Научная статья на тему 'Базовые ценности жителей Приенисейской Сибири (осознаваемый и неосознаваемый уровни языкового сознания)'

Базовые ценности жителей Приенисейской Сибири (осознаваемый и неосознаваемый уровни языкового сознания) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / BASIC VALUES / ОСОЗНАВАЕМЫЙ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ УРОВНИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ / CONSCIOUS AND UNCONSCIOUS / ОБРАТНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / ASSOCIATIVE REVERSE DICTIONARY / LEVEL OF LINGUISTIC MENTAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Устьянцева Елена Викторовна

Цель статьи изучение базовых ценностей, выявленных в ходе исследования осознаваемого и неосознаваемого уровней языкового сознания жителей малого города Красноярского края. В работе использовался метод анкетирования, сравнительный анализ, статистическая обработка данных. Наиболее значимыми среди 222 слов аксиологической семантики являются ценности семья, здоровье, дружба и друзья, любовь, составившие концептуальное ядро осознаваемого уровня языкового сознания сибиряков. Анализ результатов анкетирования в возрастном аспекте показал, что вышеназванные ценности составляют концептуальное ядро языкового сознания респондентов всех рассматриваемых возрастных групп. Наряду с этим для группы анкетируемых, в которую вошли люди старше 50 лет, значимой оказалась и такая ценность, как работа, тогда как ценность дружба имеет большое значение только для 17% респондентов старшего возраста. Сравнив полученные в ходе анкетирования результаты с данными «Обратного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири», мы выяснили, что на неосознаваемом уровне языкового сознания сибиряки признают наиболее значимой для себя ценность деньги, в связи с чем можно предположить, что респонденты, заявляя одни жизненные приоритеты, в действительности ориентируются на другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Устьянцева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Values of Residents of the Yenisei Siberia (Realized and Unknown Levels Language Consciousness)

The aim of the article is to study basic values, which were identified in the research of conscious and unconscious levels of the Siberians. The current investigation employs the questionnaire method, comparative analysis, statistical data processing. The most important words for the Siberians amongst 222 words of axiological semantics (that form the conceptual core of the conscious level) are family, health, friendship and friends, love. The analysis of the age aspect in the questionnaire results has shown that the values form the conceptual nucleus of the language consciousness for all age groups. Along with these results, the results for the age group over 50 have revealed such value as job, while friendship means much only to 17% of the elderly questioned. The comparative analysis of the obtained results with the data from the Reverse Associative Dictionary of the Yenisey Siberia have shown that on unconscious level the Siberians overshadowed such values as friend, child, love and family, and money has become the most important value. It can be concluded that people, though consciously naming some life values the most important, follow the other ones in real life.

Текст научной работы на тему «Базовые ценности жителей Приенисейской Сибири (осознаваемый и неосознаваемый уровни языкового сознания)»

УДК 8123 DOI: 10.30982/2077-5911-2-118-126

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ (ОСОЗНАВАЕМЫЙ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ УРОВНИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ)1

Устьянцева Елена Викторовна

Старший преподаватель кафедры общего языкознания Красноярского государственного педагогического университета

им. В.П. Астафьева

Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Энтузиастов, 4 - 28

е1епа_шИатеуа@таИ. ги

Цель статьи - изучение базовых ценностей, выявленных в ходе исследования осознаваемого и неосознаваемого уровней языкового сознания жителей малого города Красноярского края. В работе использовался метод анкетирования, сравнительный анализ, статистическая обработка данных. Наиболее значимыми среди 222 слов аксиологической семантики являются ценности семья, здоровье, дружба и друзья, любовь, составившие концептуальное ядро осознаваемого уровня языкового сознания сибиряков. Анализ результатов анкетирования в возрастном аспекте показал, что вышеназванные ценности составляют концептуальное ядро языкового сознания респондентов всех рассматриваемых возрастных групп. Наряду с этим для группы анкетируемых, в которую вошли люди старше 50 лет, значимой оказалась и такая ценность, как работа, тогда как ценность дружба имеет большое значение только для 17% респондентов старшего возраста.

Сравнив полученные в ходе анкетирования результаты с данными «Обратного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири», мы выяснили, что на неосознаваемом уровне языкового сознания сибиряки признают наиболее значимой для себя ценность деньги, в связи с чем можно предположить, что респонденты, заявляя одни жизненные приоритеты, в действительности ориентируются на другие.

Ключевые слова: базовые ценности, осознаваемый и неосознаваемый уровни языкового сознания, обратный ассоциативный словарь

Основу национальной культуры составляют ценности, регулирующие характер взаимоотношений людей, их отношение к окружающей действительности. Н.И. Лапин в своей статье «Модернизация базовых ценностей россиян» пишет, что «ценности - это обобщенное представление людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества» [Лапин 1996: 3]. Ценности бывают разными: второстепенными, ложными, мнимыми; отношения к ним чаще всего условны, поэтому многие из них можно изменить. Однако базовые ценности - это то, что является смыслом жизни, целевой установкой, «фундаментом» норм поведения отдельной личности и общества в целом.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Красноярского края, Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта № 16-14-24003.

В данной статье представлены результаты анкетирования «Жизненные ценности», являющегося частью эксперимента по изучению языкового сознания жителей Приенисейской Сибири. Исследование проводилось среди жителей г. Сосновоборска Красноярского края, которым предлагалось записать названия своих жизненных ценностей, распределив их по степени важности от 1 до 10. Количество респондентов составило 110 человек от 18 до 68 лет: 18-25 лет - 27 респондентов, 26-35 лет - 26 респондентов, 36-50 лет - 36 респондентов, 51-68 лет - 21 респондент. Цель анкетирования - выявить жизненные ценности людей разного возраста, проживающих в малом городе Красноярского края.

Расположив названные жизненные ценности по частотности употребления, мы смогли выявить самые важные из них: 1) семья - 80%; 2) здоровье - 68%; 3) дружба и друзья - 55%; 4) любовь - 47%; 5) дети - 31%; 6) работа - 30%; 7) деньги - 21%; 8) отдых - 19%; 9) карьера, уважение - 17%; 10) образование, благополучие - 14%; 11) честность - 13%; 12) взаимопонимание, достаток - 12%; 13) саморазвитие -10%; 14) здоровье родных, путешествие, успех - 9%; 15) жизнь, комфорт, развитие - 8%; 16) вера, мир (без войны), общение, терпение - 7%; 17) доброта, дом, знания, самореализация, спорт, счастье - 6%; 18) благосостояние, доверие, надежда, образование детей, родные, хобби - 5%; 19) безопасность, духовность, духовное развитие, материальные блага, родители, семейное благополучие, учеба - 4%; 20) время, духовный рост, духовные ценности, искренность, искусство, книги, музыка, питомцы, прощение, радость, свобода, справедливость, творчество, творческая самореализация, уют, хорошая работа, честь - 3%; 21) авторитет, активный отдых, богатство, верность, взаимовыручка, внимание, внутреннее спокойствие, документы, достойная зарплата, душевное равновесие, личная жизнь, милосердие, мнение других, недвижимость, оптимизм, ответственность, отношения, природа, профессия, религия, семейное благосостояние, совесть, спокойствие, стабильность, традиция, финансовое благополучие, хорошая экология, экология, экономическая стабильность, эмоции - 2%; 22) аккуратность, алкоголь, баннеры, благополучие детей, благодарность, близкие люди, брат, быт, быть нужным, вдохновение, вечеринки, взаимоотношения в семье, взаимопомощь, вкусная еда, власть, внешность, внимание детям, возможность покинуть эту страну, воспитание, воспитание детей, вырастить из ребенка хорошего человека, дача, дети и внуки, диета, добродетель, доброжелатель, добросердечие, долг, дом на земле, достижения, доступность отдыха, досуг, доход, дружба с ребенком, дружелюбие, духовная жизнь, душевное спокойствие, здоровая пища, здоровье детей, качественные продукты, компетентность, комфортное жилье, красота, кротость, круг общения, культурный отдых, курение, легкая атлетика, личностный рост, материальное положение, мир в семье, мотоциклы, мужественность, надежность, наличие цели в жизни, наследство детям, независимость, нравственность, общественная деятельность, общественное мнение, окружение, опыт, организация досуга, открытость, отношение близких, престиж, питание, пища, подарки, поддержание порядка, поддержка, поддержка друзей, покер, полная семья, помощь родителям, порядочность, права человека, принятие себя, программирование, просторная квартира, профессиональная деятельность, развлечения, режим, Родина, самообразование, самокритичность, самолюбие, самосовершенствование, самосознание, самоуважение, связь с

миром, секс, семейные традиции, слава, сладкое, смелость, смирение, собака, сон, социальный статус, сплоченность, стимул в жизни, счастливая жизнь детей и внуков, танцы, твердость, творить добро, толерантность, трудолюбие, уверенность в завтрашнем дне, увлечение, удовольствие, украшения, успешность, физический труд на даче, филфак, финансы, хорошие жизненные условия, храбрость, целеустремленность, чат, чистая вода, чистый воздух, чувства, щедрость, эмоциональное состояние, Эд Ширан, юридическая защита, я - 1%.

Представленные слова-ценности составляют концептуальное поле осознаваемого уровня языкового сознания. Отвечая на вопросы анкеты и ранжируя ценности по степени важности, респонденты опирались на социальные условия и жизненный опыт.

Рассмотрев результаты анкетирования в возрастном аспекте, мы пришли к выводу, что разные возрастные группы отдают предпочтение одним и тем же жизненным ценностям, немного различающимся по степени значимости. Представим первые четыре позиции по возрастным группам в следующей таблице:

Таблица 1

Концептуальное ядро осознаваемого уровня языкового сознания: возрастной

аспект

18 - 25 лет 26 - 35 лет 36 - 50 лет 51 и старше

Семья - 78% Дружба, друзья -67% Любовь - 56% Здоровье - 52% Семья - 88% Здоровье - 69% Дружба, друзья -54% Любовь - 46% Семья - 81% Здоровье - 72% Дружба, друзья -53% Любовь - 47% Здоровье - 91% Семья - 64% Работа - 36% Любовь - 27%

Отметим, что для старшей возрастной группы значима ценность работа, возможно, люди подводят определенные итоги своей профессиональной деятельности или, наоборот, переживают по поводу приближающегося пенсионного возраста и возможности потерять работу. Ценность дружба, занимающая первые позиции в других возрастных группах, в данной группе представлена только 17%.

Таким образом, наше исследование показало, что для жителей малого города Красноярского края базовыми являются традиционные для русской культуры духовные ценности - семья, здоровье, дружба, любовь.

Сгруппировав названные ценности по идеографическому принципу, мы выявили наиболее важные для информантов жизненные сферы, категории. Каждой группе было присвоено так называемое «условное число», которое является суммой входящих в данную группу ценностей. Например, такие ценности, как благополучие детей - 1, близкие люди - 1, брат - 1, воспитание - 1, взаимоотношения в семье - 1, вырастить из ребенка хорошего человека - 1, воспитание детей - 1, внимание детям - 1, дети - 31, дети и внуки - 1, дом - 6, дом на земле - 1, дача - 1, дружба с ребенком - 1, здоровье детей - 1, здоровье родных - 9, мир в семье - 1, наследство детям - 1, отношения близких - 1, образование детей - 5, полная семья -1, помощь родителям - 1, родители - 4, родные - 5, счастливая жизнь детей и внуков

- 1, семейное благополучие - 4, семейное благосостояние - 2, семейные традиции

- 1, семья - 80, уют - 3, были объединены в группу семья, «условное число» этой группы составило 169.

Таким образом, названные сибиряками жизненные ценности были объединены в следующие группы: семья - 169, духовно-нравственные ценности

- 149, физическое здоровье - 88, материальный достаток - 80, отношения между людьми - 76, я как личность - 75, профессиональная деятельность - 55, отдых - 37, интеллектуальное развитие - 34, философские категории - 30, успешность - 23, увлечения - 14, религия - 9, безопасность - 7, спорт - 7, эмоции - 6, питомцы - 4.

Не вошли ни в одну группу те ценности, которые оказалось затруднительно безоговорочно отнести к той или иной области жизни. Некоторые ценностные понятия были включены сразу в несколько групп. Например, здоровье детей можно отнести как к группе здоровье, так и к группе семья.

Можно сделать вывод, что для жителей г. Сосновоборска самым главным в жизни является семья. Стоит отметить, что ценностное понятие дети встретилось в анкетах 34 раза, тогда как ценностное понятие родители - всего пять раз, при этом никто из анкетируемых от 36 лет и старше не указал слово-ценность родители; в возрастной группе 18-25 лет - 7%, 26-35 лет - 8% информантов считают родителей жизненной ценностью. На наш взгляд, это объясняется не только приоритетом иных жизненных ценностей, но и неумением ценить родительскую любовь и заботу, отсутствием благодарности. Ценность-слово дети встретилось во всех возрастных группах: 18-25 лет - 11%, 26-35 лет - 42%, 36-50 лет - 39 %, 51 и старше - 27%.

Особое значение для жителей малого города Красноярского края имеют нравственные ценности и духовное развитие, при этом безоговорочное преимущество среди прочих ценностей в данной группе занимает любовь (31% от общего количества слов рассматриваемой группы). Анализ полученных данных в возрастном аспекте позволяет прийти к выводу о важном значении любви в жизни людей всех возрастов. Так, в возрастной группе до 25 лет любовь является жизненной ценностью для 56% анкетируемых, в группах 26-35 и 36-50 лет наблюдается соотношение 46% и 47%, а в старшей возрастной группе показатель опускается до

Физическое здоровье для респондентов так же важно, как и здоровье нравственное. Стоит отметить, что с увеличением возрастного состава испытуемых увеличивается количество тех, для кого здоровье является главной жизненной ценностью: 18-25 лет - 52%, 26-35 лет - 69%, 36-50 лет - 72%, 51 и старше - 91%. С возрастом здоровье, как правило, ухудшается, что влияет на жизнь человека в целом, поэтому чем старше человек, тем больше он дорожит своим здоровьем и здоровьем близких.

Группа материальные ценности занимает четвертую позицию в представленном «рейтинге», при этом на первом месте находится слово-ценность деньги (21%), на втором - благополучие (14%), на третьем - достаток (12%). Среди респондентов разных возрастных групп разногласий по степени значимости данных ценностей не возникло.

Важным для анкетируемых является то, как складываются отношения в социуме, в коллективе. Особое значение для респондентов имеют такие ценности,

27%.

как уважение, честность, взаимопонимание; от общего количества слов-ценностей, вошедших в группу отношения между людьми, они составляют 22%, 17% и 16% соответственно. Рассматривая данные в возрастном аспекте, можно заметить, что для людей самой взрослой группы уважение, честность и взаимопонимание имеют равноценное значение (по 9%), для людей 26 - 35 лет и 36 - 50 лет в приоритете ценность уважение (23% и 22% соответственно), для самой молодой группы респондентов важнее такая ценность, как честность (19%), а уважение отметили только 7% опрашиваемых.

Строгие требования предъявляют жители Красноярского края и к себе как к личности,заботясьосвоемсаморазвитии,самообразовании,самосовершенствовании и т.п. Значительно преобладает над другими индивидуальными качествами, способствующими личностному росту, ценность саморазвитие (развитие), представляющая наибольшую значимость для самой молодой группы испытуемых.

Рассмотрев самые объемные (как в содержательном, так и в количественном плане) тематические группы ценностей, мы попробуем составить портрет жителя малого города Красноярского края.

Итак, сосновоборец, несомненно, очень хороший семьянин, при этом забота и любовь к детям имеют значительное преимущество перед благодарностью и любовью к родителям; для него семья - это прежде всего он сам и его дети. Сосновоборец - человек глубоко нравственный, стремящийся к духовному развитию, самосовершенствованию. Для него ценно понятие любовь, ведь именно она является основой всех других нравственных категорий, таких как дружба, доброта, милосердие. Еще в молодости он начинает ценить здоровье и продолжает это делать всю жизнь. Материальный достаток - это не последнее, о чем задумывается горожанин. Большое значение для жителя Сосновоборска имеют его взаимоотношения с окружающими, которые он старается построить на уважении, честности, взаимопонимании, при этом непрерывно стремясь к саморазвитию.

Таким мы увидели жителя малого города Красноярского края, проанализировав выявленные путем анкетирования аксиологические особенности осознаваемого уровня языкового сознания респондентов.

Достоверные результаты о неосознаваемом уровне языкового сознания представляет ассоциативный эксперимент [Васильев, Васильева, Тимченко 2015: 5]. С целью изучения языкового сознания жителей Приенисейской Сибири коллектив лингвистов Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, опираясь на опыт авторов «Русского ассоциативного словаря» (Караулов, Сорокин, Тарасов, Уфимцева, Черкасова) и СибАС (Шапошникова), создал «Ассоциативный словарь Приенисейской Сибири» (Васильева, Васильев, Шибаев, Кипчатова, Тимченко, Бебриш).

Обращение к обратному словарю с опорой на опыт А.А. Залевской, которая впервые в русской психолингвистике проанализировала обратный словарь «от реакции к стимулу» [Залевская 1981], и исследования Н.В. Уфимцевой [Уфимцева 2003: 139], продолжившей эту работу на материале «Ассоциативного тезауруса современного русского языка», позволяет нам определить слова, характеризующиеся значительно превышающим среднее число связей с разными стимулами. Данные слова представляют ядро языкового сознания жителей Приенисейской Сибири (см.

«Обратный словарь Приенисейской Сибири» [Обратный ассоциативный словарь Приенисейской Сибири 2016]).

Сравним результаты анкетирования «Жизненные ценности», проведенного среди жителей малого города Красноярского края (осознаваемый уровень языкового сознания) с данными «Обратного словаря Приенисейской Сибири» (неосознаваемый уровень) (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Сравнение одних и тех же ценностей жителей Приенисейской Сибири, выявленных на осознаваемом и неосознаваемом уровнях

Осознаваемый уровень Неосознаваемый уровень

Позиция по результатам анкетирования/процент Ценность Позиция в обратном словаре по количеству связей/ кол-во связей с разными стимулами Ценность

1 / 80% Семья 2 / 1172 Деньги

2 / 68% Здоровье 3 / 796 Друг

3 / 55% Дружба и друзья 15 / 327 Ребенок

4 / 47% Любовь 16 / 316 Отдых

5 / 31% Дети 17 / 314 Работа

6 / 30% Работа 18 / 306 Любовь

7 / 21% Деньги 57 / 189 Семья

8 / 19% Отдых - -

9 / 17% Карьера, уважение - -

10 / 14% Образование, благополучие - -

По результатам анкетирования первые 10 позиций занимают такие ценности, как семья, здоровье, дружба и друзья, любовь, дети, работа, деньги, отдых, карьера, уважение, образование, благополучие. Из них в ядро языкового сознания по результатам анализа обратного словаря входят ценности: деньги (2 место по количеству связей с разными стимулами), друг (см. дружба и друзья по результатам анкетирования) (3 место), ребенок (дети по результатам анкетирования) (15 место), отдых (16 место), работа (17 место), любовь (18 место), семья (57 место).

В ядро языкового сознания сибиряка, представляющее собой совокупность базовых ценностей неосознаваемого уровня, такие ценности, как здоровье, карьера, уважение, образование и благополучие, выявленные в ходе анкетирования, т.е. составляющие ядро языкового сознания на осознаваемом уровне, не входят. Обращает на себя внимание и тот факт, что на осознаваемом уровне языкового сознания главной ценностью признается семья, а на неосознаваемом - деньги. Это, на наш взгляд, подтверждает точку зрения С.П. Васильевой, которая считает, что «...постепенно происходит внедрение "общечеловеческих" ценностей западной культуры в сознание россиян» [Васильева 2016: 161].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Концептуальным полем осознаваемого уровня языкового сознания жителей малого города Красноярского края являются ценности, представленные 222 словами аксиологической семантики, из которых можно выделить слова-ценности, отличающиеся наиболее высоким по сравнению с другими «рейтингом»: семья, здоровье, дружба и друзья, любовь. При этом анализ результатов анкетирования в возрастном аспекте подтверждает представленные выводы: для разных возрастных групп жителей Сосновоборска базовыми ценностями являются семья, здоровье, дружба, друзья и любовь. Для самых старших респондентов значимой оказалась и такая ценность, как работа, не вошедшая в рейтинг самых «популярных» ценностей во всех других возрастных группах.

2. Сгруппировав выявленные ценности по идеографическому принципу, мы определили наиболее важные для жителей малого города Красноярского края жизненные категории: семья, духовно-нравственные ценности, физическое здоровье, материальный достаток, отношения между людьми, я как личность.

3. Изучение базовых ценностей жителей Приенисейской Сибири на осознаваемом и неосознаваемом уровнях языкового сознания показало несовпадение данных. Признавая на осознаваемом уровне такие нравственные ценности, как друг, ребенок, любовь, семья, на неосознаваемом уровне большинство испытуемых отдает преимущество деньгам. Таким образом, можно предположить, что респонденты, сознательно заявляя одни жизненные приоритеты, в действительности ориентируются на другие.

Литература

Васильев Д.А., Васильева С.П., Тимченко А.Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 204 с.

Васильева С.П. Деньги как ценность в языковом сознании русских Приенисейской Сибири // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 3. С. 158 - 165.

Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981. С.28 - 44.

Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3 - 23.

Обратный ассоциативный словарь Приенисейской Сибири / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. Т. I: А - П. 204 с.

Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. / отв. ред. Н.В.Уфимцева. Изд. 2-е. М., 2003. С. 139 - 162.

BASIC VALUES OF RESIDENTS OF THE YENISEI SIBERIA (REALIZED AND UNKNOWN LEVELS LANGUAGE CONSCIOUSNESS)

The aim of the article is to study basic values, which were identified in the research of conscious and unconscious levels of the Siberians. The current investigation employs the questionnaire method, comparative analysis, statistical data processing. The most important words for the Siberians amongst 222 words of axiological semantics (that form the conceptual core of the conscious level) are family, health, friendship andfriends, love. The analysis of the age aspect in the questionnaire results has shown that the values form the conceptual nucleus of the language consciousness for all age groups. Along with these results, the results for the age group over 50 have revealed such value as job, while friendship means much only to 17% of the elderly questioned.

The comparative analysis of the obtained results with the data from the Reverse Associative Dictionary of the Yenisey Siberia have shown that on unconscious level the Siberians overshadowed such values as friend, child, love and family, and money has become the most important value. It can be concluded that people, though consciously naming some life values the most important, follow the other ones in real life.

Keywords: basic values, conscious and unconscious, level of linguistic mental, associative reverse dictionary

Vasil'ev D.A., Vasil'eva S.P., Timchenko A.G. (2015) Jetnokul'turnoe soznanie i sa-mosoznanie sibirjaka, otrazhennoe v jazyke [The Ethnocultural Consciousness and The Consciousness of the Siberian Reflected in Language. A Monograph]. Krasnojarsk: Kras-nojar. gos. ped. un-t im. V.P.Astaf'eva. 204 P. Print. (In Russian).

Vasil'eva S.P. (2016) Den'gi kak cennost' v jazykovom soznanii russkih Prienisejs-koj Sibiri [Money as Value in the Language Consciousness of Russians of Priyeniseysky Siberia]. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P.Astaf'eva [Bulletin of VP. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University] 3: 158 - 165. Print. (In Russian).

Zalevskaja A.A. (1981) O kompleksnom podhode k issledovaniju zakonomernos-tej funkcionirovanija jazykovogo mehanizma cheloveka [On Integrated Approach in the Study of Regularities in the Functioning of Human Language Mechanism] // Psiholingvis-ticheskie issledovanija v oblasti leksiki i fonetiki. Kalinin [Psycholinguistic Research of Lexicon and Phonetics]: 28-44. Kalinin. Print. (In Russian).

Lapin N.I. (1996) Modernizacija bazovyh cennostej rossijan [Modernization of Basic Values of Russians] //Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies] 5: 3 - 23. Print. (In Russian).

Elena V. Ustyantseva

Senior Lecturer, Department of General Linguistics Krasnoyarsk Pedagogical University. VP. Astafyev 4 - 28 st. Enthusiasts, Sosnovoborsk, Krasnoyarsk Territory

elena_ustianzeva@mail.ru

References

Obratnyj associativnyj slovar' Prienisejskoj Sibiri [A Reverse Associative Dictionary of Yenisei Siberia]. Krasnojarsk: Krasnojar. gos. ped. un-t im. V.P.Astaf'eva. 204 P. Print. (In Russian).

Ufimceva N.V. (2003) Russkie: opyt eshhe odnogo samopoznanija [Russians: A Case of Another Self-Cognition] // Jetnokul'turnaja specifika jazykovogo soznanija [Ethnocultural Specifics of Language Consciousness. A Collection of Articles. Ed. by N.V.Ufimceva. 2nd Ed]: 139 - 162. Moscow. Print. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.