Научная статья на тему 'Базовые ресурсы формирования и развития инновационного потенциала образовательной организации'

Базовые ресурсы формирования и развития инновационного потенциала образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РЫНОК ТРУДА / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / INNOVATION RESOURCES / INNOVATION FORMS OF ACTIVITY / EDUCATIONAL ORGANIZATION / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / MARKET OF LABOR / FORMATION OF INNOVATION POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубанов Александр Михайлович, Молоткова Наталия Вячеславовна

Базовыми ресурсами при формировании и развитии инновационного потенциала образовательной организации как субъекта рыночных отношений становятся институциональное и методологическое обеспечения, взаимодействие которых характеризует практическую инновационную деятельность, и определяющие успешность и эффективность образовательной организации на рынке образовательных услуг, факторы, влияющие, в свою очередь, на формирование и развитие инновационного потенциала образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубанов Александр Михайлович, Молоткова Наталия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASE RESOURCES OF FORMATION AND EVOLUTION OF INNOVATION CAPACITY OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Base resources of formation and evolution of innovation capacity of educational institution as subject of market relations are institutional and methodological supply, interaction of which characterizes the practical innovational activity and determinative the success and effectiveness of educational organization on the market of educational services, factors influencing on formation and development of innovation potential of educational organization.

Текст научной работы на тему «Базовые ресурсы формирования и развития инновационного потенциала образовательной организации»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.14

БАЗОВЫЕ РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Александр Михайлович Рубанов

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия, кандидат технических наук, доцент, директор Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов,

е-таіі: amrubanov@yandex.ru © Наталия Вячеславовна Молоткова Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой технологии и организации коммерческой деятельности, проректор по довузовскому образованию, е-таіі: nmolotkova@list.ru

Базовыми ресурсами при формировании и развитии инновационного потенциала образовательной организации как субъекта рыночных отношений становятся институциональное и методологическое обеспечения, взаимодействие которых характеризует практическую инновационную деятельность, и определяющие успешность и эффективность образовательной организации на рынке образовательных услуг, факторы, влияющие, в свою очередь, на формирование и развитие инновационного потенциала образовательной организации.

Ключевые слова: инновационные ресурсы; инновационные формы деятельности; образовательная организация, рынок образовательных услуг; рынок труда; формирование инновационного потенциала.

Вхождение системы высшего образования России в рыночную экономику происходит в условиях сокращения бюджетного финансирования и попыток вузов вырабатывать адаптационные механизмы, позволяющие адекватно реагировать на происходящие социально-экономические изменения. До настоящего времени государственный вуз занимает противоречивое положение. С одной стороны, вузы традиционно воспринимаются в качестве государственного института, действующего в рамках жесткого контроля, с другой - это все больше субъекты рыночной экономики, вынужденные приспосабливаться к колебаниям спроса и предложения на возникшем рынке образовательных услуг. Одним из способов разрешения создавшегося противоречия, как представляется, может стать уход от надежды на поддержку государства и дальнейшее более интенсивное вхождение вузов в рынок за счет внедрения инновационного подхода с переориентацией

на потребителя образовательных услуг. Тот, кто сегодня работает над проблемами завтрашнего дня и таким образом подготавливает себя и свою организацию к новым задачам, в недалеком будущем займет лидирующие позиции. Тот же, кто откладывает их решение на потом, останется позади и, возможно, никогда не сможет наверстать упущенное [1].

Для вуза как образовательной организации, осознающей себя рыночным субъектом, естественно стремление к стратегическому видению своего места на рынке и расширению доли рынка. При этом долгосрочная стратегия образовательной организации не может быть выработана и реализована без подготовленных, проанализированных и оцененных данных о самой образовательной организации, потребителях образовательных услуг и внешней среде. Эффективная работа с информацией (сбор, хранение, обработка, использование) позволяет образовательной

организации находиться в постоянном режиме инновационных решений и быть ориентированной на потребителя образовательных услуг. Такой подход создает преимущество. благодаря которому образовательная организация формирует лояльное отношение текущих потребителей образовательных услуг и создает себе репутацию для привлечения потенциальных потребителей. В современных условиях образовательного бизнеса это становится важным элементом конкурентоспособности [2].

Инновационный потенциал определяется способностью и готовностью предприятия, а в нашем случае - образовательной организации, осуществлять эффективную инновационную деятельность. Способность - это наличие и сбалансированность структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности). Готовность - это достаточность уровня развития потенциала и имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности [3]. В контексте настоящего исследования, инновационный потенциал образовательной организации рассматривается нами как способность или готовность образовательной организации, на основе накопленного педагогического опыта, проведенных исследований, прогнозировать перспективы развития региональной экономики, определяя потребности бизнеса в человеческих ресурсах [4].

Базовыми ресурсами при формировании и развитии инновационного потенциала образовательной организации становятся институциональное обеспечение (институциональная инновационная инфраструктура), характеризуемое факторами, объединенными связью образования, науки и производства, и методологическое обеспечение, определяемое дидактическими условиями, основу которых составляет информационно-образовательная среда.

Институциональная инновационная инфраструктура может сыграть ключевую роль в сближении образования, науки и производства. Такая инфраструктура предполагает создание относительно самостоятельных периферийных подразделений, организаций и предприятий, тесно взаимодействующих с образовательной организацией на основе образовательно-производственной интеграции посредством развития инновационной науч-

но-образовательной среды. Как показывает опыт, стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия и активного участия промышленных предприятий, представителей бизнеса, научных структур на всех этапах проектирования и реализации образовательных программ (разработка программ, обучение, предоставление тем для реального проектирования, финансовая поддержка, развитие материальной базы, организация целевой подготовки кадров, профессиональная переподготовка и повышение квалификации и др.). Инновационное развитие высшего профессионального образования невозможно без развития научной составляющей образования (создание бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационнотехнологических центров, центров трансфера технологий, научно-образовательных центров, интегрированных с институтами Российской академии наук, ведущими отраслевыми НИИ и высокотехнологическими предприятиями), новых форм и подходов к инновационным образовательным технологиям, интернационализации образования за счет экспорта образовательных услуг и импорта образовательных технологий [5].

Систематизация современных форм объединения бизнеса, науки и образования в составе инновационных образовательных структур с позиций их целевого назначения и решения инновационных задач позволяет каждой образовательной организации спроектировать собственную институциональную инновационную инфраструктуру исходя из стратегических ориентиров развития и функциональных областей деятельности (табл. 1).

Методологическая составляющая обеспечивается дидактическими условиями, важным компонентом которых, определяющим целостность педагогического процесса и актуализируемой системным характером непрерывной профессиональной подготовки специалиста, является единая информационно-образовательная профессионально-ориентированная среда, выступающая основой функционирования и развития инновационного потенциала образовательной организации.

В исследованиях понятийного аппарата информатизации образования информационно-образовательную среду определяют как многоаспектную целостную социально-пси-

хологическую реальность, предоставляющую совокупность необходимых психолого-педа-гогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам [6].

В контексте проблемы формирования и развития инновационного потенциала образовательной организации такая среда становится полем деятельности для активного информационно-технологического, организационно-методического и научно-производственного взаимодействия всех субъектов институциональной инновационной инфраструктуры с целью разработки и реализации инновационных продуктов и услуг, в т. ч. образовательных. Таким образом, организация информационно-образовательной среды и деятельность образовательной организации в ее условиях затрагивает проблемы программно-методического и информационного обеспечения, организацию коммуникативных процессов, технологическое обеспечение и, в первую очередь, кадровое обеспечение.

К началу третьего тысячелетия российское общество вслед за большинством развитых стран пришло к необходимости изменения парадигмы учебно-воспитательного процесса как концептуальной ее модели - от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Образовательный процесс перешел к формированию своей новой модели - непрерывному профессиональному образованию, в связи с чем особую значимость приобретает профессиональное образование взрослых.

Взрослого человека, погруженного в процесс обучения, т. е. взрослого обучающегося, можно определить как лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения.

Из практики образования взрослых, непрерывного образования и «открытого» обучения возникли андрагогические основы обучения. Причем принципы андрагогиче-ского подхода к процессу обучения взрослых не являются чем-то противоположным дидактическим принципам педагогики. Главное

Систематизация существующих инновационных структур образовательно-научно-производственной интеграции

Таблица 1

Название

НОЦ

ИТЦ

ЦТТ

Бизнес-инкубатор

Технопарк

1

2

4

5

6

Функцио-

нальное

назначение

Научно-образовательные центры создаются для

развития контактов в области науки и образования с академическими центрами РАН,

университетами, региональными научными и производственными организациями, зарубежными научнообразовательными учреждениями

Инновационнотехнологические центры создаются для повышения эффективности сотрудничества образовательных учреждений, на-

учных организаций и коммерческих предприятий, занятых коммерциализацией перспективных научных достижений и разработок

Центры трансфера технологий создаются для ускорения продвижения в промышленность создаваемых в научных организациях и вузах научных разработок, в первую очередь тех, которые были созданы с использованием бюджетных средств, сопровождая их реализацию на всех этапах

Бизнес-инкубатор - это организация, которая создает наиболее благо-

приятные условия для возникновения и эффективной деятельности малых предприятий путем предоставления на льготных условиях широкого спектра услуг и ресурсов, необходимых на стадии становления

Технопарк - новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектноконструкторских бюро, учебных

заведений, производственных предприятий или их подразделений

Организато-

ры

и участники

Университеты, институты РАН самостоятельно или совместно

Университеты, научные и проект-но-конструктор-ские организации, технопарки________

Университеты, институты РАН, отраслевые НИИ

Университеты, технопарки, не-

коммерческие организации и партнерства_______

Университеты, технические вузы, научные и проект-но-конструктор-ские организации

3

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5 6

Цели Совместное осуществление инновационной деятельности в научной и образовательной сферах, создание условий для подготовки и переподготовки научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации, активизация участия молодых ученых, аспирантов и студентов в научных исследованиях Повышение эффективности сотрудничества образовательных учреждений, научных организаций и коммерческих предприятий, занятых коммерциализацией перспективных научных достижений и разработок Коммерциализация результатов научных разработок, создаваемых в научных организациях и вузах, в т. ч., полученных за счет средств целевого государственного финансирования Дать студентам, выпускникам вузов, молодым ученым практические знания о бизнесе, которые позволили бы им открыть собственное дело, обеспечить возможность превращения технологической или бизнес-идеи начинающего предпринимателя в быстрорастущий бизнес Ускорение разработки и применения научнотехнических и техникотехнологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы

Основные решаемые задачи - интеграция потенциала научных организаций, вузов и инновационных структур; - развитие новых, прогрессивных форм инновационной деятельности; - выполнение совместных разработок и использование их в учебном процессе; - переподготовка кадров, востребованных современной промышленностью и наукой; - привлечение талантливой молодежи к работам в НОЦ; - обеспечение создания рабочих мест для молодых специалистов; - обеспечение финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности - организация инновационной деятельности с целью решения актуальных научно-технических и технологических проблем и задач; - отбор и продвижение наиболее жизнеспособных и экономически эффективных инновационных предложений, научнотехнических разработок; - поиск источников финансирования для доведения инновационных предложений и разработок до коммерческого освоения и внедрения; - стимулирование создания самостоятельных малых инновационных предприятий на основе принципов самофинансирования и самоокупаемости - проведение экспертизы разрабатываемых инновационных продуктов, анализ эффективности научных исследований прикладного характера, применения новых технологий; - оценка эффективности необходимых финансовых и материальных затрат на реализацию соответствующих проектов, составление бизнес-планов; - разработка форм и методов поддержки прикладных научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, востребованных рынком; формирование информационного банка по имеющимся завершенным технологиям и разработкам, которые могут быть востребованы промышленностью - содействие созданию и развитию новых наукоемких технологий и организации производства конкурентоспособной продукции в условиях рынка; - предоставление вновь создаваемым и находящимся на ранней стадии развития фирмам на льготных началах оборудованных офисных площадей для улучшения стартовых условий создания бизнеса; - оказание помощи в регистрации малого предприятия, в техническом обеспечении проекта; - концентрация всех консалтинговых услуг в едином комплексе; - содействие продвижению продукции на рынок, включающее маркетинг, рекламную и выставочную деятельность - развитие российских высокотехнологичных производств; - стимулирование развития отраслевой экономики, в т. ч. за счет использования современных технологий, высокотехнологичной продукции и услуг; - повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики; - обеспечение увеличения объемов иностранных инвестиций; - создание условий для размещения международными высокотехнологичными компаниями своих производств на территории России; - увеличение объема экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, производимых российскими предприятиями в сфере высоких технологий

их отличие от педагогических принципов заключается в том, что андрагогические принципы обучения определяют деятельность, прежде всего, обучающихся по организации процесса обучения, в то время как педагогические принципы главным образом регламентируют деятельность обучающего. Тем не менее, задача состоит не в том, чтобы отменить или заменить педагогическую модель обучения, а в том, чтобы по мере взросления человека, развития его как личности, накопления жизненного опыта все шире применять в его обучении андрагогические принципы. В связи с этим современный преподаватель высшей школы просто обязан наряду с педагогическими приемами владеть приемами андрагогики и, соответственно, его профессиональная переподготовка и повышение квалификации должны обязательно включать современную практику обучения взрослых.

В результате взаимодействия и взаимовлияния институционального и методологического обеспечения как базовых ресурсов, в рамках методологического обеспечения формируются факторы, характеризующие практическую инновационную деятельность. С учетом требований к формированию и развитию инновационного потенциала с позиций решения стратегических задач образовательной организации в качестве факторов, определяющих успешность и эффективность инновационной деятельности, нами выделены:

- модульно-компетентностный подход;

- личностно-ориентированная организация обучения;

- вариативность образовательных услуг;

- современные технологии обучения;

- опережающее обучение.

Выделенные факторы, с одной стороны,

являются результатом формирования и развития инновационного потенциала, а с другой - сами участвуют в формировании и развитии инновационного потенциала образовательной организации. Перечисленные факторы в равной мере относятся как к высшему, так и к дополнительному профессиональному образованию. Остановимся на каждом из них подробнее.

В новых условиях традиционное понимание профессионального образования как усвоения определенной суммы знаний, основанного на преподавании жестко обозначен-

ного набора дисциплин, является явно недостаточным и, более того, существенно сдерживает формирование у обучающихся нового стиля инновационного мышления. В отличие от традиционного, важными составляющими содержания образования должны стать учебный материал и образовательные технологии, основой которых являются не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, методы познания, т. е. процедуры рефлексивного характера, которыми должен овладеть обучающийся в их единстве и взаимодополняемости.

Конкретной формой реализации процесса модернизации образования стал поиск перспективных подходов к повышению качества образования, одним из которых является компетентностный подход. Данный подход заключается в развитии у обучающегося набора компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе и профессиональной среде. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в команде, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [7].

Одной из наиболее результативных технологий реализации компетентностного подхода в инновационно-ориентированном образовании на сегодняшний день считается модульное обучение. В образовательном процессе модуль трактуется как относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование определенных профессиональных компетенций. Большинство специалистов под понятием «модуль» понимают автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и межпредметных связей), методическое руководство и систему контроля [8].

Фактор личностно-ориентированного непрерывного образования предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной об-

разовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем.

Еще один фактор, характеризующий один из основных путей гуманитаризации не только содержания, но и самого процесса обучения, - вариативность. Вариативность образовательных услуг проявляется в способах получения образования, типах и видах образовательных учреждений, разновидностях учебных курсов (обязательные, элективные и факультативные), в применяемых преподавателем методах и организационных формах обучения. Вариативность - основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. При этом важно обеспечить каждому обучаемому не только право, но и реальную возможность выбора.

Вариативность форм получения образования предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также семейное образование, самообразование, экстернат. Допускается сочетание различных форм получения образования. А в системе дополнительного профессионального образования обучение может происходить еще и без отрыва от производства, с частичным или с полным отрывом от производства. Это дает человеку возможность, используя разные формы образования, освоить образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, исходя из его потребности в образовании.

Применительно к содержанию процесса обучения, вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять обучаемым варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Вариативный образовательный процесс - взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания, средств и способов деятельности и общения, ценностно-

смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Вариативность методов обучения нашла, в частности, отражение в таком рассматриваемом факторе, как современные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования. Основной контингент слушателей системы дополнительного профессионального образования составляют взрослые люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование и, следовательно, наиболее подготовленные к осознанию требований, определяемых жизненной перспективой, формирующей их образовательную мотивацию. На момент обучения слушатели, как правило, обладают определенным опытом, ответственностью, концентрацией на проблемах, которые они хотели бы разрешить с помощью получаемых в процессе обучения знаний, навыков и умений. Естественно, что и образовательные технологии в обучении взрослых должны иметь свою специфику, которая, в частности, заключается в том, чтобы сами слушатели могли оказывать влияние на образовательный процесс в соответствии с поставленными целями обучения. Это делает необходимым отход от традиционных методов обучения в пользу активного использования интерактивных и инновационных методов, ориентированных на т. н. модель «Обучение действием», когда в образовательном процессе используются деловые игры, кейсы, «мозговые штурмы», самостоятельная подготовка, обучение с помощью компьютерных средств, традиционное обучение, а также тренинги, мастер-классы, стажировки [9].

В организации образовательного процесса важно использовать набор педагогических технологий и методов, способствующих эффективному достижению поставленных образовательных целей на каждом этапе обучения. Одним из перспективных для системы дополнительного профессионального образования подходов, используемых в инновационном образовании, является «контекстное обучение», когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. В этом случае использование лекций, в их классическом виде, как основного метода, при обучении взрослых должно

быть ограничено, поскольку речь идет об обучении взрослых и главная задача - не только дать знания, но и развить умения и навыки. Однако краткая, четко структурированная лекция может создать рабочее настроение в аудитории, вызвать интерес к теме сообщения, содействовать вовлечению участников в процесс обучения. Необходимо, чтобы материал имел высокую степень новизны, был четко структурирован в соответствии с поставленной целью, широко использовались технические средства, был подготовлен необходимый раздаточный материал, применялись интерактивные методы изложения материала. В последнем случае лекция может принять форму диалога со слушателями при доминирующем положении лектора. Однако такая форма требует от него хорошего знания предметной области и хорошо развитых педагогических навыков.

Круглый стол как форма диалога между слушателями дает возможность активно заявить свою позицию, высказать мнение по обсуждаемой проблеме и, главное, обменяться имеющимся опытом. При этом преподаватель выполняет только координирующую роль, обеспечивая бесперебойность процесса и устраняя возникающие конфликты.

Деловые игры как метод активного обучения в практике образовательных технологий должны занять ведущее место в силу возможности максимально приблизить условия обучения к реальной практике. Основная цель проведения любой деловой игры - это формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. Главная задача - подготовить интересный, приближенный к реальности сценарий деловой игры; четко «прописать» роли участников, определить правила игры; грамотно обсудить игру и действия участников, имеющих заранее заданные роли.

Опережающее обучение как очередной рассматриваемый фактор имеет непосредственное отношение к занятости населения, взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг. Одной из наиболее острых проблем в сфере занятости является дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, который формируется под влиянием несовпадений вакансий и наличия безработных, имеющих соответствующие профессии, во времени, по образо-

ванию, возрасту, оплате труда. Исследования и опыт практической работы показали, что эффективной формой обеспечения занятости безработных граждан в современной ситуации может рассматриваться их профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, реализуемые структурами дополнительного профессионального образования. При этом сфера образования рассматривается, с одной стороны, как инструмент «занятости», с другой - как создание условий для инвестирования в квалификацию работников.

Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию относительно освоения профессии и выбора сферы трудовой деятельности. В этой связи, предлагается развивать практику опережающего обучения выпускников, имеющих риск не быть трудоустроенными, по выявленным новым сегментам рынка труда, обладающим потенциалом роста и способным потребовать значительного количества трудовых ресурсов. Для этого любая структура дополнительного профессионального образования должна обладать свойствами мобильности, гибкости, открытости. Мобильность позволяет перестроить образовательную программу, гибкость дает возможность сориентироваться под потребности сегодняшнего рынка труда и прогнозировать будущие потребности. Открытость системы позволяет в случае необходимости быстро переключиться на переподготовку новой категории граждан в новом сегменте рынка труда или расширить географию предоставления образовательных услуг дополнительного профессионального образования для уже сложившегося сектора рынка труда.

Рассмотренные в рамках методологического обеспечения факторы, характеризующие практическую инновационную деятельность и определяющие успешность и эффективность образовательной организации на рынке образовательных услуг, совместно с базовыми ресурсами, частью которых они являются, представляют основу формирования и развития инновационного потенциала образовательной организации. Наличие сформированного инновационного потен-

циала, с одной стороны, позволяет использовать в образовательной деятельности новейшие достижения науки, техники, технологии, обеспечивая тем самым высокое качество обучения и гарантию конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, с другой - быстро адаптироваться к меняющимся условиям и потребностям личности, предприятия, региона, удовлетворяя эти потребности в изменяющихся социально-экономических условиях.

1. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. Н.М. Макарова. Москва; Вильямс, 2007.

2. Мартыненко О.О., Черная И.П., Антонов А.Г. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2. С. 24-34.

3. Дорошенко Ю.А., Кочеткова О.В. Управление формированием и развитием инновационного потенциала предприятия // Совершенствование механизма хозяйствования в современных условиях: Международная научно-практическая Интернет-конференция

1-30 ноября 2004 г. иКЬ: http://conf.bstu.ru/ conf/docs/0028/0492.doc (дата обращения:

15.09.2009).

4. Рубанов А.М. Технология управления инновационным потенциалом образовательной организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования: монография. Тамбов, 2008.

5. Калинин В.Ф., Молоткова Н.В., Рубанов А.М. Опережающее профессиональное обучение для рынка труда Тамбовской области // Пла-

нирование подготовки специалистов в условиях уровневого высшего образования: труды Всероссийской научно-практической конференции (15-17 апреля 2009 г.) Петрозаводск, 2009. С. 70-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003. № 4. С. 21-28.

7. Рубанов А.М., Молоткова Н.В. Проектирование инновационно-ориентированного содержания дополнительного профессионального образования на основе модульно-компетент-ностного подхода // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 7 (75). С. 165-175.

8. Звягина А.М., Бодякова Л.С. Реализация мо-дульно-компетентностного подхода при подготовке студентов по специальности 080110.52 экономика и бухгалтерский учет в Курском государственном политехническом колледже // «Использование программных продуктов фирмы «1С» в инновационной деятельности учебных заведений» доклады и выступления участников восьмой Международной научнопрактической конференции. Москва, 2930 января 2008 г. // Фирма 1С: [сайт]. иКЬ: http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/conf8 Ш (дата обращения: 03.10.2009).

9. Кудинова И.А., Рубанов А.М. Использование активных методов обучения при подготовке специалистов по размещению государственных и муниципальных заказов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2009. № 2 (16). С. 115119.

Поступила в редакцию 29.09.2010 г.

UDC 378.14

BASE RESOURCES OF FORMATION AND EVOLUTION OF INNOVATION CAPACITY OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Aleksander Mikhailovich Rubanov, Tambov State Technical University, Tambov, Russia, Candidate of Technics, Associate Professor, Director of Regional Center for Advanced Training and Retraining of Specialists, e-mail: amruba-nov@yandex.ru

Natalia Vyacheslavovna Molotkova, Tambov State Technical University, Tambov, Russia, Doctor of Education, Professor, Head of Technology and Organization of Commercial Activity Department, Vice Rector for Pre-university Education, e-mail: nmolotkova@list.ru

Base resources of formation and evolution of innovation capacity of educational institution as subject of market relations are institutional and methodological supply, interaction of which characterizes the practical innovational activity and determinative the success and effectiveness of educational organization on the market of educational services, factors influencing on formation and development of innovation potential of educational organization.

Key words: innovation resources; innovation forms of activity; educational organization; market of educational services; market of labor; formation of innovation potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.