соответствующего воспитательного воздействия может иметь существенные криминогенные последствия. Дезадаптация, отчуждение большинства правонарушителей отличают их от законопослушных граждан.

Малообеспеченность и бедность - это, прежде всего, внутреннее состояние индивида, влияющее на его психику и нравственные ориентиры. Годы, проведенные в нужде, приучают думать только о решении первичных вопросов (пища, одежда, кров), не вдаваясь в перспективы. Постоянные состояния обиды, угнетенности, отчуждения, неудовлетворенности привносят изменения во внутриличностную сферу и межличностные отношения бедных.

Очень важно остановиться на мотивации, т.е. на том, ради чего совершаются поступки. Важность их оценивается общественной значимостью или вредом, который был нанесен. Для бедных мотивом совершения правонарушений служит чаще всего удовлетворение сиюминутных потребностей. Сегодня в сознании россиян портрет бедных претерпел изменения. Хотя 71% их все еще считает, что бедные ни в чем с точки зрения их морально-нравственного портрета не отличаются от остального населения, почти 30% уверены, что такие отличия есть, и главное из них - распространенность в среде бедных пьянства и наркомании (60%). Среди других таких особенностей упоминаются присущие бедным хамство, грубость, нецензурная брань (10%), плохое воспитание ими собственных детей и невнимание к ним (6%), проституция (4%) и т.д. [3, с. 8].

Следовательно, прослеживается дискриминация бедных в обществе, а также формирование их облика, отличного от остальных не только по уровню доходов, но и по поведению.

Бедные ограничивают круг присущих им увлечений собственными заботами, тем самым сокращая степень участия в жизни общества. Более того, они отгораживаются от «большого общества» и создают свои собственные институты (например, банковский институт кредитования заменяется займом у соседей) и свои индивидуальные модели поведения, непохожие на общеустановленные (невысокая степень активности в политической жизни общества) [4].

Образ жизни бедных людей характеризуется неопределенностью социального статуса, недостаточной обеспеченностью завтрашнего дня, неустойчивостью здоровья, психики, что способ-

ствует их нахождению в пограничном состоянии, которое не всегда представляет прямую угрозу обществу. Криминология продолжает изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, кто находится в «группах риска» и служит «резервом» преступного поведения. При этом важно выделить как собственно личность преступника и его психологические характеристики, так и особенности социальной среды, их связи и отношения [5, с. 6].

Принимаемые сейчас общесоциальные меры недостаточно ориентированы на борьбу с преступностью, они еще не позволяют создать экономическую и общесоциальную основу для борьбы с ней. Немаловажными мерами предупреждения преступности бедных являются: 1) повышение благосостояния населения; 2) помощь семье; 3) развитие малого и среднего бизнеса; 4) повышение производительности труда; 5) борьба с алкоголизмом и пьянством.

Достаточно трудно дать оценку уровня жизни населения, поскольку наряду с позитивом присутствует и негатив. Задача повышения уровня жизни и в целом благосостояния населения должна решаться правительством страны, местными, региональными властями с использованием всех имеющихся в распоряжении возможностей.

Так, например, государство в силах обеспечить достаточно высокий прожиточный минимум всем членам общества, оказывать материальную помощь нуждающимся, установить льготы и привилегии для малообеспеченных, предоставить новые возможности заработка (законным путем), обеспечить высокий уровень социальной защищенности (образование, медицинская помощь и т.д.).

В России в период начала экономических реформ неожиданными и трагическими оказались прогноз инфляции, кризисы неплатежей, спад производства и тотальная криминализация общества, последствия приватизации, масштабы теневой экономики. Не оправдалась гипотеза о спонтанном развитии рыночного поведения и рыночных институтов, которое должно было привести к быстрой адаптации населения и развитию предпринимательской деятельности. Никто не мог предвидеть, насколько драматичным будет расслоение населения с распространением отчаянной бедности в среде интеллигенции и основной массы трудящихся. Но преобразования в России во многом осуществлялись в соответствии с рекомендациями признанных на Западе экспертов-профессионалов. С одной стороны, это связано с особенностями российской реальности, с другой - с кризисом самой экономической теории [6, с. 30].

175

Для определения уровня и качества жизни населения следует разработать критерии мониторинга, программы по социальному обеспечению и преодолению бедности.

Помощь и поддержка нужна конкретным группам людей, семьям, отдельным личностям. Первостепенную роль в предупреждении преступлений играет семья. На протяжении всей жизни любая семья сталкивается с проблемами и трудностями социального характера. Кризис экономических и политических отношений привел и к определенному кризису семьи, поэтому требуются изменения социальной политики в области защиты материнства и детства. Государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи), что выражается в установлении происхождения ребенка, порядке усыновления и выплате алиментных обязательств. Основными формами оказания такой помощи являются: оформление пенсии на детей по утрате кормильца вдовым одиноким матерям; выплата материнского капитала; патронаж; оформление пособия внебрачным матерям; помощь разведенным одиноким матерям в получении алиментов на детей или содействие в их получении женщинам, не получающим их по объективным причинам; предоставление матерям и членам их семей различной информации о льготах, социальных гарантиях, правах и т.д.; оказание юридической, психологической помощи разведенным, содействие в решении вопросов, касающихся воспитания детей.

От государственной экономической и социальной политики, проводимой по обеспечению жизнедеятельности семей, зависят занятость населения в сферах трудах, благосостояние и доходы.

Таким образом, для смягчения остроты социальной бедности государство разрабатывает специальную систему мер по оказанию помощи данной категории лиц, что не всегда в достаточной мере реализуется на практике.

Немаловажную роль для удовлетворения нужд населения в современных условиях играет развитие малого и среднего бизнеса. Однако среди бедных немало тех, кто при определенных условиях смог бы выйти из такого состояния. Поэтому альтернативой борьбы с бедностью является развитие малого и среднего бизнеса. Малый бизнес беден и постоянно находится на грани выживания [7]. Он оказывает влияние на экономический рост, на занятость, на развитие конкуренции, на формирование среднего класса. Тем не менее, развитие малого бизнеса в

России пробуксовывает. Именно с его помощью бедные могли бы быть вовлечены в жизнь общества, что, в свою очередь, снизило бы риск совершения преступления.

Показателем успешного развития любой экономики является такой критерий, как производительность труда. Так, уровень производительности труда в России в 2013 г. практически во всех видах экономической деятельности - от автомобильной промышленности и нефтедобычи до банковского сектора и торговли - в 2-3 раза ниже, чем в экономически развитых странах. Данный показатель в России составляет 26,8% от показателя США, 40% от показателей Японии и Германии, 33,3% от показателя Франции, 36% от показателя Швеции [8]. Важно отметить, что уровень производительности труда в России (2014 г.) в 3,5 раза ниже, чем в США, и в 2-2,5 раза ниже, чем в Великобритании и Франции [9]. Факторами, оказывающими влияние на рост производительности труда, являются: 1) материально-технические; 2) организационно-экономические; 3) социально-психологические. Бедность возникает из таких факторов, как общий уровень производства и производительность, из структуры рынка труда и ассоциируется с трудовыми процессами. Неравенство в доступе к рынкам труда необходимо понимать как часть процесса социальной и экономической стратификации, одним из результатов которого является бедность. Дифференциация и неравенство на рынке труда обусловливает дифференциацию в уровне жизни - сами по себе важные определители общего уровня бедности. В то же время под повышением производительности труда понимают выпуск большего объема продукции за единицу рабочего времени за счет более грамотной организации производственного процесса и использования новых, более современных технологий и оборудования. Государство должно способствовать снижению превалирования низкооплачиваемых работ и процессов на рынке труда, снижая безработицу, повышая занятость и экономическую активность населения.

Наряду с общесоциальными мерами предупреждения преступности, существуют и специально-криминологические. Это «меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления» [10, с. 72].

Специфика постсоветской экономики России привела к тому, что огромными темпами росло число так называемых «групп риска», это усложняло ситуацию и мешало контролю за их поведением. Представители этих групп вовлекаются

176

в криминальную сферу, что предполагает применение мер по предупреждению совершения ими преступлений. Профилактику преступлений, совершаемых бомжами и нищими, следует проводить с учетом отсутствия у них прописки, а сложность заключается еще и в том, что их учет практически не ведется. По мнению самих сотрудников правоохранительных органов, в целях профилактики и контроля бродяжничества и попрошайничества необходимо принятие на федеральном уровне нормативно-правового акта по возобновлению деятельности спецучреждений полиции для временного содержания лиц без определенного места жительства, т.к. Министерство труда и Министерство здравоохранения к реализации постановления Правительства РФ по данной проблеме так и не приступили [11, с. 196]. Отсутствие закона «О бездомных» и в целом государственной политики в этой области затрудняет решение данной проблемы, в этой области проводятся лишь бессистемные мероприятия. Профилактика и борьба с преступностью осуществляются только в форме рейдов правоохранительных органов в местах сборищ таких лиц (подвалы, чердаки, лестничные клетки и т.д.). Необходимо, на наш взгляд, создать картотеку лиц без определенного места жительства, поделенных по территориальному признаку, и осуществлять взаимодействие между различными подразделениями полиции, чтобы отслеживать перемещение бомжей и их количество. Помимо этого, в картотеку надо вносить фотографии данных лиц, поскольку не всегда возможно идентифицировать их. Все это позволит снизить уровень преступности. Подобные комплексные профилактические мероприятия «БОМЖ», в частности, проводятся в Республике Бурятия. При доставлении лиц данной категории в органы внутренних дел проводится их фотографирование, дактилоскопирование, оформляются специальные опознавательные карты. Доставленные лица проверяются по имеющимся оперативно-справочным учетам. С ними проводятся профилактические беседы о недопущении противоправного поведения. Регулярное проведение оперативно-профилактических мероприятий, систематическое документирование лиц без определенного места жительства способствуют опознанию трупов, обнаруживаемых в колодцах, на улицах, в подъездах и других общественных местах, раскрытию преступлений, совершаемых лицами без определенного места жительства, по горячим следам [12].

Одной из наиболее распространенных социальных проблем являются алкоголизм и нарко-

мания. Общеизвестно, что система предупредительных мер в отношении злоупотребляющих алкоголем и наркотическими веществами несовершенна. Профилактическая работа с лицами, употребляющими спиртные напитки и наркотики, начинается, прежде всего, с выявления подобных лиц. Далее необходимы постановка их на учет и применение к ним мер принудительного лечения; осуществление контроля и надзора за производством и оборотом алкогольной продукции и наркотических веществ, а также выявление мест их реализации (ночные клубы, бары и т.д.); оказание психологической, медицинской, консультативной помощи непосредственно больным алкоголизмом и наркоманией, а также их семьям и близким для направления на лечение в специализированные учреждения; создание в достаточном количестве специализированных открытых и закрытых учреждений в системе здравоохранения, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и при этом не нарушающих конституционных прав больных граждан, в которых бы имелись все условия для нормальной жизнедеятельности этих лиц [13, с. 8-18]. Помимо предупредительных мер, предложенных для работы с группой лиц, необходимо осуществлять специально-предупредительные меры с индивидом и его ближайшим окружением. Для успешного применения предупредительных мер необходимы выявление лица, ведущего подобный образ жизни, влияние на него окружающей среды и разработка индивидуальных предупредительных мер применительно к данному лицу с целью положительного изменения личности. Основанием для применения индивидуальных предупредительных мер выступают невыполнение своих гражданских обязанностей, злоупотребление алкоголем и наркотиками, совершение административных правонарушений или преступлений и т.д. Таким образом, следует использовать уже известные методы предупредительной деятельности, а также создавать принципиально новые организации, формы, находя все новые пути предупреждения преступлений, где наиболее важную роль будут играть законы.

Основой мер по предупреждению совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является контроль участковых уполномоченных полиции, деятельность по выявлению нетрудоустроенных лиц, нарушающих правила общественного поведения, совершающих небольшие правонарушения. Немаловажное значение в недопущении совершения новых преступных деяний играет Федеральный закон от 6 апреля 2011 г.

177

№ 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Согласно ему устанавливаются следующие административные ограничения (ст. 4): 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации [14].

Данный закон регулирует общественные отношения, связанные с деятельностью органов внутренних дел, и подразумевает систему временных принудительных профилактических мероприятий, наблюдение и воздействие на поведение указанных лиц.

Для более четкого исполнения данного закона был издан приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [15], разъясняющий порядок осуществления административного надзора. Тем не менее, эффективность предупредительных мер зависит от своевременного их применения, в том числе на стадии отбывания наказания в исправительных учреждениях. Подобные предупредительные мероприятия проводятся в форме беседы, оказания психолого-педагогической, социальной помощи, привлечения к трудовой деятельности. После освобождения используются такие формы, как оказание помощи в восстановлении социальных связей, содействие в реабилитации.

Таким образом, следует продолжать совершенствование мер по предупреждению преступлений с учетом всех закрепленных Конституцией РФ прав этих категорий граждан.

В российском законодательстве в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости и органы внутренних дел [16]. Важную роль в профилак-

тической работе с данной категорией лиц играют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Основными формами и методами выявления несовершеннолетних правонарушителей продолжают являться: 1) проведение специализированных рейдов и спецмероприятий в местах массового отдыха несовершеннолетних, патрулирование в общественных местах; 2) организация взаимодействия с органами предварительного следствия и дознания, установление связей лиц, подлежащих профилактированию; 3) выявление правонарушителей и родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, по месту жительства путем бесед с жителями микрорайонов; 4) сверки с дежурными частями ОВД по доставленным за совершение правонарушений.

В индивидуальной профилактической работе особое внимание уделяется беспризорным несовершеннолетним, употребляющим наркотические или психотропные вещества, совершившим при этом правонарушения с применением мер административного взыскания. С такими лицами проводятся беседы, разъясняющие их поведение, ведется учет таких несовершеннолетних, а в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» лицам, не достигшим 16-летнего возраста, оказывается наркологическая помощь без их согласия, т.е. принудительно (п. 2 ст. 54) [17]. Большое значение имеет Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [18], в который 28 апреля 2009 г. были внесены дополнения о том, что дети до 18 лет с 22 часов до 6 часов утра без сопровождения взрослого не могут посещать рестораны, бары, кафе, появляться на улицах, стадионах, магазинах, транспорте и т.д., «нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» [19].

В настоящее время борьба с проституцией в основном возложена на органы внутренних дел. Поэтому сложно отрицать существование в обществе такого социального явления, как проституция, и связанных с ней совершаемых преступлений. В советский период в законодательстве отсутствовали статьи, преследовавшие за занятие проституцией, но проституток могли преследовать и по другим составам преступлений как уголовного, так и административного кодексов. Официально существование такого «ремесла» вообще не признавалось вплоть до перестройки. Однако непризнание

178

явления не означает его отсутствие как такового. Совокупность специальных предупредительных мер составляют различные способы и приемы борьбы по предупреждению преступлений, совершаемых проститутками. Преступления, совершаемые проститутками, носят скрытный, замаскированный характер, что, несомненно, осложняет их раскрытие. Для выявления и пресечения лиц, занимающихся проституцией, сотрудники патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные инспектора полиции, а также оперуполномоченные уголовного розыска проводят рейды, как плановые, так и внеплановые. Наибольшее внимание стоит уделять таким общественным местам, как пляжи, гостиницы, бары, рестораны, ночные клубы, определенные участки шоссейных дорог и т.д. Огромное значение играет своевременное информирование администраторами гостиниц, гражданами, соседями и т.д. органов внутренних дел о лицах, занимающихся проституцией. Само по себе выявление таких лиц - это только половина успешной борьбы как с самой проституцией, так и с преступлениями, которые совершаются проститутками. Важным моментом является индивидуальный подход: отправление на лечение, т.к. зачастую они страдают венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, постановка на учет, помощь в трудоустройстве, проведение бесед служителями церкви с проститутками и т.д. Помимо этого, существует запрет на транслирование ранее 22 часов программ, содержащих сцены эротического характера, что оказывает положительное влияние на предупреждение занятия проституцией [20]. Относительно недавно был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [21], в связи с которым все программы, книги и иные средства информации обязаны быть оснащены знаком с возрастным ограничением.

Безусловно, основой предупреждения преступлений, совершаемых проститутками, является

их профилактика, укрепление семьи, духовных, нравственных ценностей, повышение социально-экономического уровня жизни, пропаганда СМИ, работа психологов по предупреждению конфликтов и т.д.

Важным шагом в подтверждение актуальности предупреждения преступности бедных явилось принятие в 2013 г. Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, которая рассчитана до 2020 г. В Концепции основными направлениями деятельности обеспечения общественной безопасности в политике государства являются (подп. «в» п. 28):

1) выявление лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации;

2) противодействие организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому [22].

Совокупность мер по предупреждению преступлений, совершаемых бедными людьми, должна способствовать социальной стабильности в обществе, совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, снижению уровня криминализации и повышению защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека.

1. Ярошенко С. Синдром бедности // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 43-50.

2. Маргинальная преступность / под ред. Н.А. Лопашенко. М., 2010.

3. Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современной России // Социологические исследования. 2014. № 1.

4. Беглова Е.И. Социокультурные особенности феномена бедности в России // Современные исследования социальных проблем: электрон. науч. журн. 2012. № 9(17). URL:

1. Yaroshenko S. Syndrome of poverty // Sociological journal. 1994. № 2. P. 43-50.

2. Marginal crime / ed. by N.A. Lopashenko. Moscow, 2010.

3. Tikhonova N.E. Phenomenon of poverty in modern Russia // Sociological research. 2014. № 1.

4. Beglova E.I. Socio-cultural peculiarities of the phenomenon of poverty in Russia // Modern research of social problems: electronic sci. J. 2012. № 9(17). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/

179

http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/9/beglova. pdf (дата обращения: 21.06.2014).

5. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника. М., 1982.

6. Кижикина В. В. Благосостояние населения и экономический рост: теоретический аспект // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2012. № 1(17).

7. Десяткина Е. Малый бизнес - аутсайдер. URL: http://vecherka. su/katalogizdaniy?id=9021 (дата обращения: 20.06.2014).

8. ГрицюкМ. Медведев: Производительность труда вырастет в 1,5 раза за пять лет. URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/proizvoditelnost-site-anons.html (дата обращения: 21.06.2014).

9. Фомченков Т. Их не догонишь. URL: http://www.rg.ru/2014/07/02/proizvoditelnost.html (дата обращения: 15.07.2014).

10. Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ю.Н. Аргуновой. М., 2001.

11. Аминев Д. Р. Влияние маргинальных проявлений на состояние оперативной обстановки на территории Саратовской области в 2008 - начале 2009 года и имеющиеся проблемы в противодействии маргинальной преступности // Уголовно-политические, уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с современной преступностью и коррупцией: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопа-шенко. Саратов, 2009.

12. URL: http://www.gazetahot.ru/novosti/ proisshestviya/1705-v-tekuschem-godu-v-buryatii-licami-bez-opredelennogo-mesta-zhitelstva-soversheno-bolee-80-prestupleniy.html (дата обращения: 22.06.2014).

13. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М.; Екатеринбург, 2003.

14. Собр. законодательства РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.

15. Рос. газ. 2011. 26 авг.

16. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

17. Собр. законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

18. Там же. № 31. Ст. 3802.

19. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»: федер. закон от 28 апр. 2009 г. № 71-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2009. № 18, ч. 1. Ст. 2151.

20. О средствах массовой информации: закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 //Рос. газ. 1992. 8 февр.

issues/2012/9/beglova.pdf (date of access: 21.06.2014).

5. Antonyan Yu.M. Study of the offender. Moscow, 1982.

6. Kizhikina V. V. Welfare and economic growth: theoretical aspect//Bull. of Tomsk state university. 2012. № 1(17).

7. Desyatkina E. Small business - outsider. URL: http://vecherka. su/katalogizdaniy?id=9021 (date of access: 20.06.2014).

8. Gritsyuk M. Medvedev: Labour productivity will grow in 1,5 times in five years. URL: http:// www.rg.ru/2013/12/10/proizvoditelnost-site-anons.html (date of access: 21.06.2014).

9. Fomchenkov T. They will not catch up. URL: http://www.rg.ru/2014/07/02/proizvoditelnost.html (date of access: 15.07.2014).

10. Criminology / ed. by N.F. Kuznetsova, Yu.N. Argunova. Moscow, 2001.

11. Aminev D.R. Effect of marginal manifestations on the state of the operational environment on the territory of the Saratov region in 2008 - early 2009 and challenges in countering the marginal crime // Criminal-political, legal and criminological problems of modern combat crime and corruption: coll. of sci. papers / ed. by N.A. Lopashenko. Saratov, 2009.

12. URL: http://www.gazetahot.ru/novosti/ proisshestviya/1705-v-tekuschem-godu-v-buryatii-licami-bez-opredelennogo-mesta-zhitelstva-soversheno-bolee-80-prestupleniy.html (date of access: 22.06.2014).

13. Chernosvitov E.V. Social medicine. Moscow; Ekaterinburg, 2003.

14. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 15. Art. 2037.

15. Rus. newsp. 2011. Aug. 26.

16. On principles of prevention of child neglect and juvenile delinquency: fed. law of June 24, 1999 № 120-FL //Coll. of legislation of the Russian Federation. 1999. № 26. Art. 3177.

17. Coll. of legislation of the Russian Federation. 1998. № 2. Art. 219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ibid. № 31. Art. 3802.

19. On amending the Federal law «On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation»: fed. law of Apr. 28, 2009 № 71-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2009. № 18, pt. 1. Art. 2151.

20. On mass media: law of the Russian Federation of Dec. 27, 1991 № 2124-1 // Rus. newsp. 1992. Febr. 8.

180

21. Собр. законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

22. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653

21. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 1. Art. 48.

22. Official website of the President of the Russian Federation. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/19653

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.