К. ~Ъ. Жучков
«Бедная, бедная Варя...» (Послесловие к 1812 году)
Служба подполковника П. И. Ганнибала в 1812-1814 гг. на сегодняшний день в целом прояснена.1 Выйдя в 1817 г. в отставку, П. И. Ганнибал какое-то время оставался отставным подполковником, пока в 1826 г. по обвинению в сочувствии к декабристам, выраженное им в частной беседе в июне 1826 г., не попал в поле зрения политической полиции. С этого момента его жизнь приняла трагический оборот и покатилась к своему бесславному концу. В августе 1826 г. он был выслан в Сольвычегодск под надзор полиции.2 Однако буйный и неукротимый нрав П. И. Ганнибала поссорил его в Сольвычегодске не только со всем местным обществом, но и со всеми местными и губернскими властями. Причиной его асоциального поведения были, во-первых, отсутствие средств на жизнь, т. к. сосланному не полагалось никакого казённого содержания, и во-вторых, убеждение в несправедливости этой его ссылки.3 Дело дошло до того, что Ганнибал палил из потешной пушки по прохожим из окна своей квартиры.4
За свое дерзкое поведение П. И. Ганнибал в возрасте 50-ти лет был отправлен в Соловецкий монастырь, куда его привезли 9 мая 1827 г. и сразу же посадили в «чулан», в котором он находился в одиночном заключении до 1832 г. Единственным человеком на всем белом свете, обеспокоенным его судьбой, оказалась брошенная им жена, Варвара Тихоновна Ганнибал (урожденная Ланге), начавшая хлопотать за своего непутевого мужа. Сама она пребывала в беспросветной бедности, поскольку 79 душ, принадлежавших ее супругу в Порховском уезде и заложенные им еще ранее в ломбард, были проданы с торгов за неуплату процентов после ареста П. И. Ганнибала. Никак не поддерживаемая материально супругом, она существовала лишь благодаря помощи своего сына А. П. Г аннибала, служившего в то время в гвардейской фурштадтской бригаде.5 Тем не менее Варвара Тихоновна даже пыталась поддерживать своего супруга материально. Неизвестно, правда, из каких денег, но скорее всего из тех, которые ей давал сын: он послала Ганнибалу в Сольвычегодск 25 рублей.
Судьба этой неприметной, но необыкновенной русской женщины удивительна своим меланхоличным трагизмом и тихой самоотверженностью. С самого начала заточения мужа в Соловецком монастыре она начала просить начальство об облегчении участи соловецкого узника. В мае 1829 г. она добилась права на переписку с мужем, а затем и на передачу денег и посылок. Осенью того же года через Вологодского генерал-губернатора она подала прошение А. Х. Бенкендорфу о прощении П. И. Ганнибала, на которое шеф Ш-го отделения отказал. В 1831 г. Варвара Тихоновна смогла подать прошение через Голицына, которое также было отвергнуто. Наконец, через Вологодского военного губернатора она просила архимандрита Соловецкого монастыря дать положительный отзыв о заключенном, но и настоятель отказался это сделать.
Только в 1832 г., снова обратившись к А. Х. Бенкендорфу, Варвара Тихоновна добилась освобождения супруга, который был выпущен из узилища 26 октября 1832 г. Поскольку Ганнибал не был окончательно прощен, ему было запрещено жить в столицах, и он выбрал местом жительства г. Луга, в котором и прожил до своей кончины в 1841 г.
Поддерживать мать мог только её единственный сын Александр Павлович Ганнибал, находившийся на военной службе с 1815 г. После смерти мужа Варвара Тихоновна была вынуждена проживать во Вдовьем доме в Санкт-Петербурге. Однако в 1843 г. ее сын, к тому времени штаб-ротмистр Чугуевского уланского полка, скоропостижно скончался, оставив свою престарелую и несчастную мать вовсе без какой-либо поддержки. Варвара Ганнибал
Жучков Константин Борисович — кандидат исторических наук, учёный секретарь Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».
оказалась вынужденной обратиться к Высочайшей помощи, которая была ей оказана в виде единовременного пособия, в размере годового жалованья её почившего мужа на последней военной должности перед отставкой.
В публикуемом ниже деле примечательно, что помощь Варваре Ганнибал была оказана не в память о ее сыне, а ввиду службы ее мужа, имевшего награды и участвовавшего в войне против Франции в 1812-1813 гг. Эта помощь в память службы П. И. Ганнибала была оказана даже невзирая на его ссылку и многолетнее заточение, о которых в справке о его службе, приложенной в докладе к ее всеподданнейшему прошению, не было упомянуто вовсе. Публикуемое ниже дело является памятником не только истории семьи Ганнибалов, но и любопытным делопроизводственным комплексом, характеризующим процесс бюрократических решений по нестандартным делам в николаевскую эпоху. Служба П. И. Ганнибала на поле чести безоговорочно перевесила в глазах чиновников его «предосудительное» поведение в отставке и прикрыла его «неблагонадежную» репутацию как Соловецкого узника.
Приложения
№ 1
Вдова подполковника Варвара Ганнибал, изъясняя, что со смертию ныне сына, служив-шаго в Чугуевском уланском полку Штаб-Ротмистром, лишилась она единственной опоры, осмеливается всеподданнейше просить об оказании от Монарших щедрот пособия.
Из представленных свидетельств видно, что просительница, находясь в преклонных летах, одержима завалами и удушьем в груди, и претерпевает крайний во всем недостаток.
Статс-секретарь Князь Александр Голицын
18 декабря 1843 года
№ 2
Августейший Монарх!
Всемилостивейший Государь!
16 декабря 1843 года В доклад
Несчастная мать, потерею единственнаго сына, ввергнутая скорбию и печалию в тяжкия немощи, потерявшая от слез почти зрение, при преклонных летах и в крайних недостатках вынужденною нашлась утруждать Тебя Отец Отечества и верноподданных, сию всеподданнейшею просьбою о помощи.
Сын мой Александр Ганнибал служивший верою и правдою Богу, Отечеству и Тебе Государь, Штаб-Ротмистром в Чугуевском уланском полку на коего при старости лет моих была единственная надежда в подпоре и помощи, в самых еще цветущих летах по Воле Все-вышняго скончался 11го февраля сего 1843го года, не оставив матери ничего, кроме горести, отчаяния и разстроеннаго во все здоровья.
В таковых тягостных и крайне-стесненных обстоятельствах к кому? По Боге, как ни к Тебе Монарх прибегнуть и пав к подножию Ног Твоих, с сокрушенным сердцем и слезами умолять:
Не отринь Государь! просьбы страждущей матери, но Всемилостивейше Повели от Царских своих щедрот порадовать ее при старости и недостатках, по воле Твоей наградою, к облегчению ея горестной судьбы и к прославлению Имяни и Милосердия Вашего Импера-торскаго Величества за Высочайшее благодеяние обязанною пребуду умолять Царя Царей о здоровье и долгоденствии Всего Августейшаго Дома Твоего.
Декабря «___» дня Верноподданная вдова
1843т года подполковница
Жительство: Рождественской Варвара Ганнибал
части по 5й улице в доме при сем представляю
Кондратьевой под № 23 свидетельства о болезни
моей и поведении
[на левой странице синими чернилами запись:] Выписка сия вместе с следующею к оной просьбою доставлена в Инспекторский Департамент Канцелярии Военнаго Министерства от 20 декабря 1843 года за N° 11010 Г. Дежурный Генерал изволил приказать просьбу сию
доносить со справкою.
№ 3
Инспекторский Департамент 23 Генваря 1844 № 20
3 стол Ш-го отделения покорнейше просит Архив доставить формулярный список подполковника Ганнибала и сведение когда и с какими наградами уволен он от службы и небыло ли назначено по смерти его вдове его пенсии или выдано пособие и ежели окажутся о сем дела то доставить оныя в отделение.
При сем прилагает бумаги № 10466 с 3 примечаниями.
Столоначальник: подпись
[На обороте листа запись:] Архив препровождая при сем в 3е отделение формулярный список Маиора Изюмскаго гусарскаго полка Ганнибала, удостоверяет, 1е что он Высочайшим приказом 15 марта 817 года по домашним обстоятельствам уволен от службы подполковником и с мундиром, и 2е, что в алфавитном списке офицерам помянутаго полка, противу Ганнибала сделана следующая отметка «в случае поступления представления, требовать справку из Канцелярии Дежурнаго Генерала и какое последует решение, с возвращением справки доносить предл. в Канцелярию Вице-Директора 15 сентября 1831 года № 560».
Генваря 18 дня 1844 года
Помощник Начальника Архива: подпись
№ 4
Доклад по Инспекторскому Департаменту Отделение III Стол 3
1 февраля 1844 № 114
Вдова уволеннаго в 1817 году из Изюмскаго гусарскаго полка подполковника Ганнибала, в поданной чрез Комиссию прошений на Высочайшее имя, просьбе объясняя, что со смер-тию сына штаб ротмистра Чугуевскаго уланскаго полка она лишилась единственной подпоры в преклонных летах, и ныне находится в болезненном положении, всеподданнейше просит, о пожаловании ей какой либо помощи.
Служба. Подполковник Ганнибал из дворян Псковской губернии, о времени вступления в службу неизвестно, потому, что указ об отставке первоначальной его службы из Комитета С. Петербургскаго ополчения, отправлен был за границу в полк, и в оном не получен.
В 1812 году из отставки поступил в Волонтерной казачий Яхонтова полк Ротмистром, где произведен за отличие в Маиоры // в 815 переведен в Изюмский полк а Высочайшим приказом 15 марта 1817 года уволен по домашним обстоятельствам от службы подполковником и с мундиром.
Всего служил 4 года 6 месяцев.
Был в походах и сражениях в 1812 1813 и 1814 годах противу французов.
В штрафах и под судом не был, к повышению аттестовался достойным.
Жалование получал по 900 р. ассиг. по табели 12 декабря 1816 года.
Служба сына. Штаб Ротмистр Ганнибал в службу вступил в 1815 году и продолжал оную в армейской артиллерии, в гвардейской фурштадской бригаде и на последок в Чугуевском уланском полку; всего в службе за исключением бытности в отставке 16 лет; в офицерских чинах 12 лет 8 месяцев.
В походах и штрафах не находился, к повышению оттестовался достойным.
Жалованья получал по 290 р. сереб. в год //
Умер на службе от болезни 11 февраля и исключен из списков Высочайшим приказом 14 марта 843 года.
Справка. Из доставленных при настоящем прошении свидетельств видно, что проси-
тельница действительно находится в болезненном положении, состояния беднаго и поведения хорошаго.
[Слева от данных слов записано:] Последняя получена 18 Генваря 1844 г.
Соображение. Вдове подполковника Ганнибала по закону за службу мужа никакого пособия не следует, потому, что муж ея пенсии не получал и умер находясь в отставке.
За службу сына она так же не имеет права на на какое пособие от казны, потому, что на назначение каких либо пособий матерям, за службу сыновей умерших от болезни, постановления не существует.
Испрашиваемое решение. Угодно ли будет Вашему Превосходительству приказать:
1. Настоящую просьбу вдовы подполковника Ганнибала о пособии, внесть в общий доклад во вниманию к службе мужа и сына ея.
2. В просьбе этой отказать.
Начальник отделения: подпись Столоначальник: подпись Помощник столоначальника: подпись
[Резолюция:] Государь Император жалует вдове подполковника Ганнибала в единовременное пособие, годовое жалованье, производившееся мужу ея.
«18» февраля 1844 года:
Генерал адъютант подпись.
№ 5
Инспекторский Департамент 14 февраля 1844 № 1532
Вдове уволеннаго из Изюмскаго гусарскаго полка подполковника Ганнибала Варваре Ганнибал
Государь Император по всеподданнейшему докладу просьбы Вашей, поданной в прошедшем декабре месяце, Всемилостивейше соизволил пожаловать Вам, в единовременное пособие, годовое жалование, производившееся супругу Вашему на службе, девять сот рублей ассигнациями.
О таковой Монаршей милости уведомляя Вас, Милостивая Государыня, присовокупляю, что пожалованныя Вам деньги, по сделанному вместе с сим // с управляющим Министерством Финансов сношению, будут отпущены из Главнаго Казначейства, под собственную Вашу расписку.
Подписал: Дежурный Генерал Главнаго Штаба Его Императорскаго Величества генерал Адъютант Веймарн
Скрепил: Начальник отделения Чикалин Верно: Столоначальник подпись //
№ 6
Инспекторский департамент 14 февраля 44 № 1533 Г. Главноуправляющему Министерством Финансов
Государь Император Всемилостивейше соизволил пожаловать вдове уволеннаго в 1817 году из Изюмскаго гусарскаго полка подполковника Ганнибала, Варваре Ганнибал, единовременное пособие, годовое жалованье, производившееся мужу ея на службе, девять сот рублей ассигнациями, из Государственнаго Казначейства.
О таковой Монаршей милости, сообщая Вашему Высокопревосходительству имею честь покорнейше просить, пожалованныя вдове подполковника Ганнибала деньги, приказать выдать // по жительству ея в С. Петербурге, из Главнаго Казначейства, под собственную расписку.
Подписал: Военный министр Князь Чернышев Скрепил: дежурный генерал Веймарн Верно: Столоначальник подпись.6
Примечания
1 Никифоров В. Г. Родственники и друзья А. С. Пушкина — участники войны 1812 г. // Псков. 2012. № 36. С. 35-36; Жучков К. Б. П. И. Ганнибал в 1812 г. // Псков. 2013. № 38.
2 Истомина И. Ганнибал в Сольвычегодске // http: // www.distedu.ru /mirror/_ hist/ www.1september.ru / ru /his /99/ his21.htm
3 Блинов И. Павел Исаакович Ганнибал, дядя А. С. Пушкина // Русская старина. 1899. Т. 98. № 5. С. 353-354.
4 Там же. С. 355.
5 Гв. фурштадтская бригада — провиантский, коммисариатский и боеприпасный обоз, обслуживающий гвардейский корпус в СПб. См.: Висковатов. Историческое описание одежды и вооружения российских войск Т. 10. СПб. 1900. С. 104-105.
6 РГВИА, ф. 395, оп. 149, д. 726, лл. 1-7об. Подлинник.