СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 338(470+571) ББК 65.9(2Рос)
DOI 10.22394/1682-2358-2021-5-39-49
V.I. Maliy, Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Head of the Corporate Economy Department, Pov-olzhsky Institute of Management named after PA. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
V.V. Gusev, Candidate of Sciences (Economics), Docent of the Corporate Economy Department, Pov-olzhsky Institute of Management named after P.A.. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
POVERTY AS A THREAT TO NATIONAL AND ECONOMIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORETICAL ASPECTS
Theoretical aspects of solving the problem of poverty in the Russian Federation are considered. Possible ways of solving the problem of poverty in single-industry settlements, rural and depressed areas are analyzed. It is postulated that the conclusions of the study can be used by public authorities in drawing up programs for regional development and poverty alleviation.
Key words and word-combinations: poverty, social functions of the state, national and economic security.
В.И. Малый, доктор социологических наук, заведующий кафедрой корпоративной экономики Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
В.В. Гусев, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
БЕДНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. Анализируются возможные пути решения проблемы бедности в монопрофильных поселениях, сельских и депрессивных территориях. Постулируется, что выводы исследования могут быть использованы органами государственной власти при составлении программ регионального развития и борьбы с бедностью.
Ключевые слова и словосочетания: бедность, социальные функции государства, национальная и экономическая безопасность.
Од
'дной из важнейших проблем развития современной российской экономики является борьба с бедностью.
Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5
39
На наш взгляд, ситуация экономического неравенства и дифференциации доходов, различных возможностей при доступе к материальным благам и последующей социальной несправедливости является в современной российской экономике одной из наиболее значимых. В стране, обладающей самыми большими в мире запасами природных ресурсов, значительной площадью, пригодной для возделывания сельскохозяйственных культур, значимыми водными и лесными запасами, огромной территорией, благоприятной для проживания, подобной проблемы теоретически не должно существовать. Однако функционирующий хозяйственный механизм не дает на выходе результата социальной справедливости, функционирование экономики приводит к тому, что богатые в России становятся богаче, а количество бедных постоянно растет.
Проблемам бедности постоянно уделяет внимание Президент РФ В.В. Путин. 19 июля 2021 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам он отметил: «Мы хорошо понимаем, что наряду с реальными достижениями есть и значительное число нерешенных задач. Проблем, которые чувствительны для людей. Это прежде всего бедность, низкие доходы многих семей, невысокое качество первичного звена здравоохранения, изношенность школьных зданий». Президент РФ призвал различные ветви власти в стране объединить усилия и снизить риски столкнуться с бедностью для российских граждан, особенно для семей с детьми [1].
По мнению Г.Е. Пляскиной, «черта (порог) бедности — это нормативно устанавливаемый уровень дохода индивида или семьи, обеспечивающий приобретение товаров для удовлетворения важнейших физиологических и социально-культурных потребностей. Кроме модификаций черты бедности, рассчитанных в стоимостных единицах, на практике могут применяться неденежные критерии, основанные на субъективном самочувствии человека, на оценке имущества и сбережений семьи, а также других факторах, например, уровне образования, состоянии здоровья» [2].
Выделяют понятия абсолютной, относительной и субъективной бедности. Под абсолютной бедностью понимается невозможность удовлетворения жизненно необходимых, базовых потребностей индивида или семьи, прежде всего в пище, одежде, жилье [2]. Подробное исследование абсолютной бедности характерно для представителей научной школы социал-дарвинизма (А. Смит, Т. Мальтус, П.Ж. Прудон, Г. Спенсер), которые видели основную причину существования бедных индивидуумов в самом развитии человеческого общества. По их мнению, государство само виновато в поддержании воспроизводства бедности и использует бедность как инструмент управления. В насто-
40 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5
ящее время в Российской Федерации абсолютная бедность привязана к минимальному уровню дохода человека (прожиточному минимуму), который необходим для удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь, прожиточный минимум может различаться в зависимости от региона и социальной группы (взрослые, дети, пенсионеры, работающие) и привязан к стоимости продовольственной корзины, то есть к набору товаров и услуг, необходимому для нормальной жизни. Но есть и некое среднее значение на душу населения, устанавливаемое государством, — в 2021 г. определенный Правительством РФ прожиточный минимум в среднем по стране составил 11 653 руб. на человека в месяц [3].
В отличие от абсолютной, понятие относительной бедности является более сложным и многовекторным. Под относительной бедностью понимают нехватку материальных ресурсов для того, чтобы вести образ жизни, который считается нормальным или желательным в данном обществе. Основоположником теории относительной бедности является британский социолог П. Таунсенд, который опубликовал в 1979 г. исследование «Бедность в Великобритании». Он считал, что бедные люди не могут обеспечить общепринятые в обществе условия существования, что у индивидуума возрастает риск попасть в число бедных с наступлением старости и прогнозировал рост бедности в ближайшие десятилетия по мере развития человечества [4]. При этом в каждом обществе показатель относительной бедности свой, в развитых странах данный уровень значительно отличается от бедных стран Азии и Африки, а в Российской Федерации уровень и стандарты жизни в крупных городах — мегаполисах, городах-миллионниках — существенно разнится с уровнем жизни в российской провинции.
Выделяют также субъективное определение бедности — на основании суждений самого индивида, насколько он беден. По мнению Е.Д. Слободенюк, субъективный подход в теории бедности во многом обусловлен эмоциональной оценкой индивидуумом своего социального положения [5], поэтому прежде всего необходимо учитывать индивидуальное и общественное мнение в стране и регионе, а только потом сравнивать полученные данные с минимальным размером оплаты труда, уровнем жизни в других странах и другими показателями. Например, большинство россиян считают себя традиционно бедными, но если сравнить уровень жизни в России и бывших республиках Советского Союза, в развивающихся странах Азии и Африки, то картина не будет выглядеть столь фатальной.
На наш взгляд, бедных граждан в России можно классифицировать по двум категориям:
Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5
— граждане, которые в силу физического состояния не могут работать или не хотят и тем самым обрекают себя на низкий доход;
— «работающие бедные» — люди, получающие минимальную или близкую по значению заработную плату (12—15 тыс. руб. в месяц) [6].
Ситуацию «попадания в бедность», или «ловушки бедности», можно сравнить с динамикой кризиса в отдельном домохозяйстве, поэтому качественное состояние ситуации бедности, по нашему мнению, можно определить четырьмя стадиями развития (по аналогии со стадиями экономического кризиса — стратегический кризис, кризис результатов, кризис ликвидности, полное банкротство):
первая стадия — состояние, близкое к средним стандартам проживания, когда не чувствуется существенного отклонения от принятого в обществе уровня жизни, но члены семьи вынуждены незначительно сокращать свои расходы;
вторая стадия — малообеспеченность семей и граждан: не хватает средств на деликатесы, подарки близким, книги и журналы; возникает необходимость экономить на путешествиях, платных услугах;
третья стадия — острая нуждаемость (бедность), при которой приходится экономить на питании, обновлении одежды и обуви, лекарствах и медицинских процедурах; ограничиваются визиты гостей;
четвертая стадия — состояние полной нищеты, когда семья или гражданин экономит на всем: питании, предметах гигиены, медикаментах, не обновляет одежду детей, не имеет телевизора и холодильника.
В настоящее время вследствие санкционного давления на экономику, а также политики всеобщей деиндустриализации, промышленного и экономического спада в отечественной экономике возникла ситуация вопиющей социальной несправедливости в российском обществе. По оценке Росстата, в стране насчитывается примерно 18,1 млн бедных граждан, или 12,3% от общей численности населения. Отметим, что в 2000 г. этот показатель составлял 42,3 млн человек, или 27,5% населения, то есть за прошедшее двадцатилетие количество бедных граждан удалось снизить в два раза [7]. Однако кривая бедности в последние годы опять пошла вверх.
Проанализируем, каким образом бедность определяется по методике международных финансовых институтов. В 1990 г. экономисты Всемирного банка (ВБ) предложили измерять численность бедного населения в мире, применяя стандарты, используемые в беднейших государствах. Изучив национальные уровни бедности в пятнадцати подобных стран, они пересчитали их с использованием валютных курсов на основе паритета покупательной способности (ППС — рассчитывается на основе данных потребительских цен во всем мире). Соответственно,
42 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5
цену одного набора товаров и услуг можно было корректно сопоставить в нескольких странах. В результате эксперты пришли к выводу, что в шести из рассмотренных беднейших стран уровень бедности составил около одного доллара на человека в день. Этот показатель был принят в качестве первого международного порога бедности. В настоящее время черта бедности, по оценке ВБ, несколько увеличилась и составляет 1,9 доллара США в день. Кроме того, в ВБ приняты более высокие уровни бедности для стран с доходом ниже среднего, со средним и высоким уровнем дохода — 3,2, 5,5 и 21,7 доллара. Специалисты ВБ подчеркивают, что эти показатели основаны исключительно на финансовых критериях и не учитывают такие аспекты, как доступ к образованию, услугам здравоохранения, к водо- и электроснабжению [8].
Сегодня в мире за чертой бедности находятся 47 стран, в них проживает примерно 11% населения планеты. Средний уровень ВВП на душу населения в год в этих государствах не превышает 500 долларов (в России этот показатель равен 11 тыс. долл.). Каждый день в беднейших странах мира от голода умирают около 25 тыс. человек, большинство из них дети, а люди живут на один доллар в день. Если проанализировать состояние населения земного шара в целом, то на грани такой катастрофической бедности находится примерно 1 млрд человек, а ежедневный доход в 2 доллара имеют примерно 2,5 млрд людей. В большинстве случаев главными причинами неблагополучия являются войны, гражданские и внешние, неблагоприятный климат, коррупция, низкий уровень медицины и образования, а также значительный внешний долг государства. Большинство стран в списке беднейших — государства Африки (33), Азии и Океании (14), Латинской Америки (1) [9]. Западные экономисты применительно к развивающимся странам выделили понятие «порочный круг бедности», которое звучит следующим образом: «бедные страны бедны, потому что они бедны». Иными словами, большинство бедных стран не обладают значительными ресурсами и технологиями для того, чтобы преодолеть свою несостоятельность, повысить уровень жизни, развить IT-сферу, материальное производство, социальную и рыночную инфраструктуры. В Российской Федерации, однако, все природные ресурсы, технологии и возможность капитализации страны имеются.
По оценке международных финансовых институтов, в настоящее время Россия вышла в мировые «лидеры» по количеству бедных и нищих граждан. В 2020 г. Россия находилась лишь на 76-м месте в мировом «рейтинге процветания» Legatum Prosperity Index, который ежегодно представляет британский аналитический центр Legatum Institute, что, безусловно, недостойно великой державы. В «рейтинг про-
Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5 43
цветания» 2020 г. вошли 167 стран мира, которые сравниваются по девяти критериям: уровню развития экономики, бизнес-среды, эффективности государственного управления, доступности здравоохранения, уровню образования, безопасности и личной свободы, а также по критериям развития социального капитала и экологической среды. Вместе с тем в 2017 г. Россия в «рейтинге процветания» занимала лишь 99-е место, а в 2007 г. — вообще 108-е. В индексе 2020 г. Россию по уровню процветания обогнали такие страны, как Албания, Беларусь, Колумбия, Вьетнам, Доминиканская Республика. При этом Россия опередила в рейтинге, например, Азербайджан, Молдову, Парагвай, Суринам и Ботсвану. Непосредственные соседи России в рейтинге — Кабо-Верде (75-е место), Босния и Герцеговина (77-е место). Первые три места в «рейтинге процветания» занимают Дания, Норвегия, Швейцария, за которыми следуют Швеция и Финляндия. Замыкают рейтинг Йемен, Центральноафриканская Республика (ЦАР) и Южный Судан [10].
Одно из важнейших негативных последствий растущей бедности заключается в ухудшении социальных и демографических показателей. По последним данным ВЦИОМ, в Российской Федерации за первое полугодие 2021 г. заключено 267 тысяч браков, при этом зафиксировано 252 тысячи разводов. Согласно опросам данного Центра, одной из основных причин расторжения брака является бедность: каждая третья семья в России распадается из-за нехватки средств к существованию. Бедность в качестве повода для развода называют 33% респондентов, взаимное непонимание — 15%, неверность — 14%, бытовые проблемы — 10%, несовместимость характеров и пьянство — по 8%. Таким образом, финансовая несостоятельность в настоящее время становится причиной развода каждой третьей распавшейся семьи, хотя еще в 2013 г. данный фактор в качестве основного повода для расторжения брака называл лишь каждый пятый [11].
Бедность напрямую препятствует решению демографической проблемы в государстве. Для молодых людей, создающих семьи и получающих низкую заработную плату, весьма проблематично родить двух-трех детей и тем самым обеспечить расширенное воспроизводство семьи и способствовать улучшению демографической ситуации в стране. Меры по стимулированию рождаемости, предпринимаемые в настоящее время государством, не дают желаемого эффекта; поколение, находящееся в репродуктивном возрасте, пугают нестабильность и угрозы, которые несет с собой будущее.
Безусловно, как социальное явление бедность заключает в себе негативный смысл. Бедность влечет за собой следующие негативные последствия для общества в целом и отдельных граждан:
44 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5
— в паре с бедностью идет безработица; именно безработные, лишенные возможности реализовывать свои трудовые способности и получать за это вознаграждение, составляют основной контингент бедных граждан;
— для бедных стран характерна «атомизация» населения, когда индивиды борются за выживание в условиях рыночной экономики, при этом ни одну важную социальную проблему в стране и обществе невозможно решить;
— из-за бедности и постоянных трудностей население страны теряет положительные перспективы жизни и негативно относится к государственной власти.
В то же время, как ни парадоксально, в бедности граждан можно усмотреть и положительные черты (для органов государственной власти это прежде всего использование охранительной модели действий — «как бы чего не вышло»):
— в стране с бедным населением, как правило, существует благоприятный инвестиционный климат, так как надо меньше платить за найм рабочей силы;
— в бедные страны объективно, по экономическим причинам, ограничен приток мигрантов. Так, во время гражданской войны в Сирии беженцы из зон военных действий не стремились обосноваться и начать новую жизнь в странах Восточной Европы, постсоветсткого пространства иди современной России, они перемещались в северные страны Западной Европы, наиболее богатые и социально защищенные, с высокими зарплатами, пенсиями и пособиями — Великобританию, Францию, Германию, Норвегию, Швецию и другие;
— бедность населения заставляет заботиться жителей о «хлебе насущном», в буквальном смысле выживать и искать себе возможность заработать и прокормиться, поэтому в подобных обществах населению не до формирования гражданского общества, выражения своего мнения и протестной активности.
На наш взгляд, в Российском государстве финансово-экономический блок Правительства РФ также нередко использует бедность как инструмент социального менеджмента для решения своих внутренних задач. В то время как, с одной стороны, в Российской Федерации есть возможность поднять уровень жизни за счет увеличения прожиточного минимума и минимальной оплаты труда, чем органы государственной власти и занимаются, особенно в предвыборный цикл, другая сторона статус-кво государственной политики заключается в сохранении прежнего уровня жизни за счет одновременного поднятия цен, увеличения налогов и сборов, повышения процентных ставок по кредитам, допол-
Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5 4^5
нительной маркировки отдельных видов товарных групп, сохранения прежнего уровня оплаты труда на местах. В связи с этим ситуация выглядит парадоксально: граждане вынуждены предпринимать все больше усилий для поддержания прежнего уровня доходов, а государство следит, чтобы эти доходы не увеличивались. Почему государство проводит подобную политику? Причина в том, что, богатые независимые граждане обладают определенной самостоятельностью в принятии общественных решений (теория маржинализма, «богатство государства есть сумма богатства его членов»), в то время как бедные больше зависимы от органов государственной власти и поддерживают, пусть даже нехотя, повестку правящего класса.
Бедность имеет и региональные особенности. Изучение бедности с учетом региональной специфики актуально в масштабах всей Российской Федерации как протяженной страны с множеством субъектов. С точки зрения промышленного потенциала, размещения производительных сил, численности населения, бюджетонаполнения все российские регионы делятся на «регионы-доноры» и «регионы-реципиенты» (или «депрессивные»). В «регионах-донорах» объективно выше уровень жизни, больше средств идет на социальные выплаты, поддержку молодых семей, содержание социальной инфраструктуры, построение городских агломераций на основе «умных» технологий, что придает качеству жизни более высокий уровень. В депрессивных регионах как органы государственной власти, так и население вынуждены выживать и довольствоваться тем, что пришлет в виде трансферов и выравнивания бюджетной обеспеченности федеральный центр. В результате в регионах-донорах и депрессивных территориях доходы населения различаются в разы; например, в Москве и Московской области доходы граждан в три раза выше, чем, к примеру, в Саратове.
Анклавы бедности в Российской Федерации, на наш взгляд, следующие: моногорода, разоренные сельские территории, некоторые периферийные регионы, жизнь в которых при функционировании существующего экономического механизма становится невыносимой.
В декабре 2015 г. в ходе социологического опроса выяснилось, что почти 60% жителей российских моногородов считают социально-экономическую ситуацию своего города весьма сложной. Реальное положение моногородов назвали «нетерпимым» 17,4% опрошенных респондентов; «терпимым с трудом» — 42,4%; «живут за чертой бедности» — 5%; «живут бедно» — 37,7%; «найти достойную работу в городе невозможно» — 36%. При этом 31,3% опрошенных назвали ситуацию «нормальной, терпимой»; «благоприятной» жизнь своего города признали лишь 3,9% респондентов. Данный опрос проводился в 201 населенном
46 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5
пункте, в нем приняли участие 55,6 тысячи человек. По сравнению с результатами аналогичных опросов прошлых лет пессимизм настроений у населения усилился, возросли тревожные ожидания по поводу трендов развития экономики и политики в социальной сфере [12].
Возникает вопрос, каким образом эффективно бороться с бедностью?
Отметим, что российское население старается выжить самостоятельно, в ряде регионов России возникают элементы его самоорганизации. У трудоспособных индивидуумов повышается социальная мобильность, благодаря вахтовому методу занятости и маятниковой миграции, люди зарабатывают деньги в регионах с более высоким уровнем жизни. Однако в целом ситуация с блуждающими миграционными потоками и работой вахтовым методом является ненормальной. В целях борьбы с бедностью в Российской Федерации представляется целесообразной реализация следующих мероприятий:
— возрождение предприятий, создание рабочих мест, осуществление инвестиционных вложений в производство российских провинциальных населенных пунктов и моногородов. Данная мера позволит создать занятость и обеспечить людей работой на местах. Кроме того, возрождение предприятий в провинции способно наполнить жизнь людей новым смыслом, удержать жителей провинции, особенно молодежь, на местах, увидеть позитивные перспективы своей жизни;
— создание крупных и средних сельскохозяйственных производств с государственным участием и участием негосударственных инвесторов (опыт республик Татарстан и Башкортостан, Краснодарского края и Белгородской области);
— развитие инфраструктуры периферийных и сельских территорий с больницами, современными ФАП, детскими садами, школами, хорошими дорогами. Политика «смычки» города и деревни, проводившаяся в целях выравнивания жизни в городах и сельской местности в советское время, достигала определенной цели — в провинции были рабочие места, там оставалось много молодежи;
— увеличение минимальной оплаты труда до уровня развитых стран — с финансовой точки зрения подобные возможности у государства есть.
Безусловно, Российское государство не должно отказываться от своей социальной функции, так как это может вызвать обрушение всей внутренней экономической и социальной политики. Курс на сокращение или постепенную ликвидацию социальных функций негласно проводится экономическим блоком российского правительства.
В рамках предвыборной кампании в Государственную Думу Российской Федерации 2021 г. партия «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» внесла в Правительство РФ законопроект о «Справедливом
Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5 4" 7
базовом доходе» (безусловном базовом доходе, или ББД) в размере 10 тысяч рублей для 82% нуждающихся российских семей. В дальнейшем предполагается добавка ББД всем пенсионерам, а впоследствии безусловный базовый доход будет выплачиваться каждому гражданину страны. Сторонники введения ББД утверждают, что данная мера относится к реализации гражданских прав согласно Конституции РФ, например права на достойную жизнь. Мировой опыт показывает, что ББД относится к особому типу государственной политики, возникшему на рубеже XIX—XX столетий и получившему название «социальная поддержка» («дополнительное пособие», по терминологии британского социолога Э. Гидденса [4]). Однако историческая практика социальной поддержки впервые была широко применена не руководителями социально ориентированных государств, а сторонниками монархии — Наполеоном III во Франции, О. Бисмарком в Германии и Б. Дизраэли в Великобритании, которые поддерживали борьбу традиционной аристократии с зарождающимся классом предпринимателей. Правящие круги открыто советовали королевским династиям вводить социальную поддержку рабочих, иначе их власть неминуемо будет свергнута бедными слоями населения в пользу либеральной буржуазии, что и произошло в России в результате Февральской революции 1917 г. [13].
Подводя итог, отметим, что по уровню территориально-пространственного развития Россия сегодня вернулась на два столетия назад, в XIX в. Разница состоит лишь в том, что в XIX в. страна была аграрной и крепостной, в настоящее время большинство населения страны живет в городах, а провинция опустела, превратилась в «территорию до-живания». Приведем слова выдающегося русского историка В.О. Ключевского о российской внутренней политике: «Все эти неправильности (государственного развития. — Авт..) имели один общий источник — неестественное отношение внешней политики государства к внутреннему росту народа: народные силы в своем развитии отставали от задач, становившихся перед государством вследствие его ускоренного внешнего роста. Государство пухло, а народ хирел» [14]. Именно поэтому важнейшая задача страны в настоящее время — вернуть жизнь в провинцию, нормализовать в регионах России производственные, социальные и демографические процессы, побороть бедность, вернуть людям социальные ориентиры, перспективы жизни. По нашему мнению, бедность представляет важнейшую угрозу национальной и экономической безопасности, так как «атомизирует» общество. От борьбы с бедностью, от сокращения и ликвидации данной проблемы в конечном итоге зависит благосостояние и устойчивое развитие Российского государства в будущем.
48 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2021. Vol. 21. № 5
Победить бедность можно инвестициями в активные группы и в наименее защищенные слои населения. Не случайно В.В. Путин прямо связывает рост реальных доходов граждан и борьбу с бедностью. В Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г., посвященном развитию страны после пандемии коронавируса, Президент РФ сказал: «Главное сейчас, конечно же, обеспечить рост реальных доходов граждан, восстановить его и обеспечить дальнейший рост, добиться ощутимых изменений в борьбе с бедностью» [15]. Следовательно, глава государства ставит данное негативное социальное явление в ряд важнейших проблем внутренней политики Российской Федерации, требующее скорейшего разрешения. Получится ли это у российской власти — покажут ближайшие годы.
Библиографический список
1. Президент Путин назвал бедность одной из серьезных проблем России. URL: https://iz.ru/1195345/2021-07-19/putin-nazval-bednost-odnoi-iz-sereznykh-problem-rossii
2. Пляскина Г.Е. Развитие научных представления о понятии «бедность» // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchnyh-predstavleniy-o-ponyatii-bednost
3. Как в России считают бедных? URL: https://finance.rambler.ru/econom-ics/42761617-kak-v-rossii-schitayut-bednyh/
4. Гидденс Э. Социология. URL: https://itexts.net/avtor-entoni-giddens/244625-sociologiya-entoni-giddens/read/page-25.html
5. Слободенюк Е.Д. Факторы абсолютной и субъективной бедности в современной России. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36237552
6. Радаев В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности? URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=17766487
7. Уровень бедности по данным Росстат. URL: https://rosinfostat.ru/uroven-bednosti/
8. Как Всемирный банк оценивает уровень бедности. Согласно данным ВБ, в условиях крайней нищеты живут 736 млн человек. URL: https://tass.ru/info/7525997,
9. Места, где люди живут на один доллар в день: самые бедные страны в мире. URL: https://travelask.ru/blog/posts/7268-mesta-gde-lyudi-zhivut-na-odin-dollar-v-den-samye-bedn
10. Индекс процветания LEGATUM™2020. Создание путей от бедности к процветанию. URL: https://www.prosperity.com/rankings
11. В России каждый третий брак распадается по причине бедности. URL: https:// argumenti.ru/society/2021/08/733987
12. Опрос ФСО: 60% жителей моногородов назвали свое экономическое положение нетерпимым. URL: https://www.newsru.com/russia/25feb2016/fso.html/
13. Избавит ли безусловный базовый доход Россию от бедности? URL: https: // topcor.ru/21343-izbavit-li-bezuslovnyj-bazovyj-dohod-rossiju-ot- bednosti.html?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex. ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
14. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция 41. URL: http://www.kulichki. com/inkwell/text/special/histoiy/kluch/kluch41.htm
15. Послание Президента Федеральному Собранию РФ 21 апреля 2021 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418
Вестник Поволжского института управления • 2021. Том 21. № 5 49